Ца`ан

Цаанн`им

Ца`ир

Цал`аф

Цалм`он

Цананн`им

Цар`еда

Цар`ера

цар`ица `Южная

цар`ицы

ц`арская дол`ина

ц`арские вор`ота

ц`арские гробн`ицы

ц`арские точ`ила

ц`арский водо`ем

ц`арский пок`ос

ц`арский путь

ц`арский сад

Ц`арств, кн`иги 1-4

Ц`арство Б`ожие (Неб`есное)

Царт`ан

царь

Цафн`аф-пане`ах

Цаф`он

Цеве`он

цевн`ица

Цево`им

Цед`ад

Ц`ела

Ц`елек

целов`ание

целом`удрие

Целц`ах

Цемара`им

Цемар`ей

Цен`ан

цеп`очки

Цер

Цер`еда

Ц`ереф

Ц`ереф-Шах`ар

Ц`ери

Ц`ерковь

ц`ерковь

Цер`он

Цер1уа

Цеф`ания

Цеф`ата дол`ина

Цеф`аф

Цеф`о

Цеф`он

Циве`он

Ц`ивия

Ц`ивья

Циг`ор

Цидд`им

Цикл`аг

Ц`илла

Цилльф`ай

Цилф`ай

Цин

ц`итра

Цифи`он

Цифр`он

Ц`иха

Циц

Цо`ан

Цо`ар

Ц`оба

Цов`ев

Ц`ора

Цор`яне

Цоф`ай

Цоф`ах

Цох`ар

Цу`ар

Цур

Цури`ил

Цуришадд`ай

Цур-Ор`ив

Цуф

Ца`ан

(стада иливыходящий, уходящий) (Мих 1.11)—один из городов удела Иудина (по-видимому, онже назван Ценан в Нав 15.37) (здесь игра слов: «не убежит уходящий», ср.Шафир).

Цаанн`им

(Суд4.11)—город или местность в уделе Неффалимовом в районе озера Мером (в Нав19.33 назван Цананним).

Ца`ир

(маленький) (4Ц8.21)—один из идумейских городов.

Цал`аф

(Неем3.30)—отец (предок) Хануна.

Цалм`он

(тенистый) (2Ц23.28)—см. Илай.

Цананн`им

(Нав19.33)—см. Цаанним.

Цар`еда

(3Ц11.26)—город в районе впадения Иавока в Иордан (может быть, несколько севернее)(в Суд 7.22 назван Царера, в Нав 3.16; 3Ц 4.12; 7.46—Цартан, а во 2Пар4.17—Цереда).

Цар`ера

(Суд 7.22)—см.Цареда.

цар`ица `Южная

(Мф12.42; Лк 11.31)—см. Сава.

цар`ицы

, упомянутые вПисании: Астинь, Есфирь, Гофолия, Кандакия, Южная.

ц`арская дол`ина

(Быт14.17; 2Ц 18.18)—или Шаве (ровная), некая долина (или просто ровное место),очевидно, восточнее Иерусалима (Кедронская?). (См. долины, Кедрон)

ц`арские вор`ота

(1Пар9.18)—см. восточные ворота.

ц`арские гробн`ицы

(2Пар 21.20; 24.25; 28.27)—почетное место захоронения иудей­ских царей, не отступавшихот Бога (ср. 2Пар 24.16). Для Озии было сделано исключение (2Пар 26.23)—он былпохоронен вблизи них (точное положение гробниц не известно).

ц`арские точ`ила

(Зах14.10)—были расположены, как можно предположить, на южной окраине Иерусалима(их упоминание в данном стихе завершает охват всего города).

ц`арский водо`ем

(Неем2.14)—см. Силоам.

ц`арский пок`ос

(Ам7.1)—по-видимому, первая уборка урожая, из которой платилась подать царю.

ц`арский путь

(Чис20.17; 21.22)—караванный путь, соединявший Аравию с Дамаском.

ц`арский сад

(4Ц 25.4;Иер 39.4; 52.7)—сад, находившийся, по-видимому, в южной части Иерусалима укрепости Сион.

Ц`арств, кн`иги 1-4

—9-12якниги Ветхого Завета, основные исторические книги Священного Писания.

Первые две книги в оригинале иво всех других переводах называются 1 и 2 Самуила и до Септуагинты были однойкнигой. В них излагается история израильского народа при Самуиле, Сауле иДавиде. Из 1Пар 29.29 полагают, что книги были написаны на основании записейСамуила, Гада и Нафана уже после разделения царств (1Ц 27.6) (были,по-видимому, и другие какие-то источники—см. например, 1Ц 1.18, но о них ничегоне известно). В Новом Завете имеются упоминания некоторых мест из 1Ц и 2Ц (см.Деян 13.22; Евр 1.5).

3 и 4 Царств в оригинале идругих переводах называются 1 и 2 Царей и повествуют об истории израильскогонарода от смерти Давида до захвата Иерусалима Навуходоносором. Судя по 4Ц 25.27полагают, что эти две книги были написаны уже после пленения иудеев. В нихчасто упоминаются источники, к которым обращался автор: книга дел Соломоновых(3Ц 11.41), летописи царей иудейских (14 упоминаний), летописи царейизраильских (17 упоминаний).

4Ц 18.15—20.19 совпадает с Ис36—39, 4Ц 25—с Иер 52. Не известно, кто собрал эти материалы воедино. (См.Библия)

Ц`арство Б`ожие (Неб`есное)

—царствованиеи владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказанов Ветхом Завете (Дан 2.44; 7.14), явлено в Иисусе Христе (Лк 1.33) и былоосновой Его учения (только в Евангелии от Матфея упоминается 50 раз), но оно неявляется эквивалентом Церкви (см.), как думают некоторые. (См. также Мф 5.3,10;6.33; 13.52; 21.31,43; Мк 9.1; 10.15,23; Лк 9.62; 16.16; 17.20-21; 18.29-30; Ин3.3.5; 18.36; Деян 14.22; 1Кор 15.50)

Царт`ан

(Нав 3.16; 3Ц4.12; 7.46)—см. Цареда.

царь

—это не простовысшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше—активныйпредводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большойсобственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был вкаждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это жеслово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте—Молох) и к Богу—Господунеба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику—Христу.

На приведенной в Приложении 12схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Сауладо Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только датыдвух значительных событий—падения Самарии с окончательным пленением десятиколен в 721 г.до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно.Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболееотдаленных—затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования,например, Давида одни считают от 1013г. до 973г. до РХ, другие—от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Датывоцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные вуказанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрениидают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

Цафн`аф-пане`ах

(Быт41.45)—египетское имя, данное Иосифу фараоном. Как полагают, оно может означатьследующее (хотя точно определить это невозможно): «Бог говорит, он жив»,«спаситель мира», «пища живущим», «хлеб жизни», «тайный советник» (последнее—М.Лютер).

