ж`атвы п`ервых плод`ов, пр`аздник

жезл

жел`езо

желчь

ж`емчуг (жемч`ужина)

жен`а

жен`их кр`ови

ж`ено

ж`енщина

жернов`а

ж`ертвенник

ж`ертвенника вор`ота

ж`ертвенник для кур`ений

ж`ертвопринош`ение

жестоков`ыйный

жив`ая вод`а

жив Госп`одь

жив`отные

жизнь

жити`е

ж`итница

жн`иво

жр`ебий

жрец

ж`атвы п`ервых плод`ов, пр`аздник

(Исх 23.16)—см. Пятидесятница.

жезл

—первоначально—короткаясуковатая или утыканная на конце гвоздями дубинка, употреблявшаяся пастухами(израильтяне—пастушеский народ) наравне с пращей в качестве оружия.Позже—символ власти, от которого произошли и скипетры, и булавы. Начальникиколен (как и Аарон) имели свои жезлы, очевидно, деревянные.

жел`езо

—металл орудийтруда и войны, начал употребляться человеком в глубокой древности (Быт 4.22).Ни в скинии, ни в храме не было ни одной железной детали (хотя в храме быликакие-то железные части во внешнем ограждении, 1Пар 22.3; 29.2).

желчь

(Иов 16.13;20.14,25; Пс 68.22; Иер 8.14; 9.15; 23.15; Плач 3.19; Мф 27.34; Деян8.23)—объединяющий термин, означающий все горькое, ядовитое, вредное, отдурманящей травы (Иер 9.15; Мф 27.34) до яда змеи, который считали находящимсяв ее желчи (Иов 20.14).

ж`емчуг (жемч`ужина)

(Иов 28.18; Пр 8.11; 20.15; 31.10; Ис 54.12; Мф 7.6; 13.45,46; 1Тим 2.9; От17.4; 18.12,16; 21.21)—скромный блеск и простая красота жемчуга подчаспривлекали и царя, и купца больше, нежели ослепительный блеск алмазов. Господьсравнивает и Царство Небесное, и Слово Истины Своей с жемчугом, который не рекомендуетбросать свиньям, то есть тратить на споры с неверными и упорными.

жен`а

—в русском языкетеперь утратило полностью прежнее значение «женщина» (вообще) и поэтому в большинствемест (например, Быт 2.22,23; Лев 18.17-19; 1Кор 7.13,39; 11.5-13,15; 1Тим2.9,12,14; От 14.4) означает вообще женщину и только в нескольких местах, такихкак Быт 2.24; Лев 18.8; 1Кор 7.2-4,11,14,16,27,29, означает жену (супругу). Внекоторых местах такая неточность перевода вносит двусмысленность (например,1Кор 11.34; От 14.4). (См. Библия, женщина, муж)

жен`их кр`ови

(Исх4.25)—или муж крови (Моисей Сепфоре, ибо обрезанная плоть была брошена к егоногам). Это запоздалое обрезание Гирсама (см. Исх 2.22-23, Елиезер родилсяпозже, очевидно, по возвращении Моисея в Египет—Исх 18.4) спасло Моисея от карыБожией за пренебрежение заветом обрезания и явилось дополнительным испытанием.

ж`ено

(Ин 2.4;19.16)—по-видимому, одна из устаревших форм слова «женщина» (см.).

ж`енщина

—помощницаАдама (мужчины, человека), созданная Богом из части его плоти. Во всем Писанииподчеркивается ее подчиненное (производное) значение (1Кор 11.3,7-9) и толькокак таковая, она служит прототипом образа Церкви—Тела Христа.

Если в Ветхом Завете встречаетсяупоминание о молящейся или поющей Господу женщине (Исх 15.21; 1Ц 2.1), то вНовом Завете упоминания о молящейся в церкви или поющей женщине нет совсем (Мф26.30; 1Тим 2.8,11-12). Нарушение этого созданного Богом равновесия естьчеловеческое самоволие, ведущее к тяжелым последствиям (1Пет 3.7). (См.бесплодие, диаконисса, дочь, жена, молитва, муж, пение, церковь)

жернов`а

—два камня, спомощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важнойчастью домашнего хозяйства каждой семьи. Нижний жернов, более тяжелый, слегкавыпуклой формы, клался на разостланный холст, на него клался верхний жернов,более легкий, слегка вогнутый, с отверстием посредине, в которое засыпалосьзерно. При вращении верхнего жернова зерно растиралось и мука высыпалась нахолст. Эта очень тяжелая и продолжительная работа поручалась рабам и женщинам.

