5. В силе и духе

Пятая часть семинара по Книге Откровение, проведённого для пресвитеров церквей северной части Молдовы, в городе Бельцы – 9 декабря 2007 года.

Книга Откровение. Так как передо мной пресвитеры церкви, которые Библию знают, и Книгу Откровение не раз читали и другим объясняли, то я понимаю, что мы не с букваря начнем, не с азбуки. С другой стороны, понимаем и то, что это самая сложная книга во всей Библии, и на этой земле мы никогда до конца её не сможем изучить так, чтобы на все вопросы ответить. Понимаем, что в вечности мы будем много изучать из этой книги, и много вопросов будем задавать, и получать ответы на протяжении вечности, потому что это книга – это особая книга, Книга Откровение. За всю нашу жизнь, мы тут на земле не изучим её, тем более за 2 часа. Интересная книга, потому что это кульминация всей Библии.

Всё Священное Писание связано. Библия так и говорит, что «все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16), не часть какая-то, а всё, и всё Писание мы знаем, как было Богом приготовлено нам. Господь через Своих рабов пророков оставлял нам части Священного Писания, которые потом через многие испытания и трудности, но все-таки дошли до нас, и мы теперь имеем Библию, Библия, которая состоит из множества книг. Но эти книги не противоречат одна другой, они только дополняют и открывают одна другую. И если нам непонятна какая-то одна часть, мы ищем в другой части Библии ответ на то, что не понимаем, например, в Книге Бытие. Читаем Исход, если не понимаем Книги Исход, читаем дальше, и находим ответы. Господь так позаботился, чтобы в Священном Писании были и трудные вопросы, чтобы не так сразу мы все понимали, чтоб мы с вопросами еще оставались, а по ходу, когда читаем и живем, Господь нам что-то открывает, какие-то истины, что-то понимаем из Священного Писания, что-то не понимаем из Священного Писания, но жизнь нас учит, может быть не всегда это уроки приятные, но мы понимаем, что полезные. Иаков писал об этом. (Иак.1глава) Говорит: «трудности, испытания нужны – они производят терпение, а терпение, в результате – это добрый характер, это хороший характер». И в таком случае это очень созвучно с тем, о чем мы только что говорили и читали, что если мы будем развивать свой характер, тогда и людям будем приятны. Между прочим, это очень созвучно с темой Откровения. Книга Откровение с этого начинается. Когда читаем Книгу Откровение в самой первой главе, ну, первая глава это вступление, а с самых первых глав, вторая, третья – мы видим, что речь идёт о Церкви Божьей, не о неверующих людях, а о Церкви. Господь говорил Иоанну: «Я тебе покажу, что будет с Церковью в будущем, как она будет выглядеть». И когда читаем какой Господь представил Иоанну будущее Церкви, как вам кажется, хорошее? Чем дальше, тем хуже, и хуже. И в конце, что читаем? Читаем то, что видим. И не очень нам приятно, от того, что видим. Хочется быть лучше, но как Павел писал, говорит: «хочу делать лучше, но не нахожу того, получается как всегда». (Рим.7:18) Первые главы как раз нас вводят в эту тему, и открывают перед нами будущее Церкви. Это не самая лучшая картина, и мы где-то узнаём себя как в зеркале, себя как Церковь, и невольно задаешь вопрос: «Господи, ну, а дальше что?» Что-то надо менять. Что дальше будет с Церковью? И тут помогает тот стих, с которого мы начали сегодняшнее служение, опыт первой церкви, пример первой церкви. Смотрите, они ничего особого не делали. Очень приятное занятие. Стихом раньше там написано, вы еще не закрыли Книгу Деяний, откройте. Стихом раньше в этой второй главе, написано, что они делали, чем они занимались: они собирались по домам, и что делали? Прочитайте. Да, они что-то там изучали, но что там написано? Садились за стол, в веселье и простоте сердца ели. А вам не кажется, что это похоже то, что написано в другом месте Священного Писания – «как было во дни Ноя, ели, пили…» Вам не кажется, что очень похоже? Книга Откровение, между прочим, так написана. Там есть очень много похожих вещей. На первый взгляд, и то, и то похоже. Читаешь дальше, в пятой главе, Иоанн плачет, плачет потому что видит свиток запечатанный печатями, но он узнал, что никто не может открыть, чтобы его прочитать, и он плачет. Но ему говорят: «не плачь, потому что есть достойный, который может снять эти печати», и мы сейчас прочитаем, что там написано. Кто это достойный? А это Лев, говорит, в 5 стихе. Откровение5 глава 5 стих:

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».

И когда смотрит дальше, Иоанн говорит: «И взглянул я, и вот… Агнец». Так кто – Лев или Агнец? Видите, если человек с улицы придет, и откроет, и скажет: «так я не понял, Лев или Агнец? Написано: Лев снимет печати, а видит Агнец снимает печати. Что-то тут не так!» Может кто-то помнит, была такая книга – «Библия для верующих и неверующих». Атеисты придумали такую книгу, чтобы посмеяться над такими местами в Священном Писании. Но говорят, смотрите что написано: «Два ангела», в другом месте там только один ангел. Помните, когда Христос воскрес. «Так сколько? Два или один? Что не могли посчитать или не могли договориться, как написать?» Ну, вот такой критичный подход к Библии, и тоже самое, если не читаешь Библию, то так будешь её понимать. Это о чем говорит?

