I. Брак и семья в библейской перспективе

Совет, который Библия дает относительно брака и семьи, включает в себя широкий спектр жизненных вопросов. Первостепенное значение имеют причины для брака; принципы, лежащие в основе крепкой семьи; роли и взаимоотношения внутри семьи, а также влияние членов семьи друг на друга (см. Образ жизни II.В.1–3).

А. Брак в Библии. Общий обзор

1. Институт брака

Брак, как и суббота, был учрежден в Едеме. Бог сотворил Еву, отдал ее Адаму и соединил их узами брака (Быт. 2:21–24). Описание брака: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» было повторено Иисусом (Мф. 19:5; Мк. 10:7) и Павлом (Еф. 5:31) как общепринятая норма. Из этого следует, что образцом брачных отношений является моногамия.

Согласно Быт. 4:1, Адам «познал» Еву, и она зачала сына, Каина: пара стала семьей. Еврейское яда буквально означает «знать», но также и «испытывать», «понимать», «заботиться». Этим словом описываются сексуальные отношения в смысле полноценного знания и глубокие отношения между партнерами.

2. Устав брака

В законе Моисея даются наставления относительно брака. В Лев. 18 перечисляются запреты, имеющие отношение к браку: кровосмешение, скотоложство и гомосексуализм (см. также Лев. 20:17–21; Втор. 27:20–23). Лев. 18:18 можно даже понимать как косвенный совет против полигамии (многоженства). Развод или прекращение брака признается как возможность (Втор. 24:1–4), но не одобряется категорически. Во Втор. 25:5–10 предусматривается также левират, когда брат мужа должен был жениться на бездетной вдове своего покойного брата.

В Новом Завете также говорится о браке. Иисус взял Быт. 2:24 за основу для учения о нерасторжимости брака, за исключением слова порнейя — это спорный термин, который обычно понимается как сексуальная неверность (Мф. 19:9). Павел дает советы по поводу брака в нескольких своих посланиях. Из–за тяжких времен, которые наступили для христиан, он предлагал некоторым безбрачие, в то же время признавая желательность брака для других (1 Кор. 7:1, 8, 9, 28, 29). По мнению Павла, развод допустим лишь в том случае, когда неверующий супруг отказывается жить с верующим супругом (7:15).

3. Брачная церемония

Хотя ни в одном месте Священного Писания не предписывается и даже не описывается образцовая свадебная церемония, по некоторым деталям можно составить общую картину. В древности семья жениха обычно выбирала невесту и устраивала свадебный пир (Агарь для Измаила: Быт. 21:21; Иуда для Ира: Быт. 38:6; Маной для Самсона: Суд. 14:2). Дарились подарки (например, те, что были привезены Ревекке — Быт. 24:53), и праздновалось обручение, после которого жених и невеста принимали на себя обет хранить абсолютную верность друг другу (Втор. 22:23–27).

Свадьба сопровождалась пиршеством (Быт. 29:22; Суд. 14:12; Мф. 22:1–10; Ин. 2:1–10), в котором участвовали друзья четы, как мужчины, так и женщины (Суд. 14:11; Мф. 25:1–13; Ин. 3:29). Празднества могли продолжаться целую неделю (Быт. 29:27). Первое чудо Иисуса было совершено ради того, чтобы на брачном пире было достаточно вина (Ин. 2:1–11). Музыка была неизменным атрибутом брачных торжеств (Пс. 44); ее отсутствие воспринималось как трагедия (Пс. 77:63; Иер. 7:34).

Участники торжества надевали особую одежду: на невесте было расшитое платье (Пс. 44:14, 15) и украшения (Ис. 61:10); жених мог надеть венок или особый головной убор (ст. 10). Когда наступит брак Агнца, невеста будет чудесно украшена (Откр. 21:2) и одета в незапятнанную одежду из чистого льна (Еф. 5:27; Откр. 19:8).

Брачная ночь заканчивала торжества и являлась консумацией брака. Невинность невесты подтверждалась запятнанным кровью бельем (Втор. 22:13–21).

4. Символическое значение брака

В Священном Писании брак служит символом близких отношений между Богом и Его народом (Иер. 3; Иез. 16; Ос. 1–3). Бог добивается Израиля и сочетается с ним; их отношения нежны и сокровенны. Отступничество Израиля названо прелюбодеянием. В Новом Завете брак — это символ отношений между Христом и Церковью (Еф. 5:22, 23). Конец земной истории назван «браком Агнца», когда Христос заберет с Собой Свою «невесту» — Церковь (Откр. 19:7–9). Таким образом, библейская символика учит тому, что брак должен быть «честен» (Евр. 13:4).