ж`ертвенник

—сооружениедля принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никакихступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх 20.26). Впервые в Писании жертвенникупомянут после потопа (Быт 8.20). Жертвенник, который Моисей соорудил передскинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации)размерами 2,5х2,5м, высотой 1,5м. Снаружи он был обложен медью, а внутризасыпался землей (Исх 27.1-8; 38.1-7). Жертвенник у храма был размерами 10х10м,высотой 5м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар 4.1). Священники в этомслучае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх 28.42-43;Лев 6.10) (в Пс 50.21 назван алтарь).

ж`ертвенника вор`ота

(Иез 8.5)—одни из ворот первого храма (см.).

ж`ертвенник для кур`ений

—постоянныйжертвенник, установленный в скинии и храме перед завесой Святого-святых дляпринесения курений пред лицо Господа (Исх 30.1-10; 37.25-28; 3Ц 6.22) (в Чис 4.11назван золотой жертвенник). (См. скиния, храм)

ж`ертвопринош`ение

—какдар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес отпроизведений земли (Быт 4.3), а Авель—от стад (Быт 4.4). Ной принес первоевсесожжение (Быт 8.20), а Иаков—возлияние (Быт 35.14). Все народы приносилижертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилосьмножество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношенияи возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилосьпо миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвыникогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия озаместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всемнародом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6),после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить,что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодныправда, милосердие и Боговедение (Пр 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мк 12.33), но Законупорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучшене приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам—см.в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синаебыла установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, котораяназывалась постоянное приношение.

Постоянное приношение состоялоиз одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5показаны и другие регулярные обязательные жертво­приношения, которые приносилисьв праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились какжертвы всесожжения, а козлы—как жертвы за грех. Кроме этих регулярных,приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различныедобровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые моглиприноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.

Жертва всесожжения (Лев 1; 6.9-13; 7.8)—наиболее часто приносимаядобровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно вжертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным(обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз),горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потомего сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал,отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву нажертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение ивозлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когдаприносилась жертва за грех.

Жертва мирная (Лев 3; 7.11-21,29-36; 19.5-8; 22.29-30)—особаяжертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовностьслужить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев 7.12), по обету илиот усердия (Лев 7.16) и особую жертву—жертву посвящения (Лев 8.22-29). Жертвеннымживотным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертвувозлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев 3.2). Весь жир ипочки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения)отдавались священнику (в случае жертвы посвящения—Моисею) как их доля,остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом.Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев7.15; 22.29-30), жертвы по обету или от усердия—также и на следующий день (Лев7.16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны былиприноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все этопринадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большоеколичество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев 7.20-21).

Жертва за грех и жертваповинности (Лев 4-6.7,25-30; 7.1-7)—это жертвы во очищение греха (вины,нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением,кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либосоделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, чтотолько невольный грех можно было очистить жертвой (Лев 4.27) (см. умышленно),совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа(Чис 15.27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, чточерез нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность предБогом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого немогла дать кровь козлов и тельцов (Евр 10.1-4,11). Жертвенным животным дляжертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, впраздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца(за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком иисповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7).Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только мукубез елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежаласвященнику (Лев 7.7; 10.16-17), за исключением тельца, который сжигался внестана (Лев 4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения,однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось кподножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящениисвященников (Лев 8.14-17) и очищении (Лев 9.6-11,15-16), после родов (Лев12.8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев14.10-32), при очищении от нечистоты (Лев 15.15,30), в случае прелюбодеяния срабой (Лев 19.20-22), в назорействе (Чис 6.10-12,14), при посвящении левитов(Чис 8.8,12), за ошибку общества (Чис 15.22-26), за ошибку отдельного человека(Чис 15.27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис 19.9).

Кроме перечисленных видов жертвв Законе упоминаются: специальная жертва—овен посвящения (Лев 8.22-36) иприношения: хлебное, ревнования (Чис 5.15), десятина и возлияние.

Все приносимое ипосвящаемое—все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев 17.8-9)и ни в коем случае не дома (Вт 12.17-18,26). Все первородное должно посвящатьсяв дар Господу (Вт 15.19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась нажертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Вт 12.27).

Все жертвы (кроме постоянноговечернего приношения) приносились утром (Лев 9.15-17; 4Ц 3.20).

Все жертвенные животные должныбыли быть без единого порока (Лев 22.18-22) и не должны были приниматься из рукиноземцев (Лев 22.24-25). Только в жертву усердия допускалось приноситьживотное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов(Лев 22.23).