Если ты не прочитал Ветхого Завета, то ты неправильно поймешь Книгу Откровение. Книгу Откровение нужно читать после того, как ты познакомился со всей Библией, и тогда нет проблем, ты открываешь Книгу Откровение, написано: «Лев откроет печати». Я знаю, кто такой лев. «И видит Иоанн Агнец…» Ну, понятно, речь идет о Христе – для того, кто читал Ветхий Завет, кто читал Библию. Но Книга Откровение имеет еще нечто. Лев – это хорошо или плохо? Это кто в Библии? А кого символизирует в Библии лев? Это Христос. Лев из колена Иудина тут кого символизирует? Христос. А лев рыкающий – это кто? А почему и тот, и тот лев? Может волка надо было как символ, чтобы мы не перепутали. Еще. Агнец, да? А читайте 13 главу Книгу Откровения:

«И видел я, зверь с агнчими рогами похож на Агнца». (Откр.13:11)

Подожди, Агнец это кто? Иисус. А это тоже? Это не Иисус, другая сила. Похож! Почему похож? Другое в Книге Откровение, смотрите. Здесь, где мы читаем послание к церквям, Господь говорит: «Дам тебе звезду утреннюю». Кому он сказал, «дам тебе звезду утреннюю»? Помните, это вторая глава 28 стих, это обращение к Фиатирской Церкви:

«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю».

Звезда утренняя – как на молдавском? Лучафэрул (рум. luceafărul, от luceafăr — лучафэр, Люцифер) Подумайте, вслушайтесь в это. Звезда утренняя кого символизирует здесь? Есть в другом месте, написано: «Доколе не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». О чем речь? Как вы понимаете этот стих? Это кто должен в нас проявиться? Иисус Христос. А вы как сказали? На что похоже? Кого так звали? Почему звезда утренняя и звезда утренняя, почему лев и лев, почему Агнец и агнец? В Книге Откровение много таких стихов. Читаем: «Будет огонь низводить с неба».

Если не читать все Священное Писание, то может быть не заметишь, и не вспомнишь, кто огонь с неба низводил, и по какому поводу, в каком случае. А вы помните, когда это было? Илия! Содом и Гоморра тоже огонь с неба. Смотрите. Когда читаешь Ветхий Завет, когда огонь с неба нисходит, нет сомнения, действует Господь. Илия собрал народ на вершине горы Кармил, большое собрание. Почему? Потому что он не мог смотреть на беззаконие, которое творится в стране. Он говорит:

Сколько вы можете хромать на оба колена? Господь – Бог, или не Господь – Бог? Что будем делать? Вы верите в Бога живого или не верите в Бога живого? Давайте, в конце концов, эксперимент проведем. Если Бог живой, Он сможет низвести огонь с неба, если это не живой Бог, Он не сможет. Договорились? (3Цар.18:21)

Ходят эти весь день, молятся Ваалу. Ваал не может низвести огонь с неба. Ну, мы конечно понимаем, что Ваал не мог низвести огонь с неба, а сатана был заинтересован в этом? Оказывается, и он не мог низвести огонь с неба. Но Книга Откровение открывает нам и говорит: «

– Смотрите, будьте внимательны, вы с тем опытом Ветхого Завета можете впасть в заблуждение. Сатана уже научился низводить огонь с неба. Он долго тренировался: вся его бригада, весь его кабинет работал над проектом – «как низвести огонь с неба», и у них уже что-то получается. Будьте внимательны. В конце они будут испытывать это новое оружие, и вы увидите чудеса. А он не зря это время проводил.

Вы знаете, что еще характерно для сатаны, Книга Откровение открывает все эти вещи, – он трудится без выходных. Чем отличается Господь и Его народ? Выходной! И это станет признаком, печатью. Сатана трудится без выходных, потому что знает, что ему осталось немного времени. Бог не спешит. Он знает, что все время впереди. Сатана тоже знает, что немного ему осталось времени, и он торопится. Что сделать? «Обольстить, если возможно и избранных». Каким образом? Избранные, если читали немного, и решили, что уже всё знают, как в Книге Откровение написано, что: «уже я богат, разбогател, ни в чем не имею нужды»,их ждет сюрприз. Они остались с тем опытом ещё Ветхого Завета, не дошли до опыта Нового Завета и Книги Откровение, – их ждет сюрприз, потому что сатана не стоит на месте, а они остановились.

«А не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг, советую тебе…» (Откр.3:17)

Книга Откровение предупреждает нас, что время последнее и оно очень лукавое. Много сюрпризов ждет. И Господь поспешил Иоанну открыть, чтобы Церковь была готова. Книга Откровение как раз, с одной стороны, она суммирует все, что было сказано в Библии. Вы знаете, в Книге Откровение нет ничего нового. Трёхангельская весть уже звучала в Библии. Книга Откровение она только суммируется, повторяется очень кратко. Подробно, полно – это весть звучит в Книге Даниила, вся Книга Даниила – это трехангельская весть.

И так, любую историю, любое упоминание, любую главу возьмёте в Книге Откровение, вы мало что нового там найдете, оно уже было где-то в Библии. В принципе Христос так поступал, когда был на земле. Вы знаете, что Он мало, что нового говорил, если вообще, что новое сказал. Он просто повторял то, что уже было сказано через пророков. Даже тогда, когда Он сказал: «заповедь новую даю вам» (Иоан.13:34). Новое это было для тех людей, которые его слушали, потому что они не знали, а те, кто читали Библию, они знали, они узнали: «так это было». И ничего нового. Как Соломон писал, говорит: «нет ничего нового под солнцем».(Еккл.1:9)

Нагорная проповедь – кажется по-новому звучит. Но вы знаете, все утверждения, которые Христос произносил, они все где-то в Ветхом Завете есть. В Псалмах: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Если произнести этот стих, многие вспомнят и скажут, что это Христос первый сказал. Не Христос первый сказал. Это в Псалмах, 36,11: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Поищите другие стихи, вы найдете, может быть чуть-чуть по-другому, а скорее всего, дословно. То, что Иисус говорил ученикам, Он говорил: «Вы помните, что сказано древним, а Я говорю вам». Пророки, такие как Исайя, Иезекииль, Иеремия все уже сказали». Иисус только суммировал и говорит: «Идем дальше». В Книге Откровение Господь говорит Иоанну: «Я тебе открою». Он открывает. Знаете, когда мы открываем что-то новое, мы тоже не новое открываем. Ученые, когда что-то новое открывают, это новое для нас. Иногда слушаешь проповедь или читаешь урок субботней школы, много раз читал эту главу, но читаешь этот стих, как будто в первый раз его читаешь. Бывало такое с вами? Почему? Это новое? Давно я это читал, но как-то не обращал внимание на это.

