III. Отступничество церкви в пророчестве

Пророческий план церковной истории, начертанный апостолом Павлом во 2 Фес. 2, образует важное связующее звено между Даниилом и Откровением, проливающее свет на многие вопросы. Реагируя на неоправданные ожидания пришествия Христа в его время, Павел предупреждает о религиозном отступничестве во главе с «человеком греха», или «беззаконником». Отступление будет происходить в новозаветном храме Божьем на земле, внутри Церкви как учреждения, и оно продлится до славного возвращения Христа: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление [хе апостасия] и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3,4).

Две особенности отличают предложенную Павлом пророческую схему непрерывного течения церковной истории (621) от его времени до возвращения Христа: (1) хронология, то есть историческое время появления «человека греха» (или антихриста) в рамках истории Церкви; (2) религиозная природа его богохульных мессианских утверждений. Очевидно, что описание антихриста у Павла соединяет три ветхозаветных откровения относительно сил, действующих против Бога: (1) историческое время возникновения анти–Мессии в Дан. 7,8 и 11; (2) религиозное самообожествление царей Тира и Вавилона в Иез. 28 и Ис. 14; (3) окончательное уничтожение беззаконника славой явления Мессии–Царя в Ис. 11.

Литературные и тематические аллюзии на ветхозаветные пророчества во 2 Фес. 2:4 становятся очевидными в следующем исследовании.

А. Историческое время антихриста у Павла

Конкретная пасторская задача Павла во 2 Фес. 2 состояла в том, чтобы исправить неверные представления среди фессалоникийских христиан, будто день Господень уже наступил (2 Фес. 2:2). Он напоминает им то, о чем учил их в своих проповедях: «прежде» предсказанное отступление [хе апостасия] должно произойти внутри «Божиего храма». Лишь после этого события наступит день Христов, когда «беззаконник» будет истреблен «явлением пришествия Его» (стихи 3–8). С точки зрения Павла истинное знание и понимание последовательности этих важных событий необходимо для исцеления фессалоникийских христиан от апокалиптической лихорадки. Однако он ввел элемент замедления прихода антихриста, ибо он не допускается некой сдерживающей силой: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» (стих 6). По–видимому, у апостольской Церкви не возникало вопросов о том, что имеет в виду Павел под этой «удерживающей» силой. Они знали, о чем идет речь. Большинство ранних отцов Церкви, живших после смерти апостолов, учили, что гражданский порядок Римской империи, во главе которой стоял император, был той удерживающей силой, которую Павел имел в виду в стихах 6 и 7 (12, т. 2, с. 234). Несмотря на разные новые теории, несколько ведущих современных теологов полагают, что «классическое истолкование… вполне приемлемо» (17, с. 68).

Смысл вести Павла во 2 Фес. 2 достаточно очевиден: когда падет империя Рима, приход антихриста уже ничем не будет сдерживаться. Следовательно, антихрист должен незамедлительно открыться в следующую эпоху, которую принято называть средневековьем. Эта длительная эпоха была описана Даниилом как время, времена и полвремени или три с половиной года угнетения святых Всевышнего или верного Остатка (Дан. 7:25; 12:7).

Этот период времени, впервые упомянутый Даниилом (Дан. 7:25; 12:7), снова появляется в Книге Откровение в разных формах: три с половиной времени (Откр. 12:14), 42 месяца (11:2; 13:5) и 1260 дней (11:3; 12:6). На основании последовательно–исторического исполнения пророчеств можно утверждать, что символические «дни» обозначают буквальные годы (23, с. 56–88; см. Библейская апокалиптика II.Г). Это означает, что после распада Римской империи должны были наступить 1260 буквальных лет отступничества. В связи со значительными событиями в истории Церкви во время возникновения и падения папской власти многие толкователи Библии в Европе и Америке указывали следующие даты начала и конца этого периода: с 533/538 по 1793/1798 гг. (13, т. 2, с. 765–782; т. 3, с. 743, 744). Именно на эту эпоху Средневековья должно прийтись отступничество, по мнению Павла, которое возникнет «в храме Божием». Епископ англиканской Церкви Кристофер Вордсворт (34, с. 15) сделал логический вывод: «Поскольку описанный здесь „челов ек греха» действует в мире со времени удаления сдерживающей силы до самого Второго пришествия Христа (стих 8), то власть, олицетворяемая „человеком греха», должна просуществовать в нашем мире многие столетия вплоть до нашего времени. Поскольку в пророчестве определен столь длительный срок существования этой власти, который значительно превосходит продолжительность жизни одного человека, этот „человек греха» не может быть одним человеком».