Б. Причины, побуждающие к браку

1. Благословения совместной жизни

Сотворив первого человека, Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Люди — это социальные существа с врожденной жаждой общения с себе подобными. Наиболее обязывающим выражением общения является семейная жизнь. Люди могут счастливо жить и в одиночестве, и некоторые сознательно делают такой выбор. Однако больше всего человек стремится находить довольство и радость в дружбе, романтических и супружеских отношениях. Любовь, лежащая в основе этих самых священных уз, — это высокая оценка умственных, физических и духовных качеств представителя противоположного пола, сопровождающаяся сознательным решением дорожить этим человеком, уважать его настолько глубоко, чтобы желать провести с этой личностью остаток своей жизни в супружеских отношениях.

Качество любви, которое делает брак «королевой дружеских отношений», находит радостное выражение во взгляде Адама на Еву как на «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Оно видно в оценке Иакова своей долгой службы ради руки Рахили: это время пролетело для него как несколько дней (29:10), а (521) также в лирическом славословии Соломона: «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» (Песн. П. 4:10) (см. Человек I.B).

2. Воспроизводство рода

Бог не наполнил землю людьми. Он мог бы это сделать, но поручил это супружеской паре. Его напутствие ей было таким: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Таким образом, родителям было даровано преимущество сотрудничать с Богом в деле продолжения рода человеческого. Но речь идет не просто о биологическом увековечивании рода. Эта ответственность также включает в себя: (а) радость созерцания того, как ты продолжаешься в своем потомстве вместе со своей половиной и (б) обновленное чувство благоговения по отношению к Богу, творческий гений Которого делает жизнь возможной.

3. Удовлетворение сексуального влечения

Сексуальное наслаждение возможно только в рамках брака. Во времена Ветхого и Нового Завета это выражалось в конкретных постановлениях, направленных против блуда и прелюбодеяния (Исх. 20:14; Притч. 6:24–32; Мф. 5:27–30; Откр. 22:14, 15). Знание Богом психологического и физиологического устройства людей подтверждает правильность этого запрета. Сексуальные контакты с другим лицом, не являющимся второй половиной, не только противоречат Божьей воле, но и создают многочисленные проблемы для оскорбленных сторон и для общества в целом. Творец знал, что сексуальные отношения вне брака, или «чуждые связи», порождают обилие эмоционально разрушительных реакций, таких как ложь, гнев, неуважение, ревность, вина и низкая самооценка. Он также знал, что они породят множество ужасных недугов, таких как сифилис, гонорея и СПИД. Вот почему Он с любовью предупреждает людей: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14).

Секс вне брачных уз не одобряется Библией; он является страшным и разрушительным следствием греха. Стать одной плотью с кем–то означает обрести посредством союза с другим человеком полноценную жизнь, которая прежде не была таковой. Поскольку христианская любовь находит во внутренних тайнах секса все необходимое для взаимного дополнения, внебрачный секс греховен и не нужен..

Как Божьи повеления против сексуальных отношений вне брачных уз, так и Его постановления относительно сексуального удовлетворения в браке даны для защиты и счастья людей. Тот факт, что наши прародители «были оба наги… и не стыдились», не только показывает чистоту человеческой сексуальности, но и подтверждает уместность открытия супругами своей наготы. Сжатое, но позитивное наставление в Евр. 13:4 убедительно провозглашает тот же самый принцип: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно».

Апостол Павел написал, что свобода от семейных уз может дать человеку возможность больше времени посвящать работе для Бога (1 Кор. 7:5, 32–34); однако такое радикальное решение не является обязательной или нормативной стезей для христианина (ст. 6). Вот как звучит другой мудрый и конкретный совет Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (ст. 2).

4. Общение для детей

Дети — это «наследие от Господа» (Пс. 126:3), за которых с родителей потребуется строгий отчет. Этот факт отражен в обращении Бога к родителям во время суда: «Где стадо, которое дано было тебе?» (Иер. 13:20). Общество создает ряд учреждений, организующих общественную жизнь, но первичная ответственность возлагается на семью. Родители являются первыми и главными учителями детей. В семье детей нужно учить делиться, уважать собственность и откликаться на нужды окружающих. Божья воля состоит в том, чтобы эти и другие подобные уроки, терпеливо преподаваемые словом и делом, в конечном итоге «преображались в добродетели, такие как уважение к общему благу, самоограничение, помощь ближним, — короче, в такой характер, который жизненно необходим для выживания общества» (5, с. 19).

Пример библейской заботы в этом отношении виден в реакции Неемии на культурное осквернение, которому подверглись дети израильтян после их возвращения из вавилонского плена. Неемия, видевший, что многие представители молодого поколения «вполовину говорят по–азотски или языком других народов и не умеют говорить по–иудейски», потому что их матери были иноплеменницами, непримиримо обличал их родителей и призывал к возрождению (Неем. 13:24–27).

5. Семейный кров

Семья — это группа людей, соединенных кровными, брачными узами либо посредством усыновления. Они принадлежат к одной культуре и обычно живут в одном доме. Семья была создана для того, чтобы ее члены чувствовали себя в безопасности и находили в ней укрытие от угроз, которым они могут подвергаться во внешнем мире. Самой исторически драматичной иллюстрацией этого предназначения семьи является та защищенность, которую Ной, его жена и трое сыновей со своими женами чувствовали, находясь в ковчеге (Быт. 6:18 — 7:1). Будучи от одной крови и плоти, члены семьи должны ощущать не только физическую защиту от грозных стихий окружающего мира, но также эмоционально–психологическую защищенность. Внутри семьи не нужно защищаться или притворяться. Члены семьи могут беспрепятственно делиться надеждами и сомнениями, устремлениями и разочарованиями, будучи твердо уверены в том, что их здесь безоговорочно примут и не предадут.

