Хаб`айя

Хабб`он

Хав`ила

Хав`ор

хаг`аб

Хаг`аба

Хаг`ав

Хаг`ава

Х`агги

Х`аггий

Х`аггия

Хад`ад

Хад`аша

Хад`ид

Хадл`ай

Хадр`ах

Хаз`аия

Х`азва

Хази`ил

Х`азо

Хак`уфа

Хал`ак

Хал`ах

халв`ан

Халд`ей

Халд`ея

Х`алев

Х`алев-Ефраф`а

Х`али

халкид`он

Халк`ол

халколив`ан

Х`алне

Хал`он

Халх`ул

Хам

Хам`аф

Хамаф`ей

хамеле`он

Хамит`яне

Хамм`он

Хамму`ил

Х`амос

Хам`оф-Дор

Хам`ул

Хамут`аль

Хана`ан

Хан`ан

Ханан`ей

Ханан`ела

Ханан`еянин

Ханан`еянка

Хан`ани

Хан`аний

Хан`ания

Х`ане

Х`анес

Ханнаф`он

Ханни`ил

Х`анох

Хан`ун

Хар`ада

Хар`ан

Хараш`има

Харб`она

Харг`аия

харг`ол

Х`ареф

Хар`им

Х`ариф

Харифи`янин

Х`арми

Х`армий

Харнеф`ер

Хар`од

Хародит`янин

Харош`еф-Го`им

Харр`ан

Харум`аф

Хар`уц

Харх`ас

Харх`ур

Х`арша

Х`аршиф

Хас`адия

Х`аслев

Х`асра

Хас`уфа

Хат`ита

Хат`ифа

Хатт`ил

Х`аттуш

Хафара`им

Хаф`аф

Хахм`оний

Хац`ар-Г`адда

Хацармав`ет

Хац`ар-С`уса

Хацарсус`им

Хац`ар-Шу`ал

Хацац`он-Фам`ара

Х`аци

Хаш`авия

Хаш`авна

Хаш`авния

Хашбадд`ана

Хашм`она

Хаш`ув

Хаш`ува

Хаш`ум

Хашш`ув

Хев`ер

Хевр`он

Хевр`онская дол`ина

Хез`ив

Хезл`он

Хез`ир

Х`ела

Хел`ал

Хелб`он

Х`елва

Хелд`ай

Х`елев

Хел`ед

Х`елек

Х`елем

Х`елеф

Хелеф`еи

Х`елец

Хелк`аф

Хелк`аф-Хаццур`им

Х`елкия

Хел`он

Хел`ув

Хелув`ай

Хемд`ан

Хен

Хена`ана

Хенад`ад

Хен`ани

Хен`ания

Хер`ан

Х`ерес

Х`ерет

Х`ерец

Х`ереш

Хер`уб-Адд`ан-Имм`ер

Хер`ув-Адд`он

херув`им

Хет

Хетл`он

Хетофаф`янин

Хетт`еи

Хетте`янин

Хетт`ура

Хеф`ер

Хефц`иба

Хецр`ай

Хецр`ой

Хецр`он

Хешм`он

Хиве`яне

Хиддек`ель

Хид`он

Х`изкий

Хил`ен

Хиле`он

Хилм`ад

Хим

Хим`ам

Химаф`ей

х`иникс

Хиннар`оф

Хиннер`еф

Хиннер`ефское м`оре

Х`иос

Х`ира

Хир`ам

Хир`ам-`Авий

хит`он

Хитт`им

Х`ифлис

хл`ебное принош`ение

хлебод`ар

хл`ебы предлож`ения

Хл`оя

Х`ова

Хов`ав

Хов`аия

Хов`ар

Х`огла

Ход`еша

Хоз`ай

Хоз`ева

холм

Хол`он

хом`ер

хом`ет

Хон`ания

Хор-Агидг`ад

Хораз`ин

Хор`аф

Хораш`ан

Хор`ем

Х`ори

Х`орий

Хор`ив

Х`орма

Хорона`им

Хорон`ит

Хор`ошие Пр`истани

Хорр`еи

Х`оса

Х`осса

Хоф`ам

Храм

хр`амина

хран`илища

хризол`иф

хрисол`ит

хрисопр`ас

Христи`ане

христи`анство

Христ`ос, Иис`ус

Хуб

Х`уза

Хукк`ок

Хук`ок

Хул

хул`а

Х`умта

Хуп`им

Хупп`им

Хур

Хур`ай

Хур`ам

Х`урий

Хус

Хусарсаф`ем

Х`усий

Х`усия

Хуф`ам

Хуш

Хуш`ай

Хуш`ам

Хушат`янин

Хуш`им

Хуш`има

Хаб`айя

(Иеговазащита) (Езд 2.61)—аналог. Гаккоц,б (в Неем 7.63 назван Ховаия).

Хабб`он

(лепешка,хлеб) (Нав 15.40)—аналог. Адифаим. (См. Махбена)

Хав`ила

—а) (Быт2.11)—одна из земель рая (см.);

б) (Быт 10.7; 1Пар 1.9)—аналог.Савта;

в) (Быт 10.29; 1Пар1.23)—аналог. Алмодад (см. след.);

г) (Быт 25.18; 1Ц 15.7)—земля вАравии, населенная, по-видимому, народом, упомянутым выше в пункте «в».

Хав`ор

(соединение)(4Ц 17.6; 18.11; 1Пар 5.26)—одна из рек Месопотамии, возможно, нынешний притокЕвфрата Хабур. (См. Гозан)

хаг`аб

(значение словане известно) (Лев 11.22)—аналог. солам.

Хаг`аба

(саранча) (Езд2.45)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.48 назван Хагава).

Хаг`ав

(саранча) (Езд2.46)—аналог. Аккув,в.

Хаг`ава

(саранча)(Неем 7.48)—см. Хагаба.

Х`агги

(праздничный)(Быт 46.16)—аналог. Арам (в Чис 26.15 назван Хаггий).

Х`аггий

(Чис26.15)—см. Хагги.

Х`аггия

(праздникИеговы) (1Пар 6.30)—аналог. Ливни,б.

Хад`ад

(Быт 25.15;1Пар 1.30)—аналог. Адбеел.

Хад`аша

(новый) (Нав15.37)—аналог. Адифаим.

Хад`ид

(острый) (Езд2.33; Неем 7.37; 11.34)—город удела Вениаминова (нынешнее местечко Эль-Хадите).

Хадл`ай

(слабый,хрупкий) (2Пар 28.12)—отец (предок) Амасы.

Хадр`ах

(Зах9.1)—область Сирии, смежная с Емафом (см. ст. 2).

Хаз`аия

(Иегова видит)(Неем 11.5)—аналог. Адаия,ж.

Х`азва

(обманчивая,нечестная) (Чис 25.15,18)—дочь Цура, мадиамского начальника, которая пришла ипрелюбодействовала с Зимри в стане израильском и была убита вместе с нимФинеесом.

Хази`ил

(видениеБожие) (1Пар 23.9)—аналог. Берия,г.

Х`азо

(Быт22.22)—аналог. Вуз.

Хак`уфа

(Езд 2.51;Неем 7.53)—аналог. Аккув,в.

Хал`ак

(гладкая) (Нав11.17; 12.7)—гора (горная местность) на юге Палестины на границе с Сеиром.

