Заав`ан

Забб`уд

Забв`ай

Зав`ад

Зав`адия

Завди`ил

З`авдий

зав`еса

зав`ет

зав`ет с`оли

завещав`ать

Завул`он

Зав`уф

Заг`ам

загов`аривание

з`аднее

З`аза

за-Иорд`анская стран`а

закв`аска

Закк`ур

закл`ание

заклин`ание

закл`ятие

зак`он

зак`онник

Зак`ур

Закх`ай

Закх`ей

Закх`ур

З`амврий

Замзум`имы

Зано`ах

запеч`атать

запин`ать (запн`уть)

з`аповедь

зап`ястье

З`ара

Зар`ай

Зар`ед

заступ`ить

З`аттуй

зауш`ать

З`аффу

Зах`арии прор`ока кн`ига

Зах`ария

зв`ание

звезд`а

зв`ездочки

зв`ери

зверо`ядина

Зеб`удда

Зев`адия

Зевед`ей

Зев`ей

Зев`ина

Зевс

Зев`ул

З`елфа

Зем`ира

землетряс`ение

земл`я

земл`я горш`ечника

земл`я Х`амова

Зер`ах

Зер`ахия

З`ерешь

з`еркало

Зеф`ам

Зеф`ан

Зеф`ар

З`ехер

Зив

з`иждить

З`иза

Зил`от

З`имврия

З`имма

З`имран

З`имри

З`ина

Зиф

З`ифа

Зиф`еи

З`ихри

З`ихрий

З`ия

зло

злоч`естие

змей

зн`амение

з`олото

Зоровав`ель

Зохел`ет

Зох`еф

зр`елище

Зуз`имы

зуй

Заав`ан

(беспокойство)(Быт 36.27; 1Пар 1.42)—аналог. Акан.

Забб`уд

(дар) (Езд8.14)—аналог. Евед,б.

Забв`ай

—а) (Езд10.28)—аналог. Афлай;

б) (Неем 3.20)—отец (предок)Варуха (возможно, предыдущий).

Зав`ад

—а) (1Пар2.36)—аналог. Азария,д;

б) (1Пар 7.21)—аналог. Беред;

в) (1Пар 11.41)—сын (потомок)Ахлая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

г) (2Пар 24.26)—сын (потомок)Шимеафы, Аммонитянки, один из заговорщиков и убийц Иоаса (в 4Ц 12.21 названИозакар, сын Шимеаты);

д) (Езд 10.27)—аналог. Азиса;

е) (Езд 10.33)—аналог.Елифелет,е;

ж) (Езд 10.43)—аналог.Бенаия,б.

Зав`адия

(Иегова дал)(1Пар 27.7)—сын Асаила, одного из начальников и управителей Давида, и его помощник.

Завди`ил

(дарБожий)—а) (1Пар 27.2)—отец Иашовама (см.); (См. Ахамань)

б) (Неем 11.14)—аналог.Адаия,г.

З`авдий

(дар)—а) (Нав7.1,17,18)—дед (предок) Ахана (см.), который в 1Пар 2.6 не упомянут между Заройи Зимри (Харми); (См. Махол)

б) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

в) (1Пар 27.27)—житель Шифама,один из смотрителей над царским имением при Давиде;

г) (Неем 11.17)—левит из родаАсафа, глава третьей чреды певцов, один из предков Матфании и Захарии (см.Захария,бб) (в 1Пар 9.15 назван Зихрий, в 1Пар 25.2,10—Заккур, а в Неем12.35—Закхур).