Цаф`он

(в северномнаправлении или скрытый) (Нав 13.27)—один из пограничных городов удела Гадова врайоне устья Иавока. (См. Севина)

Цеве`он

(Быт36.14)—Евеянин (ст. 2), сын (потомок) Сеира Хорреянина, старейшина (в Быт36.2,20,24,29; 1Пар 1.38 назван Цивеон). (См. Беэр,а, Евеи)

цевн`ица

(значениеслова не известно) (Дан 3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент, напоминающий,как полагают, лиру в форме треугольника (в некоторых переводах—«духовойинструмент»). (См. музыкальные инструменты)

Цево`им

—а) (газели)(Быт 10.19)—см. Севоим;

б) (гиена) (1Ц 13.18; Неем11.34)—город в уделе Вениаминовом и долина, простирающаяся от него до Иерихона.(См. долины)

Цед`ад

(Чис 34.8; Иез47.15)—земля или горная местность на северной границе Ханаанской земли.

Ц`ела

(склон) (Нав18.28; 2Ц 21.14)—аналог. Аввим.

Ц`елек

(2Ц 23.37; 1Пар11.39)—Аммонитянин, один из главных воинов Давида.

целов`ание

—см.поцелуй.

целом`удрие

(1Тим2.9,15; 3.2; 2Тим 1.7; Тит 1.8; 2.2,5,6,12)—в оригинале означает: строгость,самодисциплина, неповрежденность.

Целц`ах

(1Ц10.2)—город на границе удела Вениаминова.

Цемара`им

—а) (Нав18.22)—аналог. Аввим;

б) (2Пар 13.4)—одна из гор вуделе Ефремовом.

Цемар`ей

(Быт 10.18;1Пар 1.16)—один из сыновей (потомков) Ханаана и народ, населявший землю насевере Палестины. (См. народы древней Палестины)

Цен`ан

(Нав15.37)—аналог. Адифаим. (См. Цаан)

цеп`очки

(Ис3.18)—брякающие украшения на ногах. (См. украшения)

Цер

(скала) (Нав19.35)—аналог. Адама,а.

Цер`еда

(2Пар4.17)—см. Цареда.

Ц`ереф

(яркость) (1Пар4.7)—аналог. Ефнан.

Ц`ереф-Шах`ар

(Нав13.19)—один из городов удела Рувимова (положение не известно).

Ц`ери

(1Пар 25.3)—см.Ицрий.

Ц`ерковь

(греч.«экклезия»—собрание, общество созванных)—творение и духовное тело Христа (Мф16.18; Еф 1.23; Кол 1.24). Церковь не есть новая религия, или особаярелигиозная (благотворительная) организация, или специальная система«духовного» переустройства человеческого общества в мире—ни о чем подобномСпаситель никогда не говорил—поэтому, несомненно, Церковью является обществоЕго ближайших, вернейших (см. Ин 6.66) учеников, возможно, только Апостолов(ср. Мф 10.23; 16.28; Лк 18.8). И это потому, что только им, Апостолам, итолько им одним надлежало возвестить миру евангелие. Не верующие последующихвеков, но только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностьювыполнили (см. Мф 28.16,19-20; Лк 12.32; 22.28-30; 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4).

Поскольку верующим никогда непоручалось этой задачи Апос­толов (см. Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10;3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 4.28; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес2.15; 3.4,6,12,14; также—Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, где говорится обисповедовании веры, а не о проповедовании; особенно же ср. Еф 6.10-17 с Еф6.19-20), то и к позднейшей земной официальной церкви (точнее—теперь уже болеечем к 200 различным «христианским» конфессиям, течениям, деноминациям)совершенно не приложимо то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью в Мф 16.18.Что же касается всех остальных верующих по слову Апостолов, то Господь всегдаговорил о них как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитаетсебя меньше других. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (апозже—и вся религиозная система) стали называть себя церковью (см. ниже), естьтолько совпадение (ибо церковь и есть собрание, сообщество) и подражание,свойственное людям, самовольное человеческое изобретение, вводящее взаблуждение.

В день Пятидесятницы (см.) наЦерковь (на Апостолов, только!—ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) иони получили обещанную им силу. И поскольку Церковь была явлена в определенноеисторическое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета (о чем часто можночитать в различных богословских «трудах», когда просто имеется в виду еврейскийнарод). Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков (см.Еф 3.9; Кол 1.26), хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы (1Пет 1.10-11).

ц`ерковь

(Мф 18.17;Деян 12.5; Рим 16.4,5; 1Кор 7.17; 14.34; 16.19)—под этим словом в настоящеевремя понимается:

а) всемирно распространеннаярелигиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных«христианских» конфессий, течений, деноминаций, руководимая профессиональнойрелигиозной иерархией по типу других земных религий;

б) местная община верующих,приход, включенные в эту иерархическую систему как низшая ее структурнаяединица, во главе которой стоит назначенное лицо, и для проведения службкоторой имеется специальное здание или помещение (по типу мирских клубов);

в) само церковное здание илимолитвенный дом, при этом в Зах 11.13; Мф 27.6 этим словом в русской Библииошибочно назван храм.

Малую группу верующих или дажеотдельную семью (см. Рим 16.4; 1Кор 16.19) теперь церковью не называют.Монополия центральной власти не может допустить этого. Всякая, даже самая небольшая«церковь» уже при своем появлении считается частью общей организации, еепредставителем. Все современные церкви своей организационной структурой, формойи методами действий, а также в финансовом и в отношении служебного персонала,повторяют окружающие их государственные и партийные учреждения. Земную церковьв настоящее время в основном представляют три главные «христианские»религиозные структуры: католическая церковь (насчитывающая 450 млн членов),протестантская (300 млн) и православная (150 млн), которые, вместе с другиминаправлениями, теперь объединяют примерно треть населения земного шара. Каждаяиз них, конечно, считает, что наивернейшим образом воспроизводит Христовоучение (!) (для сравнения напомним, что мусульман в настоящее время на землеболее 600 млн).

В земной церкви легкоразличаются две главные части:

а) строго организованнаяруководящая верхушка, состоящая из профессионалов, и

б) масса рядовых верующих илиприхожан.

Часть а) с настойчивостью,достойной лучшего применения, стремится строго сохранить установленные традиции,формы «служения», обряды, праздники и т.д., ограждая себя, как от смертельнойзаразы, от любого вмешательства или критического подхода. Часть б), наученная иопекаемая частью а), ничего не ищет, Писаний не изучает, но считает достаточнымхождение в церковь, исполнение обрядов и подчинение традициям.

Современное положение церкви иистинный характер ее свиде­тельства невозможно понять без детального икритического изу­чения всей ее истории, чего сейчас, по вполне понятным причи­нам,никто в церкви не делает.

Характерно отметить, что вНовом Завете нигде церковью не называется всеобщая организация, но только отдельныеобщины и группы верующих. И в этот ранний период Христианства характер этихпервых церквей (которые иногда называют «апостольской церковью», кладя началозаблуждению и неверной терминологии) коренным образом отличается от характерасовременной церкви. Тогда—смертельная опасность от мира и враждебного окружениядругих верований, теперь—дружба, легальность и кооперирование с миром;тогда—чистота, искренность, истинная любовь друг к другу, теперь—самодовольство,неприступная вежливость, участие во всех мирских проблемах. В тот ранний периодеще не было известных нам новозаветных писаний, а когда они начали появляться(60-100 гг.), они не были широко распространены и к тому же им пришлось ссамого начала бороться за выживание с появившимися в то же времяапокрифическими и даже ложными писаниями, поэтому слово еще не стало фетишем,цитатой. Христиане жили чистой верой, подкрепляемой наставлениями мудрыхучителей и молитвой. Дух был совсем иной и это важно понять!

