2. В панораме исторических событий

Вторая часть семинара по Книге Откровение, проведённого для пресвитеров церквей центральной части Молдовы, в городе Кишинёв – 9 декабря 2007 года.

Книга Откровение – чтобы её видеть и понимать, надо вспомнить, в каких обстоятельствах Господь дал это Откровение Иоанну. Между прочим, очень сходных, как Даниила, Книга Откровение, вы видите? Где находится Иоанн? Как он туда попал на остров Патмос? В результате чего, скажите, он туда попал? Как по-человечески, он кто? Он победитель? Он в хорошем положении? Его уважают? Да, его уважают, церковь, которая гонима так же, как и он, где-то, разбросанная, разрозненная, разделенная, в катакомбах, где они прятались по домам. А в мире, как он – почитаем? Никто его не знает. Забытый Богом и людьми, на скалистом острове.

О чем он думает? Я думаю, что он думает о том, о чём мы с вами думаем. Что будет с церковью? Здесь собрались служители, и я думаю, что можно говорить открыто, прямо говорить, о самой сути проблемы, правда? Потому что это то, что у нас болит. Нет? Когда мы смотрим на наши церкви, всем довольны, все хорошо? Я думаю, что вам приходила такая мысль: а что будет дальше, будет она лучше или хуже? Что будет? Изменится положение? Когда мы, наконец, не будем разбирать вопросы: прелюбодеяние в церкви, сплетен, всевозможных обид друг друга причиняют? Наши же члены церкви. Когда мы, наконец, забудем о всех язвительных словах, которые, нет-нет и звучат. Это то, о чем Христос говорил в Нагорной проповеди. Знаете, что убить это можно не только мечом, словом тоже. Что будет с церковью? Пока Иоанн был у руля, если какая проблема, люди обращались к ним. Последний из учеников Христа – Иоанн. Он ходил с Господом. Если какой-то вопрос сложный, пока был Иисус, ученики к Иисусу, пока оставались живы ученики, люди обращались к ним. Один за другим они почили, большинство мученической смертью погибли. Остается Иоанн. Но все понимает, что остались годы, месяцы, а то, и дни. Что будет с церковью, когда этот последний, убеленный сединой ученик Иисуса закроет глаза? Что будет с церковью, куда она придет? Это главный вопрос, который задавали верующие, и это главный вопрос, который задавал Иоанн. Что дальше будет с церковью? Он переживал о церкви. И вы знаете, именно, в ответ на эти вопросы, актуальные вопросы в те дни является Господь, чтобы дать ответ. Потому, вы в первой главе, что читаете? Только появился Господь и говорит:

– Иоанн, ты последний?

– Я последний.

– Иоанн, ты думаешь ты последний? Я – и первый, и последний. Ты думаешь, что если ты умрешь? Иоанн, я был мертв, и се, жив. (Откр.1:17-18)

Поймите, Господь, когда что-то говорит, Он говорит именно то, что надо, каждое слово на своем месте. Почему Господь не другими словами встречает Иоанна на острове Патмос? Почему этими? Смотрите на первую главу. Откройте ее. Видите? Это 1 глава. Это первые слова Иисуса, которые звучат для Иоанна.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Еще что волновало Иоанна? Господь обещал вернуться. Мы Его ждали. Почитайте Новый Завет, и вы почувствуете, что все ученики, все кто писали, они ждали Иисуса, вот-вот-вот. Там ни где не чувствуется такого, что ученики говорили: «2000 лет, и тогда Христос может быть придет, а может чуть позже». Нет! Они говорят: «вот грядет, еще немного. Еще немного и грядет». И теперь Иоанн говорит: «дождусь, не дождусь, увижу я пришествие Христа, сдержит Господь обещание, не сдержит? Я думаю, что он еще вспоминал. Помните, был интересный момент, когда Иисус с Петром разговаривал, Иоанн там был рядом, Иисус говорит… Помните этот разговор?

– А Пётр говорит: а он что?

– А что тебе? Какая тебе разница, что он? Ты смотри за собой. Если Я хочу, чтобы он прибыл, доколе Я приду. (Иоан.21:21-22)

И тут Иоанн:

– Не может быть! Неужели, неужели? Неужели Господь придет? Неужели дождусь. Увижу! Увижу, не увижу, увижу, но время идет.

