Ра`ав

Ра`ама

Ра`амия

Раамс`ес

раб

Рабс`ак

Рабс`арис

Р`авва

Равв`и

Равв`иф

Раввун`и

равн`ина

Раг`ав

Рагу`ил

Радд`ай

р`адоваться

р`адость

Ра`ема

разверз`ать

раздир`ать од`ежду

разноцв`етные од`ежды

Раз`он

рай

рак

рак`а

Ракк`аф

Рак`он

Рам

Р`ама

Рам`аия

Рамафа`им-Цоф`им

Рам`аф-Л`ехи

Рам`аф-М`ицфа

рамен`а

Рам`оф

раск`аяние

расп`ятие

расс`еяние

расслабл`ение

раст`ения

Р`афа

Раф`уй

Рах`ава

Рах`ал

Рах`ам

Рах`иль

Ре`аия

Р`ева

Рев`екка

ревнов`ания принош`ение

Рег`ем

Рег`ем-мел`ех

Регу`ил

Реел`ай

рек`а

рек`а Арав`ийская

рек`а Ег`ипетская

Рек`ем

рел`игия

Рем`алия

Рем`еф

Ремм`он

Ремф`ан

Р`есен

Ре`ума

Рефа`ил

Рефа`им(ов) дол`ина

Рефа`имы

Реф`аия

Реф`ай

Рефид`им

Р`еха

Рех`ав

Рехав`иты

Рех`авия

Р`ехов

Рехов`оф

Рехов`оф-ир

Рех`ум

Рец`ев (Рец`еф)

Рец`ин

Речн`ые вор`ота

реш`етка

Реш`еф

ржа

рж`авчина

Риб`ай

Р`ибла

Р`ивла

Р`игия

р`иза

Рим

Р`имлянам, Посл`ание ап. П`авла

Р`имлянин

Римм`он

Римм`он-Фар`ец

Р`имский яз`ык

Р`инна

Рис`ай

Р`исий

Р`исса

рист`алище

р`итор

Риф`ат

Р`ифма

Рих`ав

Р`иция

Р`ицпа

Рово`ам

рог

Р`огель

Рогл`им

Р`ода

род и род

род`ить

Р`одос

родосл`овие

род сей

рождеств`о

рожк`и

рож`он

р`озга

Рома`мти-`Езер

рост

Р`охга

Рош

р`оща

руб`ин

р`убище

Рув`им

рук`а

Р`ума

рум`яна

р`ута

Руф

Руфь

Руфь, кн`ига

Р`ыбные вор`ота

рыбол`ов

Ра`ав

—а) (широкая)(Нав 2.1,3; 6.16,22,24; Иак 2.25; Евр 11.31)—иерихонская блудница (см.), принявшаядвух еврейских соглядатаев, посланных И.Навиным для осмотра Иерихона, ипомогшая им скрыться, ибо верила, что город будет предан Господом в рукиизраильтян. Возможно, она же в Мф 1.5 названа Рахава; в таком случае Раав сталаженой Салмона и родила Вооза (см. родить);

б) (надменность, гордость) (Пс86.4; 88.11)—образное название Египта. Это же слово в оригинале встречается и вИс 30.7 (можно перевести так: «Раав не принесет пользы»);

в) (Ис 51.9)—некое морскоечудовище или злая сила, которая в оригинале упоминается также в Иов 9.13 (переведенокак «чудовище») и в Иов 26.12 (переведено как «дерзость»).

Ра`ама

(дрожащий) (Быт10.7; 1Пар 1.9)—один из сыновей Хуша, сына Хама и название его потомков, населявшихобласть севернее Персидского залива (в Иез 27.22 назван Раема).

Ра`амия

(Неем7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 назван Реелай).

Раамс`ес

(сын богасолнца Ра) (Быт 47.11; Исх 1.11; 12.37; Чис 33.3,5)—город для запасов, построенный(или отстроенный) евреями в земле Гесем, а также и другое название этой земли(ср. Быт 46.28). Из этого города евреи вышли, покидая Египет. (См. Гесем)

раб

—безответное ибесправное существо, полная собственность своего господина. Мастеровые ихудожники, управители имений, врачи и учителя в древности чаще всего были рабы.У язычников они были наследственной, вечной собственностью господ (как ирабы-язычники у евреев—Лев 25.44-46), но для рабов евреев закон предписывалопределенные смягчения (Исх 20.10; 21.2,8-11,20,26,27; Лев 25.39-43,53-55; Вт12.12; 16.11,14; 21.14; 23.15). Раб был вещью и цена его, установленнаяМоисеем, была 30 сиклей серебра (Исх 21.32)—примерно четырехмесячная платаподенного рабочего (см. деньги). Раб исполнял любую работу, которую давал емуего господин, а хороший раб еще знал наклонности и характер своего владыки.Поэтому выражения «раб Господень» или «раб Богу» выражают предельную степеньпреданности и верности. (См. слуга)

Рабс`ак

(главноедолжностное лицо) (4Ц 18.17,19,26-28,37; 19.4,8; Ис 36.2,4,11-13,22;37.4,8)—высокое должностное и доверенное лицо при ассирийском царе Сеннахириме,посланное с войском для осады и взятия Иерусалима (это не имя, а титул,название должности). Возможно, он подчинялся Тартану (см.) и служил переводчикоми глашатаем (ср. Регем-мелех). (См. имя)

Рабс`арис

(начальникевнухов или охранников) (4Ц 18.17)—как и предыдущий, некое должностное лицо,посланное с войсками к Иерусалиму (также является не именем, а названием должности—этоже слово в Иер 39.3 переведено словами «начальник евнухов»). (См. имя)

Р`авва

(великий) (Вт3.11; Нав 13.25; 2Ц 11.1; 12.26,29; 17.27; 1Пар 20.1; Иер 49.2,3; Иез 21.20;25.5; Ам 1.14)—главный город аммонитян, расположенный на восток от Иордана, несколькоюжнее истоков Иавока. С 3 в. до РХ назывался Филадельфия, ныне—Амман. (См.аммонитяне)

Равв`и

(мой учитель)(Мф 26.25,49; Мк 9.5; 11.21; 14.45; Ин 1.38,49; 3.2,26; 4.31; 6.25; 9.2;11.8)—почетный титул, дававшийся выдающимся учителям закона в еврейском народе.Во многих местах, где в русском тексте стоит «Учитель» (Мф 22.16,24,36; Мк10.51; Ин 11.28; 13.12,14), в оригинале употреблено то же слово «Равви».Господь запретил Своим ученикам добиваться подобных титулов (Мф 23.7-8).