Книга Даниила. Заканчивается Книга Даниила, Господь говорит Даниилу: «Сокрой это. В последние дни умножится ведение, прочитают и поймут. А ты сокрой и закрой, и запечатай». Что Господь имел в виду? Каким образом умножится ведение, и прочитают и поймут? Время пройдет, у нас будут другие опыты, мы увидим другие вещи под солнцем, другие события произойдут, после которых мы скажем: «Ты смотри! Оказывается, вот как! Вот что имел в виду Господь, когда это сказал!» В Библии написано, что Енох ходил с Богом и Бог взял его. (Быт.5:24) В Духе Пророчества написано, что он стал лучше понимать Бога, когда у него родился сын. А что, он не знал простых истин, которые Господь открывал ему или Бог ему что-то не открыл? Но есть вещи такие, которые мы никогда не поймем, пока не будем иметь какой-то жизненный опыт. Я могу теоретически многое знать. Попробуйте научить водить машину теоретически. Придумали эти тренажеры, уже компьютерные есть тренажеры, но если он сядет за руль, – опасно. Надо привыкнуть. Даже в другую машину пересядешь, и то надо какое-то время, чтобы ты привык к педали, где-то чуть миллиметр не там или рычаг не там, или кнопочка не там, ты уже можешь в критической ситуации не сориентироваться, что делать. Нужно какое-то время, чтобы ты привык к новым обстоятельствам, и тогда ты увидишь вещи, которые когда-то слышал, ты увидишь по-новому. Книга Откровение – это не потому что Бог не мог открыть это людям раньше. Книга Откровение – это потому что мы не были в состоянии это понять раньше. Книга Даниила была закрыта в свое время не потому что Бог не мог ему открыть, потому что Даниил не был в состоянии, у него еще не было такого опыта, у него не было кое каких знаний и какие-то события еще не произошли, и он не может понять, пока эти события не произошли. И потому, Господь говорит: «Это пока. Сокрой. Об этом мы сейчас пока говорить не будем, пройдет время, и ты поймешь». Книга Откровение – это то, что открывается по ходу. Но если бы у нас не было опыта прошлого и знания Библии, не откроем Книгу Откровение и не поймем. Люди пытались, многие христиане и сейчас пытаются, кто-то вообще туда не заглядывает в Книгу Откровение. Одна крайность, говорят, – закрытая книга, и даже название не читают, что она открытая, другие – сразу туда, и начинают: «Ага, лев. Ну, что лев. Ну, давай лев – это то». Составляют словарь. «Лев – это то, жена – это то, солнце – это то. Потом давай мы все это соберем, и напишем комментарий на Книгу Откровение». Так не пойдет. Лев – вот и перепутал какой лев. Агнец – вот тебя и поймали, потому что великая борьба идет, а он уже замаскировался. Огонь с неба низведет. Кто низведет? Ну, Бог конечно, потому что Он только силен. А Книга Откровение нам открывает секрет, чем занимался сатана все это время. Он уже готов обманывать, даже избранных. Книга Откровение – это серьезная книга, которую мы сегодня её прочитаем, завтра придут какие-то события, нам надо опять её читать, потому что мы не обращали внимание на кое-какие моменты, мы не были еще готовы, мы не были еще открыты, чтобы открылась для нас Книга Откровение. Через время нам нужно будет опять вернуться. Это не потому, что мы её не читали, а потому что мы не могли даже, и не сможем сегодня всё увидеть. Какие-то события в мире, какие-то опыты личные, помогут понять какой-то стих завтра, который Бог открыл давно. И Он готов был открыть, и Он знал, что за этим стоит, мы не знали, мы не были готовы.

Смотрите, когда читаем вторую, третью главу, тут как припев повторяется один стих. 2 и 3 главы – это что в Книге Откровение? Послания церквям – семь церквей. «Ангелу Ефесской церкви напиши, Ангелу Смирнской церкви напиши». Видите? Это 8 стих, а 7 стих как звучит? «Имеющий ухо да слышит» – и так каждый раз, каждое послание церкви заканчивается как припевом, вот этим стихом: «Имеющий ухо да слышит». Вы знаете, что это значит? А дальше, как этот стих звучит, как продолжается? «Что Дух говорит церквям». Книга Откровение, помните, как написана? Сначала семь церквей, потом семь печатей, потом семь труб, потом семь язв, великая борьба открывается в 12, 13, 14 главах, характер одной стороны и другой стороны открывается, в 13 главе характер сатаны и его воинства, в 14 главе характер Божий и Его воинства, затем идет описание того, как Господь будет судить мир, какой суд приготовлен отпавшим от истины, затем описание последних событий, пришествие Христа, суд один, суд второй и Новый Иерусалим. Вот Книга Откровение. Вспомнили? Семь церквей. И нельзя не заметить, вот этот припев одной церкви послание написал: «имеющий ухо да слышит, что дух говорит церквам». Следующее послание: «имеющий ухо да слышит, что дух говорит церквам». Вы наверное заметили, читая Книгу Откровение, что очень много параллелей у Книги Откровение со временем Илии пророка. Нет-нет и какой-то стих. «Смотри, там есть среди тебя, те кто ходит и связанные с учением Иезавели». (Откр.2:20) Чьё время? Илия пророк. Мы вспоминали, только что, огонь с неба. Какое время? Илия. Вот это домашнее задание: прочитайте Книгу Откровение, думая о времени Илии пророка, и вы увидите очень много параллелей с событиями, которые были во время Илии пророка. Этот пророк – особенный пророк. Библия его выделяет. Каким образом? Во-первых, он неожиданно появляется. Сама история этого пророка очень интересна. Обычно, если написано о каком-то пророке, сначала вступление. Откройте любую пророческую книгу, написано:

«И было слово Господне к Исайи». Он был из такого-то рода, он был сын такого-то».

