III. Исторический обзор

А. Период апостолов

Историки единодушно признают, что надежда на возвращение Христа жила в ранней Церкви. Сама терминология одного из самых древних новозаветных документов убедительно об этом свидетельствует: см. 1 Фес. 4:16, 17. Благодарения, с которых начинаются послания апостола Павла, показывают, что вера в пришествие была фундаментальным убеждением ранней Церкви. В более поздних посланиях эсхатологическая надежда также сильна (2 Петр. 3:8–13). Откровение Иоанна, написанное во время кризиса в конце первого века, поддерживает верующих в их надежде посредством славных видений о последнем суде.

Но уже в первом веке лжеучения проникли в Церковь, угрожая ее вере. Некоторые отказались от веры в воскресение умерших (1 Кор. 15:12). Другие поставили под сомнение неизбежность Второго пришествия Христа (2 Петр. 3:4), а также Его воплощение в теле (1 Ин. 4:1–3). Новозаветные писатели боролись с этими тенденциями, усматривая в них знамение приближающегося конца (2:18, 28; 2 Петр. 3:3).

Б. Период до Никейского Собора

Некоторые ученые считают, что ослабление пыла в отношении парусии началось в Церкви в новозаветное время. В качестве доказательства они указывают на немногочисленность эсхатологических ссылок в нескольких новозаветных посланиях.

Однако подобные мнения опровергаются свидетельством писателей второго века (22, с. 65–95). Ожидание пришествия все еще было живо. Так, Климент Римский напоминал коринфянам, что Господь должен вскоре вернуться (1 Климент, 23); Дидахе изобилует эсхатологической терминологией, заимствованной из Первого послания к Фессалоникийцам апостола Павла (Дидахе, 16:3–8); а Игнатий Антиохийский писал, что «мы достигли последнего времени» (Ефесянам, 11), из–за чего христиане должны «особенно дорожить временем» (Поликарп, 3). В Послании Варнавы говорится, что «близок день, когда все погибнет вместе с лукавым. Господь близок, и Его награда также близка» (21.3). В книге Пастырь Ерма автор уповает на обетование Его пришествия (Видение, 3.8, 9). Поликарп Смирнский (Филиппийцам, 5) и Папий (как цитируется в Церковной истории Евсевия, 3.39) писали о воскресении умерших и о личном возвращении Христа на землю.

Апологеты следовали примеру своих предшественников. Иустин Мученик отмечал, что пророки провозгласили два пришествия. При втором Христос «сойдет с неба во славе Своей и в сопровождении ангельского воинства, чтобы воскресить тела всех когда–либо живших на земле» (654) (Апология, 1.52). В своем опровержении гностицизма Ириней высказал мысль, что пророчество Даниила 2, включая камень, который символизировал царствование Христа, исполнится в его дни (Против ересей, 5.26). В начале третьего столетия Тертуллиан предвкушал окончательное пришествие Христа (О воскресении плоти, 22). В своем Трактате о Христе и антихристе Ипполит проанализировал пророчества Даниила и Откровения, которые завершаются Вторым пришествием, как описано у Павла в 1 Фес. 4:13–17.

Однако в ряде сочинений того периода времени вера в бессмертие души уже отодвигала эсхатологию на задний план. После принятия греческой философской мысли христианские авторы больше не испытывали сильной потребности увидеть возвращение Христа во славе, потому что, как отмечал Игнатий Антиохийский, умирая, христиане достигают Бога (Римлянам, 1,2,6).

Ориген истолковывал события конца в духовном ключе, применяя аллегорический метод толкования Священного Писания. Он утверждал, что парусия Господа на облаках каждый день совершается в душе верующих людей (Комментарий на Матфея, 50; ср. 15, т. 1, с. 317–320).

В начале третьего столетия проблема конца мира сего волновала многих христиан, особенно в Риме. Политическая и экономическая нестабильность, а также гонения направили рассуждения о пророчествах в сторону близкого пришествия антихриста. Все еще находясь под влиянием суровых испытаний и гонений, христиане постановили на Никейском Соборе (325 г. н. э.), что «Божественный Логос… придет судить живых и мертвых», и что «Священные Писания учат нас также веровать в… воскресение мертвых и суд возмездия» (20, с. 210).

