I. Творение как основа благополучия

А. Происхождение в результате сотворения

1. Хорошо весьма

Хотя о сотворении мира достаточно подробно говорится в нескольких библейских отрывках, основное описание содержится в Быт. 1 и 2. Вслед за общим повествованием в первой главе следует более подробный рассказ во второй, причем в центре внимания оказываются Бог и люди (см. Творение I.Б). Начиная с отделения земли от воды, Творец дает оценку Своим делам: «И увидел Бог, что это хорошо». Эта фраза становится как бы рефреном, а слова «и вот, хорошо весьма» являются кульминацией (Быт. 1:10, 12, 18, 21, 25, 31). Слова Бога абсолютны и не подлежат сомнению. В Священном Писании Он представлен как всеблагой по природе (Пс. 99:5; 118:68); Он Сам — мерило абсолютной святости (Лев. 19:2).

Сегодня нам трудно понять, что такое совершенная благость, поскольку мы живем в мире, испорченном грехом. Но образец совершенной благости лежит в основе всей библейской теологии, оказывая существенное воздействие на христианское понимание мира и его предназначения. В Священном Писании описывается первоначальное состояние, когда все творение жило в согласии с Богом. Творец поместил людей, уникальное творение, способное на тесное общение с Ним, в среду, свободную от конфликтов и противоречий, хищничества и разлада. Он создал сложно организованную, но гармоничную планету, где люди в единстве с природой стремились к достижению Божественного идеала. Именно в этом контексте необходимо давать разумную оценку библейскому учению о здоровье и исцелении.

2.Имаго Деи

Сотворенные люди стали венцом Божьего творения. Из всех земных существ лишь они были созданы «по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27). Используя термины «образ» и «подобие», автор передает мысль о внешнем, физическом сходстве, а также о сходстве характера. Ту же форму выражения мы находим в Быт. 5:1–3, где читаем об Адаме, что он «родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф».

Что означает быть сотворенным по образу и подобию Божьему? Поскольку этот вопрос влияет на многие другие области богословия, он давно уже обсуждается. Как минимум Библия говорит о высоких отношениях между Богом и человеком, которые в некоторой степени отражаются во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Будучи сотворенными по образу Божьему, люди получили в дар от Бога жизненно важные качества, которые при этом нисколько не уничтожают различия между Творцом и творением. Главными среди этих качеств является способность понимать Бога и Его замыслы, свобода нравственного выбора, способность к абстрактному мышлению и развитый интеллект, значительно превосходящий разум животных. Все они гармонично сочетаются, и каждое из них прекрасно функционирует. Библейское повествование заверяет нас, что при сотворении люди отражали характер Бога, были похожи на Него до тех пор, пока не вторгся грех.

3. Особые указания

Повествование о творении в Книге Бытие интригует нас сочетанием широких обобщений с конкретными деталями. Бог со всей тщательностью создает Адама и вдыхает в его ноздри дыхание жизни (Быт. 2:7). Далее Он незамедлительно дает особые указания, точно формулируя обязанности, которые должен будет исполнять человек, когда ему будет вверено управление Божьим миром. Устанавливаются специфические общественные отношения, в рамках которых мужчина должен будет оставлять дом своих родителей, чтобы стать одной плотью со своей женой. В результате будут создаваться новые семьи, назначение которых — плодиться и заселять землю. Отделяется от прочих седьмой день как еженедельный период времени, посвящаемый Богу, как вечная дань Богу и напоминание о Нем и Его творческой деятельности. Творец и Его творение питают друг к другу глубокое чувство привязанности. Среди прочих Своих первоочередных указаний Бог учреждает исключительно вегетарианскую диету, ограниченную плодами растений, приносящих семена, к которым сразу после грехопадения Адама и Евы добавляются сами растения (Быт. 1:29; 3:18). В результате всех этих мер возникла стабильная и идеальная духовная, социальная, интеллектуальная и физическая среда как образец на будущее. Никаких особых мер для того, что сегодня называется здравоохранением, не требовалось.