И что теперь? И все меньше и меньше надежды, что увидит. Он до конца не понимал эти слова. Представьте себе, сколько лет он жил, вот с такой информацией. Как он надеялся дожить до этого славного дня! И теперь он видит, что всё, уходят последние мгновения жизни.

– Иисус говорит: Иоанн, Я первый и последний.

– А что, если я умру?

Я был мертв, и се, жив. Не бойся. Я тебе хочу открыть, что будет после сего. Внимательно смотри, записывай.

И является Иоанну. Там подробное описание Иисуса, как Он выглядел, ходящий среди светильников. Если вы посмотрите на это описание, потом элементы этого описания в следующих двух главах Господь так приветствуется с церковью, говорит:

«Так скажи Ефесской церкви: Держащий семь звезд с тобой говорит».(Откр.2:1)

Из всего описания, из всех характеристик, которые там вы в первой главе найдете каждой церкви Господь представляется по другому, говорит:

«Так скажи Ефесской церкви, тот кто держит семь звезд». Он держит тебя, не переживай. Знаю твои дела.

Смотришь дальше:

«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний. Скажи им, что Я первый и последний».

Почему так Господь говорит? Каждое слово это уже весть: утешения, ободрения, поддержки, где-то обличения. Господь отвечает всегда на те вопросы, которые волнуют. Книга Откровение не дана в пустоту. Книга Откровение дана непосредственно как ответ на нужды церкви, на актуальные нужды церкви. Ну, вот теперь мы, между прочим, давайте посмотрим на свое служение. Мы как служители, каждый в той церкви, где находимся, когда мы готовим проповедь, какую проповедь готовим, из каких соображений? В пустоту, вот так вот, что что придется, где открылось, то и говорю? Да? Или мы должны думать о нуждах церкви, и отвечать на нужды церкви? Господь никогда не давал весть просто так, где откроется, то читаю. Он думал. Он смотрел людям в глаза, Он читал их мечты, читал их переживания, чаяния, и отвечал точно на их вопросы, которые они даже не осмеливались задавать вслух, и так Он всегда. Это Бог наш, такой наш Бог. Он никогда не произносит слов напрасно. Каждое слово на своем месте. Книга Откровение – это цельная, это красивая книга. Мы уже говорили, это как последняя картина, которую мы совместно с Иоанном собираем. Она есть в Ветхом, Новом Завете, она открывается, знаете, как из тумана появляется, полная картина в Книге Откровение. Но мы узнаём отдельные моменты, мы уже с ними знакомы. Там нет ничего нового в Книге Откровение, оно едино просто. Книга Откровение состоит из нескольких видений, это как уроки, это как уроки с переменами. Урок – перерыв, урок – перерыв, урок на земле, перерыв – это взгляд на небо. Мы, как бы вышли, и посмотрели, что на небе. Так, если вы посмотрите на Книгу Откровение, так она выглядит, такая структура у неё. 2, 3 главы – о чем эти главы? Тема урока какая? Это 7 церквей, это история церкви. Господь говорит:

– Иоанн, Я тебе хочу показать, что будет после сего. Записывай. Пиши. Между прочим, Иоанн, Я тебе хочу сказать, и то, что будет и хочу передать привет каждой церкви, в которой ты работал, трудился, ты знаешь там людей, ты знаешь характер этих людей, ты знаешь проблемы и радости этих церквей, ты был везде. Ты был в Ефесе, ты был в Смирне, ты знаешь этих людей, ты их поимённо знаешь, Я тебе хочу на примере этих церквей рассказать историю церкви, какой она будет после. Смотри, первая часть истории церкви, первый период будет, вот точно, как в Ефесе. Знаешь этих людей?

Мне кажется, если бы Господь открывал кому-то из нас, как когда-то Иоанну открывал историю церкви, Он использовал бы наши церкви знакомые, которые мы знаем. Он бы сказал:

– Знаешь, Иоанн, первая часть истории церкви, как Кишинев-1.

– Точно. Помнишь, тот брат сидел там всегда сзади? Помнишь совет чем занимался? Помнишь, какие вопросы решались? Помнишь, как мы собирались здесь? Этот дом строился, его закрывали, мы там совершали богослужение. Помнишь? Вот такой будет история церкви в первые века. Потом поменяется ситуация, будет как четвертая Кишиневская церковь. Какой храм! Потом поменяется ситуация, будет как пятая. Потом как шестая. Пресвитера помнишь? Дьякона старшего помнишь? Помнишь, проблема была у нас, долго решали эту проблему. Я приду и накажу вас за такое отступление. Я не буду проходить мимо против таких беззаконий. Знай, это Иоанн.