Хал`ах

(4Ц 17.6;18.11; 1Пар 5.26)—некая провинция ассирийской империи, в которую былипереселены израильтяне.

халв`ан

(значениеслова не известно) (Исх 30.34)—душистая смола, входящая в состав священногокурения. (См. ароматы)

Халд`ей

—природныйжитель Халдеи. Поскольку Халдея была в свое время средоточием восточной мудрости,в некоторых местах этим словом в Писании называются ученые люди—астрологи (Дан2.2,10; 4.4; 5.7,11). (См. волхвы)

Халд`ея

(Иер 50.10;51.24,35; Иез 16.29; 23.16)—в узком смысле—земля в самом нижнем течении рекТигра и Евфрата, населенная в древности народом «жестоким и необузданным» (Авв1.6), одним из главных городов которой был Ур, родина Авраама (о происхожденииХалдеи см. Ис 23.13). Но в широком смысле и чаще всего Халдейской землейназывается в Писании Вавилония (Иер 25.12; Иез 12.13), которая сталанаследницей культуры и идолопоклонства древней Халдеи. (См. Вавилонская земля)

Х`алев

(горячий, илипо И.Флавию—собака)—а) (Чис 13.7,31; 14.6,24,30,38; 26.65; 32.12; 34.19; Вт1.36; Нав 14.6,13,14; 15.13,14,16-18; 21.12; Суд 1.12-15,20; 3.9; 1Ц 25.3; 1Пар4.15; 6.56)—сын Иефоннии, Кенезеянин (потомок Кеназа, см. Гофониил),представитель колена Иудина среди разведчиков земли, особо отмеченный Господомза его верность (Чис 14.24; Вт 1.36; Нав 14.14). Он остался в живых послесорокалетнего путешествия по пустыне, в котором погибло все старшее поколение,и получил удел в земле обетованной. Он был участником раздела земли какпредставитель колена Иудина и все его потомки считаются принадлежащими к этомуколену;

б) (1Ц 30.14)—владения Халева,земли вокруг Хеврона (в 1Пар 2.24 названы Халев-Ефрафа);

в) (1Пар2.18,19,42,46,48-50)—сын Есрома из колена Иудина, глава поколения (в ст. 9назван Хелувай).

Х`алев-Ефраф`а

(1Пар2.24)—см. Халев,б.

Х`али

(ожерелье) (Нав19.25)—аналог. Аламелех.

халкид`он

(От21.19)—одна из разновидностей кварца (халцедон), но в оригинале значение словане ясно. (См. драгоценные камни)

Халк`ол

(содержание,питание) (3Ц 4.31; 1Пар 2.6)—аналог. Дара (Дарда).

халколив`ан

(значениеслова не известно) (От 1.15; 2.18)—блестящий металл или блеск металла. То жеслово в Езд 8.27; Иез 1.7; Дан 10.6 переведено «блестящая медь», а в Иез1.4,27; 8.2—«сияние».

Х`алне

(Быт 10.10; Ис10.9)—см. Калне.

Хал`он

(Иер 48.21)—городв земле моавитской.

Халх`ул

(Нав15.58)—город в уделе Иудином несколько севернее Хеврона (ныне селение с тем женазванием).

Хам

(Быт 5.32; 6.10;7.13; 9.18,22; 10.1,6,20; 1Пар 1.4,8; Пс 77.51; 104.23,27; 105.22)—один из трехсыновей Ноя, навлекший за свое непочтительное отношение к отцу проклятие насвоего сына Ханаана (Быт 9.25). Является родоначальником нескольких племен,населявших Египет и соседние с ним земли, а также прообразом нескольких божествв религиях древних народов. (См. идолопоклонство)

Хам`аф

(горячиеисточники)—а) (Нав 19.35)—один из укрепленных городов удела Неффалимова южнееТивериады (возможно, он же назван Хамоф-Дор в Нав 21.32 и Хаммон—в 1Пар 6.76);

б) (1Пар 2.55)—отец (предок) иглава Рехавитов.

Хамаф`ей

(1Пар1.16)—один из сыновей Ханаана и родоначальник племен, населявших землю Емаф(см.) (в Быт 10.18 назван Химафей).

хамеле`он

(Лев11.30)—род ящерицы, обитающей в теплых странах, способной быстро менять цветкожи от желто-зеленого до коричневого. Водится на кустах и деревьях, имееточень длинный язык, которым ловит насекомых. В оригинале, однако, значениеслова не ясно.

Хамит`яне

(1Пар4.40)—потомки Хама.

Хамм`он

(теплый,солнечный)—а) (Нав 19.28)—аналог. Аламелех (возможно, нынешнее селение Хамулюжнее Тира);

б) (1Пар 6.76)—см. Хамаф,а.

Хамму`ил

(жар, теплоБожие) (1Пар 4.26)—аналог. Закур.

Х`амос

(Чис 21.29; Суд11.24; 3Ц 11.7,33; 4Ц 23.13; Иер 48.7,13,46)—главное божество («мерзость») моавитян,а также, возможно, и аммонитян (ср. Суд 11.12,24), которому, как и Молоху, приносилисьчеловеческие жертвы (4Ц 3.26-27). (См. Молох)

Хам`оф-Дор

(Нав21.32)—см. Хамаф,а.

Хам`ул

(помилованный,пощаженный) (Быт 46.12; Чис 26.21; 1Пар 2.5)—один из сыновей Фареса, сына Иуды,глава поколения.

Хамут`аль

(подобнаяросе) (4Ц 23.31; 24.18; Иер 52.1)—дочь Иеремии из Ливны, одна из жен царя иудейскогоИосии и мать Иоахаза и Седекии (Матфании).

Хана`ан

(низменнаяземля)—а) (Быт 9.18,22,25-27; 10.6,15; 1Пар 1.8,13)—один из сыновей Хама, накоторого пало проклятие рабства, и который сделался праотцом многих народов,населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (см. след.) (Быт10.15-19); (См. народы древней Палестины)

б) (Исх 15.15; Ис 23.11)—землявдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии)и в глубину—до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселеннаяпотомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12.1;13.15; 15.18-21; Евр 11.9), известная позже как Палестина (в Ам 2.9-10 названаАморрей). Как видим, в нее входили также и Филистимская земля и Финикия. Позже,однако, Ханаанской (Хананейской) землей стала называться лишь часть этих земельпри море и у Иордана (Чис 13.30; Нав 5.1; 11.3) или в районе Финикии (Нав 13.4;Авд 1.20).

Народ Божий не должен былзаключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23.32; 34.16), но истребитьих всех и истуканы их уничтожить (Вт 7.1-6). И.Навин так и начал действовать(Нав 10.25—11.23), но позже израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать всоюз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам и это вконце концов стало гибелью для них. Иногда Ханааном («небесным Ханааном») впереносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают спереходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоевывать.Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле. (См.обетованная земля, Филистимляне, Хананей)

Хан`ан

(милосердный,милостивый)—а) (1Пар 8.23)—аналог. Авдон,в;

б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог.Азрикам,б;

в) (1Пар 11.43)—сын (потомок)Маахи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

г) (Езд 2.46; Неем7.49)—аналог. Аккув,в;

д) (Неем 8.7)—аналог. Азария,у;

е) (Неем 10.10)—аналог.Венинуй;

ж) (Неем 10.22)—аналог. Азур,а;

з) (Неем 10.26)—аналог. Азур,а;

и) (Неем 13.13)—левит, потомокМатфании, приставленный Неемией к раздаче десятин братьям.

