да

Дабеш`еф

Дав`ид

Дав`ир

дав`ир

Давр`аф

Д`аги

Даг`он

Далид`а

Далман`уфа

Далм`атия

Дал`уиа

Далф`он

Д`амарь

Дам`аск

Дан

Дани`ил

Дани`ила прор`ока кн`ига

Д`анна

Дан-Я`ан

Д`ара

Д`арда

Д`арий

Дарк`он

Даф`ан

два

дв`адцать

двен`адцать

дв`ести

двор стр`ажи

двор темн`ичный

д`ева

д`еверь

Дев`ир

Дев`ора

д`евство

Дед`ан

Де`ир

дел`а зак`она

Дел`аия

денн`ица

день

день воскр`есный

д`еньги

день Госп`одень

день очищ`ения

день п`ервых плод`ов

день тр`убного зв`ука

Д`ервия

д`ерево ж`изни

д`ерево позн`ания добр`а и зла

д`ерево посвящ`енное (свящ`енное)

дерев`янное м`асло

держ`ава

десн`ица

Десятигр`адие

десят`ина

десятинач`альник

десятисл`овие

д`есять

д`есять з`аповедей

д`ети Б`ожии

Де`яния Ап`остолов

ди`авол

диад`ема

диад`има

ди`акон

диакон`исса

Дивла`им

Дивл`аф

Див`он

Див`он-Гад

дидр`ахма

Дизаг`ав

Д`икла

Диле`ан

Д`имас

Дим`итрий

Д`имна

Дим`он

Дим`она

Д`ина

дин`арий

Динг`ава

Дин`еи

Дион`исий

Диоп`ет

Диоск`уры

Диотр`еф

Диш`ан

Диш`он

длань

дневн`ой путь

доброд`етель

Дод`ава

Дод`ай

Додан`им

Д`одо

дождь

Д`оик

дол`ины

Дол`ины вор`ота

дом

дом Госп`одень

дом темн`ичный

Дор

Дофа`им

Доф`ан

Д`офка

дочь

дощ`ечка

драгоц`енные к`амни

драк`он

Драк`оновый ист`очник

др`ахма

др`евний змий

др`ево

дресв`а

дрок

дромад`ер

др`отик

друг царя

Друз`илла

дуб

д`уба дол`ина

дубр`ава

Д`ума

дух

Дух Свят`ой

душ`а

дщерь

да

—в выражениях типа:«да будет свет» (Быт 1.3), «да будет воля Твоя» (Мф 6.10) имеет активный,волевой оттенок в сравнении с более пассивным «пусть», близкого ему по значению(1Кор 14.38).

Дабеш`еф

(горбверблюда) (Нав 19.11)—аналог. Вифлеем,б.

Дав`ид

(возлюбленный)—младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царьИзраильский. Его история изложена в трех книгах Царств—от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в1Пар 11—29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом нацарство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого онпоразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он былвторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а послесмерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазанна царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до Давида, ни после негоне было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущеецарство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида)

Дав`ир

(прорицание)—а)(Нав 10.38,39; 11.21; 12.13; 15.15,49; 21.15; Суд 1.11; 1Пар6.58)—священнический город в нагорной части Иудеи недалеко от Хеврона вюго-западном направлении. Этот город назывался раньше Кириаф-Сефер (город книг)(Нав 15.15,16; Суд 1.11,12) и Кириаф-Санна (город учености) (Нав 15.49) ипоэтому считают, что здесь, возможно, и зародился известный финикийскийалфавит. Город был хорошо укреплен и, судя по названию, был религиозным центромхананеев; (См. ученость)

б) (Нав 13.26)—город в уделеГадовом между Маханаимом и Есевоном (во 2Ц 9.4,5 назван Лодевар, а во 2Ц17.27—Лодавар);

в) (Нав 15.7)—город близГалгала.

дав`ир

(3Ц6.5,16,19,20,23,31; 8.6.8)—отделение Святое-святых в храме. (См. Святое-святых,храм)

Давр`аф

(Нав 19.12;21.28; 1Пар 6.72)—левитский город удела Иссахарова, расположенный на западномсклоне горы Фавор на границе с уделом Завулоновым.

Д`аги

(Езд 4.9)—воригинале это слово, по-видимому, обозначает не отдельную народность, а просто«жители» и поэтому последние три слова нужно понимать как «Еламитяне—жителиСуз». (См. Апарсы, Еламиты, имя, Сусанцы)

Даг`он

(зерно) (Суд16.23; 1Ц 5.2-5,7; 1Пар 10.10)—филистимский идол, храмы (дома) которого были вГазе и Азоте. Почитался как божество растительного мира. Следы поклонения емунаходятся и в древнем Вавилоне.

Далид`а

(хрупкая,увядающая) (Суд 16.4,6,10,12,13,15,18,19)—женщина, жившая в долине Сорек вуделе Дановом, которую полюбил Самсон и которая коварно предала его.

Далман`уфа

(Мк 8.10)—Магдала.(См. Магдалинские пределы)

Далм`атия

(2Тим4.10)—провинция на восточном берегу Адриатического моря севернее Македонии натерритории нынешней Албании (в Рим 15.19—Иллирик).

Дал`уиа

(2Ц 3.3)—сынДавида от Авигеи, родившийся в Хевроне (в 1Пар 3.1—Далуия) (в оригинале—Хилеави Даниель).

Далф`он

(Есф9.7)—аналог. Адалья.

Д`амарь

(Деян17.34)—афинянка, уверовавшая во Христа после проповеди ап. Павла в ареопаге.

