IV. Комментарии Елены Уайт

«Учение о Втором пришествии является главным лейтмотийом Священного Писания» (Великая борьба, с. 299).

А. Второе пришествие в Писаниях

1. Средоточие упования

«Служение Вечери указывает на Второе пришествие Христа. Оно воскрешало надежду в сердцах учеников. Всякий раз, когда они собирались в память о Его смерти, они вспоминали о том, как Он, „взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». В скорби они утешались надеждой на возвращение своего Господа. Для них несказанно драгоценной была мысль: „Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»» (1 Кор. 11:26)» (Желание веков, с. 659).

2. Царство Божье

«И „Царство Божие», о наступлении которого они проповедовали, было установлено смертью Христа. Это было не земное царство, как их учили с детства. Это было и не то будущее нетленное Царство, которое установится, когда „царство… и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего»; не то Царство вечное, в котором „все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7:27). На библейском языке выражение „Царство Божие» означает и Царство благодати, и Царство славы. О Царстве благодати говорит апостол Павел в Послании к Евреям. Указывая на Христа как на милосердного Ходатая, Который „может сострадать нам в немощах наших», апостол пишет: „Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать» (Евр. 4:15, 16). Престол благодати представляет собой Царство благодати, потому что само наличие престола подразумевает наличие царства. Во многих Своих притчах Христос употребляет выражение „Царство Небесное», чтобы тем самым обратить внимание на действие Божественной благодати в сердцах людей. Точно так же престол славы олицетворяет собой Царство славы, и в словах Спасителя мы находим ссылки на это Царство: „Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31, 32). Однако это Царство будущего. Оно не будет основано до Второго пришествия Христа» (Великая борьба, с. 347).

3. Способ пришествия

«Между Первым и Вторым пришествием Христа будет заметен чудесный контраст. Никакой человеческий язык не может описать сцену Второго пришествия Сына Человеческого на облаках небесных. Он должен прийти во славе Своей и во славе Отца Своего, со святыми ангелами. Он придет, облеченный в одежду из света, которую носил от дней вечности. Его будут сопровождать тьмы тем ангелов. Будет слышен звук трубы, призывающий усопших из могил» (Ревью энд Геральд, 5 сентября 1899г.).

«Заключительным актом великой драмы обольщения станет попытка сатаны выдать себя за Христа. Церковь давно заявляет, что ожидает пришествия Спасителя как исполнения своих надежд. Теперь великий обманщик создает видимость пришествия Христа. В различных частях мира сатана будет появляться среди людей в виде величественного существа, окруженного ослепительным блеском, напоминая собой Сына Божьего, описанного Иоанном в Откровении (Откр. 1:13–15). Слава, окружающая его, превзойдет все, когда–либо виденное человеком. Торжественные возгласы наполнят воздух: „Христос пришел! Христос пришел!» В величайшем восхищении люди падают пред ним; он поднимает руки и благословляет их, как это делал и Христос, будучи на земле. Голос у него мягкий и приглушенный и вместе с тем мелодичный. Словами, полными нежности и сострадания, он повторяет некоторые из тех благодатных небесных истин, сказанных когда–то Христом; он исцеляет болезни людей и затем, подражая Христу, объявляет, что перенес субботу на воскресенье, и повелевает всем святить день, благословленный им. Он заявляет, что все, продолжающие упорно святить седьмой день, хулят его имя, отказываясь слушать ангелов, несущих им свет и истину. Какой сильный и почти непреодолимый обман!» (Великая борьба, с. 624). (658)

«Сатана сошел с силой великой, действуя со всяким неправедным обольщением в погибающих; но никто не должен обманываться. Мы не будем прельщены, если решительно встанем на сторону Христа и последуем за Ним в напастях и радостях. Голова змея вскоре будет поражена и сокрушена» (Ревью энд Геральду 5 сентября 1899 г.).

4. Знамения Второго пришествия

«Иоанн Богослов так описывает первые знамения — предвестники Второго пришествия: „Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6:12).

Эти знамения явились до начала XIX века. В 1755 году произошло одно из самых разрушительных землетрясений, когда–либо отмеченных в истории. Хотя оно и стало известным как Лиссабонское землетрясение, действие его распространилось на большую часть Европы, Африки и Америки» (Великая борьба, с. 304).