В среду первых верующих, конечно,очень скоро вошли разные человеческие пороки (Деян 5.1-2; 3Ин 9; 1Кор 5.1;6.6-8), ее начали терзать «волки в овечьей шкуре» снаружи и изнутри (Мф 7.15;Деян 20.29; 2Пет 2.1; 1Ин 4.1), но она не «покрывала их любовью» и была чуждавсякой фальши и лицемерия.

Апостолы Христовы при полномотсутствии новозаветных писаний (точнее—в процессе их появления), в трудностяхи переживаниях возвестили благую весть во всем мире. За это сами Апостолы и всепервые Христиане подвергались жесточайшим гонениям. И это не историческаячерта, а неизменное свойство истинной веры (а не религии—см. 2Тим 3.12).

Гонения на Христиан началисьпочти одновременно с возникновением Иерусалим­ской общины верующих (Деян 8.1;12.1-3) и достигли наибольшего размаха при Нероне (54-68 гг.), который обвинилих в поджоге Рима в 64 г.Тысячи Христиан были тогда замучены, сожжены, растерзаны дикими зверями нааренах цирков. Ап. Павел был в это время вторично арестован (возможно, вТроаде, 2Тим 4.13), возвращен в Рим и казнен.

После смерти Нерона гонениянесколько утихли, но при Домициане (81-96 гг.) они разгорелись с новой силой.Число казненных снова составляли тысячи. Ап. Иоанн, уже глубокий старец,был сослан на остров Патмос.

При Траяне (98-117 гг.) средипрочих был распят Симон, брат Иисуса, учитель и наставник Иерусалимской общины,а Игнатий—наставник антиохийской общины был брошен диким зверям.

Особенно свирепымипреследования были при Деции (249-251гг.) и Валериане (253-260 гг.), которыераспространились по всем провинциям империи. Киприан писал: «Мир обезлюдел …»

Диоклетиан (284-305 гг.) ввелсистематическое, а не от случая к случаю, как раньше, преследование Христиан.За ними буквально охотились. Он поставил целью искоренить это название наземле. В римских катакомбах, протянувшихся на сотни километров под Римом, вкоторых пряталось огромное множество Христиан в течение всего древнего периодаХристианства, найдено теперь до 7 млн могил.

Несмотря на жестокиепреследования извне и суровую борьбу верующих с ересями в своей среде (авозможно и благодаря им) в эти первые века Христианство хранило чистоту,которой оно (вернее—позднейшее формальное «христианство») уже не имело во всепоследующие века.

В это время жили наиболеевыдающиеся учителя или «отцы церкви», как они называются теперь в религиознойлитературе.

Поликарп (69-156 гг.), ученикап. Иоанна, епископ Смирнской общины, сожжен заживо. (Современная религиознаялитература называет «епископами» учителей и наставников в первых общинахверующих, но пусть это не вводит в заблуждение читателя—они не были темиепископами, которые позже, после признания христианства официальной религиейРимской империи, назначались из Рима.)

Игнатий (67-110 гг.), ученикап. Иоанна, епископ антиохийской общины, увезен в Рим и брошен дикимзверям.

Папий (70-155 гг.), ученикап. Иоанна, епископ Иерапольской общины, написал книгу «Объяснение беседГоспода», в которой собрал дополнительные свидетельства очевидцев о беседахХриста. Мученически погиб в Пергаме.

Иустин Мученик (100-167 гг.),родом из Сихема. Обратившись ко Христу, много путешествовал в одеянии философа,учился сам и старался многих обратить в истинную веру. Написал книгу «Защитахристианства». Ему же принадлежит одно из самых ранних описаний собранийверующих: «В воскресенье собирались все. Читали из посланий и пророков сколькопозволяло время. Старший (ведущий) говорил наставления и увещания. Затем всевставали и молились. Раздавали хлеб и вино. Дьяконы несли их отсутствующим.Каждый по достатку жертвовал на бедных и старший уделял из этого вдовам, сиротам,пришельцам и заключенным». Он мученически погиб в Риме. (Заметим, что слово«дьяконы»—служители, помощники, введено здесь позднейшими переводчиками и в товремя оно не имело современного, официального значения.)

Ириней (130-200 гг.) из Смирны,ученик Поликарпа и Папия, епископ в Лионе. Известен своими книгами противгностицизма. Часто повторял: «Хорошо помню место, где сидел Поликарп, рассказываяо своих беседах с Иоанном обо всех делах и чудесах живого Слова, явившегося воплоти в точном соответствии со всеми Писаниями». Умер мученически.

Ориген (185-254 гг.), наиболееодаренный из ранних учителей, писатель, путешественник. В его книгах цитируетсяболее двух третей всего содержания Нового Завета. Долгое время жил в Александрии,где был казнен его отец Леонид. Едва сам избежал казни при Максиме, но приДеции был заключен в темницу и замучен.

Тертуллиан (160-220 гг.) изКарфагена, юрист, язычник, после обращения самый выдающийся учитель римскойцеркви, пламенный защитник чистоты христианского учения, которому принадлежатслова: «Что общего у Иерусалима с Римом и у Церкви с Академией?»

Евсевий (264-340 гг.), епископв Кесарии, «отец истории церкви», написавший несколько исторических книг, имелбольшое влияние на императора Константина.

Иоанн Златоуст (345-407 гг.) изАнтиохии, непревзойденный оратор и проповедник, патриарх Константинопольский,реформатор начавшей сильно богатеть церкви, изгнан, умер в ссылке. (Он жил ужев официальный период церкви и носил титул, дарованный ему императором.)

Иероним (340-420 гг.), наиболееученый из «отцов» римской церкви, перевел Библию на латинский язык (Вульгата).

Августин (354-430 гг.), епископ(теперь уже официальный) из Хиппо в северной Африке, писатель, основательсистематического богословия.

Наиболее известными и влиятельнымипротивниками Христианства из ученых были Цельс (2 в.), философ, платоник имистик, автор книги «Правдивое слово», критикующей христианское учение, котораяне дошла до нас и известна лишь из книги Оригена «Против Цельса»; и Порфирий(233-304 гг.), философ, неоплатоник, автор объемного труда «Противхристиан», сожженного в 448 г.(сохранились лишь фрагменты).

Ранний период Христианствахарактеризуется отсутствием знакомой нам организационной структуры. Специальныхпомещений для собраний или «богослужений» не было. Церковью (если употреблятьэто современное слово) являлось общество учеников (последователей) Христа,имевших по местам своих пресвитеров (старейшин) и епископов (блюстителей,наставников), вокруг которых они собирались для молитв, наставлений,преломления хлеба (совместной трапезы), и которые при необходимости шли заобщину на смерть. Жила такая община в среде множества других верований, почтиповсеместно—в окружении злобы и нападок. Такая церковь (община) вполне моглабыть названа одним телом (1Кор 12). Вера и чистота жизни первых Христиан теперьпредставляются недосягаемыми!