Дам`аск

—столица Сирии,один из древнейших и красивейших городов земли, «жемчужина востока». Сдревности славится изделиями из шелка и шерсти, фруктами и «дамасской сталью».В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный ГосподомАнания нашел Савла молящимся (Деян 9.11), и то отверстие в городской стене,через которое ученики спустили Савла в корзине (Деян 9.25; 2Кор 11.32).

Дан

(судья)—а) (Быт14.14; Нав 19.17; Суд 18.29; 20.1; Вт 34.1; 3Ц 12.29,30; 15.20; 1Пар 21.2; Ам8.14)—город в уделе Неффалимовом на севере Палестины у подошвы горы Ермон. Вэтом городе Иеровоам, сын Наватов, установил одного из своих тельцов, но в немеще во времена судей уже был свой истукан (Суд 18.31), который установили сыныДановы. Город, захваченный ими, назывался раньше Лаис (см. Лаис,а) (во 2Ц 24.6назван Дан-Яан);

б) пятый сын Иакова (Израиля) ипервенец Валлы, служанки Рахили, родоначальник колена Данова, отличавшегосяхитростью и воинственностью. Из этого колена происходил Самсон (Суд 13.25).Удел этому колену был дан на запад от удела Вениаминова, но сыны Дана пошли насевер и захватили Ласем и поселились также и там (Нав 19.47); (См. коленаИзраилевы)

в) (Иез 27.19)—в оригинале этослово отличается от написания имени главы колена Данова и похоже на прозвищегреков (Даниты, Данайцы), данное им еще Гомером. В Септуагинте вместо «Дан иИаван» стоит: «и вином».

Дани`ил

(Бог мойсудья)—а) один из иудейских юношей знатного происхождения, которые были уведеныв плен в Вавилон в 606 г.до РХ при первом нашествии Навуходоносора (Дан 1.1-4). В числе других он былвзят ко дворцу и вскоре был поставлен над всеми мудрецами и царскими сатрапами.Ему была дана от Бога величайшая мудрость, о которой упоминает и пророкИезекииль (14.14,20; 28.3), а также дар понимать видения и сны (Дан 1.17).Предание гласит, что Даниил умер в Вавилоне около 536 г. до РХ в возрасте 90лет (Дан 1.21). Незадолго до этого он был брошен по навету завистников вльвиный ров (Дан 6.16), откуда его спас Господь. Написание этого имени (воригинале) в книге пророка Иезекииля (Данел) дает предположение, что он имел ввиду другого Даниила, слава которого уже была известна всем (пророк же Даниилбыл его современник и еще не был широко известен);

б) (Езд 8.2; Неем 10.6)—один изглав поколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою, и один из приложившихпечать под договором на верность Богу.

Дани`ила прор`ока кн`ига

—27якнига Ветхого Завета, пятая и последняя книга в разделе книг больших пророков(см. Библия). Книга в первой части (главы 1-6) содержит повест­вование особытиях, которых очевидцем и участником был Даниил, и во второй части (главы7-12)—описание видений, относящихся к концу времен, при этом многое в этихвидениях остается закрытым до последнего времени (Дан 12.9). Во всем ВетхомЗавете только в книге Даниила упоминается имя Христа (9.25), имя «Сынчеловеческий» (7.13), которое так часто употреблял Господь, и выражение «жизньвечная» (12.2). Книга написана частично на еврейском языке (1.1—2.4а;8.1—12.13) и частично—на арамейском (2.4б—7.28). Существует мнение, что этакнига была написана не Даниилом, а неким анонимным автором в 168-165 гг. до РХв Маккавейский период истории еврейского народа. Такое мнение возникло потому,что в еврейском каноне, сложившемся к 200 г. до РХ ее среди пророческих книг нети в языке ее есть слова и выражения, характерные именно для указанного времени,хотя определенных доказательств истинности такого предположения нет. (См.Даниил,а)

Д`анна

(низкое место)(Нав 15.49)—аналог. Афека.

Дан-Я`ан

(2Ц 24.6)—см.Дан,а (возможно, это название следует читать «Дан и Аин», ср. 3Ц 15.20).

Д`ара

(1Пар 2.6)—одиниз сыновей (потомков) 3ары из колена Иудина (в 3Ц 4.31 назван Дарда).

Д`арда

(3Ц 4.31)—сын(потомок) Махола, один из известных мудрецов народа израильского. (См. Дара,Махол)

Д`арий

—а) (Езд 4.5,24;5.5; 6.1,12-15; Агг 1.1,15; 2.10; 3ах 1.1,7)—Дарий 1 Гистасп, царь персидский(522-485 гг. до РХ); (См. Персия)

б) (Дан 5.31; 6.1,9,25,28; 9.1;11.1)—сын (потомок) Ассуира, мидийский царь, поставленный царем Вавилона ицарствовавший в нем, по-видимому, как наместник Кира в течение одного или двухлет;

в) (Неем 12.22)—один изпоследующих персидских царей (кто определенно не извест­но).

Дарк`он

(разбрасывание) (Езд 2.56; Неем 7.58)—аналог. Амий.

Даф`ан

(Чис16.1,12,24,25,27; 26.9; Вт 11.6; Пс 105.17)—аналог. Авирон.