Равв`иф

(множество, толпа)(Нав 19.20)—аналог. Авец.

Раввун`и

(мой господинучитель) (Ин 20.16)—более высокий и более почетный титул, чем «равви». Присваивалсятолько самым известным еврейским учителям.

равн`ина

—обширноепространство земли, годной для земледелия или пастбищ. По­скольку в гористойПалестине такие места были наперечет, многие имели свои названия: Моавитская(Чис 22.1; 26.63; 31.12; 33.48,50; 35.1; 36.13; Вт 34.1,8), Иерихонская (4Ц25.5), Мегиддо (2Пар 35.22), Оно (Неем 6.2).

Раг`ав

(друг) (Быт11.18-21; 1Пар 1.25; Лк 3.35)—сын Фалека, сына Евера и потомок Сима, сына Ноя,один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Рагу`ил

(другБожий)—а) (Быт 36.4,10,13,17; 1Пар 1.35,37)—аналог. Елифаз,а;

б) (Исх 2.18; Чис 10.29)—см.Иофор.

Радд`ай

(1Пар2.14)—аналог. Аминадав,г.

р`адоваться

(Деян15.23; 23.26; Иак 1.1)—распространенное в древности приветствие в письмах (посланиях).(См. приветствие)

р`адость

—это слово вПисании имеет духовный и более глубокий смысл, чем обычная радость, и не имеетничего общего с весельем (Пс 42.4; Рим 15.13; Евр 12.2).

Ра`ема

(Иез 27.22)—см.Раама.

разверз`ать

(Исх13.2,12; 34.19; Чис 3.12; 8.16; 16.32; Суд 15.19; 1Ц 2.1; Мк 1.10; Лк2.23)—открывать, вскрывать, нарушать, расторгать.

раздир`ать од`ежду

—разрыватьодежду (см.) в знак глубокой печали (Быт 37.29,34; Иол 2.13). Первосвященникипо закону не должны были ни по какому случаю раздирать своих одежд (Лев 21.10),поэтому судивший Иисуса первосвященник Каиафа нарушил закон, в чрезмерномусердии разодрав свои одежды (Мф 26.65; Мк 14.63).

разноцв`етные од`ежды

(Быт 37.3,23,32; Суд 5.30; 2Ц 13.18)—значение слов в оригинале не ясно. Онимогут означать и богатую одежду и богато украшенную.

Раз`он

(важный) (3Ц11.23)—сын (потомок) Елиады, бежавший от царя Сувского и сделавшийся главоюшайки. Захватив Дамаск, он стал царем Сирии и был врагом Израиля во все дницарствования Соломона.

рай

(сад) (Быт 2.8,10;3.8; Ис 51.3; Лк 23.43; 2Кор 12.4; От 2.7)—слово персидского происхождения,означающее сад, парк, прекрасное место, защищенное место. В оригинале то жеслово употреблено и во многих других местах, которые переведены: «сад Едемский»(Быт 2.16; 3.23,24; Иол 2.3), «сад Господень» (Божий) (Быт 3.10; Ис 51.3; Иез28.13; 31.8), «сад» (Ек 2.5; Песн 4.13), «царский лес» (Неем 2.8). Судя по Быт2.10-14 рай состоял из нескольких земель: земли Хавила (Колхида? Персия? Индия?Египет?), орошаемой рекой Фисон; земли Куш (возможно, в южной Месопотамии) иАссирии. В Быт 13.10 рай уподобляется земле Египетской, а во 2Кор 12.2,4—небу.Иисус Христос сказал разбойнику, что он будет в тот же день с Ним в раю, ноГосподь еще 40 дней не восходил на небо, а являлся Своим ученикам на земле (Ин20.17; Деян 1.3). Следовательно, рай—это место или духовное состояние, несвязанное с нашей земной жизнью, но открывающееся после нее (или вне ее)(главное—с Господом), и в таком случае уже безразлично, где оно находится(может быть, даже на земле, как в случае с этим разбойником). (См. Едем)

рак

(2Тим 2.17)—воригинале «гангрена», то есть болезнь, постепенно захватывающая все тело, начинаяс кончиков пальцев.

рак`а

(Мф5.22)—по-арамейски означает «пустоголовый» или «дурак». Это слово, по-видимому,часто срывалось с языка в разговорах.

Ракк`аф

(побережье)(Нав 19.35)—один из укрепленных городов удела Неффалимова, расположенный, какгласит предание, на месте, где впоследствии была расположена Тивериада.

Рак`он

(Нав19.46)—аналог. Бене-Верак.

Рам

—а) (1Пар2.25,27)—аналог. Ахия,д;

б) (Иов 32.2)—по-видимому,означает Арам (см. Арам,а).