Повествование о творении представляет библейское учение в форме, обычной для всего Священного Писания, то есть в виде иллюстраций и примеров, а не определений и аргументов. Успех и падение — и с материальной, и с нравственной точки зрения — рассматриваются богодухновенным автором на примере эпизодов из жизни реальных людей. Бог открывает Себя и в физической, и в духовной сфере. Люди самым непосредственным образом связаны с Богом, их личность находит выражение в духовной, физической, интеллектуальной и социальной областях. Сотворенный мир изначально совершенен и благ во всех этих измерениях. Согласно Божественному замыслу, и Бог, и люди свободно действуют и сосуществуют на этой не затронутой порчей новой планете.

Б. Воздействие греха

Пойдя на прямое и сознательное нарушение Божьих заповедей, мужчина и женщина не только поступили своевольно, но и ввергли себя и окружающий мир в бедствие. Когда люди ослушались Творца, коренным образом изменились как они сами, так и окружающая среда (см. Грех III.Б).

Писание учит, что грех не входил в Божий замысел (Иез. 28:14–16). Наделив творение свободой, Он пошел (541) на определенный риск. Однако, пойдя на это, Господь наделил людей возможностью сознательно отвечать Ему своей любовью. Злоупотребление правом выбора ни в коем случае не должно истолковываться ангелами или людьми как Божественное оправдание их решений.

В Библии грех рассматривается как извращенное состояние неповиновения Богу, обреченное на окончательное и полное искоренение. Сатана — поборник греха (2 Кор. 2:11), в который он с помощью хитрого обмана вовлек род человеческий. И грех, и он сам как его родоначальник в конце концов погибнут (Мф. 25:41; Откр. 20:10, 14). Эти основные части библейской космологии объясняют присутствие страдания, болезни, боли и смерти в нашем мире. Пагубное воздействие греха нарушило изначальную гармонию не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Это также касается внутреннего состояния души, межличностных взаимоотношений и всей природы в целом (Рим. 8:22–25). Следствием греха стало трагическое падение всего мира в состояние, где даже остатки доброго и приятного омрачены деградацией, горем, болезнью и страданиями, а в конечном итоге поглощаются смертью и разложением.

Последствия греха проявились немедленно. Прежняя невинность и доверие исчезли. С трогательной простотой автор текста замечает: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Нагота стала вызывать у них стыд, а боязнь увидеть Бога после совершенного проступка заставила их спрятаться от Него (стих 8). Они стали защищаться, оправдываться и перекладывать вину друг на друга (стихи 12, 13). Первоначальные взаимоотношения были нарушены. Господь Бог, вынеся ряд последовательных приговоров, предначертал новый порядок вещей. Сначала Он проклял змея как орудие сатаны, а затем произнес суд над женщиной и мужчиной. Впервые в библейском повествовании появляется боль, которую женщине предстояло испытывать при деторождении.

Изменились и взаимоотношения между мужем и женой: функции кормильца, возложенные на Адама как на первенца творения (1 Тим. 2:13), приобрели новые очертания. В мире, который теперь стал неприветливым и подчас враждебным, люди должны были добывать себе пропитание из неподатливой земли в поте лица. Бог возложил новые обязанности на Адама как на кормильца, защитника и самоотверженного главу семьи (Быт. 3:16–19; Еф. 5:25, 28). Господь Бог объявил заблудшему мужчине его участь: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю… ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Приговор Бога о том, что грех приведет к смерти (Быт. 2:17), хотя и был отсрочен во времени по милости Всевышнего, теперь вступил в силу.

С этого момента и далее значительные изменения должны были произойти в мире и, как следствие, в человеческой жизни. Среди гибельных последствий нужно отметить в первую очередь духовное размежевание с Богом, которое неизбежно вело к недовольству, страху, потере смысла, одиночеству и отчаянию вкупе с физическим упадком и болезнью. Социальное отчуждение между людьми и группами людей вскоре привело к братоубийству (Быт. 4), недоверию, внутреннему стрессу и недомоганию, физической боли, страданию, болезни и в конечном итоге к смерти. Каждый член общества стал в каком–то смысле больным и нуждался в исцелении.

Чтобы тяжесть обрушившихся на мужчину и женщину скорбей не поглотила их всецело, Бог, осудив змея (и лукавого, который им манипулировал), дал первое обетование искупления рода человеческого (Быт. 3:15). Из потомков жены должен был восстать избавитель, который, хотя будет Сам страдать от последствий греха, нанесет ему решающий удар и положит конец обманщику сатане, подстрекателю к злым делам. При первом появлении греха в Едеме Господь Бог даровал скорбящей паре евангельское обетование в Своем целительном присутствии и грядущем спасении.

