I. Библейское основание христианской этики

Быть христианином — это призвание, глубоко личное стремление быть особенным человеком, выполняющим уникальную миссию и предназначение в жизни. Подобно Аврааму и ученикам Иисуса, христианин воспринимает Божий призыв как повеление. Авраам оставил дом отца своего, семью и наследство, чтобы идти в страну, где он мог жить как друг Божий (Быт. 12:1–3). Ученики оставили свои рыболовные сети, оставили все и последовали за Иисусом из Назарета, движимые внутренним убеждением, что Бог призывает их к лучшей жизни (Мк. 1:16–29).

В рамках данной статьи невозможно подробно описать образ христианина, а также немыслимо и проанализировать все аспекты христианского поведения. В первом разделе мы подробно разберем три Божественных деяния, на которых основан христианский образ жизни: творение, откровение и искупление.

А. Божье творение

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

1. Люди как живые существа

Писание утверждает, что люди являются уникальным Божьим творением. Этот особый статус они получили в момент сотворения, в шестой день первой недели. На этом статусе основана человеческая личность, достоинство и поведение. Независимо от экономического или общественного положения, образования или пола, происхождение людей объясняется преднамеренным и целенаправленным деянием Бога (Быт. 1:26, 27; 2:7).

«Он сотворил нас, и мы — Его» (Пс. 99:3), — восклицает Давид, как бы предвидя возникновение современных теорий о происхождении рода человеческого. Настаивая на том, что люди и все живое появилось вследствие случайных мутаций, теория эволюции не только противоречит исторически достоверному библейскому повествованию, но и внушает людям совершенно иные представления о самих себе, что приводит к соответствующему образу жизни и поведению. Если человеческое достоинство и уважение даются не Богом, но их надо заслуживать, то мы должны сражаться за то, чтобы сохранить их. В этом случае человеческие взаимоотношения, а также наше отношение к самим себе будут подчиняться эволюционному принципу выживания сильнейшего. Если люди — дети природы и принадлежат только природе, тогда поведение человека лишается одной из фундаментальных основ: ответственности.

Виктор Ф. Франкл высказал мнение, что начало газовым камерам Освенцима положили не государственные деятели, а лекционные залы университетов. Именно там «человек определялся всего лишь как совокупность сложных белковых молекул, которая перемещается по некоей незначительной планете под названием Земля примерно 70 лет, чтобы затем распасться на составляющие его элементы». Нет ничего удивительного, говорит этот чудом выживший узник Освенцима, что мы пожинаем газовые камеры и другие зверства. Когда мы отрицаем, что созданы благодаря Божьей воле, замыслу и действию, то оказываемся во власти человеческой воли, человеческих замыслов и действий. Человеческое существование становится замкнутой системой, над которой довлеет потребность поддерживать гомеостасис и внутреннее равновесие. Напротив, если человек сознает, что обязан своим существованием Богу, это внушает ему чувство принадлежности Творцу и ответственности перед Ним. Такое понимание также обогащает человеческую жизнь возвышенным и благородным смыслом, и тогда поведение человека отражает его внутреннее чувство собственного достоинства и должного уважения к другим людям. (485)

2. Имаго Деи

Бог ясно дает понять, что Он сотворил людей по Своему образу (Быт. 1:26,27). Таким образом, Он даровал им уникальное преимущество быть причастниками Его Божественных свойств — конечно, в ограниченном объеме, доступном сотворенным существам. Эти проявления Божественной природы, из которых мы рассмотрим лишь несколько, являются важными составляющими человеческого естества.

а. Бог остается Самим Собой. Его имя «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Его жизнь не заимствована и неограниченна, и Он сознательно и единолично держит Вселенную в Своих руках. Люди отражают это свойство Бога, хотя и частично. Их жизнь заимствована и зависима; однако они наслаждаются ею, обладая сознанием. Этот дар позволяет людям познавать себя, исследовать и оценивать свои мысли (Рим. 2:15) и поведение (2 Кор. 13:5), а также свое состояние (Лк. 15:17). В отличие от животных и растений, они способны ощущать различия между собой и другими людьми и творениями и обдумывать характер своих взаимоотношений с ними. Эта способность, наряду с разумом, превращает поведение человека в образ жизни, покоящийся на чувстве долга.

б. Бог — разумное существо. Его разум проявляется в премудрости, добром совете и способности разуметь (Иов 12:13) и познавать мысли людей (Пс. 93:11). Кроме того, все творение свидетельствует о способностях Его разума (Пс. 135:5; Притч. 3:19; Иер. 10:12). «Разум Его неизмерим» (Пс. 146:5) и неисследим для человека (Ис. 40:28). Люди отчасти отражают способности Божественного разума. Способность рассуждать дает им возможность анализировать, сравнивать, понимать, быть рассудительными, принимать решения и делать выбор. Эта способность незаменима во всех областях жизни, особенно в нравственной сфере (Лк. 10:26).

