II. Начало Борьбы

А. Бог и Его творение

Священное Писание начинается с сотворения Богом нашего мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Хотя творение предполагает деятельность всех трех Божественных личностей —- Отца, Сына и Святого Духа (1:2, 26), в Новом Завете именно Сын описывается деятельным Творцом, создавшим землю и все формы жизни Своим словом (Евр. 1:1–3; Ин. 1:1–3,10,14).

Апостол Павел идет еще дальше, приписывая существование всего космоса, населенного ангелами и другими разумными существами, а также людьми — творческой и созидающей силе Сына Божьего. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16, 17).

Таким образом, когда в прошлой вечности Божество составило чрезвычайный план спасения человеческой семьи на случай грехопадения, Сын Божий согласился стать Спасителем рода человеческого — вочеловечиться и умереть искупительной, заместительной смертью для искупления кающихся грешников. Сам Творец захотел стать Спасителем человечества (см. Творение II.В).

Б. Законы Неба

Мудрый Бог подчинил сотворенный космос, одушевленный и неодушевленный, физическим или естественным законам. Никакая истинная наука о естественном мире не могла бы существовать, если бы Вселенная не функционировала упорядоченно. Растения и животные гармонично растут и развиваются по определенному циклу в соответствии с законами жизни точно так же, как солнца и галактики движутся по своим выверенным орбитам. Если бы законы природы перестали существовать, мир природы погрузился бы в хаос.

Так же и разумные существа подчинены естественным законам, управляющим ходом их жизни. Однако Творец так же подчинил их и нравственному закону. Бог определил, что все сотворенные, разумные существа будут существовать как свободные нравственные создания, наделенные правом выбора. Это явствует из многочисленных библейских призывов повиноваться Богу и отвратиться от греха и сатаны (см. Втор. 30:19, 20; Ам. 5:14, 15; Иак. 4:7). Поскольку характеру Бога свойственна безграничная любовь (Исх. 34:5–7; 1 Ин. 4:8), Бог требует лишь того, чтобы преданность и служение Ему со стороны всех разумных существ носили искренний и непринужденный характер и проистекали из осознания и оценки Его характера.

Нравственный закон не угнетает, но выражает волю Творца. Божественная любовь могла породить лишь добрые и справедливые заповеди (ср. с 1 Ин. 5:3). Кроме того, послушание — это не нудная обязанность для того, кто любит Законодателя. Поскольку «любовь не делает ближнему зла», апостол Павел утверждает, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Отсюда вытекает, что нравственные существа, созданные по образу Творца, внутренней сущностью Которого является любовь, сами наделены любящими сердцами, находящими удовольствие в исполнении любых заповедей или просьб Бога.

Десять Заповедей — это адаптация нравственного закона Неба для рода человеческого, руководство к действию. Двойственный принцип нравственного закона изложен Иисусом, обобщившим две скрижали Десяти Заповедей. Сущность первой скрижали (первые четыре заповеди) (694) можно обобщить следующим образом: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37,38). Сущность последних шести заповедей обобщается аналогичным образом: «Вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39,40; ср. с Рим. 13:8–10).

Мы можем сделать умозаключение, что двойной принцип любви выражает Божью волю в отношении всех порядков разумного творения, поскольку он лежит в сердце библейской религии: весь долг творения в том, чтобы проявлять высшую любовь к своему Творцу и нелицеприятную любовь к своим ближним. Мы можем также заключить, что этот двоякий принцип адаптирован ко всем порядкам разумных существ подобно тому, как Декалог приспособлен к условиям жизни людей. Поскольку ангелы не женятся (см. Мф. 22:30), пятая и седьмая заповеди не имели бы для них никакого смысла. С другой стороны, сатана обвинен в убийстве и лжи, в нарушении шестой и девятой заповедей (Ин. 8:44).

Хотя Декалог не существовал в письменном виде до того, как Бог провозгласил его на горе Синай и написал на каменных скрижалях (Исх. 20:2–17; Втор. 10:4), летописи Книги Бытие показывают, что человеческая семья знала эти предписания в устном виде с давних времен (см. первая скрижаль: Быт. 2:1–3; 35:1–4; вторая скрижаль: Быт. 4:8–11; 12:11–19; 18:19; 19:1–10; 39:7–9; 44:8). Апостол Павел утверждает в одном обобщающем заявлении, что Десять Заповедей передавались в устном виде в период от сотворения мира до Моисея (Рим. 5:13, 14). Крайнее нечестие, приписываемое жителям допотопного мира, объясняется тем, что они знали Божью волю, но предпочли нарушать Божественные директивы относительно человеческого поведения и счастья (Быт. 6:5).