Ханан`ей

—в широкомсмысле—житель Ханаанской земли, потомок Ханаана (см. Ханаан,а) (Быт 12.6). Вузком же смысле это наименование прикладывается, по-видимому, только кфиникиянам, известным торговцам (Иов 40.25; Иез 17.4; Ос 12.7). (См. Ханаан,б)

Ханан`ела

(Богмилостив) (Неем 3.1; 12.39)—см. Анамеил,а.

Ханан`еянин

(Быт 38.2;Ос 12.7)—то же, что Хананей.

Ханан`еянка

(1Пар 2.3;Мф 15.22)—ханаанская женщина, родом из Финикии. (См. Сирофиникиянка, Ханаан,б)

Хан`ани

(милостивый)—а) (1Пар 25.4,25)—левит, один из сыновей Емана, глава во­семнадцатойчреды певцов;

б) (Неем 1.2; 7.2)—брат Неемии.

Хан`аний

(милостивый)—а) (Езд 10.20)—аналог. Гедалия,б;

б) (Неем 7.2)—начальникИерусалимской крепости;

в) (Неем 12.36)—аналог.Азариил,д.

Хан`ания

(Иеговамилостив)—а) (1Пар 3.19,21)—аналог Берехия,а (но, возможно, это не потомок, асовременник Зоровавеля, см. Арнан);

б) (1Пар 8.24)—аналог. Аддон,в;

в) (1Пар 25.4,23)—левит, одиниз сыновей Емана, глава шестнадцатой чреды певцов;

г) (2Пар 26.11)—один из главныхсановников при Озии;

д) (Езд 10.28)—аналог. Афлай;

е) (Неем 3.8)—сын (потомок)Гараккахима, чинивший стену Иерусалима;

ж) (Неем 3.30)—сын (потомок)Шелемии, чинивший стену Иерусалима;

з) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;

и) (Неем 12.12)—аналог. Адна,в(см. след.);

к) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д(возможно, предыдущий).

Х`ане

(Иез 27.23)—см.Калне.

Х`анес

(Ис 30.4)—городв среднем Египте южнее Мемфиса (ныне Ахнас).

Ханнаф`он

(одобрение)(Нав 19.14)—аналог. Вифлеем,б.

Ханни`ил

(расположениеБожие)—а) (Чис 34.23)—сын (потомок) Ефода, представитель колена Манассиинасреди участников раздела земли;

б) (1Пар 7.39)—аналог. Арах,а.

Х`анох

—а) (Быт 25.4;1Пар 1.33)—аналог. Авида;

б) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5;1Пар 5.3)—аналог. Фаллу.

Хан`ун

(избранный)—а)(Неем 3.13)—некто, чинивший ворота Долины и часть стены (очевидно, имеется ввиду группа, семья, род) (см. след.);

б) (Неем 3.30)—шестой сын(потомок) Цалафа, чинивший стену Иерусалима на втором участке (возможно, предыдущий).

Хар`ада

(страх, ужас)(Чис 33.24,25)—аналог. Алуш.

Хар`ан

(путь, дело)—а)(4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23)—см. Харран;

б) (1Пар 2.46)—аналог. Газез,а.

Хараш`има

(мастер,ремесленник) (Неем 11.35)—в оригинале: «в долине ремесленников». Это же слово воригинале стоит и в 1Пар 4.14 (переведено «плотников»). Означает, по-видимому,местность между Лодом и Оно, где жили мастеровые. Возможно, связано сфилистимским владычеством в деле изготовления и ремонта металлических изделий(1Ц 13.19-20). (См. долины, имя)

Харб`она

(погонщикослов) (Есф 1.10; 7.9)—аналог. Авагфа.

Харг`аия

(Неем3.8)—отец (предок) Уззиила.

харг`ол

(значениеслова не известно) (Лев 11.22)—аналог. солам.

Х`ареф

(вырывающий)(1Пар 2.51)—см. Иора.

Хар`им

(преданный)—а)(1Пар 24.8; Езд 2.39; 10.21; Неем 7.42; 10.5; 12.15)—см. Рехум,д;

б) (Езд 2.32; 10.31; Неем 3.11;7.35; 10.27)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из пленас Зоровавелем, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, один изчинивших стену Иерусалима, и один из приложивших печать под договором наверность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).

Х`ариф

(вырывающий)(Неем 7.24; 10.19)—см. Иора.

Харифи`янин

(1Пар12.5)—Сафатия (см. Сафатия,б), по-видимому, потомок некоего Харифа из коленаВениаминова.

Х`арми

(виноградарь)—а) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3)—аналог. Фаллу;

б) (1Пар 2.7; 4.1)—см. Зимри,б.

Х`армий

(виноградарь)(Нав 7.1,18)—см. Зимри,б.

Харнеф`ер

(1Пар7.36)—аналог. Беера,б. (См. Нефер,д)

Хар`од

(страх, опасение)(Суд 7.1)—обильный источник восточнее Изрееля, ныне Айн-Джалуд (ср. 1Ц 29.1).

Хародит`янин

(2Ц23.25)—Шамма и Елика, два из главных воинов Давида, по-видимому, из селения уисточника Харод. В параллельном месте (1Пар 11.27) Шамма назван Гародитянин,Елика—отсутствует.

Харош`еф-Го`им

(Суд4.2,13,16)—город на северном берегу Киссона у подножия Кармила (ныне селениеЭль-Харисие).

Харр`ан

(путь, дело)(Быт 11.31,32; 12.4,5; 27.43; 28.10; 29.4; Деян 7.2,4)—город в северной частиМесопотамии между реками Тигр и Евфрат, в котором жили некоторое время Фарра сАврамом и Лотом, а позже—Лаван со своим семейством (в Быт 24.10 назван городНахора, а в 4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23—Харан).

Харум`аф

(Неем3.10)—отец (предок) Иедаии.

Хар`уц

(4Ц 21.19)—отец(предок) Мешуллемефы, родом из Ятбы.

Харх`ас

(4Ц22.14)—хранитель одежд (?), предок пророчицы Олдамы (во 2Пар 34.22 названХасра).

Харх`ур

(жар) (Езд2.51; Неем 7.53)—аналог. Аккув,в.

Х`арша

(земледелец)(Езд 2.52; Неем 7.54)—аналог. Аккув,в.

Х`аршиф

(черепок) (Иер19.2)—другое название Навозных ворот, за которыми была свалка черепков.

Хас`адия

(Иегова добр)(1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.

Х`аслев

(Зах 7.1)—см.Кислев.

Х`асра

(2Пар34.22)—см. Хархас.

Хас`уфа

(нагота) (Езд2.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в.

Хат`ита

(Езд 2.42;Неем 7.45)—аналог. Атер,б.

Хат`ифа

(пленник) (Езд2.54; Неем 7.56)—аналог. Аккув,в.

Хатт`ил

(Езд 2.57;Неем 7.59)—аналог. Амий.

Х`аттуш

(избранный)—а)(1Пар 3.22)—аналог. Бариах;

б) (Езд 8.2)—аналог. Евед,б (неможет быть предыдущим, ибо отстоит от Зоровавеля на восемь поколений, а выходЕздры состоялся всего через 79 лет после выхода Зоровавеля); (См. Арнан)

в) (Неем 3.10)—сын (потомок)Хашавнии, чинивший стену Иерусалима;

г) (Неем 10.4; 12.2)—аналог.Амария,е.