Р`ама

(высота)—а) (Нав18.25; Суд 4.5; 19.13; 3Ц 15.17,21,22; 1Пар 27.27; 2Пар 16.1,5,6; Езд 2.26;Неем 7.30; 11.33; Ис 10.29; Иер 31.15; 40.1; Ос 5.8; Мф 2.18)—город в уделеВениаминовом, недалеко от Гивы, на полпути из Иерусалима в Вефиль (ныне селениеРам);

б) (Нав 19.8)—см. Ваал,г;

в) (Нав 19.29)—пограничныйгород удела Асирова недалеко от Тира (ныне село Раме);

г) (Нав 19.36)—аналог. Адама,а;

д) (1Ц 1.19; 2.11; 7.17; 8.4;15.34; 16.13; 19.18,19,22,23; 20.1; 28.3)—родина пророка и судьи ИзраиляСамуила, где он провел почти всю свою жизнь и где он умер. Местоположение точноне известно, но, судя по значению слова, это могло быть просто возвышенное (илиизвестное) место недалеко от Массифы (см. Массифа,в) (в таком случае это можетбыть местечко Рамле на север от Иерусалима) (в 1Ц 1.1 названа Рамафаим-Цофим, ав Мф 27.57; Мк 15.43; Лк 23.51; Ин 19.38—Аримафея);

е) (2Пар 22.6)—см. Рамоф,а.

Рам`аия

(Иегова высок)(Езд 10.25)—аналог. Венаия,а.

Рамафа`им-Цоф`им

(двевысоты) (1Ц 1.1)—см. Рама,д, Цуф,б.

Рам`аф-Л`ехи

(Суд15.17)—место около Лехи, где Самсон бросил ослиную челюсть, убив ею напавших нанего Филистимлян.

Рам`аф-М`ицфа

(высокоеместо, место для наблюдения) (Нав 13.26)—полагают, то же, что Рамоф (см.Рамоф,а), но, может быть, это другое место на границе удела Гадова.

рамен`а

(Вт 33.12;1Пар 35.3; Пс 80.7; Ис 9.6; 10.27; 14.25; 22.22)—плечи.

Рам`оф

(высокоеместо)—а) (Вт 4.43; Нав 20.8; 21.38; 3Ц 4.13; 22.3,4,6,12,15,20,29; 4Ц 8.28,29;9.1,4,14; 1Пар 6.80; 2Пар 18.3,5.11,14,19,28; 22.5)—левитский город и городубежища в Галааде, в уделе Гадовом, южнее Едреи. Надо полагать, занимал важноеположение, из-за чего был предметом раздора между израильскими и сирийскимицарями (в Суд 10.17; 11.11,29,34 назван Массифа, а во 2Пар 22.6—Рама); (См.также Галаад,д, Рамаф-Мицфа)

б) (1Ц 30.27)—см. Ваал,г;

в) (1Пар 6.73)—см. Иармуф,б.

раск`аяние

—переменаотношения к своему поведению, отречение от соответствующего убеждения (Иов42.6). Человеческое раскаяние—это скорее сожаление, перемена мнения о чем-то,чем новое убеждение и состояние—раскаялся и Иуда (Мф 27.3), но он не изменился.Бог иногда раскаивается (Быт 6.6; 1Ц 15.35), ибо Он может изменить Свои планы идействия (Исх 32.14; Иер 18.8; 26.13,19; Ион 3.9-10), но Бог раскаивается некак человек (1Ц 15.29). (См. покаяние)

расп`ятие

(распинание,растягивание на кресте)—самая мучительная, позорная и страшная казнь в древности.Осужденный привязывался и прибивался (через ладони и ступни ног) к деревяннымбрусьям, соединенным в виде креста (в форме букв Т или Х). Крест вкапывался вземлю и устанавливался вертикально, так что казненный повисал на веревках игвоздях и так оставлялся умирать. Смерть часто наступала только через двое илитрое суток, поэтому распятых охраняли, чтобы их не сняли друзья илиродственники. Для ускорения смерти применялся прием перебивания костей ног, ибоказненные, как им ни было тяжело, опирались на ноги, чтобы облегчить дыхание. Сперебитыми же ногами они очень скоро задыхались. Осужденного на смерть частоперед казнью отдавали в руки солдат и палачей для истязаний и были случаи, чтоон умирал еще до распятия. Если же оставался жив, его заставляли нести к местуказни свой собственный крест, на котором его должны были распять. Казнь этабыла известна в глубокой древности и применялась еще персами, о чем естьупоминание в Священном Писании (Езд 6.11; Есф 5.14). Римляне применяли этуказнь только для разбойников и рабов, римский гражданин не мог быть распят.Господь Иисус Христос претерпел эту страшную казнь и все мучения, связанные сней, и это было искупительной жертвой за всех нас, которой Он освободил всех верующихво имя Его от суда Божия (Ин 11.50-51). (См. крест)

расс`еяние

(греч.—диаспора) (Ин 7.35; Иак 1.1)—совокупность израильтян и иудеев,разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонскогоплена, так и до него (ср. Ис 11.12; 56.8; Соф 3.10; 1Пет 1.1). (См. еврей,Еллинское рассеяние)

расслабл`ение

(Пр25.19; Мф 4.24; 8.6; 9.2,6; Мк 2.3,5,9,10; Лк 5.18,24; Деян 8.7; 9.33)—паралич,при котором человек теряет частично или полностью способность двигаться итяжело страдает (Мф 8.6).

раст`ения

—в Библииупоминаются следующие растения:

+аир

+алой

+анис

+ароматы

+бальзам

+бдолах

-бобы

+благовония

+благовонная трость

+благовонное дерево

-бук

-верба

-вереск

+виноград

+волчцы

-горчичное дерево

+горькие травы

+гофер (дерево)

+гранатовое дерево

+дрок

-дуб

-дыня

-ель

-ива

-камыш

-каштан

+кедр

+кипарис

+кориандровое семя

+корица

-крапива

+красное дерево

+лен

+лилия

+лук

+мандрагоры

+маслина

+миндаль

+мирт(а)

+можжевельник

+мята

+нарцисс

-огурцы

-орехи

+пальма

+полба

+полынь

-пшеница

-пшено

-репейник

+рожки

+рута

+ситтим

+смоковница

+теревинф

+терн(овник)

+тмин

-тополь

+тростник

+тутовое дерево

+финиковое дерево

+фисташки

+черное дерево

+чернуха

-чеснок

+чечевица

+шафран

-яблоня

+явор

-ясень

-ячмень

(обозначения: +упомянуты в Словаре,

— не упомянуты в Словаре)

Р`афа

(1Пар8.2)—аналог. Ард.

