VI. Комментарии Елены Уайт

А. Вступление

В начале 1860–х годов Елена Уайт осознала важность гармоничного взаимодействия телесного, духовного и эмоционального начал и стала писать о том, как забота о теле влияет на другие сферы нашей жизни. После примерно 50 лет ее обращений к санитарной реформе ее взгляды развились в стройную систему, которая нашла свое отражение в книге «Служение исцеления» (1905 г.). Она основывалась на признании того факта, что Библия и законы природы функционируют совместно как Божьи средства, содействуя человеческому благополучию во всех его измерениях. Служение исцеления Иисуса являет собой образец комплексного исцеления всех составляющих человеческой личности.

Преимущественно под воздействием трудов Елены Уайт Церковь адвентистов седьмого дня создала сеть здравоохранительных учреждений, которые сегодня находятся во всех уголках мира. Церковь также вкладывает большие средства в профессиональное медицинское обучение и совершает энергичное служение, знакомя общественность с принципами здорового образа жизни. Здоровье и исцеление с этих позиций опираются на слияние христианских библейских принципов с передовым пониманием терапии, которое основано на законах природы. Приведенные ниже выдержки из произведений Елены Уайт представляют лишь малую толику всех ее высказываний о здоровье и исцелении.

Б. Бог действует в мире

«Бог постоянно трудится, поддерживая и используя в качестве Своих слуг творения, созданные Им. Он действует посредством законов природы, используя их как Свой инструмент. Они не действуют сами по себе. Природа в каждом своем проявлении свидетельствует о разумном присутствии и активной деятельности Того, Кто совершает все Свои дела по изволению Своей воли…

Функционирование человеческого организма невозможно понять полностью, он таит неразрешимые загадки, ставящие в тупик самых великих ученых. Это вовсе не механизм, который однажды был приведен в действие и теперь продолжает работать, в результате чего бьется пульс и вдох сменяется выдохом. В Боге мы живем, и движемся, и существуем. Бьется сердце, трепещет пульс, каждый нерв и мускул в живом организме находится на своем месте и выполняет свою функцию силой вездесущего и вечного Бога» (Служение исцеления, с. 416, 417).

«Размышляя о законах материи и законах природы, многие ученые упускают из виду, если не отрицают вообще, непрерывную и непосредственную деятельность Бога. Они придерживаются того мнения, что природа действует независимо от Бога, имея в самой себе пределы и силы, с которыми она имеет дело. В их разуме существует четкая грань между естественным и сверхъестественным. Естественное объясняют обычными причинами, не связанными с силой Божьей. Материи приписывают жизнедающую силу, а природа обожествляется. Предполагается, что материя помещена в определенные взаимосвязи и оставлена действовать на основании неизменных законов, в которые не может вмешиваться Сам Бог; и природа якобы сначала была наделена определенными свойствами и подчинена законам, а затем предоставлена самой себе, подчиняясь этим законам и выполняя работу, заданную изначально. Это лженаука; Слово Божье никоим образом не поддерживает ее» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 259).

В. Законы природы — Божьи законы

«Та же сила, которая управляет природой, действует и в человеке. Те же великие законы, которые руководят звездами и атомами, управляют и человеческой жизнью. Законы, по которым бьется сердце и регулируется движение крови в организме, являются законами всемогущего Разума, имеющего право судить человека. От Него исходит жизнь. Все творения Божьи существуют при одном непреложном условии — если их существование поддерживается Его силой. Только в гармонии с волей Творца возможна полноценная настоящая жизнь. Нарушение Его закона — физического, умственного или нравственного — означает разрыв с гармонией Вселенной и приносит разногласие, анархию и гибель» (Воспитание, с. 99, Ю0).

«Так как законы природы сотворены Богом, то наш очевидный долг — внимательно изучать их. Нам надо изучать эти требования применительно к своим телам и исполнять их» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 369).