два

—числосоединяющихся (сочетающихся), чтобы быть одним (или парой—как два глаза, уха,крыла, рога; две руки, ноги, стороны и т.п.) (ср. Еф 2.15),

число скотов из нечистых,взятых Ноем в ковчег (Быт 7.2),

число народов, происшедших отИсаака через Ревекку (Быт 25.23),

кратность возмездия (Исх22.4,7,9),

число херувимов на ковчеге и вдавире (Исх 25.28; 3Ц 6.23),

число скрижалей (Исх 31.18),

число голубей или горлиц дляжертвоприношения (Лев 5.7),

число противоположностей (Лев19.19; Мф 6.24),

число колен, происшедших отИосифа (Нав 14.4),

число явлений Бога Соломону (3Ц11.9),

число предстоящих пред Господом(Зах 4.3,14; От 11.3-4),

число учеников Христа,посылаемых Им на проповедь вместе (Мк 6.7),

число Ангелов по воскресении ипри вознесении Христа (Лк 24.4; Деян 1.10),

число истинных свидетелей (Ин8.17),

Израиль и язычники (Еф 2.15),

число непреложных вещей (словои клятва) (Евр 6.18).

Два часто сочетается с пять(см.).

дв`адцать

—число летжизни Иакова у Лавана (Быт 31.38),

число серебреников, за котороебыл продан Иосиф (Быт 37.28),

число лет при исчислении (Исх30.14),

число локтей некоторых изразмеров храма (3Ц 6.2,3; Иез 40.49; 41.2).

двен`адцать

—число летпорабощения (Быт 14.4),

число князей, сыновей Измаила(Быт 17.20),

число сыновей Нахора (Быт22.21-22,24),

число колен Израиля (Быт49.28),

число источников Елима (Исх15.27),

число камней жертвенника (Исх24.4; 3Ц 18.31),

число камней наперсника (Исх39.14),

число хлебов предложения (Лев24.5),

число разведчиков земли (Вт1.23),

число камней памятника (Нав4.3),

число юношей в схватке (2Ц2.15),

число приставников Соломона (3Ц4.7),

число волов под морем (3Ц7.25),

число частей одежды пророкаАхии (3Ц 11.30),

число пар волов Елисея (3Ц19.19),

число певцов в чреде (1Пар25.9-31),

число локтей длины и шириныжертвенника (Иез 43.16),

число месяцев в году (Дан4.26),

число лет страданий женщины (Мф9.20),

число Апостолов Христовых (Мф10.1-2,5),

число лет Иисуса, когда Оностался в храме (Лк 2.42-43),

число лет дочери Иаира (Лк8.41-42),

число часов в дне (Ин 11.9),

число учеников в Ефесе (Деян19.7),

число звезд в венце (От 12.1),

число ворот нового Иерусалима(От 21.12,14,21),

число размеров новогоИерусалима (От 21.16),

число плодоношений дерева жизни(От 22.2).

дв`ести

—число сиклейсеребра Ахана (Нав 7.21),

число людей при обозе (1Ц25.13),

число певцов и певиц (Езд2.65),

количество для стерегущих (Песн8.12),

число динариев на хлеб (Ин6.7),

число воинов (Деян 23.23).

двор стр`ажи

(Иер 32.2и др.)—двор у дома охраны царского дворца.

двор темн`ичный

(Неем3.25)—двор у дома темничного (см.).

д`ева

—кроме обычногосмысла—девица (Плач 2.21), девственница (Быт 24.16), часто имеет смысл иносказательный,о чем более подробно см. дочь.

д`еверь

(Вт25.5,7)—брат мужа.

Дев`ир

(Нав 10.3)—царьЕглонский, один из союзников Адониседека.

Дев`ора

(пчела)—а)(Быт 35.8)—кормилица Ревекки (была похоронена примерно в том месте, где жиладругая, см. пункт «б» ниже);

б) (Суд 4.4-6,9,10,14;5.1,7,12,15)—жена Лапидофа, судья Израиля, призвавшая Варака избавить народ отпритеснения Иавина, царя ханаанского.

д`евство

(Вт 22.14,15,17,20;Суд 11.37,38; 4Ц 19.21; Ис 37.22; Иез 23.3; Лк 2.36; 1Кор 7.25; От14.4)—состояние девственности, нетронутости; пора девичества.

Дед`ан

—а) (Быт 10.7;1Пар 1.9; Иер 25.23; Иез 27.15,20; 38.13)—сын (потомок) Раамы, потомок Хама,родоначальник одного из арабских племен и название места его обитания(по-видимому, на севере Аравийского полуострова в районе Персидского залива);

б) (Быт 25.3; 1Пар 1.32; Иер49.8; Иез 25.13)—один из сыновей (потомков) Иокшана, сына Авраама от Хеттуры,родоначальник одного из арабских племен (обитавшего, по-видимому, южнееИдумеи).

Де`ир

(Дан 3.1)—место,как полагают, на левом берегу Евфрата.

дел`а зак`она

—см.Иакова Апостола Послание.

Дел`аия

(Иеговаизбавитель)—а) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а;

б) (1Пар 24.18)—священник из родаИфамара, глава двадцать третьей чреды священников;

в) (Неем 6.10)—отец (предок)Шемаии;

г) (Неем 7.62)—один из главпоколений, вернувшихся из плена с Зоровавелем, но не сумевших показать, от Израиляли он (в Езд 2.60—Делайя);

д) (Иер 36.12,25)—сын (потомок)Семаия, один из князей царя Иоакима.

денн`ица

(Иов 3.9; Пс109.3; Ис 14.12)—утро, заря. Это слово (по-евр. означающее сияющий) в другихпереводах читается: утренняя звезда (как во 2Пет 1.19; От 2.28; 22.16).