В. От Никейского Собора до Реформации

Вскоре после смерти Константина «появилась идея, что земля в ее нынешнем состоянии» — это «территория царства, предсказанного в пророчестве; что нынешняя диспенсация (эра)» есть «время его наступления, а утверждение земной Церкви человеческими руками — способ его наступления. Затем стало считаться, что иерархическое правление Церкви и есть то самое Царство Христово на земле, которое предсказано в пророчестве» (35, т. 1, с. 373).

Несколько факторов способствовали этому новому мышлению. Главным был новый юридический статус Церкви и поддержка, которую империя стала оказывать Церкви. В соответствии с духом времени Евсевий Кесарийский (умер около 340 г. н. э.), прежде учивший, что Второе пришествие Христа установит на земле Божественное Царство (Доказательство Евангелия, 4.16; 9.17), теперь рассуждал о том, в какой степени христианская империя является исполнением ветхозаветных пророчеств о завете (Комментарий на Книгу Исаии, 19.18). В то же время он осыпал похвалами Константина, считая его исполнением христианской надежды (Жизнь Константина, 2.28; 3.1).

Никто не отрицал, что конечная цель истории спасения — это надежда на пришествие Христа. Второе пришествие многократно упоминалось в проповедях и трактатах. Кирилл Иерусалимский был даже убежден, что «конец мира… приближается» (Катехизические поучения, 15.12). Однако христиане гораздо охотнее вели теперь богословские диспуты по другим доктринам, поскольку их интерес к парусин явно угас.

Под влиянием александрийской школы аллегорического истолкования Библии, Тихоний (четвертый век) выдвинул идею о том, что седьмое тысячелетие нужно отсчитывать не от Второго пришествия, а от начала христианской эры (22, с. 86). Августин из Гиппона (354–430), основываясь на взглядах Тихония, отождествлял Церковь с Царством Божьим и утверждал, что Христос приходит к ней каждый день, а тысячелетнее правление Церкви на земле началось со служения Самого Иисуса Христа (О Граде Божьем, 20.5–9). В то же время Августин утверждал, что «вся Церковь истинного Бога утверждает и исповедует в качестве своего символа веры, что Христос сойдет с небес, чтобы судить живых и мертвых; это то, что мы называем последним днем или последним временем Божественного суда» (там же, 20.1).

В течение всего Средневековья большинство христианских теологов следовали методу Августина, веруя во Второе пришествие, но при этом утверждая, что земная Церковь и есть Царство Божье. В то же время многие комментаторы писали о Книге Откровение. Пришествие антихриста и Божественный суд стали заметной, но болезненной частью общехристианского мышления. Флагелланты Италии (тринадцатый век) и «Божественная комедия» Данте показывают, до какой степени страх перед адом преобладал в средневековом мышлении. Усиливалась вера в то, что «человек греха» или антихрист, пришествие которого было важным знамением конца, является не императором или пророком, а видимой главой христианской Церкви. Эта озабоченность стала одной из предпосылок для реформации.

Г. Реформация

Со времен Августина (пятый век) эсхатологические ожидания были связаны с победой Церкви над миром. Однако неудача Церкви и ошибочный тезис Августина требовали реформации.

Для Лютера антихрист, пришествие которого должно предшествовать концу мира, уже стал реальностью в папстве. Опираясь на «слова и знамения Христа», он утверждал в 1522 году, что Второе пришествие не за горами (Веймарское издание, 10/1, 2:95); в застольной беседе 1532 года он говорил, что Господь «при дверях» (Застольные речи, 1291). Это ожидание было глубокой и неизменной частью его веры. Далекий от того, чтобы видеть во Втором пришествии проявление Божьего гнева, Лютер считал его счастливым событием, которое можно ожидать с уверенностью, ибо учение об оправдании верой придает ему новый смысл. Он молился о наступлении этого дня, который избавит христиан от страданий и дарует им новые тела, свободные от физической боли (Веймарское издание, 41:37). В проповеди 1537 года по Матфею 25 Лютер нарисовал следующую картину: «Он вернется в последний день с великой силой и славным величием, а (655) с Ним целое воинство ангелов… Это будет славный суд и неизреченное величие со всеми небесными ангелами, посреди которых находится Он» (там же, 45:325).

