II. Что вытекает из учения о Втором пришествии

Вера во Второе пришествие оказывает самое разностороннее влияние на жизнь христианина. Образ повседневной жизни отражает не только веру, но и мотивацию возвещения свидетельства и духовного приготовления к тому дню, несмотря на то, что он откладывается.

А. Влияние на повседневную жизнь верующего

Очернители эсхатологической надежды часто указывают на то, что она подавляет инициативу, делает христиан пессимистами по отношению к этому миру и равнодушными к тому, что в нем происходит. Установление точной даты Второго пришествия и в самом деле приводило к крайностям. По–видимому, во времена апостола Павла некоторые люди из–за этого бросали работу (1 Фес. 4:11; 2 Фес. 3:10–12). Другие отказывались от родственных связей, чтобы посвятить себя молитве (1 Кор. 7:3–5), или подумывали о разводе с супругом (супругой), чтобы лучше подготовиться к парусин (стих 10).

Однако надежда на Второе пришествие не делает христиан изолированными островами, но напоминает им об их миссии быть солью земли и светом этого мира (Мф. 5:13–16). Когда вернется Господь, Он застанет Своих верных рабов раздающими необходимое пропитание Его детям (Мф. 24:45, 46). Даже управляя богатством, они прославят Господа (Лк. 16:11). Каждый проходящий день — это время благодати, от которого Господь ожидает плода (13:6–9). Это учение особенно ярко иллюстрируется притчей о талантах (19:13–26; Мф. 25:14–30). В ожидании своего Господа каждый раб Божий призван приносить плоды посредством данных ему или ей даров. Это хорошо понимал Павел, что видно из его призывов к верующим жить в соответствии с принятым призванием (1 Кор. 7:17–24). Кроме того, ввиду Второго пришествия жизнь верующего отличается конкретными этическими качествами, среди которых надежда, любовь, смирение и святость.

1. Надежда

Служить Богу, вселяющему надежду, — значит быть жизнерадостным и миролюбивым, веруя в грядущее царство (Рим. 15:13). Никакая ситуация не кажется безнадежной, поскольку присутствие Святого Духа гарантирует получение обещанного в будущем. Надежда — это якорь для души, позволяющий надежно пришвартовать корабль веры к Божьему святилищу (Евр. 6:19,20). Надежда изгоняет волнение, тревогу и страх, позволяя детям Божьим поднимать головы к небесам (Лк. 21:28). В этом свете каждое благо этого мира можно оценить так, как оно этого заслуживает.

2. Любовь

Иисус не призывал Своих детей искреннее любить ввиду близости Его Второго пришествия, но надежда на пришествие делает любовь последовательной. Апостол Павел поместил любовь между верой и надеждой; между определенным знанием того, что Иисус уже сделал для нас и что Он еще сделает для нас при Втором пришествии (Гал. 5:5, 6). Христиане призваны жить в мире, который противостоит их вере. Победа нечестивых, торжество враждебных сил и слабости самих христиан могут стать причиной сомнений; но вера, несущая на крыльях надежды, позволяет христианину свидетельствовать в этом мире, что любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8).

Бог лично придет, чтобы положить конец всем страданиям (Откр. 21:4). По этой причине страдания верующего воспринимаются как участие в страданиях Христа и залог грядущего утешения (2 Кор. 1:5–7). Каким бы (651) тяжелым ни было страдание, оно не может сравниться с грядущей славой (Рим. 8:18). Христиане могут уверенно смотреть на свое нынешнее положение, потому что любящий Бог вскоре явит Свою победу. Вера, действующая любовью, свидетельствует о реальности надежды.

3. Смирение

Знание того, что нынешний век закончится, приводит к правильной оценке богатств этого мира. Само по себе богатство не заслуживает осуждения, но если человек мыслит только о земном, он враждует против креста (Флп. 3:18, 19). Тот, кто ожидает Господа Иисуса как Искупителя, есть гражданин неба (стихи 18–20; Ин. 14:2, 3). Отношение христианина к миру обусловлено знанием о том, что слава этого мира быстро проходит (1 Кор. 7:30,31). Богатства нужно взвешивать на весах будущего (1 Тим. 6:17–19), а блага этого мира измерять нормами Божьего Царства (Мф. 13:44–46). Ища прежде всего Божьего Царства и праведности, верующий собирает себе сокровища на небесах (6:19,20,33).