«Бог установил законы, управляющие нашим организмом, и за каждое нарушение этих Божественных законов, действующих в нашем естестве, назначено определенное наказание, которое раньше или позже постигнет нарушителя. Большинство болезней, от которых страдал и страдает род человеческий, развились из–за незнания или пренебрежения этими естественными законами» (Реформатор здоровья, октябрь 1866 г.).

«Бог является истинным создателем не только нравственного закона, но и физических. Его закон запечатлен Его Собственной рукой в каждом нерве, каждом мускуле и каждой способности человека» (Наглядные уроки Христа, с. 347, 348). (561)

«Нарушение законов жизнедеятельности нашего организма воистину является таким же грехом, как и нарушение Десяти Заповедей. И то, и другое — нарушение законов Божьих. Тот, кто нарушает законы Божьи, заложенные в человеке, склонен нарушать и Закон, произнесенный Богом на Синае» (Основы здорового питания, с. 17).

Г. Цели практической жизни

«Наш главный долг по отношению к Богу и ближним — стремиться к собственному развитию. Каждую способность, которой Творец наделил нас, следует развивать до крайней степени совершенства, чтобы мы смогли принести наибольшую пользу, на какую только способны. Только то время можно считать потраченным с пользой, которое отводилось для сохранения и укрепления физического и умственного здоровья. Мы не можем позволить себе ослабить или повредить функции ума и тела чрезмерной работой или злоупотребляя какой–либо частью нашего организма» (Воздержание, с. 137).

«Нам необходимо всегда помнить, что великая цель санитарной реформы заключается в том, чтобы помочь разуму, душе и телу достичь высшей степени развития. Все законы природы, которые являются Божьими законами, задуманы для нашего блага. Повиновение этим законам даст нам счастье и здоровье в этой жизни и поможет подготовиться к грядущей жизни в вечности» (Основы здорового питания, с. 23).

Д. Здоровая жизнь и принятие нравственных решений

«Они [наши естественные наклонности и вкусы] были сотворены Богом, и поначалу были чисты и святы. В соответствии с Божественным замыслом, разум должен управлять вкусами, и они должны содействовать нашему счастью. И если они регулируются и управляются освященным разумом, то будут святыней для Господа» (Рукопись 47, 1896 г.).

«Нервные клетки мозга, тесно связанные со всем организмом, — это единственная среда, посредством которой Небо может общаться с человеком и влиять на его внутреннюю жизнь. Все, что нарушает циркуляцию электрических токов в нервной системе, уменьшает жизненную силу организма, в результате чего мозговая ткань мертвеет и восприятие притупляется» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 347).

«Наше телесное здоровье поддерживается пищей, которую мы принимаем. Если наш аппетит не находится под контролем освященного разума, если мы не воздержаны в еде и питье, то лишимся умственных и физических сил и будем не в состоянии исследовать слово, чтобы узнать, что говорит Писание о том, как нужно вести себя, чтобы наследовать жизнь вечную» (Воздержание, с. 15).

Е. Всякое исцеление от Бога

«Бог действует, используя природные факторы, день за днем, час за часом, минута за минутой поддерживая нашу жизнь, укрепляя и восстанавливая наше здоровье. Как только какая–то часть нашего тела подвергается повреждению, сразу же начинается процесс исцеления; все средства, имеющиеся в распоряжении природы, приводятся в действие, чтобы вернуть организму здоровье» (Служение исцеления, с. 112,113).

«Любовь, которой Христос наполняет все человеческое существо, является обновляющей силой. Прикосновение этой любви к жизненно важным органам — мозгу, сердцу, нервам — дарует исцеление. Эта любовь пробуждает к жизни высшие силы человеческого естества. Любовь Христа освобождает душу от чувства вины и скорби, смертельной тревоги и беспокойства, которые истощают жизненную энергию. С Христовой любовью приходят спокойствие и безмятежность. Она рождает в душе возвышенную радость, которую ничто мирское и суетное разрушить не может, — радость в Святом Духе, радость, дающую здоровье и жизнь» (Служение исцеления, с. 115).