В. Природа здоровья: библейское основание

1. Библейская терминология

Причину, по которой в современных переводах изредка употребляется слово «здоровье» (в RSV оно употреблено лишь шесть раз), следует искать не в отсутствии этого понятия в Писании, а в существенном различии между древним и современным его пониманием, что заставило переводчиков подбирать другие слова. Хотя в древнееврейском языке времен Ветхого Завета существовали наименования более 80 частей тела, четкого термина, обозначавшего «тело», не было. Ближе всех к современному значению этого слова — термин гевиях, встречается 13 раз в Ветхом Завете, почти всегда в широком значении. Оно указывает на мертвые тела (восемь раз) или образы в снах (три раза). Еврейскому мышлению было чуждо представление о человеке как о чисто телесной субстанции, и здоровье в представлении древних евреев не характеризовалось только лишь физическим состоянием. Материал, из которого создано человеческое тело, обозначается словом басар. Обычно оно переводится как «плоть» (Чис. 8:7; 3 Цар. 21:27; Иов 4:15). Однако это слово указывает на отдельные части, а не на все тело целиком.

В современных переводах несколько еврейских терминов передано словом «здоровье»; однако при этом зачастую подразумевается исцеление; кроме того, эти термины иногда употребляются в поэтическом значении. Так, в Ис. 58:8 дается обетование покаявшемуся Израилю: «Исцеление твое скоро возрастет» и еще: «Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер. 8:22). Вот некоторые другие древнееврейские слова, которые иногда переводятся как «здоровье»: есуах? означающее также безопасность и невредимость; аруках, имеющее значение удлинения или продолжения; марпе, корень которого означает исцеление; и шалом — об этом слове мы поговорим далее. Из греческих слов можно отметить хугиайно, что значит «быть в добром здравии» (3 Ин. 2), и сотгриа, которое обычно переводится в Новом Завете такими словами, как безопасность, избавление или спасение.

2. Библейские представления о здоровье

В наше время под здоровьем понимается в основном физическое благосостояние, хотя иногда это слово используется в более широком смысле — в частности, в (542) таком словосочетании, как «душевное здоровье», или когда употребляется в переносном смысле. Даже душевное здоровье или душевная болезнь все чаще воспринимаются как реакция на биохимические процессы внутри организма. Подобное суживание понятия «здоровье» до чисто физического благосостояния чуждо библейскому пониманию.

В целом современное общество считает, что здоровье и забота о нем — это прерогатива нации, которая, в свою очередь, обращает внимание преимущественно на физиологические процессы и описывает здоровье как природную, естественную функцию. Методы, которые современной наукой считаются действенными, применяются при лечении человеческого организма таким образом, чтобы это соответствовало канонам современной научной мысли, обычно исключающей любые сверхъестественные факторы. Современная медицина признает, что эмоциональная и социальная среда оказывают воздействие на здоровье человека, но первичным считается природа и физиология, а потому ключи к исцелению различных недугов пытаются найти в лабораториях и современной фармацевтике. В отличие от такого подхода Библия не только признает Божественное участие в исцелении выше природы, но и ставит целительную силу Бога во главу угла.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недомогания». Хотя это определение допускает определенную широту, тем не менее оно не поднимается до уровня библейской полноты, поскольку, будучи светским определением, упускает из виду главенствующую роль Бога.

Священное Писание понимает здоровье как нечто абсолютно целостное. С библейской точки зрения здоровье выходит за рамки чисто физических аспектов жизни и деятельности, будучи гармоничной составляющей жизни человека, объединяющей телесную, эмоциональную, духовную и социальную сферы. Подобного рода определение не требует полной свободы от болезни и не отрицает нормального старения, которое ослабляет физическую выносливость. Но оно требует учета всех факторов.

Здоровье в Библии, особенно в том виде, в каком это понятие развивается в Ветхом Завете, вытекает из непрерывных взаимоотношений между Богом и падшим человечеством. Последствия грехопадения суровы не только в смысле физической разлуки с Богом, но и в смысле изменения основополагающих мотивов людей, из–за чего они становятся эгоцентричными и по природе стремящимися к злу. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). «И сердце сынов человеческих исполнено зла» (Еккл. 9:3). Борьба Павла со злом, которое жило внутри него, дает нам пример того, как грех влияет на суждение и нравственные ценности даже посвященного христианина (Рим. 7:15–20).

