V. Комментарии Елены Уайт

Елена Уайт в своих многочисленных сочинениях писала о том, что книги Даниила и Откровение особенно важны и ценны для народа Божьего, живущего в последние дни, поскольку оказывают на него глубокое влияние, и рекомендовала их внимательное исследование. Как истолкователь она оставалась последовательной защитницей исторического подхода, понимая видения Даниила и Откровения как раскрытие последовательных этапов истории, кульминацией которых должны стать Второе пришествие Христа и восстановление всего.

Ссылки Елены Уайт на библейскую апокалиптику столь многочисленны, что подсчитать их не представляется возможным. Она не написала ни одной книги конкретно по Даниилу или Откровению, а также эсхатологии как таковой. Но у нас имеется два способа оценить то глубочайшее влияние, которое апокалиптика оказала на ее мышление. Первый — это «Полный указатель к сочинениям Елены Г. Уайт» [Comprehensive Index to the Writings of Ellen G. White], в котором приводятся ссылки на Библию в ее основных трудах. На каждой странице этого перечня можно найти несколько сот ссылок, при этом более двух полных страниц «Указателя» — это ссылки на Книгу Даниила и восемь полных страниц — ссылки на Книгу Откровение. Второй способ — это компиляция сочинений Елены Уайт, касающихся последнего времени, которая была издана в 1992 году под названием «События последних дней». Она содержит 330 страниц. Следующие цитаты наиболее характерны и типичны для того множества апокалиптических высказываний, которые можно найти в трудах Елены Уайт.

А. Призыв к исследованию книг Даниила и Откровение

«Читайте Книгу Даниила, — советовала она. — Вызывайте в памяти пункт за пунктом историю описанных там царств… Свет, полученный Даниилом непосредственно от Бога, был дан особенно для этих последних дней» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1166).

«Книга Откровение открывает миру, что было, есть и грядет; она дана для наставления всех нас, достигших последних времен. Ее следует изучать с благоговейным трепетом. Мы счастливы познавать то, что дано для нашего назидания» (Ревью энд Геральду 31 августа 1897 г.).

Вот что она советовала служителям: «Служители должны представлять верное пророческое слово как основание веры адвентистов седьмого дня. Пророчества Даниила и Откровения следует внимательно исследовать, равно как и связанные с ними слова: „Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»» (Служители Евангелия, с. 148).

Б. Истолкование библейской апокалиптики

Нигде Елена Уайт не употребляет слово «апокалиптика» и не выказывает ни малейшего интереса к умозрительным построениям историко–критических богословов относительно связи библейской апокалиптики с апокалиптической литературой в целом. Она сосредоточена на книгах Даниила и Откровение и в меньшей степени на других апокалиптических главах, таких как Мф. 24.

Она отождествляет Даниила, еврейского пленника, отведенного в Вавилон, с автором книги, носящей его имя (Пророки и цари, с. 553, 554; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 161). Кроме того, она заявляет, что он писал примерно за 500 лет до Христа, тем самым однозначно отвергая датировку этой книги вторым веком до нашей эры (Желание веков, с. 98). Автором Откровения она объявляет возлюбленного Иоанна, одного из двенадцати апостолов, и датирует написание этой книги последним периодом его жизни при императоре Домициане, который сослал Иоанна на остров Патмос (Деяния апостолов, с. 568–571).

Елена Уайт призывала исследовать Книгу Откровение в связи с Книгой Даниила. В 1902 году она писала: «У меня (583) родилась идея связать две книги воедино, чтобы Откровение следовало за Даниилом, поскольку эта книга более полно освещает темы, затрагиваемые в Книге Даниила. Цель в том, чтобы объединить эти книги и показать, что они обе раскрывают одни и те же темы» (Свидетельство для служителей, с. 117).

Ее многочисленные ссылки на Даниила и Откровение обнаруживают последовательно историческую герменевтику, хотя она никогда не употребляла этот термин. С ее точки зрения пророчества в этих книгах раскрываются в исторической панораме от дней Даниила и Иоанна до установления вечного Божьего Царства. Подобно тому, как ей ничего не известно о датировке Книги Даниила вторым веком до н. э., так она ничего не желает знать о претеристском истолковании Откровения. Она не является идеалистом или футуристом: те части библейской апокалиптики, исполнение которых произойдет в будущем, лишь завершают последовательный ход истории, предсказанный Богом посредством видений и символов.