Надежда Лютера жила на протяжении всей германской реформации. Его последователи, среди которых выделялись Меланхтон и Николаус Герман, пламенно верили во Второе пришествие. Их гимны, воспеваемые в собраниях, говорили о славном уповании.

Точно так же Жан Кальвин наставлял своих последователей «желать пришествия Господа» как «самого благоприятного из всех событий», когда Христос придет «как Искупитель», чтобы «избавить мир от зла и страданий и ввести нас в блаженное наследие Его жизни и славы» (Наставления в христианской вере, 3.9.5). В 1545 году Кальвин утверждал, что надежда на Второе пришествие и сопровождающий его суд делает верующего человека счастливым (Катехизис Женевской Церкви). В 1560 году он посвятил два абзаца в своих «Наставлениях» благоприятному суду, который Христос произведет над Своим народом при Своем пришествии (2.16.18). Кальвин связывал обетование воскресения со Вторым пришествием (3.25.1–4).

И Лютер, и Кальвин считали протестантскую Реформацию исполнением слов Христа в Мф. 24:14. Исследование Библии и проповедь Евангелия в большей чистоте, чем во времена Августина и Иеронима, проложат путь к наступлению небесного Царства. Они не ожидали обращения всего мира, но Лютер утверждал: «Я верю, что последний день не за горами, ибо Евангелие в настоящее время заканчивает свою работу» (Застольные речи, 5488).

Д. От Реформации до девятнадцатого века

После Реформации на континенте проявилось два разных подхода к эсхатологии. Радикальная реформация по–прежнему живо интересовалась эсхатологией, порой выдвигая крайние теории относительно тысячелетнего царства на земле. Менно Симоне, а впоследствии и меннонистские конфессии проповедовали скорое возвращение Спасителя. С другой стороны, пиетисты, продолжившие дело немецкого лютеранства, настаивали, что величайший вызов для верующего — это иметь уверенность в собственном спасении. Главный акцент они делали на глубоком личном духовном опыте.

На Британских островах надежда на Второе пришествие Христа, «похоже, стала одним из самых важных итогов движения пуритан, которые по–новому открыли для себя важные вести Библии» (5, с. 132). Несмотря на разные толкования тысячелетнего царства, теологи Англиканской, Пресвитерианской и Конгрегационалистской церквей писали и проповедовали, что Второе пришествие близко. Они возвещали, что верующим, разделяющим это упование, следует готовиться к великому дню (там же, с. 146–149).

Французская революция и последовавшие за ней войны имели далеко идущие общественно–политические и религиозные последствия, которые, в свою очередь, усилили эсхатологические ожидания. Во всем мире возродилось углубленное исследование пророчеств Библии. Так, чилийский иезуит Мануэль де Лакунза анонимно издал книгу в 1790 году под названием «Пришествие Мессии во славе и величии» (The Coming of the Messiah in Glory and Majesty), которая была переведена с испанского на многие языки мира. В Лондоне Эдвард Ирвинг (1792–1834) приложил ее к докладу на Первой конференции по пророчествам, которая состоялась в Олбери в 1826 году. Эти конференции, ежегодно проводившиеся с 1826 по 1830 годы, посещали священнослужители из разных церквей и общин. Их объединяла вера в скорое Второе пришествие и стремление исследовать пророчества Даниила и Откровения. Они понимали, какие «обязанности ложатся на Церковь в связи с этими насущными вопросами» (15, т. 3, с. 276). Иосиф Вольф, один из 20 участников конференции 1826 года, много путешествовал по Западной и Центральной Азии, уча, что Христос придет где–то в 1847 году, чтобы установить Свое тысячелетнее правление в Иерусалиме. В Швейцарии Франсуа Гауссен, начиная с 1837 года, прочитал цикл лекций по пророчествам Даниила в воскресной школе. В них он доказывал, что в книгах Даниила и Откровение изложена история мира, которая в скором времени закончится.