Здоровье в Ветхом Завете соприкасается с четырьмя категориями: (1) состояние целостности и чувство удовлетворения, (2) согласие с Богом и Его законом, (3) праведность, подразумевающая правильные взаимоотношения с Богом и ближними, и (4) физическая сила, способность к достижениям, которая реализуется в течение длительной жизни. О первой категории мы поговорим в следующем разделе (См. I. Д.). В некоторых местах Ветхого Завета здоровье описано как состояние согласия с волей Божьей, особенно выраженной в Его Законе (тора). Верность закону несет человеку здоровье (Пс. 118:165; Иер. 7:23). Согласие с Божьим Законом дает защиту от болезней (Исх. 15:26; 23:20–26; Втор. 7:12–15; Притч. 3:7, 8). И, напротив, непослушание навлекает на человека суд (Лев. 26:14–16; Втор. 28:59), как в случае со змеями (Чис. 21:4–8) и в случаях с Мариам (Чис. 12:1–15) и Геезием (4 Цар. 5:27). В других местах Библия приравнивает здоровье к праведности (евр. седек или седаках) в смысле подчинения Божественным нормам. Фундаментальной нормой является характер Бога; поэтому благоговейное отношение к Божьему характеру приносит шалом (Ис. 32:17). Вместе с этим в Ветхом Завете здоровье приравнивается к силе и благополучию. Давид — это доблестный муж, являвший пример хорошего здоровья. Моисей умирает с хорошим зрением и физически крепким (Втор. 34:7), а Иосиф доживает до 110 лет (Быт. 50:26). Все эти люди служат примером отменного здоровья. В этих текстах имеется в виду не только физическая бодрость, но и абсолютно целостное внутреннее естество как следствие верности Богу. Помимо крепости и силы, здоровье, с точки зрения Ветхого Завета, это также долголетие, которое особенно наглядно проявлялось в эпоху патриархов (Быт. 5). Сила и крепость — это дар Бога (Пс. 27:7–9; 29:7–9), но смысл этого понятия выходит за рамки чисто физического состояния и охватывает все сферы жизни. Долгая жизнь обещана послушным людям (Втор. 6:2; 30:20; 3 Цар. 3:14; Пс. 33:12–14). Можно сделать вывод, что слабое здоровье — это немощь, которая становится предпосылкой для развития недугов и болезней.

Г. Шалом

Библия не разделяет форму и содержание. В жизнь вовлечена вся личность, неразделенная, характеризующаяся еврейским словом шалом. Хотя в настоящее время это слово используется в значении «мир», в Библии его смысл гораздо шире и указывает на благополучие всех составляющих личности. Как и родственный термин шалем, слово шалом передает такое понятие, как «здоровье» или «целостность». Шалом встречается в Библии почти 240 раз (а вместе с производными от него словами — более 350 раз). Особенно часто оно употребляется в псалмах, книгах Исаии и Иеремии. Из многочисленных случаев его употребления лишь 38 раз оно обозначает мир как нечто противоположное войне.

Лексикографы также упоминают такие его значения, как полнота, доброе здравие, благополучие, благосостояние, процветание, согласие между группами людей и внутренняя гармония. В корне этого слова лежит идея целостности, полноты или всеобщего благоденствия. Его основной смысл хорошо передается в таком популярном приветствии, как «здравствуйте», которое в более (543) широком понимании означает: «пусть все в твоей жизни приносит удовлетворение». В этом понятии заложена идея целостности, единства и достаточности; оно указывает на динамичное условие благополучия, в том числе и на современное понятие «здоровья», хотя его смысл гораздо шире. В Библии шалом вмещает в себя все стороны жизни, включая физическое, умственное, духовное и общественное благополучие отдельного человека, группы людей или целого народа (Быт. 29:6; 43:27, 28).

