От большого заблуждения к чудесной вести

К 40-м годам XIX века множество проповедников во всем мире возвещали скорое Пришествие Иисуса Христа. Как указывает исследователь Ле Рой Эдвин Фрум, среди этих проповедников, представлявших множество христианских конфессий, присутствовали как белые, так и темнокожие; в их числе также были женщины и дети. Известно, что одной девушке-крестьянке в Европе удалось своими проповедями о конце света привлечь и глубоко затронуть умы трех-четырех тысяч человек(1).

В США проповеди и печатные труды бывшего фермера Уильяма Миллера разожгли страсти как среди верующих, так и среди хулителей Бога. Основная весть, провозглашавшаяся Миллером и его товарищами, состояла в следующем: «Точно так же, как Первое Пришествие Иисуса Христа предсказывается в 9-ой главе книги пророка Даниила, так и о Его Втором Пришествии говорит эта же книга (Дан. 8:14). Поскольку земля должна стать «очищаемым святилищем», то это произойдет силой огня в момент Пришествия Иисуса. Пророчество из Дан. 8:14 о 2300 днях (годах), начавшееся исполняться в 457 г. до Р.Х., завершится в 1843–44 годах. Иисус придет на Землю в это время, и поэтому будьте готовы встретить Его! Возвращение Христа будет буквальным, зримым событием, предшествующим тысячелетнему Царству».

Такова была суть проповеди миллеритов.

В конечном счете, была определена точная дата, когда завершится исполнение пророчества о 2300 днях: это должно случиться 22 октября 1844 г. Именно в тот день земля должна была быть очищена благодаря возвращению Иисуса. Тысячи, даже десятки тысяч миллеритов терпеливо, с предвкушением ожидали, когда стрелки часов возвестят о наступлении указанного дня.

Весь этот день они провели в ожидании, но Иисус не пришел, и это привело людей в состояние тяжелого разочарования! Они были поставлены перед ужасным фактом, что всё вышло совсем не так, как им представлялось.

Среди испытавших разочарование нашлось несколько человек, которые ревностно взялись ещё раз исследовать Писание. Вскоре они убедились в том, что хотя день 22 октября 1844 г. был определен верно, понимание этого события оказалось ошибочным! Эти христиане увидели, что очищение святилища должно было происходить не на земле, а на Небе. В этот день Иисус вошел в Святая Святых небесного святилища, чтобы начать суд. Елена Уайт позднее отмечала: «Вопрос о святилище послужил ключом, который помог проникнуть в тайну разочарования 1844 года»(2).

Ангел Мануэль Родригес высказывает такое мнение: «Совершив на земле ту работу, ради которой Он пришел (Иоан. 17:4–5; 19:30), Христос «вознесся… на небо» (Деян. 1:11), чтобы «спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25), до момента Своего Второго Пришествия, когда Он «явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28). Между этими двумя полюсами — Голгофой и возвращением Господа во славе — Христос выступает как царственный священнодействователь «святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2), заступник (1 Иоан. 2:1) и ходатай за верующих в Него (Римл. 8:34). Будучи Первосвященником, Христос совершает служение, принося дары Его жертвы тем, кто приблизился к Нему. Это служение так же важно для нашего спасения, как и Его искупительная смерть»(3).

Таким образом, невероятное разочарование, охватившее верующих 22 октября 1844 года, обернулось замечательной вестью. Действительно, в тот день Иисус не пришел, как на это надеялись миллериты. Однако небольшая группа разочарованных верующих открыла для себя в Библии новую истину. Это истина о том, что Христос приступил к заключительному этапу Своего служения в качестве Первосвященника в небесном святилище, после чего Он придет на землю для спасения Своего народа. Так появилась на свет Церковь Адвентистов Седьмого Дня, которая твердо верила в скорое возвращение Иисуса и проповедовала истину во Христе. 1844 год был, безусловно, знаменательным для рождения адвентизма.

Этот год интересен и в других отношениях. Примерно в это же время на арену международной жизни вышли пугающие и губительные для веры общественные движения, которые создавали напряженный фон и делали актуальным свидетельство адвентистской Церкви, призывающей людей на земле узнать истинную правду о Боге и Его роли в истории последнего времени.

Мы рассмотрим только три таких движения.