В. Принципы супружеской жизни

1. Принцип единства

Адам осознавал свое одиночество, глядя на животных, ходивших парами. Но затем, увидев Еву, он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Такое единство включает в себя не только (522) физическое, но также психологическое и духовное единение; ибо «пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3). Авторы «Руководства для служителей адвентистов седьмого дня» говорят об усилиях, которые необходимо прикладывать для сохранения такого союза: «Непросто двум людям стать одним целым. Ничто на земле не является столь нежным и таким ранимым, как человеческое сердце. Чтобы два струнных инструмента играли мелодично, они должны быть хорошо подстроены друг под друга. Необходимы постоянные корректировки и регулировки. Насколько же важнее поддерживать гармонию двух человеческих сердец с их тысячами струн!» (1954 г., с. 110).

2. Принцип взаимозависимости

И снова Писание решительно заявляет: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Этот принцип, повторенный Христом во время земного служения (Мф. 19:5), утверждает, что взаимоотношения между супругами должны затмить собой все другие взаимоотношения. Супругам–христианам не следует пренебрегать физической и моральной поддержкой родственников и друзей; однако Библия велит им в большей степени полагаться на взаимное ободрение и успокоение.

3. Принцип эндогамии

Павел настаивает на эндогамии в 2 Кор. 6:14: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» А в современном переводе Библии говорится так: «Не склоняйтесь под одно ярмо с неверующими; что общего может быть у праведности с грехом, или что связывает свет с тьмой?» На этом основании христианин отдает предпочтение браку с представителями своей группы. Хотя во 2 Кор. 6:14 речь идет конкретно о союзе христианина с нехристианином, такие факторы, как возраст, образование, сословие или культура, также важно учитывать при вступлении в брак. Разобщенность, вызываемая разными взглядами на действительность и образом жизни, бросает вызов «единству». Более того, воздействие на брак диаметрально противоположных религиозных воззрений особенно разрушительно. Если вспомнить, какое сильное влияние религиозные верования и традиции оказывают на семью, то есть их роль в ухаживании, помолвке, планировании семейных финансов, питании, одежде, отдыхе и даже представлениях о смерти, похоронах и загробной жизни, то библейское наставление становится понятным.

4. Принцип моногамии

Библия представляет полигамию, начавшуюся с Ламеха (Быт. 4:19), как проявление своеволия Божьих творений. Бог терпел ее, но она не была выражением Его благой воли в отношении людей. Боль, которую пережил Авраам в связи с Агарью (16:1–6), духовные переживания, которые доставили Соломону его жены (3 Цар. 11:1–4), и горькие итоги гаремной жизни Давида убедительно напоминают людям, к каким последствием может привести это отклонение от Божьей воли.

В тех странах, где многоженство узаконено, христианской Церкви трудно придерживаться принципа моногамии. Но даже в этих странах моногамия рекомендуется как идеал супружеской жизни.

5. Принцип постоянства

Брак должен быть союзом на всю жизнь — взаимоотношениями, которые оканчиваются только со смертью одного из партнеров. Склонность современного общества считать этот союз договорными отношениями, в которые можно легко вступать, а потом так же легко расторгать, противоречит Божьей воле и не идет на пользу обществу. Эта тенденция уничтожает те причины, по которым брак изначально был учрежден, и противоречит словам Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

Общественное согласие и либертарианские воззрения, господствующие в современном обществе, резко противоречат библейскому учению о постоянстве брачного обета.

6. Принцип уединения

«Оставление» и «привязанность», заповеданная Богом (Быт. 2:24), предполагает определенное уединение супругов, что немаловажно для счастливого брака. Намерение Бога состоит в том, чтобы супружеская чета была ограждена от вмешательства даже благонамеренной родни. Это правило учит супругов не делиться легкомысленно всеми подробностями своих супружеских отношений с теми, кто не входит в их священный круг.

Христиане знают, что в некоторых случаях бывает необходимо посоветоваться с другими людьми. Однако «принцип уединения» требует крайней осмотрительности в подобных ситуациях; лучше всего получать консультации у профессионалов своего дела, например, у пасторов, врачей, юристов, финансистов и т. д., которые не будут давать совет в эмоциональном порыве и смогут объективно и беспристрастно оценить возникшую ситуацию. Супружеские или семейные консультации, не согласующиеся с буквой и духом Писания, не могут быть благословлены Творцом семейной жизни.

