1. Основные принципы десятины в Ветхом Завете

Для того, чтобы понять сущность десятины, надо начать с самого начала, и рассмотреть основные принципы десятины в Ветхом Завете.

Десятина до Моисея.

Известны только два случая десятины до Моисея: Авраам дал десятую часть Мелхиседеку (Быт 14:18-20) и Иаков обещал десятую часть Господу во время бегства в Харран (Быт 28:20-22).

Однако следует учесть одну особенность: далеко не все доктрины и законы, существовавшие до Моисея, записаны в книге Бытие. Например, мы читаем о том, что до Моисея были законы, заповеди, повеления и уставы (Быт 26:5; Исх 16:28), однако почти ни один из них не процитирован. Также мы знаем, что жертвоприношение животных были установлены еще в Едеме, и даже Каин согрешил в жертвоприношении (Быт 4:3-7), однако мы не находим описания этого установления в Библии. И только одевание Адама и Евы в кожаные одежды наряду с обетованием Искупителя (Быт 3:15,21) дает нам некий намек на то, что осталось незаписанным. Почему Бытие умалчивает о многих вещах, которых нам сегодня так недостает в защите адвентистских доктрин? Причина, вероятно, кроется в том, что книгу Бытие писал Моисей во время странствования Израиля по пустыне для тех, кто уже получил Закон на Синае. Более того, до Моисея вся история передавалась из уст в уста от отцов к детям, так что письменное фиксирование абсолютно всех деталей казалось лишним, особенно во свете слов мудрого Соломона: «Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет…» (Еккл 12:11,12). Так что Моисей писал лаконично – только самое главное, полагая, что желающий знать найдет, а не желающий всегда будет искать извинения.

Вернемся к десятине. Нам известно, что Авраам отдал десятину Мелхиседеку. Кто-то пытается сказать, что это была десятина из военной добычи, а не от всего прибытка, однако в Послании к евреям говорится, что «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину» (Евр 7:9). Следовательно эта десятина Авраама вполне соответствовала десятине, получаемой левитами и священниками по закону Моисееву. И эта десятина составляла десятую часть от всякого прибытка (Прит 3:9; Лк 18:12). Она отделялась по порядку, а не выбиралось самое лучшее (Лев 27:32,33).

Десятина в законе Моисеевом.

Десятины приносились в храм в то время, когда народ Израильский собирался на годовые праздники (Втор 12:6). Десятину приносили и приводили, потому что она была в натуральном виде – плоды, семена, скот, и нельзя было выкупать или выменивать десятину (Лев 27:30-33). Под десятину при скинии, а позже при храме, выделялись особые кладовые (2Пар 32:11:12; Неем 10:37,39). Эта десятина предназначалась исключительно для левитов и священников (Чис 18:21,24). Из нее левиты и священники должны были отдавать свою десятину Господу в лице первосвященника (Чис 18:26,28).

Храм или скиния – это место, где не только выдавалась зарплата священникам и левитам (Чис 18:31; Неем 12:44-47; 13:12,13). Храм или скиния – это место, где определялась пригодность сыновей Левия для служения: они должны были иметь соответствующее здоровье, семейное состояние, родословие и верность законам (Лев 21:17-23; Иез 44:22; Ездр 2:64; Неем 7:64; Чис 3:4). Это очень важная деталь, которая пригодится нам впоследствии.

Вторая десятина.

Вторая десятина не упомянута в Библии по имени, однако о второй десятине говорится в иудейской традиции, и сравнивая описание десятин в разных частях закона Моисеева, мы видим разные характеристики и назначения десятин, что позволяет нам сделать вывод о том, что десятин было две или даже три, если учесть десятину третьего года как отличную от десятин первых двух лет. Если о первой десятине сказано строго, что она является Святыней Господней, и не может быть выкуплена и обменяна, и что она принадлежит исключительно священникам и левитам (Лев 27:30-32; Чис 18:21-31), то читая дальше мы находим другое описание десятины, которую можно обменивать на серебро, уделять непосредственно левитам, а не относить в храмовые кладовые, откуда она будет распределена особыми людьми, эту десятину можно отдавать бедным, сиротам, вдовам и даже иноплеменникам, а также можно использовать самому еврею, вне зависимости от племени происхождения (Втор 14:22-29; 26:12-14). Господь не может противоречить Сам Себе, установив десятину для левитов и требуя принести ее всю в кладовые при святилище, а затем позволив ее самостоятельно распределять среди всех нуждающихся, включая иноплеменников. Сравнивая эти законы о десятинах мы можем прийти к единственно приемлемому выводу – десятин было две: одна – Святыня Господня, а другая – вторая десятина, использовавшаяся для различных нужд в духовной жизни евреев. Вопрос второй десятины выходит за рамки нашего исследования сегодня, потому мы ограничимся на этом.