Раф`уй

(исцеленный)(Чис 13.10)—отец (предок) Фалтия.

Рах`ава

(Мф 1.5)—см.Раав,а.

Рах`ал

(торговля) (1Ц30.29)—аналог. Атах.

Рах`ам

(милосердный)(1Пар 2.44)—сын (потомок) Шемы из колена Иудина, основатель или начальник Иоркеама.

Рах`иль

(овца) (Быт29.6,9-12,16-18,20,25,28-31; 30.1,2,6-8,14,15,22,25; 31.4,14,19,32-34;35.16,19,20,24,25; 46.22,25; 48.7; Руф 4.11; 1Ц 10.2; Иер 31.15; Мф2.18)—младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его двоюродная сестра (как иЛия, см.). Рахиль родила Иакову двух последних из двенадцати его сыновей—Иосифаи Вениамина. Умерла Рахиль и погребена недалеко от Вифлеема (Быт 35.19) (по 1Ц10.2 это место находится севернее Иерусалима).

Ре`аия

(Иеговавидит)—а) (1Пар 4.2)—см. Гарое;

б) (1Пар 5.5)—аналог. Ваал,д;

в) (Езд 2.47; Неем7.50)—аналог. Аккув,в.

Р`ева

(Чис 31.8; Нав13.21)—аналог. Евий.

Рев`екка

(Быт 22.23;24.15,29,30,45,51,53,58-61,64,67; 25.20,21,28; 26.7,8,35; 27.5,6,11,15,42,46;28.5; 29.12; 35.8; 49.31; Рим 9.10)—дочь Вафуила, сына Нахора, брата Авраама исестра Лавана. Слуга Авраама, специально посланный в Месопотамию, где она жила,нашел ее как жену Исааку, по чудесному Божиему откровению. Ревекка родилаИсааку Исава и Иакова. Последнему она хитростью помогла получить благословениеотца. После этого она, по-видимому, больше не видела своего любимого сына.После смерти была погребена в пещере Махпела.

ревнов`ания принош`ение

(Чис 5.15)—см. приношение воспоминания.

Рег`ем

(друг) (1Пар2.47)—аналог. Гешан.

Рег`ем-мел`ех

(другцаря) (Зах 7.2)—возможно, это не есть имя одного из посланных, а его титул(если город Вефиль мог кого-то посылать, значит в нем был какой-то правитель,имевший своих должностных лиц). (См. друг царя, имя, Мелех, сын царя)

Регу`ил

(другБожий)—а) (Чис 1.14; 2.14; 7.42,47; 10.20)—отец (предок) Елиасафа;

б) (1Пар 9.8)—аналог. Ивния,б.

Реел`ай

(трепещущийпред Иеговой) (Езд 2.2)—см. Раамия.

рек`а

—если не имеетсяв виду вообще река или определенная из контекста река, то подразумеваетсяЕвфрат (Быт 31.21; Исх 23.31; Нав 24.2,4,15; Езд 4.10,16; Пс 79.12; Ис 11.15;27.12; Зах 9.10), иногда—Тигр (Быт 36.37; 1Пар 1.48) и в некоторых случаях—Нил(Ис 19.5-7; 23.3,10; Зах 10.11). По именам в Писании упомянуты следующие реки(и потоки): Авана, Арнон, Евфрат, Гихон, Гозан, Иордан, Кане, Киссон, Нил,Тигр, Фарфар, Фисон, Хиддекель, Ховар, Хораф, Улай (см. также Сихор,а). Приреках у евреев очень часто устраивались молитвенные места (см. Пс 136.1; Деян16.13; Ховар). (См. также синагога)

рек`а Арав`ийская

(Ис15.7)—в оригинале «поток (или ущелье) тополей» (см. Зарай).

рек`а Ег`ипетская

(Быт15.18; 3Ц 8.65; 2Пар 7.8; Ис 7.18)—см. поток Египетский. В Ис 7.18 в оригиналеслово «река» стоит во множественном числе.

Рек`ем

(пестрый,разноцветный)—а) (Чис 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (Нав 18.27)—аналог. Аввим;

в) (1Пар 2.43,44)—аналог.Корей,г;

г) (1Пар 7.16)—один из сыновей(потомков) Шереша из колена Манассиина.

рел`игия

(от лат.набожность, почитание святыни)—система традиций, обрядов и соответствующего поведения,основанная на определенном духовном учении. Наиболее распространенные внастоящее время религии (буддизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм,мусульманство, католицизм, православие и протестантизм) формально имеют оченьмного общего—установленные и регламентированные «богослужения» в специальноприспособленных для этого помещениях (богов ведь и господ много—1Кор 8.5), свойнабор обрядов, таинств и святых предметов, свою мораль, свою иерархию,разработанные теории толкования соответствующих писаний, отлаженную практикувзаимоотношений с мирскими властями, гражданскими институтами и обществом.Таким образом, всякая религия не есть сама Истина (иначе их не было бы много),но самоопределяющаяся и самодовлеющая духовная система, выдающая себя за истину(и претендующая на единственность!).

Истина же—одна, она—Христос (Ин14.6) и Христианство (не религия, не строй канонов и обрядов а принадлежностьХристу) проявляется не в набожности, религиозности, обрядности, формализме,которые предоставляют огромное поле для лицемерия, обмана, идолопоклонства (см.церковь), а в простой, чистой, полной, детской вере в Господа и Спасителя душичеловеческой—Иисуса Христа, Сына Божия.

В русской Библии слово«религия» не встречается, хотя в других переводах Священного Писания оно встречается,например, в Деян 26.5 (русский текст—вероисповедание), Иак 1.26-27(благочестие), Гал 1.13-14 (Иудейство). (См. также христианство)

Рем`алия

(Иеговаукрашает) (4Ц 15.25,27,30,32,37; 16.1,5; Ис 7.4,5,9; 8.6)—отец (пре­док) Факея.

