Ка`аф

каб

Кав`ул

Кавце`ил

К`адес

К`адес-В`арни

кад`ило

кад`ильница

К`адис

Кадми`ил

кажд`ение

к`азни

Каи`афа

К`аин

Каин`ан

Ка`ир

К`алах

Калл`ай

К`алне

камелоп`ард

к`амень

к`амень б`елый

к`амень преткнов`ения

к`амни драгоц`енные

Кам`он

К`ана

Канан`ит

Канд`акия

К`ане

канон`ические кн`иги

Каперна`ум

к`аперс

к`апище

Каппад`окия

карб`ункул

Кар`ей

Кариафа`им

Карк`ас

Карк`ая

Карк`ор

Карм`ил

Карп

К`арфа

Карф`ан

Кархам`ис

Кархем`ис

Карш`ена

Кас`ифья

к`асия

Каслух`им

К`ассия

к`ассия

Катт`аф

К`афтор

Кафтор`им

Кварт

квасн`ое

Квир`иний

Кегел`афа

Кед`ар

Кедем`оф

К`едес

К`едма

Кедмон`еи

Кед`орлаом`ер

кедр

Кедр`он

Кедум`им

Ке`ила

Ке`иль

Кел`аия

Кел`уги

Кему`ил

Кен`аз

Кен`аф

Кенез`еи

Кенезе`янин

Кен`еи

Кене`яне

Кенхр`ея

К`еренгапп`ух

Кер`ети

К`ереш

Кери`оф

К`ерос

Кесал`он

Кес`ария

Кес`ария Фил`иппова

к`есарь

Кес`ед

Кес`ил

Кес`иль

кес`ита

Кесулл`оф

Кеф`ар-Аммон`ай

Кеф`ира

Кибр`от-Гаттаав`а

кив`от

Кивца`им

кид`ар

Кид`ар

Кил`икия

кимв`ал

Кимг`ам

К`ина

Кине`яне

Киннер`еф

Киннер`оф

кипар`ис

к`ипер

Кипр

Кир

Кири`аф

Кириафа`им

Кири`аф-Арб`ы

Кири`аф-Ва`ал

Кири`афиар`им

Кири`аф-Иар`им

Кири`аф-С`анна

Кири`аф-Сеф`ер

Кири`аф-Хуц`ор

Кирин`ея

Кир-Мо`ав

К`ирос

кирп`ич

Кирхар`ес

Кир-Хареш`ет

К`ирхареш`ет

Кис

к`иса

К`ислев

Кисл`он

Кисл`оф-Фав`ор

Кисс`он

к`исти (к`источки)

кит

Китр`он

Китт`ийская земл`я

Китт`им

К`ифа

К`иший

Киши`он

Кл`авда

Кл`авдий

Кл`авдий Л`исий

Кл`авдия

Кле`опа

Клим`ент

Кл`ита

кл`ятва

кн`ига

кн`ига бр`аней Госп`одних

кн`ига Госп`одня

кн`ига ж`изни

кн`ига зав`ета

кн`ига зак`она

кн`ига пр`аведного

кн`ига плач`евных п`есней

кн`ига цар`ей

Книд

кн`ижник

князь

Князь м`ира

К`оа

ковч`ег

к`овы

кодр`ант

к`ожаные кн`иги

кож`евник

коз`а (коз`ел)

коз`ел для отпущ`ения

Кол`аия

кол`ена Изр`аилевы

кол`еса

колесн`ица

К`олия

кол`ода

кол`одец

кол`ония

Кол`оссы

Колосс`янам, Посл`ание ап. П`авла

Колх`озей

колч`ан

кольм`и п`аче

к`ольца

кон`ец г`ода

К`онские вор`ота

кор

кор`аллы

корв`ан

Кор`е

Кор`ей

коре`яне (сын`ы Кор`еевы)

кори`андровое с`емя

Кор`инф

Кор`инфянам, 1 и 2 Посл`ания ап. П`авла

кор`ица

к`ормчий

Корн`илий

к`ороб

к`оршун

Кос

Кос`ам

косм`атые

Коц

кощ`ун(ник)

краеобр`езание

краеуг`ольный к`амень

кр`айняя плоть

кр`асное д`ерево

Кр`асные вор`ота

крест

кр`ечет

крещ`ение

Криск`ент

Крисп

крист`алл

Крит

кровотеч`ение

кровь

крокод`ил

кропл`ение

круг

круж`ало

крыл`о хр`ама

К`ува

кузн`ечик

к`уколь

кум`ир

Кун

купин`а

курд`юк

кур`ение

куроп`атка

К`ута

Куш

Куш`аия

к`уща

к`ущей пр`аздник

Ка`аф

(Быт 46.11; Исх6.16,18; Чис 3.17,19,27,29,30; 4.2,4,18,34; 10.21; 26.57,58; Нав 21.4,5; 1Пар6.1,2,22,54,61; 15.5; 23.12; 2Пар 29.12; 34.12)—второй сын Левия, дед Аарона иМоисея, глава сынов Каафовых—поколения левитов, служителей скинии и храма.

каб

(пустой сосуд) (4Ц6.25)—мера объема жидких и сыпучих тел, равная примерно 1,3л. (См. меры)

Кав`ул

(бесполезный)—а) (Нав 19.27)—аналог. Аламелех;

б) (3Ц 9.13)—область в севернойГалилее.

Кавце`ил

(Богсобирает) (Нав 15.21; 2Ц 23.20; 1Пар 11.22)—см. Иекавцеил.

К`адес

(святое место)(Быт 14.7; 20.1; Чис 13.27; 20.1,16; 33.36,37; Вт 1.46; 32.51; Пс28.8)—источник и местность (пустыня Син) в северо-восточной части Синайскогополуострова, в восточной части пустыни Фаран (или Сур), где евреи имели, какполагают, основную стоянку в течение почти 38 лет после перехода от Синая и доокончательного входа в обетованную землю. Отсюда Моисей отправлял разведчиковосмотреть Ханаан и отсюда, по-видимому, он несколько раз выходил со скинией ичастью народа. Это место является местом смерти Мариамь, местом ропота народа ипрегрешения Моисея и Аарона (в Иез 47.19; 48.28 названо Кадис, в Быт14.7—Мишпат, а также во многих местах—Кадес-Варни, см.). (См. Асироф, пустыня)

К`адес-В`арни

(святоеместо Варни) (Чис 32.8; 34.4; Вт 1.2,19; 2.14; 9.23; Нав 10.41; 14.6,7;15.3)—см. Кадес.

кад`ило

(Иез8.11)—небольшая емкость, сосуд для сожигания фимиама пред Господом (в Иер52.19—фимиамник). При этом она держится в руках. В Евр 9.4 кадильницей, какполагают, назван жертвенник для курений (см.), но, поскольку он постояннонаходится перед завесой, то есть вне Святого-святых (Исх 30.6; 3Ц 6.22), здесь,видимо, имеется в виду однажды в год в день очищения вносимая кадильница.

кад`ильница

—то же, чтокадило.

К`адис

(Иез 47.19;48.28)—см. Кадес.

Кадми`ил

(Бог древний)(Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 9.4,5; 10.9; 12.8,24)—левит, предок Иисуса (см. Иисус,з)и один из глав поколений левитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем,приложивших печать под договором на верность Богу, участвовавших в молитве вовремя покаяния народа и пояснявших закон во время чтения его Ездрою (не сам,конечно, но представители его рода).

кажд`ение

—сожиганиекурений (см.).

к`азни

—великиеиспытания и наказания, которые Господь обрушил на Египет за упорство фараона,не желавшего отпустить израильский народ. Употребляется это слово также и вотношении других народов (Иез 14.21; Иуд 7; От 18.8).

Каи`афа

(подавление, подавленность)(Мф 26.3,57; Лк 3.2; Ин 11.49; 18.13,14,24,28; Деян 4.6)—первосвященник в годстраданий и смерти Христа. Не сознавая, он высказал о Нем великое пророчество(Ин 11.49-50).

К`аин

(приобретенный)—а) (Быт 4.1-3,5-6,8-9,13,15-17,24,25; 1Ин 3.12; Иуд 11; Евр11.4)—первый сын Адама и Евы, первый человек, рожденный от человека (по образуАдама, Быт 5.3), ставший первым убийцей своего брата;

б) (Чис 24.22)—имя или земляКенеев (см.);

в) (Нав 15.57)—город в уделеИудином в районе Хеврона.

