В предыдущей статье мы начали изучать принципы исследования и предназначение Библии. И был там у нас с вами на рассмотрении такой библейский текст: «Всё Писание богодухновенно…» 2Тим. 3:16. И вот это слово в нём очень важное — «богодухновенно», а в оригинале, как Павел сам написал «теопнеустос» — вот это слово, это понятие мы сегодня будем исследовать более подробно.

Что же означает это слово? – «Всё Писание богодухновенно». Не «богонаписано» — то есть не Бог Сам лично Своей рукой написал (хотя есть один важный текст, который Сам Бог, Своей рукой написал, но это только один текст, есть такой). И не «богопродиктовано» то есть не диктовал Бог, и не было такого как бы секретаря, который слово в слово писал. Написано «богодухновенно». То есть, ВДОХНОВЛЕНО Богом.

Что такое вдохновение, наверное, понимают все, а не одни только творческие работники домов культуры. Думаю, каждый это самое вдохновение испытывал и имеет собственный опыт. Но вот как теперь это наше понимание применить к сегодняшней нашей теме? Как проходил сам процесс создания текстов Библии? Попробуем разрешить эти вопросы.

Что такое Библия, мы уже разобрались и понимаем, что Библия это книга от Бога, это книга данная Богом. На обложке Библии, там, где выше названия на всех обычных книгах написано имя автора, на Библии не написано ничего. Этот факт наводит на мысль, что автор Библии – Бог. И это верно. Но в любом современном издании Библии есть содержание. И изучение содержания даёт нам также понимание и второй части истины. Мы видим «Книга Моисея». «Книга пророка Исаии», «Евангелие от Матфея», «Откровение Иоанна…» После прочтения этих названий становится ясно, что писали Библию всё-таки люди. Пророки.

Кто такой пророк тоже, наверное, понятно. Это человек, имеющий прямое, непосредственное общение с Богом и передающий людям вести и откровения Всевышнего. Сам пророк общается с Богом напрямую, как говорится – лицом к лицу. Вот как об этом написано в Библии:

И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; (Числа 12:6) В Библии есть множество живых и интересных сцен и описания этих самых видений пророков. Есть множество свидетельств о том, как конкретно Бог общался со своими служителями. Однако никогда эти видения, эти слова, эти истины не передавались пророкам только лишь для собственной их нужды в общении или удовлетворения простого праздного любопытства пророка. Всё что Бог говорит пророкам, Он говорит для того, чтобы пророки передали эту информацию всем окружающим. Или в каких-то исключительных случаях, конфиденциально, некоторым людям. Какому нибудь важному государственному деятелю или чиновнику… Вот одно яркое библейское свидетельство по этому поводу:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. Исход 3:1-12.

Это один из ярких, показательных эпизодов — общение Бога и Его пророка. Очень важная встреча, сопровождающаяся чудесными знамениями. И разговор заканчивается на том, что пророк должен был идти к людям и передать им слова и повеления Божьи. С этим вроде всё понятно. Но пока не совсем понятно другое — как конкретно создавался текст Библии, я разумею – слова, предложения, фразы. Конкретные слова, словосочетания, предложения… Почему именно так сказано а не иначе. Конкретно – текст библейский Сам Бог создал, подобрал конкретные слова, составил предложения, и написал Сам, или продиктовал пророкам? Или как то по-другому всё происходило? Это очень важный вопрос.

И вот сейчас самое время рассмотреть две теории вдохновения, которые культивируются в богословской среде. Это теория вербальной инспирации и теория личностной инспирации. Само слово «инспирация» и есть «вдохновение», только на латыни. Богословы называют пророков – знаете как? ИНСПИРИРОВАННЫЕ ПИСАТЕЛИ! Ну а все остальные, соответственно «неинспирированные»…

Так вот. Теория вербальной инспирации, или как ещё говорят – теория диктовки, предполагает, что пророк записывал то, что ему говорил Бог, слово в слово, как школьный диктант. В общем то, примеры такого способа передачи вестей мы тоже можем найти в Библии.

Вот повеление, которое получил однажды Моисей:

«и напиши на камнях сих все слова закона сего, когда перейдешь Иордан, чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих» (Втор. 27:3).

Вот ещё похожее повеление, полученное Иеремией:

«так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» Иер. 30:2

Однако, даже и эти примеры не свидетельствуют в пользу теории диктовки. Пророки должны были написать скорее даже не диктант, а изложение. Да ещё по памяти – ведь повеление предполагало тот факт, что пророк должен был зафиксировать слова Божьи сказанные раньше, возможно за много дней до получения данного повеления. При этом и текст обычно был достаточно объёмный. Кроме того, само повеление не содержит упоминания о том чтобы пророк как следует запомнил все слова, что называется «слово в слово», и так же слово в слово записал. Кроме того, надо заметить, что описываемые два примера вообще не характерны для всего процесса передачи божественных откровений. Эти примеры скорее исключение, чем правило. Если мы будем читать Библию не торопясь, с учётом наших сегодняшних размышлений, обращая внимание на то, как конкретно происходило создание священных текстов, мы обязательно увидим и оценим другой способ передачи вестей. Бог рассказывал, показывал, объяснял истину, или весть своему пророку. При этом пророк ничего не записывал, а только смотрел и слушал. И иногда даже доходило до того, что уже не мог смотреть и слушать – вспомните 10 главу Даниила… Но всё же несмотря ни на что пророки пытались понять. Пытались, что называется пропустить через себя. Вспомните того же Даниила после видения 8-й главы его книги – он так и пишет «я изумлен был видением сим и не понимал его» и даже
«изнемог, и болел несколько дней». И после этого в 9 главе описана молитва Даниила – молитва произнесённая по причине того, что пророк не понимает видения но очень хочет его понять и усвоить.