Когда читаем историю Илии, он появляется в Книге Царств в 17 главе сразу, не было вступления, кто он такой, что… «И сказал Илия фесвитянин» (3Цар.17:1) Всё. И он уже говорит. Еще не написано было, что Господь призвал такого-то пророка, чтобы дать ему служение, как о других пророках в Библии написано, Илия появляется неожиданно, и это уже привлекает наше внимание. Потом в Библии, пророки другие говорят: «в духе и силе Илии придет» (Лк.1:17). И появляется Иоанн Креститель. О нем книжники говорят: «Это тот, о котором сказано, что придет в духе и силе Илии». Однажды ученики со Христом сходят с горы Преображения, помните? Когда там на горе явился Илия и Моисей, сходят с горы и ученики говорят:

Господи, а вот книжники говорят, что Илия должен прийти, он придет, не придет, это то, что мы видели сегодня, или что-то другое, имеется ввиду.

– Иисус говорит: да, это то, он пришел, между прочим, с ним поступили, как хотели, Иоанн креститель.

И потом, в другом месте Иисус говорит:

Это Иоанн Креститель. «Если хотите принять, Илия – это Иоанн Креститель». (Матф.11:14)

Прямо назвал, особый пророк Илия, которого Господь отмечает, и о котором много пророчеств, что он еще появится, ну, не он, ясно, пророки говорят, но он, по силе, по духу – он. Потом в Духе Пророчества мы читаем, что наступит еще одно время, и опять Илия пророк заговорит. Церковь так заговорит, в том же духе, и в той же силе. И Книга Откровение тоже на это обращает наше внимание на это – на Илию пророка. Очень интересно Книгу Откровение прочитать, думая только об Илие пророке, и о его времени, и вы увидите столько там намеков, столько параллелей в Книге Откровение, в том числе и вот эта фраза: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Потому что время Илии пророка было тесно связано с работой Духа Святого.

Смотрите, вы знаете образы, которые использует Библия для того, чтобы проиллюстрировать работу Святого Духа. Какие это образы? Огонь. Когда Дух Святой снизошел в день пятидесятницы, написано, что в виде языков пламени. Дух – это что еще? Ветер. «Дух дышит где хочет». Иисус говорил с Никодимом, «ты голос его слышишь и не видишь, но видишь результат». (Иоан.3:8) Еще Дух Святой с чем символизируется у пророков в Библии везде? Иллюстрация какая о работе Духа Святого? Масло. Это Дух Святой. Ещё? Вода. Дождь. Дождь ранний и поздний. Написано: это был ранний дождь, будет и поздний дождь. И пророки пророчествуют, говорят: «орошу землю и будут пророчествовать сыны ваши, и дочери ваши» (Иоиль 2:28). Вы вспомните, если вы возьмете Библию и поищите все эти стихи, вы увидите сколько там написано о работе Духа Святого, и именно, многое из этого связано с временем Илии. Запомнили все эти символы Духа Святого? А теперь смотрите.

Появляется Илия, и первое, что он Ахаву говорит: «дождя не будет, разве, что по слову моему, три года с половиной».

«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». (3Цар.17:1)

Вы знаете, Библия так красиво написана, что каждое слово имеет свое место и важное значение. «Дождя не будет. Разве только по слову моему. Ни раннего, ни позднего не будет». А в то время земледельцы, для них это было очень важно. Ранний дождь в Палестине – это было как часы. Человек посеял, и Господь включает дождь. Это так работало четко всегда. Во время назначено смело, с верою засеивали свои поля, и как только они закончили работу, Господь дождь посылает. Об этом Он говорил им. Говорит:

– Я вас введу в такую землю, это не то, что Египет, там вы ногами вашими…

Видимо, какие-то приспособления у них были, орошали поля, видимо какие-то насосы были, что они качали ногами, орошали поля. Потому что там была река Нил и поля, а остальное пустыня. Всё вокруг Нила, если кто-то успел захватить это место, всё, он имеет что кушать, он может прокормить семью. А Господь говорит:

– Я вас выведу из этой страны. Это не хорошая страна. Я вам дам лучше. В этой стране течет молоко и мед, там дождь вовремя идет, ранний и поздний. Вы только посеете, Я буду следить за вашей работой, сразу вам дождь. Как только нужно, чтобы созрел плод, Я тут же вам дождь, это будет поздний дождь. Как вам нравится? Нравится. Идем? Идем. Пошли. Но одно условие. Если вы будете строго Мои законы соблюдать, и Я буду свою часть строго выполнять. Если вы не будете выполнять законы, которые Я вам даю, придется выключить дождь, и тогда вы вспомните обо Мне.

Приходит Илия, говорит:

– Дождя не будет три года с половиной, разве только по слову моему.

Идет Илия, Господь его посылает тут же.

– Иди к вдове, она там собирает дрова. Иди, она тебя будет кормить.

Приходит туда, что она говорит?

– У меня есть тут мука и масло. (3Цар.17 глава)

Помните масло? Потом Елисей появится и опять масло. Время Илии и Елисея – масло! Почему? Господь эти иллюстрации дает для того, чтобы нас потом научить читать. Вы знаете, как учатся читать дети в школе? Сначала буквы, потом: «Мама. Мыла. Раму». Они еще мало что могут вам прочитать и рассказать, но идет подготовка. Готовит учитель основу для того, чтобы они потом могли читать книги. Потом предложения начинают разбирать.

– Ну, что получается?

А потом говорит:

– Но теперь Книга Откровение. Ну, как вам нравится?

Читает, все понимает, и все получается. Вот так Библия написана. Говорит Господь:

– Вот Илия придет. Вы внимательно слушайте эту историю, что там происходит, дождя не будет, масло будет, по слову Илии всё будет.

