II. Исцеление в Священном Писании

А. Библейская терминология

Вопреки современному пониманию, ограничивающему исцеление физическим уровнем, представление о целостности человека, которое красной нитью проходит через Ветхий и Новый Завет, требует, чтобы исцелению подвергались все стороны человеческого естества и жизни, а не только одно тело. Эта широта отчетливо видна в нескольких еврейских и греческих словах, которые переводятся словами «исцелять» или «исцеление». Наиболее распространенное еврейское слово рафа (встречается 36 раз) означает исцелять или чинить и зачастую в более широком смысле означает снять внутреннее напряжение, примириться или восстановить. Слово аруках привносит в понятие исцеления смысл удлинения или продолжения жизни, которое противопоставляется ее укорачиванию. Есуах подразумевает безопасность в руках Бога, а марпе часто означает исцеление в смысле довольства и избавления от скорби. Теалах предполагает силу и противопоставляется термину халах, слабость. А слово шалом часто употребляется в значении здоровья человека во всех его проявлениях; например: «Здоров ли ты, брат мой?» (2 Цар. 20:9).

В Новом Завете греческие слова подчас передают нюансы смысловых оттенков слов ветхозаветных Писаний, но при этом возникают некоторые трудности. Наиболее характерным случаем является слово mepaneyo. Первоначально оно означало заботу о другом человеке, но в греческом языке койне стало употребляться в значении исцеления в физическом смысле. В синоптических Евангелиях и в Книге Деяния святых апостолов оно часто обозначает чудодейственные исцеления. Слово иаомай, что значит врачевать или восстанавливать, родственно mepaneyo; однако оно употреблялось в медицинском и переносном смысле еще у Гомера. Слово хигиайно, вошедшее затем в русский язык как «гигиена», употреблялось в значении «благоразумный, способный, в здравом уме и в хорошем самочувствии». В Септуагинте именно этим словом чаще всего передавалось еврейское понятие шалом. Используемое в основном в евангелиях и пасторских посланиях, понятие хигиайно употребляется в значении абсолютного исцеления всего естества. Причастие хигиайнон сообщает нам о том, что отец принял вернувшегося блудного сына «целым и невредимым» (Лк. 15:27). Греческий глагол созо несет идею спасения, сохранения или избавления. От того же корня происходит слово сотерия, которое часто переводится как спасение, избавление или сохранение. Шестнадцать раз слово сотерия употребляется в Евангелиях в значении избавления или исцеления всего существа. Оно употребляется для описания как исцеления, так и спасения (Лк. 19:9; Деян. 27:34).

Б. Бог–Целитель

Библия неоднократно приписывает исцеление одному лишь Богу (Исх. 15:26; Втор. 7:15; 32:39; 3 Цар. 13:6; Иов 5:17, 18; Пс. 40:4, 5; 106:17–20; 146:3; Ис. 30:26; Иер. 30:17; 33:6; Ос. 5:13–6:2) не абстрактно, а в глубоком личностном смысле. Так, сразу после перехода через Красное море, Яхве заключает со Своим народом особый завет с обетованием: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Спустя шесть столетий Он с чувством говорил со Своим народом завета, напоминая ему об избавлении и обещании:

«Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их… Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос. 11:1–4).

До вавилонского плена Господь умолял Свой заблудший народ вернуться и получить исцеление (Иер. 3:22), обещал ему восстановление (Иер. 30:17–22). В этих текстах, равно как и во многих других, исцеление рассматривается в смысле полного примирения с Богом, о чем пишет и Малахия, когда говорит о дне Господа как о времени исцеления и исправления (Мал. 4:1–3).

Хотя Библия в первую очередь озабочена судьбой народа завета, Израиля, она также несет на себе стойкую печать заботы обо всех жителях земли. Пришелец, который решался присоединиться к Израилю и служить Богу, должен был совершить обрезание как знак завета и стать частью еврейского общества (Исх. 12:48, 49). Пришелец конкретно упоминается в заповеди о субботе (Исх. 20:8), явно включается в закон (Лев. 24:22; Чис. 9:14), приглашается участвовать в жертвоприношениях перед Господом (Чис. 15:14; Ис. 56:6–8), а также с определенными оговорками у него были определенные Богом преимущества. Исцеление завета становится также и их достоянием. Все человечество, Его дети по праву творения, могут рассчитывать на Его принятие и целительную силу. Даже Египет, этот пария, осужденный Богом, может быть исцелен от своего прошлого и приглашается служить и поклоняться Богу (Ис. 19:19).

1. Псалмы о болезни и исцелении

Как уже отмечалось, Священное Писание называет Бога единственным Исцелителем. Увяданию и болезни дается широкое определение: это отчуждение от Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следовательно, решение следует искать в примирении с Ним как Творцом и единственным вечным Источником благополучия. Выздоровление в этом случае следует за покаянием, прощением и прикосновением десницы Божьей. При этом исцеление затрагивает не только физический аспект, но духовный и социальный. Бог открывает Себя израильскому народу в следующем высказывании: «Ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26). Значение этого (547) высказывания относится не только к физическому исцелению.

Псалмы о болезни и исцелении рисуют картину покаяния и исцеляющего прощения. В псалмах 6, 37, 40, 87 и 101 речь идет почти исключительно об исцелении, а в других псалмах — 30, 31, 70 и 90 — этой теме отводится значительное место. Ис. 38 содержит покаянный псалом Езекии. Посредством исповедания, плача, призывов и выражения уверенности авторы этих псалмов обращаются за поддержкой к Творцу, понимая ненадежность человеческой помощи. В этих псалмах страдальцы исповедуют свою неправду и признают, что Бог наказывает их. Вот почему они взывают не только о физическом выздоровлении, но и об оправдании и избавлении, а затем преисполняются благодарением и радостью, являя живое свидетельство о Божьих делах для тех, кто приходит к Нему.

2. Творение и исцеление

Об исцелении лучше всего думать с точки зрения возвращения в первоначальное, совершенное состояние. Любое действие человека, которое способствует возвращению к изначальному совершенству, находится в согласии с намерением Бога. Творец независим, творение всегда находится в зависимом и подчиненном положении. Как таковой человек всегда может управлять своими делами, и его самодостаточность становится главным грехом. Это учение пронизывает всю библейскую летопись. Открывая Себя как целителя, Бог оказывается верным Своему изначальному намерению при сотворении мира (см. I.A.1.).