Видите? 2 и 3 глава.

– Передай, между прочим, им привет, Иоанн. Напиши им письмо. Скажи, что Я знаю их дела. Если Я держу это в Своих руках, если есть у Меня меч обоюдоострый, который обличает, и проникает до внутренностей, судит помышления сердечные, до разделения души и духа, то Я знаю что, говорит Господь. Напиши, Иоанн.

Это история церкви. Господь на первом уроке Иоанну говорит:

– Я хочу показать все в панораме тебе, быстро, историю церкви от начала и до конца, что будет в церкви.

Иоанн смотрит внимательно, смотрит первый период, второй период, третий период. И как у него настроение? Доходит до шестого, седьмой, что он слышит в конце? Какой будет церковь? Хорошая? Говорит:

Ты не знаешь в каком ты состоянии. Ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. (Откр.3:17)

Хотели бы такую характеристику? Это наша. Это наша характеристика с вами. И Господь это видит, говорит:

– Иоанн, если б ты знал! Но ты раньше закроешь глаза, ты этого всего не увидишь, Я тебе только говорю так, как в Лаодикии, ты знаешь примерно, что там в Лаодикии творилось. Вот такой будет церковь в последнии дни, перед Моим приходом.

Как? Поднялось настроение? Как вы думаете? Господь говорит:

– Ну, что? Звонок, перемена. Выйди, подыши свежим воздухом, посмотри на небо, там будет лучше.

4 глава так начинается:

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе».

Там совершенно другая картина, не то, что в Лаодикии. Перерыв закончился, опять звонок на урок.

«И видел я в деснице на престоле».

Знаете, фактически есть один стих, который полностью помогает нам понять, что там было в этих городах. Кто ищет, тот находит, стучащему отворят. Поищите в справочниках, в частности, Баркли, он описывает жизнь каждого из этих городов, очень красиво и интересно, что там было. По крупицам – что-то в посланиях что-то мы слышим, что-то в комментариях. Если захотеть, у вас будет картина. Господь позаботился, чтоб мы суть не потеряли, какие-то детали дошли до нас, но этого достаточно, чтобы увидеть, как точно Господь это все знал, и как Он точно сказал всем этим церквям.

После перерыва, Господь следующий урок Иоанну открывает.

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее».

Настолько произвело впечатление, вот это видение на Иоанна, что он плакал, настолько вошел в то, что там происходило, настолько он переживал за то, что увидел. А что он видел? Написано, что он увидел свиток книжный, книгу, написанная внутри и вне, вся исписанная, но запечатанная семью печатями. И проблема заключалась в том, что никто не мог почитать, что там, потому что, надо было снять печати, это невозможно было, должен быть достойный это сделать. И все хотели знать, но никто не мог знать, что там написано. Что такое? Что может означать книга, которая исписана, и там что-то важное, суть какая-то важная? Когда мы смотрим дальше, нам становится понятно – это еще одна история, которая раскрывается перед Иоанном. Но его что волнует? Когда он увидел историю церкви, один вопрос не даёт покоя:

– Господи, и так закончится все? Неужели церковь, вот до такого состояния дойдет? И это решение проблемы?

Смотрите, Библия занимается решением проблемы нашей земли, нашей планеты. Господь говорит:

– Я решу эту проблему.

В самом начале Он сказал:

Будет поражён в голову. (Быт.3:15) Решится это проблема.

И вся церковь она этим занята, она понимает, что верующие – это соработники у Бога, которые помогают в решении этой проблемы. Но смотришь на церковь, она нисколько не помогает, Иоанн смотрит на церковь, скорее всего, она дискредитирует Бога это церковь, скорее всего, она Богу мешает, если он думает о себе. А что, если на самом деле не видит, если он думает, что он богат, а он нищ, несчастный, если посмотришь на него, что он может? Он себе помочь не может. Если приходишь в церковь, вместо того чтобы, церковь была благословением для других, она проклятием для самой себя становится часто. И когда Иоанн это все увидел, Бог ему только чуть-чуть показал. Иоанн:

– Что Господи, неужели это все? У Тебя есть какое-то решение этой проблемы или нет? Я жду хороших вестей, а пока что, вижу, что всё хуже и хуже.

