V. Завершение противостояния

По окончании 1260 лет, во время которых сатана периодически, но безжалостно гнал Церковь (см. IV.B.2), началось исполнение предсказания Даниила о «последнем времени» (Дан. 11:33–35; 12:4). Эта терминология указывает на эру, продолжающуюся до окончания испытательного срока для человечества. В конце этого периода сатана предпринимает заключительное нападение на народ Божий. «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее [остатком ее семени], сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12:17). В Откр. 13 и 14 начертан ход этого заключительного противоборства.

А. Заключительная борьба

В частности, апокалиптическое пророчество описывает две земные державы, участвующие в последней борьбе на стороне сатаны.

1. Зверь, подобный барсу (Откр. 13:1–10)

Этот комбинированный новозаветный символ, содержащий части тела четырех зверей из видения Даниила (Дан. 7), можно отождествить с религиозно–политической властью, представленной в символе рога с человеческими глазами и устами на четвертом звере Даниила (стих 8). Оба воюют с народом Божьим (стих 21; Откр. 13:7) одинаковый период времени — 1260 лет (Дан. 7:25; Откр. 13:5). Однако в символическом новозаветном описании добавляются важные подробности.

Во–первых, пророчество напоминает о кажущейся гибели зверя по окончании периода в 1260 лет от «смертельной раны» одной из его голов (Откр. 13:3). Это ранение также описывается как «плен» и заклание «мечом» (стихи 10, 14). Во–вторых, пророчество предвидит возрождение и второй приход зверя с его былой властью. «Смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем… и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?.. И поклонятся ему все живущие на земле» (стихи 3,4,8). Таким образом, зверь, подобный барсу, готов выполнить определенную ему роль в «последнее время».

2. Двурогий зверь (Откр. 13:11–17)

Когда зверь, подобный барсу, получит смертельную рану и пойдет в плен (Откр. 13:3, 10), появится другой зверь. «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (стих 11). Время его восхождения (примерно совпадающее с ранением «первого зверя»), место его появления (не из моря, а из земли) и его рога, подобные агнчим, служат опознавательными признаками этой власти. Тот факт, что он говорит, «как дракон», возможно, указывает на его злобу и готовность гнать святых. В дальнейшем Иоанн Богослов называет его «лжепророком» (Откр. 19:20).

В нескольких текстах пророчество описывает, как сатана будет использовать эти две силы для тяжкого угнетения и гонения на народ Божий. Мы обобщаем библейские данные:

а. Второй зверь (двурогий зверь), действующий со всей властью первого зверя, «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» (Откр. 13:12). (706)

б. Второй зверь, используя необычные чудеса, «обольщает» людей и велит им «сделать образ зверя» (стихи 13,14), также названного «образом зверя» (стих 15).

в. Второй зверь способен «вложить дух», то есть дать дыхание или жизнь «образу зверя» (стих 15).

г. Получив такие полномочия, образ зверя говорит и действует «так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (стих 15). Более того, «он сделает то, что всем… положено будет начертание на правую руку… или на чело». Запрет на торговлю будет наложен на тех, кто отказывается принять «это начертание, или имя зверя, или число имени его» (стихи 16,17).

Даже если не истолковывать конкретные символы и действия на основе исторических принципов, общая направленность апокалиптической символики ясна. В своем последнем столкновении с Богом и Его Церковью сатана пытается с помощью экономического бойкота и смертного приговора поколебать веру последователей Христа и даже физически устранить их.

Б. Приглашение часа суда

Если в Откр. 12:17–13:18 описывается последнее наступление сатаны на народ Божий в «последнее время», то в Откр. 14 рассказывается о контрмерах Бога, направленных на то, чтобы положить конец нравственному противоборству. В этот период Бог предпринимает два важных действия: (1) проповедь Небом последней вести предостережения и приглашения к принятию Евангелия во всем мире (Откр. 14:6–13) и (2) первая из трех стадий последнего суда (стихи 6, 7; Дан. 7:9,10,13,14).