зав`еса

—была,во-первых вокруг двора скинии, сделанная из крученого виссона, очевидно, белая(Исх 27.9-13), и в ней—завеса с восточной стороны, для входа, «из голубой ипурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы» (Исх27.16); затем, во-вторых, была завеса самой скинии (святилища), сделаннаяаналогично завесе входа (Исх 26.36); и, наконец, была третья завеса передковчегом откровения («для преграды», Исх 35.12), отделявшая в скинии Святое(святилище) от Святого-святых, сделанная аналогично двум первым, но сизображением херувимов на ней (Исх 26.31-33). В храме Соломона для входа водвор были ворота, для входа во святилище—двери (3Ц 6.33-35) и давир(Святое-святых) отделяли также двери (3Ц 6.31-32; 2Пар 4.22), которые,по-видимому, не закрывались (3Ц 8.8). Здесь же была завеса (2Пар 3.14), котораяразодралась надвое в момент смерти Христа (Мф 27.51). (См. скиния)

зав`ет

—договор, союз,наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми(1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, цареми народом (4Ц 11.17), между Господом и народом (Езд 10.3) и даже с глазамичеловека (Иов 31.1). Словом этим назывались также: обещание (4Ц 23.3),наставление (Пр 1.8), обязанности (Мал 2.8). Заветом также называются общиеБожии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс 24.14; 49.16; Иер 33.20,25).Завет иногда Господь давал отдельному человеку—например, завет мира исвященства Финеесу, сыну Елеазара (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всехлюдей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветовбыло несколько.

1. Завет Бога с Адамом, которыйназван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт2.16-17; Ос 6.7) (некоторые называют Быт 1.28—первым заветом с Адамом, а Быт3.15—вторым).

2. Завет с Ноем и всякой живойдушою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17)(некоторые называют Ноевым заветом Быт 9.1).

3. Завет с Авраамом и в еголице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которогознамением этого завета Бог дал обрезание.

4. Завет с Моисеем, черезкоторого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которогобыло десятисловие (Исх 34.28; Вт 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета(Исх 24.7; 4Ц 23.2).

Последние два завета Бога сАвраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет»или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называютсяВетхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но повременам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).

5. Уже в недрах Ветхого Заветабыло определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного—НовогоЗавета с людьми (2Ц 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лицеГоспода Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета являетсяискупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

Кроме указанных некоторыеразличают еще «Палестинский завет» (Вт 30.1-10) и «Давидов завет» (2Ц 7.12-16;2Пар 13.5). (См. Библия, Ветхий Завет, Новый Завет)

зав`ет с`оли

(Чис18.19; 2Пар 13.5)—твердое обещание, прочный союз. Точное значение выражения неизвестно. Полагают, что оно связано с обычаем в древности есть соль при заключениисоюзов, но, может быть, также с обычаем солить все жертвы (Пс 49.5). (См. соль)

завещав`ать

(Вт 26.16;32.46; Лк 22.29; 2Фес 3.6,10; 1Тим 6.13)—заповедовать, внушать, повелевать,передавать (старослав. написание).

Завул`он

(жилище,обиталище)—десятый сын Иакова (последний, рожденный Лией), родоначальник коленаЗавулонова. Удел этому колену достался на севере Ханаанской земли, на запад отГеннисаретского озера. В этом уделе были расположены Назарет, Кана, Наин, вкоторых раньше других мест воссиял свет Господа (Ис 9.1-2). (См. коленаИзраилевы)

Зав`уф

(дарованный)(3Ц 4.5)—сын (потомок) Нафана священника, друг царя Соломона, занимавший такоеже положение, как Хусий при Давиде.

Заг`ам

(2Пар11.19)—один из сыновей Ровоама от Авихаили.

загов`аривание

(Ек 10.11;Иер 8.17)—один из видов чародейства, волшебства (это же слово переведено врусской Библии в Пс 57.6 как «заклинание», а в Ис 3.3—«искусство в слове»).

з`аднее

(Флп3.13)—прошлое, прошедшее.

З`аза

(1Пар 2.33)—одиниз сыновей (потомков) Ионафана из колена Иудина.

за-Иорд`анская стран`а

(Ис 9.1)—местность на севере Палестины (см. Иаир,а).