7. Принцип исключительности

Еще один принцип, вытекающий из библейского повеления «оставить» и «прилепиться», содержится в определении Дж. Стотта: «Брак — это исключительный, гетеросексуальный завет между одним мужчиной и одной женщиной, освященный и запечатленный Богом. Происходит публичное оставление родителей, достигающее кульминации в интимной близости, создание постоянных дружественных отношений. Все это обычно увенчивается даром детей» (23, т. 2, с. 163).

Исключительность супружеских отношений, о которой говорится в этом определении, усиливается библейским образом союза или завета. Более того, брак образно изображает верность Бога, сочетающегося со Своим (523) подчас неверным народом (Ос. 3:1). Это понимание связывает мужа и жену взаимными обещаниями и обетом перед Богом, которые напоминают обряд вступления в завет, часто описываемый на страницах Ветхого Завета. В результате завета, описанного в Книге Исход, рабы, «не народ», стали исключительным достоянием Бога. Подобно тому, как Яхве изображается «супругом» Израиля во многих пророческих книгах (Ис. 50:1; 54:5; Иер. 2; Иез. 16), муж и жена становятся достоянием друг друга на всю оставшуюся жизнь после обетов, которые они дают перед алтарем.

Г. Роли в браке и семье

1. Муж/отец

Муж и отец выполняет несколько важных функций. Он священник, добытчик и защитник семьи; родитель, возлюбленный и друг.

а. Роль священника. Главное предназначение мужа ясно видно из слов Бога об Аврааме, отце всех верных: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Муж/отец — это священник семьи, задача которого вести всех членов семьи по пути духовного возрастания и преданности Богу. Божественное повеление Израилю обучать детей заповедям (Втор. 6:7–9) обращено к обоим родителям, но руководство в такой деятельности преимущественно принадлежит мужу/отцу. Это видно на примерах Ноя (Быт. 8:18–20), Авраама (Быт. 12:7; 13:4, 5) и Иакова (Быт. 35:2–7). Во время первого празднования Пасхи мужчины должны были принести в жертву агнца и окропить его кровью косяки дверей своих домов (Исх. 12:3–7).

В практическом смысле утренние и вечерние молитвы предоставляют отцу прекрасную возможность для выполнения этого важного предназначения. От него не требуется самостоятельно проводить все части семейного богослужения, но он несет главную ответственность за поведение членов семьи и за их общее духовное благополучие.

б. Роль добытчика и кормильца. Писание также изображает отца главным добытчиком «хлеба насущного» для семьи. Повеление «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19) было дано Адаму, а не Еве и возлагает главную ответственность за пропитание на мужа. Павел кратко резюмирует этот долг мужа: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Хотя обстоятельства вынуждают многих женщин добывать «хлеб насущный», а другие предпочитают по доброй воле участвовать в экономической деятельности, все же Библия указывает на мужчину как на того, кто призван обеспечивать материальное благополучие семьи.

в. Роль защитника. Физическая защита своей спутницы и потомства у многих видов в животном царстве указывает на третье предназначение мужа/отца — быть защитником своей семьи. Муж–христианин не только соглашается с этой ролью, но также гордится тем, что защищает и оберегает свою жену и детей. Тщательные меры предосторожности, предпринятые Иаковом для защиты своей семьи от гнева Исава (Быт. 32:22–24), и его слова, обращенные к брату, показывают, как нужно исполнять роль защитника: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети» (33:13, 14).

Невеста в Книге Песни Песней Соломона может спокойно отдыхать, сидя в тени своей «яблони», и вкушать ее плоды, что указывает на защиту и заботу о ней жениха (Песн. П. 2:3). Слова Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25) призывают к безусловной верности в этом вопросе.

г. Роль родителя. Хотя воспитание ребенка возлагается в основном на мать, участие отца в этом процессе также подчеркивается в Писании. Отцовские обязанности включают в себя нечто большее, чем только защиту и восполнение материальных нужд, это явствует из наставления Павла отцам воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Сыновья особо нуждаются в любви и опеке отца. Когда матери в одиночку бьются над воспитанием сыновей, у последних может развиться агрессивное поведение, вследствие чего они становятся на преступную стезю. Семьдесят процентов малолетних, находящихся за решеткой, провели часть своей жизни без отца. Э. Коуз объясняет, что дети, воспитанные без отцов, чаще уходят из школы, а также страдают от эмоциональных и поведенческих проблем (17, с. 54–56). Безотцовщина — это «самая острая социальная проблема в нашем поколении» (6, с. 61).

Точно так же отсутствие отцовского внимания к дочерям легко выливается в целый ряд неадекватных внутренних установок в последующей жизни, таких как враждебность к мужчинам, боязнь мужчин и чрезмерная жажда мужского внимания.

д. Роль возлюбленного и друга. Библия уделяет большое внимание роли мужа как возлюбленного и друга. В Ветхом Завете много говорится о любви мужа к своей жене. Исаак «возлюбил» Ревекку и утешался ее обществом (Быт. 24:67). Позднее, после того как Исаак сказал царю филистимлян, что Ревекка — это его сестра, Авимелех увидел, как Исаак «играет с Ревеккою, женою своею» (Быт. 26:8). Елкана спросил у Анны: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» — имея в виду их отношения, которые давали его жене поддержку и любовь (1 Цар. 1:8).