Однако нравственный закон, выраженный в конкретных заповедях для разных порядков сотворенных существ, находится в центре великой борьбы, развернувшейся во Вселенной. Божий авторитет, правление и Его воля (нравственный закон) в отношении разумного творения стали предметом спора и полемики, приведшей к мучительному отчуждению между Богом и значительной частью ангелов, а также новым порядком существ: родом человеческим.

В. Предметы спора

Чтобы яснее увидеть библейскую перспективу нравственной борьбы, в которую оказалась втянутой вся Вселенная, мы должны лучше уяснить для себя, вокруг чего разгорелся спор и почему это так взволновало многих ангелов.

1. Люцифер

Сатана, враг Бога, с самого начала не был сотворен Сыном Божьим злым дьяволом. Напротив, Творец создал его мудрым и славным ангелом. Два ветхозаветных отрывка косвенно, образным языком описывают происхождение, положение и нравственное падение этого могущественного существа (Ис. 14:4–21; Иез. 28:12–19). Изначально эти пророчества были адресованы языческим царям Вавилона и Тира, жившим, соответственно, во времена Исаии и Иезекииля. Хотя либеральные теологи отвергают это давнишнее христианское истолкование, даже из поверхностного прочтения становится очевидным, что некоторые изложенные в этих пророчествах детали имеют отношение к личности, более величественной, нежели эти ближневосточные деспоты.

Данная загадка вполне разрешима — нужно просто лучше понимать природу библейских сочинений. Хотя Израиль в каком–то смысле отверг Бога как своего царя, когда народ попросил пророка Самуила установить монархию (1 Цар. 8:7; 12:12), Бог по–прежнему был признаваем теократическим правителем, управлявшим израильским народом через своих представителей на государственном престоле (см. Ис. 41:21; Соф. 3:15). Подобно тому, как Бог поддерживал престол Давида в Израиле, так сатана поддерживал престолы этих языческих царств. Подобно тому, как от царей народа израильского ожидалось, что они будут являть черты характера и качества истинного Бога, так и эти языческие князья и цари отображали свойства своего демонического предводителя.

Кроме того, подобно тому, как в псалмах Давида время от времени раскрывается поразительная черта Мессии (величайшего из сынов Давида, хотя Его происхождение неизмеримо выше), точно так и в этих пророчествах, адресованных царям Тира и Вавилона, завеса на мгновение ниспадает, разоблачая характерные особенности сатаны. В качестве еще одного примера подобного явления прочитайте аргумент апостола Петра о том, что в Псалме 15:8–11 речь идет о Христе, а не о Давиде, хотя Давид написал этот текст от первого лица (Деян. 2:25–36).

Из сочетания этих отрывков мы узнаем, что первоначальное имя сатаны было «Люцифер» (Ис. 14:12 в KJV; в Синод, пер. «денница») или буквально «Дневная звезда», и что как ангел Он находился в непосредственном присутствии Бога. «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28:14). Кроме того, Люцифер был сотворен безгрешным существом. «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (стих 15).

Затем пророки объясняют, как этот возвышенный ангел начал вынашивать мысли о собственном величии. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (стих 17). «А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:13, 14). Апостол Павел подтверждает это пророческое описание, когда советует не рукополагать новообращенного, чтобы он «не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6).

Эти тексты позволяют нам ощутить всю серьезность великого противостояния. Оно началось среди высшего порядка сотворенных Богом разумных (695) существ — небесных ангелов. Более того, родоначальником этой борьбы на небе стал благородный ангел — осеняющий херувим, пребывавший перед лицом Бога. Вызов Богу был брошен, если так можно выразиться, из тронного зала Самого Бога (см. Грех III.A).

2. Разногласия

Маловероятно, что восстание сразу вспыхнуло в полную силу. Для прорастания семян недовольства требовалось время. Конфликт не мог бы вспыхнуть без логичного обоснования мятежа. Тем не менее для нас остается непонятным, как сотворенное, зависимое существо, жившее в совершенной Вселенной, лишенной недостатков, могло посягнуть на престол вечного Творца, имевшего жизнь в Себе Самом. Казалось бы, такого не может быть в силу самой природы вещей!