Хафара`им

(две ямы)(Нав 19.19)—аналог. Авец.

Хаф`аф

(страх, ужас)(1Пар 4.13)—сын (потомок) Гофониила.

Хахм`оний

(мудрый)(1Пар 27.32)—см. Ахамань.

Хац`ар-Г`адда

(поселокхорошей судьбы) (Нав 15.27)—аналог. Адада.

Хацармав`ет

(поселоксмерти) (1Пар 1.20)—аналог. Алмодад (в Быт 10.26 назван Хацармавеф).

Хац`ар-С`уса

(Нав19.5)—см. Сансана.

Хацарсус`им

(1Пар4.31)—см. Сансана.

Хац`ар-Шу`ал

(поселоклис) (Нав 15.28; 19.3; Неем 11.27)—аналог. Ацем (в 1Пар 4.28 записано Хацаршуал).

Хацац`он-Фам`ара

(Быт14.7; 2Пар 20.2)—см. Ен-Гадди.

Х`аци

(1Пар 2.52)—см.Галменюхот, Манахаф,а.

Хаш`авия

(Иеговаоценивает)—а) (1Пар 6.45)—аналог. Авдий,б;

б) (1Пар 9.14; Неем11.15)—аналог. Азрикам,в;

в) (1Пар 25.3,19)—левит, одиниз сыновей Идифуна, глава двенадцатой чреды певцов;

г) (1Пар 26.30)—аналог.Амария,в (см. след.);

д) (1Пар 27.17)—левит, сын(потомок) Кемуила, старший над левитами при Давиде (возможно, предыдущий) (см.след.);

е) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж(возможно, предыдущий, точнее—представитель его рода);

ж) (Езд 8.19,24)—левит (главасемьи), вышедший из плена с Ездрою (см. след.) (см. след.);

з) (Неем 3.17)—левит (главарода, семьи), чинивший стену Иерусалима (возможно, предыдущий) (см. след. ипункт «м» ниже);

и) (Неем 10.11)—аналог. Венинуй(возможно, предыдущий);

к) (Неем 11.22)—аналог.Ваний,и;

л) (Неем 12.21)—аналог. Адна,в;

м) (Неем 12.24)—один из главлевитов (возможно, упомянутый выше в пункте «ж» или «з»).

Хаш`авна

(Неем10.25)—аналог. Азур,а.

Хаш`авния

—а) (Неем3.10)—отец (предок) Хаттуша;

б) (Неем 9.5)—аналог. Вания,б.

Хашбадд`ана

(Неем 8.4)—аналог.Захария,щ.

Хашм`она

(местоплодородия) (Чис 33.29,30)—аналог. Алуш.

Хаш`ув

(задумчивый)(1Пар 9.14)—аналог. Азрикам,в (в Неем 11.15 назван Хашшув).

Хаш`ува

(уважаемый)(1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.

Хаш`ум

(богатый) (Езд2.19; 10.33; Неем 7.22; 8.4; 10.18)—один из родоначальников народаизраильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на105), среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, и один из стоявшихрядом с Ездрою во время чтения закона, а также один из приложивших печать поддоговором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).

Хашш`ув

(задумчивый)—а) (Неем 3.11)—сын (потомок) Пахаф-Моава, чинивший стену Иерусалимаи Печную башню (см. след.);

б) (Неем 3.23)—другойизраильтянин, чинивший стену Иерусалима (см. след.);

в) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а(возможно, все три есть одно и то же лицо);

г) (Неем 11.15)—см. Хашув.

Хев`ер

(союз)—а) (Быт46.17; Чис 26.45; 1Пар 7.31,32)—аналог. Малхиил;

б) (Суд 4.11,17,21; 5.24)—одиниз Кенеян (см.);

в) (1Пар 4.18)—один из сыновей(потомков) Мереда из колена Иудина, основатель или начальник Сохо;

г) (1Пар 8.17)—аналог.Зевадия,б.

Хевр`он

(соединение)—а) (Исх 6.18; Чис 3.19,27; 26.58; 1Пар 6.2,18; 15.9; 23.12,19;24.23; 26.23,30,31)—аналог. Ицгар;

б) (1Пар 2.42,43)—сын Мареши(см.) из потомков Халева (текст в оригинале не ясен);

в) главный город в центральной,гористой части Иудеи, один из древнейших городов земли (Чис 13.23), известныйвначале как Кириаф-Арбы (Быт 23.2) (см.). Рядом с этим городом жили Авраам,Исаак, Иаков и там же они были погребены (Быт 25.9-10; 35.27-29; 49.29-31;50.13). Этот город, по-видимому, часто давал пристанище Давиду во время егоскитаний (1Ц 30.31). Происхождение и время появления названия «Хеврон» неизвест­но. Этот город был дан в наследие Халеву (Нав 14.14), потом он сталгородом убежища (Нав 20.7) и священническим городом (Нав 21.11). В нем Давидцарствовал первые семь с половиной лет (2Ц 2.1-3; 5.5) и здесь же Авессаломсоставил свой заговор против отца (2Ц 15.9-13). (См. Мамре, Махпела)

Хевр`онская дол`ина

(Быт 37.14)—возможно, так названа вся местность вокруг Хеврона, известная своимплодородием (ср. Есхол). (См. долины)

Хез`ив

(Быт 38.5)—см.Ахзив,а.

Хезл`он

(видение) (3Ц15.18)—один из предков царя сирийского Венадада.

Хез`ир

—а) (1Пар24.15)—священник из рода Ифамара, глава семнадцатой чреды;

б) (Неем 10.20)—аналог. Азур,а.

Х`ела

(ржавчина) (1Пар4.5,7)—одна из жен Ахшура.

Хел`ал

(исполнение,завершение) (Езд 10.30)—аналог. Адна,б.

Хелб`он

(плодородный)(Иез 27.18)—местечко севернее Дамаска (ныне Халбун), до сих пор известное своимвиноградом.

Х`елва

(плодородие)(Суд 1.31)—аналог. Ахлав.

Хелд`ай

(долговечный,прочный)—а) (1Пар 27.15)—Нетофафянин, один из начальников и управителей Давида,один из его главных воинов (во 2Ц 23.29 назван Хелев, а в 1Пар 11.30—Хелед);(См. Нетофатитянин)

б) (Зах 6.10)—аналог. Иедай (вст. 14 назван Хелем).

Х`елев

(2Ц 23.29)—сын(потомок) Бааны, Нетофатитянин (см. Хелдай,а).

Хел`ед

(1Пар11.30)—сын (потомок) Вааны, Хетофафянин (см. Хелдай,а).

Х`елек

(доля, часть)(Чис 26.30; Нав 17.2)—аналог. Асриил,а.

Х`елем

(Зах 6.14)—см.Хелдай,б.

Х`елеф

(Нав19.33)—один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).

Хелеф`еи

(2Ц 8.18;15.18; 20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17)—как и Фелефеи (см.), одно из племенфилистимлян (то же слово в 1Ц 30.14 переведено Керети, см).

Х`елец

—а) (1Пар2.39)—аналог. Азария,д;

б) (1Пар 27.10)—см. Палтитянин.

Хелк`аф

(удел) (Нав19.25; 21.31)—один из пограничных городов удела Асирова, отданный левитам (в1Пар 6.75 назван Хукок).