Девушка в Книге Песни песней Соломона восторгается своим возлюбленным. Используя уместную в то время аллегорию, она называет его «молодым оленем» (2:9), «белым и румяным», и «голова его — чистое золото» (5:10, 11); она сравнивает его с величественным Ливаном (ст. 15). Она рассказывает о том, как он любит ее (8:3). «Вот кто возлюбленный мой, — говорит она, — и вот кто друг мой» (5:16).

Наконец, Бог указывает на роль возлюбленного и друга, описывая Свои отношения с Израилем. В истории, (524) переданной через пророка Иезекииля, Бог утверждает, что Он вступил со Своим народом в супружеский союз, и он стал принадлежать Ему (Иез. 16:8). Он дал дщери Израилевой одежду, чтобы покрыть наготу ее, украшения и пропитание (ст. 10–19); у них были сыновья и дочери (ст. 20). Когда она начинает вести себя как блудница, Он возвращает ее, обещая помнить Свой завет с ней (ст. 60,62). Взаимоотношения пророка Осии с Гомерью символически изображают отношения Бога с Израилем — отношения возлюбленного, стремящегося своими ухаживаниями и заботой вернуть свою возлюбленную (см. Ос. 3:2).

2. Жена/мать

Важность роли мужа/отца в семейном благополучии уравновешивается описанием возвышенной роли жены и матери в Писании. Дом должен иметь главу, но ему также необходимо сердце. Нигде эта позиция не описывается более наглядно, чем в Притчах Соломона. «Добродетельная жена — венец для мужа своего» (12:4). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (18:22). «Разумная жена — от Господа» (19:14). «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (31:10); «Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (ст. 30).

а. Роль роженицы и кормилицы. Подобно тому, как Бог усложнил жизнь мужу/отцу в результате его беззакония (Быт. 3:17), так и женскую долю Бог сделал горше, отреагировав на ее ошибку: «В болезни будешь рождать детей» (ст. 16). Деторождение, которое Творец от начала уготовал женщине, теперь становилось трудным и мучительным процессом. Деторождение приводит к возникновению уз, идущих детям на пользу. Плоды терпеливого воспитания с любовью видны в многочисленных библейских примерах; среди них можно выделить воспитание Самуила Анной (1 Цар. 1:21–28; 2:19, 20), обучение Моисея Иохаведой (Исх. 2:1–10) и роль Марии в жизни отрока Иисуса (Лк. 2:40, 51, 52).

б. Роль устроительницы домашнего очага. Описание царем Лемуилом действий добродетельной жены/матери дает понять, что она в самом деле руководит всеми домашними делами. Особо подчеркивается ее внимание к приготовлению пищи: «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» (Притч. 31:15); к планированию: она встает рано, чтобы раздать «урочное служанкам своим» (ст. 15); капиталовложениям: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник» (ст. 16). «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским» (ст. 24); она также уделяет внимание домашней одежде: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено» (ст. 19); красоте дома: «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (ст. 22); домашнему уюту: «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (ст. 21). Она находит время для укрепления семейных нравов: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (ст. 26); общему надзору за домом: «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (ст. 27).

Большинству современных семей трудно в точности воспроизводить библейский образец, описанный в Притч. 31. Благодаря техническому прогрессу, индустриальное общество не только в корне изменило процессы домоводства; радикальный материализм также сильно обесценил роль семьи в обществе. Вместе с тем женщина–христианка, не имеющая нужды, времени или даже желания «прясть или насаждать виноградники», призвана являть дух этой библейской модели в современном обществе.

в. Роль партнера. В браке женщина является полноценным партнером. Она разделяет со своим мужем нежность доверительных отношений, радость дружбы, а также ответственность за воспитание детей и содержание дома. Жена участвует в принятии решений и, если нужно, в восполнении материальных потребностей семьи.

Помощь в управлении и устроении дома хорошо описывается в Притч. 31:10–31. Представленная там добродетельная жена надзирает над домом, следит за тем, чтобы потребности каждого вовремя удовлетворялись, и зарабатывает деньги, насаждая виноградники и продавая свои изделия купцам. Неполные семьи без отцов особо нуждаются в такой идеальной женщине, хотя трудно в точности воспроизвести этот библейский идеал.

Что касается супружеской близости, жена также выступает в роли возлюбленной и подруги. В Притч. 5:18, 19 жена юности названа отрадой, с которой мужчину должны связывать радостные узы любви и взаимной привязанности. Хотя нам сегодня не всегда легко понять намеки, содержащиеся в Книге Песни Песней Соломона, женщина неоднократно охарактеризована там как источник радости и удовлетворения. Она приводит сердце в восторг (Песн. П. 4:9), и ее любовь приятна (ст. 10). Он умоляет ее: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою» и утверждает, что «большие воды не могут потушить любви» (Песн. П. 8:6, 7). Вместе муж и жена являются влюбленной парой.

