Введение

Всякий, кто серьезно относится к Библии, должен стараться понять ее апокалиптику, которая важна как в количественном отношении, так и в смысле ее роли. Две книги Библии почти полностью апокалиптичны по своей природе — Книга пророка Даниила в Ветхом Завете и Книга Откровение в Новом Завете. Помимо этих книг несколько разделов в других книгах обоих заветов также состоят из апокалиптических вставок. Кроме того, апокалиптика отрывочно встречается в разных пророческих книгах Ветхого Завета, а в Новом Завете она приписывается Самому Иисусу и апостолам.

На протяжении двадцатого века апокалиптика вызывала значительный интерес в богословском мире и энергично исследовалась. Попытки осмыслить этот библейский жанр вели исследователей Писаний к более широкому поиску; они пытались понять библейскую апокалиптику, пытаясь проследить ее корни во внебиблейских источниках. Таким образом, исследования, начинавшиеся с библейской апокалиптики, обычно превращались в исследования апокалиптики как литературного жанра.

Несмотря на недюжинные усилия, предпринимаемые многими богословами, им не удалось достичь общего согласия относительно значения и истолкования апокалиптики. Не существует даже общепринятого определения апокалиптики.

Данная статья была подготовлена с твердым убеждением, что исследование библейской апокалиптики одновременно необходимо и возможно — необходимо в силу важности апокалиптического элемента в самой Библии и возможно в том случае, если предположительные толкования подчиняются внимательному исследованию, и библейский текст, а не человеческие домыслы оказывается в центре внимания. Таким образом, хотя автору данного очерка хорошо известно о попытках многих богословов понять апокалиптику как жанр, акцент в нем делается на самом библейском тексте, а не на мнимых внебиблейских источниках апокалиптики.