Вот оно это очень хорошее русское слово, часто применяемое в педагогике – усвоить! То есть «сделать своим». Осмыслить и понять. Осмыслить и понять настолько хорошо, чтобы потом уже можно было передавать самому, СВОИМИ СЛОВАМИ но настолько точно, чтобы исключить риск искажения истины. Вот это и есть вторая теория инспирации, называемая «теория личностной инспирации». Слова Бога и вдохновение от Бога пропущенное через личное восприятие пророка. Именно так создано большинство текстов Библии.

Однако здесь сам собой напрашивается следующий вопрос: если всё так и есть, как тут написано, то получается что пророк, или как мы ещё говорили, «инспирированный писатель», приобретал особые свойства разума и личности, становился, чуть ли не святым и непогрешимым? И все, что он говорил (в том числе и дома на кухне) было богодухновенно? Или мы тут снова что то не так понимаем?

Для того, чтобы лучше понять эту грань истины, нужно снова обратиться к Библии и рассмотреть ещё один текст, а именно, 2 Петра 1:21. Вот этот текст: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Здесь апостол Пётр снова говорит об инспирированных писателях, святых Божьих служителях. И в конце текста мысль о божественном вдохновении звучит особенно ясно и конкретно. Однако синодальный перевод в этом месте не даёт нам полного понимания текста. Потому что при всей своей похожести, русский язык и греческий всё-таки отличаются друг от друга, хотя бы по семантике словарного состава – это уже для следующей статьи материал говорится… Так вот, чтобы понять сказанное Петром до конца, лучше всё таки в данном случае обратиться к тексту, написанному на языке оригинала и внимательно проанализировать слова, которые употребил сам Пётр в их исходном значении со всей их самобытной семантикой.

Окончание исследуемого нами текста, в Синодальном переводе звучит так: будучи движимы Духом Святым.

Так вот, Синодальный перевод не даёт нам конкретного ответа на вопрос – пророки всегда были движимы Духом Святым или периодически, время от времени – по выбору Самого Святого Духа? Или по выбору пророка? Этот конкретный ответ содержится в тексте оригинала, но при переводе исчезает.

Интересующий нас кусок текста на языке оригинала в кириллической транскрипции звучит так: «хюпо пневматос хагиу фероменой…». Вот это самое слово «фероменой», оно нам сейчас и поможет разобраться. Происходит оно от слова «феро» что значит «носить». Причём, носить не постоянно, а время от времени, иногда. Лексикон Стронга даёт по этому тексту такую короткую, но очень конкретную и полезную ремарку: «феро» говорит о временном ношении, от случая к случаю, а «форео» указывает на каждодневное постоянное ношение. Это существенное замечание. Поскольку в нашем тексте используется именно слово «фероменой», происходящее от слова «феро» то так и получается, что не всякое слово пророка является богодухновенным но только те слова, которые произнесены или записаны в те времена когда Дух Святой непосредственно общался с пророком. А всё что пророк говорил на кухне, это уже, стало быть, за рамками… Так наверное и должно быть.

Однако если Библия создавалась в таком творческом сотрудничестве Святого Совершенного Бога и несовершенно, грешного человека, то естественно возникает и следующий вопрос – а где гарантии точности и непогрешимости? Можем ли мы быть уверены, что пророки правильно передали истину? То есть не о том речь, что пророк мог сознательно и злонамеренно внести искажения – верующий человек этого точно делать не будет. Речь о том, что человек мог элементарно не справиться с задачей в силу своего несовершенства. Попробуем и с этим разобраться.

Предлагаю к рассмотрению следующие соображения:

Обратите внимание на то, что Библия всё-таки достаточно объёмная книга. И многие истины в ней повторяются многократно. Именно это слово «многократно» использует Павел в начале своего послания к Евреям. Прочтите внимательно: «Бог многократно и многообразно говоривший отцам нашим в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» Ещё раз прочтите – «МНОГОКРАТНО И МНОГООБРАЗНО». Не только многократно, но ещё и в самых различных выражениях и образах. Это чтобы лучше было понятно. Для людей с самыми различными способами восприятия (люди все разные и у разных людей различные способы восприятия). Так вот, как говорится – чтобы и бабушки поняли и даже ослик понял… Посмотрите в Библии – ПЯТЬ книг Моисея… ЧЕТЫРЕ книги больших пророков и ДВЕНАДЦАТЬ книг малых… Потом ещё четыре книги царств и чтобы ещё понятней было, всё то же самое в двух книгах Паралипоменон повторяется. И текст десяти заповедей повторяется почти слово в слово (хотя почти да не совсем… но суть всё же одна) в книгах Исход 20 глава и в книге Второзаконие 5 глава. Зачем? Да вот чтобы и бабушки поняли и ослик тоже… И потом ещё в Новом Завете ЧЕТЫРЕ Евангелия – повествования о жизни и служении Господа Иисуса Христа. И послания апостолов. Сравните, например, послания Павла Ефесянам и Колоссянам… Вот поэтому МНОГОКРАТНО И МНОГООБРАЗНО. Чтобы уж точно не исказить истину монопольным влиянием одного автора и потом чтобы было точно понятно всем. Это одно.