Каин`ан

—а) (Быт5.9,10,13,14; 1Пар 1.2; Лк 3.37)—аналог. Авиуд,г (сын Еноса);

б) (Лк 3.36)—аналог. Авиуд,г(сын Арфаксада) (в Быт 10.24; 11.12; 1Пар 1.18 не упомянут).

Ка`ир

(Ам 9.7)—см.Кир,а.

К`алах

(Быт10.11,12)—один из городов, построенных Нимродом в Ассирии (в районе Ниневии).

Калл`ай

(быстрый)(Неем 12.20)—аналог. Адна,в.

К`алне

(Ам 6.2)—городв (северной) Месопотамии, один из городов Нимрода (в Быт 10.10; Ис 10.9 названХалне, а в Иез 27.23—Хане).

камелоп`ард

(Вт14.5)—горная овца, подобные которой в настоящее время обитают в горах Германиии Греции.

к`амень

—в древностиочень широко использовался как строительный материал не только для башен, домови дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторыхсобытий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройстважертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденныхна смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делалиножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и какснаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов.Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы(Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих СвященноеПисание называет живыми камнями духовного дома Божиего.

к`амень б`елый

(От2.17)—как полагают, это выражение происходит от греческого обычая выдаватьпобедителям Олимпийских игр белые камни с соответствующими надписями, или изсудебной практики древних, по которой для оправдания подсудимого в урнуопускался белый камень (для осуждения—черный).

к`амень преткнов`ения

(Ис 8.14; 1Пет 2.7; Рим 9.32,33)—камень, о который случайно спотыкается невнимательныйчеловек. Это образное выражение указывает на Господа.

к`амни драгоц`енные

—см.драгоценные камни.

Кам`он

(Суд10.5)—место в Галааде (точное положение не известно).

К`ана

—а) (Нав19.28)—город удела Асирова в районе Тира;

б) (Ин 2.1; 4.46; 21.2)—село вГалилее, как полагают, севернее Назарета. Здесь Господь совершил Свое первоечудо и затем еще одно—на расстоянии.

Канан`ит

(ревнитель)(Мф 10.4; Мк 3.18)—прозвище Симона (см. Симон,б), одного из двенадцати АпостоловХристовых. (См. Апостол, Зилот)

Канд`акия

(Деян8.27)—царица Ефиопии, или, как полагают, титул царицы Ефиопии того времени, какфараон—для Египта.

К`ане

(тростник) (Нав16.8; 17.9)—пограничный поток между уделами Ефремовым и Манассииным, впадающийв Средиземное море.

канон`ические кн`иги

Библии—это 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (какие мы имеем в современнойканонической Библии), признанные полностью богодухновенными книгами СвященногоПисания. Наряду с ними существуют многие другие, так называемые апокрифическиекниги (книги Еноха, Товита, Иудифи, Варуха, Маккавейские, евангелие Варнавы,послания Иеремии, Климента и т.п.), которые не вошли в каноническую Библию(см.).

Каперна`ум

(село Наумаили утешения) (Мф 4.13; 8.5; 11.23; 17.24; Мк 1.21; Лк 4.23; 7.1; 10.15; Ин2.12; 4.46; 6.17,24,59)—город в Галилее, который был расположен насеверо-западном берегу Геннисаретского озера. Этот город, по-видимому, имелважное значение—он был таможенным центром и в нем взимались пошлины за ввозимыетовары. Здесь Иисус призвал одного из сборщиков этих пошлин—Матфея (Мф 9.9).Здесь жил и представитель царя Ирода Антипы, сына которого Господь исцелил (Ин4.46), и здесь же была построена для иудеев синагога на деньги благодетельногоримского сотника (Лк 7.2-5). В этом городе, оставив Назарет, поселился и жилСпаситель (Мф 4.13; 9.1; Мк 2.1; Ин 6.24), поучая народ и совершая многиечудеса. Здесь Он призвал Петра, Андрея и братьев Зеведеевых, исцелил тещуПетра, сухорукого и расслабленного, изгнал духа нечистого, ходил по воде изапретил буре, заплатил налог на храм (Мф 17.24), и сколько же еще добрых делОн сделал здесь и сказал святых слов! Но Капернаум остался глух и не внял Егословам и делам. Скоро сбылось пророчество Сына Божия—город, по-видимому, погибпри землетрясении в 400 г.и теперь даже его место с трудом определяется под бурьяном и грудами мусора(вся местность теперь называется Тель-Гум).

к`аперс

(Ек12.5)—ароматический и возбуждающий плод кустарника, распространенного навостоке. Применяется как приправа. В русском переводе Библии это словоупотреблено фигурально, в оригинале сказано прямо: «и желание исчезнет».

к`апище

(1Ц 31.9; 3Ц11.7; 12.31; 13.32; 14.23; 4Ц 17.29,32; 23.19; Иер 43.12; Ос 8.14; Иол 3.5;1Кор 8.10)—место поклонения идолу (идольский храм) или комплекс сооружений длятех же целей на высотах (см.).

Каппад`окия

(Деян 2.9;1Пет 1.1)—одна из крупных областей Малой Азии (на востоке нынешней территорииТурции). Была населена народами сирийского происхождения, известными своейтупостью и развращенностью; славилась лошадьми и ослами.

карб`ункул

(Исх 28.18;39.11; Иез 27.16; 28.13)—ярко-красный, горящий на солнце, как уголь, драгоценныйкамень, высоко ценившийся в древности (может быть, нынешний рубин или гранат).(См. драгоценные камни)

Кар`ей

(лысый) (4Ц25.23; Иер 40.8; 41.11,14,16; 42.1,8; 43.2,4,5)—отец (предок) Иоанана(Иоханана) и Ионафана, иудейских военачальников при Годолии.

Кариафа`им

(Иер48.1,23)—см. Кириафаим,а.

Карк`ас

(Есф1.10)—аналог. Авагфа.

Карк`ая

(ущелье) (Нав15.3)—город или местность на юге удела Иудина.

Карк`ор

(основание)(Суд 8.10)—город или местность за Иорданом.

Карм`ил

(сад)—а) (Нав15.55; 1Ц 15.12; 25.2,5,7,40; 2Пар 26.10)—город в гористой части Иудеи наюго-восток от Хеврона (в настоящее время развалины под названием Курмул);

б) (Иер 48.33)—место в землемоавитской (восточнее Мертвого моря);

в) (Нав 12.22; 19.26; 3Ц18.19,20,42; 4Ц 2.25; 4.25; Песн 7.6; Ис 33.9; 35.2; Иер 4.26; 46.18; 50.19; Ам1.2; 9.3; Мих 7.14)—одна из прекраснейших, покрытых вечнозеленойрастительностью, гор Палестины (точнее, цепь гор), расположенная на границеуделов Асирова и Манассиина, далеко выступающая в Средиземное море. Гора Илии иЕлисея (в 4Ц 19.23; Ис 37.24 переведено словом «сад»).

Карп

(запястье) (2Тим4.13))—житель Троады (более о нем ничего не известно).

К`арфа

(город) (Нав21.34)—левитский город в уделе Завулоновом (полагают, он же назван Каттаф в Нав19.15 и Китрон—в Суд 1.30) (не совпадает с 1Пар 6.77).

Карф`ан

(Нав21.32)—левитский город в уделе Неффалимовом (в 1Пар 6.76 назван Кириафаим).

Кархам`ис

(Иер46.2)—см. Кархемис.

Кархем`ис

(2Пар 35.20;Ис 10.9)—город в верхнем течении Евфрата, при котором Навуходоносор одержалрешающую победу над фараоном Нехао. Этот город был одно время столицей некогдамогущественного племени Хеттеев (в Иер 46.2 назван Кархамис).

Карш`ена

(Есф1.14)—аналог. Адмафа.

Кас`ифья

(Езд8.17)—неизвестная область Вавилонии, где жил Иддо.

к`асия

(Исх 30.24; Пс44.9)—ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Индии иАравии (в Иез 27.19 названа кассия). Входит в состав мира. (См. ароматы)

Каслух`им

(Быт 10.14;1Пар 1.12)—один из сыновей Мицраима и родоначальник филистимских племен. (См. Филистимляне)

К`ассия

(Иов42.14)—вторая дочь Иова, дарованная ему после его тяжких страданий.

к`ассия

(Иез27.19)—см. касия.