Но при императоре Константине(303-337 гг.) отношение к Христианству резко изменилось, потому что он сам стал«христианином». Рассказывают, это случилось так. Накануне решающей битвы недалекоот Рима 27 октября 312 г.на закате солнца он увидел ясное видение в виде креста и надпись: «Симпобедишь» (или что-то вроде этого). Немедленно решив сражаться под«христианским» знаменем, он одержал полную победу. После этого Константинобъявил себя «христианином». В 313г. им был издан эдикт, по которому всякому разрешалосьисповедовать ту религию, которую он сам изберет, но христианам он начал даватьпреимущества при назначении на государственные должности, освобождал их отналогов и службы в армии и т.д. Поскольку римская аристократия не соглашаласьокончательно оставить свои языческие верования, он в 325 г. решил перенестистолицу в город Византий, переименованный в 330 г. вКонстантинополь, который он хотел сделать столицей новой «христианскойимперии». (Теперь мы будем писать слово «христианский» с маленькой буквы!)

По его приказу были изготовлены50 больших Библий под наблюдением Евсевия, из которых, как полагают, две дошлидо наших дней (Кодекс Синайский и Кодекс Ватикан­ский). Специальным указомседьмой день недели (по-русски «воскресенье») был объявлен днем отдыха. Хотяпервое церковное здание было построено еще при императоре Севере (222-235 гг.),при Константине они стали появляться повсеместно. При нем были запрещены:рабство, гладиаторские бои, убийство нежелательных детей и распятие как видказни.

Но император Феодосий (378-398гг.) нанес смертельный удар всему тому, что еще оставалось чистого в новомхристианстве. От этого удара оно не оправилось и доныне. Он одним махом похоронилвсе доброе, сделанное Константином. Специальным указом при Феодосиихристианство было сделано государственной религией, а обращение всех вхристианство—обязательным. Более того, все другие религии были «запрещены» итолпы новых «христиан» начали громить старые языческие храмы.

Став государственной, церковь ихристианство совершенно преобразились. Римский дух все подчинил себе. Появилисьсвященники (по примеру бывшего Иерусалимского храма и храмов языческихбожеств). Епископы и пресвитеры из старейшин и наставников превратились врелигиозных чиновников, назначаемых теперь «сверху» (а не свыше, как раньше) иподотчетных высшим властям. Богато украшенные храмы, театрализованные «богослужения»,пышные приемы затмили все виденное раньше при дворе, а церковная иерархия сталасоперничать с императорской. Император Лев 1 (440-461гг.) запретил священникамжениться и это положение («целибат») сохраняется в католической церкви доныне.

Готы, вандалы и гунны,наводнившие Римскую империю, массами обращались в христианство, но «обращение»это, конечно, было формальным и приводило лишь к смешению старого язычества сновым христианством.

Вместе с наплывом «обращенных»,но не возрожденных варваров, в христианские обычаи и обряды вошло многоязыческого: поклонение мертвым (святым и мощам), поклонение деве Марии ипредметам (кресту и иконам), церковные «таинства» и исповедь. От культабога-солнца пришли нимбы вокруг голов «святых» на их изображениях, выбритыйкруг на затылке римских священников (тонзура) и мелкие круглые хлебцы(просвиры). Даже праздник рождения этого бога-солнца был преобразован вРождество Христово, до сих пор с великим веселеем отмечаемое во всем мире.Святые предметы, святая вода, посты по расписанию, эпитимии (самонаказания),заученные молитвы на всякий случай и т.д. и т.п. были заимствованы из язычествабезо всякого изменения.

Римская империя была всегдатерпима к всевозможным религиям, наполнявшим ее, но она требовала, чтобы онибыли ей лояльны. Разумеется, новая государственная религия не должна была бытьпротивницей имперского духа и она очень скоро покорилась ему. Так началосьпленение христианской церкви (вернее того, что теперь называлось этим словом)Римской империей, дух которой вполне пронизал ее и она оказалась совершенноприземленной. Она стала навсегда одной из земных религий, правда не менеедругих преуспевающей!

Многие верующие, видяразложение и упадок (то есть богатство и самовозвеличение) церкви, бежали впустыни, в уединенные места. Так возникло монашество.

Первым монахом был Антоний (250-350гг.) из Египта, за которым вскоре последовали многие другие из Малой Азии иЕвропы. Вначале монахи жили поодиночке, но потом стали селиться вместе.Появились монастыри со своими правилами, уставами, иерархией, и когда они сталибогатеть, их жизнь стала отмечаться аморальностью и хищничеством.

Первый «папа римский» появилсяв 6 в. Утверждение, что ап. Петр был первым епископом в Риме, не имеет никакихоснований (см. Лин). Хотя после Константина церковь стала организацией,получившей возможность влиять на ход государственных и политических дел,римский епископ вначале в связи с этим никак не выделялся. В 4 в. епископы пятиглавных центров империи—Рима, Константинополя, Антиохии, Иерусалима иАлександрии были провозглашены патриархами с равными полномочиями, но послераскола империи в 395 г.соперничество между римским и константинопольским патриархами за влияние наостальной «христианский» мир стало заметным.

Иннокентий 1 (402-417 гг.)притязал на роль главы всей церкви и настаивал на своем праве руководить жизньюдругих общин (церквей). Примерно в это время появилась книга Августина «ГородБожий», в которой он рисовал соединенное, духовное христиан­ское царство наземле. Но влияние этой книги оказалось противоположным. Усилилось стремлениеподчинить все церкви одному руководству (конечно, римскому). Тогда земнаяцерковь стала и формально превращаться в церковную римскую империю.

Лев 1 (440-461гг.) считаетсяуже папой. В 445 г.он получил от императора Валентина соответствующее официальное признание.Неподчинение себе он объявил грехом и ввел смертную казнь за ересь.

В 476 г. Рим пал и западнаячасть империи теперь представляла раздробленные мелкие царства, среди которыхфигура папы стала заметно выделяться. Он имел реальную власть над церквамиИталии, Испании, Франции и Англии. Под владычеством папы оказались земли, азатем и армия.

В 7 в. возник ислам. Егораспространение было подобно пожару в сухой степи. Войска мусульман проникли вИспанию и на Балканы. Была очень большая опасность, что они захватят всюЕвропу, но в битве под Турсом (во Франции) в 732 г. их войска былинаголову разбиты и захват Европы прекратился.

Папа Лев 3 (795-816 гг.) подпокровительством Карла Великого, короля Франции, официально образовал «священнуюримскую империю» (которую через 1000 лет—в 1806 г. «отменил» Наполеон).

Папа Николай 1 (858-867 гг.)был первым, который носил корону. Он издал декрет об отлучении патриарха константинопольскогоФотия, который в свою очередь отлучил его.

Период от Николая 1 до Льва 9(продолжительностью около 200 лет) называется в истории «полночью в темномцарстве».

В церкви (во всей структуре,далеко не только в папской резиденции или в среде высших церковных чинов) воцарилисьподкуп, насилие, разврат.

