III. Борьба на земле — Ветхий Завет

А. Инициатива Бога

Совершая суд над сатаной (змеем) в Едеме, Творец впервые возвестил о пришествии Мессии — Искупителя, Который Своей искупительной смертью откроет кающимся грешникам возможность спасения, а также уничтожит сатану и его злое воинство.

1. Обетование

«Оно [Семя жены или Христос] будет поражать тебя в голову [смертельный удар по змею или сатане], а ты будешь жалить его в пяту [намек на крест]» (Быт. 3:15). Подобно тому, как почка постепенно распускается, так и смысл этого загадочного предсказания постепенно раскрывался на протяжении многих веков по мере того, как его детали расшифровывались в других пророческих изречениях. Последователям Бога было сказано, что обетованное Семя жены произойдет от Авраама (Быт. 12:3; 22:18; ср. с Гал. 3:16), его великого правнука Иуды (Быт. 49:10) и от его прославленного потомка Давида (Пс. 88:21–38; Иер. 23:5, 6). Апостол Павел заповедал Тимофею: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2:8).

2. Обряды жертвоприношений

По всей видимости, система жертвоприношений была введена сразу после грехопадения Адама и Евы, чтобы сохранять у них и их потомков надежду на обетованного Спасителя (ср. с Быт. 4:4; Евр. 11:4). Жертвоприношения были также символическим средством прощения греха на основании веры приносившего жертву в Бога (Евр. 9:22), Который пошлет истинного Агнца, чтобы Он умер искупительной смертью за грех человеческий (ср. с Евр. 10:4; Ин. 1:29).

Простые жертвы патриархов (Быт. 8:20; Иов 1:5) в конечном итоге развились в систему жертвоприношений, совершаемых через рукоположенных священников в святилище (сначала это была скиния, а затем постоянный храм). Библейские данные указывают на то, что еврейская система богослужений в святилище (так же, как и предшествовавшая ей более простая патриархальная система) была призвана преподать «Евангелие» или план спасения, первоначально утвержденный Божеством, в символах и образах. Как отмечает автор Послания к Евреям, «нам [христианам] оно [Евангелие] возвещено, как и тем [израильтянам]» (Евр. 4:2; см. Святилище I).

3. Пророческие описания

С течением времени смутные обрядовые предвозвещения искупительной смерти и священнического служения Мессии–Искупителя были дополнены вдохновенными письменными описаниями (ср. с 1 Петр. 1:10, 11). Например, было конкретно предсказано место Его рождения (Мих. 5:2), время Его явления и смерти (Дан. 9:24–27), Его служение учителя (Ис. 42:1–7; 61:1–4), заместительный характер Его смерти (Ис. 53) и Его священство (Пс. 109:1,4).

4. Сохранение и распространение истин спасения

Поначалу Бог сохранял на земле знание о Себе посредством верных Ему патриархов и их семей (ср. с Быт. 5; 11:10–32). Но когда после потопа продолжительность человеческой жизни резко сократилась и на земле появились расы и народы, Бог решил образовать народ от потомков Авраама (Быт. 12:1, 2), который бы свидетельствовал о Нем перед всем миром.

На горе Синай Бог создал нацию из потомков Авраама. Он доверил этим избранным людям Святые Писания — письменное откровение Его воли (Рим. 3:1, 2), нравственный закон в виде Десяти Заповедей, расширенную систему жертвоприношений и богослужения, а также Свои обетования (Рим. 9:4, 5). Он вступил в отношения завета с этим народом, обновив обетование завета с Авраамом: «И буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12).

Господь насадил Израиль в Палестине, на стыке трех континентов (Европа, Азия, Африка). «Я поставил его [Иерусалим] среди народов, и вокруг него — земли», — сказал Он пророку Иезекиилю (Иез. 5:5). Богу было угодно, чтобы Израиль был маяком истины, чтобы привлекать к Себе народы мира. «Дом Мой, — заявил Он, — назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). Господь возжелал, чтобы народы земли искали спасительную истину в Его святилище и чтобы они говорили друг другу: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его» (Ис. 2:3).

Б. Контратака сатаны

В Новом Завете сатана назван «духом, действующим ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). Хотя он редко упоминается в Ветхом Завете, нечестие, описанное во многих местах Ветхого Завета, является молчаливым доказательством его присутствия и деятельности. В настоящее время он продолжает конфликт с Небом посредством новых союзников в стане греховного человечества. (700)

1. Нечестие допотопных жителей

На протяжении жизни первых десяти патриархов (Быт. 5) жители земли настолько развратились, что Творец вынужден был вмешаться.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:5–12).

Господь положил конец этому ужасному состоянию, наведя всемирный потоп для очищения земли от этого рода долгоживущих, дерзких мятежников. Пощадив праведного Ноя и его семью (2 Петр. 2:5), Он доверил ему Свои истины благодати и спасения (Евр. 11:7) для растущего населения земли.

2. Развитие язычества и идолопоклонства

В самом начале войны против Неба сатана разработал системы ложного богослужения или ложные религии в противовес поклонению истинному Богу, чтобы люди забыли о Творце. В широком смысле мы можем обозначить эти ложные религии термином «язычество». Апостол Павел описывает, как эта ложная религия развилась сразу после потопа:

«Ибо невидимое Его [Бога], вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1:20–28).

В связи с развивающимся идолопоклонством сатана извратил образные обряды жертвоприношений, установленные Богом после изгнания людей из Едема. В обоих заветах признается, что за языческими жертвоприношениями стоят демоны или бесы (Втор. 32:17,18; 1 Кор. 10:14–22).

