III. Теологическое значение Библейской апокалиптики

В библейской апокалиптике небо и земля тесно соприкасаются друг с другом. Космос наполнен сознанием Божественного присутствия. Человечество не оставлено в неведении о трансцендентных истинах, ибо Властитель Вселенной общается с нами. Поскольку с человечеством беседует Сам Бог, Его вести имеют сверхъестественный авторитет и власть. Таким образом, апокалиптика не только раскрывает тот факт, что Бог надзирает за историческим процессом, но и делает непосредственные выводы из этой истины для нашей повседневной жизни здесь и сейчас.

А. Божественное руководство историей

Эти Божественные откровения приподнимают завесу, которая ограничивает наше восприятие действительности. Они раскрывают небесный мир, который постоянно пересекается с земным миром, где обитают люди. Откровения рисуют образ Бога, вечно сущего Владыку, мудрость Которого непостижима, власть абсолютна, благодать бесподобна и Который всегда действует во благо человечества. Поскольку Он знает конец от начала, Ему можно доверить настоящее и будущее. Бог апокалипсисов — не какой–то отсутствующий, непредсказуемый домовладелец из далекого прошлого или отдаленного будущего; скорее Он есть Господин нынешней истории. Верующие могут быть уверены в том, что Бог сегодня управляет их жизнью.

Библейская апокалиптика обнаруживает мир небесных существ. Ангелы посылаются для того, чтобы осуществлять Божественный план, наставлять и защищать людей. Но демоны твердо намерены срывать планы Бога.

Библейская апокалиптика утверждает, что Бог управляет ходом событий. Упорядоченная последовательность восхождения и падения человеческих держав указывает на то, что это в конечном итоге управляемая Вселенная. Апокалиптическая история не имеет географических, национальных или расовых ограничений, ибо Божьи намерения охватывают всю человеческую историю: как горний мир, так и нашу землю.

Библейская апокалиптика прослеживает последовательность событий священной истории, но главный акцент делает на событиях последних дней. Она раскрывает истину о том, что наш мир движется по заданной Богом траектории и, следовательно, находится под управлением Бога. Рука Бога видна во всем, и ничто не может помешать исполнению Его высшей воли.

История уже отмерена, а это значит, что слушатели и читатели Апокалипсиса могут найти свое поколение в потоке времени. Поскольку лишь несколько событий пока еще не исполнилось, это служит напоминанием современному читателю, что время почти закончилось. В этом отношении библейский апокалипсис представляет собой путь между прошлым и эсхатоном, по которому богобоязненные люди следуют в Царство. Они уверены, что этот путь приведет их к месту назначения, поскольку уже помог им преодолеть немало вех.

Библейская апокалиптика дает смысл, который помогает превозмочь всю боль и муки жизни в этом мире. Хотя борьба и гонения со временем только ожесточаются, апокалипсисы объявляют власть языческих правителей относительной и временной. Несмотря на внешне отчаянные обстоятельства, странники не оставлены во власти прихотей своих ближних или каких–то случайных сил. Надежда сменяется отчаянием и гнетом, но в конце концов восторжествуют Божественные намерения мира и радости. Уверенность в том, что Бог управляет историческим процессом, полностью дискредитирует зло в наших глазах. Хотя проклятие греха кажется повсеместным, оно будет неизбежно удалено.

Библейская апокалиптика признает законность человеческих правительств. Цари и царства приходят и уходят, равно как их угрозы и победы. Они восстают и низлагаются в назначенное время. Однако в конечном итоге они должны будут уступить место Божьему Царству. Бог одерживает верх и судит дела человеческие. Не отвергая человеческие власти, апокалипсисы относят их к Божьему Провидению. Любопытно, что апокалиптика не видит противоречий между верностью Богу и верной службой царю. В действительности именно преданность Божественному Господину становится предпосылкой – для успешного служения земным господам.

Библейская апокалиптика провозглашает, что жизнь людей судится Небом. Каждому придется дать отчет перед Богом. Когда Иисус вернется, Он принесет с Собой награду и воздаст «каждому по делам его» (Откр. 22:12). Хотя людям не удастся изменить ход истории, предопределенный Божественной благодатью, они могут решить для себя стать подданными Его Царства в настоящем и восторжествовать с Его Царством в будущем. Суд проливает свет на нравственные ценности в этом мире, а также выявляет выбор человека и его участь в будущем.