в. Бог свободен. Он делает то, что хочет. Никто не может бросить Ему вызов и сказать: «Что Ты делаешь?» (Иов 9:12; Пс. 113:11).

Люди рождаются с потребностью в свободе, и христианство считает ее фундаментальным правом и отражением Божественного характера. Не имея свободы, люди не могли бы выбирать или нести ответственность за свои поступки (Втор. 30:19).

г. Бог свят. Его святость предполагает нравственную чистоту и совершенство. Поэтому грех не может сосуществовать с Ним (1 Ин. 3:5). Люди отражают это свойство, постоянно стремясь к совершенствованию, росту и невинности. Их жизнь и призвание должны быть такими же совершенными, как и Сам Бог (Мф. 5:48).

д. Бог вечен. Он не связан временем (Иер. 10:10) и не подвержен смерти (1 Тим. 1:17; 6:16). От века и до века Он Бог (Пс. 89:3). При творении человек в своей ограниченности, тем не менее, отражал вечную природу Бога через условное бессмертие и неограниченные возможности. После грехопадения, несмотря на смерть, у людей сохранилась жажда бесконечного существования (Еккл. 3:11). Физически, умственно и эмоционально мы все стремимся жить вечно и боремся со смертью всеми силами, употребляя всю нашу волю и средства. Человеческая жизнь наполняется наивысшим смыслом, самым богатым содержанием и надеждой, когда человек ставит перед собой цель достичь вечности, обещанной всем, кто вверяет себя и свою жизнь в спасительные руки Иисуса.

е. Бог есть Личность. Писание говорит, что Ему присуще единство мысли, воли, характера и дел (Чис. 23:19). Люди частично отражают это Божественное свойство. Внутренняя раздвоенность или преобладание одного аспекта человеческой личности над остальными (например, эмоциями) приводит к развитию нездорового характера и препятствует нормальному развитию. Люди никогда не достигают полной внутренней гармонии сами по себе, но, приобретая ценный опыт с помощью Бога, они могут развить высокий потенциал.

Эти составляющие образа Божьего — индивидуальность, здравый смысл, свобода, святость, возможности и характер — убедительно свидетельствуют против экзистенциалистского безличного мира, в котором человек освобождается от какой–либо ответственности. Библия ясно утверждает, что люди — это вполне определенные существа и что их образ жизни должен находиться в согласии с их законами.

Христианский образ жизни восстанавливает, закрепляет, оберегает образ Божий в людях и зависит от него. Когда этот образ проявляется в нас, наши поступки, подобно плодам дерева (Мф. 12:33, 35), свидетельствуют о нашем характере, и образ Божий проявляется все более отчетливо (см. Человек I.Б; Творение I.A.12; Грех I.A).

Б. Божье откровение

«В начале было Слово» (Ин. 1:1). Это слово не просто несло какую–то информацию или предназначалось для общения подобно человеческим словам. Слово, пробившееся через бесконечность молчания и тьмы, было живым Словом, созидающим и несущим важную информацию. Эти два качества Слова Божьего тесно взаимосвязаны со времен творения. Не успели Адам и Ева получить жизнь, как Бог заговорил с ними (Быт. 1:28). На протяжении многих веков в видениях, снах, слышимых голосах, через совесть и исторические события и, наконец, через Сына — воплощенное Слово — Бог сообщал о Своей воле, а значит, творил ее среди людей (Евр. 1:1,2; см. Откровение/Вдохновение II, III).

1. Природа Библии

Эти свидетельства о творении и откровении, собранные и записанные по вдохновению Святого Духа, составляют Библию. Таким образом, Библия содержит Божественное откровение и творческое слово в письменном виде. Святой Дух заверяет, что это не мертвое слово, не собрание древних, благочестивых изречений о Боге, но живое и действенное Слово (Евр. 4:12; см. Откровение/ Вдохновение IV).

Образ жизни христианина не может основываться ни на чем, кроме Библии. Христианская нравственность и этика, выражающиеся в поведении христианина, должны опираться на то же самое Слово. По нескольким (486) причинам никакое другое основание или авторитет не могут способствовать христианскому образу жизни или объяснить его надлежащим образом. Во–первых, греховная человеческая жизнь мертва для доброго и нравственного поведения, поскольку она следует «обычаю мира сего… духу, действующему ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). Любые указания, исходящие от этой человеческой мудрости, будут отражать смертоносный склад ума и не могут принести счастье. Во–вторых, со времени первой лжи, сказанной в Едемском саду, на человеческий разум обрушился целый вал лживых идей и ненадежных философских систем, отвоевывающих у Слова Божьего верность человека. Однако опыт и Писание учат: нельзя доверять тому, что не согласуется со Словом Божьим (Притч. 16:25; Пс. 118:104, 105). В–третьих, авторитет Церкви и человеческая совесть оказывались ненадежными путеводителями, если Священное Писание при этом не было высшим авторитетом.