Ж. Разум и тело

«Между умом и телом существует тесная взаимозависимость. Когда одному плохо, страдает и другое. От состояния ума во многом зависит здоровье всего организма. Если на душе легко и свободно от сознания того, что ты поступаешь по правде и способствуешь счастью ближних, это сделает человека жизнерадостным, отразится на всем его организме, улучшится кровообращение и оздоровится все тело» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 60).

З. Врач–христианин

«Каждый практикующий врач, признает он это или нет, несет ответственность за души и тела больных. Господь ожидает от нас гораздо больше, чем мы зачастую для Него делаем. Каждый врач должен быть преданным Богу, умным евангельским миссионером, знакомым с небесным целебным средством для души, больной грехом, а также с наукой врачевания телесных болезней…

Врачу следует не только по возможности облегчать физические страдания тем, кто вскоре ляжет в могилу, но и нести успокоение их отягощенным душам. Представляйте им прославленного Спасителя. Пусть они взирают на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Медицинское служение, с. 31).

«В служении исцеления врачу необходимо сотрудничать со Христом. Спаситель служил как душе, так и телу. Евангелие, которому Он учил, было вестью о духовной жизни и восстановлении физического здоровья. Избавление от греха и излечение от болезней неразрывно связаны между собой. Именно такое служение доверено врачу–христианину» (Служение исцеления, с. 111).

И. Вера, исцеление и молитва

«Есть случаи, когда Бог действует решительно, Своей небесной силой восстанавливая здоровье. Но не все больные получают исцеление. Многие скончались, почив в Иисусе. Иоанну на острове Патмос было велено написать: „Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13). Из этих слов (562) мы видим, что если люди не получили исцеления, это не означает, что им недоставало веры.

Мы все желаем немедленных и прямых ответов на наши молитвы и тем самым подвергаем себя искушению поддаться унынию, когда не получаем ответ сразу или когда он приходит в неожиданной форме. Но Бог слишком мудр и добр, чтобы отвечать на наши молитвы только тогда и только таким образом, как мы Его просим. Он сделает для нас нечто большее и лучшее, чем простое исполнение всех наших желаний. И поскольку мы можем доверять Его мудрости, нам не стоит просить Его уступить нашей воле, но необходимо понять Его намерения и осуществить их. Нужно, чтобы наши желания и интересы растворились в Его воле» (Служение исцеления, с. 230,231).

К. Употребление лекарств и вера

«Желающие исцелиться молитвой не вправе пренебрегать доступными лечебными средствами. Использование данных Богом средств, чтобы смягчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению организма, не означает отречение от веры. Это вовсе не отречение от веры — сотрудничать с Богом и создавать себе условия, способствующие выздоровлению. Бог дал нам силу постигать законы жизни. Это знание доступно нам, чтобы мы могли пользоваться им. Нам следует употребить все средства для восстановления здоровья, использовать все, что только может принести пользу, действуя в согласии с законами природы. После вознесения молитвы за выздоровление больного мы можем работать с еще большей энергией, благодаря Бога за то, что у нас есть возможность сотрудничать с Ним и просить Его благословения в использовании тех средств, которые Он Сам дал нам» (Служение исцеления, с. 231, 232).

«Если современный Израиль смирится пред Богом и очистит храм души своей от всякого осквернения, Бог услышит их молитвы, возносимые за больных людей, и благословит использование Своих целительных средств против болезней. Когда человек с верой делает все от себя зависящее, чтобы победить болезнь, используя при этом простые богоданные методы лечения, Господь благословит его усилия» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 164).

Л. Важность санитарной реформы

«Санитарная реформа — это одна из отраслей великой работы, призванной приготовить людей к пришествию Господа. Она так же тесно связана с вестью третьего ангела, как рука с телом» (Советы по здоровому образу жизни, с. 20, 21).