IV. Комментарии Елены Уайт

Интересно, что Елена Уайт проводит четкое разграничение между словом «миллениум» и фразой «тысяча лет». Под первым она подразумевает ошибочную постмилленаристскую идею о «земном тысячелетнем царстве», а вторую использует для описания библейского периода в тысячу лет, когда дьявол будет прикован к земле, а святые будут пребывать на небе.

А. Миллениум

До того как Елена Уайт услышала проповедь Миллера в 1840 году, она верила, что «земное тысячелетнее царство наступит до пришествия Христа на облаках небесных», как ее учили (Жизнь Елены Уайт, с. 21). Когда она услышала, что Христос вернется в 1843 году, ее охватил сильный «страх», потому что «времени для обращения и спасения мира оставалось очень мало» (там же, с. 20). После принятия проповеди Миллера ее новое понимание тысячелетнего царства привело ее к выходу из Методистской церкви. На классном собрании Елена говорила о своей радостной надежде на Второе пришествие. «Обратившись к людям, находившимся в классе, председательствовавший пресвитер поделился великой радостью предвкушения земного тысячелетнего царства, когда земля наполнится знанием Господа, как воды наполняют море. Он жаждал увидеть наступление этого славного времени». После собрания она и ее брат Роберт «столкнулись с явной холодностью со стороны тех, кто раньше был с ними добр и дружелюбен» (там же, с. 44). Далее мы приводим некоторые ее комментарии по поводу «земного миллениума».

«Большая часть современных проповедей способна лишь убаюкать людей и ввести их в состояние духовного сна. Учение о миллениуме — это успокоительное средство для грешника, не желающего оставлять грех. И сатане больше угодна та помощь, которую ему оказывают пастыри стада, излагающие истину, смешанную с заблуждением, нежели та, которую он получает от самых дерзких безбожников» (Знамения времени, 4 июля 1900 г.).

«Церкви нашего времени стремятся к разрастанию на этой земле и не желают видеть свет пророчеств и принимать доказательства их исполнения, свидетельствующие о скором пришествии Христа, как и иудеи, чаявшие победоносного воцарения Мессии в земном Иерусалиме, в свое время отказывались замечать признаки Его Первого пришествия. Христиане нашего времени ожидают земного процветания и величия Церкви, обращения мира и радость земного миллениума» (там же, 11 марта 1900 г.).

«Прежде чем Законодатель придет, чтобы наказать непокорных, нечестивым будет послано предостережение покаяться и снова стать преданными Богу, но для большинства эти предупреждения будут напрасными. Апостол Петр говорит: „Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2 Петр. 3:3, 4). Не слышим ли мы сегодня эти же самые слова, которые повторяются не только явными безбожниками, но и раздаются с церковных кафедр в нашей стране? „Нет никакого основания беспокоиться, — восклицают они, — прежде, чем придет Христос, должен обратиться весь мир, и праведность будет владычествовать тысячу лет. Мир, мир! Все продолжает быть так же, как оно было от начала. Пусть никого не беспокоит то, что проповедуют эти паникеры». Но такое учение о тысячелетнем царстве противоречит учению Христа и Его апостолов. Иисус задавал вопросы, полные глубокого значения: „Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). И, как мы видим, согласно Его словам, состояние современного мира будет таким же, как и во дни Ноя. Павел предостерегает об умножающемся бесчестии и указывает на него как на признак приближающегося конца. „Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Апостол утверждает, что „в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3:1), и дает нам потрясающий перечень грехов, которые будут присущи людям, имеющим вид благочестия» (Патриархи и пророки, с. 102, 103).

Елена Уайт упрекала работников на Божьей ниве за их апатию. Она писада: «Иные действуют настолько вяло, что создается впечатление, будто на земле отпущено еще одно тысячелетие для спасения душ» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 335). Она писала в статье для Ревью энд Геральд в 1885 году: «Здесь, в этом мире, мы должны подготовиться к тем великим испытаниям, которые нас вскоре ожидают. Тем не менее некоторые из нас ведут себя так, как будто им отпущено целое тысячелетие для работы на ниве Божьей. Однако Писание говорит: „Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете, когда наступит час тот»» (Ревью энд Геральд, 18 августа 1885 г.).

В книге Служители Евангелия она писала: «Многие потерпели неудачу, потерпели полный провал там, где они могли бы добиться успеха. Они не осознали ответственности совершаемой ими работы. Они принимались за каждое дело так неторопливо, словно еще тысячу лет им предстоит работать ради спасения душ» (Служители Евангелия, с. 279).