Катт`аф

(Нав19.15)—см. Карфа.

К`афтор

(Вт 2.23; Иер47.4; Ам 9.7)—остров или прибрежная земля, из которой пришли Кафторимы. Полагают,что это остров Крит, с которого потомков Кафторима вытеснили греки (ср. Филистимляне).

Кафтор`им

(Быт 10.14;Вт 2.23; 1Пар 1.12)—один из сыновей Мицраима, сына Хама, родоначальник племен,родственных египтянам. (См. Филистимляне)

Кварт

(четвертый) (Рим16.23)—брат в Коринфе, от имени которого ап. Павел передает привет Римскойцеркви.

квасн`ое

(Исх12.15,19,20; 13.3,7; 23.18; 34.25; Лев 2.11; 6.17; 7.13; Вт 16.3,4; Ам4.5)—хлеб, испеченный с закваской, кислый (Лев 23.17), не пресный.Символизирует все то, что отравлено пороком, нечистое. (См. закваска)

Квир`иний

(Лк2.2)—римский правитель Сирии во время переписи.

Кегел`афа

(собрание)(Чис 33.22,23)—аналог. Алуш.

Кед`ар

(Быт 25.13;1Пар 1.29)—аналог. Адбеел. (См. Кидар)

Кедем`оф

(древний) (Вт2.26; Нав 13.18; 21.37; 1Пар 6.79)—левитский город в уделе Рувимовом на востокот Мертвого моря в пустыне того же названия. (См. пустыня)

К`едес

(святилище)—а)(Нав 12.22; 19.37; 20.7; 21.32; Суд 4.6,9-11; 4Ц 15.29; 1Пар 6.76)—левитскийгород в уделе Неффалимовом в районе озера Мером, один из трех городов убежищана запад от Иордана;

б) (Нав 15.23)—аналог. Адада;

в) (2Пар 6.72)—левитский городудела Иссахарова (в Нав 19.20; 21.28 назван Кишион).

К`едма

(на восток)(Быт 25.15; 1Пар 1.31)—аналог. Адбеел (он же, по-видимому, в 1Пар 5.19 названНадав).

Кедмон`еи

(восточныелюди) (Быт 15.19)—одно из племен древней Палестины (в других местах среди еенародов не упоминаются). (См. народы древней Палестины)

Кед`орлаом`ер

(Быт14.1,4,5,9,17)—царь Еламский, союзник Амрафела (см.).

кедр

ливанский—прекраснейшее и величественнейшее дерево из породы хвойных,произраставшее всегда только на Ливанских горах. Высота этого дерева достигаетиногда 30м, ветви, растущие почти горизонтально, дают великолепную тень.Древесина кедра имеет замечательное свойство—ее не точат черви и она довольнопрочна, поэтому кедр в древности использовался для постройки и отделки дворцов.Дворец Давида так и назывался—кедровый дом (2Ц 7.2). Благоухающая древесинакедра (Песн 4.11) использовалась в обряде очищения (Лев 14.4). Постояннаявырубка кедров как в древности, так и в новейшие времена привела к тому, чтотеперь их на Ливане осталось около 600 стволов (Ис 10.19) и эта роща в районеБейрута охраняется как заповедная.

Кедр`он

(2Ц 15.23; 3Ц2.37; 15.13; 4Ц 23.6,12; 2Пар 29.16; 30.14; Иер 31.40; Ин 18.1)—поток, протекающийвдоль восточной стены Иерусалима и отделяющий его от Елеонской горы. Впадает вМертвое море. Летом пересыхает. Кедронская долина (4Ц 23.4; 2Пар 15.16), называемаятакже царскою или Шаве (Быт 14.17; 2Ц 18.18) и Иосафата (Иол 3.2,12) или суда(Иол 3.14) была местом идолопоклонства. (См. долины, Тофет)

Кедум`им

(Суд 5.21)—воригинале стоит: «древний поток». (См. Киссон)

Ке`ила

(Нав 15.44;1Пар 4.19)—аналог. Адифаим. Основателем или начальником его был сын (потомок)Годии (см.). В некоторых местах называется Кеиль.

Ке`иль

(1Ц23.1-8,10-13; Неем 3.17,18)—см. Кеила.

Кел`аия

(Езд10.23)—аналог. Елиезер,и. (См. Клита)

Кел`уги

(Езд10.35)—аналог. Адаия,е.

Кему`ил

—а) (Быт22.21)—аналог. Вуз;

б) (Чис 34.24)—сын (потомок)Шифтана, представитель колена Ефремова среди участ­ников раздела земли;

в) (1Пар 27.17)—отец (предок)Хашавии.

Кен`аз

—а) (Быт36.11,15,42; 1Пар 1.36,53)—аналог. Амалик,а;

б) (Нав 15.17; Суд 1.13; 3.9,11;1Пар 4.13)—отец (предок) Гофониила и Халева; (См. Гофониил)

в) (1Пар 4.15)—сын Илы, сынаХалева.

Кен`аф

(владение) (Чис32.42; 1Пар 2.23)—город в Галааде на восток от Геннисаретского озера (ныне селениеКанават).

Кенез`еи

(Быт15.19)—одно из племен древней Палестины (в других местах среди ее народов неупоминается). (См. народы древней Палестины)

Кенезе`янин

(Чис32.12; Нав 14.6,14)—Халев (см.), один из двух верных разведчиков земли,представитель Кенезеев среди израильского народа (Нав 15.13).

Кен`еи

(Быт 15.19; Чис24.21; 1Ц 27.10; 30.29)—одно из племен древней Палестины, обитавшее,по-видимому, в южной ее части и дававшее пристанище Давиду во время егоскитаний (в других местах среди народов Палестины не упоминается; в Чис 24.22названо Каин). (См. Кенеяне, народы древней Палестины)

Кене`яне

(Суд 1.16;4.11,17; 5.24)—то же, что Кенеи. Из сравнения Исх 3.1 с Суд 1.16 можно заключить,что это племя родственно мадианитянам. Таким образом Кенеяне (и Иофор—Рагуил, иХевер, и Ховав) являлись потомками Авраама через Мадиана. Судя по Суд 1.16 этоплемя вошло в состав еврейского народа (см. Кенезеянин) (в 1Ц 15.6; 1Пар 2.55этот народ назван Кинеяне).

Кенхр`ея

(просо) (Деян18.18; Рим 16.1)—город на побережье Средиземного моря рядом с Коринфом.

К`еренгапп`ух

(рог смазями для притирания) (Иов 42.14)—третья дочь Иова, дарованная ему после еготяжких страданий.

Кер`ети

(1Ц30.14)—другое название земли филистимлян (ср. Кафтор, Хелефеи).

К`ереш

(1Пар7.16)—один из сыновей (потомков) Махира, сына Манассии, от Маахи.

Кери`оф

(Иер 48.24; Ам2.2)—один из моавитских городов (положение не известно).

К`ерос

(Езд2.44)—аналог. Аккуб,в (в Неем 7.47 назван Кирос).

Кесал`он

(доверие,надежда) (Нав 15.10)—см. Иеарим.

Кес`ария

(Деян 8.40;9.30; 10.1,24; 11.11; 12.19; 18.22; 21.8,16; 23.23,33; 25.1,4,6,13)—город наберегу Средиземного моря, построенный Иродом Великим и на­званный в честькесаря Августа, резиденция царей Иродов и римских правителей. Здесь былзаключен в крепости ап. Павел перед его отправкой в Рим. После разрушения ИерусалимаКесария была в продолжении почти 400 лет столицей Палестины. В 4 в. здесь жилЕвсевий. В 13 в. этот город пришел в упадок и теперь на его месте остались лишьразвалины.

Кес`ария Фил`иппова

(Мф 16.13; Мк 8.27)—город на севере Палестины у горы Ермон в районе истокаИордана, построенный на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон)Иродом Филиппом (см. Филипп,г). Теперь на его месте находится селение Баниас состатками древних стен. (См. Ваал-Гад)

к`есарь

—общее имя всехримских императоров, происшедшее от имени первого и наиболее славного изних—Цезаря, основателя римской монархии. (См. власть)

Кес`ед

(Быт22.22)—аналог. Вуз.

Кес`ил

(безрассудный,глупый) (Нав 15.30)—см. Бефуил.

Кес`иль

(Иов 9.9;38.31)—еврейское название созвездия Орион (в Ам 5.8 переведено словом «Орион»).