Потом Елисей появляется, ученик Илии. Илия говорит:

Проси, что хочешь.

– А он говорит: мне все нравится, но больше всего нравится – Дух. Дух хочу вдвойне. Вдвойне Дух хочу! (4Цар.2:9)

Илия говорит: это очень трудно. Знаешь, внешне мы можем тут организовать всё, чтоб ты выглядел как я, чтоб ты ходил как я, даже можешь интонацию мою повторить.

Знаете, Елена Уайт говорит на эту тему, что «не становитесь тенью другого человека». {СИ 498.5} Не старайтесь его копировать, потому что Господь имеет такие возможности для вас, если бы каждый был личностью, если бы каждый открылся для влияния Духа Святого, все были бы талантливые, удивительные люди. Не старайтесь идти за человеком, идите за Господом.

– Илия говорит: знаешь, Елисей, если бы внешней стороны касалось, ну, мы бы тут постарались, позанимались, и у тебя бы получилось примерно так, как я. Но ты «трудного просишь». Ты понял в чем суть? Дело не в моей походке, не в моей одежде.

Хотя Илия отличался одеждой. Вы помните? Когда Иоанн Креститель пришел, сразу его узнали, говорят: «А это Илия». Почему? Потому что одежда такая. Это тоже имеет значение, это тоже важно и нужно иногда, но не это главное, главное – суть. Если ты скопируешь внешнюю сторону, а там пусто внутри, то «медь звенящая, кимвал звучащий». (1Кор.13:1) Дух важно.

– Елисей говорит: я хочу вдвойне, я хочу эту силу, и этот дух вдвойне.

– Илия говорит: можно, если увидишь огонь и колесницу.

Но он так не сказал, но это имелось в виду. «Если увидишь, как я был взят». И как он был взят? В чём? Огонь и ветер. В вихре, в огненной колеснице. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11)

Понимаете, вся история Илии, если так внимательно читаешь, вы все там увидите. Книгу Откровение открываешь, и все эти моменты Книга Откровение нет-нет и повторяет.

– Я помню там Иезавель, беззаконие творила, Я имею против нее много» (Откр.2:20), говорит Господь. Там огонь с неба низведут, помните это. Дух говорит церквам. Я так хотел бы, чтобы вы это услышали, не все услышат. Я так хотел бы, чтобы вы это услышали.

Понимаете, вся Книга Откровение, потому она трудно понимаема, что она не написана для людей, которые еще не знают Библии, и потому очень трудно даже уследить за вот этим ходом событий. Кажется и оттуда и оттуда, и оттуда немного как выхватывает что-то, но для человека, перед которым эти ветхозаветные истории и картины знакомы, ему достаточно двух слов. «А это Илия». Потом о духе. «Это же Елисей просил вдвойне». И Господь таким образом, говорит:

– Иоанн, хочешь Я покажу тебе откровение. Оживет история прошлая для тебя, когда Я это все покажу, когда дух заговорит.

Ещё одно о Духе Святом, как он действует. Смотрите, что произошло с учениками, когда они после воскресения Господа остались одни, когда Господь вознёсся. Они остаются одни. Иисус им сказал:

– Ждите меня. Ждите меня, Я вернусь, но прежде всего, ждите еще одно событие должно произойти. Я вас не оставлю сиротами. Ждите, пока не получите силу свыше, пока Дух Святой не придет вместо Меня, и не напомнит вам все, что Я говорил вам. (Иоан.16 глава, Деян.1 глава)

И смотрите, что происходит? Господь говорит:

– Сидите вместе и ждите.

– Может что-то делать?

– Сидите вместе и ждите.

– Сколько ждать? Так работа! Нивы побелели, есть работа.

– Нет! Сидите и ждите.

Для нас трудно это понять, но Господь не торопится. Это не сатана. Сатана без выходных, и все второпях. Есть одно интересное, на молдавском выражение «страки». Вот это сатана, его метод работы. Мне так нравится, есть такие выражения, которые невозможно перевести. Это его метод работы, он суетится, он переживает, он так кажется, что он уверен, но он не уверен, потому что он знает, что ему немного осталось времени. Но при том, что у него опыт большой, обольщать он сможет многих неуверенных, и слабых сможет увлечь. Он постарается и сильных, но Господь для сильных… Сильные – это не физически сильные, сильные это, которые сильные в вере, которые скажут: «Господи, мы слабые, мы без Тебя никуда, Ты нас храни, Ты нас охраняй, оберегай, Ты нас научи, потому что я ничего не знаю, я буду читать, пока не научусь». Открытые люди, и вот, эти только выживут. Сильные, как раз будут введены в заблуждение, те, кто полагаются на себя. Господь говорит ученикам:

– Вы находитесь вместе, и ждите.

Чем они там занимались, когда 10 дней находились вместе, вы представляете себе, что там происходило, когда они были вместе и ждали излития Духа Святого? Петр, Иоанн, Иаков – они три с половиной года были со Христом. И помните, как эти три с половиной года прошли? Я уже не говорю о том, что три с половиной года, три с половиной года, три с половиной года дождя нет. Красивые моменты! Господь специально эти моменты расставил красивые в Священном Писании, чтобы как звонок напоминало нам – это уже было, я уже это где-то слышал. Три с половиной года ученики ходили со Христом, и ничего не произошло. В последние дни уже Иисус говорит:

– Идем в Иерусалим. Там Меня должны повязать, убить, и Я на третий день воскресну.

– Петр его приглашает в сторону, говорит: Господи, мне не нравится, что Ты говоришь. Это что за разговоры такие? Ты, Ты– Мессия! Чтоб я в последний раз от Тебя это слышал!

И Господь вынужден был Петру очень прямо сказать:

Отойди от меня сатана. (Матф.16:23)

Как Господу было смотреть на этих учеников! Однажды они идут – отстали. Спорят там, даже ругаются. Иисус потом говорит:

– Вы, там отстав, о чем вы там говорили?