Если относиться к Библии как к обычной книге, то никто не может ожидать от нее больше помощи, чем от любого другого письменного слова. В этом случае Бог не говорит с ее страниц и она не имеет нравственного или религиозного авторитета ни для отдельных людей, ни для общественных организаций. Не имея высшего авторитета, люди делают то, что хорошо в их глазах, не заботясь о том, хороши ли их действия для окружающих (Суд. 21:25).

Если Библия служит советником, воспитывая и наставляя христианскую общину своей богодухновенной мудростью, тогда можно ожидать положительных результатов. Священное Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Однако полномочия в истолковании Библии могут быть возложены на общину верующих таким образом, что решения церковных соборов и мнения ведущих богословов образуют свод преданий и традиций, которые постепенно берут верх над самой Библией (Мк. 7:7–9). Это опасно, поскольку человеческие слова подчас противоречивы, человеческие мнения предвзяты, а очарование властью (особенно когда люди говорят от имени Бога) ведет к искажению.

С другой стороны, некоторые относятся к Писанию как к достоверному свидетелю, который приводит читателя к личной встрече с Богом. При таком понимании Слово Божье приходит к человеку только в уединении частной жизни, в момент встречи с Богом; при этом Слово Божье не существует в объективной форме вне этого «вечного момента». Этот вывод может иметь самые серьезные последствия; Слово Божье ограничивается моим субъективным восприятием, что может противоречить опыту других и оказываться сугубо личным опытом (см. Откровение/Вдохновение VI.Г).

2. Библия — Слово Божье

Принятие Библии как Слова Божьего требует прежде всего признания того, что библейские писатели раскрывают не собственные взгляды (2 Петр. 1:19–21). Это также влечет за собой признание того, что библейская весть несет Божью волю, поскольку берет начало во вдохновении Святого Духа (2 Тим. 3:16), и по этой причине Библия является значимым, убедительным и авторитетным источником, независимо от того, принимают его люди или нет. Это также требует следования путем людей, доверявших Писанию как Слову Божьему (см. Ис. Нав. 1:8; Пс. 118; Деян. 17:2; Гал. 3:22; 1 Фес. 2:13; 2 Петр. 1:20).

Пример Иисуса заслуживает особого внимания. Во–первых, Иисус полагался на библейский авторитет в вопросах истины (Ин. 10:34–36). Он также признавал и утверждал пророческую природу Библии, ставя ее выше обычных книг (Лк. 4:21; Ин. 13:18). Он указывал на уникальную роль Писания — вести людей к вечной жизни (Ин. 5:39). Когда богатый молодой правитель спросил у Него о том, чем следует руководствоваться, принимая ежедневные решения, разрешая дилеммы, Иисус не указал ему на принцип целесообразности (утилитаризм), личные ощущения (эмотивизм), голос традиций или влияние ситуации (ситуационная этика). Он сослался на письменное Слово, тем самым подчинив все другие нормы Божественному авторитету, выраженному в Библии.

Наконец, Иисус твердо стоял на Слове Божьем, когда противостоял искушению. Человеческий разум, проницательность или даже опыт личной встречи с Богом не затмевали для Него слов Писания. «Написано, — сказал Он, невзирая на последствия (Мф. 4:1–11). Христиане следуют примеру Христа, когда исследуют Писания, чтобы найти руководство при принятии различных решений в повседневной жизни.

3. Библия и христианский образ жизни

Смертность и падшее состояние людей обусловливают потребность в силе, руководстве и опеке на пути духовного возрастания и уподобления Христу. Библия отвечает на эту потребность, указывая на нормы поведения в рамках веры, где служение Божественного прощения и любви способствует возрастанию в благодати.

Библейские нормы помогают ограниченному и греховному человечеству, являясь: (а) авторитетной и абсолютной формулировкой Божьей воли; (б) критерием добра и зла; (в) этическими принципами, охватывающими несколько тысячелетий и множество культур; (г) вдохновляющими и побуждающими примерами, иллюстрирующими последствия послушания или восстания; они указывают на меру преданности во взаимоотношениях с Богом, построенных на любви, и объясняют причины существования данных требований; (д) перечнем конкретных правил поведения.

Ради ясности и четкости полезно разделить все эти нормы на несколько категорий, начиная с общих и абсолютных и заканчивая конкретными и относительными. Мы предлагаем три таких категории для понимания того, как библейская истина влияет на нравственную жизнь. Это общие принципы, нормативные образцы и правила поведения. В данном очерке общий принцип означает объективную, фундаментальную, универсальную и часто абсолютную норму общепринятого поведения. Нормативный образец служит путеводителем от общего принципа к правилу поведения. Последнее является непосредственным, (487) прямым, часто повелительным и профилактическим предписанием, относящимся к нравственному поведению в конкретных обстоятельствах. Оно извлекается из общих принципов с помощью нормативных действий.