У папы Сергея 3 (904-911 гг.)была любовница Марозия. Она со своей матерью и сестрой превратила папскийдворец в притон. Следующие папы поставлялись по их воле и страстям. Папу Иоанна10 (914-928 гг.) Марозия самолично задушила и возвела на папский престол Льва 6(928-929 гг.). За ним последовал Стефан 7 (929-931 гг.), затем—Иоанн 11(931-936 гг.), который был ее сыном. Следующие четыре папы также были еесыновьями. Ее внук, папа Иоанн 12 (955-963 гг.) был повинен во всех возможныхпрес­туплениях и наконец был убит разъяренным мужем в момент прелюбодеяния сего женой.

Папа Бонифаций 7 (984-985 гг.)убил папу Иоанна 14 (983-984 гг.) и купил свое папство за украденные деньги.Епископ Орлеанский, говоря об Иоанне 12, Льве 3 и Бонифации 7, называл их«чудовищами и преступниками, погрязшими в злодеяниях, антихристами, сидящими вхраме».

С папы Бенедикта 8 (1012-1024гг.) папство начали официально покупать.

Папа Бенедикт 9 (1033-1045 гг.)был посажен на папство (за деньги родителей) в возрасте 12 лет. Он впоследствиинастолько погряз в преступлениях и разврате, что народ выгнал его из Рима.

Несмотря на продолжающуюсявражду двух центров—Рима и Константинополя за власть и ужасающее разложениеРима, церковь оставалась внешне (организационно) единой и все первые соборыбыли общими. Всего соборов было семь:

1. в 325 г. в Никее (арианство,символ веры),

2. в 381 г. в Константинополе(арианство, Троица),

3. в 431 г. в Ефесе(несторианство),

4. в 451 в Халкидоне(монофизитство, отмена решений «разбойничьего» собора монофизитов в 449 г. в Ефесе),

5. в 553 г. в Константинополе(монофизитство),

6. в 680 г. вКонстантинополе (монофелитство),

7. в 787 г. в Никее(иконоборчество, узаконение поклонения иконам).

На соборе в 869 г. в Константинополепроизошел раскол, поэтому православная церковь до сих пор признает толькопредыдущие семь соборов. В дальнейшем соборы проходили отдельно. Однако окончательноеофициальное разделение церквей произошло только в 1054 г.

С тех пор восточное крыло церкви(«православное»), пронизанное больше мистическим и созерцательным духом, игралоочень пассивную роль в мировой истории, в то время как западное(«католическое», то есть всемирное), пронизанное завоевательным и учительнымдухом, играло весьма активную роль.

Начиная с папы Григория 7(1073-1085 гг.) возникло стремление очистить папство от коррупции и покупки практическивсех постов епископов и священников. В то же время продолжалась упорная борьбапапского престола с европейскими императорами за власть друг над другом.

Папа Урбан 2 (1088-1099 гг.)организовал первый крестовый поход для освобождения Святой земли и Иерусалимаот мусульман. Всего крестовых походов было семь:

1. 1095-1099 гг. (захватИерусалима),

2. 1147-1149 гг. (задержалпадение Иерусалима),

3. 1189-1191 гг. (не достигИерусалима),

4. 1201-1204 гг. (захват иразграбление Константинополя),

5. 1228-1229 гг. (захватИерусалима),

6. 1248-1254 гг. (неудачный),

7. 1270-1272 гг. (сошел нанет).

Папа Иннокентий 3 (1198-1216гг.) считается одним из самых могущественных пап. Его воле подчинялись практическивсе европейские монархи. Он объявил себя «наместником (викарием) Христа»,высшей властью в церкви и в мире. Впервые ввел понятие «папскойнепогрешимости», которое не отменено (!) и до сих пор. Запретил мирянам читатьБиблию. Учредил инквизицию. Организовал избиение еретиков. По количествупролитой крови его считали зверем, воскресшим Нероном.

Инквизиция была одним из самыхстрашных деяний папства. Во имя Христа и под руководством «викариев Христа» за500 лет были замучены, убиты, сожжены десятки тысяч невинных людей во всехстранах Европы.

Папа Бонифаций 8 (1294-1303гг.) своей буллой провозгласил, что «спасение невозможно без полного подчиненияпапе римскому». Данте, посетивший Ватикан в это время, назвал его «самой низкойчастью ада».

В отместку за ужасное избиениеальбигойцев, Филипп, король Франции, в 1305 г. перенес папскую резиденцию в Авиньон,где она находилась до 1377 г.После возвращения резиденции в Рим еще 40 лет (до 1417 г.) былоодновременно два папы—в Риме и в Авиньоне, где они продолжали избирать самисебя.

Папа Иоанн 23 (1410-1415 гг.)еще кардиналом в Болонье имел на счету 200 соблазненных женщин, а став папой(купив этот титул), он продолжал насиловать девиц и монахинь, открыто продавалдолжности кардиналов и отвергал будущую жизнь.

Папа Пий 2 (1458-1464 гг.)проповедовал способы соблазнения женщин, а молодым людям рекомендовал (и дажеготов был демонстрировать) способы самоудовлетворения.

Папа Павел 2 (1464-1471 гг.)наполнил свой дом наложницами.

Папа Секст 4 (1471-1484 гг.)впервые провозгласил искупление от чистилища с помощью денег. Был замешан вубийстве Лоренцо Медичи. Назначил восемь своих племянников кардиналами еще вдетском возрасте. Богатством превосходил самые знатные семьи Рима.

Папа Иннокентий 8 (1484-1492гг.) имел 16 незаконных детей (хотя целибат оставался неукоснительным требованиемдля католических священников).

Папа Юлиус 2 (1503-1513 гг.)самолично командовал армиями в нескольких походах. Ввел индульгенции. В егоправление М.Лютер посетил Ватикан и был испуган тем, что там увидел.

Папа Лев 10 (1513-1521 гг.),при котором начался процесс Реформации, был назначен архиепископом в 8 лет икардиналом—в 13 лет. Позже он имел еще 27 различных церковных должностей,которые давали ему огромные доходы.

В середине 16 в. был изобретени организован орден иезуитов—еще более страшный орган папской власти, чеминквизиция. Его целью было, используя любые средства, подавлять и подчинятьпапской воле всякого, от простолюдина до короля. Его задачей было, опережая иупреждая Бога, работать над душами. Возник этот орден как противодействиеРеформации. Его дух и методы (в основном тайные), вскоре прочно вошли в образмышления и действия других мирских организаций, партий, правительств. Иезуитствоявляется достойным выражением характера этого последнего времени и всех егоорганизаций.

Папа Клемент 11 (1700-1721 гг.)снова издал указ о запрещении чтения Библии. «Непогрешимые» Клемент 13(1758-1769 гг.) и Клемент 14 (1769-1774 гг.) запретили навсегда орден иезуитов,а «непогрешимые» Пий 6 (1775-1799 гг.) и Пий 7 (1800-1820 гг.) сновавосстановили этот орден и снова запретили чтение Библии. Папа Лев 12 (1821-1829гг.) проклял все религиозные свободы, Библейские общества и всякие переводыБиблии (папа Григорий 9 запрещал даже владение Библией). Папа Пий 9 (1846-1878гг.) проклял отделение церкви от государства.