Что же вызвало недовольство Люцифера? Ни один текст Библии не приводит конкретные вопросы, поднятые Люцифером, когда, ослепленный гордыней, он посягнул на Божественные полномочия. Однако из нескольких библейских текстов суть его притязаний становится понятной.

а. Закон Божий. Апостол Иоанн дает простейшее определение природы греха. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Из самого послания становится очевидно, что апостол говорит о нравственном законе, который Творец определил для разумного творения (ср. со ст. 15; 5:21).

Но грех намного серьезнее простого беззакония. Писания приравнивают принципы и предписания нравственного закона (пусть и адаптированного к разумным, сотворенным существам разного порядка) с личной волей Творца. В мессианском отрывке псалмопевец воспевает: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Таким образом, грех считается умышленным нарушением «воли» Творца или восстанием против Него как Личности. Когда грешники сознательно преступают нравственный закон, они с презрением относятся к Самому Творцу.

Таким образом, когда в Писаниях говорится, что «сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8), мы можем из этого справедливо заключить, что Люцифер поставил под сомнение необходимость святым существам, таким как ангелы, подчиняться нравственным заповедям Божьим. Должно быть, он заявил, что Закон Божий ограничивает свободу ангелов. Слова апостола говорят о том, что в конечном итоге Люцифер отверг Божественный авторитет, сбросил с себя иго подчинения своему Творцу и открыто избрал путь нарушения Его заповедей, в которых выражена Его воля.

б. Характер Бога. За выраженной волей Законодателя скрывается Его характер. Поставив под сомнение закон Бога, Люцифер бросил тень сомнения на характер Бога. Если, как, по–видимому, утверждал Люцифер, нравственный закон, данный ангелам, не нужен, поскольку ограничивает их свободу, тогда Творец должен был руководствоваться скрытыми мотивами, подчинив разумных существ Своим предписаниям. Таким образом, он мог доказывать ангелам, что Творец руководствовался нехорошими мотивами. Возможно, Бог стремился к утверждению Своей безраздельной власти, требуя слепого повиновения от Своего творения.

Вполне уместно здесь вспомнить слова Иисуса, которыми Он охарактеризовал главного мятежника, поскольку в них подразумевается попытка Люцифера очернить характер Бога: «Он [дьявол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Христос явно обвиняет Люцифера в убийстве и лжи, преступлениях против нравственного закона. Но кого он убивал или о чем лгал на небе до своего изгнания?

Поскольку и Иисус, и апостол Иоанн называют главными причинами убийства «гнев» и «ненависть», Христос здесь, очевидно, намекает на странные чувства, которые постепенно овладели Люцифером и подвигли его на беззаконные деяния. В свете слов Иисуса становится понятно, что Люцифер, вынашивая в сердце своем ненависть к Богу, в ложном свете выставлял характер Бога перед всеми небожителями и ангелами. Лишь посредством хитрой лжи о Божественном характере и правлении ему удалось убедить значительную часть ангелов бросить свой жребий с ним.

в. Независимость творения. Первые два притязания скрывали истинное желание Люцифера: быть независимым от своего Творца. Поскольку Бог есть источник и податель жизни, из этого следует, что жизнь всех сотворенных существ зависит от Него. Желание и стремление быть независимым от Бога — это первичный грех творения, лежащий в самом основании любых попыток оспорить Божественное правление, сбросить иго послушания и покорности.

Люцифер, первый грешник, попытался освободиться от власти Бога, что отражено в пророчестве Исаии: «А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:13, 14). Пять раз Люцифер хвалится тем, что он [Я] сделает. Все его мысли были сосредоточены на себе самом, изгоняя естественную самоотверженную любовь, которую Бог заложил в нем. Люцифер возжелал служить и поклоняться самому себе. Это вопрос независимости. Восставшее творение говорило: «Ты мне не нужен, Бог; я вполне способен и сам распоряжаться своей жизнью».