«Супружеские узы священны, но в наш растленный век они часто лишь прикрывают всевозможные пороки. Ими злоупотребляют, и брак становится преступлением, которое составляет одно из знамений последних дней» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 252).

«Одно из знамений того, что мы живем в последние дни, — это дети, непослушные родителям, неблагодарные и нечестивые» (Принципы христианского воспитания, с. 101).

«Духовная тьма покрыла землю, и мрак — народы. Многие церкви охвачены скептицизмом и неверно толкуют Писания. Многие, очень многие подвергают сомнению достоверность и истинность Писаний. Человеческие рассуждения и помышления сердец человеческих подрывают богодухновенность Слова Божьего, а то, что должно восприниматься как само собой разумеющееся, окружается туманом мистицизма. Нет ничего ясного и определенного, стоящего на твердом основании. Это один из признаков последнего времени» (Избранные вести, т. 1, с. 15).

«Дух мира, господствующий в наше время, склонность признавать исполнение личных желаний наивысшим требованием — все это составляет знамения последних дней» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 365).

5. Причины Второго пришествия Христа

«Христос обещал прийти во второй раз, чтобы взять Своих верных к Себе» (Великая борьба, с. 37).

«Очень быстро набирают популярность басни о том, что дьявола как личности не существует и что время испытания продолжится после пришествия Христа. Священное Писание ясно говорит о том, что судьба человека будет навеки определена, когда Господь явится (Откр. 22:11)» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 342, 343).

«Следственный суд и уничтожение грехов должны быть закончены до Второго пришествия Господа. Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь. Но апостол Петр ясно говорит, что грехи верующих будут изглажены, когда „придут времена отрады от лица Господа», и „пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян. 3:19,20). Когда окончится следственный суд, Христос придет на землю, и награда Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его» (Великая борьба, с. 485).

«Когда окончится следственный суд, будет решена участь каждого — на жизнь или на смерть. Время испытания окончится незадолго до Второго пришествия Христа на облаках небесных» (там же, с. 490).

«Слова Павла, что „и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним», многие понимают как приход усопших с небес вместе с Христом. Но Павел имел в виду другое: как Христос был воскрешен из мертвых, так и почившие святые будут вызваны Богом из могил и взяты на небо вместе с Христом» (Деяния апостолов, с. 259).

«Так была вознаграждена вера этой женщины. Христос — великий Податель жизни — вернул ей сына. Так будут вознаграждены и все верные, когда в день Его пришествия смерть потеряет свое жало и победа могилы окажется недействительной. Тогда Он возвратит Своим слугам детей, которые были вырваны из их объятий беспощадной смертью» (Пророки и цари, с. 239).

Б. Что вытекает из учения о Втором пришествии

1. Воздействие на повседневную жизнь верующего

«Если вы вдруг стали чужими друг другу и чувствуете, что из вас не получились библейские христиане, скорее обратитесь за помощью к Господу; ибо характер, который вам присущ во время испытания, может оказаться все тем же и в пришествие Христа. Если вы хотите быть на небе, — а там будут только те, кто святы, — то сначала вы должны стать святыми на земле. Черты характера, которые вы развиваете, не будут изменены после смерти или в момент воскресения. Вы подниметесь из могилы с тем же характером, который был у вас, когда вы жили в семье и в обществе. Иисус не изменит ваш характер при Своем пришествии. Наша повседневная жизнь определяет нашу будущую участь» (Христианский дом, с. 16).

«Вера в скорое пришествие Сына Человеческого на облаках небесных оградит настоящего христианина от халатного и нерадивого отношения к обычным житейским делам. Ожидающие скорого явления Христа не станут проводить время в праздности, но будут усердны в делах. Они не будут делать свою работу небрежно или нечестно, но, напротив, добросовестно, своевременно и тщательно. Льстящие себе мыслью, что халатное отношение к житейским вопросам свидетельствует об их духовности и отделении от мира, пребывают в страшном обмане. Их правдивость, добросовестность и порядочность испытываются и проверяются в земных делах. Если они верны в малом, то будут верны и в великом» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 309).