3. Исцеление в природе

Целительные возможности природы достаточно очевидны. Эта функция, заложенная Творцом, что–то вроде остаточной «мудрости» в природе, посредством которой Он несет исправление и облегчение творению, поврежденному грехом. Эта способность исцелять объясняется Божественной деятельностью, хотя натуралистическая философия объясняет ее исключительно естественными причинами. Содержательное высказывание Амброуза Паре: «Я перевязываю рану, Бог исцеляет ее» точно передает библейское понимание исцеления, при котором Бог сотрудничает с людьми.

Исходя из предпосылки, что Творец действует в определенном порядке, люди вывели законы природы, наблюдая за Божьими действиями в природе. Следовательно, законы природы носят описательный характер, а не предписательный. Правильно понятые, они дают представление о правилах применения Божественной целительной силы. Этот принцип означает, что, уважая законы природы, верующий сотрудничает с Богом, тем самым предотвращая болезни и получая исцеление. В этом смысле законы природы становятся своего рода Божественными законами и наряду с нравственными постановлениями выражают Его волю. Поскольку Он целитель, выздоровление, осуществляемое благодаря исполнению законов природы, есть выражение Его целительной силы. Внутренняя способность восстанавливаться и сопротивляться вторгающимся организмам становится частью Божественного замысла исцеления и восстановления. Научные открытия и развивающаяся фармацевтика являются, таким образом, закономерными частями Божьего исцеления. Библия признает действие Божьих законов природы и призывает повиноваться им (Пс. 18; Рим. 1:19, 20; Евр. 1:1, 2).

В. Виды исцелений в Священном Писании

В Ветхом Завете содержится сравнительная характеристика нескольких случаев физического исцеления, хотя Господь во всех книгах Библии напоминает Своему народу о Своей целительной благодати в более широком смысле. Он исцеляет кающихся от греха, который разделяет человека с Богом (Пс. 106:17–22), а также от скорби, горечи, обиды, одиночества, недоверия, отчуждения людей от Бога и друг от друга, отчаяния, потерянного чувства собственного достоинства. Он помогает находить решение всех проблем, присущих нашему падшему состоянию. Его исцеление затрагивает также и целые народы (Исх. 23:22–25; Лев. 26:14–21; Втор. 7:15).

Первый зафиксированный в Библии случай физического исцеления — это восстановление Богом жен Авимелеха после того, как он вернул Сару Аврааму (Быт. 20:18). Другие исцеления совершались при самых разных обстоятельствах. Когда Саул лишился трона за то, что не был послушен Богу, Дух Божий удалился от него, а его место занял злой дух, которого попустил Яхве (1 Цар. 16:14). Однако игра Давида на музыкальных орудиях оказывала на царя целительное воздействие (стих 23). Через Илию Бог исцелил сына вдовы (3 Цар. 17). Через Елисея Господь воскресил сына сунамитянки (4 Цар. 4), а Нееман сириянин был исцелен от проказы (4 Цар. 5). Для исцеления царя Езекии пророк Исаия использовал пласт смокв в качестве припарки (Ис. 38:16–21). Эти несколько примеров фактически исчерпывают историческую хронику чудодейственных исцелений в Ветхом Завете, которая дополняется многочисленными свидетельствами об исцелениях в Евангелиях.

В Ветхом Завете Божьи исцеления и суды являются свидетельством того, что Господь управляет ходом истории. О Божественном вмешательстве говорится часто. Самыми близкими по смыслу к новозаветному пониманию исцеления являются отрывки из Книги пророка Даниила об избавлении (Дан. 3:1–25; 6:27) и чудесном исцелении Навуходоносора (Дан. 4:34–36). Знамения и чудеса в Ветхом Завете связаны преимущественно с судьбой Божьего народа завета. Однако мессианские отрывки в Книге пророка Исаии (Ис. 35:3–6; 53; 61:1–3; 63:1) и других книгах предсказывают, что служение исцеления будет совершаться через Мессию. Телесные исцеления занимают важное место в Новом Завете (в частности, в служении Иисуса), однако свое продолжение они получают в апостольской Церкви.

Г. Служение исцеления Иисуса

Исцеления, совершенные Иисусом, — это самый большой раздел, посвященный вопросу врачевания, во всем Священном Писании. Сохраняя широкое ветхозаветное (548) понимание исцеления как прощения и примирения, Иисус в Новом Завете вступает в прямое противоборство с болезнью, страданием и злыми силами, которые за этим стоят, то и дело одерживая верх над ними. Служение Иисуса проливает яркий свет на исцеление: это не только избавление людей от физических немощей, но и от греха и чувства вины. В Новом Завете больше внимания уделяется физическому аспекту исцеления. Страдание, которое часто рассматривается как угнетение, а не как наказание, больше не должно считаться следствием грехопадения человека. Вместо того чтобы покорно терпеть его, Иисус и апостолы запрещают злым силам мучить людей. Вмешательство Иисуса было намеренным и властным.

1. Сообщения о Его исцелениях

Примерно 20 процентов в Евангелиях посвящено исцелениям и их последствиям. Если разбить весь евангельский материал на повествование и диалоги, то сообщения об исцелениях, которые, как правило, являются повествованием, будут составлять треть от общего объема, что не может не удивлять. Хотя в некоторых случаях мы сталкиваемся с повторами, в четырех Евангелиях содержится 41 описание конкретных случаев исцеления, помимо общих сообщений, таких как: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). На этом основании Иисуса можно было бы принять за странствующего целителя; однако все Его учение в целом и характер исцелений заставляет признать подобное определение слишком упрощенным. Во всех четырех Евангелиях Он изображен целителем. При этом евангелисты придерживаются определенного плана. Сначала описывается потребность; затем происходит вмешательство Иисуса, которое часто сопровождается диалогом с тем, кто ищет Его помощи, или с Его противниками; в–третьих, совершается исцеление, за которым следуют одобрительные отзывы наблюдателей. Особенно явно эта последовательность просматривается у Луки.

Во всех четырех Евангелиях служение Иисуса помещено в контекст вселенской войны с сатаной, которая с самого начала Его служения была личной схваткой не на жизнь, а на смерть. В конце служения Иисуса сатана входит в Иуду Искариота, через которого доводит до кульминации свой спор с Христом. Иисус охарактеризовал Своего противника как князь этого мира (Ин. 14:30) и лукавый, который должен быть изгнан вон (Ин. 12:31). В действительности евангельская история имеет мало смысла в отрыве от этой вселенской борьбы.

