IV. Комментарии Елены Уайт

А. О понятии

«Условия, на которых Бог поручил нам управлять в Его имении, обязывают нас не только перед Ним Самим, но и перед окружающими. Каждый человек обязан своей жизнью безграничной любви Искупителя. Наша пища, одежда, кров, тело, разум и душа — все искуплено Его кровью. Христос связал нас с нашими собратьями узами благодарения и служения. Он повелевает нам: „Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). „Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40)» (Воспитание, с. 139).

«Идея домостроительства должна иметь практическое значение для всего народа Божьего… Практическая благотворительность даст духовную жизнь тысячам людей, пока еще номинально исповедующим истину, и нынче скорбящим о своей темноте. Она преобразует их из эгоистичных, жадных служителей маммоны в серьезных, преданных соработников Христа в деле спасения грешников» (Советы по управлению ресурсами, с. 112,113).

«Дух щедрости — это дух Неба. Дух себялюбия — это дух сатаны. Жертвенная любовь Христа открылась на Кресте. Он отдал все, что имел, а затем отдал Себя, чтобы спасти человечество. Крест Христов призывает каждого последователя благословенного Спасителя к щедрости и благотворительности. Там был явлен принцип самоотдачи. Когда она воплощается в истинной благотворительности и добрых делах, то это и есть истинный плод христианской жизни. Принцип мирских людей — это брать и получать, и таким образом они рассчитывают добиться счастья; но если рассмотреть все последствия этого плода, то он есть не что иное, как страдания и смерть» (Ревью энд Геральд, 15 ноября 1906 г.).

«Мы никогда не должны забывать, что Бог испытывает нас в этом мире, чтобы определить нашу готовность к будущей жизни. Никто из тех, кто запятнал себя эгоизмом, не сможет войти в вечность. Поэтому Бог проверяет нас, доверяя земное имущество, и смотрит, можно ли доверить нам сокровище вечное. Только когда наша жизнь станет похожа на жертвенную жизнь Христа, мы придем в согласие с Небом и сможем войти туда» (Избранные вести, т. 2, с. 134).

«Работа благодати над сердцем проявляется в том, чтобы делать добро всем людям, когда нам предоставляется такая возможность. Доказательством нашей любви может служить христоподобный дух, желание делиться теми благами, которые дарует нам Бог, готовность проявлять самоотречение и самопожертвование, чтобы способствовать продвижению дела Божьего и удовлетворению нужд страждущего человечества. Нам никогда не следует проходить мимо того, кто нуждается в нашей щедрости. Когда мы поступаем как верные домостроители благодати Божьей, то тем самым показываем, что перешли из смерти в жизнь. Бог даровал нам Свои блага и пообещал нам, что если мы будем верны в нашем домостроительстве, то тем самым соберем себе нетленное небесное сокровище» (Ревью энд Геральд, 15 мая 1900 г.).

«Управитель отождествляет себя со своим господином. Он принимает на себя ответственность управителя и должен действовать и поступать так, как это делал бы его господин. Интересы его хозяина становятся его интересами. Положение управляющего имеет в себе определенное достоинство, так как хозяин доверяет ему. Если же управитель поступает эгоистично и обращает прибыль, заработанную на сделках с собственностью своего господина, в свой капитал, он тем самым показывает, что не оправдал оказанного ему доверия» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 246).

Б. О творении

«Творения природы, на которые мы сегодня взираем, дают нам лишь слабое представление о красоте и славе Едема; тем не менее природа безошибочно возвещает о любви Божьей. Даже сейчас „земля полна благости Господней» и по–прежнему открывает дела великого Зодчего. Она провозглашает, что все сотворено Всемогущим и Великим в благости и милости» (статья в журнале «Вестник Австралии», 1 июня 1900 г.). (481)

«Мы появились на свет, потому что в нас нуждались. Как печально сознавать, что если мы встанем на сторону врага и примкнем к его рядам, то будем потеряны как творения и не выполним своего предназначения. Мы разочаровываем нашего Искупителя; силы, которые Он предназначил для служения Ему, используются для того, чтобы противиться Его благодати и бесподобной любви» (Знамения времени, 22 апреля 1903 г.).

«Все их умственные и душевные дарования отражали славу Создателя. Наделенные незаурядными умственными и духовными дарами, лишь немного уступая ангелам (см. Евр. 2:7), Адам и Ева могли не только распознавать чудеса обозримой вселенной, но также понимали свою нравственную ответственность и обязанности» (Воспитание, с. 20).