Папство, став политическойсилой и стремясь все в мире подчинить себе, не могло не вызвать широкую оппозициюуже в средние века, которую оно всегда называло ересью, с которой вело жестокуюборьбу.

Альбигойцы, вальденсы (целыенародные течения), Джон Виклиф, Ян Гус, Саванарола (отдельные выдающиесяличности) задолго до Реформации боролись против засилия папства в жизни общин ив самом мышлении верующих. Анабаптисты—отдельные группы христиан под разныминазваниями, но всегда отвергавшие крещение детей, церковную иерархию,формальные обряды, запрещение читать и изучать Библию и т.п., появлялись еще всредние века, но историческим началом Реформации является 31 октября 1517 г., когдаМартин Лютер, католический священник из Виттенберга, вывесил на двери своегокостела знаменитые 95 тезисов, направленные в основном против индульгенций. Ещебудучи преподавателем в Виттенбергском университете, который он сам окончил,М.Лютер начал читать проповеди, предназначенные для изучения СвященногоПисания, на которые стекались толпы слушающих. (Заметим, что позже активные самозванные«проповедники» стали называть проповедь «возвещением благой вести»,«евангелизацией» и т.п., возводя себя, следовательно, в сан «апостолов» и кладяначало еще одной лжи.) Теперь же М.Лютер пошел на открытый разрыв с папством.Папа Лев 10 отлучил его и грозил смертью, но М.Лютер публично сжег его буллу 10декабря 1520 г.В 1521 г.он был вызван Карлом 5, королем Священной римской империи (в которую тогдавходили Германия, Испания, Австрия и Нидерланды), в суд в Вормсе, где онпроизнес свои знаменитые слова: «В этом я стою и не могу иначе, да поможет мнеБог!» На суде по настоянию папского посланника он был проклят, но смертныйприговор ему не был вынесен, так как у него уже было много друзей иприверженцев из высшей знати. Один из них скрыл его в своем замке на год и заэто время М.Лютер перевел Библию на немецкий язык (см. Библия).

К 1540 г. весь северГермании стал лютеранским. Папа Павел 3 (1534-1549 гг.) дал войска Карлу 5 ипринудил его начать войну против «протестантов». Она продолжалась с 1546 г. до 1555 г. и закончиласьпобедой последних.

Известными последователямиМ.Лютера были Цвингли (1484-1531 гг.) и Кальвин (1509-1564 гг.). Его учениевскоре проникло во все страны Европы, порождая все новые церкви и течения,общим для которых было: отход от католицизма, икон, индульгенций, целибата ипр., и признание Священного Писания единственным авторитетом.

Движение это породило в 16-17веках множество войн. В среде самих протестантов начались свои гонения. Кальвин,епископ Женевы, казнил за «ересь» Сельвестра. В Голландии кальвинисты казнилипо тем же мотивам нескольких арминиан. В Германии король Эдуард 6 казнил двухкатоликов. В Америке три квакера были повешены пуританами за расхождения вучениях и еще 20—за «колдовство». Но к 1700 г. эти жуткие факты гонений средитех, кто восстал за полную свободу вероисповедования, прекратились.

И все же, несмотря на глубину иразмах изменений, происшедших в реформированных церквах, Реформацияпринципиально не изменила плененного положения церкви, не вывела ее из мира, издуховной римской империи, но лишь значительно преобразовала ее внешние формы вдухе и в согласии с требованиями культуры и морали общества в целом. Болеетого, протестантство в определенном смысле нагрешило еще больше, чемкатоличество, сочтя себя достойным пропаганды, «проповеди» Евангелия, подменяяАпостолов, лицемерно ставя их в положение не выполнивших наказа Господавозвестить Евангелие во всем мире.Плененная церковь везде продолжала оставаться сопряженной с государственным иэкономическим устройством наций, этическим и «освятительным» придаткомцивилизованных народов. Она не стала «не от мира сего», просто все сталовыглядеть несколько пристойнее и приемлемее для ставшего просвещеннее общества!Другими словами, и реформированным, «христианство» не перестало быть религией.

Вся история земной церкви (отзарождения Христианства до последнего времени) в основных деталях повторяетисторию еврейского народа. Ниже приводится таблица сопоставления главнейшихэтапов в истории избранного народа Божия до первого прихода на землю Христа иземной церкви в преддверии Его второго пришествия.

Пасха,кровь на косяках, Крестнаясмерть Христа, вечное избавление. прощение и искупление.

Общийвыход всего народа Видимоесошествие Духа Святого израильскогоиз Египта. на Апостолов, открытиеобщей двериспасения всем верующим.

Синай,Закон. Евангелия,другие новозаветные писания,распространение слова.

Пустыня. БорьбаХристианского учения с ересями.

Входв обетованную землю. Овладениедуховным уделом каж- дымотдельным верующим.

СмертьИ.Навина и старейшин, СмертьАпостолов и первых хрис- помнившихМоисея. тианских учителей.

Уклонениев идолопоклонство Официальноепризнание христиан- окружающихнародов. Начало ской церкви(новый смысл «хрис- беди поражений израильско- тианства»и «церкви»). Смешение го народа. языческих форм с христианской терминологией.

Пророки,предостережения о Возникновениемонашества и пер- наказаниях. вые попытки реформации.

Вавилонскийплен. Окончательноепленение миром земнойцеркви. Расцвет папства. Борьбаза власть. Формальность внешнегослужения.

Возвращениеиз плена Индивидуальноеосвобождение небольшого числаиу- из духовного пленаземной«церкви» деев. и формального «христианства» (Ис 48.20; Иер 50.8;51.6-10,45; Зах2.7; 2Кор 6.14-18; От 18.4).

Восстановлениехрама без Реформация.Внешние, ковчега. Формальное возоб- непринципиальныеизменения. новлениебогослужения.

Синагоги.Различные тече- Быстроеразмножение течений, ния виудаизме. Практи- деноминаций.Соединение с мирс- цизмевреев. кой культурой.Гуманизм. Стрем- ление«соединить землю с небом» (илисвести небо на землю). Участиев «судьбах народов». Борьба за мир и «завыживание». Теологияосвобождения. Рукопо- ложениеженщин. Лицемерие. Приспособленчество.

Вмире: расцвет и упадок Вмире: бурное техническое, на- античныхцивилизаций, куль- учное иполитическое развитие. тур,философий. Полнота Надвигающаясяугроза глобально- времени. го экологического, социального иэкономического краха при не- истовойпропаганде достижений «человеческогопрогресса». Глу- бокоеразложение нравственности иморали, деградация личности, резкоерасслоение общества.

ПриходХриста. Второепришествие.

Многие полагают, что семьцерквей, упомянутые в От 2—3, символически обозначают семь периодов в историиземной церкви. Но это даже не похоже на истину. Невозможно, например, указатьтакой момент, когда земная церковь из мертвого состояния (Сардис) перешла всостояние, к которому Господь не сделал ни одного замечания (Филадельфия).Очевидно, все эти послания относятся одновременно ко всем земным церквам влюбое время («Дух говорит церквам…»—эти слова стоят в посланиях отдельнымцерквам, но обращены вместе с текстом каждого послания ко всем, следовательно,все послания обращены одновременно ко всем церквам).