закв`аска

(Мф 13.33;16.6,12; Мк 8.15; Лк 12.1; 13.21; 1Кор 5.6-8; Гал 5.9)—символ незримоговлияния. Закваска (квасное) была запрещена для сожигания Господу, но допускаласьв жертвах, съедаемых людьми (Лев 7.13; 23.17). Она обозначает чаще ложноеучение (влияние), но ей же Господь уподобил и Царство Небесное. (См. квасное)

Закк`ур

(задумчивый)—а) (1Пар 24.27)—аналог. Бено;

б) (1Пар 25.2,10)—см. Завдий,г.

закл`ание

—закалывание,убиение, приготовление жертвы к приношению Богу.

заклин`ание

—убеждение,обязывание клятвой (см. также заговаривание).

закл`ятие

—отделение(освящение), предание Богу, запрещение пользоваться людям, предание смерти (Лев27.21,28-29; Нав 6.16-18,20; 7.11-13). (См. клятва, проклятие)

зак`он

—сущность,основа какого-либо явления или свод правил человеческого поведения. Если законыфизические, которые, будучи однажды даны природе ее Творцом (Ис 45.12), никогдаи ни в чем не нарушаются, то в отношении людей мы видим совсем иное.Человеческие законы, постоянно издаваемые в большом количестве и постоянноизменяемые, устанавливаются как раз потому, что имеется постоянное стремлениеих нарушать, проистекающее из злой, греховной натуры человека, приобретенной врезультате его отпадения от Бога (Рим 7.23). Но есть всеобщий, незыблемый Божийзакон, который есть Истина Божия (Пс 18.8), и, хотя человек этого и не сознаетили не хочет признавать, он записан в сердце (совести) человека (Рим 2.14-15).Закон Божий всеобщ и един, он есть Его любовь и был явлен во Христе Иисусе,когда пришла полнота времени (Гал 4.4-5). До этого же люди находились (илинаходятся) под клятвою (заклятием или проклятием) писаного Закона (временного),данного человечеству через избранный Богом народ и его вождя и пророка Моисея,как свод моральных и обрядовых установлений и заповедей, направленных навыявление человеческого греха, в качестве «детоводителя ко Христу» (Гал3.19,24). В Священном Писании под словом «закон» подразумевается Пятикнижие Моисеево(Мф 22.40), либо весь Ветхий Завет (Ин 10.34; 12.34; 15.25; 1Кор 14.21). (См.Библия, Моисеево Пятикнижие, Писание)

зак`онник

(Мф 22.35;Лк 7.30; 10.25; 11.45,46,52; 14.3; Тит 3.13)—то же, что книжник (ср. Мф 22.35 иМк 12.28), то есть человек, посвятивший себя изучению Закона (Моисеева) во всехего деталях. Законники толковали иудейский Закон, были его учителями (Лк 5.17)и имели большое влияние в народе, будучи начальниками и судьями. Среди них былимудрые люди (Никодим, Гамалиил), но большинство, не видя в законе дальшепреданий старцев, были слепыми вождями слепых (Мф 15.14). (См. книжник)

Зак`ур

(задумчивый)(1Пар 4.26)—один из сыновей (потомков) Мишмы из колена Симеонова, глава рода.

Закх`ай

(чистый) (Езд2.9; Неем 7.14)—аналог. Арах,б.

Закх`ей

(чистый) (Лк19.2,5,8)—житель Иерихона, начальник мытарей (сборщиков податей), по общему мнению—великийгрешник, проявивший огромное желание узнать Спасителя. По преданию он сталхристианином и был первым епископом в Кесарии. Раввинская же традиция утверждает,что он был отцом известного раввина Иоханана-бен-Закхея.

Закх`ур

(задумчивый)—а) (Чис 13.5)—отец (предок) Саммуа;

б) (Неем 3.2)—сын (потомок)Имрия, один из чинивших стену Иерусалима;

в) (Неем 10.12)—аналог.Венинуй;

г) (Неем 12.35)—см. Завдий,г;

д) (Неем 13.13)—отец (предок)Ханана.

