ч`адо

чарод`ей

ч`ары

час

ч`аша

ч`аяние

челов`ек

челов`екох`ищник

челов`еческие ж`ертвы

червл`еный

черед`а

Ч`ермное м`оре

черн`ила

ч`ерное д`ерево

черн`уха

ч`ерпать и пролив`ать в`оду

черт`а

черт`еж

черт`ог

четвер`ица

четвертовл`астник

четв`ертый род

чет`ыре

чет`ыреста

чечев`ица

чин

Ч`исла, кн`ига

числ`о

числ`о зв`еря

ч`истый

чр`ево

чревовещ`атель

чред`а

чр`есла

ч`удо

ч`адо

—ребенок, дитя,отпрыск, но в некоторых местах в оригинале записано: люди (Лк 20.34), дела (Мф11.19), сын (Лк 16.25).

чарод`ей

—производящиймагические действия, чародействия (2Пар 33.6; Мих 5.12). Полагают, названиепроисходит от гадания по воде в чаше (чаре), которое было принято у халдеев.(См. волхвы)

ч`ары

(Исх 7.11,22;8.7,18)—действия волшебников, чародеев и их результаты.

час

—в общеизвестномсмысле, как 1/24 часть суток, вошел в обиход только в 4 в. по РХ, хотя впервыеупоминается в Дан 4.16. В древности было известно деление дня и ночи на 12«часов» (частей, времен) (Ин 11.9; Деян 23.23), но эти «часы» менялись подлительно­сти в зависимости от сезона, так как день и ночь разделялись заходоми восходом солнца. Поэтому часы 3й, 6й и 9й (установленные часы молитвы—Мф27.45,46; Мк 15.25,33; Деян 2.15; 10.3,9,30) только примерно соответствуют 9,12 и 15 часам дня. Это говорит, видимо, просто о делении светлой части дня начетыре части, которое евреи заимствовали из вавилонского обихода (Неем 9.3), икоторое использовали также и в деловой жизни (Мф 20.3,5,6). В Ин 19.14,очевидно, употреблено римское время, исчислявшееся от полуночи. (См. такжестража)

ч`аша

—во многих местахозначает: участь, мера, достояние (Пс 10.6; 15.5; 22.5; 74.9; 115.4; Ис 51.17;Плач 4.21; Иез 23.31,32; Авв 2.16; Мф 20.22; 26.39; 1Кор 10.21).

ч`аяние

(Иов 6.8;30.26; Лк 2.25; Деян 23.6)—желание, ожидание.

челов`ек

—творение Богапо Его Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7). Хотя человек во многомуступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человекносит в себе образ Божий, и это относится как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан7.13), так и к душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение человекаразделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.

Сын Божий Иисус Христос,пришедший на землю в образе и подобии человеческом, искупил вину человека,вернул ему жизнь, поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастникамиБожеского естества (2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4). Тело человека, которое частопринимается за самого человека—это лишь его оболочка из праха, земли (Быт 2.7;3.19), состоящая из тех же элементов, что и окружающая нас видимая природа, ипритом в таком небольшом количестве, что суммарная их рыночная стоимость пооценке американских ученых специалистов не превышает пяти долларов. Но то, чтоявляется собственно человеком—есть его душа, которая очень дорога в глазахБожиих (Пс 115.6; Ис 43.4). (См. дух, душа, плоть)

челов`екох`ищник

(1Тим1.10)—работорговец или похититель людей (с целью продажи или получения выкупа)(ср. Исх 21.16; От 18.13). Слов, стоящих в скобках, в оригинале нет.

челов`еческие ж`ертвы

—см.проводить через огонь.

червл`еный

(Исх 25.4;26.1,31,36; 39.1-3,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис 19.6; Нав 2.18,21; Евр9.19)—ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани, по-видимому, уже вглубокой древности—это же слово в оригинале стоит и в Быт 38.28. (См.багряница)

черед`а

(1Пар 23.6;25.8; 2Пар 8.14; 23.8; 31.2; 35.10; Езд 6.18)—очередь или смена, по которойзаступали на определенное время на службу священники (1Пар 1.24) и левиты.

Ч`ермное м`оре

—нынешниеСуэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостровсоответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду вИсх 23.31; Чис 14.25; 21.4; Вт 1.40; 3Ц 9.26; Иер 49.21) (в Исх 11.85 мореназвано Египетским). Слово «чермный» в старорусском языке означало «красный»(как и червленый). В оригинале везде стоит: Тростниковое море.

черн`ила

(Иер 36.18;2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)—в древности изготовлялись из сажи, смешанной с водойс добавлением какого-либо клейкого вещества. (См. ученость)

ч`ерное д`ерево

(Иез27.15)—или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной,коричневой и чер­ной древесиной. (См. красное дерево)

черн`уха

(Ис28.25,27)—происхождение и значение слова не известны (возможно,чернушка?—травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которогоупотребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.

ч`ерпать и пролив`ать в`оду

(1Ц 7.6)—означает, по-видимому, изливать свое сердце пред Богом (ср. Пс 6.9;Плач 2.19).

черт`а

(Мф 5.18; Лк16.17)—маленький знак над буквой, отличающий ее от другой, схожей буквы (тоесть мельчайшая подробность).

черт`еж

(4Ц 16.10;1Пар 28.11,12)—см. ученость.

черт`ог

—дом, местообитания (Ам 9.6). Чертог брачный—дом во время свадьбы или особое помещение дляжениха, которое иногда устраивается на востоке (Мф 9.15).

четвер`ица

(Деян12.4)—четверка солдат для дежурства в каждую из четырех страж ночи (двоевнутри, двое снаружи тюрьмы).