Они промолчали, они понимали, что не то делают. Но вы представляете, Иисус, великий Учитель, как много было у Него учеников! Представляете, сколько Он крестил? Миссионер, давайте, или пастор, как он выглядит? Что бы вы сделали? Какой у него результат был? Скажете 70 и 12, да? Нет, 70 ушло. А Он потом говорит:

– А вы не хотите уйти? Можете и вы уйти.

Интересный метод у Него! 12 все-таки сохранил? Сохранил? А посмотрите, что из этих 12, что там происходит. Его схватили в Гефсимании и повели, кто с ним пошел? Где 12? Иуда предал, уже осталось 11. Где остальные? Все разбежались. Остался Иоанн и Петр. Идут дальше. Следующий будет Петр. Иоанн выдержит до конца. Но знаете, почему Иоанн выдержал до конца? Во двор первосвященнический – Петр не смог туда войти. Это его Иоанн туда провёл, не всех пускали туда. Но приходит Иоанн, тот кто у ворот там, говорит:

– А, ты проходи.

Знакомый был.

– А этот – кто такой?

–А это со мной.

–А, ну, с тобой, да? Уважаем. Проходи.

И Петра пустили так. А знаете, почему Иоанн туда попал? Он был зилотом. Помните, зилот? Зилоты – это была партия, если перевести на наш понятный язык, это были революционеры, если хотите еще более понятно – это террористы. Да! А вы думаете, почему именно Иоанн возвращается с миссионерского путешествия, когда Иисус послал их на миссионерскую работу по двое, возвращается Иоанн, Иисус спрашивает:

– Как дела у вас? Как приняли вас? Вы проповедовали там, исцеляли там?

Да! Ученики рассказывают: мы так рады, даже бесы повинуются. Очень хорошо, здорово! Такие опыты у нас. Рассказывают опыты.

– Иоанн говорит: Господи, там мне одно не понравилось. Не приняли нас в одной деревне, в одном селе. Как Ты думаешь, может быть взорвать. Огонь с неба может низвести?

Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк.9:54)

Илия, Откровение. Почему Иоанн? Почему их называли «сыновья громовы», Иоанна и Иакова? Знаете, почему? Потому что с зилотами у первосвященника, и у священников, а первосвященник и священники они были саддукеями. У саддукеев и зилотов был тайный сговор – союз. На людях они не имеет ничего общего. Зилоты – это бандиты, это революционеры, потому что начальству саддукеям надо перед римлянами выглядеть лояльно, преданными, потому что римляне правят и саддукеи говорят: «Мы уважаем вашу власть». На самом деле они их ненавидели. Но это нельзя было нельзя. Нельзя было это все вслух говорить. Они в душе ненавидели, а делали вид, что они их любят, и жить без них не могут, но спонсировали террористов, зилотов, поддерживали с ними связь. Саддукеи были богатыми людьми. На случай, если создастся удобная ситуация, эти взорвут всё, и мы будем свободны. Время от времени, появлялись мессии среди зилотов. Один увел 400 человек куда-то, это всё зилоты, другой, восстание где-то поднял. И потому, когда Иоанн туда заходил, он был свой человек, первосвященник знал его.

– А Петр кто?

– Он тоже со мной.

Почему я это все рассказываю, чтоб вы увидели, что в конце концов, какой контингент, кто остался в церкви, скажем так. Да? Это первая церковь? Христос создает церковь. Кто остался? Кажется Иоанн остался, но очень сомнительный ученик на фоне всего. Петр отрекся. Ну, Иисус говорит, после воскресения собрал всех, говорит:

– Я ухожу к Отцу Моему, но не оставляю вас одних. Ждите. Ждите, Дух Святой придет и напомнит вам все, что Я говорил.

– Зачем нам напоминать? Мы же это все слышали, мы все знаем, и так помним, не так много времени прошло. Три с половиной года мы были вместе.

Прошло сколько? 40 дней после распятия воскресения, 10 дней еще пройдет до пятидесятницы. 10 дней они находятся вместе, единодушны. Но что они делают? Во-первых, вспомните хотя бы того же Петра. Петр отрекся от Иисуса, они не были готовы к тому, что Иисус воскреснет, но теперь Петр встретился с Иисусом. Вы помните? Фома встретился с Иисусом? Фома говорит:

– Я не поверю. Такого быть не может! Пока не вложу персты мои. (Иоан.20:25)

Они были шокированы, они были несколько раз шокированы. Во-первых, они не ожидали, что Иисуса убьют, потом они не ожидали, что Иисус воскреснет. А это событие – это непростое событие. Они в субботу прятались от страха, а в воскресение они не знали, что делать. Радоваться, верить, не верить, они щипали себя, чтобы проснуться, это правда или неправда. Но Иисус терпеливо 40 дней с ними встречался. Потом они еще раз в шоке были. Они видели, как Иисус поднимался на облако, и помните, как их ангелы, в каком положении их застали:

– Мужи Галилейские! Что с вами? Проснитесь. Сей Иисус, что вы смотрите, куда Он ушел? Он придет таким же образом. Он вернется. Идите, и как Он вам говорил, ждите, Дух Святой напомнит. (Деян.1 глава)

Теперь они сидят. О чем они будут думать, о чем они будут говорить? Представляете? Сидят, сидят, Петр говорит:

– Иоанн, помнишь Иисус говорил: «разрушьте храм сей…», а мы думали какой храм? А Он что имел в виду? «А Я в три дня воздвигну». Какими мы были слепыми!

– Другой ученик говорит: помните, Он говорил: «блажен, кто будет пить кровь мою и есть плоть мою». Тогда 70 ушло, мы вообще не понимали о чем речь, что Он такое говорит.

Помните тех двух, которые шли в Еммаус? Помните, что они говорили?