Христианин — это наследник Бога и сонаследник Христа (Рим. 8:17). Просвещенный Духом, верующий обнаруживает надежду, связанную с призванием и богатствами славы Божьего наследия, приготовленного для святых (Еф. 1:18). Все другие дела и цели преходящи и относительны. Человек с обновленным разумом может понять, что хорошо, угодно и совершенно в глазах Бога, делая земной выбор через призму вечного измерения (Рим. 12:2).

4. Святость

Невозможно переоценить этические последствия учения о Втором пришествии. Люди, ожидающие последнего суда, призваны вести благочестивую жизнь (2 Петр. 3:11). Вера в воскресение внушает уважение ко всему человечеству и побуждает ценить время (1 Кор. 15:32–34). Христиане не страшатся грядущего суда, ибо знают, что нет никакого осуждения тем, кто пребывает в Господе Иисусе Христе (Рим. 8:1). Но они должны жить как искупленные, упорядочивая свою жизнь сообразно своей вере (Флп. 2:12, 13). Без освящения или святости никто не увидит Господа (Евр. 12:14).

Возрастание в святости не влечет за собой уход в себя, когда человек занимается только своим спасением в отрыве от окружающих. Надежда на Второе пришествие мобилизует общественные ценности (Евр. 10:25), развивает чувство справедливости, добра, прекрасного и истинного (Флп. 4:8), а также улучшает нравственный характер верующих (Христианский дом, с. 16). В частности, христиане способны сражаться с несправедливостью не гневом (Иак. 1:20), а духовным оружием, которое Бог им даровал (Еф. 6:10–18). Божьи рабы не могут быть безучастны к делам этого мира (1 Кор. 6:2, 3), будучи уверены в том, что Он вскоре реабилитирует тех, кто взывает к Нему (Лк. 18:7, 8; см. Образ жизни П.В.4).

Б. Мотивы евангелизации

Убеждение в скором возвращении Иисуса Христа не только воздействует на качество повседневной жизни верующего, но и дает сильный мотив для евангелизации.

Время ожидания дарует возможность Святому Духу работать над верующими, наполняя их сознанием того, что нужно безотлагательно использовать данные им дары для возвещения вести о благодати Божьей.

1. Время Святого Духа

Отвечая на вопрос учеников о дате Своего пришествия, Иисус обещал послать им Святого Духа и сделать свидетелями до концов земли (Деян. 1:8). Благая весть должна быть проповедана по всему миру, прежде чем наступит конец (Мф. 24:14), но Иисус не ставит Свое возвращение в зависимость от возвещения Евангелия. И все же Он хочет, чтобы Его последователи участвовали в осуществлении Его плана спасения мира (Мф. 9:36–38). Те же чувства сострадания, которые двигали Иисусом, будут побуждать всех, кто живет во Христе.

Следовательно, время ожидания — это не промежуточное время и не какая–то пустота, которую нужно преодолеть как можно быстрее, устремив взор на конечную цель. Время ожидания принадлежит Святому Духу, Который собирает верующих в эсхатологическую общину. Он желает, чтобы они поддерживали общение с живым Христом и возвещали миру, что та же самая благодать предлагается всем (Знамения времени, 15 сентября 1887 г.; Ревью энд Геральд, 16 августа 1887г.).

2. Время благодати

«Новый Завет ясно учит, что в настоящее время („ныне») люди имеют возможность покаяться и уверовать (Мк. 1:15; ср. с Деян. 3:19, 20) и что конец откладывается только с этой целью, и притом не бесконечно». «Это последний шанс для человека, — пишет А. Л. Мор (25У с. 209). Апостол Петр называет наш век временем Божьего долготерпения (2 Петр. 3:9, 15).

Конец мира — это не вопрос завтрашнего дня, а сегодняшний призыв (Евр. 4:7). В день возвращения Христа «один берется, а другой оставляется» (Мф. 24:40, 41). Не предупреждать мир — значит быть виновным в нежелании помогать людям, находящимся в опасности. Время благодати вскоре закончится, и чем ближе конец, тем важнее встать на сторону Бога. Как сказано в Евр. 4:1, «посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

3. Время действовать

Жизнь в ожидании возвращения Иисуса делает многие дела безотлагательными («Наставник молодежи» от 28 апреля 1908 г.). Сам Иисус странствовал по городам и весям Палестины с твердым убеждением, что Его время коротко (Ин. 9:4). Это же убеждение вдохновляло апостола Павла (1 Кор. 7:29); по этой причине он призывал верующих наилучшим образом использовать время (Еф. 5:16; Кол. 4:5). Им нужно было пользоваться любой возможностью возвещать честное свидетельство, потому что со временем число сочувствующих и внимательных слушателей будет неуклонно снижаться (2 Тим. 4:2–4).