3. Искажение истинной религии

В период между поселением народа израильского в Палестине (15–й век до н. э.) и национальной катастрофой и депортацией евреев во время вавилонского завоевания (6–й век до н. э.) сатана все время пытался разложить истинную веру, обольщая Израиль языческим идолопоклонством (ср. с Пс. 105:34–38). В этот период духовная история еврейского народа пережила множество взлетов и падений: национальное отступничество сменялось возрождением и покаянием, чтобы затем снова уступить место нравственно разлагающему влиянию окружающего язычества.

При восхождении на престол Израиля четвертого царя Ровоама (примерно 931 год до н. э.) государство разделилось на два политических сегмента: Северное царство, где жило десять колен, и южное царство, населенное двумя коленами. По причине духовного разложения Северное царство не устояло перед ассирийской армией в 722 году до н. э., и его жители были впоследствии депортированы в другие ближневосточные страны (4 Цар. 17:5, 6). Примерно через полтора века Бог аналогичным образом наказал Южное царство Иуды, допустив нашествие вавилонян при Навуходоносоре. Это суровое наказание — 70–летний плен, сопровождаемый обетованиями о восстановлении, — навсегда исцелил Иудею от идолопоклонства, которое ослабляло преданность народа истинному Богу (см. 2 Пар. 36:11–21).

Сатане почти удалось довести еврейский народ до полной погибели, но на протяжении всей истории этой нации всегда существовал верный Остаток, чтобы свидетельствовать об истинном Боге (см. 3 Цар. 19:18). Во времена национального величия, которые наступили при Давиде и Соломоне, имя истинного Бога почиталось и проповедовалось далеко за пределами царства (ср. с 3 Цар. 4:29–34; 10:1–13, 24). В дальнейшем под влиянием неохотно проповедовавшего Ионы ассирийские жители Ниневии покаялись и признали истинного Бога (Иона 3:1–10). Даже во время долгих лет вавилонского плена и первых лет господства Персии на Ближнем Востоке истинного Бога повсеместно почитали благодаря верному свидетельству Даниила и его спутников (Дан. 2:47; 3:28, 29; 6:25–27), Мардохея и Есфири (Есф. 8:17), Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова (Ездр. 1:1–5, 7–11), а также Неемии(Неем. 2:1–8).

4. Обвинения сатаны

Хотя о деятельности бесов в Ветхом Завете сообщается весьма скупо, в двух важных текстах сатана назван по имени. Они показывают другую сторону его деятельности в великом противостоянии.

а. Иов 1:6–12; 2:1–8. Переживания Иова имели место вне еврейской культуры — по–видимому, в патриархальные времена. Изгнанный со своего небесного поста, сатана отобрал у Адама владычество над землей, когда тот согрешил. Вот почему в Книге Иова сатана появляется на небесных советах как властитель нашей земли. «И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов 1:6; ср. со стихом 7; 2:1).

Что касается нравственной войны между Богом и сатаной, из страшного опыта страданий Иова можно сделать два основных вывода: 1. Поскольку по мудрости Творца сатане и павшим ангелам позволено в полном объеме проводить в жизнь принципы эгоцентризма и греха, то последователи Бога, равно как и прочие люди, могут подвергнуться атаке этих врагов всего доброго (которым, впрочем, не разрешено переходить определенную черту, 1 Кор. 10:13). 2. Однако личные страдания вовсе необязательно являются следствием личного греха; они могут быть следствием прямых нападок сатаны, как в случае с Иовом. (701)

б. Зах. 3:1–10. Раскаявшиеся еврейские пленники вернулись из вавилонского плена в Палестину при политическом руководстве Зоровавеля и духовном надзоре первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, возможно, весной 536 г. до н. э. Они стремились заново отстроить храм и возродить нацию. Однако противодействие со стороны окрестных языческих народов чуть было не сорвало их планы. В видении пророк Захария видит Иисуса первосвященника, облаченного в «запятнанные одежды» — прежние грехи народа, стоящего перед «Ангелом Господним» и умоляющего Бога о прощении и милости, чтобы было восстановлено государство израильское.

Сатана изображен стоящим рядом и обвиняющим народ (представленный первосвященником) в прежних грехах и протестующим против желания Бога распространить на него прощение. Но Ангел Господень запрещает сатане, и покаяние священника (от имени народа) принимается. Запачканные одежды снимаются с первосвященника, и он облекается в прекрасные одежды своего первосвященства. Божественная милость превозмогает обвинения сатаны.

5. Сатана «почти» добивается успеха

Господь допустил суровое наказание в виде вавилонского плена, посредством которого намеревался спасти и очистить остаток народа, который вернется на родину, чтобы приготовить мир к пришествию Мессии (см. Иер. 24). Фактически менее 50 000 человек вернулось при Зоровавеле (Ездр. 2:64, 65); у нас нет статистики по второй миграции, состоявшейся при Ездре в 457 году до н. э., но исторические данные указывают на то, что это число было значительно меньше (см. Ездр. 8). Большая часть иудеев решила остаться за пределами Палестины, куда их переселили завоеватели.

Через несколько лет, во время царствования персидского царя Ксеркса (библейский Артаксеркс, 486–465 гг. до н. э.), главный придворный Аман Вугеянин составил заговор, направленный на истребление всех иудеев, проживавших в империи, в один день (Есф. 3:8–15). Благодаря Божественному провидению и вмешательству иудейской царицы Есфири заговор был сорван. Попытка сатаны заставить еврейских свидетелей умолкнуть и не проповедовать об истинном Боге, снова потерпела фиаско.