3. Дети

Роль детей в семье также оговаривается в Библии. Они не просто зависимые от родителей существа, но и младшие члены в том социуме, в котором они рождаются или принимаются. Их зависимость понятна. Божье Слово требует: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф. 6:1). Однако не всегда ясна их роль как помощников. Опыт Самуила в качестве юного помощника Илия (1 Цар. 3) и роль сыновей, которых вдова отправила собирать сосуды для хранения масла (4 Цар. 4:1–7) — это лишь два библейских напоминания об этом факте.

Дети могут также многому научить. О Енохе сказано, что он ходил с Богом «по рождении Мафусала» (Быт. 5:21, 22). Хотя из этих слов не вытекает, что Енох был нечестивцем до рождения сына, «с появлением сына, украсившего его дом, он на личном опыте познал глубину отцовской любви и доверие беспомощного младенца. Как никогда прежде, его влекло к Богу, его небесному Отцу, и в конце концов он стал достоин переселения на небо» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 246). (525)

Каждая из этих ролей в семье подвергается серьезной угрозе в современном обществе, если не полностью видоизменяется. Однако Церковь смело заявляет о своей приверженности библейским принципам, указывающим на роль каждого из членов семьи.

Д. Отношения в браке

1. Отношения между супругами

Отношения между мужем и женой, самые фундаментальные и решающие в супружеском союзе, хорошо обозначены в Слове Божьем. Наиболее частое определение этого союза — «одна плоть» (Быт. 2:24; Еф. 5:31) — указывает на единство цели и мысли, подразумевающее взаимное подчинение и равный статус.

а. Взаимное подчинение. Хотя Библия говорит о руководящей роли мужчины в семье: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22), она не подразумевает превосходства мужчины над женщиной. В предыдущем стихе Павел заповедует верующим в Ефесе повиноваться «друг другу в страхе Божием», а подчинение жен мужьям есть частный случай такого повиновения. Уважение, которое жена должна оказывать своему мужу, уравновешивается тем служением, которое верный муж должен совершать для своей жены; в случае необходимости он должен быть готов даже пожертвовать собой ради защиты и благополучия своей жены и семьи.

Сама Троица являет нам пример подобных взаимоотношений. Покорность Христа Отцу не говорит о Его низшем статусе, но указывает на взаимодополняющие действия во имя исполнения общего дела. Эта идея исключает возможность того, чтобы один пол господствовал над другим по творческому замыслу Бога. Разные роли и сферы ответственности, которые хорошо видны на примере Троицы, не обосновывают ни доминирование мужчин в традиционном понимании, ни двусмысленность ролей, пропагандируемую некоторыми в наше время. Взаимоотношения в Троице становятся примером равенства в обязанностях и полномочиях, которые Бог предусмотрел для четы, сотворенной по Его образу и подобию.

б. Равный статус. На способностях женщины строить отношения с мужчинами неблагоприятно сказывается тот более низкий статус, который она имела и имеет во многих обществах как в древности, так и в наши дни. Однако слова и дела как Христа, так и Павла опровергают такое понимание и возвышают женщину до равного положения с мужчиной, которое было дано ей при творении.

Предостережения Павла против пренебрежительного отношения к некоторым существующим общественным обычаям (1 Кор. 11:5,6; 14:34; 1 Тим. 2:11,12; 5:14) демонстрируют его здоровое уважение к общественным реалиям. Однако в других своих посланиях он поднимается над существующими условностями и ограничениями и сеет семена социальной свободы, которые в последующих поколениях привели к революционному пересмотру взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это видно из того, что он считается: а) с женской сексуальностью (1 Кор. 7:4), (6) с тем, что Бог принимает женщину по Своей благодати (11:11, 12), в) с ее правом на получение дара пророчества (ст. 5), (г) с ее привилегированным положением, поскольку она заслуживает внимания и заботы со стороны мужчины (Еф. 5:28,29), и (д) с ее безусловным равенством во Христе Иисусе (Гал. 3:28).

Земное служение Христа оказало еще более сильное влияние на самоутверждение женщин. Он не настаивал на изменении отношений между супругами. Однако, решительно не соглашаясь с теми раввинами, которые утверждали, будто «учащий свою дочь Торе учит ее распущенности» (Мишна, Сотах 3:4), Он указывал путь к равенству, оказывая женщинам дотоле невиданное благорасположение и уважение.

Он делал это путем: (а) дарования женщинам преимуществ христианского общения (Ин. 4:1–42); (б) включения многочисленных женских персонажей в Свое учение (Лк. 15:8; 17:35); (в) осуждения практики разводов, которой явно злоупотребляли (Мф. 5:31, 32), (г) поддерживания особых дружеских отношений с Марией и Марфой из Вифании (Лк. 10:38–42; Ин. 11:1), (д) избрания супружеских уз в качестве иллюстрации духовной жизни верующего с Ним (Мк. 2:19,20) и (е) заботы о Своей матери перед самой смертью (Ин. 19:26,27).