г. Божественная справедливость и милость. По–видимому, Люциферу казалось, что он узрел внутреннее противоречие в Божественном характере. Сатана описывается в Священном Писании как «клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10; ср. с Зах. 3:1–5). Мы можем заключить из этого, что сатана обвиняет детей Божьих в том, что они, подобно ему, являются нарушителями Божьего закона, и отрицает право Неба даровать им благодать и прощение. Вопрос в том, как Творец может быть одновременно справедливым и милосердным. Если послушание ясно (696) выраженной воле Божьей так важно для счастья разумного творения, рассуждал Люцифер, то Бог должен применять только правосудие к грешникам, нарушителям закона. Несправедливо проявлять милость к нарушителю. Правосудие и милость — это взаимоисключающие вещи, мог утверждать Люцифер.

Понятно, что любой спорный момент, касающийся проявления Божественной милости и правосудия, сразу же ставит под сомнение законность и обоснованность плана спасения. Во время восстания Люцифера этот план был неизвестен разумному творению. Он был «тайной», заключенной в сердце Бога (ср. с Кол. 1:26, 27; 1 Кор. 2:7).

Этот конкретный вопрос дает нам возможность понять, насколько реальна для Бога проблема греха и восстания. Любовь и сострадание Бога к сотворенным Им разумным существам не изменились и не ослабли. Но как может святой Бог простирать Свою милость на мятежного грешника, как бы сильно он или она ни раскаивались, и при этом оставаться справедливым и верным собственной природе? Ответ мы находим в том плане спасения, который был предложен Небом.

3. Чей авторитет выше?

Исходя из ситуации, сложившейся на нашей планете, любое разумное существо в сотворенной Богом Вселенной подчиняется авторитету. Абсолютной свободы не существует ни в природе, ни в человеческом обществе. Таким образом, вопрос не в том, чтобы добиться полной анархии, а в том, чтобы определить для себя, под чьей властью наша жизнь будет наиболее осмысленной и значимой как здесь, на земле, так и в вечности.

Наиболее полезной духовной властью во Вселенной была бы та, которая способствует наиболее полному развитию умственных, физических и духовных способностей живущих в ней существ. Подобная власть руководствовалась бы подлинной любовью и заботой о своих подданных, ибо только в доброжелательной атмосфере управляемые в полной мере развивают свои возможности. Именно такая власть управляла Вселенной и сотворенными существами.

Но как можно было узнать на заре творения, что власть Бога действительно лучшая? Ведь это была в то время единственная власть. У разумного творения во Вселенной было только два варианта: (1) они могли верить своему Творцу на слово, что Его правление является для них наилучшим, или (2) они могли бы подчиниться другой власти, другому правителю и, возможно, доказывать, что их Творец не прав.

Вопросы, сомнения, а затем и открытое восстание Люцифера вынудило ангелов принять определенное решение. Высший ангел на небе бросил прямой вызов Творцу. Нравственный закон и правление Бога были отвергнуты, Его характер и мотивы поставлены под сомнение и очернены. Сатана утверждал так называемое право творения быть независимым и свободным от контроля Творца. Кроме того, было подвергнуто сомнению одновременное проявление правосудия и милости со стороны Бога, поскольку это несовместимо с Его внутренней святостью.

Бог не мог изменить умонастроений Люцифера и его сообщников, а потому они были изгнаны с неба и лишились своего возвышенного положения. Так началось великое противостояние Бога и Люцифера (сатаны). Эти разногласия в дальнейшем получили развитие на сцене человеческой истории.

В последующие века, когда конфликт перекинулся на землю, две великие истины со всей очевидностью раскрылись перед разумными обитателями Божьей Вселенной: (1) Правящая власть, основанная на любви, бескорыстна. Она всегда будет править в интересах подданных. Законы, требования или ограничения всегда по сути своей будут преследовать интересы творения, даже если поначалу это будет не совсем понятно. (2). Любая другая власть, в силу самой природы вещей, будет руководствоваться эгоизмом и себялюбием. Такая власть будет в конечном итоге эксплуатировать и губить своих подданных. Она может многое обещать и даже предоставить подданным кажущуюся свободу; однако в конечном итоге сама ее природа пагубно скажется на людях и их интересах.