а. Общие принципы. Большинство христиан признают, что Десять Заповедей, Нагорная проповедь и другие места Священного Писания являются общими принципами. В этих принципах содержится абсолютная и авторитетная формулировка Божьей воли и проводится разграничение между добром и злом, правдой и неправдой. Заповедь «не прелюбодействуй» действует всегда и повсеместно. Даже в тех культурах, где подобные обычаи не запрещены, супружеская неверность и неразборчивость в половых связях наносят ущерб людям на физическом, нравственном или духовном уровне. Общие принципы поведения прямо соотносятся с человеческой природой (Втор. 30:19, 20) и проистекают из любящей заботы Бога о нашем благополучии.

Однако актуальность Писания не уменьшается и не исчезает полностью на уровне конкретных ситуаций. Люди не остаются наедине со своей совестью, разумом или церковным преданием, без помощи со стороны Слова Божьего. Наш Небесный Отец слишком обеспокоен нашим счастьем и безопасностью, чтобы позволить Своему Слову равнодушно молчать в нашей повседневной жизни (Втор. 30:11–14). Он сильно расстраивается, когда грех и зло губят наше тело, разум и душу. Поэтому Он дает библейские нормы поведения, которые стоят между абсолютными, универсальными принципами поведения и конкретными, непосредственными правилами поведения.

б. Нормативные образцы. На протяжении многих столетий читатели находят на страницах Библии истории из реальной жизни, показывающие им нормы поведения в рамках этики Божьих детей. Если общие принципы играют роль кодексов поведения, библейские нормативные образцы в виде историй иллюстрируют систему ценностей, последствия того или иного выбора и меру преданности, проявленной людьми, уповавшими на Бога (Евр. 12:3, 4). Бог требовал рассказывать или читать об опыте прошлых поколений (Исх. 10:2; Втор. 31:11–13; Пс. 43:2–4), потому что эти истории приводили умонастроения народа в согласие с разумом Бога (1 Кор. 10:11). Они подтверждают, что Божья воля не является произвольной или невозможной.

Библейские истории не только не являются вымышленными или непоследовательными, но все они иллюстрируют один или несколько общих принципов. Более того, не существует противоречия между кодексами (принципами) и наглядными примерами (библейскими нормативными образцами). Фактически общие принципы усиливаются независимо от того, иллюстрирует ли данный пример послушание или непослушание. Например, принцип ясно гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), а история жизни Иосифа устанавливает норму, которую можно выразить таким образом: «Не нарушай данного принципа даже в условиях рабства, когда твои господа принуждают тебя к этому, даже если ты холост, или если тебе угрожают тюрьмой, а быть может, и смертью».

В Священном Писании часто приводятся отрицательные примеры, как в случае с Давидом и Вирсавией (2 Цар. 11:2–27). Давид согрешил, хотя его никто не домогался, в отличие от Иосифа в рабстве. Данное повествование отражает библейские нормы и углубляет принцип верности в рамках супружества (2 Цар. 12:1–25). Эта норма действительна даже для царя, для тех, кто находится у власти, а также тогда, когда данное действие не считается в обществе чем–то отвратительным.

Хотя Священное Писание не может проиллюстрировать примерами каждую деталь наших искушений и дилемм, его летопись окружает нас облаком свидетелей — людей, подобных нам, в поведении которых Бог показывает нормы, которые Он призывает нас соблюдать, чтобы повиноваться Ему (Евр. 12:1, 2). Христианин не будет вдохновляться рассказами, отражающими нормы этого мира, а скорее будет формировать характер в соответствии со Словом Божьим и этикой Царства Божьего (Рим. 12:1,2).

в. Правила поведения. Наконец, Слово Божье содержит множество непосредственных правил, относящихся к конкретному жизненному поступку. Иногда эти правила поведения принимают вид повеления, касающегося поведения человека во время конкретного события или в конкретной ситуации. Каину было велено проявить самообладание (Быт. 4:6,7); Лавану — быть добрым с Иаковом (Быт. 31:24); Петру — вложить меч в ножны (Ин. 18:11), а Филимону — принять обратно своего беглого раба и обращаться с ним, как с братом возлюбленным (Фил. 15, 16). Очевидно, что эти повеления не даны конкретно нам. Тем не менее когда мы сегодня искушаемы решать наши проблемы с помощью насилия, как это пытался сделать Петр, то будет хорошо, если мы прислушаемся к наставлению Христа.

