Эллен Г. Уайт и Святой Дух до 1890-х годов

Эллен Г. Уайт много писала о Святом Духе, часто ссылаясь на Него как в своих опубликованных, так и неопубликованных работах. Фактически она ссылается на Святого Духа почти так же часто, как на Иисуса.

Эллен Г. Уайт в ранние годы усвоила три важных фактора в этой теме, которые сохранила на протяжении всей своей жизни. Первым было её выделение личности Бога Отца и Иисуса. В 1845–1846 годах существовало ответвление Миллеритов-адвентистов, которые утверждали, что 22 октября 1844 года Иисус пришёл в духе. Они также одухотворяли воскресение, небеса, Новый Иерусалим, новую землю, а также Отца и Иисуса. В 1846 году Эллен Г. Уайт написала в подтверждение личностной природы, или личностности Отца и Иисуса: «Я видела престол и на нём сидели Отец и Его Сын Иисус Христос. Я взглянула на Иисуса и была в восторге от Его красоты…Я спросила у Иисуса, является ли Его Отец таким же, как Он; Он ответил утвердительно, но я не могла этого увидеть».13

Другие создатели Церкви адвентистов седьмого дня, такие как Джеймс Уайт и Джозеф Бейтс, также открыто выступали в печати против сугубо духовной природы Божества и поддерживали концепцию восприятия Отца и Иисуса как Личностей.14

Следующий фактор, в котором Э. Уайт поддерживала остальных адвентистов, — это понимание Святого Духа в практическом и наглядном смысле. Его работа в её христианском опыте и служении как раз таки была очень наглядной и действенной. Она получила сотни пророческих видений и снов и часто переживала яркие благословения через действие Святого Духа. В первые годы своего пророческого служения Эллен Г. Уайт столкнулась с противостоянием тех, кто считал, что её видения были результатом месмеризма — сейчас известного как гипноз — и говорили, что Святого Духа нет. Это причиняло ей «сильные страдания, граничащие с отчаянием».

«Многие люди пытались внушить мне, — писала она, — что никакого Святого Духа нет и что все духовные опыты святых мужей Божьих были вызваны гипнозом или дьявольским обманом». Она отвергла эту мысль.15

Третий фактор — её взгляды на данный предмет возникли и основывались на Библии. Она, как и многие первые адвентисты, была, прежде всего, ученицей Писания. Описывая Третью Личность Божества, она обращала особое внимание на то, чтобы не отклоняться от Библии.

В 1891 году Эллен Г. Уайт написала ответ человеку, который верил, что Святой Дух был на самом деле ангелом Гавриилом и что 144 000 — это евреи, которые признают Иисуса Мессией. Представив важные принципы интерпретации Библии, она непосредственно высказалась по поводу его позиции. «Ваши представления о двух вопросах, которые вы упоминаете, не совпадают с тем светом, который дал мне Господь. Природа Святого Духа — это тайна, которая до конца не открыта, и вы никогда не сможете объяснить её другим, потому что Господь не открыл её вам». Затем она процитировала Ин. 4:16 и продолжила: «Это относится к вездесущности Духа Христова, называемого Утешителем». Затем Эллен Г. Уайт признала ограниченность своего понимания: «Есть очень много тайн, которые я даже не стремлюсь понять или объяснить; они слишком непостижимы для меня и непостижимы для вас. По некоторым из этих вопросов молчание — золото».16 В отсутствие особого понимания природы и личности Святого Духа Эллен Г. Уайт придерживалась Писания и в отличие от других адвентистских авторов, мнение которых приводилось выше, оставила личность Святого Духа без определения.17 Но вскоре ситуация изменилась.