– Господь говорит: но ничего Иоанн, после перерыва мы продолжим урок, увидишь больше.

Иоанн приходит, занимает своё место за партой, продолжает конспектировать, конспектирует, конспектирует. Что он увидит? Вот он свиток. Может быть там есть секрет и решение проблемы, может решится? Нет того, кто это может все решить. И наконец-то нашлось. Говорят ему: нашлось, есть один:

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец…»

Так лев или Агнец? Кто решит проблему? Но если мы читали Библию, мы знаем, что Лев и Агнец – это одно и тоже. Когда читаешь Книгу Откровение, не знаешь всего Писания, там начинаются дебри. Когда знаешь все Писание, то даже фактически объснять не надо, ты читаешь и видишь эти картины, они перед тобой встают, и ты понимаешь значение их, потому что ты знаешь, кто такой лев из колена Иудина. Кто? Мессия. Кто Агнец? А почему Он Агнец? А потому что Он Мессия. Он и Лев, Он и Агнец. И мы знаем почему, и с этим связаны истории, записанные в Библии, в Ветхом и Новом Завете.

«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Вот Он открывает. И затем начинается, когда это вступление заканчивается 5 глава, «видел я, снимаются печати». Просто нашелся тот, кто может решить эту проблему, и это обрадовало Иоанна, он понял, это Иисус может – самая главная Личность Священного Писания, Он по плану Божьему, Он должен решить эту проблему, и объяснить, чем закончится история нашего мира. И Господь теперь продолжает Иоанну открывать, говорит:

– Смотри внимательно.

Снимаются печати, что-то мы можем уже прочитать. Постепенно этот свиток разворачивается, после снятия каждой печати, снимается одна за другой печати. Что видит Иоанн? Это Господь в первых главах показывает историю церкви. Иоанн увидел в церкви ничего хорошего к концу не происходит. Может быть где-то в другом месте решение этой проблемы? Давай мир посмотрим, что в мире происходит. Господь ему показывает, при снятии печати, что происходит в мире. Если вы почитаете эти главы, снятие печати, вы увидите опять, еще одна экскурсия по истории, только теперь мы смотрим уже с другой стороны, с другой перспективы, что в мире происходит. Иоанн видит и говорит:

– Ничего хорошего тоже. Проблемы не решаются в церкви, проблемы не решаются в мире. Господи, что делать?

– Господь говорит: перерыв.

Опять смотрит на небо.

«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы…»

Перемена. Сдерживают ветры ангелы, ты видишь, есть надежда. Что в мире происходит то, что видел Иоанн? Он понимал, что если так дальше будет продолжаться, это в принципе то, что люди в мире этом видят. Послушайте, что ученые говорят:

– Если мы так будем продолжать, нефть продавать направо и налево, так на сколько нефти там хватает? Читали, считали? На сколько воздуха чистого хватит? Слышали? Насколько чистой воды хватит нам? Знаете? Если так мы будем умножаться на земле, где мы будем жить?

Эти все вопросы, уже давно задают люди неверующие.

Они говорят:

– А если посмотреть на мораль, а если посмотреть на болезни, а если посмотреть на отношения между народами, мы как на пороховой бочке живем. И если это все рванёт!

Вот это увидел Иоанн. И с этим он уходит на перемену. Господь говорит:

– Посмотри, Иоанн. Все под контролем. Видишь ангелов? Удерживают ветры. Ничего не взорвется.

И если неверующие говорят: никакого будущего, верующие, настоящие верующие смотрят на небо, и говорят: есть будущее, потому что Господь всё держит в Своих руках. Да, картина не из приятных, в церкви и в мире. Ну, а где гарантия того, что Господь наконец-то наведет порядок? Есть гарантия в Книге Откровение, и мы смотрим. Господь говорит:

– Хорошо. Следующий урок. Иоанн, Я хочу тебе показать гарантии того, что все будет в порядке.