Жертвы не по Закону, как и всеслужение язычников, являются приношением бесам (Лев 17.1-9; Вт 32.15-17; 1Кор10.20). (См. также возношение, потрясание, праздники)

жестоков`ыйный

(Исх32.9; 33.3; 34.9; Вт 9.6; 10.16; 31.27; 2Пар 30.8; Пс 74.6; Иер 17.23; 19.15;Деян 7.51)—упрямый, упорный. (См. выя)

жив`ая вод`а

(Быт26.19; Лев 14.5,6,50,51; 15.13; Чис 19.17; Иер 2.13; 17.13; Зах 14.8; Ин 4.10;7.38; От 21.6)—текущая, движущаяся вода. В высшем значении является прообразомжизни вечной (Ин 4.10) и Духа Святого (Ин 7.37-38), которые дает Христос (см.вода).

жив Госп`одь

(и живадуша твоя)!—древнее выражения типа клятвы, означающее буквально: «как Господьжив (и ты жив), так верно то, что…» (см. например, 4Ц 2.2).

жив`отные

—живыесущества, созданные Богом перед сотворением человека. В Писании упоминаютсяследующие животные, птицы и насекомые:

+агнец

-аист

+акриды

+анака

+аспид

+баран

+барс

+бегемот

-блоха

-буйвол

-бык

+вепрь

+верблюд

-вол

-волк

-воробей

-ворон

+голубь

+горлица

-гусеница

+единорог

-еж

+ехидна

-жаба

-журавль

-заяц

+зуй

-кабан

+камелопард

+кит

+коза

+козел

-комар

-конь

-корова

-коршун

-кошка

+крокодил

-крот

+(кузнечик)

+куропатка

+лань

-ласточка

-лебедь

+лев

+летаа

-летучая мышь

+лисица

-лошадь

+лошак

-медведь

-моль

-мошки

+мул

-муха

-муравей

-мышь

-обезьяна

+овца

-олень

+онагр

-орел

+орикс

+павлин

-паук

+пеликан

+перепел

-пес

-петух

-пчела

+рыболов

+саранча

+свинья

+серна

+сип

+скнипы

+скорпион

+собака

+сова

+сокол

+солам

+страус

+телец

+тушканчик

+удод

-улитка

+филин

+хагаб

+хамелеон

+харгол

-цапля

-чайка

-червь

+шакал

+шершень

+ягненок

-ястреб

-ящерица

(обозначения: +упомянуты в Словаре,

— не упомянуты в Словаре)

Четыре животные (в другихпереводах—живые существа), которые видели пророк Иезекииль и ап. Иоанн(Иез 1.5-24; 3.13; 10; От 4.6-9; 5.6; 6.1,3,5-7; 7.11; 14.3; 19.4) с четырьмялицами, с шестью крыльями и исполненные очей, были херувимами (см.).

жизнь

—одна извеличайших тайн Божиих, ибо жизнь не есть свойство материи (тела, плоти), нодается ей (Быт 2.7; 6.17; 7.21). Жизнь человека—в его крови (Быт 9.5) и этужизнь Священное Писание называет душой (Лев 17.11; Вт 12.23). Люди всегдасознавали, что эта жизнь есть что-то очень непрочное, временное, как дуновениеветра (Иов 7.7) или как клуб легкого пара (Иак 4.14), и что естьдругая—истинная, вечная жизнь, в которой нет никакой опасности порчи иисчезновения. Мудрые люди искали источник этой жизни в сердце (Пр 4.23), вправдивых устах (Пр 10.11), в страхе Господнем (Пр 14.27), в разуме (Пр 16.22),а пророки прямо указывали—он в Боге (Пс 35.10; 132.3; Ис 38.16-20). Жизнь—вИисусе Христе, явившем Собой эту жизнь и даровавшем ее верующим в Него (Ин3.36; 14.6; 1Ин 5.12; Кол 3.4). (См. воскресение)

жити`е

(Быт 6.9; 37.2;Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)—жизнь, образ жизни.

ж`итница

—амбар, складдля хранения обмолоченного зерна и, возможно, других съест­ных припасов.

жн`иво

(Исх5.12)—жнивье, сжатое поле и то, что осталось на нем.

жр`ебий

—как видноиспользовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребиюрешались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию быларазделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение вхраме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и предАпостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5; Ис17.14; Иер 13.25; Деян 8.21; 26.18).

жрец

(Быт 41.45;47.22; 1Ц 5.5; 6.2; 4Ц 23.5,8,9,20; 2Пар 11.15; 34.5; Ос 10.5; Соф 1.4)—веврейском тексте «камарин» (от сирийского «кумра»), то есть служитель кумира,идола.