кес`ита

(Иов42.11)—денежная единица, род монеты (плитка серебра с изображением овцы).

Кесулл`оф

(Нав19.18)—пограничный город уделов Иссахарова и Завулонова, расположенный у подножиягоры Фавор (в ст. 12 назван Кислоф-Фавор).

Кеф`ар-Аммон`ай

(аммонитское селение) (Нав 18.24)—аналог. Аввим.

Кеф`ира

(селение) (Нав9.17; 18.26; Езд 2.25; Неем 7.29)—город удела Вениаминова на северо-запад отИерусалима рядом с Аиалоном.

Кибр`от-Гаттаав`а

(гробы прихоти) (Чис 11.34,35; 33.16,17; Вт 9.22)—первый из станов израильтян впустыне после Синая, где народ начал роптать, требуя мяса, и где ему были даныперепела. Это же место в Чис 11.3; Вт 9.22 названо Тавера, ибо в начале ропотабыл гнев Божий, огнем истребивший край стана.

кив`от

(церковнослав.киот, ящик) (1Ц 14.18)—ковчег завета.

Кивца`им

(две груды)(Нав 21.22)—см. Иокмеам.

кид`ар

(Исх28.4,37,39; 29.6; Лев 8.9; 16.4; Зах 3.5)—головной убор первосвященника,отличающийся от простого священнического только наличием диадимы.

Кид`ар

(Пс 119.5; Песн1.4; Ис 21.16,17; 42.11; 60.7; Иер 2.10; 49.28; Иез 27.21)—см. Кедар.

Кил`икия

(Деян 6.9;15.23,41; 21.39; 22.3; 23.34; 27.5; Гал 1.21)—область Малой Азии, расположеннаяна побережье Средиземного моря напротив острова Кипр.

кимв`ал

(1Ц 18.6; 2Ц6.5; 1Пар 13.8; 15.16; 16.5; 25.1,6; 2Пар 5.12,13; 29.25; Езд 3.10; Неем 12.27;Пс 150.5; 1Кор 13.1)—ударный музыкальный инструмент наподобие современныхтарелок (возможно, меньших размеров). (См. систра)

Кимг`ам

(тоска,томление) (2Ц 19.37,38,40)—сын Верзеллия, Галаадитянина, который отправилсявместо отца с Давидом в Иерусалим. (См. Химам)

К`ина

(Нав15.22)—аналог. Адада.

Кине`яне

(1Ц 15.6;1Пар 2.55)—см. Кенеяне, Рехавиты.

Киннер`еф

(флейта)(Чис 34.11; Вт 3.17)—см. Галилейское море.

Киннер`оф

(арфа) (3Ц15.20)—название части удела Неффалимова, прилегавшей к городу Хиннереф (см.).

кипар`ис

—красивое,высокое дерево хвойной породы, слава Ливана (Ис 60.13), упоминаемое частовместе с кедром. Оно употреблялось для различных построек и украшений (Песн1.16), ибо имеет прочную и устойчивую к гниению древесину красивогокрасноватого цвета с приятным запахом.

к`ипер

(Песн 1.13;4.13)—высокий кустарник с ароматным запахом, распространенный в Египте ивосточных странах. Желто-красной краской, добываемой из его листьев, женщинывостока красили ногти.

Кипр

(Деян 4.36;11.19,20; 13.4; 15.39; 21.3,16; 27.4)—остров в восточной части Средиземногоморя, заселенный в древности финикийцами и славившийся многими богатствами(медью, получившей свое название от этого острова, древесиной, вином, медом,фруктами). В 333 г.до РХ остров был захвачен греками, а в 58 г. до РХ стал римской провинцией. (См.Киттим)

Кир

—а) (стена илиукрепленный город) (4Ц 16.9; Ис 22.6; Ам 1.5)—город или область Ассирии, кудабыли выселены жители Дамаска (положение не известно) (в Ам 9.7 назван Каир);

б) (2Пар 36.22,23; Езд1.1,2,7,8; 3.7; 4.3,5; 5.13,14,17; 6.3,14; Ис 44.28; 45.1; Дан 1.21; 6.28;10.1)—сын Камбиза, потомка древних персидских царей, победивший мидян, которыевладычествовали над многими землями, в том числе и над Персией (см.), исделавшийся могущественным царем. В короткое время он подчинил себе обширнейшиеземли—включая всю Малую Азию и Египет. Ксенофонт отзывался о нем, как об одномиз самых великих правителей, дипломатов и полководцев древности. Его величайшимзавоеванием было покорение Вавилона в 538 г. до РХ и величайшимдеянием—повеление иудеям вернуться в их родную землю, восстановить Иерусалим ихрам (в 536 г.до РХ), о чем предсказывал пророк Исаия почти за 200 лет до этого, с указаниемего имени (точнее, его царского титула—Кир, ибо его настоящее имя былоАградар). Кир умер в 529 г.до РХ в возрасте около 60 лет, находясь на высоте могущества и славы. В Езд5.18 он назван царем Вавилонским. Его сменил на престоле его сын Камбиз, которыйприостановил работы по восстановлению храма. (См. Персия)

Кири`аф

(город)—а)(Нав 15.25)—аналог. Адада (из этого города родом был Иуда Искариот); (См.Гацор,а)

б) (Нав 18.28)—см. Кириафиарим.

Кириафа`им

(двойнойгород)—а) (Чис 32.37; Нав 13.19; Иез 25.9)—древний моавит­ский город на востокот Мертвого моря, отданный колену Рувимову (в Быт 14.5 назван Шаве-Кириафаим, ав Иер 48.1,23—Кариафаим);

б) (1Пар 6.76)—см. Карфан.

Кири`аф-Арб`ы

(городАрбы) (Быт 23.2; 35.27; Нав 14.15; 15.13,54; 20.7; 21.11; Суд 1.10; Неем11.25)—древнее название Хеврона (см.) по имени Арбы, одного из великанов (Нав14.15) (в оригинале: Кириаф-Арба).

Кири`аф-Ва`ал

(городВаала) (Нав 15.60; 18.14)—см. Кириафиарим.

Кири`афиар`им

(городлесов) (Суд 18.12; 1Ц 6.21; 7.1,2; 1Пар 13.5,6; 2Пар 1.4; Иер 26.30)—город награнице уделов Иудина и Вениаминова на запад от Иерусалима, принадлежавшийгаваонитянам и бывший, видимо, раньше центром поклонения Ваалу. В нем долгоевремя (более 40 лет) находился ковчег завета—от времени Илия, во все царствованиеСаула и до Давида, который перенес его в Иерусалим (цифра 20 лет в 1Ц 7.2говорит, по-видимому, о какой-то части этого срока) (в Нав 15.9,10 назван Ваал,в Нав 15.60; 18.14—Кириаф-Ваал, во 2Ц 6.2—Ваал Иудин, в Пс 131.6—Иарим, в Нав18.28—Кириаф и в некоторых других местах—Кириаф-Иарим, см.).

Кири`аф-Иар`им

(Нав9.17; 15.9,60; 18.14; 1Пар 2.50,52,53; Езд 2.25)—см. Кириафиарим.

Кири`аф-С`анна

(городучености) (Нав 15.49)—см. Давир,а.

Кири`аф-Сеф`ер

(городкниг или письменности) (Нав 15.15,16; Суд 1.11,12)—см. Давир,а.

Кири`аф-Хуц`ор

(городулиц) (Чис 22.39)—моавитский город недалеко от Вамоф-Ваала (Вааловых высот).

Кирин`ея

(Мф 27.32; Мк15.21; Деян 2.10; 6.9; 11.20; 13.1)—город и область в северной Африке западнееЕгипта (нынешняя Барка в Ливии). Некогда колония Греции, она была заселенапозже иудеями, которые имели свою синагогу в Иерусалиме.

Кир-Мо`ав

(Ис15.1)—укрепленный в древности моавитский город на восток от южной частиМертвого моря, ныне небольшой город Керак (в 4Ц 3.25; Ис 16.7,11 названКир-Харешет (Кирхарешет), а в Иер 48.31,36—Кирхарес).

К`ирос

(Неем 7.47)—см.Керос.