З`амврий

(антилопа)—а)(3Ц 16.9,10,12,15,16,18,20; 4Ц 9.31)—раб царя израильского Илы, военачальник,убивший его и ставший царем. Он царствовал всего семь дней, но успел перебитьвесь дом Ваасы по слову Господа;

б) (1Пар 8.36; 9.42)—аналог.Азмавеф,а.

Замзум`имы

(Вт2.20)—аммонитское название Рефаимов (великанов), живших до них в той земле, которуюаммонитяне заняли (в районе Иавока) (в Быт 14.5 названы Зузимы).

Зано`ах

—а) (Нав 15.34;Неем 3,13; 11,30)—аналог. Адифаим;

б) (Нав 15.56)—город в нагорнойчасти Иудеи (на юг от Хеврона);

в) (1Пар 4.18)—место,основателем (или начальником) которого был Иекуфиил (возможно, одно изпредыдущих).

запеч`атать

(Ис 8.16;29.11; Иер 32.10.44; Дан 9.24; 12.4,9; От 5.1; 22.10)—сокрыть, сберечь. В древностиписьма, документы, книги писались на длинных полосах папируса или ткани, затемсворачивались, обвязывались бечевкой, которая скреплялась глиняной печатью.Такую книгу можно было прочесть, только сломав (сняв) печать.

запин`ать (запн`уть)

(Быт 27.36; Евр 12.1)—ставить препятствие, соблазнять, обманывать.

з`аповедь

—наказ,повеление, установление, закон. (См. десять заповедей)

зап`ястье

(Быт24.22,30; Чис 31.50; 2Ц 1.10; Ис 3.19; Иез 16.11)—браслет или кольцо на рукевыше кисти.

З`ара

(восход, заря)—а)(Быт 38.30; 46.12; Чис 26.20; Нав 7.1,17,18,24; 22.20; 1Пар 2.4,6; 9.6;27.11,13; Неем 11.24; Мф 1.3)—один из сыновей Иуды от Фамари, глава поколения(в 1Пар 4.17 назван Езра); (См. Махол)

б) (Чис 26.13)—аналог. Иамин,а(в Быт 46.10; Исх 6.15 назван Цохар, а в 1Пар 4.24—Зерах).

Зар`ай

(восход, заря)(2Пар 14.9)—египетский царь Озоркон, пришедший с миллионной (!) армией противАсы. Аса разбил его наголову с половинной силой, так как обратился за помощью кГосподу (2Пар 16.8).

Зар`ед

(рост, зелень)(Чис 21.12; Вт 2.13,14)—поток и долина южнее реки Арнон, место одной изпоследних стоянок израильтян (в Ис 15.7 названа «река Аравийская»). (См.долины)

заступ`ить

(Чис16.46,47; 25.13)—совершить заступничество, искупить вину, подставить самогосебя.

З`аттуй

(Езд 2.8)—одиниз родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем(числа народа различаются на 200), среди потомков которого были имевшие жениноплеменок, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу(не сам, конечно, но представители его рода) (в Езд 10.27; Неем 7.13; 10.14назван Заффу).

зауш`ать

(Мф26.67)—бить рукой по щеке, по голове.

З`аффу

(Езд 10.27;Неем 7.13; 10.14)—см. Заттуй.

Зах`арии прор`ока кн`ига

—38якнига Ветхого Завета и предпоследняя в ряду книг малых пророков (см. Библия).Книга делится на две хорошо различимые части: главы 1-8, написанные в 520-518гг. до РХ (Зах 1.1; 7.1), в которых в нескольких видениях Господь обращается кСвоему народу, побуждая его дух к обращению на истинный путь, что привело кэнергичному возобновлению работ по восстановлению храма в 520 г.; и главы9-14, написанные, возможно, позже, в которых говорится о восстановлении народаБожия, судах над его противниками и наступлении дня Господня. (См. Захария,у)

Зах`ария

(Иеговапомнит)—а) (4Ц 14.29; 15.8,11)—сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский,царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;