В противовес современному представлению о «мире» как состоянии пассивного бездействия, отсутствии каких–либо движений, в еврейском языке понятие шалом означает деятельную, динамичную целостность и довольство, которые вытесняют свои негативные противоположности. Слово шалом может выражать спокойное состояние рассудка, безмятежность от сознания примиренности с Богом (Лев. 26:6); но этот мир достигается нелегко, ибо он несовместим со склонностью человеческого сердца идти на компромисс со злом. В конечном итоге, шалом указывает на вселенскую полноту, окончательное воссоединение всех и вся в полном согласии с волей Творца.

Физическая сторона человеческой жизни также включается в это понятие. В самый первый раз слово шалом употребляется в Библии в контексте здоровья, когда Иаков интересуется благополучием (шалом) Лавана, сына Нахора (Быт. 29:5,6). Оно также встречается в связи с болезнью и выздоровлением Езекии (Ис. 38:17). А в Притч. 3:2 послушание Божьему Закону тесно увязывается с долголетием и термином шалом. Поскольку библейское слово шалом имеет такое широкое значение, понятие здоровья в Библии, включая в себя физическое самочувствие, охватывает также все стороны человеческого бытия. Только Бог может дать шалом, поскольку именно Он сотворил полное и совершенное благоденствие в самом начале. Несмотря на вторжение греха, Он предлагает завет шалом всем тем, кто служит Ему (Чис. 25:12; Ис. 54:10; Иер. 32:40; Иез. 34:25). Однако нет мира (шалом) нечестивому, ибо такой человек идет наперекор Богу (Ис. 48:22; 57:21; 59:8).

Уходя корнями в Писания Ветхого Завета, весть мира (шалом) стала основой христианской веры, которая основана на истине о том, что Христос примиряет нас с Богом на основе истинного мира. Как сказал Иисус, «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Павел подхватывает эту тему: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:14). Если определять здоровье через призму еврейского понятия шалом, то это полнота всего, целостность личности, все стороны жизни которой находятся в совершенном согласии друг с другом. Внутреннее довольство, проистекающее из мира с Богом, другими людьми и окружающей средой, в сочетании с прекрасным физическим самочувствием становится источником истинного благополучия.

Д. Целостность

Библейская весть представляет всю действительность взаимосвязанной в единое многогранное целое, средоточием которого является Бог. Таким образом, не может быть речи о светской, фрагментарной космологии. Несмотря на то, что некоторые Божьи творения восстали против своего Творца, Библия не знает такого, чтобы отдельные элементы или сущности могли жить независимо от Творца. Что–то или кто–то может быть священным или оскверненным, но это не может существовать независимо от Бога. В этом контексте человечество выходит из рук Бога как новый, ни на что не похожий род творения, отличный и отделенный от животных (Быт. 1:26, 27, 31). В свете такого представления люди на протяжении всей библейской истории являются и считаются едиными и абсолютно целостными личностями (Быт. 5:1, 2; Пс. 8:4–6; 138:13–17; 1 Кор. 6:15; 3 Ин. 2; 2 Петр. 1:3,4).

Подобное единство проявляется в форме и предназначении человеческого тела с его сложным строением и физиологией, которая при правильном функционировании обеспечивает хорошее здоровье. Подобная целостность важна как для хорошего самочувствия, так и для исцеления, поскольку она создает библейское основание для поддержания тела в добром здравии и для восстановительной терапии. Человек имеет как физическое, так и эмоциональное, духовное измерения, которые, взаимодействуя с телом, образуют единое целое. Взгляд на каждого человека в этом широком контексте не только согласуется с библейским пониманием, но и создает уникальный, христианский подход к исцелению, отличающийся от современной медицины, которая ограничивается лечением тела. Во всем Священном Писании человек рассматривается как единое целое, без какого бы то ни было противопоставления души и тела.

Е. Этиология болезни

1. Возникновение болезни

Ветхий Завет начинается с описания высокого уровня жизни, созданного Творцом. Он дал людям изобилие и благополучие, чтобы они наслаждались жизнью. Возможно, остаточные блага, являющиеся следствием этого изначального блаженства, отражаются в том факте, что Ветхий Завет больше говорит о здоровье, тогда как в Новом Завете акцент делается на исцелении. Иисус и апостолы жили среди людей, на которых наложили отпечаток несколько тысячелетий развития греха на земле.