Свидетельство об исцелениях, совершенных Иисусом, отличается у каждого евангелиста в зависимости от того, чему он уделяет главное внимание. Например, Марк сообщает о четырех изгнаниях бесов (Мк. 1:23–28; 5:1–20; 7:24–30; 9:14–29) и о восьми исцелениях: от горячки (1:29–31); проказы (1:40–45), паралича (2:1–12); иссохшей руки (3:1–6); кровотечения (5:25–34); глухоты и немоты (7:31–37); слепоты (8:22–26; 10:46–52). Особняком стоит воскрешение девочки (5:21–24, 35–43). Он доказывает несостоятельность обвинений в богохульстве (2:7), нарушении субботы (3:1–6) и уповании на бесовскую силу (3:22). С характерным для него пылом и эмоциональностью Марк сообщает о наступлении Иисуса на владения сатаны, которое достигает триумфальной кульминации на кресте и в момент воскресения. Рассказывая об исцелениях, Марк уделяет минимум внимания медицинской стороне вопроса, будучи более озабочен ответом на вопрос: кто такой Иисус? Если Он Мессия, то какой Мессия? Иисус то и дело просит тех, кого исцеляет, никому не рассказывать о своем избавлении, по–видимому, для того, чтобы избежать преждевременной конфронтации с властями.

Особое внимание в Евангелии от Марка уделяется конфликту с демонами; наряду с этим евангелист проявляет сочувствие к их жертвам — одержимым людям. Он также упоминает о некоторой задержке, предшествующей чудесам. Бесы спорят с Иисусом (5:6–12), чтобы отсрочить свое изгнание. Случай с женщиной, 12 лет страдавшей от кровотечения, так надолго задерживает Иисуса, что дочь Иаира успевает умереть за это время (стихи 27–43), а изгнание бесов из отрока откладывается до спуска Иисуса с горы Преображения (9:22–29).

В Евангелии от Матфея описываются почти те же исцеления, о которых рассказывает Марк; однако у Матфея они сопровождаются диалогом Иисуса с окружающими. Он уделяет особое внимание мотиву сострадания, которым руководствовался Иисус (Мф. 9:35, 36; 14:14; 20:34; 9:27; 15:22). Матфей обращает также пристальное внимание на ветхозаветные пророчества, исполнившиеся в служении Иисуса, в частности, на Его роль слуги (8:17 [из Ис. 53:4]; 12:15–21 [из Ис. 42:1–4]). Матфей особо отмечает, как исцеления Иисуса в храме в конце Его служения глубоко оскорбили священников (21:14).

Лука сообщает о 16 исцелениях — больше чем любой другой евангелист (Лк. 4:31–39; 4:38, 39; 5:12–26; 6:6–11; 7:1–17; 8:26–56; 9:37–43; 11:14–16; 13:10–17; 14:1–6; 17:11–19; 18:35–43 и 22:50, 51). Если учесть, что Лука был практикующим врачом (Кол. 4:14), это не должно нас удивлять. Он отслеживает служение исцеления Иисуса, начиная с Его проповеди в синагоге Назарета (Лк. 4:16–21). Там Иисус читает общепризнанный мессианский текст из Ис. 61:1, 2: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное». Применив это пророчество к Себе, Иисус обосновал Свое служение, заявив, что оно является исполнением данного пророчества о Мессии. Евангелие от Луки также включает семь высказываний, из которых становится ясно, что Иисус исцелил еще немало людей от болезней и изгнал множество бесов (Лк. 4:40, 41; 6:17–19; 7:18–23; 9:10, 11; 10:13–15; 13:31–33; 24:19–21). Эти сообщения усиливают тему освобождения от демонов, греха и социальных барьеров. Лука также рассказывает о вере представителей других народностей и изгоев, например, о слуге сотника (7:1–10), о женщине, которая стала изгоем из–за (549) того, что долгое время страдала кровотечением (8:43–48), и о вере прокаженного самарянина, который единственный из десяти исцеленных вернулся, чтобы выразить благодарность (17:11–19). Лука представляет исцеление как важную часть спасительной миссии Иисуса (4:40, 41; 6:17–19; 9:11). Даже Его ученики начинают исцелять (9:1, 2; 10:9, 17). Он также необычайно подробно описывает реакцию исцеленных.

В Евангелии от Луки особенно ярко показано сочувствие Иисуса к страдальцам. Это видно в таких эпизодах, как воскрешение сына вдовы из Наина (7:11–17) и в трех субботних чудесах: исцеление человека, имевшего иссохшую руку (6:6–11), исцеление женщины, сгорбленной в течение 18 лет (13:10–17), и исцеление человека от водяной болезни (14:1–6). В многочисленных рассказах об исцелении евангелист Лука подчеркивает то чувство удовлетворения, которое испытывали люди, исцеленные Иисусом.

Евангелие от Иоанна более избирательно и включает только семь чудес. Иоанн называет их «делами» (эрга) или «знамениями» (семейа) — буквально это слово означает «Божьи дела» (Ин. 5:17, 19–21). Сообщается лишь о трех исцелениях, каждое из которых сопровождается продолжительными беседами. Это исцеление сына вельможи (4:46–54), исцеление человека, который был парализован 38 лет и исцелен у купальни Вифезда (5:1–15), и исцеление человека, слепого от рождения (9:1–34). Двое из чудес были совершены в субботу, что стало причиной конфликта с религиозными властями. Сообщается об одном воскрешении. Иисус воскресил Своего друга Лазаря, открыв Себя как Источник жизни. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (11:25, 26). Вера занимает видное место в Евангелии от Иоанна — вера, основанная не на знамениях, а на Христе как Личности и Подателе жизни (20:24–29). Иисус не только является источником здоровья, но в Нем мы находим средоточие всякого здоровья: жизнь вечную. В Евангелии от Иоанна нет сообщений об одержимости бесами. Борьба между Христом и дьяволом хотя и присутствует, ведется более утонченными методами.

2. Виды и методы исцелений

Поразительный контраст между исцелениями эллинов и исцелениями Иисуса указывает на существенные различия между Божественным исцелением и другими врачеваниями. В отличие от большинства греческих целителей, Иисус совершал Свои исцеления не в уединении, а зачастую среди людских толп. Он не прибегал к помощи магических чар, не нуждался во внешних источниках силы, не вводил людей в гипнотический транс и не произносил никаких заклинаний. Его метод был прост: несколько слов и прикосновение. Иисус исцелял как серьезные, так и продолжительные недуги. Его служение отличалось от всех других.