1. Вести трех ангелов (Откр. 14:6–13)

Эти «ангелы» летят в период времени, обозначенный как «последнее время», поскольку их служение происходит перед Вторым пришествием Христа (Откр. 14:14). Так как Бог поручает проповедь Евангелия только людям (Мф. 28:18–20), мы можем считать этих вестников символом христиан, путешествующих по всему миру, чтобы делиться благой вестью о спасении. Первый ангел проповедует «вечное Евангелие», что само по себе указывает на то, что он будет продолжать свой «полет» до окончания испытательного срока, отпущенного людям. Поскольку двое других ангелов, в свою очередь, присоединяются к первому, три вести в конечном итоге объединяются в одну заключительную весть: вечное Евангелие с определенным акцентом на время конца — последний суд (Откр. 14:6, 7), падение «Вавилона» (стих 8) и суровое предостережение против принятия «начертания зверя» (стихи 9–13). Три ангела возвещают весть предупреждения о наступлении часа суда и последнее приглашение Бога к людям принять Его благодать для спасения (см. Остаток/Три ангела V.B—Г).

2. Последний суд (Откр. 14:7)

В связи с «вечным Евангелием» первая весть возвещает о наступлении последнего суда и призывает жителей земли поклониться истинному Богу и Творцу. «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (стих 7). Такое возвещение в любом другом контексте могло бы указывать на окончание испытательного срока для человечества и прекращение евангельской деятельности. Однако в данном пророчестве символически изображено распространение Евангелия по всему миру после начала последнего суда и на всем его протяжении. Этот парадокс легко разрешим. Весть первого ангела указывает на начало заключительного суда на небе в «последнее время» перед Вторым пришествием Христа, согласно пророчеству Даниила (Дан. 7:9, 10, 13, 14, 26, 27; см.Суд III.Б.1).

Из видения Даниила следует, что речь в нем идет о последнем суде, потому что по его окончании некто, подобный «Сыну Человеческому» (Христос) получает в награду вечное царство (стихи 13, 14). Поскольку этот суд происходит на небе в присутствии ангелов (стихи 9, 10), его можно охарактеризовать как первую стадию заключительного суда до возвращения Христа. Когда Господь придет во второй раз, Он явится в славе и величии Своего Царства как «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16). Отсюда можно сделать вывод, что сцена суда, описанная Даниилом, — это начальная фаза последнего суда, в течение которой Бог будет оправдан перед лицом неправедных обвинений сатаны, а падший ангел будет осужден как главный мятежник. Ибо во время возвращения Христа сатана будет «арестован» и прикован к опустошенной земле до оглашения приговора в конце тысячелетнего царства, когда он будет окончательно уничтожен (Откр. 20:1–3, 10). Истинные последователи Бога также оправданы в этой фазе суда (Дан. 7:22) и получают свою награду в вечном царстве в момент возвращения Христа (стихи 18, 27).

Тот факт, что Бог поручил Христу судить «живых и мертвых» (Деян. 10:42), дает возможность Небу предупреждать живущих на земле о надвигающемся суде (в то же время предлагая им благую весть) и вместе с тем начать и осуществлять последний суд над многими поколениями умерших по записям в книге жизни (ср. с Исх. 32:32; Откр. 3:5). Таким образом, в «последнее время», когда вести трех ангелов облетят весь мир, достигая каждой группы людей, и будет происходить первая фаза заключительного суда, сатана предпримет последнюю атаку на Церковь (Откр. 12:17).

В. Центральные вопросы

Последователи Бога, которые решают быть верными Богу во время заключительного столкновения с сатаной, символически представлены в Откровении числом 144 000 (Откр. 14:1–5). На самом деле это бесчисленные представители от всех народов на земле (Откр. 7:9–17). Эти верующие последнего времени являются духовным Израилем Божьим (Откр. 14:1; Иак. 1:1; 2:1; ср. с Гал. 6:14–16), на которых Он положит Свою печать высшего одобрения и защиты (Откр. 7:1–8; ср. со 2 Тим. 2:19). Они успешно сопротивляются попыткам сатаны отвратить их от соблюдения Божьих заповедей и чистосердечного поклонения Творцу. (707)