Библейское упоминание о первых патриархах — это биографические, сжатые рассказы о людях, живших в период между грехопадением и исходом. Хотя в повествование включены сотни подробностей, ни слова не сказано о болезнях среди жителей допотопного мира и потомков Иакова накануне исхода. Рассказчик то и дело использует формулу: «Всех же дней такого–то человека было… и он умер». В этих исчерпывающих хрониках содержится мало упоминаний о смертельных болезнях или физической нетрудоспособности, из чего вытекает, что или рассказчик был совершенно не заинтересован в этих вопросах, или проблема тяжелой и продолжительной болезни не стояла так остро. Хотя это свидетельство может кому–то показаться не столь убедительным, оно вполне согласуется с предположением, что природная сила людей постепенно убывала из поколения в поколение. Это (544) предположение также подтверждается указанием на возраст, до которого доживали патриархи.

О каком виде физических недугов говорится в Ветхом Завете? Самыми распространенными были офтальмологические болезни, особенно слепота, о которой упоминается несколько раз. Слепота иногда была Божьей карой (Исх. 4:11; 4 Цар. 6:18), но не всегда. Интересно, что в Пятикнижии не описано никаких гигиенических процедур для глаз, хотя общие гигиенические процедуры предписываются достаточно строго. Мы также читаем о некоторых болезнях слуха и дефектах речи, которые проявились после Исхода. Любопытно, что во время поселения Израиля в Палестине леворукость считалась проявлением неполноценности (Суд. 3:15; 20:16; в Септуагинте амфотеродеиос), на которую Бог, тем не менее, не обратил внимание, чтобы избавить Израиль от Моава (Суд. 3:15–30).

Сообщается также о кожных заболеваниях, включая чесотку (Лев. 13:30, 39), нарывы (Исх. 9:9–11), коросту (Лев. 21:20; Втор. 28:27) и проказу (Лев. 13), которая сегодня уже не считается болезнью Хансена. Несколько раз говорится о язвах (евр. маггефах, в Септуагинте — сунан–тема); например, о египетских язвах (Исх. 9:14) и о язвах среди филистимлян (1 Цар. 6:4); однако обобщенное значение этого термина расширяет его применение.

Внебиблейские источники, например, Папирус Эберса (20 метров в длину с 877 прописями в 10 столбцах), содержат важные сведения о болезнях и их лечении в Египте как до Моисея, так и при Моисее. На самом деле многие современные методики, используемые в рациональной западной медицине, уходят корнями в египетскую практику, датируемую третьим тысячелетием до нашей эры, которая в период птоломеев стала перениматься греческими врачами. В одном из первых обетовании Своему народу Господь обещал избавить его от болезней египетских в случае послушания (Исх. 15:26) и угрожал поразить его болезнью в случае непослушания (Втор. 28:60).

Описывая деятельность Иисуса из Назарета, евангелисты упоминают множество существовавших в то время болезней. Среди наиболее известных можно отметить слепоту (Мк. 8:22–26; 10:46–52), проказу (Мф. 8:2, 3; Мк. 1:40; Лк. 4:27), паралич (Мф. 9:2; Мк. 2:3; Лк. 5:18 — слово паралелуменос, вероятно, указывает на парализованное состояние) и многократные случаи демонической активности (см. П.Г.). Значительная часть служения Иисуса была посвящена лечению болезней.

В древнем языческом мире болезнь приписывалась сверхъестественным причинам, с которыми обычно боролись с помощью магии и волшебства. В противовес этим представлениям Священное Писание говорит о нескольких основных причинах болезни: (1) Божья кара (Втор. 28:27–29), (2) враждебные действия сатаны (Иов 2:7; Мк. 9:17), (3) дряхление в силу возраста (Быт. 27:1; 1 Цар. 3:2; 4:15) и (4) несчастные случаи (2 Цар. 4:4; 4 Цар. 1:2; 4:18–20).

Библия не поддерживает чисто натуралистическую теорию болезней. Поскольку здоровье и болезнь воздействуют на всю личность, а не только на тело, библейское понимание усматривает духовную составляющую в тех болезнях, которые современная наука объявляет естественной патологией. Бог есть великий Врач–Целитель (Втор. 32:39). Выздоровление следует искать у Него; следовательно, сотрудничество с Богом ведет к здоровью духа и тела (Исх. 15:26).