«Сила Божья проявляет себя в биении нашего сердца, в работе легких, в деятельности нашей кровеносной системы, состоящей из тысячи разных сосудов. Мы в долгу перед Ним за каждый миг нашего существования и за все радости жизни. Силы и способности, возвышающие нас над низшими творениями, — это дар Творца, Который осыпает нас Своими благами. Мы обязаны Ему пищей, которую мы едим, водой, которую пьем, одеждой, которую носим, воздухом, которым дышим. Без Его особого Божественного провидения воздух стал бы ядовитым и смертоносным. Бог — наш щедрый Податель благ и Хранитель. Солнце, озаряющее землю и прославляющее всю природу, таинственное, величественное сияние луны, слава небесного свода, усеянного сверкающими звездами, потоки, освежающие землю и пробуждающие цветение, замечательные явления природы во всем их богатом многообразии, величественные деревья, кустарники и растения, волны созревшей пшеницы, голубое небо, зеленый ковер травы на земле, смена дня и ночи, чередование времен года — все говорит человеку о любви Творца. Он соединил нас с Собой всеми этими знамениями на небе и на земле» (Сыновья и дочери Божьи, с. 17).

В. О сокровище

«При правильном использовании богатство становится золотой цепочкой благодарности и привязанности, объединяющей человека с его ближними, и крепкими узами, связывающими его с Искупителем. Бесконечный дар дорогого Сына Божьего призывает получателей Его благодати к материальному выражению благодарности. Таким образом, получающий свет любви Христовой оказывается обязанным проливать благословенный свет на другие души, пребывающие во тьме» (Ревью энд Геральд, 16 мая 1882 г.).

«Во Вселенной свои сбережения можно вложить или в Божью сокровищницу, или в сокровищницу сатаны; и все то, что не посвящено на Божье служение, переходит во власть сатаны для укрепления его позиций. Бог хочет, чтобы вверенные нам средства были использованы для строительства Его Царства. Господь доверил деньги своим управителям для того, чтобы они мудро использовали их и возвратили Ему с прибылью спасенных душ. А эти души, в свою очередь, тоже станут доверенными управителями, сотрудничая со Христом в интересах дальнейшего продвижения Божьего дела» (Советы по управлению ресурсами, с. 35).

«Деньги — это благословение, когда пользующиеся ими считают себя управляющими Господа, распорядителями Божьего капитала, которым придется однажды дать отчет в своем управлении» (Наше высшее призвание, с. 192).

«Особая система приношения десятины была основана на принципе, таком же вечном, как и Закон Божий. Эта система десятин была благословением для евреев, иначе Бог не дал бы ее им. Таким же благословением она станет и для тех, кто будет осуществлять ее до конца времени. Наш Небесный Отец установил систему систематической благотворительности не ради Собственного обогащения, а для того, чтобы дать человеку великое благословение. Он видел, что в этой системе очень нуждался человек» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 404, 405).

«Бог предъявляет Свои притязания на нас и на все, что у нас есть. Его требования стоят выше всех других. И в знак признания этих притязаний Он велит нам отдавать фиксированную часть всего, что дарует нам. Десятина и является этой определенной частью. По повелению Господа она посвящалась Ему еще в далекой древности. В Писании упоминается отделение десятины Авраамом. Отец верных отделил десятины Мелхиседеку, „священнику Бога Всевышнего»; Иаков также признавал обязательность отделения десятины. Когда он, сбежав от гнева своего брата, увидел во сне лестницу, соединявшую небо и землю, благодарность его сердца нашла выражение в обете Богу: „Если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть»» (Ревью энд Геральд, 8 декабря 1896 г.).

Г. О талантах

«Каким бы большим или малым ни было имущество человека, пусть он помнит о том, что оно дано ему лишь в управление. За свою силу, умение, время, таланты, возможности и средства он должен будет дать отчет Богу. Это дело каждого; Бог дарует нам Свои дары, чтобы мы были подобны Ему: щедрыми, благородными, доброжелательными, жертвуя для других. Те, кто, забывая о своей Божественной миссии, стремятся только экономить или тратить, потакая гордыне или себялюбию, могут стяжать богатства и удовольствия этого мира; но в очах Бога, Который оценивает их духовные достижения, они несчастны и жалки, нищи, слепы и наги» (Ревью энд Геральд, 16 мая 1882 г.).