день

—это не толькосветлое время суток, но и целые сутки, и в этом смысле день у евреев начиналсяс вечера предыдущего дня (то есть ночь являлась его началом). Поэтомукакое-либо событие можно было назвать начавшимся, например, в девятый и вдесятый день—Лев 23.27,32 (ср. Лев 16.29 и Чис 29.7, где тот же день названдесятым). День, имея как и год, характер завершенности, часто употребляется вСвященном Писании для обозначения определенных периодов или великих событий(Исх 32.34; Ис 22.5; Деян 17.31). В таких местах, как От 2.10; 11.3, слово«день» также не следует понимать буквально. У Господа его продолжительностьможет меняться от суток до тысячи лет, а может быть и больше (2Пет 3.8). Иногдаупотребляется в значении года или большого отрезка времени (Неем 13.6). Слово«день» в Быт 1.5,8,13,19,23,31; 2.2,3 также нельзя рассматривать, как день вобычном смысле, ибо и само солнце, служащее для отделения дня от ночи (ст. 14),было сотворено только в четвертый «день». Два последних места хотя и относятсяк обычному дню (дню покоя), они являются символом будущего, вечного и истинногопокоя.

день воскр`есный

(От1.10)—в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели—Мф 28.1),который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днемнедели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется«воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительномсобытии на земле (в других языках он называется «неделя», «солнечный день»,«звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 г. сделался официальноднем отдыха и является теперь таковым во всех странах на земле. (См.воскресение, неделя)

д`еньги

—в виде монетпоявились у евреев только незадолго перед вавилонским пленением, а до этого запокупку отвешивалось на весах золото или серебро (Ис 55.2; Иер 32.10), поэтомунекоторые единицы веса стали и единицами стоимости. Основной единицей стоимостиу евреев был сикль (см). Сикль различался серебряный (священный) и золотой.

Во времена Христа в Палестинеосновными монетами были драхма (греческая монета) и динарий—равная ей постоимости римская монета. За драхму (динарий), которые были дневной платойсолдату и поденному рабочему (Мф 20.2,9,10,13), можно было купить небольшуюовцу.

Для сравнения стоимости другихмонет см. след. таблицу:

серебряные монеты

1сикль (серебреник)

1статир = 1 сиклю = 4 драхмам

1дидрахма = 2 драхмам = 1/2 сикля

1драхма = 1 динарию = 1/4 сикля

1гера = 1/5 драхмы = 1/20 сикля

медные монеты

1ассарий = 1/4 геры = 1/20 динария

1кодрант = 1/3 ассария = 1/60 динария

1лепта = 1/2 кодранта = 1/120 динария

60 сиклей (то есть 240 драхм)составляли мину, а 50 мин (то есть 3000 сиклей или 12000 драхм) составляли талант.

Стоимость золотых таланта, миныи сикля к соответствующим серебряным относилась в среднем как 16:1 (то есть,если сикль серебряный соответствовал 4 драхмам, то золотой—64 драхмам и т.д.).

В заключение подсчитаем, чтособой представляет долг должника царю (образно—долг грешника перед Господом), окотором говорится в Мф 18.24-35:

10000 х 12000 = 120000000драхм.

Работая поденщиком (или служасолдатом) за 1 драхму в день, для отдачи такого долга потребовалось бы работать:

120000000 : 365 = 328767лет.

Можно ли самому отдать такойдолг? (См. также вес)

день Госп`одень

—великийи страшный (Иол 2.31), день (время) суда (2Пет 2.9), день (время) гнева (Рим2.5; От 6.17), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную(Деян 17.31).

день очищ`ения

—девятый(десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в которыйпо закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приноситьспециальные жертвы (Лев 16; Чис 29.7-11). В этот день единственный раз в годупервосвященник входил за завесу Святого-святых для курения пред лицом Господа икропления кровью пред ковчегом завета. День очищения был единственным днемобязательного поста (см.), установленного законом. В день очищения собиралосьсвященное собрание и никакой работы не полагалось делать (Лев 23.27-28). В этотдень объявлялся юбилейный год (Лев 25.8-13). (См. жертвоприношение, праздники)

день п`ервых плод`ов

(Чис 28.26)—см. Пятидесятница.

день тр`убного зв`ука

(Чис 29.1)—см. праздник труб.

Д`ервия

(Деян 14.6,20;16.1; 20.4)—город провинции Ликаония (см.) в Малой Азии.

д`ерево ж`изни

(Быт2.9; 3.22,24; От 2.7; 22.2,14)—дерево, от которого Адам вкушал до своего падения(ибо на это не было запрета), но путь к которому после грехопадения был длянего закрыт. Оно приготовлено Господом для искупленных.

д`ерево позн`ания добр`а и зла

(Быт 2.9,17)—единственное дерево в раю, плодов которого Адаму было заповеданоГосподом не вкушать, но которых он, поддавшись искушению, вкусил (и продолжаетвкушать).

д`ерево посвящ`енное (свящ`енное)

(Суд 6.25,26,28,30; 2Пар 14.3; 24.18; 31.1; 34.3,4,7)—то же, что дубрава, столб(см.)

дерев`янное м`асло

(2Пар 11.11; Иез 27.17)—низкий сорт оливкового масла. (См. елей)

держ`ава

(Иов 25.2;1Пет 4.11; 5.11; Еф 1.19; 1Тим 6.16; Евр 2.14; От 1.6; 5.13)—владычество, могущество,сила (надежное держание).