Хотя женщины не попали в число двенадцати или семидесяти учеников, призванных проповедовать Евангелие, они были включены в число Его соратников и помощников (Лк. 8:1–3), а Марии была оказана высокая честь первой возвестить о Его воскресении (Ин. 20:10–18).

Библейские слова, которыми чаще всего оправдывают превосходство мужчины в браке, это «главенство» и «господство». Однако эти термины не означают неравенства вопреки их наиболее распространенному историческому истолкованию. Идея главенства (1 Кор. 11:3) описывается после грехопадения (Быт. 3:16); Павел говорит о нем в свете жертвенной заботы Христа о народе (Еф. 5:23). Если Адам и был наделен каким–то превосходством при творении, то лишь как слуга или попечитель семьи. Он был сотворен первым как предшественник или защитник той, которая была сотворена после него.

Бог сотворил людей по Своему образу и подобию, мужчину и женщину (Быт. 1:27). К мужчине, который чувствовал себя ущербным в одиночестве, была добавлена женщина как заключительный акт Божьего творения и его венец. Другими словами, к понятию главенства или начала было добавлено понятие полноты или дополнения. Каждый из полов был абсолютно необходим, имел равный статус и находил полноту радости только в другом.

Господство также характерно для супружеских отношений после грехопадения (Быт. 3:16). Оно не было частью изначального Божьего плана и должно рассматриваться не как превосходство, а как торжественная и священная обязанность осуществлять руководство в семье.

Библия не только настаивает на взаимном повиновении и равном статусе; она также требует от полов взаимного уважения, снисходительности и принятия на себя взаимных обязательств. Последние включают в себя заботу, утешение, поддержку и сексуальную верность (Быт. 2:24; Исх. 20:14). (526)

В целом три наиболее действенных библейских принципа, касающихся уважения женского достоинства, связаны с пониманием того, что: (а) Бог замыслил при творении жизнеспособные, постоянные, моногамные супружеские узы; (6) хотя господство Христа не упраздняет различий в социальных и других ролях двух полов, оно уничтожает любые различия в личностной ценности и достоинстве; (в) отношения между мужчиной и женщиной, как их понимали авторы Библии, необходимо исследовать в свете первоначальных намерений Бога до грехопадения.

2. Отношения между родителями и детьми

В Библии также говорится об отношении детей к своим родителям. Дети призваны относиться к родителям с почтением (Исх. 20:12), с благодарностью и должной заботой (Ин. 19:26; 1 Тим. 5:4) и с послушанием (Еф. 6:1; Кол. 3:20). Примеры сыновнего и дочернего уважения в жизни Самуила (1 Цар. 2:18–21), Исаака (Быт. 22:2–18), Есфири (Есф. 2:7; 4:4, 12–16) и Самого Христа (Лк. 2:51) показывают, как дети должны выполнять этот долг.

Одним из наиболее всеобъемлющих руководств для родителей являются слова псалмопевца о том, что дети — это «наследие от Господа» (Пс. 126:3). Это заявление основано на идее управления, которое практически проявляется в терпении, доброте и власти. Каждый из этих компонентов важен для воспитания. Однако родительский авторитет часто подвергается сомнению современными мыслителями и отсутствует во многих современных семьях. Это особенно огорчительно ввиду того, что от детей требуется послушание (Еф. 6:1), родители должны пользоваться у них должным авторитетом.

Родители должны знать свои юридические и нравственные права и пользоваться ими. Наиболее общепринятыми среди них является право опекать своих детей, право определять их религиозное образование, право наказывать их и право пользоваться услугами своих малолетних детей.

Однако необходимо иметь в виду и то, что дети также имеют права. Они имеют право на общение со своими родителями, право на материальную поддержку, право на достойный пример в лице родителей, право на их бескорыстную любовь и право не быть раздражаемыми своими родителями (ст. 4). Иными словами, родители не должны провоцировать или злить своих детей тиранией или жестокими словами.

Важный урок, который можно извлечь из Библии, касается разрушительного воздействия фаворитизма в семейном кругу. Одним из самых печальных слов в Писании можно признать фразу: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28). Родители, повторяющие ошибки Исаака и Ревеки или Иакова, который ранил сердца других сыновей, подарив Иосифу дорогую разноцветную одежду, сеют семена раздора и пожнут соответствующие плоды.

3. Отношения между братьями и сестрами

Библия также изобилует наставлениями и примерами по поводу отношений между братьями и сестрами.

Многие из них показывают, как не нужно поступать. Каин и Авель, старшие сыновья наших прародителей, преподают нам первый урок в этом отношении (Быт. 4:2–8). Другими поучительными негативными примерами являются отношения Иакова и Исава (Быт. 27; 28; 32), Иосифа и других сыновей Иакова (Быт. 37), отношения враждовавших между собой сыновей Давида (2 Цар. 13), поведение алчных и строптивых сыновей Илия (1 Цар. 2:12–17, 22–25), а также отношения между блудным сыном и его старшим братом (Лк. 15:25–32).