Рем`еф

(возвышенный)(Нав 19.21)—см. Иармуф,б.

Ремм`он

(гранатовоеяблоко)—а) (2Ц 4.2,5,9)—отец (предок) Бааны и Рихава;

б) (Зах 14.10)—см. Аин,б.

Ремф`ан

(Ам 5.26; Деян7.43)—идол, изображавший, как полагают, планету Сатурн.

Р`есен

(Быт 10.12)—см.Ниневия.

Ре`ума

(высокая) (Быт22.24)—наложница Нахора, брата Авраама.

Рефа`ил

(Бог исцеляет)(1Пар 26.7)—один из сыновей (потомков) Шемаии, левит, привратник у южных воротхрама.

Рефа`им(ов) дол`ина

(Нав 15.8; 18.16; 2Ц 5.18,22; 23.13; 1Пар 11.15; 14.9; Ис 17.5)—широкая и плодороднаядолина на юго-запад от Иерусалима (в настоящее время называется Эль-Бекаа).(См. долины)

Рефа`имы

(Быт 14.5;15.20; Вт 2.11,20; 3.11; Нав 12.4; 17.15; 2Ц 21.18,22; 1Пар 20.4,6,8)—исполинысреди людей, жившие во многих местах Палестины уже во времена Авраама, а можетбыть и раньше (возможно, имеет то же значение, что и слово «исполины», см.). ВИов 26.5; Ис 14.9; 26.14 это слово имеет значение «духи умерших». (См. Емимы,Замзумимы, народы древней Палестины)

Реф`аия

(Иеговаисцеляет)—а) (1Пар 3.21)—см. Арнан;

б) (1Пар 4.42)—аналог.Неария,б;

в) (1Пар 7.2)—аналог. Иахмай;

г) (1Пар 8.37; 9.43)—аналог.Ацел;

д) (Неем 3.9)—сын (потомок)Хура, начальник в народе, чинивший (во главе своего народа) один из участковстены Иерусалима.

Реф`ай

(богатство)(1Пар 7.25)—сын Берии и отец Решефа из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)

Рефид`им

(пространство, широта) (Исх 17.1,8; 19.2; Чис 33.14,15)—место последней стоянкиизраильтян перед Синаем. Здесь Моисей извел воду из скалы и израильтянеодержали верх над амаликитянами.

Р`еха

(1Пар4.12)—название некоей местности (положение не известно).

Рех`ав

(всадник)—а)(Неем 3.14)—отец (предок) Малхия (возможно, то же лицо, что и следующее);

б) (Иер 35.6,8,14,16,19)—сын(потомок) Хамафа, родоначальник Рехавитов (см.) (в 4Ц 10.15,23 назван Рихав).

Рехав`иты

(Иер35.2,3,5,18)—потомки Рехава, Бетрехав (см.), стойкие сторонники всякого воздержания.Кинеяне (1Пар 2.55), как потомки Хамафа, родственны им. (См. Хамаф,б)

Рех`авия

(Иеговаувеличивает) (1Пар 23.17; 24.21; 26.25)—аналог. Зихрий,д.

Р`ехов

—а) (Чис 13.22;2Ц 10.8)—см. Беф-Рехов;

б) (Нав 19.28,30; 21.31; Суд1.31; 1Пар 6.75)—аналог. Аламелех (возможно, это два города—ср. Нав 19.28 и 30,или это некая характеристика местности);

в) (2Ц 8.3,12)—отец (предок)Адраазара, царя Сувы;

г) (Неем 10.11)—аналог.Венинуй.

Рехов`оф

(пространноеместо)—а) (Быт 26.22)—название колодца (местности) между Гераром и Вирсавией(точное положение не известно); (См. колодец)

б) (Быт 36.37; 1Пар 1.48)—городна реке Тигр—часть или пригород Ниневии (см.) (в Быт 10.11 назван Реховоф-ир).

Рехов`оф-ир

(Быт10.11)—см. Реховоф,б.

Рех`ум

(любимый)—а)(Езд 2.2)—см. Нехум;

б) (Езд 4.8,9,17,23)—советник,один из персидских чиновников, живших в земле Самарийской;

в) (Неем 3.17)—левит, сын(потомок) Вания, чинивший стену Иерусалима (как глава рода или семьи);

г) (Неем 10.25)—аналог. Азур,а;

д) (Неем 12.3)—священник изрода Елеазара, глава третьей священнической чреды и глава поколения священников,вернувшихся из плена с Зоровавелем и приложивших печать под договором на верностьБогу (в 1Пар 24.8; Езд 2.39; 10.21; Неем 7.42; 10.5; 12.15 назван Харим).

Рец`ев (Рец`еф)

(4Ц19.12; Ис 37.12)—один из городов, покоренных ассирийцами (положение не известно,хотя некоторые полагают, что это нынешняя Риссафа на северо-восток от Дамаска).

Рец`ин

—а) (4Ц 15.37;16.5,6,9; Ис 7.1,4,8; 8.6; 9.11)—сирийский царь (735-732 г.г до РХ), пытавшийся всоюзе с Факеем, царем израильским, захватить Иерусалим;

б) (Езд 2.48; Неем7.50)—аналог. Аккув,в.

Речн`ые вор`ота

(Наум2.6)—в оригинале слово «ворота» стоит во множественном числе: «двери рек(и)»,поэтому выражение можно понимать фигурально, иносказательно (как характеристикугорода).

реш`етка

(Суд 5.28; 4Ц1.2; Пр 7.6; Песн 2.9)—сплошная доска с мелкими (иногда фигурными) отверстиями,которой в древности закрывали окна. Через такую решетку можно было видеть, чтоделается снаружи, но ничего не было видно внутри помещения. (См. окно)

Реш`еф

(пламя) (1Пар7.25)—сын Рефая и отец Фелаха из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)

ржа

(2Пар 6.28; Мф6.19,20)—ржавчина (окисление на воздухе, медленное перегорание, гниение), атакже болезнь растений (особенно колосьев), проявляющаяся в виде бурого налета.

