Глагол «пророчествовать»

Глагол «пророчествовать» в Ветхом Завете встречается 122 раза, а в Новом Завете — 32. Некоторые толкователи отождествляют этот глагол с речью в состоянии транса, которая имела место также и в других древних религиях. Эта точка зрения основана, главным образом, на двух стихах из Первой книги Царств. Исследование этих стихов полезно для понимания того факта, что глагол «пророчествовать» может иногда иметь более широкое значение, нежели просто «вдохновенно передавать весть Божью».

В 1 Цар. 10:5–6 Самуил говорит Саулу: «И когда войдешь там в город [Гиву], встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют. И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком».

В этом тексте нет никаких указаний на то, что пророки громко пели, совершали дикие пляски подобно дервишам или же впадали в транс, как полагают многие толкователи. Нам лишь сообщается о том, что «сонм пророков» спускался с холма, и эти люди, вслед за игрой на музыкальных инструментах, пророчествовали. Но как эта группа пророчествовала, и о чем они говорили?

Специалист по Ветхому Завету Э. Дж. Янг считает, что «пророчества, которые произносили эти люди, были не бессмысленным бредом, но благоговейным прославлением Бога под музыкальный аккомпанемент». Другие исследователи определяют эти пророчества как «пение псалмов под инструментальную музыку». Такое толкование подтверждается использованием глагола «пророчествовать» в 1 Пар. 25:1, где мы читаем: «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали [пророчествовали] на цитрах, псалтирях и кимвалах».

Этот вывод соответствует комментарию Е. Уайт к эпизоду с Саулом: «В Гиве, его городе, он встретил группу пророков, возвращающихся с «высоты». Когда Саул приблизился к ним, Дух Божий также сошел на него, и он присоединился к певцам и пророчествовал вместе с ними. Он говорил так бегло и разумно и принимал такое горячее участие в служении, что знавшие его восклицали в изумлении: «Что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?» («Патриархи и пророки», стр. 610).