б) (4Ц 18.2; 2Пар 29.1)—отец(предок) Ави (Авии) (см. пункт «п» ниже);

в) (1Пар 5.7)—аналог. Беера,а;

г) (1Пар 9.21; 26.2,14)—аналог.Авда,б;

д) (1Пар 9.37)—аналог. Авдон,г(в 1Пар 8.31 назван Зехер);

е) (1Пар 15.18,20;16.5)—аналог. Азария,а;

ж) (1Пар 15.24)—аналог.Амасай,в;

з) (1Пар 24.25)—левит из родаКаафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;

и) (1Пар 26.11)—левит из родаМерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;

к) (1Пар 27.21)—отец (предок)Иддо;

л) (2Пар 17.7)—один из князейпри царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;

м) (2Пар 20.14)—отец (предок)Иозиила;

н) (2Пар 21.2)—один из братьевИорама, царя иудейского, убитых им;

о) (2Пар 24.20; Мф 23.35; Лк11.51)—священник, сын Иодая, первосвященник (см.) при царе иудейском Иоасе,побитый камнями по его приказу (в Мф 23.35 назван сыном Варахииным);

п) (2Пар 26.5)—мудрый иблагочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте «б» или «гг»);

р) (2Пар 29.13)—аналог.Азария,р;

с) (2Пар 34.12)—один излевитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;

т) (2Пар 35.8)—один изначальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см.Иодай,о);

у) (Езд 5.1; 6.14; Зах 1.1,7;7.1)—сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо,г), один из малых пророков, современникпророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1.1и Зах 1.1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9.13 Греции(Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда всвязи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;

ф) (Езд 7.4)—аналог. Авиуд,б (в1Пар 6.6,51 назван Зерахия);

х) (Езд 8.3)—аналог. Евед,б;

ц) (Езд 8.11)—аналог. Евед,б;

ч) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл(возможно, один из двух предыдущих);

ш) (Езд 10.26)—аналог. Авдий,г;

щ) (Неем 8.4)—один из главнарода или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;

э) (Неем 11.4)—аналог.Амария,ж;

ю) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж;

я) (Неем 11.12)—аналог.Амций,б;

аа) (Неем 12.16)—аналог.Адна,в;

бб) (Неем 12.35)—аналог.Азариил,д;

вв) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д(возможно, упомянутый в пункте «аа»);

гг) (Ис 8.2)—сын (потомок)Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт «п» выше);

дд) (Лк1.5,12,18,21,59,67)—священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.

зв`ание

—в некоторыхместах означает положение, состояние (см., например, 1Кор 7.20).

звезд`а

(зв`езды)—одно извеличественнейших явлений славы и могущества Божия (Пс 8.4-5; 18.2; Ис 40.26).И Сам Господь назван в Писании «звездой светлой и утренней» (От 22.16), котораявела волхвов и которую за многие столетия до этого видел и Валаам (Чис 24.17).Силы тьмы иногда также называются звездами (Иуд 13; От 8.10-11) и эти звездызачаровывали многих людей, стремившихся по ним определить свое будущее (Ис47.13; Иер 27.9).

зв`ездочки

(Ис3.18)—условный перевод. В других переводах: «головные повязки», «украшения»(см.).

зв`ери

(зверь)—кроме обычного своего значенияизображают: в Дан 7.3,5-7,11,12,17,19,23; 8.4; От 13—силу земных царств; в 1Кор15.32—противников ап. Павла; в От 11.7; 17.3,7-8,11-13; 20.10—духов зла. (См.животные)

зверо`ядина

(Лев22.8)—растерзанное зверем.

Зеб`удда

(дарованная)(4Ц 23.36)—дочь Федаии из Румы, мать Иоакима, царя иудейского.