рж`авчина

(Вт 28.42;3Ц 8.37; Иак 5.3)—см. ржа.

Риб`ай

(спорящий,противящийся) (2Ц 23.29; 1Пар 11.31)—отец (предок) Иттая.

Р`ибла

(плодоносный)(Чис 34.11)—см. Ривла.

Р`ивла

(плодоносный)(4Ц 23.33; 25.6,21; Иер 39.5,6; 52.9,10,26,27)—город на реке Оронт в земле Емаф(см.) недалеко от нынешнего Баальбека. Был расположен в удобном месте на пути,ведущем с севера в Палестину (в Чис 34.11 назван Рибла). (См. Дивлаф)

Р`игия

(Деян28.13)—город в самой южной части Италии, в месте, где когда-то, возможно,Сицилия соединялась с материком. Ныне—город Реджо, столица провинции Калабрия.

р`иза

—во всех случаяхозначает в общем смысле одежду, верхнее облачение. Не имеет ничего общего с тойформенной одеждой служителей православной церкви, с которой ассоциируется этослово русской Библии.

Рим

(Деян 2.10; 18.2;19.21; 23.11; 28.16; Рим 1.7,15; 2Тим 1.17)—город в Италии на реке Тибр, древняястолица великой римской империи (Дан 2.40), влияние и владычество которой вмодернизированном виде распространяется на весь цивилизованный мир до настоящихдней (глиняно-железные ноги истукана в Дан 2.41-43). Рим был основан в 753 г. до РХ Ромулом, которыйбыл его первым царем. В 509 г.до РХ римляне свергли последнего царя Тарквиния Суперба (Гордого) за егодеспотичность и установили республику с двумя консулами во главе. Римпостепенно расширял свое влияние и вскоре почти все страны Средиземного моряпокорились ему. В 190 г.до РХ римляне одержали верх над Антиохом Великим, царем Сирии, и началиподчинение себе стран Малой Азии, в основном мирным путем. По союзу сМаккавеями Палестина присоединилась к Римской империи, но позже отошла. В 63 г. до РХ Помпей взялИерусалим и Иудеей стал управлять римский наместник. После убийства Цезаря в 44 г. до РХ во главе Рима сталтриумвират (Антоний, Октавиан и Лепид), из которых вскоре остался одинОктавиан, провозгласивший себя императором. При императоре Августе (27 г. до РХ—14 г. поРХ) родился Спаситель, при Тиберии (14-37 гг.) Господь Иисус Христос былраспят, к Нерону (54-68 гг.) ап. Павел обратился за судом.

Рим, расположенный на семихолмах, был всегда великолепно украшен, но при Нероне (в 64 г.) он почти полностьювыгорел. До сих пор в Риме сохраняются многочисленные остатки древних построек,самая величественная из которых—Колизей, имевший в свое время 80000 сидячихмест.

Рим—это не просто столицамировой империи, это символ имперского духа этой первой и последней великойдержавы, не умирающий, являющийся основой цивилизации, формирующий основныеинституты современных держав, прочно вошедший в церковь (см.), философию, мышление,мораль и культуру последнего времени.

Р`имлянам, Посл`ание ап. П`авла

—13якнига Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла верующим в Риме, написанноеим около 58 г.из Коринфа, незадолго до его последнего путешествия в Иерусалим. Послание кРимлянам является самым большим из всех Посланий, в нем наиболее систематично иглубоко изложены главнейшие положения христианского учения. М.Лютер называл этоПослание самым важным. В нем ясно показано, что все люди безо всякогоисключения являются грешниками и что спасение обретается только через веру вИисуса Христа. В нем ясно говорится о том, что евреи, отвергшие Христа, неоставлены Богом, но лишь отстранены до времени, чтобы пропустить полное числоязычников. И, наконец, в нем говорится о том, что истинно верующие должныстремиться являть действенную, практическую любовь во всех делах своей жизни.

Р`имлянин

(Ин 11.48;Деян 16.21; 28.17)—не только житель или уроженец Рима, но всякий имевший илиприобретший римское гражданство. Римлянин по закону Порция (247 г. до РХ) немог быть подвергнут порке, закован или подвергнут позорной казни. За определенныеуслуги Риму такая привилегия (римское гражданство) давалось и вне Италии какотдельным гражданам, так и целым городам. Она передавалась по наследству имогла быть куплена за деньги (Деян 22.28). Ап. Павел, будучи по наследствуримским гражданином, не раз пользовался этим своим правом (Деян 16.37; 22.25;25.10).

Римм`он

(гранатовоеяблоко)—а) (Нав 15.32; 19.7; 1Пар 4.32)—см. Аин,б;

б) (Нав 19.13; 1Пар 6.77)—одиниз пограничных городов удела Завулонова, отданный левитам (см. Димна) (возможно,это нынешнее селение Румманех на север от Наблуса);

в) (Суд 20.45,47; 21.13)—местов уделе Вениаминовом восточнее Михмаса (точное положение не известно);

г) (гром) (4Ц 5.18)—сирийскоебожество воздуха и бури.

Римм`он-Фар`ец

(Чис33.19,20)—аналог. Алуш.

Р`имский яз`ык

(Ин19.20)—см. язык.

Р`инна

(возглас, крикрадости) (1Пар 4.20)—аналог. Аммон,б.

Рис`ай

(Лк3.27)—аналог. Авиуд,г.

Р`исий

(друг) (3Ц1.8)—один из приближенных (друзей) Давида, оставшихся ему верными.

Р`исса

(развалины)(Чис 33.21,22)—аналог. Алуш.

рист`алище

(отстарорусск. ристать—двигаться, бегать, ездить) (1Кор 9.24)—спортивное сооружениедля бега, скачек, борьбы и других гимнастических упражнений, которые оченьлюбили древние греки. Они устраивали ристалища почти во всех своих городах.