кирп`ич

—в древностиизготовлялся и применялся в таких местностях, где не было природного камня (нижнийЕгипет, то есть земля Гесем; Вавилония). Для крепости (армирования) в кирпичдобавляли солому (Исх 5.7). Кирпичи обычно высушивали на солнце, но в некоторыхслучаях обжигали и на огне (Быт 11.3). Кирпичи делались больших размеров идовольно тонкие, поэтому кирпичами же называли иногда и плитки из сырой глиныили натертые воском, предназначенные для рисования или письма (Иез 4.1). Вдревних развалинах археологи находят массу кирпичей, черепков, плиток (см.),надписи и рисунки на которых очень выразительно повествуют о делах и событияхтех дней.

Кирхар`ес

(Иер48.31,36)—см. Кир-Моав.

Кир-Хареш`ет

(4Ц3.25)—см. Кир-Моав.

К`ирхареш`ет

(Ис16.7,11)—см. Кир-Моав.

Кис

—а) (1Ц 9.1,3;10.11,21; 14.51; 2Ц 21.14; 1Пар 8.33; 9.39; 26.28; Деян 13.21)—сын (потомок)Авиила, знатный человек из колена Вениаминова, отец Саула;

б) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог.Авдон,г;

в) (1Пар 23.21,22;24.29)—аналог. Елеазар,г (он или его потомок в 1Пар 6.29 назван Ливни, см. Ливни,б);

г) (2Пар 29.12)—аналог.Азария,р;

д) (Есф 2.5)—предок Мардохея,возможно, упомянутый выше в пункте «а».

к`иса

(Вт25.13)—мешок, кошель.

К`ислев

(Неем1.1)—девятый месяц еврейского священного календаря и третий—гражданского.Соответствует декабрю (в Зах 7.1 назван Хаслев). (См. месяцы, праздники)

Кисл`он

(надежда,доверие) (Чис 34.21)—отец (предок) Елидада.

Кисл`оф-Фав`ор

(Нав19.12)—см. Кесуллоф.

Кисс`он

(извилистый)(Суд 4.7,13; 5.21; 3Ц 18.40 Пс 82.10)—поток, протекающий по Изреельской долинеи впадающий в Средиземное море севернее Кармила. Летом в значительной степенипересыхает, но в период дождей (зимой и весной) бывает полноводен (в Суд 5.21назван Кедумим).

к`исти (к`источки)

(Чис 15.38,39; Вт 22.12)—см. воскрилия.

кит

(Ион 2.1,2,11; Мф12.40)—в еврейском и греческих текстах—«большая рыба». Она является символомсмерти, объявшей Христа, как и Иону, на три дня и три ночи.

Китр`он

(Суд 1.30)—см.Карфа.

Китт`ийская земл`я

(Ис23.1)—то же, что Киттимская (см. Киттим).

Китт`им

(Быт 10.4; Чис24.24; 1Пар 1.7; Ис 23.12; Иез 27.6; Дан 11.30)—один из сыновей Иавана, сынаИафета, родоначальник племен, заселивших в древности побережье и островавосточной части Средиземного моря, в частности, остров Кипр. Выражение «корабликиттимские» (Чис 24.24; Дан 11.30) некоторые понимают как обозначение силгосударств запада. В Иер 2.10 назван Хиттим.

К`ифа

(арам. скала иликамень) (Ин 1.42; 1Кор 1.12; 3.22; 9.5; 15.5; Гал 2.9)—имя, данное ГосподомСимону, сыну (потомку) Ионы, первому Апостолу Христову. Сам Апо­стол всегданазывал себя греческим именем Петр, имеющим то же значение.

К`иший

(1Пар6.44)—аналог. Авдий,б (в 1Пар 15.17 назван Кушаия).

Киши`он

(твердость)(Нав 19.20; 21.28)—см. Кедес,в.

Кл`авда

(Деян27.16)—небольшой остров южнее Крита, называемый ныне Гоццо.

Кл`авдий

(Деян 11.28;18.2; 28.17; Рим 16.3)—римский император (41-54 гг. по РХ), в царствование которогобыл сильный голод во многих странах. На девятом году своего царствования издалуказ об изгнании иудеев из Рима, который, однако, вскоре был негласно отменен.Отравлен своей четвертой женой Агриппиной.

Кл`авдий Л`исий

(Деян23.26; 24.7,22)—тысяченачальник (командир) римского отряда, расквартированногов Иерусалиме на время праздника, который спас ап. Павла от суда толпы инаправил его под усиленной охраной в Кесарию к римскому наместнику с благо­приятнымписьмом.

Кл`авдия

(2Тим4.21)—по-видимому, христианка, жившая в Риме, привет от которой ап. Павелпередавал Тимофею, и о которой более ничего в Писании не сказано. (См. Пуд)

Кле`опа

—а) (Лк24.18)—один из двух учеников Христа, которые шли в Еммаус и которым в путиявился Господь;

б) (Ин 19.25)—муж Марии, сестрыМатери Господа, но, может быть, другой Марии, если в этом месте говорится очетырех женщинах (см. Мария,в). Имя Клеопа, переданное в русской Библииодинаково в двух местах, в греческом тексте читается—Клеопа в первом случае иКлопай—во втором, что сходно с арамейским именем Алфай (Алфей, см. а). Отсюдапроисходит предположение, что Апостол Иаков Алфеев (см. Иаков,г) есть Иаковменьший, сын Марии и Клеопы (Клопая).

Клим`ент

(снисходительный, милостивый) (Флп 4.3)—один из сотрудников ап. Павла вФилиппах. Полагают, это тот Климент, который впоследствии стал епископом в Римеи написал около 96 г.послание к коринфянам, высоко ценившееся в то время.

Кл`ита

(Езд 10.23;Неем 8.7; 10.10)—один из левитов, по-видимому, глава рода, пояснявший законнароду во время чтения его Ездрою. Как глава рода он приложил свою печать поддоговором на верность Богу (назывался также Келаия).

кл`ятва

—обещание илизаверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва вдревности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл: отделение, преданиеБогу—как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие,проклятие)

кн`ига

—собраниезаписей или даже отдельная запись, которые делались на глиняных плитках, папирусе,тонкой коже (часто—в виде свитка, см.). В некоторых местах имеет значение сводазнаний, сведений (см. ниже). Об отдельных книгах Библии см. подсоответствующими названиями.

кн`ига бр`аней Госп`одних

(Чис 21.14)—одна из древних книг, из которой, очевидно, был взят определенный фактическийматериал для книг Ветхого Завета. (См. Библия)

кн`ига Госп`одня

(Ис34.16)—сокровенная книга, память Божия, а также память и совесть народа (ср. Ис30.8).

кн`ига ж`изни

(Пс68.29; Флп 4.3; От 20.12; 21.27)—символическое название книги Божией (памятиЕго), в которой записаны имена избранных Божиих. Возможно, название связано скнигами (родословиями), в которых евреи в древности зачеркивали имена умерших,оставляя имена живых (ср. Ис 4.3).

кн`ига зав`ета

(Исх24.7)—книга, в которую Моисей записывал повеления Божии (см. ст. 4).

кн`ига зак`она

(Вт31.24-26; Нав 24.26; 4Ц 22.8; 2Пар 34.14; Неем 8.1)—в указанных, а также другихподобных местах, имеется в виду Моисеево Пятикнижие (см.) (или одна книгаВторозаконие, как думают некоторые). (См. Библия, закон)

кн`ига пр`аведного

(Нав 10.13; 2Ц 1.18)—еще один из источников, по-видимому, сборник ранних поэтическихпроизведений, из которого черпались сведения о древних событиях.

кн`ига плач`евных п`есней

(2Пар 35.25)—очевидно, род хроники, в которую записывались некрологи и воспоминанияо царях.

кн`ига цар`ей

—летопись,в которой записывались все деяния царей иудейских и израильских специальнопоставленными на то писцами.

Книд

(Деян 27.7)—городпровинции Кария у юго-западного побережья Малой Азии на одном из островов неподалекуот острова Родос.

кн`ижник

(букв.—пишущий, писец)—представитель, по-видимому, наиболее образованнойпрослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе сфарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем8.1), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его времябыли и другие книжники (Неем 13.13). После вавилонского плена, когдадревнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый—арамейский, всесвященные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжникистановятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к законузапрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось множество новыхправил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев(Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна(повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавиласьГемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе вСуре (Вавилония) около 550 г.Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в которомсодержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавлялидве различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля былГамалиил, наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиесяпоследовать за Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному изкоторых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник,ученость)

князь

—старший в своемроде, облеченный властью (ср. Быт 23.6; 1Пар 12.27). Князьями в Писании называютсятакже духовные личности (силы), как на земле, так и на небе (ср. Дан 10.20-21;Ин 12.31). (См. также сатана)

Князь м`ира

(Ис9.6)—Господь и Спаситель наш, ибо Он есть Начальник примирения (мира) душ нашихс Богом.