Зев`адия

(Иеговадал)—а) (1Пар 8.15)—аналог. Арад,б;

б) (1Пар 8.17)—один из сыновей(потомков) Елпаала из колена Вениаминова, глава одного из поколений, поселившихсяв Иерусалиме;

в) (1Пар 12.7)—сын (потомок)Иерохама, один из воинов, пришедших к Давиду в Секелаг;

г) (1Пар 26.2)—левит, один изсыновей Мешелемии из рода Асафа, привратник;

д) (2Пар 17.8)—аналог.Адония,б;

е) (2Пар 19.11)—сын (потомок)Исмаила, князь из колена Иудина, судья при царе Иосафате по делам государственным;

ж) (Езд 8.8)—аналог. Евед.б;

з) (Езд 10.20)—аналог.Гедалия,б.

Зевед`ей

(греческаяформа еврейского имени Завдий или Зевадий—дар Иеговы) (Мф 4.21; 10.2; 20.20;26.37; 27.56; Мк 1.19,20; 3.17; 10.35; Лк 5.10; Ин 21.2)—галилейский рыбак (какполагают, из Вифсаиды), отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна. Судя поналичию работников и по знакомству Иоанна с домом первосвященника, семьязанимала высокое положение.

Зев`ей

(резня) (Суд8.5-7,10,12,15,18,21; Пс 82.12)—один из мадиамских царей, пораженных Гедеоном.

Зев`ина

(Езд10.43)—аналог. Бенаия,б.

Зевс

(Деян14.12,13)—главный среди богов древних греков (у римлян—Юпитер), считавшийсяотцом богов и людей. Этому божеству Антиох Епифан хотел принудить поклонятьсяевреев, поставив ему жертвенник в иерусалимском храме.

Зев`ул

(обитание,жительство) (Суд 9.28,30,36,38,41)—начальник города Сихем при Авимелехе.

З`елфа

(капля,капание) (Быт 29.24; 30.9,10,12; 35.26; 37.2; 46.18)—служанка Лии, жены Иакова,мать Гада и Асира.

Зем`ира

(песня) (1Пар7.8)—аналог. Авия,д.

землетряс`ение

(3Ц19.11,12; Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 24.7; Мк 13.8; Лк 21.11; Деян 16.26)—одно из грозныхпроявлений всемогущества Божия. Землетрясение, упомянутое пророками Амосом иЗахарией (о котором сообщает и историк Иосиф Флавий), произошло в 749 до РХ ибыло так сильно, что углубило долину, бывшую между вершинами Елеонской горы.

земл`я

—в еврейскомтексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша,страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то естьсоставные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает всесуществующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), нов большинстве мест—это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия(см., например, Ис 51.16; Иол 2.1,21—ср. 1.2; 2.18). (См. народ)

земл`я горш`ечника

(Мф27.7,10)—см. Акелдама.

земл`я Х`амова

(Пс104.23,27; 105.22)—Египет, населенный потомками Хама.

Зер`ах

(заря,восход)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—один из сыновей (потомков) Рагуила, сынаИсава, идумейский старейшина;

б) (Быт 36.33; 1Пар 1.44)—отец(предок) Иовава;

в) (1Пар 4.24)—см. Зара,б;

г) (1Пар 6.21,41)—аналог.Адаия,б.

Зер`ахия

(Иеговаявился, см. Азария)—а) (1Пар 6.6,51)—см. Захария,ф;

б) (Езд 8.4)—отец (предок)Эльегоеная.

З`ерешь

(золото) (Есф5.10.14; 6.13)—жена Амана, по совету которой было приготовлено дерево для Мардохея.

з`еркало

(Иов 37.18;Иак 1.23; 2Кор 3.18)—в древности зеркалом служили полированные пластинкиметалла (обычно меди).

Зеф`ам

(1Пар 23.8;26.22)—левит из рода Гирсона, один из глав поколений левитов—см. схему ниже (в1Пар 6.20,42 назван Зимма). (См. левиты, сын)

Гирсон (как в 1Пар23.8)

Лаедан

Иехиил, Зефам, Иоиль

фактически

Гирсон (1Пар 15.7;26.21-22)

Лаедан

Иахав(Иехиил)

Зимма (Зефам), Иоиль

Асаф (современникДавида)

Зеф`ан

(1Пар7.10)—аналог. Ахишахар.