Следующие высказывания показывают, что Елена Уайт верила в последовательное исполнение пророчеств этих книг: «В Откровении изображены глубины Божьи… Истины ее предназначены для людей, живущих в последние дни земной истории, равно как и для живших во дни Иоанна. Некоторые события, описанные в этом пророчестве, относятся к прошлому, многие происходят в настоящее время; одни имеют отношение к концу великой борьбы между силами тьмы и Князем неба, другие совершатся на новой земле, где будут радоваться и ликовать искупленные» (Деяния апостолов, с. 584).

«Книга Откровение открывает миру, что было, есть и грядет, она дана для наставления тех, кто достиг последнего времени» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 954).

Хотя некоторые стремились найти поддержку двойного исполнения пророчества в нескольких ее высказываниях, эта точка зрения опровергается подавляющим большинством ее свидетельств. Предупреждая против подобных подходов, она писала: «События пророческой цепи, которые уже исполнились в прошлом, также переносятся в будущее, и поэтому вера некоторых братьев и сестер ослабевает» (Избранные вести, т. 2, с. 102). Елена Уайт говорит о пророческой цепи, красной нитью проходящей через всю историю, «начиная с далекого прошлого до самого отдаленного будущего» (Пророки и цари, с. 556). Она заявляет: «В пророчествах говорится о событиях, предшествующих началу суда. Это особенно касается Книги пророка Даниила» (Великая борьба, с. 356). Таким образом, Елена Уайт говорит о том, что повторится история, а не пророчество (10, с. 145–161).

В. Всестороннее изложение

Сочинения Елены Уайт свидетельствуют не только о ее постоянном интересе к библейской апокалиптике; в некоторых местах она разрабатывает апокалиптику, конкретизируя те места в Книге Откровение, которые рисуют сценарий событий, предшествующих Второму пришествию и тому, что произойдет после. Так, вся вторая половина ее важной книги «Великая борьба между Христом и сатаной» сосредоточена на периоде от адвентистского пробуждения начала девятнадцатого века до Второго пришествия и далее до окончательного восстановления всего. Первая глава этого раздела (глава 18) повествует об Уильяме Миллере, который был призван, по ее мнению, подобно Елисею, «оставить свой плуг, для того чтобы открыть миру тайны Царствия Божьего» (Великая борьба, с. 331). Заключительные главы в этой книге рассказывают о событиях, относящихся к будущему.

В этом подробном изложении Елена Уайт ясно истолковывает маленький рог из Дан. 7, дракона из Откр. 12, зверя, подобного барсу, из Откр. 13 и двурогого зверя, упоминаемого в этой же главе. Она представляет 1260 дней пророческого времени тем же периодом, что и три с половиной года и 42 месяца, упомянутые в книгах Даниила и Откровение, и пишет о его исполнении во время 1260 лет папского владычества (538–1798). Взирая на события, которые произойдут после ее смерти, она предвидела заключительную борьбу по поводу соблюдения субботы и Закона Божьего, символически представленную в навязывании «начертания зверя» и поклонении «образу зверя».

Г. Божественное управление историей

Для Елены Уайт великой вестью библейской апокалиптики было Божественное управление историей. Бог Даниила и Откровения, Бог всего Писания есть Господин времени и пространства. Он видит все, знает все и управляет всем. Он не принуждает человеческую волю — свобода, по существу, есть реальность — но в конечном итоге направляет все к исполнению Своих вечных намерений. Какой бы хаотичной и бессмысленной ни казалась жизнь человечеству, Бог несет ответственность за все и в конце концов Он разрешит все противоречия и создаст спокойный и гармоничный мир.

Говоря о Первом пришествии Иисуса, Елена Уайт писала: «Но, подобно звездам в их непрерывном движении по предназначенному пути, намерения Божьи не знают ни спешки, ни промедления… На небесном совете также был определен и час пришествия Христа. И когда исполнились сроки, Иисус родился в Вифлееме» (Желание веков, с. 32).

В этом суть ее понимания хода Божественной истории: в конечном итоге Бог сохраняет контроль. Люди могут сотрудничать и взаимодействовать с Божественным планом, но они не могут сорвать его.

Она изображает спокойное управление Богом всего хода человеческой истории: «При чтении летописей истории человечества на первый взгляд создается впечатление, что процветание народов, возвышение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представляется, что на ход событий влияет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех действиях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои планы» (Пророки и цари, с. 499, 500). (584)

Конечно, именно так описывает историю библейская апокалиптика. В Книге Даниила Яхве поставляет царей и низлагает царей; в Откровении он наблюдает за зеницей ока Своего — Церковью.

И, наконец, Он творит новое небо и новую землю, на которых обитает правда.

«Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: „Бог есть любовь»» (Великая борьба, с. 678).