Дарвин и возникновение теории естественной эволюции

Проведя пять лет в научной экспедиции на борту брига «Бигль», естествоиспытатель Чарльз Дарвин в 1836 году возвратился в Англию. В результате этого путешествия он «стал много размышлять о религии» и «сомневаться в божественном откровении христианства». Позднее Дарвин отмечал: «В июне 1842 года я впервые доставил себе удовольствие написать в карандаше на 35 страницах очень краткий обзор моей теории [эволюции]. Летом 1844 года объем этой работы был доведен до 230 страниц».

Так появилась на свет книга «Происхождение видов», совершившая революцию в научном мышлении и намеревавшаяся опровергнуть библейское описание сотворения мира.

Однако в том же 1844 году Бог стал раскрывать людям давно забытую библейскую истину о субботе, прославляющей Бога как Творца Вселенной. В 1843 году баптисты седьмого дня Северной Америки, представлявшие собой сравнительно небольшую конфессию, были глубоко озабочены новым законодательством о воскресном дне, которое могло угрожать их правам. Поэтому они посвящали свое время молитвам и многочисленным мероприятиям в защиту седьмого дня недели — субботы. В 1843-ем, а затем и в 1844 годах они выделили особый день для поста и молитвы о том, чтобы Бог «восстал и защитил Свою святую Субботу».

Будучи искренним человеком, Уилер, возвратившись домой, погрузился в изучение Библии, и спустя несколько недель принял библейское учение о святости седьмого дня — субботы, а примерно в марте 1844 года прочитал свою первую проповедь на эту тему. Некоторое число членов его общины также стали сторонниками истины о субботнем дне. Из 60 с лишним человек, проживавших в его районе и переживших Великое разочарование 1844 года, около 40 приняли учение о субботе и стали позднее членами первой адвентистской общины, соблюдавшей субботний день.

Другой миллеритский проповедник, баптист Томас Пребл, услышал провозглашаемую в Нью-Гэмпшире весть о субботе и решил изучить этот вопрос. В августе 1844 года он также принял эту библейскую истину. Примерно через четыре месяца после Великого разочарования Пребл написал в миллеритской газете статью о субботе под названием «Надежда Израиля». Прочитав эту статью, Джозеф Бейтс, отставной капитан дальнего плавания, также признал весть о субботе и решил опубликовать об этом серию статей. Начиная с того времени, Джозеф Бейтс, один из создателей Церкви Адвентистов Седьмого Дня, стал играть ведущую роль в провозглашении реформаторской вести о субботнем дне. Это учение, как хорошо известно, имело настолько важное значение, что получило отражение в самом названии Церкви АСД. Елена Уайт прямо говорила о значении субботы для утверждения истины о сотворении мира Богом: «Предположение неверующих о том, будто события первой недели творения происходили в течение семи больших, неопределенных периодов времени, наносит непосредственный удар по основам четвертой заповеди, где речь идет о субботе».

Случайно ли Бог побудил Церковь проповедовать весть о субботе и сотворении мира в то самое время, когда Дарвин излагал на бумаге свою эволюционную теорию, отвергавшую творческую деятельность Создателя? Серьезное участие Адвентистской Церкви в провозглашении Трехангельской вести из Откр. 14 в качестве последнего предупреждения Бога нашему миру вовсе не является случайностью — это часть Божьего плана для последнего времени.

Адвентистский ученый Ариэль Рот отмечает следующую проблему: «Наша уверенность в Библии как в Слове Божьем не предусматривает таких альтернатив [библейскому] сотворению мира, как постепенное творение, теистическая эволюция или естественная эволюция. Мы не должны отступать перед бесплодными домыслами. Будучи «народом Библии», мы имеем особую возможность представлять всю Книгу, в том числе и весть о творении, обществу, которое блуждает в поисках ответа на великий вопрос о происхождении жизни на Земле».