В начале девятнадцатого века многие проповедовали Второе пришествие Христа, начиная с английских богословов и заканчивая шведскими детьми. Некоторые пламенные проповедники, в том числе и Лакунза, доказывали, что пророчества Даниила и Откровения ясно указывают на середину двадцатого века как на конец мировой истории. В Соединенных Штатах «пророчество было во многом движущей силой религиозной мысли и деятельности» в этот период (там же, т. 4, с. 85). В проповедях, брошюрах и книгах говорилось, что события, происходящие в мире, могут быть лишь прелюдией к тысячелетнему царству. Наибольшей известностью из американских проповедников пользовался Уильям Миллер. В 1831 году он начал писать и учить, что Иисус придет в 1843 году. (Об Уильяме Миллере и движении миллеритов читайте Адвентисты I.A–B; Остаток/три ангела VI.)K).

Эти движения не получили всеобщего одобрения традиционных теологов. Католическая теология, выросшая на схоластике, в основном интересовалась смертью и судом, раем и адом (32, с. 501–503). Протестантская теология находилась под сильным влиянием рационализма и учила, что Царство Божье будет установлено на земле благодаря торжеству науки и разума. Таким образом, во второй половине девятнадцатого века мало кто ожидал близкого пришествия Христа.

Е. Современная эпоха

После великого разочарования 1844 года верующим во Второе пришествие пришлось столкнуться с проблемой задержки парусин. Эта проблема стала центральной для современной теологии, потому что ей приходится объяснять, почему Второе пришествие Христа, столь недвусмысленно возвещенное в Священном Писании, до сих пор не состоялось.

Самым видным ученым–богословом, изучавшим этот вопрос, был Альберт Швейцер. Он делал различие между думающей верой, рассуждающей о том, не наступило (656) ли уже обещанное сверхъестественное время, и простой верой, которая живет ожиданием Мессианского царства (34, с. 75, 90, 99). Для Швейцера то, что произошло на кресте, уже является эсхатологической катастрофой, которая кладет конец любым апокалиптическим ожиданиям.

Диалектическая теология Карла Барта и Пауля Альтхауса, подхваченная Э. Бруннером, вела к трансцендентной эсхатологии. Эти авторы не представляли себе завершение конкретной истории в виде кульминационной вселенской драмы. Бог стоит над временем и приходит к людям во всякое время.

Рудольф Бультман пошел еще дальше в демифологизации эсхатологии и истории. Он разработал экзистенциальную эсхатологию, согласно которой возвращение Христа происходит в тот момент, когда возвещается суть Евангелия, побуждающая слушателя принять решение в пользу веры.

В «осуществленной эсхатологии» Ч. Г. Додда итоговое событие уже произошло в виде жизни и проповеди Христа. Таким образом, эсхатологическое вмешательство Бога уже состоялось.

В отличие от них Юрген Мольтман предлагает теологию надежды. Будущее зависит от Божьих обетовании, исполнение которых мы можем видеть в политических, общественных и экологических движениях с участием верующих. Таким образом, Мольтман предлагает новую гуманистическую перспективу истории. Ведущий поборник «теологии надежды» двадцатого века — Вольфхарт Панненберг. Его эсхатология основана на «конечном будущем», которое определяет высший смысл истории в целом и жизни каждого отдельного человека. Однако конкретное содержание этого «конечного будущего» метафорично и не может быть предсказано. Похоже, что различие между настоящим и будущим исчезает в вечной гармонии всех событий (28, с. 81). То есть Панненберг в какой–то мере разделяет точку зрения Мольтмана.

Оскар Кульманн вернул истории спасения библейский фокус. История объективно развивается в прошлом, настоящем и будущем. Церковь находится где–то между «уже» и «еще не»; это время ожидания и возвещения Евангелия. Для Кульманна воскресение Христа лежит в основе процесса ожидания. Верующий должен жить в зоне «еще не», ожидая нечто, что должно вскоре произойти. Сводить всю эсхатологию к личному опыту веры — значит, обеднять веру. Библейская эсхатология основана не только на воскресении тела, но и на обновлении всего на земле.

Ж. Адвентисты седьмого дня

Вскоре после великого разочарования 1844 года верующие в пришествие все еще настаивали на верности даты, но признавали свою ошибку в определении того события, которое должно было произойти в это время. Пришествие Христа все еще было делом будущего; они живут во время промедления и должны быть найдены «бодрствующими» и ожидающими того дня (Лк. 12:36, 37). Хотя доктринальные споры по некоторым вопросам приводили к созданию разных группировок, все были согласны с тем, что Спаситель должен скоро вернуться.