Кроме того, в Библии изложены непрямые, объективные правила поведения, пригодные для руководства в различных обстоятельствах. Так, принцип «не прелюбодействуй» обретает нормативные очертания в опыте Иосифа и Давида, а непосредственное применение — во взаимоотношениях с женой ближнего или с невесткой в законе Моисея (Лев. 20:10–21). Конкретные, объективные правила можно также найти в книгах Притч и Екклесиаста, в Евангелиях и в апостольских посланиях. Многие из них, особенно правила, регулирующие нравственное поведение, остаются неизменными и сегодня.

Однако Библия не является исчерпывающим каталогом конкретных правил поведения. Христиане призваны думать, молиться в борьбе и искушениях, когда они сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами, уповать на помощь и водительство Святого Духа. Слово Божье может провести нас через все неурядицы, когда его принципы, нормативные образцы и конкретные руководящие указания формируют наше мировоззрение.

Быть человеком — значит иметь способность понимать Божью волю. Когда мы сообразуемся с ней, прислушиваясь к библейским примерам, то сохраняем упование на Бога в нашей жизни и основываем свое поведение на твердых принципах (Пс. 111; 118:11). (488)

В. Божье искупление

Божье деяние искупления имеет фундаментальное значение для образа жизни христианина. Бог послал Своего Сына на нашу планету, чтобы преобразовать и воссоздать жизнь человеческую по Своему образу (Ин. 3:16). В притчах о блудном сыне, о потерявшейся овце и драхме Иисус дает Свою оценку греховному состоянию человека (Лк. 15:3–32). Потерянные, беспомощные и осужденные на смерть, люди растрачивают свои силы и таланты на беспокойное блуждание и саморазрушение.

У истоков этой потерянности находится дерзкий, своевольный поступок, продиктованный стремлением к самоутверждению (Быт. 3:1–24). Вкусив запретный плод, люди поставили свою волю выше воли Божьей и противопоставили свой авторитет Божьему авторитету. Такой настрой и поступок Адама и Евы повергли все творение во власть зла, потому что зло — это следствие всякого греха (Рим. 5:12).

Все усилия людей выйти из этого тупика с помощью образования (Платон), работы над собой (буддизм), освобождения пролетариата (Маркс) или стремления к аутентичности «зрелого человека» (гуманизм) оказывались безуспешными. Они не способны устранить причину зла: греховность человека и сам грех. Никакие человеческие жертвы не могут искупить преступление или снять с человека вину, которая лишает душу внутренней гармонии. Таким образом, люди сталкиваются с непреодолимой пропастью между собой и источником своей жизни (Ис. 59:1,2).

По этой причине Иисус пришел «в подобии плоти греховной», чтобы победить грех и греховность в человеческой природе и в поведении, а также открыть путь к примирению с Богом (Рим. 8:3,4). Иисус совершил это Своей смертью и победой на кресте. Ибо именно на кресте грех проявил свою истинную природу как причину всякого зла, и именно на кресте он стал побежденным врагом. Благодаря смерти Христа справедливые требования закона были удовлетворены, так что теперь Бог может приглашать к Себе все человечество, предлагая полноценную жизнь с избытком (см. Спасение I. Д; III).

1. Призыв к покаянию и прощению

Важным шагом на пути к тому, чтобы победа на кресте стала реальностью в жизни человека, является желание ответить на призыв к покаянию (2 Кор. 5:20,21). Расстояние, которое некогда разделяло людей с Богом, теперь должно быть утверждено между каждым грешником и грехом. Это расстояние заключается в сожалении о содеянном ранее, в признании всей полноты ответственности за последствия своих поступков, а также в желании оставить старый путь и начать новый образ жизни.

Существует ряд стимулов для принятия столь радикального решения. Грешник может рассчитывать на Бога. В любви Господа нет ничего такого, чего бы Он ни отдал (Рим. 8:32). Его могущество и авторитет внушают уверенность любому, кто предоставит Ему возможность изменить свою жизнь. У грешника нет ничего, а потому ему (ей) нечего терять. Многочисленные свидетельства людей, ведомых Святым Духом, которые обрели мир и прощение, могут убедить многих скептически настроенных людей. Но наиболее обнадеживающим является тот факт, что как только грешники обращаются, утверждая расстояние между собой и грехом, они слышат другой призыв: следовать за Иисусом.

2. Призыв к ученичеству

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:19,20). Из этого призыва вытекает несколько важных моментов. Во–первых, грешник слышит призыв посреди повседневной житейской суеты. Он удивляет его, прерывая привычный распорядок жизни. Во–вторых, его зовет Сам Иисус. В–третьих, призыв фактически содержит повеление, которое допускает лишь два ответа: положительный или отрицательный. Пренебречь им означает ослушаться, потому что Иисус не желает вступать в долгие переговоры (Лк. 9:59–62). В–четвертых, призыв требует от нас жить во Христе, оставив любые приоритеты, на которые, мы, возможно, ранее полагались.