В Писании также можно найти положительные примеры отношений между братьями. К таковым следует отнести Петра и Андрея, который стал первым учеником Христа (Мф. 4:18); Иакова и Иоанна, бывших столпами в служении (ст. 21, 22), и пророчествовавших дочерей Филиппа (Деян. 21:8, 9). Эти примеры ободряют родителей–христиан.

Во всем Писании слова «брат» и «сестра» указывают на тесные и теплые отношения. Братья не должны враждовать (Быт. 13:8, где употребляется древнееврейское слово, которое более точно переводится как «братья», а не «родственники»; Деян. 7:26). Возлюбленный друг назван «братом» (2 Цар. 1:26). Братья являются «во время несчастья», готовые в любой момент протянуть руку помощи (Притч. 17:17). Друг, который бывает более привязанным, нежели брат, — это настоящий друг (Притч. 18:24). В Книге Песни Песней Соломон часто называет свою возлюбленную «сестрой», чтобы подчеркнуть свои близкие отношения с ней (Песн. П. 4:9, 10; 5:1, 2 и т. д.). Иисус назвал тех, кто исполняет Его волю, братьями и сестрами (Мф. 12:50; Мк. 3:35). Более 50 раз в Книге Деяния святых Апостолов христиане называют друг друга «братьями». Павел обращается к своим читателям как к братьям или собратьям более 60 раз в своих посланиях. Наконец, Иисус назван «первородным между многими братьями» (Рим. 8:29), Который во всем «уподобился братиям Своим» (Евр. 2:17). Это определение как бы ставит печать на истинных отношениях между братьями.

Е. Влияние семьи

1. Семья и личность

Слова Соломона: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6) не дают абсолютной гарантии того, что правильное воспитание приведет к правильному поведению во взрослой жизни. Однако они говорят о высокой вероятности того, что влияние родителей будет оказывать продолжительное воздействие на будущий характер и счастье ребенка. Конечно, и в других учреждениях, таких как школа и Церковь, учат секрету истинного успеха, который заключается в честности, настойчивости, уверенности в своих силах, упорном труде, уважении к окружающим. Но задолго до того, как личность попадает в эти учреждения, на нее оказывают сильнейшее воздействие те ценности, которые почитаются в семье.

Неслучайно, что семьи, страдающие от нравственной пустоты, становятся рассадником безнравственных и (527) психологически неуравновешенных личностей. С другой стороны, образцовые личности, как правило, выходят из благополучных и хорошо управляемых семей.

2. Семья и общество

Важность брака для благополучия общества отражена в библейском повелении: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). Сердцем государства и общества является семья. Здесь воспитываются граждане, строители и составляющие здорового общества. Если семья неблагополучна, то это неизбежно скажется на всем обществе. В такой семье растут недисциплинированные, бессовестные дети, равнодушные к правилам — будь то общественным нормам, законам природы или заповедям Бога, сотворившего природу.

Какая трагедия, если семья дает обществу личность с поврежденным сознанием или неправильными ценностями! Еще более трагично то, что слишком часто такие люди создают свои семьи и воспроизводят в них процесс ущербного общения, который часто приводит к личной, семейной и общественной катастрофе.

Во всем мире семьи страдают от влияния общества, в котором они живут. В то же время многие семьи усугубляют болезни общества независимо от того, живут ли они в процветающих пригородах или в трущобах развивающихся городов. Общественные проблемы жителей Катманду и Хараре ничем не отличаются от проблем жителей Нью–Йорка или Москвы. Отвержение этики любви и потребительство, вытесняющее заботу о благополучии окружающих, подтачивают силы и здоровье людей во всем мире. Нравственное воспитание всюду является основой порядочного гражданина, и обращенный христианин — это «безвозмездный дар Церкви светскому обществу».

3. Семья и Церковь

Церковь оказывает глубокое влияние на семью своими богословскими принципами и духовной деятельностью. Но верно и обратное: семья оказывает влияние на Церковь. Церковь состоит из семей, и представления, приоритеты и практика этих ячеек общества проникает во все поры жизни и деятельности религиозной общины.

Понимание важности семьи для государства побуждало вождей древнего Израиля призывать к реформе семейной жизни в трудные времена. Среди таких вождей выделяются Иисус Навин (Ис. Нав. 24:15–26), Ездра (Ездр. 9:1–4), Неемия (Неем. 13:23–27), Малахия (Мал. 4:5,6).

Ключевая роль семьи ярко отражена в описании первой Пасхи в Исх. 12:1–13. Кровь искупления была нанесена не на храмовые стены или школьные двери, но на косяки дверей каждого дома, где ели пасхального агнца (ст. 7).

Сегодня, как и в библейские времена, родители также являются защитниками, ибо им поручается защищать и наставлять своих детей в добродетелях Христовой любви. Качество их усилий играет важную роль не только в жизни их семьи, но и оказывает влияние на благополучие всей Церкви.