Хелк`аф-Хаццур`им

(поле острых ножей) (2Ц 2.16)—место под Гаваоном.

Х`елкия

(мой удел естьИегова)—а) (4Ц 18.18,37; Ис 22.20; 36.3,22)—отец (предок) Елиакима (см. Елиаким,а);

б) (4Ц 22.4,8,10,12,14; 23.4;1Пар 6.13; 9.11; 2Пар 34.9,14,15,20,22; Езд 7.1; Неем 11.11)—аналог. Авдон,д иАвиуд,б, первосвященник при Иосии;

в) (1Пар 6.45)—аналог. Авдий,б;

г) (1Пар 26.11)—аналог.Захария,и;

д) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ(см. след.);

е) (Неем 12.7,21)—аналог. Аммок(возможно, предыдущий);

ж) (Неем 12.15)—аналог. Адна,в;

з) (Иер 1.1)—священник, отец(предок) пророка Иеремии;

и) (Иер 29.3)—отец (предок)Гемарии (см. Гемария,а).

Хел`он

(Чис 1.9; 2.7;7.24,29; 10.16)—отец (предок) Елиава (см. Елиав,а).

Хел`ув

(клетка)—а)(1Пар 4.11)—некий потомок Иуды, предок жителей Рехи;

б) (1Пар 27.26)—отец (предок)Езрия.

Хелув`ай

(1Пар2.9)—см. Халев,в.

Хемд`ан

(приятный)(Быт 36.26; 1Пар 1.41)—аналог. Ешбан.

Хен

(милостивый,благодатный) (Зах 6.14)—см. Иосия,в. Это слово является характеристикой Иосии,но переведено как имя собственное (см. имя).

Хена`ана

(ж. род отХанаан)—а) (3Ц 22.11; 2Пар 18.10)—отец (предок) лжепророка Седекии;

б) (1Пар 7.10)—аналог.Ахишахар.

Хенад`ад

(Езд 3.9;Неем 3.18,24; 10.9)—левит, глава рода.

Хен`ани

(твердый)(Неем 9.4)—аналог. Вания,б.

Хен`ания

(Иеговатверд)—а) (1Пар 15.22,27)—левит, начальник музыкантов и певцов, участникперенесения ковчега в Иерусалим;

б) (1Пар 26.19)—левит из родаИцгара, начальник внешнего служения при царе.

Хер`ан

(Быт 36.26;1Пар 1.41)—аналог. Ешбан.

Х`ерес

(солнце)—а)(Суд 1.35)—гора (местность, город) на границе удела Данова (возможно, то же,что Вефсамис,а, ср. Нав 19.41);

б) (Суд 8.13)—местность навосток от Иордана.

Х`ерет

(1Ц 22.5)—лес,в котором прятался Давид (возможно, одно из мест, упомянутых в 1Ц 23.14).

Х`ерец

(2Ц 23.26; 1Пар11.27)—см. Палтитянин.

Х`ереш

(1Пар9.15)—аналог. Авда,б.

Хер`уб-Адд`ан-Имм`ер

(Езд 2.59)—см. Иммер,в.

Хер`ув-Адд`он

(Неем7.61)—см. Имер,в.

херув`им

(мн. число отевр. «керуб», точное значение не известно)—обозначение и изображение духовнойсилы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием.Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и надхерувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображенияхерувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел ипророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицомбыло изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца(быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были иу ассириян, а крылатые львы—у вавилонян. Различные крылатые изображения были ина священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п.«божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и СамГосподь невидимо являлся над ковчегом.) (См. власть, животные, ковчег,в)

Хет

(Быт 10.15;23.3,5,7,10,16,18,20; 25.10; 1Пар 1.13)—один из сыновей (потомков) Ханаана, родоначальникХеттеев (сынов Хетовых) (см.).

Хетл`он

(Иез 47.15;48.1)—город или местность на севере Палестины.

Хетофаф`янин

(1Пар11.30)—см. Нетофатитянин.

Хетт`еи

—один изнародов древней Палестины (см.), потомки Хета и наследники древней империихеттитов в центре нынешней Малой Азии, народ, который израильтяне не смоглиокончательно изгнать (Нав 3.10; Суд 3.5). Остатки их жили в районе Хеврона, атакже, по-видимому, по соседству с Израилем как самостоятельное царство (3Ц10.29; 4Ц 7.6). Хеттеи были среди воинов Давида (Ахимелех—1Ц 26.6; Урия—2Ц11.3), а хеттеянки были среди жен Соломона (3Ц 11.1). За смешение израильтян сместными народами, пророк Иезекииль называет их как бы происходящими отАморреев и Хеттеев (Иез 16.3,45).

Хетте`янин

(1Ц 26.6;2Ц 11.3; 23.39)—Ахимелех (см. Ахимелех,б), Урия (см. Урия,б) и Беэр (см.Беэр,а).

Хетт`ура

(благоухание)(Быт 25.1,4; 1Пар 1.32,33)—вторая жена Авраама (но скорее одна из его наложниц,ср. Быт 25.6), от которой родилось несколько сыновей, глав арабских племен.

Хеф`ер

(а—доля, часть;ост.—яма, ров)—а) (Чис 26.32,33; 27.1; Нав 17.2,3)—аналог. Асриил,а;

б) (Нав 12.17; 3Ц 4.10)—городили область, по-видимому, в западной части удела Иудина;

в) (1Пар 4.6)—аналог. Ахашфари;

г) (1Пар 11.36)—из Махеры, одиниз главных воинов Давида (во 2Ц 23.34 не упомянут).

Хефц`иба

(моя радостьв ней) (4Ц 21.1)—мать Манассии.

Хецр`ай

(огражденный)(2Ц 23.35)—Кармилитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11.37 назван Хецрой).

Хецр`ой

(1Пар11.37)—см. Хецрай.

Хецр`он

—а) (Быт 46.9;Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3)—аналог. Фаллу;

б) (Нав 15.3)—один из городов(районов) на южной границе удела Иудина (возможно, это же место в ст. 23 названоАсор);

в) (Нав 15.25)—см. Гацор,а.

Хешм`он

(плодороднаяземля, тучность) (Нав 15.27)—аналог. Адада.

Хиве`яне

(2Ц 24.7)—см.Евеи.

Хиддек`ель

(Быт2.14)—еврейское название реки Тигр.

Хид`он

(1Пар 13.9)—см.Нахон.

Х`изкий

(1Пар8.17)—аналог. Зевадия,б.

Хил`ен

(1Пар6.58)—священнический город в южной, гористой части удела Иудина (в Нав 15.51;21.15 назван Холон).

Хиле`он

(растрачивающий) (Руф 1.2,5; 4.9)—один из сыновей Елимелеха и Ноемини, муж Орфы(см. Руф 4.10).

Хилм`ад

(Иез27.23)—неизвестный город или земля. Возможно также, это слово нужно читать какдва слова и тогда оно означает: «вся Мада» (?).

Хим

(Иов 9.9;38.31)—еврейское название созвездия Плеяды, состоящего из очень большого числазвезд. То же слово в Ам 5.8 переведено «семизвездие».

Хим`ам

(Иер 41.17)—воригинале это слово одинаково с именем Кимгам (см.), поэтому можно предположить,что оно есть название села, которое раньше принадлежало ему.

Химаф`ей

(Быт10.18)—см. Хамафей.

