IV. Пророческий дар

Значение пророческого дара можно оценить только в свете его самого значимого произведения. Л. Э. Фрум (9, т. 4, с. 966) поясняет: «Осознание того факта, что Библия, особый продукт дара пророчества, есть лучший дар Бога человечеству после Христа и Святого Духа, поднимает дар пророчества из области некой странной выходки на высочайший уровень в смысле реализации дивного плана искупления».

Поскольку дар должен иметь получателя, необходимо задать два вопроса: (1) Кто получает дар пророчества? (2) Какова роль таких людей в Церкви Христовой?

А. Определение терминов

Несколько слов переведены в Библии как «пророк». Было бы полезно определить тот смысл, который передан этими словами. В Ветхом Завете три слова переводятся как «пророк». Хозех и роэх означают «провидец» и подчеркивают способ общения между Богом и пророком, а именно: через визуальное представление. Наиболее часто используется слово наби, которое как будто коренится в идее «объявлять». Таким образом, пророк — это «объявляющий» или «возвещающий весть». Хорошим примером этого предназначения наби может служить Аарон, который был устами Моисея во дворе фараона (Исх. 7:1).

Объединив понятия, содержащиеся в трех еврейских словах, мы можем сказать, что пророчество в Ветхом Завете является: (1) вестью от Бога, которая может содержать предсказания или не содержать их; (2) она принимается тем, кому дан пророческий дар и (3) должна возвещаться конкретным слушателям.

Когда авторы Нового Завета говорили о пророческих вестях, обычно они имели в виду писателей Ветхого Завета. В новозаветном мире греческое слово профетес (пророк) не только означало человека, говорившего от имени Бога, но также философа, учителя, историка или специалиста в научных областях. В христианской общине также были пророки: мужчины и женщины, говорившие от имени Бога.

Б. Пророческое призвание

Ведутся споры по поводу того, составляет ли пророческое призвание и наделение пророческим даром «пророческую должность», или этот дар строго функционален. В любом случае в Библии записаны разные динамичные события, связанные с призванием пророка и наделением этим даром. Например, Бог обратился к Моисею в пламени горящего куста (Исх. 3:4); Илия накинул свой плащ на плечи Елисея (3 Цар. 19:19–21); Исаия стоял перед лицом Бога, и его уст коснулся горящий уголь с жертвенника (Ис. 6); Иеремии было сказано, что Бог избрал его пророком до его рождения и что Бог коснулся его уст (Иер. 1). Амос был одним из пастухов фекойских, когда получил призвание (Ам. 1), а Павел пал на землю, когда его осияла слава воскресшего Христа (Деян. 9:1–9).

Другие отождествляются с пророками, хотя ни слова не говорится об их впечатляющем, драматичном призвании. Они появляются в истории, совершают определенное им дело и исчезают. Отсутствие информации не отрицает возможности драматичного переживания при получении призыва и не означает, что у них не было пророческого дара.

Однако у всех истинных пророков есть нечто общее. Несмотря на то, что некоторые не желают принимать на себя ответственность, возложенную на них Богом, они (446) склоняются в смиренном послушании перед Призывающим их. Такая покорность исходит из сердца, преображенного силой Святого Духа, и отражается в словах таких пророков, как Самуил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10) и Исаия: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).

Цель пророческого дара — быть средством общения между Богом и человечеством. Поскольку дела Бога в истории оказывают существенное влияние на Его народ, Бог намерен уведомлять его о Своих планах. Амос заверяет: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (3:7).

Различные пророческие вести, записанные в Писаниях, показывают предназначение этого дара: направлять, советовать, наставлять, назидать, утешать, открывать будущее, обличать, предупреждать о грядущем суде и призывать к возрождению, и это всего лишь некоторые из них. В целом пророчество открывает творческие и искупительные действия Бога, которые сосредоточены в Иисусе. Оно обеспечивает руководство, которое все, устремляющие свои взоры веры к вечной надежде, должны исследовать и которому они должны повиноваться.

В. Принятие и передача вестей

Истинное пророчество состоит из Божьего откровения и возвещения о том, что открыто. Поддельное пророчество всегда включает весть, но никогда не содержит Божественного откровения. Моисей говорит: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных»… то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего» (Втор. 13:1–3). В этом случае сон дается не Богом, а другим источником.

Бог подтвердил Аарону и Мариами, что истинные пророки получают откровение от Него, сказав: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12:6). В этом утверждении изложены два наиболее частых средства, с помощью которых Бог общается с человеком, избранным для принятия пророческого дара (см. Откровение/вдохновение III, IV).

I. Видения

Пророк в видении может видеть символическое изображение событий, которые будут иметь место в будущем, или увидеть фактические события, происходившие в прошлом или которые должны вот–вот случиться. Пророк может беседовать с Богом и ангелами, получать информацию о делах народов, царей и простолюдинов, а также выходить за границы известного нам времени и реальности и видеть события, которые произойдут в конце великой борьбы и в вечности.