десн`ица

—правая рука(отсюда—одесную, то есть по правую руку). В Священном Писании символизируетсилу (Исх 15.6; Пс 43.4; 88.43; 136.5; 143.8; Ис 62.8; Деян 5.31). (См. рука)

Десятигр`адие

(Мф4.25; Мк 5.20; 7.31)—союз десяти городов в северо-восточной части Палестины спреобладающим греческим населением, получивший в 62 г. до РХ особые привилегии,находясь под непосредственной властью римского наместника в Сирии. Главнымгородом этой области, расположенной в основном на восток от Геннисаретскогоозера, был Скифополь (бывший Беф-Сан), единственный, расположенный к западу отИордана. Остальные города были—Пелла, Гадара, Филадельфия (Равва), Дион, Канафа(?), Гераса (?), Рафан (?), Дамаск (?).

десят`ина

—добровольныйдар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт28.22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев 27.30; Вт14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на содержание левитов, не имевшихсвоего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам(Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12),израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитаниябедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Все это делалось, чтобынаучиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждатьправильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение)

десятинач`альник

(Исх18.21,25; Вт 1.15)—см. суд.

десятисл`овие

(Исх34.28)—см. десять заповедей.

д`есять

—число братьев,пришедших в Египет (Быт 42.3),

число людей, над которымиставился младший начальник (Исх 18.21; Вт 1.15),

число покрывал скинии (Исх26.1),

число заповедей (Исх 34.28; Вт4.13; 10.4),

число женщин у одной печи (Лев26.26),

число оценки женщины (Лев27.5),

число, на котором основываетсядесятина (Лев 27.32),

число отделившихся колен (3Ц11.31),

число светильников (2Пар 4.7),

число столов (2Пар 4.8),

число струн (Пс 91.4),

число рогов (Дан 7.7; От 12.3;13.1; 17.3,7),

число людей, которые возьмутсяза полу иудея (Зах 8.23),

число дев в притче Господа (Мф25.1),

число драхм (Лк 15.8),

число прокаженных (Лк 17.12),

число мин (Лк 19.24-25).

д`есять з`аповедей

(Исх 20.3-17; Вт 5.7-21)—основа Синайского завета Бога с Его народом и основавсего Моисеева законодательства. Они были написаны Самим Богом на каменныхскрижалях (пластинах) и даны в руки Моисею (Исх 24.12; 31.18; 32.16; Вт 9.10) ВИсх 34.28 они названы «десятисловие». Первые скрижали с заповедями Моисейразбил (Исх 32.19; Вт 9.17), но взамен их получил новые с теми же словами (Исх34.28-29; Вт 10.1-5). Десять заповедей, как и молитва Господня (образец всехмолитв), делятся ровно на две части. Первая из них указывает на отношениечеловека к Богу, вторая—к человеку (ср. Мф 22.36-40).

д`ети Б`ожии

—верующие,возрожденные Духом Святым люди (1Ин 3.1-2,10; Рим 8.16; 9.8). Господь называлБога Отцом Своих учеников (Мф 5.48; Лк 6.36). (См. также сыны Божии)

Де`яния Ап`остолов

—пятаякнига Нового Завета, написанная евангелистом Лукой в Риме (точнее—законченнаяим там) около 62 г.,то есть во время заключения ап. Павла. Книга повествует об обращении многихлюдей к Богу по проповеди Апостолов (Деян 1.8), о возникновении общин верующихв Иерусалиме, Самарии, а затем и в языческих странах. (См. Библия)

ди`авол

(греч.—обвинитель, клеветник, обольститель)—злой дух и князь бесовский, «отецлжи» (Ин 8.44), то же, что сатана (см). В Ветхом Завете упоминается толькооднажды—в Пс 108.6, и еще в других пяти местах под именем сатана. То, что онодно со своими слугами, видно из Ин 6.70.

диад`ема

(Ис 28.5;62.3; Иез 21.26)—головное украшение как венец или как некое окаймление,напоминающее корону.

диад`има

(Исх 29.6;39.30; Лев 8.9; От 12.3; 13.1; 19.12)—головное украшение в виде пластинки изполированного золота, прикреплявшейся к кидару первосвященника (Исх 28.36-37),как знак его избрания и посвящения. (См. Назарет)

ди`акон

(греч.—служитель) (Деян 21.8; 1Тим 3.8,12; Флп 1.1)—один из младших служителейсовременной церкви. Хотя в первых общинах верующих не было того официальногостроя, который теперь установлен во всех христианских церквах, считается, чтооснователями диаконского служения являются те семь человек «изведанных,исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян 6.3), которые были избраны длязаботы о малоимущих в Иерусалимской общине. (Слово «диакон», имеющееся в Деян21.8 русской Библии, в оригинале отсутствует) (См. Еллин, Никанор, церковь)

диакон`исса

(Рим16.1)—в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завететолько однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Ц 2.22, при этомв русской Библии «служащими» переведено «собирающимися»—ср. Лк 2.37).

Дивла`им

(пирожки,сдобы) (Ос 1.3)—отец (предок) Гомери, жены пророка.

Дивл`аф

(круг, круглаялепешка) (Иез 6.14)—полагают, то же, что Ривла (см.) (в оригинале—Дибла). (См.пустыня)

Див`он

(утрата, потеря)—а)(Чис 21.30; 32.3,34; Нав 13.9,17; Ис 52.2; Иер 48.18,22)—моавитский город, расположенныйсевернее потока Арнон (на восток от Мерт­вого моря). Достался колену Гадову, нопотом был отдан колену Рувимову (в Ис 15.9 назван Димон); (См. Дивон-Гад)

б) (Неем 11.25)—город на югеудела Иудина недалеко от Хеврона (в Нав 15.22 назван Димона).