Как уже отмечалось ранее, Иисус большую часть времени исцелял от физических недугов. Простым движением руки Он вернул на место отсеченное ухо (Лк. 22:51), прикосновением исцелил прокаженного (например, Лк. 5:12–16) и вернул зрение слепому, сделав брение из плюновения (Ин. 9:7, 11). Иногда Он пользовался для этого подручными средствами, а иногда обходился без этого.

Чаще всего Он исцелял словом, после которого больной сразу же выздоравливал. В других случаях Он исцелял иначе, например, поэтапно или немного задерживая восстановление поврежденного органа (Мк. 8:22–26; Ин. 9:1–11). Все изгнания бесов Иисус совершал словом, поскольку в Евангелиях мы не встречаем такого случая, когда бы Он прикасался к жертве, одержимой бесами. Демоны узнавали Его (Мк. 1:24; 5:7). Даже когда споры с демонами были наиболее жаркими, Его приказ был для них авторитетным. В трех параллельных описаниях евангелисты точно цитируют слова Иисуса, которые в каждом случае были прямым повелением демонам (Мк. 1:25; 5:8; 9:25; Лк. 4:35). Лишь в одном случае Он молится или призывает имя Бога при совершении Своего чуда и делает это для пользы очевидцев, чтобы они уверовали (Ин. 11:41,42).

Иногда Иисус совершал Свои чудеса в непосредственной близости от нуждающихся людей, а в других случаях — на расстоянии (Мф. 8:5–13; Мк. 7:24–37). Часто Иисус откликался на просьбу страдальца (Мф. 9:27; Лк. 17:13; Мк. 10:47), а иногда на просьбы других людей, которые просили за страдальца (Мк. 1:30; 2:3; 7:26; 9:17; Мф. 8:5; Ин. 4:47; 9:2). Однажды Иисус Сам поставил вопрос об исцелении, хотя страдалец не просил Его об этом (Ин. 5:6–9; Лк. 7:14; 13:12; 22:51).

Некоторые наблюдения помогают дать определение служению исцеления, которое совершал Иисус. Для Него болезнь была чем–то чуждым и несовместимым с первоначальным порядком вещей, установленным Богом, была делом дьявола, с которым Он пришел сразиться и которого должен был победить (Лк. 13:16). Он принимал слабых и больных не с пренебрежением, но с состраданием — как жертв. Его метод никогда даже отдаленно не напоминал сухой прием в больнице, но Он всегда с уважением относился к человеку, воспринимая его как единое целое в духе ветхозаветного учения. Он стремился восстановить глубокую связь между человеком и Богом (Лк. 7:11, 21); для достижения этой цели необходимо было с верой в Бога принять Божественную любовь.

3. Цели исцеления

В Ис. 61:1,2 описаны составляющие миссии: (1) проповедовать благую весть, (2) проповедовать пленным освобождение, (3) совершать физическое исцеление — например, восстанавливать зрение слепым, (4) отпустить на свободу рабов греха или дьявола и (5) проповедовать Божье Царствие. Матфей сообщает, что «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Аналогичное высказывание мы встречаем в Мф. 9:35, где Он поручил Свою миссию 12 ученикам.

Совершенно понятно, что Иисус видел Свою главную задачу не просто в исцелении тела, но в провозглашении великой вести о новом и уникальном вмешательстве Бога (550) в человеческие дела. Весть об избавлении, прощении, примирении, спасении значительно шире, чем только лишь облегчение страданий физически больных людей. Он призывал людей к новому образу жизни, к полной преданности Богу, покаянию, сознательному и непрерывному посвящению, чтобы семь злейших бесов больше не вернулись и не заняли дом (Лк. 11:20–26). Обычно Его чудеса сопровождались прощением. Физическое исцеление совершалось в контексте более широкого служения, которое только и могло вернуть шалом — исцеление каждой сферы человеческого бытия, воссоздание первоначального смысла здоровья, дарованного Богом при творении. Сотворивший мир и все, что в нем (Кол. 1:16–20; Евр. 1:2; Ин. 1:3), теперь пребывал среди людей в человеческом облике, чтобы восстановить все то, «что было потеряно вследствие греха. Он был тем самым избавителем, которого Бог обещал Адаму и Еве в Едеме (Быт. 3:15). Он был больше, чем пророком, орудием Божьего дела. Принимая участие в жизни мира, пораженного грехом, Он стоял выше его нравственной нечистоты (Евр. 2:17, 18; 4:15). Его служение исцеления совершенно явно было Божественной силой в действии.

Внимательное изучение служения Иисуса подтверждает это мнение. Его главной задачей была проповедь о том, что Бог принимает Свои грешные, страдающие творения по Своей безграничной милости и любви. Его служение было установлением Божьего Царствия на земле, хотя полное избавление все еще представлялось делом будущего. То, что происходило во время Его служения, доказывало, что рано или поздно наступит окончательное избавление от греховного мира. Он пришел, чтобы избавить, взыскать и спасти погибшее; прощать и провозглашать день Божьей милости, чтобы даровать жизнь вечную и восстановить все потерянное. Он был прежде всего Спасителем, и физическое исцеление было доказательством и знамением Его власти.

Вне всякого сомнения, зрелищные исцеления и избавления от демонов привлекали толпы людей и подтверждали чудодейственную силу Иисуса, зарождая в людях желание внимать слову Его учения. Перед Ним стояла проблема, которая по сей день досаждает тем, кто несет людям благословение Евангелия: как научить людей доверять Богу, а не материальным благам, которые являются следствием служения Ему. Иисус не ставил перед Собой цели привлекать на Свою сторону людей посредством чудес, и Он сказал об этом тем себялюбцам, которые воспользовались Его чудом с хлебами и рыбками, чтобы насытить себя (Ин. 6:26). Чудодейственные исцеления Иисуса не были повсеместными. Например, в Евангелиях ничего не говорится о посещении Иисусом Тивериады, самого крупного города в Галилее того времени. Похоже, что очень мало больных в Тивериаде было исцелено Иисусом. То же можно сказать о многих других городах и селах Палестины. Однако мы должны ясно осознать, что, хотя исцеления и избавления Иисуса имели практическое значение как часть Его великого служения, в то же время они были выражением Его милости и сострадания. Физические исцеления — это залог полноты Божьего Царства.