– Куда мы смотрели? О чем мы думали? Не горело ли сердце? (Лк.24:32) Он говорил так ясно и понятно, а мы ничего не поняли!

Понимаете, чем они занимались 10 дней. Что они делали? То, что они видели, то, что они слышали, но не понимали, потому что они не имели еще опыта нужного, они не понимали, но когда это все произошло, одно потрясение, второе потрясение, и третье потрясение, когда Иисус вознесся, они проснулись. Они говорят: «Вот оказывается! Откровение начинается!» И время от времени. Я так представляю эти 10 дней. Они молились, они вместе были, а время от времени кто-то вскакивал, говорил:

– Ты понимаешь, что Он имел ввиду, когда Он вот это говорил!

10 дней, и тогда Господь говорит:

– Вы теперь открыты, теперь Я начинаю совершать великие дела. Вы готовы учиться. Вы тогда не готовы были учиться. Теперь вы готовы учиться, вы выросли. Петр, ты вырос!

Мне так хочется вернуться еще к этим событиям, потому что там много интересных есть моментов, но нам нужно увидеть Книгу Откровение. Понимаете, как она построена Книга Откровение? А теперь, «что Дух говорит церквам. Кто имеет уши слышать, да слышит». Вы понимаете, как только можно понять то, что Дух говорит в этой книге последней церкви. Быть очень открытым, быть очень внимательным. А почему это так важно, когда вот эта фраза звучит, настойчиво звучит, как припев повторяется? Вы знаете, какую историю я вспоминаю, так как Илия там очень часто фигурирует, Дух Святой. В истории Илии произошло потрясение, очень интересный перелом в его жизни произошёл. Помните, он был на горе, огонь снизошел с неба, он победил, Господь явил Свою силу, были убиты пророки Вааловы, около 1000 человек пророков было убито, и он возвращался оттуда с победой, но когда он проснулся на следующее утро, он так пусто себя почувствовал, на душе так пусто было и страшно. Он подумал о Иезавели и испугался, и убежал. Господь понимал своего пророка. Он был человеком Илия. Так написано, помните? «Илия был человек, подобный нам» (Иак.5:17). Знаете, почему эти слова написаны? Потому что, мы можем быть как он. И он убежал. Господь его находит там, куда он убежал. Мы бы, наверное, на месте Бога, что бы сказали?

– Илия, слушай, я тебя не узнаю! Ты таким был там сильным человеком, ты не боялся 1000 человек пророков, и много тысяч собралось людей, они готовы были тебя растерзать, если бы огонь с неба не снизошёл. Но ты не боялся их, и явил свою силу. И теперь после этой победы, ты сбежал, ты испугался того, что там Иезавель где-то далеко пригрозила. Ты что, забыл все опыты! Илия, а, ну, проснись, ты что, иди работай!

Но Бог не так поступает. Господь приходит: ни слова, говорит:

– На, поешь. (3Цар.19:5)

Потом?

– Ложись спать.

– Слушай, может быть ему уже лекцию прочитать?

– Нет. Пусть мой пророк поспит.

Проснулся?

– Постель тебе, пожалуйста. Поешь.

– Поел? Давай спать.

Как вам это нравится? И ни слова упрека.

– Мой пророк, он устал.

Встаёт Илия, говорит:

– Господи, я хочу смерти. Я больше не хочу, я больше не могу, и уволь меня, всё, я больше не могу. Я хочу смерти. (3Цар.19:4)

– Илия, ты уверен, что ты хочешь смерти? Ты хочешь смерти? Так, а что же ты сбежал? Иезавель это все устроит. Ты что сбежал? Ты не хочешь смерти. Илия, вставай!

Илия опять побежал. Знаете, куда он побежит? Куда он побежал? Куда?

«И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней». (3Цар.19:8-9)

К горе какой-то. Хорив . А это что за гора? Почему он туда побежал? Это Синай. Хорив – это Синай. Одна и та же гора по разному называется, два названия. Он побежал на Синай, к горе Божьей Хорив. Читайте, Моисей подошел к горе Божьей Хорив или другое название – Синай. Почему он туда именно побежал? Вы знаете, что произошло на горе Синай? Господь дал закон. Было три праздника у евреев. Знаете, что это за праздники? Пасха, Пятидесятница, Кущи. Каждый из этих праздников о чем-то напоминал, на что-то указывал. Пасха – освобождение. Заметьте, что Пятидесятница – праздник Духа Святого. Но Пятидесятница была в Ветхом Завете, первая Пятидесятница была Закон Божий на Синае. Это особая тема. Тогда, когда Господь давал свой Закон на Синае, это был тот день, который потом стал у евреев праздником пятидесятницы, это первая была пятидесятница, и она указывала на излитие Духа Святого. То был праздник Духа Святого и закона. Праздник Пасхи – это праздник освобождения. Праздник пятидесятницы – это праздник закона, закона в первую очередь. И праздник Кущи – это праздник возвращение в Ханаан, прихода в Ханаан, это конец странствования по пустыне. Приходит туда к Синаю Илия, и там опыт. Интересный опыт, который не всегда до конца понятен, потому что написано, так кратко там написано:

«И прошел ветер, прошёл огонь и землетрясение» (3Цар.19:11).

А что это за проявление, они были когда-то на горе Синай, когда Бог давал закон? Бог понимал своего пророка. Этот пророк почувствовал пустоту, он почувствовал одиночество, он почувствовал страх, и он бежал к Богу. Знаете, это ностальгия у него включилась, потому что он помнил историю своего народа. Понимаете, он болел за свой народ, он видел беззаконие, что они отступили от Господа. Он старался возвратить их к Богу живому, но он продемонстрировал Божью силу, Бог ответил на его молитву, были убиты все пророки, а Иезавель после этого, все равно говорит: «я его убью». И он понял, что мало что изменилось, и так же народ боится Иезавели, несмотря на то, что они видели силу Божью, и он понял, что ничего в этой церкви не поменялось, и он говорит:

– Господи, что я сделал? Ничего. Я хочу к Тебе. Как когда-то было хорошо, Ты Сам учил свой народ, Ты открывал Свой закон, ты вёл Сам нас, мы шли за Тобой, куда бы Ты не пошел. Я хочу к Тебе.