Хотя каждая из этих церквейявляется своего рода светильником, и духов (Ангелов) этих церквей Господьдержит в Своей руке, Сам Он находится где-то между ними (От 1.13; 2.1; 3.20,ср. Ин 2.24), взывая к Своим избранным:«Имеющий ухо да слышит…», «побеждающему дам…», «что имеете, держите…»,«кто соблюдает дела Мои до конца…», «которые не осквернили одежд…», «ктоуслышит голос Мой и отворит…», и ясно, что таковыми (избранными) являютсялишь единицы, и то не во всех этих церквах (Мф 7.14; Лк 13.24).

Важно отметить, что в этойпророческой (От 1.1) книге после третьей главы, после окончания предупрежденийземным церквам, о церквах более не говорится. Везде далее упоминаются толькоотдельные верующие, а в конце говорится о соединении Агнца с женой,приготовившей себя для Него (От 19.6-9).

После падения Римской империи изаката ее внешней славы дух ее не исчез, но в важнейших институтах (государственность,суд, армия, мораль, финансы, философия, верования) со временем прочноукоренился во всех развитых странах Европы и Америки, став стержнем последующейцивилизации. Не изменилась до сих пор и роль оримляненной христианской церкви.Она сделалась основной религией всех цивилизованных стран. Борьба церкви сгосударством за власть в средние века, отделение церкви от государства игосударственный атеизм в последние века—все эти понятия показывают, как прочноцерковь срослась за годы своего плена с земным своим государством, егообществом и культурой.

С течением времени церковьсамым глубинным образом увязла во всех делах мира и доказательством тому являетсяполное согласие всех современных христиан с тем, что именно такой она и должнабыть—духовной прослойкой всего человеческого общества, родной и необходимойчастью этого общества, хранительницей его «лучших традиций», очистительницейвсего об­щества, пекущейся о «заблудших» (от лона церкви) его членах. Сейчаспочти невозможно открыть чьи-либо глаза на это вселенское заблуждение. Скафедры (на словах) мы слышим отработанную программу ограниченного и хорошоподобранного количества мест из Библии (хотя все Писание богодухновенно—2Тим3.16), а в практической жизни мы видим широкое участие церкви в борьбе за мир,в классовой борьбе («теология освобождения»—южная Америка), просто в войне(Северная Ирландия, Ливан), в профсоюзном движении (религиозно-профсоюзныеобщества в США), в движении по защите окружающей среды (спасем мир!), вполитике (христианско-демо­кратические партии во многих развитых странах) ит.д. и т.п. Идеи равенства, гуманизма, эмансипации широко входят в церковь, врелигиозное мышление. Все как будто забыли, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4.4; 1Ин 2.15-16).Одним из вопиющих показателей извращенности духа, по-видимому, является началорукоположения женщин во епископы, то есть рукоположения женщин в мужчин (ничегоудивительного—в мире ведь уже состоялись первые венчания в церкви мужчины смужчиной)! Земная церковь уже давно и повсеместно считает своей задачейулучшение общест­венной морали и нравов. Она теперь уже предлагает веру,христианство как средство, например, для исцеления от алкоголизма, наркомании,преступности. Она восхваляет технический и научный прогресс и дляудовлетворения насущных нужд человека готова «свести небо на землю». Человекнезаметно стал в церкви как и в мире само-идолом и само-кумиром. Веселыецерковные праздники, юбилеи и дни рождения, привлечение молодежи в церковь,развлечения в самих зданиях церквей, всяческие внешние благословения сталипределом мечтаний верующих, заслонив собой даже мысли об истинной вере, обудущей жизни. В проповедях, в речах и печатных произведениях стала все чащеявляться успокоительная мысль: «Все прекрасно, весь мир спасется!» (устроится,улучшится), хотя Писание ясно говорит, что весь мир погибнет.

Земная церковь уже давно неучит, что только потерявший душу в этой жизни ради будущей обретет ее (Ин12.25). Современная церковь (община), не только в больших городах, но по ихпримеру и в любом отдаленном уголке, теперь не является одним телом (1Кор 12),живущим общей жизнью, а ее молитвенный дом, «храм» превратился в религиозныйклуб, в который иногда ненадолго заходят «христиане» и «хорошие христиане»,чтобы «отдохнуть душой и духовно подкрепиться». Поэтому христианская церковьбольше не понимает и не принимает многих ясных и строгих слов Писания,например, о положении женщины в церкви (1Кор 14.34; 1Тим 2.12), о признании впрегрешениях друг перед другом (Иак 5.16), о приоритете пользы других (1Кор10.24), о публичном обличении в общине (1Тим 5.20) и др. Ученые богословыуспокаивают: «Это было приемлемо в 1 в., а теперь—20й!» Земная церковь больше неучит об отделенности от мира—2Кор 6.14-18. Напротив, она говорит о «высокойгражданственности» своих членов и призывает к нему! Еще немного и земнаяцерковь сольется с каким-нибудь гуманистическим или социальным движением илисделает весь мир «христианским»! И тогда «окажется», как же неправ был Спаситель,когда сказал: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк 18.8).О, горе людям, как же страшно они обмануты!

В наиболее «развитых» и богатыхстранах Запада в настоящее время религиозное книгопечатание, печатание всякихрелигиозных брошюр, плакатов, значков, украшений и т.д. переживает простоневиданный расцвет, только вся эта продукция слишком сладкая, веселая ипропагандистская, чтобы быть истинной, а их многочисленные религиозные учебныезаведения исполнены просто голого практицизма.

В России христианство появилосьв конце 10 в., когда князь киевский Владимир, детально рассмотрев иудаизм,магометанство и христианское учение, решил остановиться на последнем. Сам онженился на дочери византийского царя и был тронут обрядом венчания. Для этоговенчания он, язычник, должен был креститься и после этого он решил крестить«всю Русь». Летом 988 г.весь Киев был загнан в Днепр и было приказано уничтожить все изображения бывшихидолов. (Позже ее, Русь и сопряженные с ней народы, загоняли еще не раз туда,откуда они и поныне не могут вполне выбраться.) После этого Киевскую Русьнаводнили священники из Византии, началось строительство храмов. Русь тожестала «христианской».

Православие в России с самого началастрого держалось того порядка богослужения, обрядов и традиций, которые былипереняты из Византии, хотя со временем в самой Византии накопилось многоизменений. В 17 в. патриарх московский Никон решил привести церковные служебныекниги и все обряды в соответствие с практикуемыми в остальных восточных церквах(в основном—в Греции), что привело к так называемому «расколу». Раскольников,не соглашавшихся с реформами, начали преследовать, изгонять, сжигать. Ностарообрядческое течение сохранилось и живо до сих пор.

До 15 в. русская церковьуправлялась из Константинополя, позже стала независимой, но внутри страны онавсегда была подчинена царской власти. Петр 1 для управления церковью в 1721 г. учредил Синод воглаве с президентом (позже—оберпрокурором), назначаемым императором.

В конце 19 в. на юге Украины ина Кавказе появились баптистские, малоканские, штундистские, меннонитские,пятидесятнические общины верующих реформатского толка, а в Петрограде в это жевремя зародилось евангельское движение.