р`итор

(греч. оратор)(Деян 24.1)—распространенное у древних греков (и римлян) звание ученогочеловека, способного изящно и определенным образом излагать нужные мысли.

Риф`ат

(Быт 10.3; 1Пар1.6)—один из сыновей (потомков) Гомера, сына Иафета.

Р`ифма

(растение) (Чис33.18,19)—аналог. Алуш.

Рих`ав

(всадник)—а)(2Ц 4.2,5.6,9)—аналог. Баана,а;

б) (4Ц 10.15.23)—см. Рехав,б.

Р`иция

(восхищение,удивление) (1Пар 7.39)—аналог. Арах,а.

Р`ицпа

(горячийкамень) (2Ц 3.7; 21.8,10,11)—дочь Айя, наложница Саула, сыновья которой быливыданы Гаваонитянам.

Рово`ам

(умножениенарода) (3Ц 11.43; 12.1,3,6,12,17,18,21,23,27; 14.21,25,27,29-31; 1Пар 3.10;2Пар 9.31; 10.1,3,5,6,12,13,17,18; 11.1,3,5,17,18,21,22; 12.1,2,5,10,13,15,16;13.7; Мф 1.7)—сын и преемник Соломона, царь иудейский, царствовавший вИерусалиме 17 лет. Своей немудростью и жестокостью ускорил отпадение десятисеверных колен (которое уже наметилось раньше—см. Израиль), а своей неверностьюБогу способствовал впадению страны в идолопоклонство, за что был сурово наказаннашествием египетского царя Сусакима. Умер в возрасте 58 лет, оставив царствосвоему сыну Авии. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа(в 3Ц 15.6 его имя употреблено вместо имени сына—см. имя).

рог

—поскольку рогамногих животных являются действенным знаком их силы и могущества, так и впереносном смысле слово «рог» во многих местах Священного Писания символизируетвеличие царей, отдельных людей и целых народов (Вт 33.17; 1Ц 2.1; Плач 2.3,17;Дан 7.8; Зах 1.18-19; Лк 1.69). На четырех углах постоянных жертвенниковделались роги—выступающие вверх части, которые мазались кровью жертвенныхживотных (Исх 27.2; 29.12) и обозначали священную силу этих жертвенников (3Ц1.50; 2.28;; Иер 17.1). Рога животных употреблялись для хранения елея (1Ц 16.1;3Ц 1.39) и изготовления труб (Нав 6.4).

Р`огель

(2Ц 17.17; 3Ц1.9)—см. Ен-Рогел.

Рогл`им

(2Ц 17.27;19.31)—город или местность в Галааде, где жил Верзеллий.

Р`ода

(розовый куст)(Деян 12.13)—служанка в доме Марии, матери Марка.

род и род

—выражениеобозначает огромную протяженность во времени или даже бесконечность: из поколенияв поколение, вечно (Пс 134.13; Плач 5.19).

род`ить

—это словокроме обычного значения имеет в Священном Писании иногда и более глубокийсмысл: явить потомка (явиться предком). Так, например, в 1Пар 2.46 сказано, чтоЕфа родила Газеза, хотя последний был сыном (или потомком) Харана, ее сына (илипотомка), а в Мф 1.8 сказано, что Иорам родил Озию (Азарию), в то время какмежду ними были еще Охозия, Иоас и Амасия (1Пар 3.11-12). Показательным в этомотношении является также отрывок 1Пар 2.9-15 (см. ниже схему). (См. такжеКаин,б, сын)

Есром (вЕгипет, Быт 46.12)

Арам

(прошлоболее 300 лет)

Аминадав

Наассон, Елисавета (из Египта, Исх6.23)

Салмон

Вооз (прошло более450 лет)

Овид

Иессей (время Саула)

Давид

Р`одос

(розовые кусты)(Деян 21.1)—остров в Средиземном море у юго-западного побережья Малой Азии сгородом того же названия.

родосл`овие

—в мире нетнарода, кроме евреев, который бы так тщательно вел свои родословные списки. Дляевреев это было необходимо для доказательства принадлежности к определенномуколену, но особенно—к священническому роду (Езд 2.62).

В Священном Писании особеннообширные родословия приведены в 1Пар 1—9; Неем 11; Мф 1; Лк 3 и менее обширные,но дополняющие первые—в Быт 4; 5; 10; 46; Исх 6; Чис 3; 26; 1Пар 23; 24; 26.Родословия Иосифа, из семьи которого по плоти родился Господь Иисус Христос, вМф 1 и Лк 3 не совпадают (ср. 1Пар 1.1-34; 2.1-15; 3.1-19). Это несовпадениенекоторые объясняют тем, что одно из них посвящено Марии, но это объяснение неимеет подтверждения в Писании. Кроме Библии большое количество древнихродословий имеется также в Талмуде. С прекращением существования Иудейскогогосударства (см. Иерусалим), писание их прекратилось. В Приложениях 10 и 11показаны примеры родословий. Другие родословия приведены также в словах: Аттай,Елеазар, Зефам, Ифамар, левиты, Махол, родить, Саул, сын и в Приложениях 8 и12. (См. также сын)

род сей

—в большинствемест в оригинале имеет значение, близкое к выражению: «это поколение», хотя вЛк 11.50 Господь, возможно, имел в виду род фальшивых и лукавых ученых, являющихсяпомехой и преткновением другим (ср. Лк 11.52).