И он побежал. А где? К Тебе. Синай.

– Господи, я хочу пережить то, что мои отцы пережили.

– Господь говорит: Я тебя очень хорошо понимаю. Слушай внимательно.

И устроил ему землетрясение, огонь, ветер, который скалы переворачивал, так там написано. «Разрушающий, сокрушающий скалы» ветер. Илия стоял и говорит:

– Нет, Господи, это не то, что я понимаю, что это Твои действия, не похоже на Тебя. Ты не такой. Я думал, что я почувствую что-то особое, в этом я не чувствую Твое присутствие.

И тогда написано, что он почувствовал легкое дуновение ветра, едва уловимое. (3Цар.19:12) И тогда он говорит:

– Господи, это Ты. Я понял.

Знаете, что Господь хотел Илие показать? Вообще-то, вот этот народ, который Господь вывел из Египта, он трудно очень слышал, очень туго доходило до них. Их надо было сильно потрясти, чтобы они проснулись. Они были рабами, они были неверующими людьми, они не праздновали субботу, они ели все подряд, они поклонялись всему подряд, это были неверующие люди. Вы понимаете, что они были рабами. Они работали без выходных. Они проснулись, глаза протёрли, уже кирпичи делают. Кушать, работать, закончилась работа поздно, уже темно, они еле доползли до своего угла, где упали, и наверное, не раздевались и не мылись. Потому Господь их выводит и говорит:

– Надо нам научиться элементарным вещам. Будете мыться теперь. Выходной.

– Как выходной у нас? О, я теперь пойду работать, я теперь уже на себя работаю, мне нельзя выходные, мне надо побольше заработать.

– Господь говорит: таких убить надо.

Раньше нас убивали за выходные, а сейчас убивают за работу. Интересный Господь.

Господь вывел народ свой такой, но трудно до них доходило, и Моисей говорит им:

– У нашего Бога не так, у нас другие порядки. Вы должны вот так, и так поступать.

Они непослушные, они выходят:

– Да, ну, Моисей. Оставь, мы свободный народ. Мы теперь уже свободны. Ты что? Мы так долго этой свободы ждали! Ты нас какими-то бременами тут. Нет! Не надо нас учить.

И тогда Господь собрал их, и землетрясение. (Исх.19 глава)

– Господи, мы поняли. Моисей, больше мы не будем. Ты говори с Богом, нам передашь, мы будем слушаться, все нормально. Нам такие эксперименты не нужны больше.

И что? Бог говорит:

– Я хотел бы с вами разговаривать. Ну, ладно, если вы Меня боитесь, буду через Моисея. Но будете послушны?

– Будем.

– Хорошо. Будете послушны? Мне не придется повторять землетрясение?

– Нет, Господи, всё, что сказал, выполним.

Проходит немного времени, Богу пришлось повторить землетрясение, потому что надо спрятать этих – Корея, Дафана и Авирона.

Но Господь говорит:

– Мне так не нравится такой разговор на повышенных тонах. Я хочу с вами жить. Потому, чтобы нам не кричать далеко, Я к вам пришел, и буду ходить с вами.

Если вы слышите, что муж с женой кричат, что вы думаете? У них какие отношения? А если вы видите, они почти не говорят, там едва уловимые взгляды, и они друг друга понимают, даже без слов. О чём это говорит? Господь говорит:

– Вы понимаете, Я хочу вот так с вами разговаривать, чтобы мне даже говорить не пришлось, чтобы закон этот был уже в вашем сердце. Сделаем для начала, вы напишете на камне, чтоб не забыть, на одежде, на косяках дверей, напишите, чтобы это выучить. Ну, Я жду, не дождусь того времени, когда Мне не надо будет вам напоминать. Вы будете жить, потому что это нормально. Вы будете умываться, потому что вы культурные люди, вы будете знать, когда работать, когда отдыхать.

И Господь говорит:

– Вообще-то, это вынужденная мера, Мне с вами так разговаривать. Я хочу тихо разговаривать. В начале мы говорили с вами, ну, потому что вы не слышали и даже Меня не замечали, а теперь, когда вы уже знаете, что Я есть, тогда Я надеюсь, что Я больше кричать не буду, мы будем говорить тихо. Илия, ты понял урок? Вот как Я люблю разговаривать со Своими детьми. Вот какие отношения Я хочу построить с вами. Илия, ты понял? Я закричал на Синае, Я закричал на Кармиле, Я больше кричать не буду. Кто хочет слышать, услышит.

И потом приходит Христос, и написано о Христе, пророк Исайя напишет:

Голоса не повысит, не услышат его на улице, трости надломленной не переломит. (Матф.12:20)

Он очень аккуратный в отношениях с людьми. Он добрый пастырь. Он не врывается силой в дом. Откровение читаете:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, к тому войду, если захочет, буду говорить. (Откр.3:20)

Как вам нравится Бог, которого Книга Откровение открывает? Господь говорит:

– Всё, мы подходим к заключительному моменту истории земли. Я тренируюсь с нашей церковью, это заключительная репетиция, перед тем, как мы войдем в Новый Иерусалим. В Новом Иерусалиме мы кричать не будем, на Новой Земле мы ругаться не будем, дрыгать ногами не будем, роптать не будем, туда такие не войдут. Потому, Я разговариваю уже так, как будто мы уже там с вами. И кто услышит, значит это те люди, которые способны и там слышать. Кто не услышит, значит это те люди, которые, с ними и кричи, и греми, и огонь с неба низводи, это их никак не возьмет, и они не покаются, и ничего не произойдет.

Вы понимаете, что значит Книга Откровение? «Что Дух говорит церквам». Это как припев.