2. Мотивы евангелизации

«На тех, кому Бог даровал великий свет, лежит торжественная обязанность обращать внимание других на значение усиливающегося пьянства и преступности. Им также следует предлагать вниманию окружающих Писания, ясно описывающие условия, которые будут существовать перед Вторым пришествием Христа» (Воздержание, с. 27). (659)

«Ни один из вас не войдет во врата небесного града в одиночестве. Если вы отдадите Богу данные вам способности для охотного служения, то вы не только спасете свою душу, но и своим влиянием соберете других в Царство Божье. Каждый, кто твердо занимает позицию на стороне истины, приводит других к тому же решению и к вечности» (Знамения времени, 15 сентября 1887г.).

«Божий план в том, чтобы мужи и жены, получившие великий дар спасения через Иисуса Христа, были Его миссионерами, светильниками в мире и знамениями для людей — живыми посланиями, узнаваемыми и читаемыми всеми людьми. Их вера и дела должны свидетельствовать о приближающемся пришествии Спасителя и о том, что они не напрасно приняли благодать Божью. Людей необходимо предупреждать, чтобы они готовились к грядущему суду» (Ревью энд Геральд, 16 августа. 1887г.).

3. Духовная подготовка к Его возвращению

«Суды Божьи скоро постигнут мир, и нам необходимо приготовиться к этому великому дню. Наше время чрезвычайно дорого, ибо это время испытаний, а оно очень, очень коротко, чтобы успеть приготовиться для будущей вечной жизни. У нас нет времени, и нам нельзя тратить его на необдуманные поступки. Нам надо опасаться поверхностного знакомства со Словом Божьим» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 407).

«Иисус указал им, что Царство придет не сразу. Они должны были молиться о его наступлении как о событии, которое произойдет в будущем. Хотя им и не суждено было увидеть восстановление Царства Божьего при жизни, все же повеление Иисуса молиться об этом свидетельствовало, что оно обязательно наступит в определенное Богом время» (Нагорная проповедь Христа, с. 108).

4. Кажущееся промедление

«Многие из называвших себя адвентистами занимались определением времени. Они устанавливали одну дату пришествия Христа за другой, но в результате терпели лишь неудачу и разочарование. Смертным не дано знать точного времени возвращения нашего Господа» (Ревью энд Геральд, 16 августа 1887 г.).

«Формальные адвентисты назначали различные сроки пришествия Господа и навязывали их братьям. Но Господь показал мне, что все эти сроки пройдут, ибо пришествию Христа должно предшествовать время скорби, и каждый раз, когда сроки устанавливаются и проходят, вера народа Божьего ослабевает» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 72).

«Наша позиция заключалась в том, что нужно ожидать и бодрствовать, но не назначать конкретные сроки между окончанием пророческих периодов в 1844 году и временем пришествия нашего Господа. Мы не знаем ни дня, ни часа, нам неведомо конкретное время, и однако же пророческое летоисчисление показывает нам, что Христос при дверях» (Изданные рукописи 10, с. 270).

«Люди, считающие, что необходимо проповедовать о конкретной дате пришествия, чтобы произвести впечатление на людей, действуют из неверных побуждений.

Быть может, им и удастся взволновать грешников или устрашить их, но в этом случае последние не будут действовать из принципа. Создается некий ажиотаж, но когда время проходит, как это много раз случалось, те, кого впечатлила конкретная дата, снова впадают в холодность, тьму и грех, и почти невозможно пробудить их совесть, не взволновав их какой–то новой сенсацией» (Ревью энд Геральд, 16 августа 1887 г.).

«Учитывая, что времени осталось немного, мы как народ призваны бодрствовать и молиться и ни в коем случае не позволять себе отвлекаться от торжественной работы приготовления к великому событию, которое нас ожидает. Поскольку время, по–видимому, продлевается, многие стали беспечными и равнодушными в своих словах и поступках. Они не понимают, какая опасность им угрожает, и не отдают себе отчета в том, что продление испытательного срока — это проявление Божьей милости к ним, чтобы они сформировали характер, который бы сделал их достойными вечной жизни» (там же).

В. Исторический обзор

1. Период апостолов

«Пришествие Господа во все века окрыляло надеждой Его истинных последователей. Прощаясь с учениками на Елеонской горе, Спаситель обещал возвратиться, и это осветило будущее Его учеников радостью и надеждой, которые не могли вытеснить или притупить никакие скорби и испытания. Среди страданий и преследований „явление великого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» было для них „блаженным упованием»» (Великая борьба, с. 302).