К`оа

(Иез23.23)—неизвестная область халдейского царства.

ковч`ег

(греч.ящик)—а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелениюБожию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль.Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размерыСоломонова храма. Его длина была 150м, ширина 25м и высота 15м. Боковые стенысходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, анаверху—отверстие (Быт 6.14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). Поэтому образу в 1609 г.богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что тудаможно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимостьего оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);

б) (Быт 50.26)—гроб илисаркофаг, возможно, металлический или каменный, какие употреблялись для захороненийфараонов;

в) ковчег свидетельства (Исх16.34), откровения или завета—ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию вСинайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для храненияоткровения, данного Богом (Исх 25.10-22). Его размеры были: длина 1.25м, ширинаи высота 0,75м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золотас изображениями двух херувимов. По Евр 9.4 в нем хранились кроме скрижалейзавета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх 16.33; Чис 17.10 они были помещеныперед ним (ср. 3Ц 8.9; 2Пар 5.10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян,когда они шли по пустыне (Чис 10.35-36). После перехода Иордана он былустановлен в Силоме (Нав 18.1). Затем он оказался в Массифе (Суд 20.27), затемснова в Силоме (1Ц 3.3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттудаизраильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Ц 4.4), которые изахватили его (ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Ц 6.1), после чего былвозвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса изВефсамиса (1Ц 6.18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим,где пробыл в доме Аминадава «лет двадцать» (1Ц 7.1-2), но фактически многобольше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время неупоминается (1Пар 13.3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть черезнекоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала вдом Аведдара Гефянина (2Ц 6.10-11), а затем в Иерусалим (ст. 17), в городДавидов, то есть на Сион (2Пар 5.2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну(2Ц 11.11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на своеместо—в давире под крылья херувимов (3Ц 8.6; 2Пар 5.7). Но его вынесли иотсюда, очевидно, при Манассии (2Пар 33.7), после чего Иосия снова вернул его вхрам (2Пар 35.3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возможно, он сгорелвместе с храмом (2Пар 36.19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, егоне было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер 3.14-16), он явится в храмеБожием на небе (От 11.19). (См. скиния, херувим, храм)

к`овы

(1Ц 22.8,13; Иов31.9; Пр 7.12; Ис 32.7; Иер 9.8; Мих 7.2)—злые умыслы, попытки к уловлению.

кодр`ант

(греч.кодрантес) (Мф 5.26)—мелкая медная монета, равная 1/60 динария. (См. деньги)

к`ожаные кн`иги

(2Тим4.13)—книги (свитки), написанные на пергаменте (см.).

кож`евник

(Деян9.43)—мастер по выделке кож, труд которого у евреев, как и на всем древнем востоке,считался нечистым и презренным. Кожевникам разрешалось жить только вне городовс подветренной стороны (по причине отвратительного запаха, присущегокожевенному производству).

коз`а (коз`ел)

—ценныев древности домашние животные, разведением которых занимались и евреи. Козьяшерсть шла на изготовление одежд, из нее же были сотканы покрывала скинии;козья кожа употреблялась для изготовления покрывал, шатров, одежд (см.),емкостей для жидкостей (мехов). Как жертвенное животное могли употребляться вкачест­ве жертвы за грех и мирной жертвы, ягнята—для жертвы всесожжения. Козелво 2Пар 11.15 упомянут как идол. (См. косматые)

коз`ел для отпущ`ения

(Лев 16.7-10)—часть жертвы за грех, приносимой по закону ежегодно в деньочищения. Козел, выбранный для этого по жребию из двух представленных, послевозложения на него грехов всего народа, изгонялся в пустыню. (См. отпущение)

Кол`аия

(голос Иеговы)(Неем 11.7)—аналог. Гассенуя.

кол`ена Изр`аилевы

—потомкиИакова (Израиля), происшедшие от каждого из его двенадцати сыновей, родоначальников(глав) колен, родившихся от двух его жен и двух наложниц, их служанок.

Семья или род у евреев всегдагруппировались вокруг отца («дом отца моего»), у которого могло быть и несколькожен. С ним жили также дети от других женщин (Суд 11.2). Колена и семьи всегдастремились жить и действовать вместе, во все времена у них были главы,начальники или старейшины (Исх 12.21; Чис 1.4; 1Пар 27.16), которых можносравнить с шейхами у современных арабов.

Чис1 Чис 26

Рувим 46500 43730

Симеон 59300 22200

Иуда 74600 76500

Дан 62700 64400

Неффалим 53400 45400

Гад 45650 40500

Асир 41500 53400

Иссахар 54400 64300

Завулон 57400 60500

Ефрем 40500 32500

Манассия 32200 52700

Вениамин 35400 45600

603550 601730

При разделе земли на уделыпотомкам Иосифа было дано два удела—для каждого из его сыновей, образовавшихсамостоятельные колена, поскольку Израиль перед своей смертью усыновил их иособенно благословил (Быт 48.8-20). Колену Левиину не был дан земельный удел,ибо уделом левитов было служение в скинии Божией (Чис 18.23), хотя они иполучили 48 городов для жительства в уделах Израиля (Чис 35.1-8). Симеону хотяи был назначен удел, он практически оказался растворенным в уделе Иудином (Нав19.1). Таким образом исполнилось пророчество Израиля об этих двух коленах,произнесенное им при благословении своих сынов перед смертью (Быт 49.5-7).

После пленения израильтян, всеколена оказались рассеянными по разным землям. По окончании вавилонского плена,в Иудею (см.) вернулся в основном Иуда, но другие колена также были представлены(Езд 6.17; 8.35).

Исчисление израильтян поколенам было совершено дважды—после выхода из Египта (Чис 1) и в конце странствованийпо пустыне (Чис 26). В исчисление вошли только мужчины, годные для войны, от 20лет и выше. Левиты (см.) не вошли в исчисление. Полное количество народа, надополагать, было примерно в пять раз больше приведенных цифр (то есть в общемоколо 3 млн в каждом случае).

Кроме этих двух исчислений вПисании указываются количества воинов, пришедших к Давиду в Хеврон, чтобывоцарить его—всего 324632 (1Пар 12), а также исчисленных по приказу Давида в концеего правления: Израильтян—800 тыс. и Иудеев—500 тыс. (по 1Пар 21.5-6 соотв. 1,1млн и 470 тыс.), но это исчисление не было полным (1Пар 27.23-24). Последнееисчисление упомянуто в От 7.5-8. (См. также Приложение 6)

кол`еса

(Иез 1.16-21;10.2,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан 7.9)—символ вездесущности (разные направления)и всеведения (глаза) Божия.

колесн`ица

—двухколеснаяповозка, в которую запрягались одна или две лошади или волы. Колесницы частопосвящались (особенно у персов) солнцу и употреблялись в соответствующихритуалах, которые, как видно, были переняты и иудеями (4Ц 23.11). Боевыеколесницы считались страшным оружием. Обшитые медью или железом, запряженныелошадьми в панцирях, они по бокам были снабжены острыми лезвиями, а спередиимели торчащие копья. Такой снаряд, пущенный на пехоту, производил страшныеопустошения. В колеснице, как правило, стояло два воина—возница и воин с копьемили луком.

Четырехколесные повозки былипридуманы много позже. Для смягчения езды ременная подвеска кузова была изобретенатолько в 15 в., а рессоры—в 17 в..

К`олия

(Иер29.21)—отец (предок) лжепророка Ахава.

кол`ода

—а) (Суд16.13,14)—основа или главная деталь древнего приспособления (станка) для тканья;

б) (Иов 13.27; 33.11; Иер20.2,3; 29.26; Деян 16.24)—две доски с вырезами, между которыми зажимались ногиузника. После этого он оставлялся сидеть или лежать в этой изнуряющей позе. Навостоке существовали колоды для одновременного зажимания шеи и рук, но о такиху евреев в Священном Писании не упоминается.