В соответствии с распространенным в древности обычаем, конкретным органам символически приписывались конкретные функции: например, сердце считалось вместилищем чувств и эмоций, а также ценностных суждений. Вот почему Господь говорит о полномасштабном исцелении с точки зрения пересадки «нового сердца» (Иез. 18:31). Однако в Священном Писании отсутствует классическая египетско–греческая гуморальная теория о причинах и диагностике заболеваний. Хотя мы слышим о голове и разуме, мозг как орган никогда не упоминается в Библии, несмотря на то, что египетская медицина была хорошо с ним знакома. Детские болезни лишь формально упоминаются в Библии, хотя можно найти и исключения (4 Цар. 12:15; 3 Цар. 17:17; 4 Цар. 4:18–37). Самое систематическое описание болезней и лечения в Библии мы находим в Лев. 13.

2. Бог как причина болезни

В Священном Писании неоднократно говорится о том, что Бог является причиной болезни (Лев. 26:14–16; Чис. 12:9–15; Втор. 28:20–22, 27, 29, 35, 59–61; 1 Цар. 5:6–12; 25:37, 38; 2 Цар. 12:15; 3 Цар. 13:4; 4 Цар. 5:27; Иов 5:17, 18; Пс. 37:2–9; 105:15; Ис. 10:16; 30:26; Иер. 16:3, 4; Ос. 5:13–6:2). Поскольку в данной статье говорится о том, что болезнь — это следствие греха (см. I.Б), читателю порой бывает трудно примирить между собой эти два факта. Однако проблема предстает в новом свете, если признать, что ни одно событие, согласно Библии, не происходит без ведома Бога. С этой точки зрения все, что случается с людьми, в природе или где–то еще, нужно рассматривать в свете Божьего присутствия, хотя это ни в коем случае не означает, что Бог является инициатором всех событий.

С этой точки зрения библейские писатели могут приписывать Богу те вещи, которые происходят в Его владении, даже если эти события вызваны действиями бесов, существовать которым Он позволяет до последнего суда (Откр. 20:7–10). Сказать, что Бог допускает эту деятельность или высвобождает те силы, которые несут зло, значит однобоко освещать суть происходящего. Не умаляя всевластия Божьего, библейские писатели также приписывают всякого рода зло его родоначальникам: сатане и падшим ангелам. Например, в случае с Иовом Бог определенно сохраняет доминирующее положение, но сатана также действует в той мере, которую ему отвел Бог (Иов 1:6–12; 2:1–7).

3. Личный грех как причина болезни

Хотя в целом болезнь есть следствие греха, появившегося в Едеме, понятно, что она может также возникнуть в результате личного или коллективного греха (Лев. 26:14–16; Пс. 40:4, 5; 106:17–20). Среди библейских примеров можно упомянуть Мариам (Чис. 12) и отчаянный вопль Давида в Пс. 37, где он стенает: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих» (стих 4). (545)

Хотя главной подоплекой всегда было присутствие греха в мире, Библия не настаивает на неизбежной связи между личным грехом и болезнью. Болезнь порой постигает «непорочных и справедливых», как Бог охарактеризовал Иова (Иов 1:8). С богословской точки зрения опыт Иова бросает вызов предположению, будто страдание можно однозначно истолковать как следствие личного греха. Второй случай — это тяжелая болезнь Езекии, которую автор текста не объясняет каким–либо злом, совершенным этим царем (4 Цар. 20). Учеников Христа мучил вопрос о том, почему человек был слепым от рождения. По этому поводу Иисус сказал им, что его слепота не является следствием его тяжкого греха или грехов его родителей (Ин. 9:1–3).

Иисус совершал служение исцеления на фоне раввинского утверждения о том, что болезнь является свидетельством греха. Эта идея возникла после возвращения иудеев из вавилонского плена, однако она была несколько уравновешена мнением Иисуса, сына Сирахова, который допускал вмешательство врачей (Сирах 38:1–15). Ко времени Первого пришествия Христа это учение было разработано в серии причинно–следственных постулатов, где болезнь и грех рассматривались, по сути дела, как взаимозаменяемые понятия. Религиозные вожди связывали определенные грехи с конкретными последствиями: безнравственность и распущенность приводили, по их мнению, к развитию язв и водянки; пренебрежение десятинами было причиной ангины. Богохульство, кровопролитие и клятвопреступление могли вызвать смертельную проказу, а эпилепсия могла быть свидетельством супружеской неверности либо самого больного, либо его предка. Некоторые впадали в такие крайности, что утверждали, будто грехи детей, находящихся в утробе, могли приводить к возникновению конкретных условий или болезней в последующей их жизни.