1. Послушание: Десять Заповедей

Верующие, на которых сатана ведет ожесточенное наступление, охарактеризованы как соблюдающие Десять Заповедей. «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий» (Опер. 12:17). «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

Поскольку весть первого ангела призывает «убояться Бога и воздать Ему славу», а также признать Его Творцом, создавшим «небо, и землю, море, и источники вод», не вызывает сомнений тот факт, что их послушание Десяти Заповедям подразумевает и соблюдение седьмого дня субботы, его четвертой заповеди. Суббота — это памятник творческой силы Господа и Создателя (Быт. 2:2, 3), и Он велит соблюдать ее (Исх. 20:8–11).

Но те, кого Бог отметит Своей печатью во время последнего кризиса (Откр. 7:1–8), будут оказывать Ему не просто механическое почтение. О них сказано, что «имя Отца… написано на челах» их (Откр. 14:1). Имя Божье в Библии обозначает характер Божий (Исх. 34:5–7). Пребывая в завете с Богом и имея Его закон в сердцах своих (Евр. 8:10), эти верующие последнего времени отражают черты характера своего Творца и Искупителя, будучи неизменно послушны Ему.

2. Поклонение: Богу или сатане?

Как в начале, так и в этом последнем столкновении война между Богом и сатаной остается духовной войной. Теперь второй зверь велит жителям земли «поклоняться первому зверю» (Откр. 13:12); и «образ зверя» заставляет людей поклоняться ему под страхом экономического бойкота и смерти, навязывая всем жителям земли начертание и имя первого зверя, под которыми подразумеваются его свойства и черты (стихи 15–17).

Последний кризис разразится в то время, когда сатана (действуя через двух зверей) потребует поклонения и преданности, на которые имеет право только Творец. Бог предвидит этот кризис; через вести первого и третьего ангелов Он возвещает приглашение и суровое предупреждение жителям земли.

Первый ангел: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7).

Третий ангел: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (стихи 9,10).

Поскольку эти вести распространяются по всему миру (стих 6), данное пророчество предвосхищает всемирный конфликт. Последнему поколению людей придется сделать выбор между поклонением «зверю и образу его» и поклонением Богу–Творцу. Принимая это важнейшее решение, живущие на земле в буквальном смысле определяют свою вечную участь. Мы можем заключить, что на суде, происходящем до возвращения Христа, будет исследована их жизнь и принятые решения. По окончании испытательного срока, отпущенного людям, будут произнесены торжественные слова: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:11,12).

Г. Поражение и гибель сатаны

В Откровении возвращение Христа изображено двумя символами: (1) в виде небесного фермера, который приходит собрать жатву Своих искупленных детей, а также жатву нераскаявшихся, подлежащих сожжению в огне подобно плевелам (Откр. 14:14–20); (2) в виде небесного воина, наступающего со Своим войском, чтобы нанести поражение Своим врагам. Последний служит образом окончательной победы Бога над сатаной в нравственном противостоянии (Откр. 19:11–21).

1. Заточение сатаны

Восседающий на белом коне и сопровождаемый «воинством небесным», Христос как «Царь царей и Господь господствующих» представлен в символе воина, сражающегося с религиозно–политическим альянсом, борющимся с Ним и Его народом в конце времени (стих 19). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению [еще один символ двурогого зверя, Откр. 13:11–17]» (стих 20). Эти силы становятся пищей последнего пожарища, очищающего землю (стих 20).

Сам сатана арестован и заточен в темницу на тысячу лет. Условно этот период времени называется тысячелетним царством (см. Тысячелетнее царство I.B).

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1–3).

2. Тысячелетнее царство

Христос выполняет обещанное и забирает Своих последователей — искупленных всех веков и от всех народов — на небо (Ин. 14:1–3; Мф. 24:30, 31; 1 Фес. 4:16–18). Там они царствуют с Ним (Откр. 20:6) и участвуют во второй стадии последнего суда (стих 4). Апостол Павел также упоминает об этом суде, который, как и начальная его стадия до пришествия Христа на землю, происходит на небе. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:2, 3). Мы можем предположить, что подобный «обзор» погибших людей и ангелов позволит искупленным лучше понять природу греха и сатаны, а также реакцию справедливого и любящего Бога на брошенный Ему вызов (см. Суд Ш.Б.2).

