VI. Некоторые богословские выводы

А. Достижение нравственной гармонии

Библейская летопись космической борьбы показывает, что Бог наделил разные порядки разумных существ свободой выбора. Они могли сделать свой выбор в пользу преданности Богу или восстать. Следовательно, нравственная гармония Божественного правления всегда находилась под угрозой. Творец не сеял семян восстания, но позволил им взойти. Несмотря на колоссальную боль и страдания, которые нарушение Божественной воли причинило людям и Богу, долгие века борьбы в конечном итоге обеспечат нравственную безопасность Вселенной. Благодаря этому страшному опыту все виды разумных существ, как верные, так и падшие, свободно отвергнут принципы греха и признают праведность и благость Творца. На исполнительном суде Бог провозглашает: «Предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Рим. 14:11).

Б. Уникальное видение мира

Понимание космической борьбы дает христианину возможность рационально и последовательно истолковывать всемирную историю. За возникновением и падением мировых империй, царств и народов, столкновением разных интересов стоит невидимая глазу борьба между Богом и воинством верных ангелов, с одной стороны, и сатаной с его воинством злых ангелов — с другой. Эта борьба оказывает непосредственное влияние на всю человеческую деятельность (ср. с Дан. 10:1–3, 12, 13). Хотя сатана назван «богом века сего» (2 Кор. 4:4), Творец «по воле Своей… действует… у живущих на земле» (Дан. 4:32), выполняя Свое «предвечное определение» (Еф. 3:11).

В то время как древние представляли время цикличным и повторяющимся процессом, Библия учит, что оно линейно. Несмотря на противодействие сатаны, Божественная рука (709) преднамеренно приближает человеческую историю к завершению: Второму пришествию Христа, искоренению сатаны и всех сил зла и установлению вечного Божьего Царства.

Такое уникальное видение вселяет в верующего надежду. Хотя решения, направленные на исцеление многочисленных ран общества, могут лишь незначительно улучшить жизнь на планете, стенающей под властью греха, христианин как деятельный член общества стремится быть «светом» и «солью» подобно своему Господу Христу (Мф. 5:13, 14;Деян. 10:38).

В. Человеческие страдания

Космическое противостояние проливает свет на проблему человеческих страданий. Оно создает библейскую основу для примирения христианской веры в доброго Бога (явленного Иисусом Христом) со злым миром. Прежде всего становится очевидным, что Бог не несет ответственности за зло. Творец дал жизнь безгрешным ангелам и людям, некоторые из них по своей свободной воле встали на путь восстания против благого и справедливого Творца. В результате они наполнили землю ужасными последствиями своего преступления.

В силу самого характера вызовов, брошенных сатаной, и грехопадения Адама и Евы праведные наравне с неправедными страдают от последствий царствования греха. И те, и другие страдают от болезней, преступлений, войны, природных катастроф, стареют, умирают и т. д. Однако верующий является воспреемником Божьей спасающей благодати и подкрепляющих обетовании (Еф. 2:8–10; 1 Кор. 10:13; 1 Петр. 4:12, 13); ему или ей придает уверенности «блаженное упование» на возвращение Христа (Тит 2:13) и окончание борьбы. Вину за людские страдания нельзя возлагать на Божественный престол; скорее они стали следствием мятежа и неустанной деятельности сатаны, его ангелов и нравственно деградированного человечества.

Г. Характер Бога

Ход борьбы раскрыл глубины Божественного характера, доселе неведомые никому из сотворенных существ. Ни ангел, ни человек не могут постичь той колоссальной цены, которую самоотверженный Бог вынужден был заплатить ради осуществления плана спасения. Вочеловечение Сына Божьего и Его искупительная смерть свидетельствуют о щедрости Божьей любви и благодати (2 Тим. 1:9; Ин. 3:16, 17). Конфликт также выявил Божьи качества правосудия и справедливости. Грех искуплен, а не проигнорирован (Рим. 3:23–26). Грандиозный по замыслу и осуществлению план полностью оправдывает хвалу, возносимую Богу: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Д. Готовность верующего

Описание нападок сатаны на Церковь в заключительной части космической борьбы (Откр. 12:17–14:20) в Книге Откровение призвано пробудить у верующих сознание опасности. В притче о десяти девах изображена спящая Церковь, лишь отчасти приготовленная к возвращению Господа (Мф. 25:1–13). Однако, подобно тому, как у Бога есть особая весть для мира в «последнее время» — весть трех ангелов (Откр. 14:6–14) — имеется у Него и особая весть к Своим последователям, символически изображенным в образе Лаодикийской церкви (Откр. 3:14–22).

«Ты тепл» и вызываешь у меня тошноту, заявляет Христос. «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (стихи 16, 17). Христос предлагает выправить это жалкое положение. Он стоит у дверей их сердец, предлагая войти к Ним и снабдить их золотом, белой одеждой и глазной мазью (стихи 18–20). С помощью этой символики Христос призывает Свою Церковь последнего времени (состоящую из отдельных личностей) полностью подчиниться Его владычеству. Когда Христос начальствует в жизни, верующий обогащается Его верой и любовью (ср. с Гал. 5:6), принимает Его праведность, облекается в нее и начинает понимать Его волю под воздействием целительного бальзама Святого Духа (Ин. 16:13).

Верующие, которые принимают призыв Христа к Лаодикийской церкви «быть ревностными и покаяться» (Откр. 3:19), пробуждаются от своего духовного оцепенения. В силе Господа они каются, оставляют известные им грехи и сопротивляются искушениям, которые стремятся овладеть ими. Они примыкают к рядам тех, кто возвещает вести трех ангелов. Твердо держась за Бога посредством сильной веры, они остаются верными и послушными Богу при самом сильном давлении со стороны окружающего мира, навязывающего им начертание зверя и принуждающего поклоняться зверю и образу его, порой даже лишая их жизни.

Краткое пророческое описание заверяет нас, что в последнее время останутся верные Богу люди, в устах которых «нет лукавства; они непорочны» (Откр. 14:5), так как «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). Они стоят перед Богом как победившие самые жестокие нападки сатаны, чтобы петь торжествующую и победную песнь своего личного опыта (Откр. 14:2,3; 15:2–4).