Признавая причинно–следственную связь, Иисус отказывался применять этот принцип ко всем случаям (Ин. 9:1–3; Лк. 13:1–5). Поведение человека может на самом деле становиться причиной разрушительной болезни; однако существование какой–либо болезни у человека вовсе необязательно указывает на наличие у него конкретного греха. Эти принципы, обсуждаемые здесь в личностном масштабе, также относятся к группам людей и даже целым народам. Народ, решающий уйти от Бога, может страдать от зловещих последствий, будь то в виде душевной скорби, вторжения вражеских армий, опустошительных эпидемий, голода и т. д. Эта тема, раскрытая в Книге Второзаконие (28:25–29), подхватывается пророками, которые призывают Израиль вернуться к Богу и только к Богу.

4. Магия и болезнь

Хотя некоторые ученые утверждают, что библейская вера в ангелов и демонов и их участие в болезни или выздоровлении является разновидностью магии, это достаточно ущербный аргумент. Ангелы и демоны часто упоминаются в Священном Писании в таких ситуациях, где не идет речи ни о какой магии или волшебстве. Апокалиптическое мировоззрение Библии коренным образом отличается от магического взгляда на мир, согласно которому богами и всеми другими силами в мире можно манипулировать, используя их для настоящей пользы или во вред врагам. Подобная точка зрения не излагается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах.

Поскольку древние язычники верили, что причиной нечастных случаев и болезней являются действия демонов, профилактикой и лучшим лекарством считались магические амулеты и заклинания, а в случае возникновения болезни они прибегали к исцелению посредством магии. Среди евреев магия никогда не была в почете, а после создания государства Израиль она была строго запрещена (Быт. 41:1–8; Исх. 7–9; Лев. 19:26–28; Чис. 22; 1 Цар. 28; 4 Цар. 21:6; Ис. 2:6; Иер. 14:14; 27:9; Иез. 13:17, 18). В Библии маги и волшебники — это враги; иногда авторы Библии отпускают колкие и язвительные замечания по поводу их бессилия. Лишь несколько эпизодов в Библии кажутся магическими — например, случай чудесного исцеления от прикосновения к костям Елисея (4 Цар. 13:21). Некоторые богословы считают внезапную смерть Анании и Сапфиры (Деян. 5:5–10) квазимагической, но в тексте нет и намека на магию; оба они умерли вследствие Божьего суда. Еще более проблематичными являются сообщения об исцелении тенью Петра (Деян. 5:15) и применение платков и опоясаний с тела Павла в процессе его служения (Деян. 19:12). Однако это представлено не как магические, действия или обряды, а как символические средства оправдания дел апостола или пророка и для утверждения в вере. Если учесть повсеместное господство магии на Ближнем Востоке в древности, Библия уникальна в своем отвержении ее в качестве профилактики или излечения от болезней.

Ж. Выводы

В библейском повествовании, рассказывающем об изначальном здоровье и его утрате при грехопадении человечества, можно отметить несколько фундаментальных принципов. Первый заключается в том, что здоровье связано с Творцом и в основе человеческого благополучия лежит согласие с Его волей. Ухудшение здоровья и смерть бывают прямым следствием греха.

Два других принципа также очевидны: первый касается природы человечества. Человек необычайно сложно устроен, но является единым целым, и именно так о нем говорится в Библии. Мощные взаимосвязи объединяют физические, эмоциональные, духовные, умственные и общественные грани человека в одно целое. Он един в своем многообразии. Все перечисленные составляющие играют важную роль в поддержании идеального здоровья. Библейский акцент на целостности здорового человека вносит свой вклад в христианское понимание здоровья.

Кроме того, интересно отметить тесную связь между сохранением здоровья и Божественным присутствием. Иногда эти два понятия так тесно переплетаются в некоторых библейских текстах и выражаются такими похожими терминами, что эти отрывки можно одновременно понять как советы о здоровье и призыв примириться с Богом. (546)