Див`он-Гад

(Чис33.45,46)—один из станов израильтян, как полагают, то же, что Дивон,а.

дидр`ахма

(Мф17.24)—серебряная греческая монета в две драхмы. (См. деньги)

Дизаг`ав

(богатоезолотом место) (Вт 1.1)—см. Асироф.

Д`икла

(пальмовоедерево) (Быт 10.27; 1Пар 11.21)—аналог. Алмодад.

Диле`ан

(огуречноеполе) (Нав 15.38)—аналог. Адифаим.

Д`имас

(Кол 4.14; 2Тим4.10; Флм 1.23)—один из активных, по-видимому, помощников ап. Павла, которыйоднако оставил его впоследствии ради удовольствий этого мира.

Дим`итрий

—а) (Деян19.24,38)—серебряник из Ефеса, возбудивший народ против ап. Павла;

б) (3Ин 12)—христианин,которого тепло приветствует ап. Иоанн.

Д`имна

(Нав21.35)—левитский город в уделе Завулоновом (как полагают, то же, что Риммон,см. Риммон,б).

Дим`он

(Ис 15.9)—см.Дивон,а.

Дим`она

(Нав15.22)—см. Дивон,б.

Д`ина

(суд) (Быт30.21; 34.1,3,5,13,25,26; 46,15)—дочь Иакова от Лии (возможно, она не былаединственной дочерью Иакова—Быт 37.35).

дин`арий

—серебрянаяримская монета, имевшая широкое хождение в Палестине во времена Христа. Постоимости динарий был равен 1/4 сикля серебра или одной драхме (видимо, и повесу также соответствовал 1/4 сикля, то есть около 3 г) и являлся дневной платойсолдату и поденному рабочему. За динарий можно было купить небольшую овцу. (См.деньги, драхма)

Динг`ава

(Быт 36.32;1Пар 1.43)—главный город идумейского царя Белы (положение не известно).

Дин`еи

(Езд 4.9)—см.Апарсы.

Дион`исий

(принадлежащий Дионису) (Деян 17.34)—Ареопагит, один из уверовавших во Христапосле проповеди ап. Павла в ареопаге, возможно, один из членов ареопага. Посвидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 г. мученически погиб.

Диоп`ет

(Деян 19.35)—возможно,неточный перевод слова «Юпитер» (в оригинале: «и ее образа, упавшего с неба»или «от Юпитера»).

Диоск`уры

(Деян28.11)—в греческой мифологии сыновья Юпитера и Леды (близнецы Кастор иПоллукс), считавшиеся покровителями моряков.

Диотр`еф

(питаемый Зевсом)(3Ин 9)—«любящий первенствовать», некто из христиан, противившийся истине иотвергавший гостеприимство.

Диш`ан

(Быт36.21,28,30; 1Пар 1.38,42)—аналог. Ана,б.

Диш`он

(антилопа)—а)(Быт 36.21,26,30; 1Пар 1.38,41б)—аналог. Ана,б;

б) (Быт 36.25; 1Пар 1.41а)—сын(потомок) Аны, одного из сыновей Цивеона.

длань

(Ис49.16)—ладонь.

дневн`ой путь

(Быт30.36; Исх 3.18; 8.27; Чис 10.33; Лк 2.44)—расстояние, которое проходили задень, неся поклажу и сопровождая домашних животных. Можно считать равным от 20до 40 км(ср. Быт 22.2,4,19; Езд 7.8-9). (См. меры)

доброд`етель

—доброесвойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла.

Дод`ава

(любовьИеговы?) (2Пар 20.37)—отец (предок) Елиезера.

Дод`ай

(1Пар27.4)—Ахохиянин, один из военачальников и управителей Давида. (См. Додо,б)

Додан`им

(Быт 10.4;1Пар 1.7)—один из сыновей Иавана сына Иафета, родоначальник (имя) племен, населявших,как полагают, остров Родос (по-евр. Роданим).

Д`одо

(любящий)—а)(Суд 10.1)—предок Фолы;

б) (2Ц 23.9; 1Пар 11.12)—сынАхохи (или из Ахохи?), отец Елеазара (он же Додай, см.);

в) (2Ц 23.24; 1Пар 11.26)—изВифлеема, отец Елханана.

дождь

—в Палестине имелочень важное значение, так как случался только в короткие зимние месяцы. Раннимдождем называли первые дожди осенью во время сеяния хлеба (в октябре), поздним—последние,весной (в апреле), при созревании хлебов. Поэтому дождь символизирует с однойстороны Божие благословение (Лев 26.4; Иер 3.3) и слова истинного учения (Вт32.2; Иов 29.23), а с другой—кару (Вт 28.24; Иез 38.22) и жизненные испытания(Мф 7.25,27).

Д`оик

(боязливый,робкий) (1Ц 21.7; 22.9,18,22; Пс 51.2)—идумеянин, начальник над пастухамиСауда, видимо, прозелит, исполнявший какое-то служение в скинии (илинаходившийся в заключении при ней по подозрению в проказе—Лев 13.4), которыйувидел Давида и донес о нем Саулу. В Пс 51.3 он назван «сильный», видимо,потому, что возглавлял некую группу людей или семью, с которой и перебил всехсвященников в Номве.