х`иникс

(От6.6)—греческое обозначение меры сыпучих тел, равной примерно 1л. (См. меры)

Хиннар`оф

(арфа) (Нав11.2)—см. Галилейское море.

Хиннер`еф

(флейта)(Нав 19.35)—один из укрепленных городов удела Неффалимова на берегу Галилейскогоморя. (См. Геннисаретская земля, Киннероф)

Хиннер`ефское м`оре

(Нав 12.3; 13.27)—см. Галилейское море.

Х`иос

(Деян20.15)—остров у побережья Малой Азии против Смирны (ныне остров Скио).

Х`ира

(знатность) (Быт38.1,12)—Одолламитянин, друг Иуды.

Хир`ам

(братзнатного)—а) (2Ц 5.11; 3Ц 5.1,2,7,8,10-12,18; 9.11,12,14,27; 10.11,22; 1Пар14.1; 2Пар 2.3,11,12; 8.2,18; 9.10,21)—царь Тира, современник Давида иСоломона, царствовавший, по-видимому, не менее 50 лет (ср. 2Ц 5.11 и 3Ц9.10-12) (однако, этим же именем мог называться и его преемник, ср. 3Ц10.11,22; И. Флавий говорит о 34 годах его царствования);

б) (3Ц 7.13,40,45; 2Пар4.11)—художник и искусный мастер по литью из Тира, сын женщины из колена Неффалимова(Данова), присланный в Иерусалим Хирамом-царем (во 2Пар 2.13; 4.16 названХирам-Авий).

Хир`ам-`Авий

(Хирам-отец) (2Пар 2.13; 4.16)—см. Хирам,б.

хит`он

(Исх28.4,39,40; 29.5,8; 40.14; Лев 8.7,13; 10.5; 16.4; Иов 30.18; Песн 5.3; Ин19.23)—одежда в виде длинной рубашки (древняя туника), но не самая нижняяодежда (см. Исх 28.42; Лев 16.4), которую носили и мужчины и женщины. Стяжнойхитон—означает тканый с украшениями—полосами, квадратами, с определенной«выработкой», то есть не прямой, не гладкий.

Хитт`им

(Иер 2.10)—см.Киттим.

Х`ифлис

(Нав15.40)—аналог. Адифаим.

хл`ебное принош`ение

—однаиз жертв Господу, приносимая как отдельно, так и с другими жертвами (Лев 2;5.11; Чис 5.15,25; 28). Хлебное приношение являлось великой святыней и принадлежалосвященнику (Лев 2.10; 6.17-18; 7.9-10). Оно не должно было приноситься сзакваской или медом, но всегда с солью и, в большинстве случаев, с ливаном иелеем. Хлебное приношение как отдельное добровольное приношение неограничивалось количественно, но во всех остальных случаях устанавливаласьточная его мера: 1/10 ефы (2,4л) пшеничной муки и 1/4 гина (1л) елея—на каждогоагнца (Чис 15.4); 2/10 ефы (4,8л) муки и 1/3 гина (1,3л) елея—на овна (Чис15.6) и 3/10 ефы (7,2л) муки и 1/2 гина (2л) елея—на тельца (Чис 15.9). О новомхлебном приношении—см. Пятидесятница. (См. жертвоприношение)

хлебод`ар

(Быт40.1,2,5,16,20,22; 41.10)—слово русского монастырского лексикона, означающее:раздаватель хлеба братии. В оригинале—главный пекарь.

хл`ебы предлож`ения

(Исх 25.30; 35.13; 39.36; 40.23; Лев 24.5; Чис 4.7; 1Ц 21.6; 3Ц 7.48; 1Пар9.32; 23.29; 28.16; 2Пар 2.4; 4.19; 13.11; 29.18; Мф 12.4; Мк 2.26; Лк 6.4)—веврейском тексте: хлебы лица или присутствия Божия. Каждый из хлебовпредложения выпекался из 2/10 ефы (4,8л) (в оригинале не ясно) чистой пшеничноймуки, непременно пресным. Двенадцать таких хлебов каждую субботу укладывалось вдва ряда (возможно, в две стопки) на столе (1м х 0,5м), установленном предзавесой на северной стороне (в храме было десять таких столов—2Пар 4.8). Хлебыэти принадлежали священникам и были великой святыней (Лев 24.9).

Хл`оя

(побеги травы)(1Кор 1.11)—судя по имени—женщина, очевидно, жительница Коринфа, с домом которойап. Павел имел связь.

Х`ова

(Быт14.15)—город (местность) на север от Дамаска.

Хов`ав

(возлюбленный)(Чис 10.29; Суд 4.11)—брат жены Моисея, Мадианитянин (потомки которого названыКенеянами, см.). В оригинале во втором месте он назван тестем Моисея.

Хов`аия

(Неем7.63)—см. Хабайя.

Хов`ар

(Иез 1.1,3;3.15,23; 10.15,20)—как полагают, один из каналов, прорытых от реки Евфрат врайоне Вавилона. На этой «реке», по-видимому, было одно из молитвенных местевреев (см. река).

Х`огла

(куропатка)(Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а.

Ход`еша

(новолуние)(1Пар 8.9)—одна из жен Шегараима из колена Вениаминова.

Хоз`ай

(2Пар 33.19)—внекоторых манускриптах стоит: «прозорливцев» (по-гречески «хозаи»). (См. имя)

Хоз`ева

(1Пар4.22)—см. Ахзив,а.

холм

—как и слово«гора» в образных выражениях часто обозначает нечто выдающееся (Ис 10.32; 40.4;41.15). На холмах строились города, устраивались капища (Ис 65.7; Иер 2.20; Иез20.28; Ос 4.13) и поэтому многие из них имеют названия (см., например, Амма,Гарив, Гахила, Море). Поскольку «холм» по-еврейски «гива», некоторые места вбольшинстве других переводов обозначены следующим образом:

Нав 5.3—Гива Хааралот (врусской Библии—Холм обрезания),

Нав 24.33—Гива Финееса (холмФинееса),

1Ц 10.5—Гива Божия (холм Божий)(то же, что Гива Вениаминова, Саулова). (См. высоты, имя)

Хол`он

(Нав 15.51;21.15)- см. Хилен.

хом`ер

(груда) (Лев27.16; Ис 5.10; Иез 45.11,13,14; Ос 3.2)—см. кор.

хом`ет

(Лев11.30)—значение слова не известно (в других переводах стоит: песчаная ящерица,мелкая ящерица, улитка).

Хон`ания

(Иеговаукрепляет)—а) (2Пар 31.12,13)—левит, главный над кладовыми при храме во времяправления Езекии;

б) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж.

Хор-Агидг`ад

(Чис33.32,33)—см. Гудгод.

Хораз`ин

(Мф 11.21; Лк10.13)—город в Галилее севернее Капернаума (возможно, это нынешние развалиныКеразе). По-видимому, город погиб при землетрясении в 400 г.

Хор`аф

(щель, пролом)(3Ц 17.3,5)—один из восточных притоков Иордана в среднем его течении (севернееИавока).

Хораш`ан

(1Ц30.30)—см. Ашан,а.

Хор`ем

(закрытый) (Нав19.38)—аналог. Адама,а.

Х`ори

(обитательпещер) (Быт 36.22; 1Пар 1.39)—аналог. Геман.

Х`орий

(обитательпещер) (Чис 13.6)—отец (предок) Сафата.