4. Падение Люцифера с небес

Четыре библейских текста прямо указывают на изгнание Люцифера и других ангелов с неба:

а. Лк. 10:18. Когда «семьдесят» — ученики Иисуса, которых Он подготовил Себе в помощники помимо двенадцати — вернулись со своей первой миссии, то радостно воскликнули: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (стих 17). Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Дословно эта фраза звучит так: «Я искал (греч. несовершенное время) сатану… спадшего» (стих 18).

Греческое несовершенное время передает трогательную панораму. Иисус, возможно находясь в видении, созерцал изгнание Люцифера с неба, крушение его царства тьмы, потрясенное Его служением и миссией Его учеников, а также неизбежность окончательной гибели дьявола благодаря Его искупительной смерти на кресте.

б. Откр. 12:7–9. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Библейские писатели нередко объединяют два разных события в одно описание. Например, Матфей объединил проповедь Христа о Его Втором пришествии с Его рассуждениями об исполнительной фазе окончательного суда в конце тысячелетнего царства (Мф. 25:31, 32; Откр. 20:11–15). Апостол Петр также описывает «день Господень» как Второе пришествие, но включает в свое описание и восстановление земли (2 Петр. 3:10–13).

Похоже, что изгнание сатаны и его ангелов, описанное в Откр. 12, — это аналогичное совмещение, включающее как лишение их небесных титулов и положения, так и последующее духовное поражение сатаны на кресте, на которое в основном и делается акцент в данном отрывке. (697)

То, что в данном месте Писания говорится также и о первоначальном, физическом изгнании сатаны с неба, видно из упоминания личности Михаила, который вместе с верными Богу ангелами изображен воюющим против мятежника. Михаил, имя которого означает «Кто подобен Богу» и Который назван «архангелом», проигнорировал претензии сатаны на тело Моисея, просто запретив ему вмешиваться, когда воскрешал умершего патриарха (Иуд. 9). Эта конфронтация между Подателем жизни и дьяволом указывает на то, что Михаил — это не обычное существо.

Хотя он назван главой или предводителем (арх) ангелов, Священное Писание указывает на то, что предводитель ангелов — это Божественная личность, а не сотворенный ангел. Когда Иисус Навин предстал перед «Вождем [Евр. cap] воинства Господня [небесного воинства ангелов]», он пал ниц, поклонился и выполнил приказ: «Сними обувь твою о ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Ис. Нав. 5:15). Поскольку людям запрещено поклоняться ангелам, предводителем ангелов должна быть Божественная Личность (ср. с Откр. 19:10; 22:8, 9).

В Книге Даниила Михаил упоминается трижды (Дан. 10:13, 21; 12:1). В последнем случае Он назван «князем великим», стоящим за «сынов народа твоего» (стих 1). «Стоять» за Израиль — значит выполнять роль посредника, а это функция исключительно Иисуса Христа (см. 1 Тим. 2:5).

Поскольку Михаил как небесная личность обладает властью и способностью воскрешать, а также функциями посредника, многие христиане верят, что это Сын Божий до Своего воплощения на земле и что именно Он совместно с верными Богу ангелами вел духовно–нравственную войну с Люцифером и его последователями и окончательно изгнал их с неба, лишив их прежнего достоинства. Они были «низвержены на землю» (Откр. 12:9). Таким образом, присутствие Михаила в данном тексте указывает на то, что первоначальное физическое изгнание сатаны объединяется в данном тексте с последующим духовным изгнанием, которое он испытал в момент смерти Христа, когда был разоблачен перед всей Вселенной как враг всякой правды.

в. 2Петр.2:4; Иуд.6. Почему Бог не уничтожил Люцифера и его сподвижников в самом начале конфликта? Приведенные тексты, касающиеся изгнания противника Божьего, начинают отвечать на вопрос: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2:4). «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6).

Слова «адский» или «ад» (2 Петр. 2:4) на самом деле нет в греческом тексте. Оно появляется в современных переводах Нового Завета в качестве толковательного перевода греческого глагола тартароо, что буквально означает «ввергнуть в Тартар». Греки–язычники называли этим словом некое место под землей, где грешникам отмеривается наказание. Данный глагол лишь однажды встречается в Новом Завете, хотя понятно, что апостол Петр, будучи христианином, не разделял языческих воззрений. Употребляя этот глагол в христианском смысле, Петр просто описывал землю, куда были изгнаны сатана с его ангелами (Откр. 12:9).