4. Исцеления и вера

Во многих случаях вера неразрывно связана с исцелениями Иисуса и фактически рассматривается как необходимая предпосылка для совершения исцеления (Мф. 9:2, 22, 29; 8:13; 15:28). Неверие, проявленное в Назарете, было препятствием для исцеления (Мк. 6:5,6; Мф. 13:53). Однажды, когда ученики не смогли совершить исцеление, Иисус сказал им, что это произошло по причине их неверия (Мф. 17:20). Иногда веру проявлял человек, нуждавшийся в исцелении; в других случаях ее имели его родные или друзья, просившие за него. Обычно вера считается условием исцеления (Мф. 9:29; Лк. 17:19; 18:42). Можно привести множество примеров, когда вера имела первостепенное значение; в первую очередь это касается Евангелий и Книги Деяния святых Апостолов.

Этот факт привел многих христиан к выводу, привлекательному на первый взгляд, но логически небесспорному, что если молитва об исцелении не дает результата, причину следует искать в неверии. Эти люди исходят из того, что при наличии достаточной веры Бог не может не откликнуться на просьбу или, по крайней мере, налицо будет необходимое условие для исцеления. Для некоторых вера приобретает роль чудодейственного средства, которое исцеляет само по себе или высвобождает Божью силу. Такое понимание основывается на неверной трактовке евангельского эпизода, где женщина с верой прикоснулась к краю одежды Иисуса и в тот же миг исцелилась (Мф. 9:22).

Хотя вера действительно играла важную роль в исцелениях Христа, в тех же евангельских повествованиях мы читаем и о том, что некоторые исцеления совершались несмотря на отсутствие веры или маловерие. Эти чудеса призваны зародить веру в Иисуса как Сына Божьего. В случае с расслабленным верующие люди приносят его к Иисусу, но в тексте ничего не сказано о вере самого расслабленного. Однако же Христос исцеляет его ради веры тех, кто принес его (Мф. 9:1–8). Человек с иссохшей рукой получает исцеление, несмотря на отсутствие выраженной веры с его стороны или со стороны его близких. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы продемонстрировать религиозным вождям, что Иисус имеет власть исцелять (Мф. 12:9–13). Иисус подходит к женщине, сгорбленной в течение 18 лет, и исцеляет ее, хотя нигде не сказано о ее вере (Лк. 13:11–13). Человек, больной водянкой, был исцелен, несмотря на отсутствие выраженной веры, поскольку Иисус хотел показать на этом примере, что исцелять можно и в субботу (Лк. 14:4). Исцеление слуги первосвященника, которому Петр отсек ухо мечом в Гефсиманском саду, — это еще один пример исцеления при отсутствии веры (Лк. 22:51). Похоже, что эти случаи приводятся не для того, чтобы умалить значение веры, но как доказательство того, что явно выраженная вера не всегда является необходимым условием для исцелений Христа. Учитывая оценку, данную Иисусом тем, кто требует знамений, чтобы уверовать (Ин. 4:48; 20:29), из этих текстов следует, что при наличии сильной веры в исцелениях нет такой большой надобности.

Еще одно наблюдение может помочь в определении веры. Во всех Писаниях вера (евр. эмунах; греч. пистис) (551) означает уверенность сердца и разума в Боге, ведущая к упованию на Его всевышнюю волю (Пс. 30:24, 25; 2 Кор. 5:7; Евр. 11:8). Это не слепой, фанатичный «прыжок в темноту», но действие, основанное на свидетельствах. Она представляет собой сознательную, разумную преданность, а не легковерие или эмоциональность. Вера играет жизненно важную роль в библейском учении и опыте. Верой грешники оправдываются во Христе Иисусе (Рим. 3:28; 5:1; Гал. 2:16; 3:8), и искупленные Богом люди — это те, которые имеют веру Иисуса (Откр. 14:12).

5. Исцеления в субботу

Без всяких оправданий Иисус исцелял в субботу. Хотя эта деятельность не была нарушением субботы в ее библейском понимании, она противоречила традиционным, официальным правилам соблюдения субботы, которых придерживались иудеи того времени. В Евангелиях описывается семь разных случаев исцеления в субботу, часто в контексте борьбы с религиозными властями. Пять таких случаев описаны в Евангелии от Луки: исцеление тещи Петра от горячки (4:38,39) и исцеление одержимого (ст. 31–35) в одну и ту же субботу; исцеление человека, имевшего иссохшую руку, в синагоге (6:6–10); исцеление согбенной женщины в синагоге (13:10–17) и исцеление человека от водянки в доме фарисея (14:1–6). Матфей описывает два субботних исцеления; Марк — три.

Иоанн достаточно пространно описывает еще два субботних исцеления: исцеление расслабленного в купальне Вифезда (Ин. 5:2–18) и исцеление слепорожденного, которому посвящена вся девятая глава этого Евангелия (9:1–41).

Если внимательно прочитать описание субботних дел Иисуса, становится ясно, что Он с почтением и уважением относился к субботе, как о том заповедано в Священном Писании, но в то же время не уважал те человеческие традиции, которыми впоследствии обросло ее соблюдение. Его враги воспользовались этим неуважительным отношением Иисуса к традициям, чтобы обвинить Его в осквернении субботы. Он опроверг это обвинение, заново определив назначение субботы и сославшись на конкретные библейские случаи как высший авторитет в этом вопросе. Наиболее полно Его ответы приводит евангелист Иоанн, когда описывает исцеление парализованного у Вифезды, а также исцеление слепорожденного. Ни один из исцеленных не знал точно, кем был Иисус, и их не беспокоили допросы начальников, которые пытались установить, был ли Иисус праведником или грешником. Отвечая своим критикам, Иисус сосредоточился на том, что Его Отец трудится непрерывно, даже в субботу, чтобы должным образом поддерживать все природные процессы, включая процесс исцеления, и что милосердие и сострадание стоит выше формального соблюдения субботы по букве. Примечательно, что в субботу Иисус исцелял как острые, так и хронические болезни, не проводя различий. Избавляющая Божья сила несет свободу страдальцам, независимо от времени. Своими субботними делами Иисус показал, каким образом можно последовательно соблюсти два принципа: уважение к святости субботы и сострадание к страждущим. Из всех споров Иисуса с религиозными лидерами того времени одним из самых эмоциональных был вопрос о том, что можно, а чего нельзя делать в субботу.

Суббота должна служить не помехой, а, напротив, мостом для восстановления первоначальной близости, некогда существовавшей между Богом–Творцом и только что сотворенными людьми. Даже древнееврейский термин шаббат, что значит «отдых», и подробное описание назначения субботы в четвертой заповеди подчеркивают отдых от человеческих дел, подобный отдыху Бога от дел творения. Источник целительной силы субботнего дня коренится в отделении человека от груза повседневных забот и возрождении в нем интереса к Божьим истинам. Физическое и эмоциональное освобождение позволяет сбросить с себя все стрессы повседневной жизни.