Б. Религиозная природа антихриста по Павлу

Павел описывает грядущее «отступление» как явление «сына погибели», отрицающего как истинное христианское поклонение Богу, так и любое языческое поклонение: Он противится всему, называемому «Богом или святынею» (2 Фес. 2:4). Он превозносит Себя до уровня самообожествления в новозаветном храме Божьем, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (стих 4). Употребление Павлом слова «храм» (наос) в других его посланиях (1 Кор. 3:16,17; 2 Кор. 6:19; Еф. 2:21) показывает, что Павел имел в виду не материальную скинию в Иерусалиме, а Церковь как духовный храм Божий.

Особенно важны слова Павла о том, что отступник «сядет» в Божьем храме. Этот провоцирующий образ напоминает нам видение Даниила, в котором Ветхий днями «воссел» на престоле Своем, чтобы судить те земные силы, которые сами себя обожествляют. В свете этого объяснения Даниилом судилища, классификация Павлом главного противника Божьего становится еще более явной: «Бунтарь будет превозносить себя как учителя или судью в Церкви» (14, с. 80). Ужасающее отступничество, предсказанное в Дан. 7,8 и 11, будет происходить внутри народа нового завета или мессианского общества как заговор лжеучителя, извращающего учение Христа; как обман лжехриста, требующего религиозно–обрядового поклонения от людей.

Павел указывает на тайную деятельность сил зла: «Ибо тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2:7). Главное значение слова «тайна» в посланиях Павла — это план спасения и искупления человечества, который до какого–то времени был сокрыт Богом, но затем раскрыт святым в Евангелии Христовом (см. 1 Кор. 2:7; Еф. 1:9,10; Кол. 1:26, 27). Но когда Павел говорит о «тайне беззакония», он, по–видимому, подразумевает нечто совершенно противоположное истине Божьей, открытой во Христе: тайну, которая характеризуется беззаконием.

Таким образом, из посланий Павла мы извлекаем следующие наставления по поводу антихриста:

1. Эта «тайна» не ограничена апостольским веком, но будет в действии непрерывно со времен Павла и до конца (622) времени: Следовательно, непрестанная деятельность сатаны не позволяет нам отнести «тайну беззакония» исключительно к какому–то одному историческому периоду в прошлом или будущем, как это вытекает из теорий претеризма или футуризма. Павел учит как раз противоположному: после падения Рима эта тайна противления Богу будет безудержно действовать (2 Фес. 2:7).

2. Тем не менее эта сатанинская тайна известна истинным избранникам Христа, потому что им «небезызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Просвещенные Божественной премудростью, исходящей из Книги Даниила (см. Дан. 11:33; 12:10), они знают, что сатана подвергает нападкам царственное достоинство Бога и Его план искупления, сосредоточенный на святилище с его священным законом и Евангелием.

3. По аналогии с «тайной благочестия» — Божьим планом раскрытия Своего смирения в Иисусе и Его Евангелия спасения через единство с Христом, «тайна беззакония» указывает на злобный план сатаны сорвать и расстроить планы Бога посредством дьявольских контрмер и ложного культа, возвышающего ложного священника и мессию.

Короче, апостол призывает Церковь быть на страже и начеку, чтобы не подпасть под обольщение лжеучителя христианства, который будет претендовать на то, что говорит от имени и вместо Христа. Павел предостерегает против поддельного Евангелия и богослужения. Прежде всего Павел указывает на космический источник этого главного обмана: козни сатаны. С этой точки зрения Павел далее развивает апокалиптическое мировоззрение Даниила.

По сути дела, теологическое истолкование и историческое применение Павлом пророчества Даниила об антихристе образует важную толковательную связь между книгами Даниила и Откровение. Дальнейшее раскрытие Павлом Книги Даниила во 2 Фес. 2 является апостольским подтверждением непрерывно–исторического метода в пророчествах Даниила. Апостол характеризует грядущее христианское отступничество как ложное поклонение, узаконенное соперничающим мессией, который восстанет в христианской Церкви вскоре после падения языческого Рима. Только папство стало полномасштабным исполнением этого пророческого прогноза.