Параллельный текст в Послании Иуды точно так же утверждает, что павшие ангелы отделены от света Божьего лица и окружены нравственной тьмой нашего мира. Такие понятия, как «вечные узы», «узы мрака» и Тартару употребляются образно, в переносном смысле и указывают на те ограничения, которые Бог накладывает на деятельность этих сверхъестественных существ. Если бы эти нечестивые ангелы полностью освободились, чтобы поступать по своему усмотрению, они бы сразу уничтожили человечество и нашу землю в своей вражде против Неба.

Нравственная сфера, в которой действует сатана и бесы, названа царством тьмы. Они «мироправители тьмы века сего» (Еф. 6:12). Сатанинское «царство» (Мф. 12:26) — это «власть тьмы» (Кол. 1:13), враждующее с Богом и Его народом. Иисус дал это понять, когда Его арестовывали в Гефсимании: «Теперь ваше время и власть [греч. эксусия] тьмы» (Лк. 22:53).

Отметим также, что деятельность павших ангелов ограничена «судом великого дня» (Иуд. 6), то есть последним судом. Этот факт наводит на важный вопрос: зачем понадобился такой длительный период ожидания? Кроме того, поскольку Отец, Сын и Святой Дух твердо решили уничтожить «диавола и ангелов его» (Мф. 25:41) и искупительная смерть Христа была запланирована ради осуждения сатаны и его уничтожения (Ин. 12:31, 32; Евр. 2:14), то возникает вопрос: почему откладывается приведение этого приговора в исполнение?

Из библейских данных мы можем сделать вывод, что испытательный срок для павших ангелов открывает характер Бога. Чтобы быть справедливым по отношению к разумному творению, Создатель должен был отвести определенное время на то, чтобы принципы эгоцентризма и нарушения Его воли развились и созрели, так чтобы все свободные нравственные существа сделали свой выбор, кому они желают служить, с полным пониманием всех последствий. Поэтому как апостол Павел сказал о себе и своих сподвижниках: «Мы сделались позорищем [греч. театрон, «театр»] для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9), так и принципы греха и праведности со всеми колоссальными, ошеломляющими последствиями разыгрываются на сцене нашей земли. Два принципа сошлись в смертельной схватке, и мы, наблюдающее творение, должны решить для себя, на чьей стороне правда и кому мы будем чистосердечно преданы. Перед нами раскрыты тайны, в которые «желают приникнуть Ангелы» (1 Петр. 1:12).

5. Грехопадение человечества

Подобно ангелам, Адам и Ева были сотворены свободными совершенными существами. Запрет вкушать плод с древа познания добра и зла был простой проверкой их послушания: они могли избрать послушание Богу по мотиву любви или не послушаться Его, утверждая свою волю в противовес Его святой воле. Когда сатана (698) возразил Еве, замаскировавшись под змея, лежащего на одной из ветвей дерева (ср. с Откр. 12:9), он был намерен насадить в ее разуме семена сомнения в честности Бога, чтобы прельстить ее не слушаться Его. В ответ на признание Евы, что им разрешено вкушать от всех деревьев, но не позволено прикасаться к этому особенному дереву или вкушать с него плоды, сатана обманул ее хитрым утверждением: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5).

Ева приняла ложь и сомнение сатаны, быстро забыв о том, что она знала о своем Творце. Она могла рассуждать, что если мотивы Божьего запрета были непонятны и сомнительны, то и угроза смерти также вряд ли была реальной. Когда эти мнимые факты глубоко внедрились в ее мышление, она в конце концов решила утвердить свой авторитет, проявить свою волю и ослушаться Божьего повеления. Ева сорвала плод и съела его, убедив затем и Адама поступить так же (стих 6).

Сатана прельстил Еву рассуждать так, как она рассуждала, но Адам открыто избрал нарушение воли своего Творца после того, как Ева приняла свое решение (1 Тим. 2:14). Очевидно, он принял точку зрения Евы на этот вопрос и не захотел терять ее. Однако как глава рода человеческого Адам считается ответственным за впутывание рода человеческого в грех (Рим. 5:12–19).