Библейская апокалиптика подтверждает предсказание Иисуса о том, что врата ада не одолеют Его Церкви. Автор Откровения заявляет, что в смерти Христа Бог уже одержал победу (Откр. 12:10, 11). В настоящее время народ Божий ожидает видимого явления Царя и своего окончательного и полного оправдания. (575)

Хотя только Бог знает день и час, когда наступит великий итог, знамения конца возвещают о надвигающейся развязке. Учитывая нарастающее давление последнего времени, можно сказать, что последняя проверка не за горами. Однако Божьи дети, отозвавшиеся на Божественную благодать, останутся верными. Ободряемые апокалиптическими обетованиями, назиданиями и утешениями, они предвкушают Божественное вмешательство в ход человеческой истории, благодаря которому мир навсегда изменится. Они не верят в то, что светлое будущее может родиться из нынешнего тревожного настоящего.

Окончательное торжество Бога начнется с возвращения Иисуса, воскресения мертвых во Христе и переселения живых праведников. События после тысячелетнего царства наглядно продемонстрируют истинные мотивы Божьих врагов и закончатся устранением всякого зла. Апокалиптические видения завершаются сотворением нового неба и новой земли, на которой дети Божьи будут вечно жить в присутствии Бога (ср. с Откр. 21:1–4).

Б. Выводы для повседневной жизни

Хотя библейская апокалиптика поднимает наши взоры к чертогам Бога, где ангелы поют и поклоняются Всевышнему, она затрагивает жизнь на нашей планете. Поскольку она переносит нас к завершению всей земной истории, эти славные видения влияют на то, как мы живем и трудимся.

Библейская апокалиптика не призывает к выходу из мира; она не отрицает мир, но показывает, как последователи Бога должны жить в этом мире.

Потрясающую иллюстрацию этой истины мы находим в Книге Даниила. Половина книги апокалиптична по большому счету: возникновение и падение государств, страдания святых, царствование злых сил, жестокость, обман и вмешательство Бога в последний момент с целью оправдания Своего народа и правления, когда Он низложит силы зла и приведет вечную правду. Другая половина книги рассказывает о самом Данииле — его испытаниях, служении при царском дворе, о его советах и мудрости. Все это говорит о том, что апокалиптика идет рука об руку со служением Богу и человечеству.

Даниил очень ясно показывает взаимосвязь апокалиптики с жизнью здесь и сейчас, но это делают и другие библейские авторы, пишущие в апокалиптическом жанре. Ис. 24–27 содержат целый ряд пророчеств против окружающих Израиль народов. Хотя эта апокалиптическая интерлюдия выходит за пределы государственных границ, описывая опустошение всей земли, своими корнями она связана с практическими интересами и соображениями, которые лежат в основе всей книги. Точно так же главы 38 и 39 Книги Иезекииля связаны с восстановлением Израиля, когда Яхве уничтожит его врагов: «И будет знать дом Израилев, что Я — Господь Бог их, от сего дня и далее» (Иез. 39:22). В Иоил. 2 и 3 мы также находим предсказание гибели, влияющее на повседневную жизнь, поскольку пророк призывает к национальному покаянию (Иоил. 2:12–17). А главы Зах. 9–14 даны как весть надежды иудеям, которые борются со своими врагами и унынием после возвращения из плена, пытаясь заново отстроить Храм и восстановить общественную жизнь.

В Новом Завете главы Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21 увязаны с повседневной жизнью. В Евангелии от Матфея Иисус сразу после предсказания конца века дает наставления Своим последователям, как им следует жить во время ожидания (Мф. 25). Мы не видим, чтобы Господь призывал их выйти из мира; скорее они должны использовать каждый талант и возможность, чтобы демонстрировать благодать Христа в делах милосердия и сострадания. И Павел предваряет и завершает свой апокалипсис (2 Фес. 2) практическими соображениями. Наконец, апокалипсис Иоанна изложен в виде писем, содержащих конкретные, практические советы семи реальным церквам Малой Азии.

Если библейская апокалиптика переносит нас в вышний горний мир, то последствия этих видений связаны исключительно с жизнью в этом мире. Она утешает, ободряет и предупреждает детей Божьих, которые выполняют определенные задачи в этой жизни. Во многих отношениях они кажутся такими же, как и другие люди, но они не таковы, ибо уверены в том, что Бог управляет всем ходом всемирной истории и их жизнью.