В Писаниях описываются физические явления во время видения, которые некоторыми могут расцениваться как часть «экстатического» опыта. Например, Валаам рассказывает о том, как он пал ниц и видел видение Всемогущего и слышал Его слова, тогда как глаза его оставались открытыми (Чис. 24:3, 4, 15, 16). Даниил совсем обессилел, пал на лицо свое и, казалось, впал в глубокий сон. Он почувствовал, как его коснулась рука, которая поставила его на руки и колени. Когда ему было велено встать прямо, он почувствовал прилив сил и встал, трепеща, хотя дыхания в нем не было (Дан. 10:8–11, 17). Павел был потрясен светом, который озарил его и ослепил на некоторое время (Деян. 9:3–8). Иоанн замертво упал на землю (Откр. 1:17).

Физическое состояние Елены Уайт во время видения напоминало вышеописанное. Об этом состоянии подробно рассказывали многочисленные свидетели. Оно характеризуется потерей физических сил, после чего в пророка входит сверхъестественная сила, отсутствие дыхания, открытые глаза, которые как будто разглядывают что–то вдали, полная утрата связи с окружающей действительностью и пребывание в абсолютном мраке в течение какого–то времени после окончания видения. Хотя все эти физические явления пробуждают интерес у людей, содержание вести, полученной от Бога, является подлинным объектом внимания.

2. Сны

Бог также уведомил Аарона и Мариам, что общается с пророком посредством пророческих снов. Вести, принятые во сне, не уступают тем, которые даны в видениях; разница в том, что они даются пророку во время сна.

Бог также общается посредством снов и с другими людьми, не являющимися пророками. Например, в символе истукана царю Навуходоносору был показан во сне будущий ход человеческой истории. Даниилу, пророку Божьему, было дано истолкование того, что Навуходоносор видел в «ночном видении» или сне (Дан. 2).

Когда Елену Уайт спросили, откуда она знает, что во сне с ней общается Бог, и что это не просто сон, какой видят обычные люди, Елена Уайт сказала, что тот же ангел, который посетил ее во сне ночном, сопровождал ее во время дневного видения (24, с. 7).

3. Слово Господне

Не все откровения приходят через сны или видения. Во многих местах пророческих писаний вдохновенные писатели ссылаются на такой Божий метод передачи, как «и было ко мне слово Господне», помимо ссылок на сны или видения (ср. с Иер. 1:4; Иез. 6:1; Ос. 1:1). Похоже, что это первоначальное выслушивание откровения от Господа к пророку.

4. Исследовательская модель

Лука упоминает еще об одном выражении истинного пророчества, таком как исследование. Во вступлении к своему Евангелию он ссылается на очевидцев жизни и служения Иисуса, а также на служителей Слова в качестве своих источников. Здесь не идет речи о снах и видениях, хотя они вовсе не исключаются, но недвусмысленно говорится о беседах, посредством которых Луке были переданы [паредосан] факты из жизни Иисуса (Лк. 1:2).

Елена Уайт следующим образом обосновывает необходимость исследований в пророческом служении: «Богу было угодно сообщить миру истину посредством людей, и Он Сам через Святого Духа наделил их способностями для этого труда, определенным образом направляя их мысли и подсказывая, что говорить и писать» (Великая борьба, vi). Понимание того, что Божественное вдохновение включает в себя не только сны и видения, данные (447) Святым Духом, но также и водительство Духа для собирания информации путем исследований, должно помочь читателям принять тот факт, что в некоторых случаях канонические и неканонические писатели, вдохновленные свыше, пользовались разными источниками при создании своих литературных произведений.

5. Передача вести

Пророческие вести передавались по–разному. Многие — устно отдельным людям или группам людей (2 Цар. 12:7–12; Деян. 21:10–12). Некоторые посылались посредством писем (Иер. 29; Откр. 2, 3; новозаветные послания — это письма, посланные церквам или людям вдохновленными свыше писателями). Многие свои вести, обращенные к вавилонским пленникам, Иезекииль передавал с помощью пантомимы (Иез. 4; 5; 12 и т. д.).

Некоторые вдохновленные писатели использовали литературных помощников при написании вестей, полученных от Бога. Например, Варух помогал Иеремии записывать все наставления, которые Господь давал ему (Иер. 36:1–4). Когда оригинал был уничтожен царем Иоакимом, Иеремия снова продиктовал вести Варуху с некоторыми добавлениями (Иер. 36:32).

Павел, похоже, также пользовался помощниками при написании своих посланий. Тертий писал Послание к Римлянам (Рим. 16:22). Некоторые послания заканчиваются приветствием, написанным его рукой, а это значит, что сами письма были записаны другими людьми. В качестве примера можно привести Послания: 1 Коринфянам, Колоссянам, 2 Фессалоникийцам и, возможно, Галатам. Возможно, то же самое происходило и при написании других посланий.

6. Пояснение

Дар пророчества дан для назидания Церкви (1 Кор. 14:4). По мере того как Дух открывает вести, пророк передает их людям, чтобы они знали волю Божью. Записанные пророческие вести дают возможность многим людям получать наставление в воле Божьей, как она была открыта пророку.

Учителя и проповедники, наставляющие народ Божий путем истолкования Его Слова, имеют дар увещания (Рим. 12:8) или дар учительства (1 Кор. 12:28). Когда учитель и проповедник Слова готовит свои вести, Святой Дух просвещает его разум. Это называется просвещением, но не даром пророчества. Когда вести передаются, их авторитет зиждется на вдохновленном свыше библейском отрывке, из которого они взяты, а не на личных качествах данного учителя или проповедника и не на опыте просвещения (см. Истолкование II.Г).