Б. Тысяча лет

В большинстве своих высказываний о тысячи годах в Откровении 20 Елена Уайт описывает события, происходящие до, во время и после тысячелетнего царства. Однако в первой из приведенных здесь цитат говорится о положительных последствиях принятия библейского учения.

«Именно такие величайшие благословения получили те, кто принял адвентистскую весть. Они вышли из различных церквей, но преграды, прежде разъединявшие их, были устранены, расхождения в вопросах веры рассыпались в прах; необоснованная надежда на земное тысячелетнее царство была оставлена; неправильные представления о Втором пришествии преодолены; гордыня и (674) мирские интересы — изжиты; обиды — прощены; сердца слились в приятном общении, и между людьми воцарились любовь и радость. Если благодаря этому учению произошли подобные перемены в тех немногих, кто принял его, точно так же изменились бы и все, принявшие его» (Великая борьба, с. 379, 380).

1. Перед тысячелетним царством

«Автор Книги Откровение предсказывает изгнание сатаны и состояние хаоса и запустения, в котором окажется земля, сообщая, что такое состояние будет длиться тысячу лет. После описания Второго пришествия Христа и истребления нечестивых в пророчестве сказано: „И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1–3)» (там же, с. 658).

«В прообразном служении, осуществив искупление Израиля, первосвященник выходил к народу и благословлял его. Так и Христос после окончания Своего посреднического служения „явится не для очищения греха, а… во спасение» (Евр. 9:28), чтобы ввести ожидающих Его в жизнь вечную. И подобно тому как священник, удаляя грехи из святилища, исповедовал их над головой „козла отпущения», так и Христос возложит все грехи на сатану, виновника беззакония и зачинщика зла. Козел отпущения, на которого образно возлагались грехи Израиля, отсылался в „землю непроходимую» (Лев. 16:22), так и сатана, неся на себе вину за все те грехи, которые он побудил совершить народ Божий, будет обречен в течение тысячи лет пребывать в безжизненной пустыне и наконец получит полное наказание за грех в том огне, который уничтожит всех нечестивых. Таким образом, великий план искупления будет завершен искоренением греха и спасением всех тех, кто стремился победить зло» (там же, с. 485–486).

2. Во время тысячелетнего царства

«После того как святые будут облечены в бессмертие и восхищены с Иисусом на небо, после того как они получат свои арфы, белые одежды и венцы и войдут в город, Иисус воссядет с ними, и начнется суд. Откроются книги жизни и смерти. Книга жизни содержит добрые дела святых, а в книге смерти записаны злые дела нечестивых. Обе они сравниваются с книгой–уставом — Библией, и согласно ей вершится суд. Святые и Иисус выносят совместные решения относительно участи умерших грешников. „Смотри, — сказал ангел, — святые вместе с Иисусом восседают в суде и воздают беззаконникам по делам их, которые они творили, живя на земле, и около каждого имени пишется приговор». Я видела, что именно этим будут заниматься святые вместе с Иисусом в течение тысячи лет во Святом граде, прежде чем он сойдет на землю» (Ранние произведения, с. 52, 53).

«Я слышала, как ангел… ответил… святые будут тысячу лет отдыхать во Святом граде и царствовать как цари и священники; затем Иисус сойдет со святыми на гору Елеонскую. Гора раздвоится и образует большую равнину, на которую опустится Божий рай. Остальная земля не очистится, доколе не окончится тысяча лет, когда воскреснут и окружат город умершие нечестивцы. Но стопы их никогда не осквернят обновленную землю: огонь сойдет с неба от Бога и пожрет их — попалит их от корня до ветвей. Сатана — корень, а дети его — ветви. Тот же огонь, что поглотит нечестивых, очистит и землю» (там же, с. 51,52).

«В течение тысячи лет между первым и вторым воскресением будет происходить суд над нечестивыми. Апостол Павел указывает, что этот суд начнется после Второго пришествия Господа: „Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5). Даниил говорит, что когда пришел Ветхий днями, „суд был дан святым Всевышнего» (Дан. 7:22). В это время праведные сделаются царями и священниками Богу. Иоанн говорит в Откровении: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить». «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4,6). Это и будет то время, которое предсказал апостол Павел: „Святые будут судить мир» (1 Кор. 6:2). Вместе со Христом они будут судить нечестивых, сравнивая их поступки с Книгой Закона, Библией, и решая дело каждого в соответствии с тем, что он делал, живя в теле. И вынесенный приговор напишут против имени каждого в книге смерти» (Великая борьба, с. 660, 661).

