3. Что изменила смерть Христа

Со смертью Христа произошли некоторые значительные изменения в жизни народа Божьего и в храмовом служении. Завеса в храме раздралась рукою Бога, показав, что храм более не является святым местом присутствия Божьего, и что всё служение в храме пришло к своему завершению (Мф 27:51; Мк 15:38; Лк 23:45). Служение первосвященника потеряло смысл, потому что истинный Священник Господа – Иисус вошел в небесное святилище со Своею кровью (Евр 9:11,12).

Законы и постановления, которые указывали на Христа и Его жертву, исполнились и пришли к своему завершению (Кол 2:16,17). Но указывала ли десятина на Христа? Десятина указывает на то, что все, чем мы обладаем, принадлежит Господу (Пс 49:10; Агг 2:8; 1Кор 6:19). Мы принадлежали Господу по праву творения, а теперь тем более принадлежим по праву искупления. Возвращая десятину, мы тем самым признаем свою принадлежность Господу. Потому десятина остается даже после смерти нашего Господа.

У многих христиан сложилось превратное мнение о том, что собою представляет Новый Завет, и чем он отличается от Ветхого Завета. В основном такие тексты как 2Кор 3:14 и Евр 8:13, говорящие о «ветхом» или «ветшающем» завете, читатели Библии сразу же думают о Ветхом и Новом Заветах как о частях Библии, отделяющих еврейские Писания от греческих Писаний. Однако эти фразы – это не более чем простые названия двух разделов Библии. Нам следует обнаружить, как сама Библия определяет Новый Завет, и что в него включает. И это не сложно, но зато очень важно, потому что данный текст повторен в Писании дважды – и в еврейских Писаниях, и в греческих Писаниях:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Иер 31:31-34; Евр 8:8-12).

Заметьте, что Новый Завет – это не перечеркивание старых законов, а наоборот, запечатление этих законов в сердце человека. Новый завет – это естественное соблюдение законов Божьих без напоминания, это жизнь с Господом в сердце, Который исполняет в нас законы Божьи (Ин 15:5; Флп 2:12-14).

Иерусалим в жизни апостольской церкви.

Иерусалим – это место, где находился ветхозаветный храм. Иерусалим – это место, где Господь велел апостолам ожидать излития Святого Духа (Деян 1:4). Иерусалим еще долго играл важную роль в жизни как иудеев, так и христиан – да самого его разрушения в 70 году первого столетия. Давайте посмотрим, что конкретно говорится об Иерусалиме после вознесения Иисуса Христа.

Очень скоро, спустя три с половиной года после Христа, наступило переломное время в истории иудейского народа, определенное пророчеством Даниила (Дан 9:24-27). Иудеи как нация отвергли спасение и стали преследовать верующих во Христа. И вскоре в Иерусалиме не осталось никого из христиан, кроме апостолов (Деян 8:1). Апостолы из Иерусалима координировали служение в церквах, направляли туда служителей, получали от них отчеты, давали поручения и решали возникавшие споры, оттуда направляли циркулярные письма и утверждали постановления (Деян 8:14,25; 11:1,22; 12:25; 15:2,4,6,23; 21:17-19). В Иерусалиме председательствует Иаков (Деян 15:13,19). Изначально апостол Павел желал пристать к апостолам, но в Иерусалиме встречался только с Иаковом и Петром (Деян 9:26-28; Галл 1:1719). Если мы посмотрим на этот набор функций, которые апостолы выполняли в Иерусалиме, то мы видим, что это был духовный центр, откуда координировалась вся работа Церкви, где принимались и направлялись на служение пресвитера, епископы и диакона.

Апостолы руководили Церковью из Иерусалима, но совершалось ли это из храма? Вероятно, нет! Храм уже не выполнял своей роли со времени разорванной завесы. Да и не пустили бы туда апостолов все еще остающиеся там священники и левиты. Однако функции храма по отношению к священному персоналу, о которых мы говорили ранее, то есть определение пригодности к служению и распределение на служение, совершалось апостолами из Иерусалима. Опять таки, это очень важно отметить сейчас, потому что понимание этого момента позволит нам прояснить отношение христианской церкви к десятине.

Впоследствии, когда Иерусалим был разрушен, центр христианской церкви перешел в Антиохию (Деян 11:26), а потом и в другие места.