3. Призыв к вере и послушанию

Один из четырех учеников, Андрей, объясняет, почему он незамедлительно последовал за Иисусом: «Мы нашли Мессию» (Ин. 1:41). Христианин верит и потому повинуется. Но, как говорит нам Дитрих Бонхёффер, обратное тоже верно. Ученик должен быть послушным, чтобы веровать. Если послушание и вера не идут рука об руку, христианская жизнь так и не начнется.

«Лишь у дьявола есть ответ на наши нравственные затруднения, и он говорит: продолжайте выдумывать проблемы, и вы избежите необходимости повиноваться… Когда человек слишком серьезно относится к нравственным затруднениям, когда они мучают и порабощают его, не оставляя ему возможности свободного повиновения, именно тогда открывается его полное безбожие… Единственно, что имеет значение, это практическое послушание» (3, с. 63).

Существует множество причин для послушания и веры. Поскольку нас призывает Иисус, Мессия и Спаситель, никакие скрытые мотивы не заставят нас изменить нашему упованию. Бог лучше знает, что для нас хорошо; Он не ограничен во времени, пространстве или познании подобно нам, людям (Притч. 27:1). Кроме того, Он есть Творец. Ко всему прочему, Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Он не может оставаться отстраненным или оставить нас в неведении или беспомощности. Христианское послушание совершается в контексте этих любящих отношений между Небесным Отцом и Его земными детьми. Часто отсутствие охотного послушания указывает на необходимость более глубоких отношений с Богом.

4. Призыв к святости

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: „будьте святы, потому что Я (489) свят»» (1 Петр. 1:14–16). Святость есть высшая цель искупления. Два основных значения слова «святость» применимы к христианскому образу жизни.

а. Святость как отдельность. Святость Бога отделяет Его (Исх. 3:5; 19:18, 24; Ос. 11:9) от других существ и делает независимым от остального творения и неприступным для него. Тем не менее Он небезучастен к нуждам и страданиям людей в их падшем состоянии (Пс. 13:2; Притч. 15:3; Мф. 10:29–31; Лк. 12:6, 7; Деян. 14:16, 17).

Призыв к святости — это приглашение к жизни, которая отделена от страстей, моды и греховных путей. Это призыв выйти и отделиться (Ис. 52:11; 2 Кор. 6:14–18), избегать влияния этого мира.

В Своей молитве Иисус упоминает о необходимом разделении, которое должно существовать между Церковью и миром: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16). Ученик Христа отделен, освящен Словом (ст. 17) и твердо предан своему Господу. Некоторые измерения в жизни и внутренней сущности христианина не являются относительными и не могут служить предметом сделки — компромисс невозможен. «Да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем», — заявили Седрах, Мисах и Авденаго (Дан. 3:18).

Призыв к святости — это призыв быть в мире, но не от мира. Иисус подчеркивает этот факт, когда говорит о новом статусе Своих учеников: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14–16). Свет светит не ради себя самого; и христиане не должны служить себе. Свет не может быть поглощен тьмой (Ин. 1:5); напротив, христиане превозмогают ночь невежества и греха светом святого образа жизни.

б. Святость как нравственная чистота. Библия заявляет, что святость Бога состоит в абсолютном разделении с грехом. Его поступки, слова, замыслы и взаимоотношения безупречны и безгрешны. В Нем нет никакого греха или скверны (Ис. 5:16; 1 Петр. 1:15; 1 Ин. 1:5). Он нравственно чист.

Призывая людей к святости, Бог приглашает их жить в нравственной чистоте: «Блаженны чистые сердцем», — говорит Иисус (Мф. 5:8). Эта чистота будет проявляться как в сущностном, так и в поведенческом или экзистенциальном измерениях человеческого естества. Важность первого измерения ясно проиллюстрирована словами Иисуса: тип и качество плода зависят от типа и состояния дерева (Мф. 7:16–20). Никто не собирает виноград с терновника или смоквы с репейника. Нормальное, здоровое дерево будет приносить качественный плод. Точно так же добрая жизнь естественно произрастает из того добра, которое хранится в сердцах мужчин и женщин (Мф. 12:35).

Но как можно стать святым, добрым, благородным и чистым, если люди зачаты в беззаконии и рождены в грехе, как восклицает псалмопевец (Пс. 50:7), — то есть в состоянии, совершенно несовместимом со святостью? Как может некто, привыкший делать злое, сразу же произвести добрый плод (Иер. 13:23)? «Без меня не можете делать ничего», — говорит Иисус (Ин. 15:5).

Хотя мы не можем здесь подробно останавливаться на даре оправдания, упомянем несколько ключевых моментов (см. Спасение III). Библия не учит, что преобразование характера происходит благодаря врожденной доброте, которую нужно только лишь утвердить и высвободить. Любое учение, призывающее людей преобразовывать самих себя, противоречит как Библии, так и человеческому опыту, от кого бы оно ни исходило: от либерально–оптимистичных взглядов на человеческую природу или от очарования человеческими возможностями, которое свойственно движению «Новый век».