дол`ины

—в Писанииупоминаются следующие долины:

• Авен (Ам 1.5),

• Аиалонская (Нав 10.12),

• Ахор (Нав 7.24,26; 15.7; Ис65.10; Ос 2.15),

• благословения (2Пар 20.26),

• видения (Ис 22.1,5)(Иерусалим, см.),

• Гаваонская (Ис 28.21),

• Гадова (2Ц 24.5),

• Герарская (Быт 26.17),

• долина (Иер 2.23) (Енномовадолина, см.),

• дуба (1Ц 17.2; 21.9),

• Енномовых сынов (Нав 15.8;18.16; 4Ц 23.10; 2Пар 28.3; 33.6; Неем 11.30; Иер 7.31,32; 19.2,6; 32.35),

• Есхол (Чис 13.24,25; 32.9; Вт1.24),

• Заред (Чис 21.12; Вт2.13,14),

• Изреельская (Нав 17.16; Суд6.33; 1Ц 29.1,11; Ос 1.5),

• Иосафата (Иол 3.2,12),

• Ифтах-Ел (Нав 19.14,27),

• Кедронская (4Ц 23.4; 2Пар15.16),

• Ливанская (Нав 11.17; 12.7),

• Мицфа (Нав 11.8),

• плача (Пс 83.7),

• плотников (1Пар 4.14),

• полчища Гогова (Иез39.11,15),

• прохожих (Иез 39.11),

• Рефаимов (Нав 15.8; 18.16; 2Ц5.18,22; 12.13; 1Пар 11.15; 14.9; Ис 17.5),

• Сиддим (Быт 14.3,8,10),

• Ситтим (Иол 3.18),

• смертной тени (Пс 22.4),

• Сокхоф (Пс 59.8; 107.8),

• Соленая (2Ц 8.13),

• Соляная (4Ц 14.7; 1Пар 18.12;25.11; Пс 59.2),

• Сорек (Суд 16.4),

• суда (Иол 3.14),

• трупов и пепла (Иер 31.40),

• убиения (Иер 19.6),

• убийства (Иер 7.32),

• Харашима (Неем 11.35),

• Хевронская (Быт 37.14),

• царская (Быт 14.17; 2Ц18.18),

• Цевоим (1Ц 13.18),

• Цефата (2Пар 14.10),

• Шаве (Быт 14.17).

(См. также равнины)

Дол`ины вор`ота

(2Пар26.9; Неем 2.13; 3.13)—ворота в западной стене древнего Иерусалима, выходившиев Енномову долину. (См. ворота)

дом

—устраивался вдревности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна,только одна узкая дверь вела во внутренний двор, куда выходили и двери всехпомещений. Здесь же часто помешался и скот. Мог быть и второй этаж, которыйделался с навесом над двором. Крыши всегда делались плоскими. На нихсовершались некоторые работы и они же часто служили для поклонения и молитв(Деян 10.9). Окна домов закрывались решетками—тонкими досками с множествоммелких отверстий, через которые было хорошо видно происходящее снаружи и ничегоне видно внутри.

Домом называется также и всеродство человека, возглавляющего свое семейство.

дом Госп`одень

(Иер41.5)—возможно, наскоро сооруженная скиния. (См. скиния, храм)

дом темн`ичный

(Иер37.4)—тюрьма в Иерусалиме, располагавшаяся рядом с дворцом.

Дор

(жилище) (Нав12.23; 17.11; Суд 1.27; 1Пар 7.29)—один из значительных финикийских городов наберегу Средиземного моря южнее горы Кармил. По жребию достался колену Асирову,но был отдан колену Манассиину, хотя им не был взят (в Нав 11.2 названНафоф-Дор, в Нав 12.23; 3Ц 4.11—Нафаф-Дор, а в Нав 17.11—Нафеф). Ныне—небольшоеселение Тонтура.

Дофа`им

(источник,ключ) (4Ц 6.13)—город севернее Самарии (в Быт 37.17 назван Дофан).

Доф`ан

(Быт 37.17)—см.Дофаим.

Д`офка

(Чис33.12,13)—аналог. Алуш.

дочь

(также—дщерь)—означает не только дочь в прямом смысле (Пс 44.10,14) и женщинувообще (Быт 6.2; Мф 9.22; Лк 13.16), но очень часто также представителейнародов (Пс 44.13; Ис 47.1; Иер 30.18; 46.24; 50.42; Иез 16.27,57), людей (Плач2.10,13), физические свойства человека (Пр 30.15; Ек 12.4) и просто некое общееобращение (Пс 44.11).

Хотя слово «сын» часто такжеозначает представителей народов, людей вообще, слово «дочь» передает более телесный,более страдательный характер (ср. Плач 4.2 и 3; Иез 16.26 и 27), являясьсимволом плотского качества, в то время как сын—есть символ духовного наследия.(См. дева, женщина, имя, сын)

дощ`ечка

(Лк1.63)—пластинка из глины, натертая воском, на которой можно было писать,стирать и снова писать любым острым предметом.

драгоц`енные к`амни

(2Ц 12.30; 3Ц 10.2,10,11; 1Пар 29.2; 2Пар 3.6; 9.10; 32.27; Иов 28.16; Ис54.12; Иез 27.22; 28.13; 1Пет 2.4,6; 1Кор 3.12; От 17.4; 18.12,16;21.11.19)—многие из известных ныне драгоценных камней были известны с глубокойдревности и всегда высоко ценились как самое лучшее украшение. Драгоценныекамни были установлены на наперснике первосвященника (по числу коленИзраилевых) (Исх 28.17-20; 39.10-13), упомянуты в основании стены небесногоИерусалима (От 21.19-20) и на одеждах царя Тирского (Иез 28.13). Названиякамней в некоторых случаях приведены условно, ибо невозможно теперь точноустановить значение древнееврейских слов, их обозначающих.