Если дьявол особенно ревностен, зная, что «немного ему остается времени» (Откр. 12:12), то не тем более ли (652) нужно пробудиться верующим, которые знают, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11; ср. Знамения времени, 15 сентября 1887 г., Ревью энд Геральду 16 августа 1887 г.).

4. Время духовных даров

В Книге Деяния святых Апостолов показано, что время ожидания открывает возможность для евангелизации мира. Святой Дух призывает людей к этой работе (Деян. 13:1, 2). Он наделяет Церковь Своими дарами для ее назидания и созидания (Еф. 4:11–13). Среди даров особое место занимало пророчество как наилучший дар для строительства тела Христова и обращения неверующих (1 Кор. 14:1,3,24,25).

Духовные дары раздаются таким образом, чтобы ученики были солью и светом земли, просвещали мир и предохраняли его от порчи и разложения (Мф. 5:13–16). Христиане не могут пренебрегать своим долгом свидетельствовать миру, особенно по мере приближения того славного дня (см. Духовные дары II).

В. Духовная подготовка к Его возвращению

Вера во Второе пришествие Христа влияет на нашу систему ценностей, давая нам мотив для свидетельства и евангелизации. Оно также неизбежно предполагает духовное приготовление. Наставляя учеников быть готовыми к пришествию Сына Человеческого (Мф. 24:44), Иисус рассказал притчу о десяти девах (Мф. 25:1–13). Пять из них названы неразумными, поскольку, даже будучи уверены в том, что жених вскоре прибудет, они не позаботились о будущем. Другие пять названы мудрыми, потому что они хранили у себя запас масла, из чего следует, что они предполагали задержку жениха. Обе группы были удивлены сообщением о прибытии жениха, но только мудрые смогли успешно выдержать испытание временем ожидания между объявлением и прибытием жениха. Только люди, имеющие личные отношения с Иисусом, смогут пережить все трудности.

Притча в Мф. 25:1–13, подобно предыдущей притче о двух рабах (Мф. 24:45–51), подчеркивает важность духовной жизни и верного служения в связи с приближающимся Вторым пришествием Христа. Христианам нужно быть благодарными за каждодневные возможности каяться и возрастать в освящении (Евр. 12:14). Они знают, что в скором времени испытают славное обновление, которое станет кульминацией процесса, начавшегося при крещении и получении дара Святого Духа (Ин. 3:5).

Чтобы вечно жить под Божьим правлением, мы должны сейчас жить в послушании Его законам. По этой причине апостол Павел осудил грехи, свойственные людям, которые погибнут (1 Кор. 6:9, 10). Иоанн закрепляет эту истину (Откр. 21:8; 22:15). Как пишет пророк Амос, «горе желающим дня Господня!» — поскольку суд будет не в их пользу (Ам. 5:18). Напротив, все, соблюдающие заповеди Божьи и несущие свидетельство Иисуса Христа, восхваляются (Откр. 12:17; 14:12). Святые поступки и благочестие — естественные плоды ожидания Второго пришествия (2 Петр. 3:11; ср. с Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 309; см. Великая борьба VI..Д).

Г. Кажущееся промедление

Христос все еще не пришел. После 2000 лет ожидания христиане жаждут Его пришествия. Может ли Второе пришествие быть отложено, задержаться или, что еще хуже, быть отменено? Многие верующие размышляют над этим.

В Новом Завете существует определенное напряжение между близостью и отдаленностью Второго пришествия. Для Павла, Иакова и Петра день этот «близок» (Рим. 13:12; Иак. 5:8; 1 Петр. 4:7). Сам Иисус заверяет: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20). Однако в других текстах Второе пришествие отодвигается в далекое будущее. Чтобы развеять заблуждение, будто Царствие Божье уже при дверях, Иисус рассказал притчу о вельможе, ушедшем в далекую страну (Лк. 19:11–27). А Матфей утверждает, что Господин вернется «по долгом времени» (Мф. 25:19). В других притчах Иисус также намекает на явную задержку (24:48; 25:5).

То же самое напряжение можно обнаружить и в Ветхом Завете. День Господа одновременно далек и близок (Авв. 2:3; Ис. 2:2, 20; 13:6; Соф. 1:14; 3:8).

Напряжение между «ныне» и «еще не» исключает всякую возможность установить хотя бы год возвращения Христа (Рукопись 10, с. 270). Ученики должны быть наготове во всякое время (Мф. 24:36–51). Согласно Петру, промедление объясняется долготерпением и снисхождением Господа, Который не желает, чтобы кто–либо погиб (2 Петр. 3:9).