Священное Писание использует многочисленные иллюстрации, чтобы показать, как греховное существо может стать святым и как греховный разум, воля и эмоции могут очиститься. Иисус называет это преобразование рождением свыше (Ин. 3:1–15). Павел говорит о нем как о новом творении (2 Кор. 5:17), которое достигается посредством смерти, погребения и воскресения (Кол. 2:12–14). Возникновение такого нового существа — это исключительно дело Бога. По Своей любви Он разрывает порочный круг греха, предлагая прощение и свободу от вины и долга. Грешник порывает с тем, что ему раньше было дорого и, заново посвящая себя Богу, направляет все свои силы на то, чтобы приносить плод Духа (Гал. 5:22,23). Это оправдание.

Святость как нравственная чистота — это динамичное понятие в христианстве, а значит, выражается не только в естестве рожденного свыше христианина, но также и в его или ее поведении. Обращаясь к рассеянным пришельцам, апостол Петр утверждает, что они возродились «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петр. 1:1–4). Это прекрасное описание Божьего оправдания (2 Петр. 1:4).

Однако искупление на этом не останавливается. Оправдание зарождает в человеке жажду святости и начинает процесс освящения. Оправдание делает нас праведными и запускает в действие процесс возрастания в благодати, «доколе достигнем зрелого возраста Христова» (Еф. 4:13, 14). Когда первые христиане стали оправданными, их начали называть «святыми» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:2). Павел написал ефесянам, что они избраны быть святыми и непорочными (Еф. 1:4); затем он умолял их вести жизнь, достойную их призвания (Еф. 4:1). Бог сначала усыновляет и удочеряет нас, называет святыми, а потом просит отражать эту новую реальность в нашем поведении. Оправдание неотделимо от освящения. Освящение олицетворяет собой и увековечивает оправдание.

Апостол Петр цитирует Лев. 11:44: «Но, по примеру Призвавшего вас Святого, и сами будьте святы». Затем он добавляет короткую, но многозначительную фразу: «во всех поступках» (1 Петр. 1:15). Первая часть относится к оправданию; вторая — к освящению. Святая жизнь оправданного грешника будет примечательна не светящимся нимбом над головой, но будет проявляться в речи, образе жизни, поведении, питании, развлечениях и выборе друзей. Все это будет освященным, отделенным от греховных, мирских ценностей и путей, отражая тот факт, что христианин превыше всего верен Богу.

К святости нас призывает Тот самый Бог, Который сотворил нас. Он знает, что мы можем, а что не можем (490) сделать своими силами; Он также знает, чего мы можем достичь с Его помощью. Начавший в нас доброе дело также и завершит его (Флп. 1:6). Он не начинает дело, если не уверен в том, что его можно закончить (Лк. 14:28–32). Он также призывает нас быть такими учениками, которые полностью отрекутся от мира (стих 33) и предоставят Ему возможность действовать. Бог не призывает нас претендовать на собственную святость или хвалиться своей безгрешностью, чтобы не упасть, когда нам кажется, что мы стоим (1 Кор. 10:12). Павел говорит: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14).

5. Призыв к любви и послушанию

В своем поведении христианин поднимается над врожденным стремлением к самосохранению, заботой о себе, над жаждой абсолютной личной автономии, потому что главной целью каждого поступка христианин считает послушание Богу и бескорыстное служение ближним (Ин. 14:15; 1 Кор. 13). Такой образ жизни согласуется с библейским определением любви и центральной вестью Библии. Цитируя Ветхий Завет (Лев. 19:18), Иисус описывает жизнь христианина с точки зрения любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37–40). Любовь — это не внутренний настрой или чувство; это деятельность. Она мотивирует и контролирует все личные, межличностные и общественные отношения. На личностном уровне христианская любовь вдохновляет человека быть смиренным, но не терять при этом самоуважения и чувства собственного достоинства. Она побуждает к самоотречению, которое не ведет, однако, к самоуничтожению. Христианин будет заботиться о своем теле, разуме и душе таким образом, чтобы сохранять и обогащать свою индивидуальность, а также достигать счастья. В межличностных и общественных отношениях любовь требует такого же уважения к личностным особенностям и счастью каждого, независимо от возраста, расы, пола или статуса (Гал. 3:28,29).

Любовь есть высший плод Святого Духа (Кол. 3:14; Гал. 5:22) и конечный результат искупительного действия Бога. Ее истоки и причину следует искать в Нем (1 Ин. 4:10, 11, 19). Следовательно, отправным пунктом для человеческой любви служит любовь Бога, которая разрывает порочный круг эгоцентризма, переносит отвержение и ненависть и предлагает себя в живую жертву людям, не вызывающим симпатии. Когда люди ощущают потребность откликнуться на нее аналогичным образом, любовь Божья, способность любить «изливается в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Первый результат — это растущее убеждение, что мы можем называть Бога «Авва, Отче!» (Рим. 8:15) и что мы приходимся Ему сыновьями и дочерьми. В то же самое время мы видим в наших ближних братьев и сестер, достойных нашей любви, заботы и сострадания.