рождеств`о

(Мф1.18)—рождение. Этим же словом называется и один из «великих праздниковхристианства»—якобы день рождения Иисуса Христа, отмечаемый 25 декабря или 7января. Этот праздник стал так популярен, что бесполезно кому-либо указывать нато, что рождение Христа не могло быть зимой, ибо зимой не пасут стад, а также ио том, что все события с пастухами, описанные во второй главе Евангелия отЛуки, произошли не ночью, а днем. Это становится совершенно очевидным привнимательном и беспристраст­ном рассмотрении Лк 2.9-15,18,20. Упоминание в ст.8 ночной стражи не опровергает этого утверждения, а подкрепляет его, ибо этиночные сторожа могли быть свободны только днем, когда основные пастухи ушли состадами в поле. Но в мире продолжают праздновать «эту ночь». Эта потрясающаяинерция традиции может быть объяснена только леностью мышления, нестремлением кистине и невольным желанием прикрыть тот факт, что этот праздник «РождестваХристова» был попросту заимствован из языческого празд­ника рождениябога-солнца, очень популярного в Римской империи, в период, когда христианствопревращалось в государственную религию. (См. церковь)

рожк`и

(Лк15.16)—стручки, съедобные плоды дерева, распространенного почти во всех странахСредиземноморья. Сладковатые и немного терпкие на вкус, они служили пищейбедняков и свиней. В некоторых местностях называются Иоанновым хлебом, так какпо преданию такими рожками питался в пустыне и Иоанн Креститель.

рож`он

(Суд 3.31; 1Ц13.21; Деян 9.5; 26.14)—заостренный шест (возможно, с металлическим наконечником),которым погоняют быков, волов.

р`озга

(Пр 10.13;13.24; 22.15; 23.13,14; 29.15)—прут, хворостина, ветка. С глубокой древности идо недавнего времени пучок из нескольких розг использовался для порки детей иподростков.

Рома`мти-`Езер

(великая помощь) (1Пар 25.4,31)—левит, один из сыновей (потомков) Емана, глава24й чреды певцов.

рост

(Исх 22.25; Лев25.36,37; Вт 23.19,20; Неем 5.11; Пс 14.5; Пр 28.8; Ис 24.2; Иер 15.10; Иез18.8,13,17; 22.12)—плата за данные взаймы деньги или товары (в настоящее времяназывается «ссудный процент», которым существуют банки и финансирующиеорганизации). (См. лихва)

Р`охга

(крик, шум)(1Пар 7.34)—аналог. Арам,г.

Рош

—а) (Быт46.21)—аналог. Ард;

б) (Иез 38.2,3; 39.1)—названиеземли, князем в которой является Гог. Некоторые под этим именем предполагаютРоссию, но в оригинале его значение не ясно и слова «князь Роша» могут означать«главный князь», «важный князь». (См. Гог,б)

р`оща

—только в Быт21.33; Ек 2.5; Ис 65.3; 66.17 означает группу кустов, деревьев; во всехостальных местах—истукан Астарты. (См. дубрава)

руб`ин

(Исх 28.17;39.10; Иов 28.18; Ис 54.11,12; Иез 27.16; 28.13)—драгоценный камень красногоцвета, очень высоко ценимый в древности. Первый камень в первом рядунаперсника. (См. драгоценные камни)

р`убище

(груб. отрубаха) (Пр 23.21)—старая, ветхая, грубая одежда, негодные лохмотья.

Рув`им

(вотсын)—первенец Израиля, первый сын Иакова и Лии (Быт 29.32; 49.3), лишенный,однако, чести первородного за свой грех (1Пар 5.1). Удел свой колено Рувимовополучило на восток от Иордана и Мертвого моря и на север от Арнона (Чис32.1-33; Нав 13.15-23). Колено Рувимово было в числе первых израильтян,уведенных в плен ассирийцами (1Пар 5.26). (См. колена Израилевы)

рук`а

—как и десница(см.), в Священном Писании часто есть символ доброй или злой воли, силы,активного действия, покровительства, поддержки (Быт 16.12; Исх 23.1; 33.22; Чис11.23; Вт 2.15; 13.9; 1Ц 24.7; 2Ц 24.16; 4Ц 3.15; Езд 9.2; Неем 2.18; Иов 22.3;33.7; 37.7; Пс 23.4; 25.10; 72.23; Ис 26.11; Мф 6.3; Лк 22.21; Ин 3.35;10.28-29; От 13.16).

Р`ума

(4Ц 23.36)—см. Арума.

рум`яна

(4Ц 9.30; Песн5.10)—красящие вещества для лица, известные с древнейших времен у всех народов.(См. притиранье)

р`ута

(Лк11.42)—растение с пряным запахом и горькое на вкус. Употребляется каклекарственное средство. Широко распространено в странах Средиземноморья.

Руф

(красный)—а) (Мк15.21)—один из сыновей Симона Киринеянина;

б) (Рим 16.13)—христианин вРиме, которого особенно тепло приветствует ап. Павел. Очень вероятно, что обаявляются одним и тем же лицом.

Руфь

(Руф1.4,14,15,16,22; 2.2,8,18,19,21,22; 3.5,9,16; 4.5,10,13; Мф 1.5)—моавитскаяженщина, жена одного из сыновей Елимелеха, который со своей женой Ноеминью ушелиз Вифлеема во время голода в Моавитскую землю. Вооз женился на ней и она сталапраматерью Давида.

Руфь, кн`ига

—восьмая книгаВетхого Завета, третья в ряду исторических книг (см. Библия). Она передает трогательнуюисторию язычницы, моавитской женщины, чья любовь и преданность поставили ее вряд избранных женщин и являются предметом восхищения и подражания многихверующих. Полагают, что описываемые события происходили во времена Гедеона (Суд6.3-4; Руф 1.1), но книга удивительна тем, что в ней нет и намека на жестокостьвнешних условий, хаос исторических событий и т.п., но все полно темБожественным светом, который царит в душах людей (когда он есть) независимо отвсего внешнего. (См. Судей книга)

Р`ыбные вор`ота

(2Пар33.14; Неем 3.3; 12.39; Соф 1.10)—одни из ворот в северной части городскойстены древнего Иерусалима. (См. ворота)

рыбол`ов

(Лев 11.17;Вт 14.17)—название нечистой птицы, точное значение которого не известно. То жеслово в Ис 34.11; Соф 2.14 переведено как «пеликан».