Преимущества и блага субботы распространяются на всех. Четвертая заповедь подчеркивает ее всеобщий характер, а также ее преимущества, которые распространяются на членов семьи, наемных работников и даже на подъяремных животных, а также на гостей и пришельцев (Исх. 20:8–11; ср. с Ис. 56:6–8). Субботние богослужения и исследование Библии объединяют верующих в одно общество, где все заботятся и пекутся друг о друге и где внимание пришедших на богослужение отвлекается от обыденных вещей посредством восхваления Бога. Суббота указывает на будущее время, когда все неразрешенные проблемы, физические, эмоциональные или духовные, будут устранены в вечном Божьем Царстве. «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). В присутствии Бога все раны многострадального человечества будут исцелены.

6. Исцеление как восстановление

Тема восстановления красной нитью проходит через Библию, создавая прочное основание для надежды (Быт. 3:15; Рим. 6:4, 9–11; Кол. 1:20, 21; 3:8–10; 2 Кор. 5:18–20; 1 Кор. 15:51–57; 1 Ин. 3:2). Исцеление часто отождествляется с восстановлением, ибо как болезнь разделяет с Богом, так исцеление восстанавливает отношения. Божьи обетования восстановить Израиль представлены в словах исцеления и врачевания (Иер. 30:12–17; 33:6; 46:11; Иез. 47:12; Мал. 4:2). Это родство настолько явно в Новом Завете, что одно из его главных слов, означающих исцеление (сотериа), может быть также переведено как исцеление или спасение. Таким образом, спасение может включать не только избавление от греха и его последствий, но также восстановление и исцеление всего человека.

Все библейские учения основываются на том, что в конце концов то, что было утрачено в результате вторжения греха на нашу планету, будет восстановлено, когда Творец возродит и полностью исцелит Свое творение. Исцелив наши раны и взяв на Себя наши беззакония на Голгофе как наш Заместитель, Он представлен в Апокалипсисе как Христос–Победитель, Который восторжествует над сатаной и силами зла (Откр.20:14; 21:8). Любящие Бога и служащие Ему вновь обретут совершенное состояние, которое некогда было утрачено, тогда как все злое будет уничтожено навеки. В пророчествах Ветхого (552) и Нового Завета новая земля показана свободной от болезни, боли и смерти (Ис.33:24; Откр.21:4). Апостол Павел радуется воскресению Христа, доказавшему, что Он одержал победу над всеми силами зла. Победа Христа стала и нашей победой (1Фес.4:14–17).

Д. Исцеление в посланиях Павла

1. Отличительные особенности

По сравнению с евангелистами Павел уделяет меньше внимания исцелениям, хотя они также имеют место. В его посланиях мало внимания уделяется исцелению в современном смысле этого слова; однако он определяет некоторые руководящие принципы. Как и другие библейские писатели, Павел указывает на целостность человеческой природы: человек — это цельная личность, способная на грех и восстановление (1 Фес. 5:23). Вот почему апостол ценит человеческое тело, Божий дар, которое должно быть представлено Ему в жертву живую (Рим. 12:1). С точки зрения Павла, то, что было потеряно в Едеме, восстанавливается во Христе через Его воскресение, которое служит доказательством нашей грядущей вечной жизни с Богом. Восстановление является исключительно делом Бога, по благодати (Рим. 3:28; Гал. 2:16). Дела никогда не могут быть средством восстановления; даже Авраам оправдался только верой, до того как получил обрезание (Рим. 4:9–11). Искупленные должны жить в Духе (Рим. 8:1–4), посредством Которого восстанавливается новозаветная гармония (Евр. 8:10,11).

В своих посланиях Павел говорит как о чудесах (1 Кор. 12:8, 28), так и о земном (1 Тим. 5:23). Однако он редко говорит о здоровье, имея в виду лишь физический аспект. Для него термины «здоровье» или «здоровый» (хагиес) означают сбалансированную упорядоченность в целом. Он всегда употребляет данный термин метафорически в данном значении.

Павел живо интересуется тем, что в классических переводах Библии передано как «воздержание», а в новых переводах часто передается более широким понятием «самообладание». Хотя это слово имеет более широкое значение, чем просто воздержание от употребления алкогольных напитков, тем не менее апостол несколько раз возвращается к данной теме (Рим. 14:21; Еф. 5:18; 1 Тим. 3:8; 5:23; Тит. 2:3 и косвенно в 1 Кор. 6:10). Из этих текстов не следует со всей очевидностью, что Павел призывает к полному воздержанию; однако это вполне согласуется с его пониманием человеческого тела как храма (Притч. 20:1; Рим. 12:1, 2). Его предупреждение против употребления спиртного вполне однозначно (1 Тим. 3:2, 3; Тит. 1:7; 2:2–6, 12; Рим. 12:3; 2 Кор. 5:13).

Хотя чудеса в служении Павла имеют место, он приписывает их не себе, а Богу, что перекликается с Ветхим Заветом (Исх. 7:3; Втор. 6:22). Дух является прямым источником чудес (Гал. 5:3), хотя об Иисусе этого не сказано. Возвещение Евангелия сопровождается знамениями и чудесами (Рим. 15:18, 19; 2 Кор. 12:12; 2 Фес. 2:9); это устойчивое словосочетание включает в себя также и физические исцеления. Если знамения и чудеса служат для подтверждения проповедуемой Павлом вести, для Павла они также означают избавление от страданий, связанных с вторжением греха, от которых стенает весь мир, ожидая избавления (Рим. 8:19–23).

Возвещая Евангелие в самом центре эллинского мира, апостол исходил из целостного, Богоцентричного представления о здоровье и исцелении, которое свойственно Священному Писанию. В Греции здоровье всегда ассоциировалось со спортивной удалью (которая фактически зависела от физических данных). В отличие от греков, евреи уделяли мало внимания играм, соревнованиям или спортивным достижениям, ибо их физическая активность выражалась в основном в производительном труде. Личной наградой считалось удовлетворение от хорошо выполненной работы.