Начинают звучать трубы – это гарантии того, что Господь держит все под контролем. Это не просто в Книге Откровение мы это узнали, всегда для Израильского народа звук трубы – это была гарантия того, что Господь с нами. Когда звучали трубы, помните, у Израиля? Когда посмотришь на то, что происходит в мире, то такое впечатление создается, что Бог никак не реагирует. Тут творят люди что хотят, и Бог, кажется, никак не реагирует, но Бог своему народу сказал:

– Не бойтесь, Я с вами. Вы живите себе, но, когда услышите звук трубы, надо уже идти. Вы не переживайте ни о чем. Бог переживает.

Он знает когда война, Он знает, когда мир, Он знает, когда, что надо делать. Помните, как они шли по пустыне? Он знает, когда надо подниматься и трогаться в путь. Он знает, когда надо останавливаться. Так Бог устроил жизнь Своего народа, и это всё с целью их чему-то научить. Чему научить? Доверию Богу. Это та истина, которая в Новом Завете сформулирована так: «Без Меня ничего не можете делать» (Иоан.15:5), в Новом Завете. А Ветхом Завете как она звучит? Вот как она звучит? Бог говорит:

«Пока облако не поднялось, вы ничего не можете делать, вы не можете идти. Пока облако не остановилось, вы должны идти».

Та же истина в Ветхом Завете и в Новом Завете. И Бог говорит: «Без Меня ничего не можете делать хорошего». Плохого наделали, и теперь сами не рады. Иоанн, когда увидел историю церкви, когда увидел историю этого мира, конечно, у него у него вопрос:

–Господи, и Ты так долго будешь смотреть на все это? Это что происходит? Неужели Ты не поставишь конец всем этим чудным происшествиям? Неужели Ты не вмешаешься в ход событий? Может быть, пора уже, Господи?

И что Господь? Говорит:

– Иоанн, чтоб ты знал: Бог никогда не торопится, и никуда не опаздывает, все будет вовремя. «Когда пришла полнота времени» (Гал.4:4), Бог сделает свое дело. Иоанн, для того чтобы ты уверенней себя чувствовал, посмотри на некоторые штрихи в истории. Я вмешивался. Это трубы. Зазвучала труба, посмотри, что там произошло? Думаешь, кто там? Чьё вмешательство там? А там? Вот вторая труба зазвучала, только будь внимателен. Знай, что Я держу всё в Своих руках. Может быть, тебе покажется, что мир на краю пропасти, это действительно так. Но знайте, Господь подхватит этот мир, прежде чем, Он сделает уверенный шаг вперед.

И когда Иоанн услышал звуки труб, и увидел вмешательство Божье в ходе истории… Какие вмешательства? Я думаю, вы знаете, все трубы вы увидите, события в истории, на которые они указывали, это то, что мы изучали. Но сейчас наша задача не столько рассмотреть детали этих событий, сколько увидеть всё, всю панораму Книги Откровение, все в целом, чтобы увидеть, что же Господь Иоанну сказал? Господь говорит:

– Посмотри на всю историю церкви. Видел? Посмотри на историю этого мира. Как настроение?

– Господи, есть вопросы.

– Посмотри, как Я реагирую. Трубы. Видел? А теперь, Я хочу, чтобы мы занялись посерьезнее делом. Надо все это увидеть, как взаимодействует одно с другим.

В принципе, Книга Откровение, это как… Видели? Любой фильм начинается с титров. Что это значит? Там сообщается, кто в главных ролях. Кто главные действующие лица? Церковь. Если смотреть на Книгу Откровение как на фильм, то мы пока титры просмотрели. Сейчас увидите кино. Церковь, мир и Господь. Видите? Семь церквей, семь печатей и семь труб. Но это главные действующие лица. А что произойдет, когда это все завращается и закрутится? Великая борьба. Что мы увидим? Теперь Господь говорит: «надо познакомиться с характером этих действующих лиц». И мы приходим теперь к центру Книги Откровение, и когда мы знакомимся уже с характером, то мы обнаруживаем, что есть одна сила, и есть другая сила, которая борется, и посредине церковь. Видите? Это 12 глава. Помните? То видение, которое Господь показал. Говорит:

– Сейчас посмотри кино. Что происходит? Видишь, вот она церковь. Тебя это больше всего волнует, да? Чистая церковь?