Хор`ив

(пустынный)(Исх 3.1; 17.6; 33.6; Вт 1.2,6; 4.10,15; 5.2; 9.8; 18.16; 29.1; 3Ц 8.9; 19.8;2Пар 5.10; Пс 105.19; Мал 4.4)—то же, что Синай (см.). Некоторые полагают, чтоХорив—это соседняя с Синаем вершина, другие, что это название и характеристикавсей местности.

Х`орма

(разрушение,опустошение) (Чис 14.45; 21.3; Вт 1.44; Нав 12.14; 15.30; 19.4; Суд 1.17; 1Ц30.30; 1Пар 4.30)—аналог. Ацем и Атах (в оригинале это слово не имеет значения«заклятие», см. сноску к Чис 21.3).

Хорона`им

(Ис15.5)—см. Оронаим.

Хорон`ит

(Неем2.10,19; 13.28)—см. Санаваллат.

Хор`ошие Пр`истани

(Деян 27.8)—бухта и гавань на южном побережье острова Крит.

Хорр`еи

(пещерные)(Быт 14.6; 36.21,29,30; Вт 2.12,22)—древние обитатели горной страны Сеир (см. Сеир,а),которых изгнали идумеи, но, по-видимому, не полностью, ибо их старейшины упоминаютсясреди жителей земли Сеир (Быт 36.30).

Х`оса

(беглец) (1Пар16.38; 26.10,11,16)—см. Иеиел,б.

Х`осса

(беглец) (Нав19.29)—аналог. Аламелех.

Хоф`ам

(перстень спечатью)—а) (1Пар 7.32)—аналог. Иафлет,б;

б) (1Пар 11.44)—см. Ароерянин.

Х

рам—центральноеи единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имениГоспода (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыномСоломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновленныйЗоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когдаизраильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался наХанаан­ской земле.

Храмом в Писании называется искиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а такжедела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19) и Сам Господь Бог иАгнец Его (От 21.22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храмав книге Откровение).

В отношении Иерусалимскогохрама этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекспостроек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господьучил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, тольковнешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенноне входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37;18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этимследует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви иликатолические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрьздания (по размерам очень небольшого и темного—см. ниже) никто кромесвященников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местахназывается также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный вИерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасногосооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различнымбожествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм вовремя его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).

На храм было израсходовано (по1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди иболее 3600т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этихматериалов (не считая драгоценных камней—см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) ипо древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можемнапомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см.деньги). (См. также Соломон)

Конструктивные детали первогохрама (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1—5.1. Он былдлиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора—глубиной 5м, среднейчасти—глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)—глубиной и высотой10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был ипритвор (по 2Пар 3.4—60м).

Высота двух медных колонн,поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн).Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней частиздания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двумметрам.

С трех сторон храм охватывалапристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южнойстороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри иснаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).

На верху средней части былисделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).

Храм внутри освещался толькособственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать тольколучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самымдальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22).Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Такжебыл выложен золотом и притвор (и его верхняя часть—«горницы») (2Пар 3.4,9).Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8).Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни(2Пар 3.6).

Непосредственно к храмуприлегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9),который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесенстеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).

В Библии упоминаются следующиеворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положениекоторых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

• верхние (возможно, выходящиена север) (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названыСур, а во 2Пар 23.5—Иесод),

• внутренние (Иез 8.3,14)(возможно, предыдущие),

• восточные (Неем 3.29; Иез8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер17.19—сынов народа),

• Гаммифкад (Неем 3.31),

• жертвенника (Иез 8.5),

• новые (Иер 26.10; 36.10)(возможно, верхние),

• северные (Иер 8.14)(возможно, верхние),

• третий вход (Иер 38.14),

• Шаллехет (1Пар 26.16).

Перед входом в храм былустановлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).

Храм строился 7,5 лет (3Ц6.1,38) и был освящен около 962г. до РХ.

Этот великолепный храм уже присыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные егосокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен,но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затемего очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним—Езекия (4Ц 18.15-16).Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд.Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровищахрама (4Ц 24.13), а при втором (в 586г. до РХ)—полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). Послеэтого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое времяучреждено в Массифе (см. Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 г. до РХ персидский царьКир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановитьсвой храм (Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, повозвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд 3.2), а затем приступил и квосстановлению храма (Езд 3.8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд4.21), но, возможно, не полностью (Езд 5.16). Они возобновились только приДарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четырегода, то есть в 516 г.до РХ (Езд 6.15).

По повелению Кира храм мог бытьразмерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, чтоон выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг 2.3). В Мишне—однойиз частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в немне было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея былопредсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг 2.9). И действительно,несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см.обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), вэтом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения извавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствованиеПтоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова вгороде Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в которомрегулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см. Ирод,а) навосемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) началперестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеютсяу И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласилисьцеликом снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, онудалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностьюзакончено ко времени Христа (Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет дополного разрушения храма.

По конструкции и внешнему видухрам был великолепен (Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и зданиехрама стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте изогромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими жебыли и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи быловыложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храмебыло пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза изчистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов:священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепныепортики (колоннады). Самый прекрасный из портиков—царский (на юге) состоял изпяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портиквозвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф4.5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые веливо двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью ипотому иногда назывались Красные (Деян 3.2,10).

Все дворы разделялись стенами.Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которуюфанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали(Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).

Поскольку храм со всеми егодворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, черезнего, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Этострого запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мк11.16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но безБога и превращенный в вертеп разбойников (Мф 21.13) храм как и предсказал Господь(Лк 13.2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатствавывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г.—мусульманскоесвятилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)

4. Храм Иезекииля.

В Иез 40—43 описаны деталихрама, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцатьпятом году пленения иудеев.

Этот храм—величественное истройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных встрогом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.

По-видимому, он и не являетсяпредвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовоеслужение (Ин 4.21-24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (От 21.22).Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез43.7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа наземле.

хр`амина

(Иов 4.19;2Пет 2.13,14)—унизит. от «хоромы», то есть бедное жилище, земное тело человека.

хран`илища

(греч.—филактерион)—в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки, в которыевкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующиеместа Священного Писания: Исх 13.1-10; 13.11-16; Вт 6.4-9; 11.13-21. Этикоробочки на основании Исх 13.9; Вт 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и налевую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась ксердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была бытьдостаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной—мог бытьобмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немногосвешиваться. Все это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Хранилищафарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.

хризол`иф

(Исх 39.13;От 21.20)—хризолит, драгоценный камень зеленого (с желтым) цвета, родственныйоливину, топазу и хризобериллу. Является одним из камней наперс­ника и одним изоснований нового Иерусалима (в других переводах—берилл) (в Исх 28.20 названхрисолит). Это же слово в Песн 5.14; Иез 1.16; 10.9; 28.13; Дан 10.6 переведенокак «топаз». (См. драгоценные камни)

хрисол`ит

(Исх28.20)—см. хризолиф.