2. Дары исцеления

Исцеления (харисмата иаматон) упоминаются среди прочих даров, перечисленных Павлом, где они всегда отделяются от чудес и упоминаются во множественном числе (1 Кор. 12:4–11, 27, 28), хотя их нет в более коротком перечне даров (Еф. 4:11, 12; Рим. 12:6–8). Подобные исцеления расцениваются как Божьи дары, а не как человеческие способности. Дарам исцеления не уделяется большого внимания в апостольской Церкви; однако ясно, что они проявлялись. По всей видимости, дары исцеления должны были проявляться через отдельных верующих, как следует из слова аллос [единственное число] (1 Кор. 12:8–10) и даров исцеления [множественное число] (стихи 28, 30). Эта грамматическая конструкция явно указывает на то, что апостол не имеет в виду дары, которые проявлялись у странствующих по церквам целителей, но дары, которые проявлялись у отдельных лиц в особых случаях.

3. Три неудачные попытки исцеления

Несколько загадочное, метафоричное упоминание Павлом жала в плоти (2 Кор. 12:7–9), которое было ему дано, вынуждает нас взглянуть фактам в лицо и признать, что даже верным христианам Бог далеко не всегда посылает физическое исцеление. Этот первый вывод смиряет нас и требует признать, что мы не всегда способны распознать причины болезни и что неспособность исцелиться не может служить доказательством неверия, отвержения Бога или наличия какого–то нравственного порока, делающего человека недостойным исцеления. Главное — уповать на Бога, милостивый характер Которого нам хорошо известен, так что мы можем быть твердо убеждены в том, что все, что Он делает, пойдет нам во благо.

Точная природа болезни Павла заставляла многих, начиная с отцов Церкви и кончая современными богословами, строить догадки и предположения; однако однозначного ответа никто так и не дал. Самая общепринятая точка зрения состоит в том, что это был телесный недуг, скорее всего, плохое зрение. В пользу этого мнения говорит и тот факт, что Павел пользовался писарями, чтобы написать свои послания (Рим. 16:22). Некоторые послания заканчиваются приветствиями, написанными его собственной рукой, из чего также вытекает, что (553) остальные части посланий писались под его диктовку другим человеком (1 Кор. 16:21; 2 Фес. 3:17; Гал. 6:11). В подтверждение этой теории также приводится исторический факт его трехдневной слепоты после встречи с Христом на дороге в Дамаск, которая затем была исцелена (Деян. 9:18), и его мимолетное упоминание о недуге, либо том же самом, либо другом (Гал. 4:14).

Важнее то, что это состояние значило для Павла. Оно было не случайным, а умышленно допущенным Богом. Хотя все это было от Бога, Павлу эта болезнь представлялась делом сатаны, который докучал ему (колафизо, 2 Кор. 12:7), чтобы он не превозносился чрезвычайностью своих откровений. Считая, что этот недуг все время ограничивает его возможности служения, Павел трижды молил об освобождении от немощи. Однако ему было отказано, и его взор был переведен с физического недуга на более важный смысл этого Божьего допущения и подкрепляющую Божью силу. В ответ Павел восклицает: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Опыт Павла заверяет нас, что болезнь, хотя и причиняет физические страдания и неудобства, может быть допущена с определенной целью. Докучая нам, физический недуг может заслонить от нас более широкое понимание исцеления как гармонии с Богом. Но над каждым человеческим переживанием возвышается Он, единый Бог, закрытый от нашего взора грехом, однако тронутый человеческими страданиями и исполненный состраданием. Хотя слово «провидение» в Библии не встречается, на каждой ее странице фактически раскрывается его смысл.

Второй случай — это Тимофей. Будучи еще молодым человеком, он, похоже, страдал от больного желудка. Павел дал ему исключительно медицинский совет, рекомендовав употреблять «немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). До этого времени Тимофей пил лишь чистую воду (стих 23), но теперь апостол рекомендует ему вино в качестве лекарственного средства, подразумевая при этом, что после выздоровления вино ему уже не понадобится. Несмотря на то, что Тимофей был предан Христу, проблемы со здоровьем у него оставались, и Павел посоветовал ему медикаментозный способ лечения. Этот случай подтверждает истину о том, что терапевтическое лечение болезней вполне совместимо с молитвой к Богу об исцелении.

Третий случай — это Трофим, близкий соратник Павла. Сопровождая Павла во время его третьего миссионерского путешествия, Трофим заболел, и его оставили в Милите до полного выздоровления (2 Тим. 4:20). Ни в этом случае, ни в двух предыдущих дары исцеления для врачевания не применялись. Эти примеры напоминают нам, что идеальное состояние здоровья, описанное в Библии, увы, невозможно в этой жизни. Мы все страдаем от универсальных последствий греха, и смерть — конец всякого человека. В Библии мы не только находим ответ на вопрос: зачем нужны страдания, но также и благую весть о грядущем конце страданий при возвращении Христа. Его победа над сатаной, грехом и всеми его последствиями была достигнута на Голгофе и доказана пустой гробницей. Полное исцеление во всех смыслах осуществится при возвращении Иисуса.

Е. Исцеление в апостольской Церкви

В середине Своего служения Иисус собрал вокруг Себя двенадцать учеников и даровал им власть (эксусия) изгонять бесов, исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 10:1). Библия говорит о том, что временами они успешно пользовались этим даром, а в других случаях терпели неудачу (Мф. 17:16); однако возможности сохранялись. Перед Своим вознесением Иисус поручил ученикам нести о Нем свидетельство до концов земли, но сначала на них должен был сойти Дух Святой. После сошествия Святого Духа (Деян. 2:1–4,43) еще юная Церковь стала свидетелем целой серии чудесных исцелений.

Большая часть истории апостольской Церкви описана в Книге Деяния святых Апостолов. Содержащиеся в ней рассказы об исцелениях представляют особый интерес в свете того, что ее автор был врачом. Начиная с исцеления Петром хромого человека у ворот храма (Деян. 3:1–10), книга повествует об исцелении еще семи человек (из некоторых были изгнаны бесы), а в заключительных главах рассказывает о том, как Павел остался в живых после укуса змеи, и об исцелении отца правителя острова (Деян. 28:3–6, 8). Сообщается также и о других чудесах в Иерусалиме и прочих местах (Деян. 5:12–16; 8:5–8). Среди исцеленных болезней и состояний также упоминаются острые и хронические недуги. Вместе с тем с точки зрения общего объема тексты об исцелениях в Деяниях составляют менее двадцатой части всего повествования.

Эпизодические комментарии указывают на то, что многие случаи исцеления просто не вошли в летопись (Деян. 5:16). Несмотря на всю их важность, чудеса в Деяниях в большей степени второстепенны, чем те, что описаны в Евангелиях. В служении Павла и в Книге Деяния святых Апостолов исцеления совершаются, будучи частью Божьего замысла, и позволяют некоторым людям восстановить физическое здоровье; однако основополагающим евангельским методом апостольской Церкви в большей степени является проповедь, нежели физическое исцеление.