Мы уже говорили о том, какая она. Но родная, моя. Что происходит с этой церковью? Эта церковь несет в себе истину о Спасителе. Это истина не нравится какой-то силе – дракону. Потому что у него, было дело со Спасителем еще на небе, и там он не устоял, он хочет взять реванш, там он не устоял, был свергнут на землю, и теперь он преследует жену. Но жене дана помощь. Она была защищена. Господь вмешивался. Нелегкая была жизнь, но Господь сдерживал темные силы.

Теперь надо познакомиться с характером, потому что тут можно перепутать в великой борьбе. Надо сказать, что и Библия, и Книга Откровение, так интересно написана, там часто вы встречали, мы уже встретили льва и Агнца. Да? Но заметьте, есть много символов, которые увидишь и не знаешь еще кто, хороший или плохой, как на войне: одевает другие погоны, чужую форму, есть шпионы. Так на войне. И мы на войне. И сегодня дьявол, он никогда не будет отрицать истину целиком, он скажет:

– Да, надо Библию читать. Только зачем тебе читать все подряд? Есть важные тексты, ты их выучи, ты их заучи, и этого тебе достаточно. Что ты будешь…?

И ты теряешь что-то очень важное, когда следуешь таким советам. На войне – надо быть очень внимательным. И поэтому Господь говорит Иоанну:

– Я хочу, чтоб ты увидел характер. Потому что мало только знать, что надо следовать за Агнцем.

Когда я читаю Книгу Откровение 13 главу, там смотрю Агнец, вроде бы Агнец, рога агнчьи. Идти за ним? Будьте осторожны, это не тот Агнец. В Библии мы встречаем часто – лев. Лев – это кто? Иисус. А «рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8), это кто? А подожди, какой лев, какой у него характер? «Звезда утренняя» – это что в Библии? Это смотря, где она взошла. Если «в сердцах ваших утренняя звезда» (2Пет.1:19), это о Христе. А если он зашел, чтобы сесть «на краю севера» (Ис.14:13), то это не та звезда. Будьте осторожны. Агнец – агнец, Звезда – звезда, Лев – лев, потому что, Господь говорит: «Смотрите характер этой силы, которая ведет с вами борьбу, которая нападает на церковь, характер прежде всего лукавый, он лукавый, и «он принимает вид ангела света» (2Кор.11:14). И если ты только так поверхностно познакомишься с ситуацией, то тебя очень легко увести не туда, куда надо. Потому будьте внимательны, вы подошли к важным вопросам, где просто поверхностного знания недостаточно, надо увидеть суть, характер. А чтобы узнать характер, надо пуд соли съесть. Так? Если придет к тебе человек и говорит:

– Я хороший бизнесмен. Ты можешь иметь со мной дело. Давай свои деньги, я свои, и мы тут провернём что-то. И будешь иметь прибыль неплохую.

Что вы скажете? Отдадите деньги?

– А, подожди! А что ты сделал уже? А кто с тобой дело имел? А, ну, покажи, а я с ним поговорю еще, тебе можно доверять или нет.

Просто вот так с дороги, если кто-то придет, и вам что-то предложит, вы понимаете, что если это речь идет о материальных, земных вещах? А если о духовных и вечных ценностях, как будем? Пойдем за первым, кто предложит? Нет! Какой у него характер – вы увидите! Какой? Силой заставляет всё делать. Если по-хорошему не послушаешь, будет по-плохому, если не захочешь идти добровольно, деньги заберем. Покупать, продавать не сможешь, но в конце концов убьем, и пойдешь, страхом заставим.

Не так второй. Вторая сторона. Мы на войне, и нам нужно решить за кем идти. 14 глава, вот тут мы подходим к трёхангельской вести. Как мы будем проповедовать Евангелие, скажите? Силой? Смотрите, будьте осторожны! Трюками? Лукавством? Будьте осторожны! Вы знаете, мы не замечаем, как грешим, совершая евангельскую работу. Помните, евангельская программа идет, стоят наши братья и сестры в дверях, чтобы компостировать талончики, кто сколько раз пришел, и со сцены объявляют:

– Кто 10 раз придет – получит Библию!

Приходит человек, говорит:

– Я вчера не был. Поставьте мне, пожалуйста, и за вчера, и за сегодня дырочку там, что я был.

Хорошее дело, правда? Библию же надо получить, иначе грешник уйдет без Библии.

– Во имя Иисуса Христа, еще одну дырочку в талончике.