хрисопр`ас

(От21.20)—хризопраз, одна из разновидностей халцедона, камень, род­ственный агатуи ониксу. Является десятым основанием нового Иерусалима. (См. драгоценныекамни)

Христи`ане

(Деян11.26; 26.28; 1Пет 4.16)—ученики и последователи Христа, все верующие в Него иуповающие исключительного на Него, исповедующие Его имя и несущие на себепоругание и отвержение Его миром. Как видно из приведенных мест, название этобыло дано впервые около 43 г.верующим в Антиохии, евреям и язычникам, отделившимся от своих народов, и было,очевидно, презрительной их кличкой. (См. христианство)

христи`анство

—религия,возникшая в результате официального признания императором Константином в начале4 в. учения и практики первых Христиан, возведенная вслед за этим в ранг государственнойрелигии во всех Европейских и некоторых прилегающих странах, и представляющая внастоящее время универсальное морально-духовно-обрядовое понятие, широко и спользой употребляемое в сферах политики и культуры современного общества, иявляющееся составной частью, а не антагонистом этого общества (мира).

Нынешнее христианство состоитиз широчайших масс, в основном жителей северного полушария, крещенных всоответствии с традицией (а не с верой) в детстве, а иногда и в зрелом возрасте(в основном в протестантских направлениях) в большинстве случаев по уговору,эмоциональному порыву или в виду предстоящей выгодной и интересной деятельности.Такое христианство даже в его собственной среде называется «номинальным» и,конечно, не имеет ничего общего с истинным. Суеверием своих обрядов и«священнодействий», почитанием «заступников» и «заступниц», бездумнойпреданностью традиции и «матушке-церкви», оно превосходит все другие религии.Поэтому выражение «христианство» широко употребляется в таких понятиях, как«христианский мир»(!), «христиан­ские страны», «христианская наука»,«христианские собрания» и т.п. Такое христианство широко рекламируется вспециальной литературе, на специальных собраниях, часто с привлечениемсовременной «прогрессивной» музыки, танцев и представлений (особенно наЗападе). Оно постоянно преподносится как средство исцеления недугов,исправления характера, улучшения морали и т.п. Специальные миссионеры с хорошоразработанной наукой «обращения душ» несутся в хорошо организованных (иоплачиваемых!) экспедициях во все дальние страны и уголки планеты, агитируя,уговаривая, раздавая подарки. Такое христианство и слышать не хочет оботделенности от мира учения Того, Чье имя так самоуверенно себе присваивает,напротив, оно добивается признания и одобрения в мире, считая себя единственно«правильной» религией, будучи единственной, разделенной более, чем на 200различных направлений. Оно оперирует тщательно подобранным набором мест изБиблии, постоянно повторяя, например, Ин 3.16 и никогда Иак 4.4. В такоехристианство привлекается теперь путем простого поднятия руки масса молодежи,которая, видимо, его таким и воспринимает и согласна поддерживать. Оно активнововлечено во все мирские дела, тесно и добровольно координирует свои действия смирскими организациями, вводя в заблуждение очень многих видимостью своегоблагочестия (Мф 23.28; 2Тим 3.5). (См. миссионерство, религия, церковь)

Христ`ос, Иис`ус

—СынБожий, Господь и Бог наш, Спаситель и Искупитель душ наших по вечной любви иизволению Божию, о Котором повествует все Священное Писание (Ин 5.39), котороемы и рекомендуем сердечно всем ищущим спасения изучать внимательнейшим образоми со всей серьезностью, делая это как единственное и наиважнейшее дело наземле, исследуя кроме Библии также и другие источники (1Фес 5.21), которыепосылает нам наш Небесный Отец (Ин 6.44,65) для лучшего постижения Его воли. И«да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенноговам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершениявсего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян3.20-21).

Слово Христос греческогопроисхождения и означает в переводе—Помазанник (по-еврейски Мессия, см.). Именноэто слово в оригинале стоит в Дан 9.25-26. Хотя словом «помазанник» (мессия,христос) раньше назывались еврейские цари, первосвященники и пророки, послеявления миру Иисуса Христа, вечного Царя нашего, единственного Первосвященникаи Пророка, это название сделалось исключительно и навсегда Его именем, самымдорогим именем для всех нас (Деян 4.12).

Хуб

(Иез30.5)—еврейское слово, означающее Ливия. На втором месте в данном стихе воригинале стоит Фут.

Х`уза

(Лк 8.3)—некийцаредворец Ирода.

Хукк`ок

(вытесанный)(Нав 19.34)—один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).

Хук`ок

(1Пар 6.75)—см.Хелкаф.

Хул

(круг) (Быт 10.23;1Пар 1.17)—один из сыновей (потомков) Арама (Сима), родоначальник одного из племен,живших в Сирии.

хул`а

—высказанноепоношение, злословие имени Бога, которое по закону должно было караться смертью(Лев 24.11.16; Иов 2.9). Возможно, также, что хулой является и не высказанное,но осуществляемое в мыслях или в поступках оскорбление Духа Святого (ср. Еф4.30; Евр 10.29). Никакая хула Духа Святого прощена не будет (Мк 3.28-29; 1Ин5.16; Евр 10.26). (См. богохульство)

Х`умта

(Нав15.54)—аналог. Афека.

Хуп`им

(1Пар7.12,15)—аналог. Ард (в Быт 46.21 назван Хуппим, в Чис 26.39—Хуфам, а в 1Пар8.5—Хурам).

Хупп`им

(Быт46.21)—см. Хупим.

Хур

(белизна,чистота)—а) (Чис 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (1Пар 2.19,20,50; 4.1,4)—см.Ор,а;

в) (Неем 3.9)—отец (предок)Рефаии.

Хур`ай

(1Пар11.32)—см. Иддай.

Хур`ам

(1Пар 8.5)—см.Хупим.

Х`урий

(1Пар5.14)—аналог. Буз,а.

Хус

—(Пс7.1)—вениамитянин, возможно, враг Давида;

б) (Ис 11.11)—см. Хуш,а.

Хусарсаф`ем

(вдвойнезлой Хушай, то есть, ефиоплянин) (Суд 3.8,10)—царь месопотамский.

Х`усий

(поспешный илиефиоплянин)—а) (2Ц 15.32,37; 16.16-18; 17.5-8,14,15; 1Пар 27.33)—Архитянин(см.), друг Давида (возможно, он же назван Хушай в 3Ц 4.16);

б) (2Ц 18.21-23,31-32)—один извоинов Давида (возможно, ефиоплянин);

в) (Соф 1.1)—отец пророкаСофонии.

Х`усия

(поспешный илиефиоплянин) (Иер 36.14)—один из предков Иегудия (возможно, ефиоплянин).

Хуф`ам

(Чис 26.39)—см.Хупим.

Хуш

—а) (Быт 10.6-8;1Пар 1.8-10)—один из сыновей Хама и народ, населявший земли южнее Египта (Ефиопию)(В Ис 11.11 назван Хус); (См. Ефиопия)

б) (1Пар 4.4)—в оригинале«Хуша», город или местность, основателем или начальником которой был Езер.

Хуш`ай

—а) (3Ц4.16)—см. Хусий,а;

б) (покров) (1Пар 24.13)—воригинале «Хуппа», священник из рода Елеазара, глава тринадцатой чреды.

Хуш`ам

(торопливый)(Быт 36.34,35; 1Пар 1.45,46)—аналог. Хамла.

Хушат`янин

(2Ц 21.18;23.27; 1Пар 11.29; 20.4; 27.11)—см. Мебуннай.

Хуш`им

—а) (Быт46.23)—сын (потомок) Дана (в Чис 26.42,43 назван Шухам);

б) (1Пар 7.12)—сын (потомок)Ахера.

Хуш`има

(1Пар8.8,11)—аналог. Баара.