Ж. Молитва и исцеление в Послании Иакова

Послание Иакова представляет собой единственный новозаветный пример того, как дар исцеления проявлялся в служении первых христианских общин. Это место мы находим в Иак. 5:13–16, главной темой которого на самом деле является молитва. Иисус горячо призывал молиться (Лк. 18:1), молитва наполняла Его жизнь, играя важную роль в Его проповедническом служении (Мф. 21:22; Лк. 11:9, 10; 22:42). Однако исцеление не всегда тесно связано с молитвой в Библии. При описании исцелений, совершенных Иисусом, едва ли содержится упоминание о молитве, хотя Он часто проводил в молитве долгие часы, оставаясь наедине с Отцом, прежде чем приступать к служению исцеления, и настоятельно призывал молиться Своих учеников. Даже в тех случаях, когда о молитве не упоминается, само обращение человека к Иисусу в некотором смысле представляло собой молитву. (554)

Однако у Иакова исцеление совершается не только в связи с молитвой, но и вследствие молитвы. В этом тексте о молитве говорится в контексте трех типов верующих. Во–первых, речь идет о страждущих и удрученных, терпящих бедствие или несчастье и даже об унывающих и падающих духом (какопатео), которые должны непрестанно молиться (настоящее время, повелительное наклонение). Они не получают уверения в избавлении от несчастья, но смогут в случае необходимости справиться с ним. Вторая группа — это веселые и жизнерадостные христиане, которые своей верой и жизнелюбием преодолевают все проблемы. Им Иаков советует петь псалмы (Иак. 5:13). Затем он обращается к больным. Им рекомендовано призвать пресвитеров Церкви, чтобы они помолились над ними, помазав елеем во имя Господне; и тогда молитва веры спасет их.

Поскольку здесь описывается одна и та же процедура, уместно будет задать некоторые вопросы. Почему именно пресвитеры? Ответ кажется однозначным: потому что они представляют общество верующих, и их участие означает участие всей Церкви. Им не отводится роль священников, и хотя пресвитеров нужно было уважать (1 Тим. 5:17–20), нигде больше в Новом Завете не говорится о том, что именно на пресвитеров было возложено конкретное служение исцеления. Дары распределяются между членами Церкви так, как Дух считает нужным. Иаков высказывает эту мысль в Иак. 5:16, где об исповедании грехов говорится в связи со всей общиной, а не в связи с конкретными служителями Церкви.

Помимо молитвы, пресвитеры должны помазать больного человека елеем. О помазании елеем говорится еще лишь в одном месте Библии: Мк. 6:13, где оно использовалось учениками при исцелении. Было ли помазание медицинской процедурой или религиозным действием? Использование оливкового масла в качестве мягчительного средства было широко распространено в новозаветном мире. Слово «помазать» (алейфо) восемь раз встречается в Новом Завете и всегда в нерелигиозном контексте. Утверждение, будто само масло наделяет заслугами, не является библейским, ибо оно появилось в средневековой Европе. В данном тексте не описывается обряд, совершаемый для тех, кто близок к смерти, поскольку он применим к любой болезни.

Иаков говорит о том, что целительная сила заключена в молитве веры — в первую очередь, пресвитеров, праведных мужей (Иак. 5:16), молитвы которых особенно действенны. Хотя употребленные здесь греческие слова неоднозначны, нужно ожидать три результата: Господь спасет больных, восстановит их, и, если они согрешили, грехи будут им прощены. Иаков выражает обетования как абсолюты, хотя, если следовать духу новозаветного учения, конечный результат всегда нужно отдавать в руки Божьи.

Краткое исследование данного текста из Послания Иакова позволяет понять несколько важных истин, относящихся к молитве: 1. Действенная молитва основана на вере и проистекает из веры. 2. Посредническая молитва должна быть возносима преданным Богу христианином, чувства и поступки которого находятся в согласии с Божьей волей. 3. Молитва не должна быть общей, в ней следует просить Бога о конкретном больном. 4. Ее исход во многом зависит от веры пресвитеров. 5. Исцеление и/или спасение — ожидаемый результат такой молитвы. Помазание елеем сопутствует молитве пресвитеров. Это простое служение веры, рекомендованное Иаковом апостольской Церкви, представляет собой образец исцеления для христианских церквей во все века. В отношении исцеления и Церкви данный отрывок показывает следующее: 1. Церковь обеспокоена болезнями своих членов, и их исцеление является частью служения христиан. 2. Исцеление следует искать в христианском обществе. Лишь в последнее время исцеление стало светским делом, которым занимаются здравоохранительные учреждения; но это искаженный взгляд на исцеление, чуждый Писаниям. 3. В Божьем целительном процессе сливаются физические и духовные методы; Его целительная сила передается по обоим каналам. 4. Болезнь и исцеление затрагивают не только тело, но и всю человеческую личность. 5. Освобождение от грехов в этом контексте связывает искупление и исцеление и представляет их как одно великое действие благодати Божьей.

З. Выводы

Библия уделяет гораздо больше внимания исцелению, чем здоровью; это подтверждает тот факт, что сами болезни требуют к себе больше внимания, чем их профилактика. Слова Иисуса о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12), стали иллюстрацией Его намерения как Главного Врача обратить страдание в здоровье.

В Библии Иисус является главной фигурой в деле исцеления больных. Несмотря на то, что в Галилее жило много язычников и что Капернаум, центр Его служения, был, по крайней мере, наполовину неиудейским, Его подход к исцелению ни в чем не напоминал магические методы исцеления, широко применявшиеся в языческом сообществе. Он часто объяснял болезнь видимыми причинами, которые могли быть устранены целительной силой Бога, и тем самым показывал, как разумно подходить к решению проблем болезни и исцеления, основываясь на причинно–следственной связи. Подобный взгляд во многом способствовал развитию современного рационального здравоохранения.

Совершенно ясно, что Иисус хотел, чтобы Его служение исцеления было продолжено учениками и Церковью. Тот факт, что Он поручил это служение ученикам, а также апостольской Церкви, доказывает, что исцеления совершались как ради знамений, так и ради облегчения людских страданий. Вполне логично, что это служение будет совершаться верующими и в наши последние дни. Согласно библейскому учению, исцеление всегда исходит от Бога, Который либо сразу проявляет Свою силу, либо руководит процессом врачевания и восстановления человека. Однако для христианского исцеления характерна тесная связь между телесным исцелением и примирением страдальца с Богом. (555)