четвертовл`астник

(Мф14.1; Лк 3.1; 9.7; Деян 13.1)—правитель над четвертой частью царства ИродаВеликого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (См. Ирод)

четв`ертый род

(Быт15.16; Исх 20.5; 34.7; Чис 14.18; Вт 5.9; Иов 42.16)—иносказательное выражение,чаще всего означающее «все потомки» или «многие потомки». При исчисленииизраильтян в пустыне Синайской главным в колене Иудином был Наассон, которыйявляется шестым поколением от Израиля (Иуда-Фарес-Есром-Арам-Аминадав-Наассон,см. 1Пар 2.1-10), но и его имя надо понимать, как название главенствующегорода, при котором уже жили следующие поколения. И.Навин, введший израильтян вХанаанскую землю, был двенадцатым от Израиля (см. 1Пар 7.23-27; Нон; ср.Аммиуд,а). Иаков со своими детьми (то есть с четвертым поколением от Авраама)только вошел в Египет (Быт 46.8,26). Следовательно, в Быт 15.16 этим понятиемохватывается не буквально четвертое поколение от Авраама—сыновья Иакова, но всеего потомки (см. сын). Аналогичный смысл оно имеет, видимо, и в другихуказанных местах.

чет`ыре

—число рек рая(Быт 2.10),

число рядов камней наперсника(Исх 28.17),

число дней оплакивания (Суд11.40),

число ведер (3Ц 18.34),

число прокаженных (4Ц 7.3),

число казней (Иер 15.3; Иез14.21),

число животных (Иез 1.5; От4.6),

число колес (Иез 10.9),

число лиц (Иез 10.14),

число отроков (Дан 1.17),

число ветров (Дан 7.2),

число зверей (Дан 7.3),

число рогов (Дан 8.8,22; Зах1.18),

число колесниц и духов (Зах6.1,5),

время нахождения Лазаря в гробе(Ин 11.17),

количество частей одежды (Ин19.23),

число дочерей Филиппа (Деян21.9),

число людей (Деян 21.23),

число связанных ангелов (От9.14).

Число четыре (иногда всоединении с числом три) означает часто какое-то неопределенное (большое?)количество (Пр 30.15,18,21,24,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6) (ср. четвертыйрод).

Число четыре есть число рогов(углов) жертвенника, стран света, ветров и концов земли (От 7.1 и др.).

чет`ыреста

—времяпленения еврейского народа в Египте (Быт 15.13),

число девиц (Суд 21.12),

число пророков (3Ц 18.19;22.6).

чечев`ица

(Быт 25.34;2Ц 17.28; 23.11; Иез 4.9)—род травянистых растений семейства бобовых и ихсемена круглой выпуклой формы, употребляемые в пишу.

чин

(словоцерковно-православного происхождения) (Пс 109.4; Евр 5.6,10; 6.20;7.11,17,21)—образ, значение, устав (от древнерусск. «чинить»—производить, как ввыражениях: «чин крещения», «чин погребения»).

Ч`исла, кн`ига

—четвертаякнига Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книге было дано 70 переводчиками,очевидно, в связи с описаниями двух переписей (в еврейском тексте книганазывается первыми словами книги: «В пустыне»). Книга покрывает более, чем38-летний период истории израильского народа и повествует о его жизни в пустынеот второго года после выхода из Египта до приготовления ко входу в обетованнуюземлю. Эта книга могла бы быть также названа «Ропот и жалобы», ибо блуждание впустыне было одной из позорнейших страниц в истории народа. От первой до второйпереписи дожили только Моисей, И.Навин и Халев. В Новом завете имеются важныессылки на суровую историю, изложенную в этой книге (см. Рим 15.4; 1Кор10.1-11).

числ`о

—хотя и являетсяважной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в СвященномПисании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательноезначение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). Вдревности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев—вплоть до Маккавейскогопериода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая своеколичественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этойособенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиесяк одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении иливычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20).

Многие древние философы,особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считаяего сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные»числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение виудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все вСвященном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое,сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняетсянашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык,сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того илииного обстоятельства.

числ`о зв`еря

(От13.18; 14.2)—в связи с отмеченным выше присвоением числового значения буквамдревних алфавитов, некоторые полагают, что число это может означать какое-либоимя или понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666. Такимисловами могут быть: «Латейнос» (означает по-гречески все латинское; предложеноИеронимом), «Нерон кесарь», «Бонапарт» и даже «Мартин Лютер». Следует отметить,что в некоторых манускриптах это число читается как 616.

ч`истый

—свободный отнечистоты (см.).

чр`ево

—живот,внутренность. (См. утроба)

чревовещ`атель

(Ис8.19; 29.4)—умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, изчрева).

чред`а

(Лк 1.5,8)—см.череда.

чр`есла

—бедра,поясничная часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторыхместах русской Библии употребляется в переносном смысле (Быт 35.11; 1Пет 1.13).В оригинале в этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»; такжеи в других аналогичных местах.

ч`удо

—событие,выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, несвойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечномсмысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).

Самым великим чудом являетсяпришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение(Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земногослужения сотворил массу чудес (Ин 21.25). В Евангелиях записаны 17 конкретныхслучаев исцелений, совершенных Христом, 6—изгнания бесов, 10—чудес над силамиприроды, 3—воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетномЕго чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк 1.34; 6.46; Лк 4.40;6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали такжеАпостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2.43;5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нетконкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия,Елисей, человек Божий в Вефиле (3Ц 13).

Совершение чудес всегда имелосвою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщиныХристос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк 8.46). Также сказано,что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережилнесколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти».Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами сАароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-заотказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войтитуда, когда весь народ вошел.

В Писании упоминаются и ложныечудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленныенепосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудесасовершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19).(См. видение)