По окончании тысячелетнего царства пророк видит, как Святой град, Новый Иерусалим, спускается с неба на землю вместе с Христом и всеми искупленными (Откр. 21:2, 10). (708) Христос воскрешает умерших нечестивых (Ин. 5:28,29; Откр. 20:5). Присутствие всего человечества (искупленные внутри города, погибающие вовне) немедленно высвобождает сатану из оков. Верный своей природе, он обольщает и убеждает воинства погибших напасть на Святой град. В предсмертной агонии сатана вступает в последнее, отчаянное сражение с Богом и Его народом (Откр. 20:7–10).

3. Последний суд: исполнительная стадия

Когда атака должна вот–вот начаться, Бог вмешается. Все человечество призывается на суд Божий (стихи 11–15). Мертвые, предстающие (после своего воскресения) перед престолом (стих 12), — это огромное воинство заблудших грешников, которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (стих 5). Хотя исполнительная стадия последнего суда включает в себя всю человеческую семью (праведных и неправедных), а также павших ангелов (ср. с Мф. 25:32–46), в каком–то отношении она больше сосредоточена на погибших людях. Мы можем из этого заключить, что когда они предстанут на суд, то лучше осознают итог великого противостояния и причины, по которым они предпочли отвергнуть Божью благодать и спасение, безвозмездно предлагаемые во время испытательного срока.

Во время исполнительной стадии последнего суда (происходящей на земле) объявляются и приводятся в исполнение приговоры, вынесенные во время двух первых стадий. Нераскаявшиеся люди и ангелы наказываются и истребляются. Приводится в исполнение приговор «второй смерти», после которой нет воскресения (Откр. 20:10, 14, 15). Иисус следующим образом охарактеризовал окончательный характер заключительного приговора, который будет вынесен во время исполнительной стадии суда спасенным, погибшим, а также сатане и его ангелам: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:34–46).

В русском переводе Нового Завета фразы «вовек», «во веки веков» и «вечный» являются, соответственно, переводом греческого существительного айон и образованного от него прилагательного айониос (см. Откр. 14:11; 20:10; Мф. 25:41, 46). Их главный смысл — это длительность или продолжительность, то есть непрерывный период времени. Длительность времени может быть бесконечной или конечной — это зависит от природы предмета или личности, к которым относятся эти слова. Бог «единственный», имеющий в Самом Себе бессмертие (1 Тим. 6:15, 16), и Он дарует его искупленным в момент возвращения Христа (1 Кор. 15:51–57). Таким образом, когда Священное Писание говорит о вечном Боге или об искупленных, входящих в жизнь вечную, оно подразумевает «бесконечность», потому что Бог по Своей природе бессмертен, и Он дарует это состояние искупленным. С другой стороны, ни сатана со своими ангелами, ни нечестивые люди не обладают бессмертием от природы. Обе категории будут наказаны по своим греховным делам, а затем погибнут. «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), «вторая смерть» (Откр. 20:14, 15; 21:8).

После уничтожения падших ангелов и нераскаявшихся людей сама земля будет очищена Божьим пламенем (2 Петр. 3:11–13). Заново сотворенная, она будет дана в награду искупленным в качестве их вечной родины (Откр. 21:1, 5; Мф. 5:5). Бог желает обитать со Своими спасенными в этом восстановленном раю (Откр. 21:3, 4; см. Новая земля II).

Наконец–то война, начавшаяся на небе (Откр. 12:7), окончена. Великое противостояние вокруг нравственного закона, так долго тревожившее Вселенную, окончено. Разрыв во взаимоотношениях между Небом и землей преодолен. Божественное намерение «все небесное и земное соединить под главою Христом» теперь может быть осуществлено (Еф. 1:10).