«Земля стала похожа на безлюдную пустыню. Города и села, разрушенные землетрясением, лежали в руинах. Горы сдвинулись со своих мест, оставив большие зияющие пустоты. По всей поверхности земли были разбросаны каменные глыбы, исторгнутые из моря или из земных недр. Большие деревья, вырванные с корнем, покрывали землю, которая должна была теперь на тысячу лет стать приютом дьявола и его злых ангелов. Сатана будет скован, дабы бродить ему по исковерканной земле и взирать на последствия своего восстания против Закона Божьего. В течение тысячи лет он сможет вкушать лишь плоды проклятия, виновником которого был он сам. Прикованный к земле, он уже не сможет бывать на других планетах и искушать и раздражать тех, которые не пали. В течение этого времени сатана будет ужасно страдать. С момента своего грехопадения он постоянно развивал в себе злые наклонности, но теперь он лишен власти, и ему ничего не остается, как только размышлять о том, что он совершил со времени своего падения, и в страхе и трепете ожидать ужасного будущего, когда он должен будет понести наказание за все причиненное им зло и за все грехи, в которые он вверг людей» (Ранние произведения, с. 290).

3. После тысячелетнего царства

«По окончании тысячи лет Христос снова возвращается на землю. Его сопровождает воинство искупленных и ангельский кортеж. Он спускается в торжественном великолепии и велит умершим нечестивым восстать из праха для получения своего жребия. Они выходят из могил в великом множестве; их воинство бесчисленно, как песок на берегу (675) морском. Как они отличаются от тех, которые ожили в первое воскресение! Праведники облеклись в бессмертную молодость и красоту, тогда как нечестивые несут на себе следы болезни и смерти» (Вера, которой я живу, с. 355).

«По окончании тысячи лет Иисус, Царь славы, выйдет из святого города в сиянии славы, и вид Его подобен молнии. Он сойдет на гору Елеонскую — ту самую гору, с которой вознесся после воскресения. Когда Его стопы касаются горы, она раздваивается, образуя огромную равнину, Vi приготовляется для принятия святого города, в котором находится Божий рай, сад Едемский, взятый на небо после грехопадения человека. Теперь он опускается вместе с городом, еще прекраснее и великолепнее, чем до грехопадения. Град Божий опускается на большую равнину, специально для него приготовленную. Затем Иисус покидает город в окружении воинства искупленных и в сопровождении сонма ангелов. В страшном величии Он вызывает из могил умерших нечестивых, и они пробуждаются от своего длительного сна. Какое страшное пробуждение! Они созерцают Сына Божьего в Его строгом величии и блистательной славе. Все видящие Его сразу же понимают, что Он и есть Тот Самый Распятый, умерший на кресте ради их спасения, Которого они презрели и отвергли. Они многочисленны, как песок на берегу морском. При первом воскресении все выходят из могил в славе бессмертия и расцвете сил, но при втором воскресении на всех будут видны следы проклятия. Все выходят такими, какими сошли в могилы. Допотопные жители похожи на гигантов по сравнению с людьми нынешнего века, более чем в два раза превосходя их по высоте и отличаясь прекрасным телосложением. Поколения, жившие после потопа, уступали им в стати и величии. С каждым последующим поколением люди становились все меньше и хилее. Разница между первыми нечестивцами, жившими на земле, и представителями последнего поколения была колоссальной. Первые были хорошо сложены, с величавой осанкой; последние вышли такими же, какими сошли в могилы — карликовым, чахлым, выродившимся и некрасивым родом. Могущественное воинство царей, воинов, государственных деятелей и вельмож вплоть до наименее знатных вместе вышли на опустошенную землю. Видя Иисуса во славе, они приходят в неописуемый ужас и пытаются укрыться от Его устрашающего вида. Их ошеломляет Его неописуемая слава, и они вынуждены воскликнуть в мучительном единодушии: „Благословен Грядущий во имя Господне»» (Духовные дары, т. 3, с. 83–85).

«Помыслите о дивной силе нашего Бога, а затем вспомните Его любовь к павшему человеку. Он „так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Как может человек, для которого Бог столько сделал, за которого Христос отдал жизнь Свою, упорствовать в испорченности и растлении? Можно ли удивляться тому, что по окончании тысячи лет все, отказавшиеся принять Его, будут уничтожены небесным огнем, находясь за станом возлюбленного града Божьего? Бог объявляет, что так оно и случится. Он говорит: „Вот, грядет день Господень с яростью, прещением и пылающим огнем, чтобы опустошить землю: и Он истребит с нее грешников… Я накажу мир за зло и беззаконных — за их нечестие; и положу конец надмению гордых и уничижу высокомерие сильных» (ин. Пер.)» (Бюллетень Генеральной конференции 1897 г., с. 80).