наперсник основаниестены одежды

рубин яспис рубин

топаз сапфир топаз

изумруд халкидон алмаз

карбункул смарагд хризолит

сапфир сардоникс оникс

алмаз сардолик яспис

яхонт хризолиф сапфир

агат вирилл карбункул

аметист топаз изумруд

хрисолит(хризолиф) хрисопрас

оникс гиацинт

яспис аметист

С драгоценными камнямисравниваются добрые дела верующих (1Кор 3.12), а также и Сам Господь (1Пет2.4,6).

драк`он

(Вт 32.33; Пс43.20; 90.13; Иер 51.34; От 12.3,4,7,9,13,17; 13.2,3,11; 16.13; 20.2)—в однихместах обозначает чудовищ (Пс 90.13), в других—беды и страшные несчастья (Иер51.34), а в третьих—непосредственно древнего змея, диавола (От 12.9; 20.2).(См. Левиафан, сатана)

Драк`оновый ист`очник

(Неем 2.13)—источник вне Иерусалима у западной его стены, возможно, источникГеон (см.).

др`ахма

(1Пар 29.7;Езд 2.69; 8.27; Неем 7.70-72; Лк 15.8,9; Деян 19.19)—греческая серебряная монета,равная по стоимости одному динарию или 1/4 сикля (очевидно, она соответствовалаи весу в 1/4 сикля, то есть около 3г). (См. вес, деньги, динарий)

др`евний змий

(От12.9; 20.2)—см. диавол, дракон.

др`ево

(Пр 3.18;11.30; 13.12; 15.4; Деян 5.30; 10.39; 13.29; 1Пет 2.24; Гал 3.13; От 2.7;22.2,14)—дерево вообще, деревянный крест, на котором мученически умер Господьза нас грешников, а также дерево жизни (От 2.7) (см.).

дресв`а

(Пр20.17)—щебень, гравий, осыпь.

дрок

(Пс119.4)—кустарниковое растение из семейства бобовых с мелкими стручками. Угли изего корней способны долго сохранять жар. (См. можжевельник)

дромад`ер

(Есф 8.10;Ис 60.6)—одногорбый верблюд, менее крупный и более подвижный, чем двугорбый. Использовалисьдромадеры в легких караванах и для целей сообщения.

др`отик

(Иов 39.23;41.18,21)—легкое копье.

друг царя

(1Пар27.33)—см. Регем-мелех.

Друз`илла

(Деян24.24)—младшая дочь Ирода Агриппы, названная иудеянкою. Еще при жизни своегобывшего мужа—Азиза, царя Емесского, сошлась с Феликсом—римским правителем.Погибла вместе с сыном в 79 г.при извержении Везувия.

дуб

(Быт 35.4; Нав24.26; Суд 6.11,19; 9.6,37; 1Ц 22.6; 31.13; 1Пар 10.12; Иез 6.13; Ос 4.13)—тоже, что дубрава (см.), в других местах—просто дерево.

д`уба дол`ина

(1Ц17.2; 21.9)—местность в низменной части Иудеи на запад от Иерусалима (точноеположение не известно). (См. долины)

дубр`ава

(Быт 12.6;13.18; 14.13; 18.1; Вт 11.30; Нав 19.33; Суд 4.11; 1Ц 10.3; 3Ц 16.33; 18.19; 4Ц13.6; 17.16; 18.4; 21.3; 23.14-15; 2Пар 15.16; 17.6; 33.3; Ис 1.29; 27.9; Иер17.2)—естественная или насаженная группа деревьев, часто на возвышенном месте,среди которых устанавливался истукан, столб, статуя, посвященное (священное)дерево местного божества (иногда даже под отдельным «тенистым» деревом,дубом—3Ц 14.23; Ис 57.5 и др.). Во многих местах такие дубравы (рощи) воригинале прямо названы капищами Астарты. (См. Астарта, высоты, деревопосвященное, дуб, идол, роща, столб, теревинф)

Д`ума

(молчание)—а)(Быт 25.14; 1Пар 1.30)—аналог. Адбеел;

б) (Нав 15.52)—город уделаИудина на юго-запад от Хеврона;

в) (Ис 21.11)—в оригинале играслов: «пророчество о молчании» или «тяжесть молчания», что относится, какполагают, к Едому.

дух

—сущность,первопричина и главная действующая сила всего сущего (Иов 34.13-15). Духчеловеческий (1Кор 2.11), который иногда понимается как душа, отличается от нее(1Фес 5.23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с ДухомБожиим (Рим 8.15-16; 1Кор 6.17). Словом «дух» также определяются и духовныесилы человека (2Тим 1.7), которые различаются в верующих (Еф 1.13) и в сынахмира сего (1Ин 4.6; Рим 11.8). Все Ангелы есть служебные духи (Евр 1.14), средикоторых есть злые (Лк 7.21). (См. также Ангел, сатана)

Дух Свят`ой

—Дух Божий,одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святойявлялся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил черезпророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием—Господеи Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует вверующих.

Дух Святой под этим именем вВетхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13; Ис 63.10,11), в остальныхже—как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именемдаже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесенияГоспода Иисуса Христа (Мф 1.18; 3.11; 12.32; Мк 12.36; 13.11; Лк 1.41,67; 3.22;4.1; 11.13; Ин 14.26; 20.22; Деян 1.2,5,8,16). Дух Святой есть Дух истины (Ин15.26; 16.13-15) и любовь Божия (Рим 5.5).

душ`а

—чаще всегоозначает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см.кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ногодуха, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойствохарактера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13;Деян 2.41; От 18.13). (См. че­ловек)

дщерь

—см. дочь.