Сравнивая падение ангелов с падением Адама и Евы, мы увидим явное сходство. Как те, так и другие поставили под сомнение: (1) характер Творца и (2) Его заповеди. В результате (3) они утвердили свою волю сотворенных существ наперекор Его воле, выраженной в законе. Грех в своей основе — это утверждение независимости сотворенных существ от Бога. Грешник отказывается подчиняться Божественному авторитету, независимо от того, совершается ли восстание в космическом масштабе или внутри одного сердца. Грех одинаково проявляется у ангелов и у людей в виде решительного нежелания подчиняться Богу, а только лишь себе.

Падение Адама и Евы навлекло на род человеческий несколько проклятий: 1. Смерть стала их долей (Быт. 3:19; Рим. 5:12). 2. Владычество над землей перешло к сатане. До поры до времени Бог позволяет сатане осуществлять ограниченный контроль над тем, что совершается на земле; дьявол назван «богом века сего» и «князем мира сего» (2 Кор. 4:4, 5; Ин. 12:31). 3. Грехопадение привело к развращению человеческой природы во всех ее аспектах — интеллектуальном, эмоциональном и волевом (ср. с Иер. 17:9; Еф. 4:18). Восстание Адама породило отчуждение рода человеческого от Бога. Люди сделались «врагами» Бога (Рим. 5:10) и «чадами гнева» (Еф. 2:3), то есть были обречены на суд Божий. Характерная особенность грешника — это разум, противящийся закону и власти Творца (Рим. 8:7; см. Грех III.Б.1–4).

Г. Еще одно небесное измерение

Грехопадение не дало роду человеческому свободу и независимость. Нравственная победа сатаны над Адамом и Евой позволили ему обустроить на земле плацдарм для дальнейшего наступления на Бога. Павшие ангелы теперь вошли в преступный сговор с падшими людьми, чтобы сопротивляться власти Творца. И те, и другие стали порочными через отступление.

Однако, произнеся устный суд над сатаной (змеем), Творец добавил еще одно измерение в это противостояние, предоставив павшему роду возможность разорвать греховную связь с сатаной, если только люди захотят этого. Бог сказал сатане: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3:15).

Еврейское слово эвах, которое переводится как «вражда», передает идею личной враждебности или ненависти между людьми. Сатана, воинствуя против Творца, развил в себе сильную ненависть и враждебное отношение к своему Создателю и всем аспектам Его правления. С другой стороны, грешный человек не испытывал естественной ненависти к сатане. В вышеприведенном постановлении Творец сообщил сатане, что теперь Он вызовет у людей подобные чувства к лукавому.

В Священном Писании указано, что этим новым элементом является Божественная благодать, то есть воздействие Святого Духа на человеческое сердце. Его присутствие и влияние позволит грешникам возненавидеть грех и отвратиться от власти сатаны. Иисус обсудил эту истину во время беседы с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: „должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5–8).

Святой Дух, действующий через совесть (ср. с Рим. 9:1), витает над множеством людей, стремясь привлечь грешников к Богу. Он не только убеждает, обличает и обращает грешников, но и вызывает враждебное отношение ко всему злому и порочному, а также внушает любовь к правде (ср. с Ам. 5:14, 15; Евр. 1:9). Это важное предназначение Святого Духа — порождение вражды ко греху и неправедности — делает возможным избавление от порабощения сатане.

Д. Цели Неба

После грехопадения Адама и Евы казалось, что сатана одержал убедительную победу в великом противоборстве. Человечество, как и множество ангелов, открыто пренебрегло Божественным авторитетом. Восстание, начавшись на небе, перекинулось на землю и недавно сотворенных людей. Земля оказалась охваченной мятежом и отчужденной от Неба. Быть может, и другие жители Вселенной присоединятся к мятежникам? — рассуждал лукавый.

Но разрастающийся бунт не застиг Бога врасплох. Нравственное сражение теперь началось, и план спасения, составленный от вечности, был приведен в действие. Размышляя над основными его аспектами (см. I.A), мы можем выделить четыре главные цели, которые преследовало Небо: (699)

1. Очистить (реабилитировать) характер, закон и правление Бога от всех обвинений.

2. Укрепить верность непавших разумных существ во Вселенной.

3. Совершить спасение всех грешников из людей, которые отзовутся на инициативу Неба принять благостное господство Творца.

4. Погубить сатану, его мятежных ангелов и нераскаявшихся грешников из людей, а также стереть все последствия греха, восстановив землю в ее первозданном состоянии, а Вселенную — в первоначальной гармонии.