Зеф`ар

(Есф1.10)—аналог. Авагфа.

З`ехер

(1Пар 8.31)—см.Захария,д.

Зив

(волк) (Суд 7.25;8.3; Пс 82.12)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном.

з`иждить

(Деян4.11)—основывать, строить, создавать.

З`иза

(плодородие)—а)(1Пар 4.37)—сын (потомок) Шифия, один из князей колена Симеонова во дни Езекии;

б) (1Пар 23.10,11)—аналог.Берия,г;

в) (2Пар 11.20)—аналог. Аттай.

Зил`от

(греч.ревнитель) (Лк 6.15; Деян 1.13)—прозвище Апостола Симона, по-видимому, за егоособую ревность или принадлежность в прошлом к секте зилотов (он же в Мф 10.4;Мк 3.18 назван Кананит, что имеет на еврейском языке то же значение). В Иудеево времена Христа существовала секта зилотов—особо фанатичных ревнителейзакона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти,кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. К ним,возможно, принадлежали Галилеяне (см.) и судьи Стефана (Деян 6—7). (См.Симон,б)

З`имврия

(антилопа)(Иер 25.25)—область, населенная, как полагают, потомками Зимрана (точное положениене известно).

З`имма

(совет)—а)(1Пар 6.20,42)—см. Зефам;

б) (2Пар 29.12)—отец (предок)Иоаха.

З`имран

(Быт 25.2;1Пар 1.32)—один из сыновей Авраама от Хеттуры, родоначальник некоторых арабскихплемен. (См. Зимврия)

З`имри

(антилопа)—а)(Чис 25.14)—сын (потомок) Салу, начальник в колене Симеоновом, открыто прелюбодействовавшийс Хазвою (то есть поклонявшийся Фегору, см.) и за это убитый Финеесом. Он был,видимо, последний из тех (или один из последних), которые были исчислены уСиная и погибли во время странствования Израиля по пустыне;

б) (1Пар 2.6)—сын (потомок)Зары, сына Иуды, и отец Ахара (Ахана) (в 1Пар 2.7; 4.1 назван Харми, а в Нав7.1,18—Хармий). (См. Махол)

З`ина

(дар Зевса) (Тит3.13)—по-видимому, спутник Аполлоса в миссионерском труде. Возможно, он был изязычников (судя по имени); в таком случае название «законник» может означать,что он был римским юристом.

Зиф

—а) (Нав15.24)—аналог. Адада;

б) (Нав 15.55; 1Ц 23.14,15,24;26.2; 1Пар 2.42; 2Пар 11.8)—город и пустыня (мест­ность) вокруг него наюго-восток от Хеврона, где Давид скрывался от Саула и где он, по-видимому,написал Пс 53 (эта пустыня является частью Иудейской пустыни); (См. пустыня)

в) (3Ц 6.1,37; 1Пар4.37)—второй месяц священного еврейского календаря и восьмой—гражданского(соответствует маю). В этом месяце Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме;(См. месяцы)

г) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

З`ифа

(1Пар4.16)—аналог. Асареел.

Зиф`еи

(1Ц 23.19;26.1; Пс 53.2)—жители города Зиф, дважды доносившие Саулу о местопребыванииДавида и предлагавшие свои услуги для его выдачи.

З`ихри

(знаменитый)—а)(Исх 6.21)—один из сыновей Ицгара, сына Каафа, двоюродный брат Аарона и Моисея;

б) (1Пар 27.16)—отец (предок)Елиезера;

в) (2Пар 17.16)—отец (предок)Амасии;

г) (2Пар 23.1)—отец (предок)Елишафата;

д) (Неем 11.9)—отец (предок)Иоиля.