«Бог одалживает человеку таланты — ум, чтобы творить; сердце как место Его престола и любви для излития благословений на окружающих; совесть для обличения во грехе. Каждый что–то получает от Господа, и каждый обязан выполнять свою часть, чтобы восполнять нужды Божьего дела… Речь — это талант. Из всех даров, данных роду человеческому, нет более ценного, чем дар речи. Он должен использоваться для провозглашения Божьей (482) мудрости и дивной любви. Именно так должны передаваться сокровища Его благодати и мудрости» (Ревью энд Геральд, 9 апреля. 1901 г.).

«Наш первый долг по отношению к Богу и нашим ближним — это личное развитие. Все способности, которыми Бог наделил нас, должны развиваться до наивысшей степени совершенства, чтобы мы делали наибольшее добро, на какое только способны. Вот почему нельзя считать напрасно потраченным то время, которое необходимо для укрепления и сохранения физического и умственного здоровья. Мы не можем позволить себе препятствовать развитию или ущемлять какую–либо функцию тела или разума. Если мы делаем это, то нам придется страдать от последствий» (Советы по здоровому образу жизни, с. 107).

«Молодые друзья, страх Господень лежит в самом основании всякого прогресса; это начало мудрости. Ваш Небесный Отец предъявляет на вас Свои права; ибо без всяких ваших забот или заслуг Он дарует вам богатства Своего провидения; и, более того, Он даровал вам все небо в одном даре, отдав Своего возлюбленного Сына. В ответ на этот безграничный дар Он ожидает вашего добровольного послушания. Поскольку вы куплены дорогой ценой — драгоценной кровью Сына Божьего, Он требует, чтобы вы правильно использовали данные вам преимущества. Ваши умственные и нравственные способности являются Божьими дарами — талантами, вверенными вам для мудрого употребления и умножения, и вы не вправе зарывать их или отказываться развивать своим бездействием. Вам предстоит решить, будете ли вы добросовестно исполнять возложенные на вас серьезные обязанности и будут ли ваши усилия направлены в нужную сторону» (Принципы христианского воспитания, с. 85, 86).

Д. О миссии

«Поручая Своим ученикам „идти по всему миру и проповедовать Евангелие всякой твари», Христос возложил на них ответственность расширять познания людей о Его благодати. Но в то время, когда одни идут и проповедуют, Он призывает других выполнять свой долг перед Ним и жертвовать для Его дела на земле. Благодаря Ему в руках людей есть средства, которые, представляя собой Его Божественный дар, должны выполнить порученное нам дело спасения наших ближних. Пожертвования представляют собой один из Божьих путей возвысить человека. Именно такую работу нужно выполнять людям, потому что она пробудит глубочайшие симпатии их сердец и призовет практически употребить самые высокие интеллектуальные способности» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 255).

«Но золотое правило имеет еще более глубокое значение. От каждого, по милости Божьей сделавшегося домостроителем многообразной благодати Божьей, требуется, чтобы он поделился имеющимся с душами, находящимися во тьме неведения, в той мере, в какой желал бы этого он, будучи на их месте. Апостол Павел говорит: „Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим. 1:14). Познав Божью любовь, получив дары Его благодати, вы обязаны поделиться этими дарами с самыми невежественными и опустившимися людьми» (Евангелизм, с. 255).

Е. О детях как достоянии

«Родителям вверено самое важное доверенное управление; им дано священное поручение. Они должны сделать свою семью символом небесной семьи, членами которой они надеются стать, когда закончится время их проверки и испытания здесь, на земле. В доме должна царить христоподобная атмосфера. Это самое действенное служение в деле воспитания характера ребенка. В доме должны произноситься только приятные слова. Нельзя допускать криков, произвола и властности в семье. Каждого ее члена следует учить, что он или она должны готовиться к тому, чтобы стать членом царской семьи» (Рукопись 10, с. 324).

Ж. О времени

«Время — это деньги, но многие теряют драгоценное время, которое можно использовать для полезной работы, для совершения своими руками какого–либо благородного дела. Господь никогда не скажет „хорошо, добрый и верный раб» тому человеку, который не напрягает физические силы, данные ему Богом как бесценный дар, чтобы приобрести средства, необходимые для поддержки бедных и принесения даров Богу» (Советы по управлению ресурсами, с. 288).