Не медлит Бог с исполнением Своего обетования. Как правильно говорит Г. К. Берковер, «если бы возвращение Христа было отменено, это привело бы не просто к разочарованию, но к подрыву веры в правдивость и надежность Бога» (7, с. 66, 67). Библия не допускает возможности дефолта в отношении Божьих обетовании (2 Петр. 3:9; Евр. 10:39). Напротив, можно найти предостаточно гарантий неминуемости Второго пришествия.

Сам Бог подтверждает обетование о Втором пришествии, а Его Слово верно. Изменить то, что вышло из уст Его, означало бы нарушить Его завет (Пс. 88:35); Бог не лжет (Чис. 23:19; 1 Цар. 15:29; Евр. 6:13, 18). Невзирая на нашу неверность, Он остается верным (2 Тим. 2:13); таким образом, мы можем твердо держаться упования нашего (Евр. 10:23).

Во время Своего первого пришествия Христос подтверждал неизбежность Своего второго пришествия. Крест, посредством которого дается оправдание, был доказательством Его намерения завершить спасение верующих (Рим. 5:8–10). «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (8:32) — эти слова также не оставляют и тени сомнения. Воскресение и вознесение Христа явно указывают на Его возвращение в будущем (Ин. 14:1–3).

Святой Дух также подтверждает неизбежность возвращения Христа. Само Его присутствие в сердце верующего, а также дары Духа скрепляют и удостоверяют обетование (2 Кор. 1:18–22; Евр. 2:4).

Порученная Христом проповедь Евангелия была бы бессмысленной и бессильной, если бы не надежда на (653) жизнь в новом мире. Бог не стал бы воздвигать проповедников этой вести, чтобы затем отказаться от Своего обещания (Тит. 1:2, 3; Евр. 2:1–3).

Реакция людей на промедление показана на примере верных и неверных слуг в притче Христа, которая записана в 24–й главе Евангелия от Матфея. Неверный раб думает, что его господин медлит и потому теряет интерес к выполнению порученного задания (стих 48). С другой стороны, верный раб хочет полностью оправдать доверие своего господина (стихи 45,46). Он ожидает пришествия своего хозяина, но благодарен за время благодати, в которое ему позволяется жить и служить (2 Петр. 3:9). Он радуется тому, что повсюду возвещается о пришествии Христа и что Евангелие распространяется по всему миру (Флп. 1:18; Кол. 1:6). Поглощенный величием той миссии, которую ему надлежит исполнить в мире и в собственном сердце, раб этот не замечает, как пролетает время (2 Кор.7:1;Мф. 9:36–38).

«Промедление» Иисуса не затрудняет верующего. Оно придает смысл тем страданиям, которые претерпевает каждый верующий. Каждый день приносит радость новых душ, прилагаемых к народу Божьему (Откр. 6:11).

Д. Выводы

Второе пришествие Христа придает глубокий смысл истории народов и отдельных людей. История, которая кажется, что состоит лишь из бессмысленного нагромождения фактов, не имела бы смысла и порядка. Бесцельная история становится бессмысленной.

Библия наделяет историю некоей трансцендентностью. У нее есть начало и конец, но не какой попало конец. Она не закончится катастрофой, спровоцированной человеческим себялюбием и гордостью, или тем славным финалом, который сулят все гуманисты в своих утопиях. Ее ход будет полностью остановлен Самим Богом (Пс. 45:10–12).

Точно так же жизнь в Духе связана с вечной участью. Такая жизнь может сеяться со слезами, но пожата она будет с радостью (Пс. 125:4–6). Нравственный выбор христиан имеет смысл. Они распространяют любовь, уповая на Божье обетование. Иисус грядет. Тот, Кто пришел в Иудею, чтобы учить милости и прощению, грядет вскоре, чтобы установить Свое царство любви. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» (Евр. 10:37).

Вскоре великая борьба между Богом и сатаной придет к концу. Божья справедливость будет восстановлена Иисусом Христом — и не только на земле, но и на небе, где началась битва. Вся Вселенная примирится с Богом (Кол. 1:20; 1 Кор. 15:28).

Иисус скоро вернется. Какое утешение, какая уверенность, какой мир! Последняя книга Библии еще эмоциональнее выражает уверенность во Второе пришествие Иисуса. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). В ответ «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!» (Стих 17). Ни один верующий не сможет не ответить на приглашение Духа и невесты: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Стих 20).