После революции православнаяцерковь в России, как и все другие деноминации, была почти полностью разгромленаи совершенно подчинена монополизировавшему все сферы человеческой деятельностиатеистическому государству (партии). Это положение не изменилось до сих пор, и,что бы там ни говорили состоявшие на службе в «определенных органах»«служители» православной, баптистской (официально разрешенной снова послевойны) и других церквей, состояние их (этих церквей) все эти последниедесятилетия представляет собой особо жалкое зрелище. Совершенно подавленные иполностью контролируемые и направляемые властями, они самостоятельно не делалини шагу, не производили ни одного назначения. С тех пор, как в 1927 г. митрополитСергий в «своем» декрете написал: «Ваши (то есть атеистов) радости—наширадости» (ср. 3Ц 22.4), это стало основой отношений государства с церковью(церквами). И они, будто не замечая этого ужаса, молятся о «своемправительстве» (а не об отдельных правителях, как говорит Писание—1Тим 2.1-2),добиваются официального признания у государства, как будто отвергнувшее Богагосударство может признать что-либо невыгодное для себя и т.д.Приспособленчество и принцип «сопряжения» в деятельности руководства церквейвыдается за мудрость, а стремление к сохранению спокойствия и «безмятежнойжизни» (дающих хороший достаток руководителям)—за разумность.

И вот, нисколько не смущаясь,эту церковь (церкви) их руководители называют домом Божиим и других научаютэтой немыслимой лжи. Борются за мир, развивают экуменическое движение, заседаютс правителями за круглыми столами, ездят в частые и интересные заграничныекомандировки, везут чемоданами и ящиками всякое барахло в свои дома (но не вобщину, на средства которой все это делается), в то время как «правда сталавдали и истина преткнулась на площади» (Ис 59.4,14). Но Бог говорит: «Что же вы будете делать после всего этого?»(Иер 5.31; Мф 7.23).

Итак, есть Церковь истинная, иесть церковь земная—формальная и бутафорская, признаваемая и благополучная вмире, получающая сейчас свою награду. Но когда придет Сын Человеческий, толькоОдна будет взята, а другая останется—см. Мф 24.40-41; 25.33. (См. также Библия,Вавилон, вера, диакон, диаконисса, епископ, ересь, женщина, Иафет,идолопоклонство, миссионерство, молитва, народ, Николаиты, отлучение, плен,преда­ние, религия, Рим, священник, синагога, слово Божие, храм, Христиане,христианство, хула, Церковь)

Цер`он

(связка) (1Ц9.1)—отец Авиила, один из предков Саула.

Цер1уа

(3Ц 11.26)—матьИеровоама, царя израильского.

Цеф`ания

(Иегова укрывает)—а)(4Ц 25.18; Иер 52.24)—см. Софония,а;

б) (1Пар 6.36)—аналог.Азария,з.

Цеф`ата дол`ина

(наблюдательной башни долина) (2Пар 14.10)—долина близ Мареши (см. Мареша,б).(См. долины)

Цеф`аф

(наблюдательнаябашня) (Суд 1.17)—бывшее название города Хорма (см.).

Цеф`о

(стража) (Быт36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.

Цеф`он

(наблюдающий)(Чис 26.15)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Цифион).

Циве`он

(Быт36.2,20,24,29; 1Пар 1.38)—см. Цевеон.

Ц`ивия

(газель) (1Пар8.9)—аналог. Авитув.

Ц`ивья

(газель) (4Ц 12.1;2Пар 24.1)—мать царя иудейского Иоаса.

Циг`ор

(малость,незначительность) (Нав 15.54)—аналог. Афека.

Цидд`им

(стороны,бока) (Нав 19.35)—аналог. Адама,а.

Цикл`аг

(Нав 15.31;19.5; 1Пар 4.30)—см. Секелаг.

Ц`илла

(прятаться)(Быт 4.19,22,23)—аналог. Ада,а.

Цилльф`ай

(1Пар12.20)—аналог. Аднах.

Цилф`ай

(1Пар8.20)—аналог. Адаия,в.

Цин

(Нав 15.3)—см.Син,б.

ц`итра

(2Ц 6.5; 1Пар25.1,3,6; Иов 21.12; 30.31; Ис 5.12; 23.16; 30.32; Иез 26.13; Дан3.5,7,10,15)—некий струнный музыкальный инструмент с металлическими струнами,напоминающий, как полагают, лиру или гитару. (См. арфа, музыка)

Цифи`он

(Быт46.16)—см. Цефон.

Цифр`он

(Чис34.9)—место или город на севере Палестины.

Ц`иха

(сухой)—а) (Езд2.43; Неем 7.46)—аналог. Аккув,в;

б) (Неем 11.21)—аналог. Авда,б.

Циц

(цветение) (2Пар20.16)—возвышенность (в оригинале—склон, проход) на краю пустыни Иеруил (см.).

Цо`ан

(Чис 13.23; Пс77.12,43; Ис 19.11,13; 30.4; Иез 30.14)—один из древних египетских городов вдельте Нила, известный как Тафнис (греческое название). В нем, по-видимому,Моисей встречался с фараоном. Теперь на его месте только развалины.

Цо`ар

(Пс 41.7)—воригинале: Мицар (маленькая)—гора, по-видимому, на восток от Иордана, в видугоры Ермон.

Ц`оба

(2Ц 23.36)—см.Мецовая, Сува.

Цов`ев

(1Пар4.8)—аналог. Анув.

Ц`ора

(Нав 15.33;19.41; Суд 13.2,25; 16.31; 18.2,8,11; 2Пар 11.10; Неем 11.29)—один из городовнизменной (западной) части Иудеи, один из главных городов удела Данова (наравнес Естаолом). Находился в верхней части долины Сорек.

Цор`яне

(1Пар 2.53,54;4.2)—одно из племен Иуды, жители Цоры (в оригинале в 1Пар 2.54 написание отличаетсяот других).

Цоф`ай

(1Пар6.26)—аналог. Азария,з (в 1Ц 1.1; 1Пар 6.35 назван Цуф).

Цоф`ах

(1Пар7.35,36)—аналог. Амал.

Цох`ар

(яркий,светлый)—а) (Быт 23.8; 25.9)—отец (предок) Ефрона;

б) (Быт 46.10; Исх 6.15)—см.Зара,б;

в) (1Пар 4.7)—аналог. Ефнан.

Цу`ар

(маленький) (Чис1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—отец (предок) Нафанаила (см. Нафанаил,а).

Цур

(скала)—а) (Чис25.15; 31.8; Нав 13.21)—аналог. Евий;

б) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон,г.

Цури`ил

(Бог естьскала) (Чис 3.35)—левит из рода Мерари, глава поколения.

Цуришадд`ай

(Всемогущий есть скала) (Чис 1.6; 2.12; 7.36,41; 10.19)—отец (предок)Шелумиила.

Цур-Ор`ив

(Суд 7.25)—воригинале: скала Орива, как и в Ис 10.26.

Цуф

(медовые соты)—а)(1Ц 1.1; 1Пар 6.35)—см. Цофай;

б) (1Ц 9.5) местность,по-видимому, рядом с Рамой (см. Рама, д) (в некоторых переводах то же, чтоРамафаим-Цофим).