кол`одец

—очень ценноесооружение для получения и хранения воды в жаркой и сухой Палестине. В условияхее гористого рельефа, грунтовых вод, как мы их знаем в средней полосе Европы,там нет, и колодцы, высекавшиеся, как правило, в скале или каменистом грунте,служили для собирания воды какого-нибудь источника или дождевой. КолодецИаковлев (Ин 4.6), который существует и доныне в нескольких километрах кюго-востоку от Сихема (Наблуса), имеет глубину около 22м, диаметр—более 2м,весь выложен камнем и имеет свод над устьем, в котором оставлено небольшоеотверстие. Кроме него в Писании упомянуты следующие колодцы (источники): Беэр(Чис 21.16), Беэр-лахай-рои (Быт 16.14; 24.62; 25.11), Вирсавия (Быт 21.30-31),Есек (Быт 26.20), Реховоф (Быт 26.22), Сира (2Ц 3.26), Ситна (Быт 26.21), Шива(Быт 26.33).

кол`ония

(Деян16.12)—подвластная непосредственно Риму область или город, которым даны равныес Римом привилегии. Жители колонии получали римское гражданство, управлялисьсобственным сенатом и имели право голоса наравне с римлянами.

Кол`оссы

(Кол1.2)—город в Малой Азии на реке Ликус в провинции Фригия (непо­далеку отЛаодикии), от которого теперь остались лишь развалины близ поселка Хонас.

Колосс`янам, Посл`ание ап. П`авла

—19якнига Нового Завета (см. Библия), письмо к верующим в Колоссах, написанное ап.Павлом из Рима около 62 г.в одно время с Посланиями к Ефесянам и Филиппийцам. Написано оно было в связи сполучением сообщения о не полном духовном благополучии в этой общине и потомупредупреждает об опасности всяких ложных учений (Кол 2.8), которых появилосьмного в это время в среде христиан. (См. ереси)

Колх`озей

(всевидящий)—а) (Неем 3.15)—отец (предок) Шаллума;

б) (Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж.

колч`ан

(Быт 27.3; Иов39.23; Пс 126.5; Ис 22.6; 49.2; Иер 5.16; 51.11; Плач 3.13)—сумка для стрел.

кольм`и п`аче

(Мф6.30; Лк 12.28)—тем более.

к`ольца

—как украшениев древности были широко распространены (Исх 35.22) и носились женщинами на пальцах,запястьях, в ушах и даже в носу (Ис 3.20). (См. украшение)

кон`ец г`ода

(Исх23.16; 34.22)—см. год, праздник кущей.

К`онские вор`ота

(4Ц11.16; 2Пар 23.15; Неем 3.28; Иер 31.40)—внутренние ворота древнего Иерусалимамежду царским дворцом и храмом, через которые, по-видимому, идолопоклонникиприводили своих посвященных солнцу коней (ср. 4Ц 23.11). (См. ворота)

кор

(3Ц 4.22; 5.11;2Пар 2.10; Езд 7.22)—мера объема жидких и сыпучих тел, равная (как и хомер) примерно240л. (См. меры)

кор`аллы

(Иов 28.18;Плач 4.7; Иез 27.16)—плотные известковые отложения полипов—простейших морскихсуществ. Кораллы разрастаются под водой в виде причудливых кустов и бываютразных цветов.

корв`ан

(Мк 7.11)—дарБогу; во всех других местах Библии переведено как «приношение». В данном случаеподчеркивается лицемерие приносящих, уклоняющихся от помощи родителям.

Кор`е

(куропатка)(1Пар 9.19; 2Пар 31.14)—левит, потомок Корея (см. Корей,в), привратник увосточных ворот храма, смотритель над приношениями в храм при Езекии и предокМешелемии.

Кор`ей

—а) (Быт36.5,14,18; 1Пар 1.35)—аналог. Елифаз;

б) (Быт 36.16)—аналог.Амалик,а;

в) (Исх 6.21,24; Чис16.1,6,8,16,19,24,27,32,40; 26.9-11,58; 1Пар 6.22,37; 9.19; Иуд 11)—сын(потомок) Ицгара (Аминадава) из рода Каафа, поднявший мятеж против Моисея иАарона вместе с другими 250 именитыми мужами, претендуя на высшую власть средиизраильтян. Господь поразил его вместе со всеми сообщниками, но сыновья Корея,не принимавшие участия в мятеже, не погибли; (См. кореяне)

г) (1Пар 2.43)—один из сыновей(потомков) Хеврона (см. Хеврон,б) из колена Иудина.

коре`яне (сын`ы Кор`еевы)

(1Пар 9.19,31; 12.6; 26.1,19; 2Пар 20.19; Пс 41.1; 43.1; 44.1; 45.1; 46.1;47.1; 48.1; 83.1; 84.1; 86.1; 87.1)—левиты, потомки Корея, происшедшие от егосыновей, оставшихся в живых после бунта отца. Среди них были привратники идругие служители храма, но особенно много певцов. Были и отличные воины (1Пар12.6). (См. также сын)

кори`андровое с`емя

(Исх 16.31; Чис 11.7)—шарообразные по виду и душистые семена травянистогорастения из семейства зонтичных, распространенного на востоке. Употреблялоськак приправа.

Кор`инф

(Деян 18.1,8;19.1; 1Кор 1.2; 2Кор 1.1,23; 6.11; 2Тим 4.20)—знаменитый город древней Греции,главный город бывшей провинции Ахаия. Был расположен на узком скалистомперешейке между Ионическим и Эгейским морями и находился на пересечении многихторговых морских и сухопутных путей, что делало город весьма богатым. В нембыло множество храмов, посвященных Нептуну, Апполону, Венере. Устраиваемые внем Истмийские игры (наподобие Олимпийских) и Коринфские зрелища привлекалитолпы приезжих. Ремесла и искусства были на очень высоком уровне. Здесь ап.Павел организовал около 52 г.церковь (общину верующих) и прожил более полутора лет. Ныне от города осталисьлишь руины некогда величественных зданий и храмов.

Кор`инфянам, 1 и 2 Посл`ания ап. П`авла

—14и 15 книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла коринфскимверующим, написанные им около 57 г.вскоре после его ухода из Коринфа. Первое он написал из Ефеса и в нем онукоряет коринфян за разделения, дает многие наставления, говорит великие словао любви и впервые (еще до написания всех Евангелий) излагает проведение вечериГосподней. Второе Послание ап. Павел написал, по-видимому, уже из Македонии и внем много говорит о себе, отвечая клеветникам, о величии новозаветного служенияи о взаимной помощи верующих. Заканчивает он его самым всеобъемлющимприветствием. Было еще одно послание к коринфянам (1Кор 5.9), но оно несохранилось.

кор`ица

(Исх 30.23; Пр7.17; Песн 4.14; От 18.13)—тонкая, очень душистая кора веток коричного дереваиз породы лавровых, особенно распространенного на Цейлоне. В истолченном видевходит в состав мира. (См. ароматы)

к`ормчий

(Иез 27.8,28;Деян 27.11; Иак 3.4; От 18.17)—стоящий на корме у руля и направляющий путькорабля.

Корн`илий

(Деян10.1,3,7,21,22,24,25,30,31)—сотник (командир) римского отряда, расквартированногов Кесарии, римлянин, язычник, но «благочестивый и боящийся Бога со всем домомсвоим» (Деян 10.2). Первый язычник, обращенный через Апостолов.

к`ороб

(Мф 14.20;16.9; Мк 6.43; 8.19; Лк 9.17; Ин 6.13)—в других переводах—корзина, в какихносили продукты.

к`оршун

(Лев 11.14; Вт14.13; Иов 28.7; Ис 34.15)—нечистая по закону и неприятная на вид птица с отвратительнымзапахом, но с очень острым зрением. Питается падалью.

Кос

(Деян21.1)—небольшой остров в Эгейском море между островами Родос и Патмос уюго-западного побережья Малой Азии.

Кос`ам

(Лк3.28)—аналог. Авиуд,г.

косм`атые

(Ис13.21)—дикие волосатые козлы, обитатели пустынных мест. В Ис 34.14 названы «лешии»,а в некоторых других переводах—«чудовища».

Коц

(1Пар 4.8)—отец(предок) Анува, Цовева и семейств Ахархела из колена Иудина.

кощ`ун(ник)

(Пр 3.34;9.7,8; 19.25,29; 21.11,24; 22.10; 24.9; Ис 28.22; Ос 7.5)—насмешник, ругатель,осквернитель.

краеобр`езание

(1Ц18.25,27; 2Ц 3.14)—срезаемая при обряде обрезания часть кожи.