2. Период от Никейского Собора до Реформации

«Вальденсы имели подобную веру» (там же, с. 303).

«Уиклиф ожидал явления Искупителя как надежду Церкви» (там же).

3. Реформация

«Лютер говорил: „Я убежден, что день суда наступит не позже, чем через 300 лет. Бог не захочет и не сможет больше терпеть этот нечестивый мир…»» (там же).

«„Этот состарившийся мир недалек от своего конца», — говорил Меланхтон» (там же).

«Кальвин убеждал верующих „не колебаться, но с надеждой ожидать пришествия Христа как самого благоприятного из великих событий», подчеркивая, что „вся христианская семья должна ожидать этого дня»» (там же).

«Разве наш Господь Иисус не в человеческой плоти вознесся на небо? — говорил Нокс, шотландский реформатор. — И разве Он не возвратится вновь? Мы знаем, что Он вернется, и это будет скоро» (там же).

«Ридли и Латимер, которые отдали свою жизнь за истину, с верой ожидали пришествия Господа» (там же).

«Мысли о пришествии Господа, — говорил Бакстер, — являются для меня самыми отрадными и радостными» (там же).

«Такова была надежда апостольской Церкви; „Церкви в пустыне» и реформаторов» (там же, с. 304). (660)

4. От Реформации до девятнадцатого века

«Но так как дух смирения и преданности Богу уступил место гордости и формализму в Церкви, то любовь ко Христу и вера в Его пришествие охладели… Учение о Втором пришествии осталось без внимания, тексты Священного Писания, относящиеся к этому вопросу, неправильно истолковывались и понимались, в результате чего истина о Втором пришествии оказалась почти совершенно забытой. Особенно это относилось к церквам Америки» (Великая борба, с. 309).

«Не ученые–богословы получили познание об истине и проповедовали ее. Если бы эти ученые мужи были верными стражами, прилежно и с молитвой изучавшими Писание, то и они знали бы, что наступила ночь; пророчества открыли бы им грядущие события. Но они не бодрствовали, и весть Евангелия была поручена более простым людям» (там же, с. 312).

«Подобно Реформации XVI столетия, адвентистское движение возникло одновременно в различных странах христианского мира. И в Европе, и в Америке люди веры и молитвы, побуждаемые изучать пророчества, читали и перечитывали вдохновенные слова и находили убедительные доказательства, что кончина мира близится» (там же, с. 357).

«В Южной Америке… некий иезуит по имени Лакунза, по происхождению испанец, обратившись к Священному Писанию, принял истину о скором пришествии Христа… Лакунза жил в XVIII столетии, но только в 1825 году его книга попала в Лондон, где она была переведена на английский язык. Эта книга углубила уже пробудившийся в Англии интерес к вопросу о Втором пришествии» (там же, с. 363).

«В Германии эту весть нес людям Бенгель, служитель лютеранской Церкви, виднейший богослов и критик XVIII столетия» (там же, с. 363).

«Сочинения Бенгеля распространились по всему христианскому миру. Его взгляды о пророчествах были единодушно приняты в земле Вюртенберг и до некоторой степени и в других частях Германии» (там же, с. 364).

«Свет воссиял и во Франции, и в Швейцарии. В Женеве, где Фарель и Кальвин распространили идеи Реформации, Гауссен проповедовал весть о скором явлении Христа» (там же, с. 364).

«Весть о Втором пришествии Христа проповедовалась и в Скандинавии, повсюду вызывая большой интерес… Но руководители государственной церкви восстали против этой деятельности… Но во многих местах, где вестников скорого пришествия Христа вынудили замолчать, Господу было угодно возвестить о нем чудесным образом — через маленьких детей» (там же, с. 366).

«В 1821 году, спустя три года после того, как Миллер истолковал пророчества, указывающие время суда, весть о скором пришествии Господа начал провозглашать Иосиф Вольф, „всемирный миссионер»» (там же, с. 357).

«В Англии весть о пришествии начала звучать с 1826 года» (там же, с. 362). (661)