З`ихрий

(знаменитый)—а) (1Пар 8.19)—аналог. Адаия,в;

б) (1Пар 8.23)—аналог. Авдон,в;

в) (1Пар 8.27)—аналог.Афалия,а;

г) (1Пар 9.15)—см. Завдий,г;

д) (1Пар 26.25)—левит, один изпредков Шеломифа (см. Шеломиф,г);

е) (2Пар 28.7)—силач в войскеефремлян;

ж) (Неем 12.17)—аналог. Адна,в.

З`ия

(страх) (1Пар5.13)—аналог. Евер,б.

зло

—результатнеправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богоми оно не существует изначально в мире (в творении) как нечтосамостоятельное—оно творится человеком (Быт 8.21; Пр 11.27; 1Ин 5.19).Поэтому-то Писание и призывает человека отвращаться от зла и творить добро (Ам5.14; Рим 12.9) и напоминает, что соблюдающий Божии заповеди не терпит зла (Ек8.5). Зло—это как тень, которую создает непрозрачность человека к Божиемусвету, а куда этот свет не попадает и тепло не проникает, возникает гниение иразложение (подобно как и в физическом мире). Бог сотворил человека способнымизбрать любой путь и путь непослушания для него не был закрыт (Быт 2.9).Человек был предупрежден, что его ждет в случае непослушания (Быт 2.16-17),однако, человек решил поступить посвоему…

злоч`естие

(Иер4.14)—нечестие, беззаконие, богопротивность.

змей

(змий, зме`я)—ядовитое и коварноепресмыкающееся животное, особенно распространенное в жарких странах. Существуетболее 600 видов змей и многие из них очень ядовиты, поэтому все они страшны идля людей, и для животных. Диавол воспользовался хитростью этого животного (Быт3.1), чтобы соблазнить Еву и поэтому он в Писании называется древним змием (От12.9; 20.2). Мудрость змия достойна подражания только в сочетании с кротостьюголубя (Мф 10.16). (См. Левиафан, сатана)

зн`амение

—знак,видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета(Быт 9.12-13), чудо (Исх 4.8), небесное явление (Иер 10.2; Лк 21.11) (в Пс 73.4должно быть «знамен»).

з`олото

—известный сдревнейших времен драгоценный металл, применявшийся для украшений и как эквивалентденег. Скиния и храм были внутри полностью отделаны и украшены золотом (Исх 25.11-18,24-31,38-39;3Ц 6.20-22,28,30,32,35). Золото символизирует в Священном Писании высшуюценность, чистоту, силу и вечные качества (Ис 13.12; Плач 4.2). Золото былоодним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, какполагают, признание его истинным Царем.

Зоровав`ель

(рожденныйв Вавилоне) (1Пар 3.19; Езд 2.2; 3.2,8; 4.2,3; 5.2; Неем 7.7; 12.1,47; Агг1.1,12,14; 2.4,21,23; Зах 4.6,7,9; Мф 1.12,13; Лк 3.27)—сын Салафиила (Федаии)из колена Иудина, потомок Давида. Зоровавель (персидское имя—Шешбацар, см.) былназначен царем Киром правителем Иудеи и вернулся в Иерусалим в 536 г. до РХ. Он начал работыпо восстановлению храма и способствовал восстановлению богослужений. Эти работыпришлось вскоре приостановить, но при царе Дарии 1 Гистаспе восстановлениехрама было завершено (520-516 гг. до РХ). Является одним из предков Иосифа вродословии Иисуса Христа.

Зохел`ет

(змей) (3Ц1.9)—камень или скала у источника Рогель в Енномовой долине на юг от Иерусалима.

Зох`еф

(1Пар4.20)—аналог. Бензохеф.

зр`елище

(Деян19.29,31)—театр или публичное место собраний, устраивавшееся во всех крупныхгородах того времени.

Зуз`имы

(Быт 14.5)—см.Замзумимы.

зуй

(Лев 11.19; Вт14.18)—нечистая по закону птица, водящаяся в болотах (в других переводах: «аиста,цапли…»).