А что он понял? Так, как везде. Стал членом церкви, потом совет заседает. Почему? Изменил. Жене. А кто научил, скажите? А я даже не думаю, что это я его научил, что тут это проходит – лукавство, характер. А в каком виде? «Ангел света». Вот она трехангельская весть. Что, не все равно как я буду проповедовать Евангелие? Слушай, если ты хочешь ему Библию подарить, подари свою, если ты действительно его любишь, отметку не ставь, он же не был, и он что-то поймет, что здесь не так, как все, что здесь есть принципы. Нет? Но мы так легко скатываемся вот к таким, и думаем, что, ну, а как иначе. А очень просто: ты только открой глаза, и увидишь, какой простой и легкий путь быть честным. Борьба идет великая. И вы не заметите, как уже на чужой стороне. Потому, тут смотришь характер истинной церкви и Истинного Руководителя. Какой? А Он идет впереди, а они – «куда бы Он не пошел» (Откр.14:4).

– А я может быть не хочу туда, а Ты мне объясни почему.

Нет. Это не тот характер.

– А почему тут не так?

Слышали такое в церкви?

– А я с этим не согласен!

Можно задавать вопросы. Вопросы любые можно задавать, самые сложные вопросы. Только вы знаете, что-то в голосе выдает, из какого ты стана, из какого ты войска, какой у тебя характер. Книга Откровение уже близится к концу. Давайте посмотрим, что мы увидели. Было откровение какое-то. Господь должен объяснить Иоанну, что будет с церковью, потому что это то, что его волнует, и Господь ему показывает. Говорит: Иоанн… Что мне нравится, у нашего Господа, что Он не приукрашивает. Говорит:

– Это Мои дети. Что я могу тебе сказать? И чем дальше, тем хуже. Это Мои дети, но Мои. Я их выведу. Будет много потерь. В конце концов, Я их выведу. Ты увидишь, какой это невеста будет! На последнем празднике, ты увидишь, что это за народ, ты увидишь это не та женщина, которая, в сосуды Мои вливала вавилонское вино, чтобы напоить всех. Это та, которая была верна Мне, и следовала за каждым Моим словом, куда бы Я не повел. Увидишь, какой у нас будет праздник! Увидишь какой конец.

Вообще, Книга Откровение – это не обещание хороших дорог, дороги будут трудные. Это обещание красивого конца, славного конца великой победы, прежде всего над собой, над своим «я», над злом и грехом, которое пока беспредельно царствует в этом мире, но так кажется беспредельно. Если вам покажется,что Господь уже забыл, послушайте, как трубы звучат. И если вам кажется, что ничего хорошего нас не ждет, спешите к концу Книги Откровение, и вы увидите торжество, финал. Если даже, вы забудете какие-то детали, пожалуйста, не забудьте характер этой книги и нашего Небесного Отца, какой у Него характер. Как долго и терпеливо Он готов нас вести! Вы знаете, что Он в нас верит больше, чем мы в Него, и благодаря тому, что Он верит в нас, Он говорит: «это Мои сосуды драгоценные, увидите, как заблестят в конце».

И тут, опять не могу не вспомнить, что Книга Даниила и Книга Откровение они тесно связаны. Помните, как Книга Даниила заканчивается? Они переплетены. «Будете сиять как звезды!» (Дан.12:3) Трудная будет дорога? Даниилу было нелегко, его друзьям было в Вавилоне нелегко. Надо было побыть в их шкуре, чтобы понять, что они пережили, когда печь раскалённая была перед их глазами, и истукан с другой стороны. Как просто, чуть-чуть сделать вид, нелегко, но Господь говорит: «

– Вы Меня не постыдились, и Мне не стыдно за вас. Войдите.

Будут там и другие люди, которые скажут:

– Господи, мы программы такие совершали! Ты помнишь, сколько мы Библий раздали? Ты помнишь, Господи, как много мы трудились в церкви!

А Господь скажет:

– Я что-то вас не помню. Может быть, вы были похожи на Моих. Но характер…

Придет другая группа, и Господь скажет:

– Войдите, благословенные. Я помню, как вы Меня посетили, Я помню, как вы выслушали Меня, как вы Меня напоили холодной водой.

– Господи, когда мы с Тобой встречались?

– Я помню. Войдите.

Характер. Не великие дела. Хотя великие дела не мешают, но характер. Об этом Книга Откровение.