2. Десятина и другие законы во время Христа

Говоря о десятине, наш Господь Иисус Христос только однажды высказал Свое отношение к ней. В молитве самоправедного фарисея, хотя и упоминается десятина, но никой оценки ей не дано (Лк 18:12), но в другом месте, осуждая лицемерных книжников и фарисеев, Христос сказал о тщательном соблюдении десятины из мелочей: «сие надлежало делать» (Мф 23:23; Лк 11:42).

Казалось бы, больше о десятине ничего не говорится, да и не совсем понятно, десятина «надлежала» только до смерти Христа, или же она остается и после Его вознесения. Однако как часть всех законов и заповедей Ветхого Завета, десятина подпадает под те же критерии, под который подпадают и остальные законы. А о них сказано: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:17-20).

В процитированном тексте есть несколько важных для нас моментов: Христос не пришел нарушать заповеди, в том числе и заповедь о десятине. Но Он также указал на праведность фарисеев, а она включала в себя принесение десятин. Что значит, что наша праведность должна превзойти их праведность? Это не значит отмену заповеди, а возвышение заповеди. Христос это показал на примере заповедей «не убивай» и «не прелюбодействуй» и ряде других постановлений из закона Моисеева (Мф 5:21-48).

Есть один интересный штрих в отношении Христа к финансам. Он не заметен, как и многие другие детали библейского учения. Однако он важен для нашего исследования: у Иуды был ящик (Ин 12:6; 13:29). Иисус также имел систему финансового обеспечения Своей миссии на земле. Отличалась ли она от установленной Моисеем? Мы можем предполагать по разному, однако опираясь на слова Христа, что Он пришел не нарушить закон, мы понимаем, что Иисус Христос жил в полном соответствии Ветхозаветным Законам, отвергая, разве что, предания старцев, которые противоречили Слову Божьему (Мф 15:6-9; Мк 7:6-9,13).

Еще один случай описан в отношении храмовой подати. Петр поторопился пообещать за Господа, что Он оплатит дидрахму на храм, однако Иисус обличил Петра в поспешности, объяснив, что эти храмовые сборы к ним не относятся, но дабы не соблазнять людей, Господь уступил Петру (Мф 17:24-27). Некто может решить, что на основании этого случая следует сделать вывод, что мы сегодня свободны от принесения десятин. Однако здесь не говорится о десятинах: подать на храм скорее может быть отнесена к «преданиям старцев», нежели к законам Моисея. Понимая отношение Христа к преданиям и к закону, мы делаем вывод, что этот текст не относится к десятинам. Хотя этот текст может ответить тем людям, которые так или иначе считают, что апостолы приносили свои десятины в иудейский храм до самого его разрушения даже и после смерти Христа. Но ниже мы рассмотрим, могло ли это быть на самом деле.

Еще до того, как оставить Своих учеников в мире для служения, Христос на практике учил их не только благовествовать, но и получать материальное содержание от благовестия, отправляя их без денег и без пропитания к людям, ожидая что эти люди будут их кормить и содержать (Мф 10:9-11; Мк 6:8-10).