И ещё. Есть такой текст: Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. Иеремия 1:12

Всякий верующий человек может рассказать массу опытов, когда Бог, так или иначе, управлял событиями его жизни, при помощи «случайных», «удачных» совпадений и даже чудесным образом. Разумеется, что создание Библии так же не обошлось без Божьего вмешательства. Тем более что Он нас в этом заверяет устами пророка Иеремии.

В связи с этим возникает следующий вопрос – а почему Бог решил донести Своё слово до людей именно таким способом – при посредничестве грешного, несовершенно человека? Причём при активном посредничестве, и даже скорее соавторстве – ведь финальный релиз текста принадлежал уже не столько Богу сколько человеку. Почему так?

Для того чтобы ответить, напомню ещё об одном посредничестве, описанном в Библии – это посредничество Христа в деле спасения человека. Святой и непорочный Сын Божий был воплощён в грешном человеке, рождён от грешной женщины естественным образом. Далее — был взращён и воспитан в среде грешных людей (не будучи причастен ко греху, однако), и по виду был как написано «как человек» а не как ангел… И до самого начала Своего служения не проявлял никаких особенных божественных свойств, не выдавая ничем Своего небесного происхождения. И затем в конце Своего служения был КАЗНЁН как самый последний преступник, не совершив тем не менее ни единого преступления. Как написано «и к злодеям причтён». Зачем? Апостол Павел отвечает: Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Евреям 2:17

Точно так же и Слово Божие – оно ведь написано хотя и Совершенным Святым и Непорочным, но для грешных и порочных людей. И для того, чтобы несовершенные и грешные лучше поняли Совершенного, самые мысли Совершенного облечены были в слова устами таких же как и мы несовершенных. Чтобы несовершенным лучше, удобнее было внимать и понимать.

Приведу пример. Лет пятнадцать назад проводил я занятия по программе помощи оставляющим вредные привычки – курение и пьянство. И, надо заметить что раньше, в прошлой своей безбожной жизни сам я так же был знаком с пьянящим действием спиртного, и выпивал хоть и нечасто, но помногу. Но именно этот факт моего собственного прошлого пьянства, как мне кажется, в немалой степени способствовал успешному проведению программы – я сам был живым свидетельством, имея преимущество более доходчиво объяснить пьющим все вопросы, связанные с выпивкой. Все, что на самом деле переживает человек до, во время и после употребления спиртного, все негативные последствия самовведения спиртосодержащих жидкостей я знал не понаслышке, потому и объяснить мог лучше чем если бы не имел таких, даже и негативных опытов в прошлом. Да вот и сейчас, имея собственный опыт публичных выступлений и практической работы с аудиторией, могу более уверенно размышлять и говорить о работе Бога и пророков в качестве публицистов и издателей Библии.

Точно так же и слово Божие – оно рождалось в сердце и разуме Святого и Всесильного. Но для того, чтобы немощные и грешные лучше понимали Святого и Всесильного, необходимо было иметь и посредника, или даже переводчика, в лице такого же немощного и грешного пророка. И поэтому кажущееся несовершенство писателя, оборачивается как раз совершенством! Всё что делает Бог, Он делает самым совершенным способом! Однако наверняка всё таки текст библейский проходил ещё и окончательную правку Бодрствующего над словом Своим!

Итак. Проводя исследования Библии необходимо учитывать особенности создания библейских текстов. Хотя Сам Бог является автором МЫСЛЕЙ, ИДЕЙ, ОБРАЗОВ, изложенных в священных текстах, эти мысли, идеи, образы облечены в слова при помощи немощных и ограниченных людей. С одной стороны мы можем полностью доверять библейским текстам в том плане, что их создатели имели преимущество и высказывались максимально понятно для людей несовершенных. С другой стороны, чтобы быть более уверенным в истине необходимо всесторонне и ПОЛНОСТЬЮ исследовать Библию. Не стоит делать окончательных выводов основываясь только на каком-то одном тексте или словосочетании. Для того, чтобы понять настоящую истину необходимо поднять и исследовать ВСЁ что говорит Библия по теме исследования. Учитывая то, что изрекали слово Божие хотя и святые но всё же человеки, и носимы были Духом не постоянно а время от времени. Помня также и о том, что ПОСТОЯННО И КРУГЛОСУТОЧНО Бодрствующий над словом Своим также вдохновляет и благословляет и нас, исследующих слово Его.