В 1850 году Джеймс Уайт издал четыре номера журнала Advent Review. В следующем году был дан старт новому изданию: «Second Advent Review and Sabbath Herald». Эти названия служат свидетельством надежды и убеждений этих пионеров. В 1851 году Елена Уайт написала, что «время… весьма скоротечно и скоро закончится» (Ранние произведения, с. 58).

Когда вновь созданная церковь приняла название в 1860 году, ее выбор ясно отражал уверенность верующих адвентистов. «Имя адвентист седьмого дня, — писала Елена Уайт, — выдвигает на первый план истинные особенности нашей веры» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 224). Ранних руководителей адвентистов седьмого дня объединяло сильное убеждение, что Второе пришествие Христа — это сердце и средоточие их вести.

В Годовой книге адвентистов седьмого дня за 1889 год говорилось, что «Второе пришествие Христа должно предшествовать тысячелетнему царству». Кроме того, пророческий период в. 2300 дней по Даниилу 8:14 закончился в 1844 году, и никакой другой «пророческий период не достигает Второго пришествия». Кроме того, дело проповеди «приближающегося Второго пришествия» символически изображено в трех вестях Откровения 14 (Годовая книга АСД, 1889 г., с. 148–150).

Фундаментальное понимание адвентистами Второго пришествия мало менялось в течение десятилетий. Пункты вероучения, регулярно публикуемые в Годовой книге адвентистов седьмого дня, начиная с 1932 года, вновь и вновь подтверждали важность Второго пришествия для данного вероисповедания как «великой надежды Церкви, кульминации Евангелия и плана спасения» (Годовая книга АСД, 1932 г., с. 382).

С другой стороны, обсуждались некоторые проблемы, связанные с пришествием Христа. Например, вплоть до 1874 года адвентисты думали, что «род», о котором идет речь в Мф. 24:34, — это поколение людей, видевших помрачение солнца и падение звезд. Следовательно, пришествие Христа должно было произойти, по их мнению, очень скоро. Существовали также разные мнения по поводу важности знамений. В конце девятнадцатого века ключевым знамением считалось падение Турецкой империи. Ближе к концу двадцатого века они стали уделять больше внимания неспособности Земли поддерживать жизнь, которая служила ясным указанием на близость пришествия Христа.

С 1883 года, когда было оспорено ранее выраженное Еленой Уайт убеждение в близком пришествии Спасителя, адвентисты седьмого дня стали интересоваться причиной промедления: почему Христос до сих пор не вернулся? Ответ попытались дать такие авторы, как Л. Э. Фрум, Герберт Дуглас и Жак Провонша. Большое значение в этой связи стали придавать «условному пророчеству» (29, с. 177–182). Однако неизбежность Второго пришествия неоднократно утверждалась, как это, например, сделал Сакаэ Кубо в 1978 году: «Крест, воскресение и вознесение Иисуса делают пришествие Христа абсолютно неизбежным» (21, с. 99). (657)

В 1987 году Издательская Ассоциация «Ревью энд Геральд» издала книгу, написанную группой богословов из Церкви адвентистов седьмого дня: «Надежда на пришествие в Писании и истории». В 11 главах они проследили историю и теологию Второго пришествия от времен Ветхого Завета по двадцатый век, доказав, что это учение занимает центральное место в христианском и, в частности, в адвентистском вероучении.

На сессии Генеральной конференции АСД 1980 года были приняты 27 пунктов вероучения. В 24–м пункте выражено убеждение Церкви и показана преемственность между первыми адвентистами и современными адвентистами седьмого дня.

«Второе пришествие Христа — это блаженное упование Церкви, великая кульминация Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным и всемирным явлением. Когда Он вернется, умершие праведники воскреснут и вместе с живыми праведниками будут прославлены и взяты на небо, а неправедные погибнут. Почти полное исполнение большинства пророческих цепей, наряду с нынешним состоянием мира, указывает на приближающееся пришествие Христа. Точное время этого события не открыто, а потому Господь наставляет нас быть готовыми во всякое время» (Годовая книга АСД, 1981 г., с. 8).

Подобная точка зрения, как мы уже убедились, недвусмысленно поддерживается Библией.