Любовь и послушание встречаются во взаимоотношениях с Богом и ближними, построенными на любви. Пришельцу и сироте не нужно быть послушными. Раб также не может быть послушным, поскольку ему необходимо беспрекословно подчиняться и повиноваться. Но ребенок, который любит родителей и которые любят его, отвечает послушанием. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Часто любовь Бога ассоциируется с послушанием (Втор. 6:4–6; 30:16; Гал. 5:14; 1 Ин. 5:3), потому что фактически любовь получает удовольствие от послушания, и послушание олицетворяет любовь (Пс. 39:9). Христианин исполняет Божью волю без страха перед наказанием (Рим. 8:15; Ин. 4:18), будучи уверен в том, что, когда закон Бога нарушается, Господь готов простить кающихся грешников. Следовательно, лишь наш непрерывный отказ откликнуться послушанием на Божью любовь может разлучить нас с Ним (Мф. 23:37; Рим. 8:35–39).

Библия описывает образ жизни христианина как безоговорочную любовь. Категорично, недвусмысленно и ясно Бог определяет природу любви в двух измерениях. Во–первых, Он показывает образ действий (Ин. 3:16), качество отношений (Ин. 15:13, 14; Рим. 5:8) и тип личности (1 Ин. 4:8), которые любовь требует. Во–вторых, Он в письменном виде излагает нормы, лежащие в основании человеческой любви с точки зрения поступков, отношений и личностных качеств (Исх. 20:1–17).

Библия ничего не знает о гипотетической, неопределенной любви, не связанной с поведением человека. Иногда можно услышать мнение, будто Иисус (Мф. 22:40) и Павел (Гал. 5:14) пропагандируют эту разновидность недосягаемого идеала, устанавливая дистанцию между законом (Божьей волей) и любовью (Божьими делами). Приверженцы этой точки зрения ставят любовь на первое место, а закон объявляют вторичным или вспомогательным: любовь делает закон ненужным, говорят они.

Однако, похоже, что верно как раз обратное. Закон Божий выражает любовь в виде суждений — подобно тому, как в истории человечества Бог доказывал Свою любовь поступками. Мы не должны усматривать несоответствия между любящей волей Бога (Его законом) и Его любящими поступками. На самом деле, когда Иисус утверждает, что вся суть того, о чем говорили закон и пророки, выражается в любви, Он опровергает предположение, будто закон и любовь противоположны друг другу. Скорее, они — две стороны характера нашего Небесного Отца. Одна сторона с любовью, но твердо защищает от зла, заповедуя счастье и благополучие; другая действует творчески, предлагая благие дары Божьим детям.

Точно так же в Послании к Галатам Павел выражает свое понимание, согласно которому любовь есть исполнение закона. Вместо того чтобы считать любовь и послушание двумя альтернативными или взаимоисключающими путями к спасению, Павел утверждает закон как предписание отношений, основанных на любви, а любовь — как внутреннюю предрасположенность, необходимую для достижения таких взаимоотношений.

Любовь категорична не только потому, что она явно просматривается в жизни и нормах поведения Христа; она также категорична в том смысле, что она безусловна и абсолютна (1 Кор. 13:1–13). Поскольку любовь абсолютна и природа Божьего закона есть любовь, Его (491) заповеди обязательны для исполнения, и это не подлежит обсуждению. На этом основании возрожденное сердце выбирает любовь и восторгается послушанием Божьему закону (Пс. 1:2).

Библейская любовь — агапе также является повелением. «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего» — это заповеди или повеления, а не предложения. Это видно и из книг Моисея (Лев. 19:18; Втор. 6:5), и из высказываний Иисуса (Мф. 22:39). Но в отличие от человеческих приказаний Божьи заповеди всегда являются высшим выражением любви.

Следовательно, когда христиане с молитвой исследуют Слово, открывают для себя основополагающие принципы и высокие стандарты или конкретные правила поведения, они не чувствуют себя запуганными или униженными. Напротив, глубокое сознание собственного достоинства и благодарности переполняет их сердца. Они понимают, что не капризная, произвольная или бессмысленная власть призывает их к действию, но любовь Бога. Вместе с Павлом они понимают, что любовь обуздывает их греховные наклонности (2 Кор. 5:14).

Когда человеческая воля объединяется с Божьей и человек все больше отражает в своем поведении Божественную любовь, беспокойство о последствиях постепенно исчезает. Средоточие жизни выражается в возгласе: «Господи! что мне делать?» (Деян. 22:10). Теперь мы обращаемся к Библии в поисках Божественного руководства для христианского образа жизни.