краеуг`ольный к`амень

(Иов 38.6; Ис 28.16; Зах 4.7; 10.4; 1Пет 2.6; Еф 2.20)—цельный камень, высекаемыйиз скалы и укладываемый в угол для скрепления примыкающих стен (ср. Иер 51.26;Мф 21.42). (См. камень)

кр`айняя плоть

(Быт17.11,14,23-25; Исх 4.25; Лев 12.3)—складка свободной кожи на конце мужскогополового органа (в переносном смысле это выражение употребляется также и поотношению к сердцу—Вт 10.16; Иер 4.4).

кр`асное д`ерево

(3Ц10.11,12; 2Цар 9.10,11)—очень ценное дерево с плотной красной древесиной,растущее в основном в Индии. Хорошо полируется. Применяется для отделки и дляизготовления некоторых музыкальных инструментов. (См. черное дерево)

Кр`асные вор`ота

(Деян3.2,10)—одни из ворот в наружной стене храма (см.), называемые в другихпереводах Прекрасные (Красивые).

крест

—позорнейшее исамое жестокое орудие казни в древнем Риме (Римской империи). На востоке в древностиосужденных часто привязывали к столбу и так оставляли умирать. Римлянеусовершенствовали это орудие, приделав к нему перекладину. Крест был предназначени Искупителю нашему Иисусу Христу (Евр 12.2). Осужденные на казнь на крестедолжны были нести свой крест сами к месту казни и поэтому Господь образноназвал крестом тот удел, который Его ученики должны сами взять на себя (Мф10.38; 16.24). (См. распятие)

кр`ечет

(Вт14.13)—нечистая по закону хищная птица крупных размеров с серым оперением изпороды соколиных.

крещ`ение

—очищение ипреображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождениячеловека от воды и Духа (Ин 3.5). Погружение в воду при крещении есть первый,внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христаи очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное(сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мф3.11; Деян 1.5; 8.14-17; 11.15-16). Крещение в воде, крещение покаяния, впервыеосуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взятоот ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх 19.10; Лев8.6; 17.16; Евр 9.10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрируетрешительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человекаоблечься во Христа (Гал 3.27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете(Ис 4.4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян 2.38), идти одна задругой (Деян 19.2-6) или даже меняться местами (Деян 10.44-48), но в любомслучае, одно совершается людьми, а другое—Богом (Деян 13.52).

Следует заметить, что крещениев воде—желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения кчислу спасаемых (истинных верующих). В Деян 2.41 под крещением, очевидно, понимаетсясамо принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один приемтрудно даже представить (ср. также Деян 8.14-17). Сам Господь никогда некрестил людей в воде, только его ученики (Ин 4.2) (известно, что в СвященномПисании вода часто символизирует Слово).

Русское слово «крещение»этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале(греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратнуюформацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. (См. проказа)

Криск`ент

(растущий)(2Тим 4.10)—очевидно, один из христиан, посетивших ап. Павла в заключении, азатем отпущенный (направленный) в Галатию.

Крисп

(кудрявый) (Деян18.8; 1Кор 1.14)—начальник одной из синагог (ср. ст. 17) в Коринфе, уверовавшийво Христа и крещенный ап. Павлом.

крист`алл

(от евр.керах—лед) (Иов 28.17; Иез 1.22; От 4.6; 21.11; 22.1)—прозрачный камень, подобиегорного хрусталя или кварца (ср. От 15.2; 21.18,21).

Крит

(Иез 25.16; Соф2.5; Деян 2.11; 27.7,12,13,21; Тит 1.5,12)—один из крупнейших островов Средиземногоморя, расположенный между Сицилией и Кипром и называемый также Кандия. Вдревности был населен потомками Хама, отличными моряками и воинами, но стоящимивсегда очень невысоко в нравственном отношении. Их характеристика, приведеннаяап. Павлом в Тит 1.12, принадлежит Эпимениду из Кносса (ок. 600 г. до РХ). В 66 г. до РХ Крит стал римскойпровинцией. (См. Кафтор)

кровотеч`ение

(Мф9.20; Мк 5.25; Лк 8.43)—длительное, болезненного характера выделение крови уженщин (см. Лев 15.25-30).

кровь

—всем хорошоизвестная, легко проливаемая, самая драгоценная жидкость в организме животногои человека, которая доставляет к каждой мельчайшей клетке тела необходимоепитание и удаляет все ненужное. В крови—душа живого тела, то есть егофизическая жизнь (Быт 9.4-5; Лев 17.11,14; Вт 12.23), поэтому кровь пить (есть)запрещалось, даже тех животных, мясом которых человек по закону мог питаться(Лев 3.17; 7.26,27; 19.26; Вт 12.16; 15.23; Деян 15.20,29; 21.25). Кровьприносимых в жертву животных должна была выливаться у жертвенника (Лев4.7,18,25,30,34). Господь Иисус Христос также пролил Свою Кровь к подножиюСвоего жертвенника—Креста, искупив, оправдав и очистив ею всех Своих.

крокод`ил

(Ис 51.9;Иез 29.3)—в обоих случаях в оригинале стоит: «чудовище» (ср. Иез 32.2). (См.Левиафан)

кропл`ение

—символочищения (Ис 50.9). Кроплением крови очищался жертвенник (Лев 1.5; 3.13),скиния и ее принадлежности (Лев 4.6,17; Чис 7.1), книга закона и народ (Лев14.7; Евр 9.13,19). В этом смысле говорится и об очищении кроплением КровиюХриста (1Пет 1.2; Евр 10.22; 12.24). Кропление осуществлялось также очистительнойводой (Чис 19.13,18,19; Иез 36.25) и елеем (Лев 14.16,27).

круг

(Иов 22.14; Ек1.6; Ис 40.22; Иак 3.6)—в указанных местах означает полный охват, весь объем,целость.

круж`ало

(Иер18.3)—станок горшечника, состоящий из нижнего диска, который он вращает ногами,и верхнего, соединенного с нижним, на котором он формует вращающуюся глину,образуя из нее необходимое изделие.

крыл`о хр`ама

(Дан9.27; Мф 4.5; Лк 4.9)—в других переводах: высочайшая точка храма. Полагают, чтоэто крыша портика, который тянулся вдоль южной стены храма и находился на самомкраю глубокой долины. (См. храм)

К`ува

(3Ц 10.28; 2Пар1.16)—местность, как полагают, по соседству с Египтом.

кузн`ечик

(Ек12.5)—имеется в виду прежняя легкая походка.

к`уколь

(Иов31.40)—травянистое однолетнее растение семейства гвоздичных с ядовитыми семенами,сорняк, растущий среди злаков.

кум`ир

—то же, чтоидол. Возможно, слово «кумир» произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшеежрецов их идолов. (См. идол)

Кун

(1Пар 18.8)—см.Берот.

купин`а

(откупа—груда, группа) (Мк 12.26; Лк 20.37)—терновый куст, горящий и не сгоравший,в котором Господь явился Моисею на горе Хорив. (См. терн)

курд`юк

(Исх 29.22;Лев 3.9; 7.3; 8.25; 9.19)—жировой нарост в области хвоста у одной из пород овец(курдючных).

кур`ение

—благовоннаясмесь (Исх 30.34), предназначенная для сожигания пред Господом, а также сампроцесс сожигания этой смеси. Курение сожигалось на специальном кадильномжертвеннике, а также в некоторых случаях в ручных кадильницах, являясь символомвозносимых к Богу молитв. Хотя указанный состав курения запрещалось делать длядругих целей, многие имели собственные кадильницы (Чис 16.17-18). Курениеиспользовалось также и при идолопоклонстве (3Ц 12.33; 4Ц 17.11; 2Пар 28.3; Иер19.13; Иез 8.11), и для почестей высоких людей в языческих странах (Дан 2.46).

куроп`атка

(1Ц 26.20;Иер 17.11)—дикая птица из семейства куриных (родственна тетеревам).

К`ута

(4Ц17.24,30)—город на северо-восток от Вавилона, нынешнее местечко Тель-Ибрагим.

Куш

(Быт 2.13)—одна изземель рая (см.).

Куш`аия

(1Пар15.17)—см. Киший.

к`уща

—легкая палаткаиз веток и листьев для защиты от солнца (Ион 4.5).

к`ущей пр`аздник

—см.праздник кущей.