В прошлый раз мы обсуждали один основополагающий принцип библейских исследований, фундаментальный и даже системообразующий принцип – он звучит так «Библия и только Библия и ничего кроме Библии». И закончили мы помнится на том, что принцип который исследовали, мы его обосновали и раскрыли основную тему. Но вопросы остались. Хотелось бы сегодня пояснить некоторые детали, и, по крайней мере, на один вопрос ответить. Поэтому сегодня будет, наверное, не статья даже а просто заметка. После темы«Solo Scriptura» случается множество вопросов.  И один из вопросов обычно бывает такой – если «ничего кроме Библии» то получается, что кроме Библии если ничего, то как же Иосиф Флавий, или Джон Буньян? Как поступить с объёмным во всех отношениях Фомой Аквинским? Что Тертуллиан или тот же наш Вандеман – их что, всех в топку? Ну, так получается, если «ничего кроме Библии» то значит всех остальных утилизировать и забыть, как бы их и не было! Да? Нет? Попробуем разобраться. И начинать будем разумеется непосредственно с библейских текстов. Что говорит по этому поводу само Писание.

Наш семинар мы начали рассмотрением истории благомысленных Верийцев, (Деян. 17:11.) которые приняли слово из уст Апостолов, но, тем не менее, продолжали исследования на предмет соответствия. За что и были названы благомысленными. То есть Верийцы всё-таки не отвратили слух, но выслушали, а потом для верности уже и сверились. Выслушали слово из некоего НОВОГО для них источника – а именно, из уст Апостолов. А затем обратились к надёжному источнику – зачем? За проверкой! И что нашли? Нашли, что слово Апостолов соответствует и поэтому также заслуживает доверия.

Та же мысль звучит и в другом тексте из наследия Павла, который мы также рассматривали, я разумею 1 Фес. 5:21  Все испытывайте, хорошего держитесь. Здесь Павел также не отрицает существования каких-то иных источников духовного наставления кроме Библии, но говорит и том, что если высказывания соответствуют, то почему бы и нет?

Ещё один текст, Исаии 8:20  Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Ну, то есть если не говорят как слово, то лучше не слушать, а если всё-таки говорят – то опять же почему бы и нет? То есть здесь та же мысль заложена – если проверил и всё правильно – пользуйся!

А для чего? Если есть Библия, то для чего нам что-то ещё?

Здесь нам снова придётся вернуться к проблеме исторического контекста. Да! Мы снова должны признать что Библия достаточно древняя книга и нам уже непросто понять то что там написано, потому что написано во-первых давно а во-вторых в других странах, в другой культуре, да ещё проблемы перевода… Поэтому многие исследователи берутся за перо и пишут. По крайней мере, пытаются перевести библейские истины на современный язык мысли, доступный современному человеку. Впрочем, первые примеры такого служения есть и в самой Библии.

Вот читаем у Луки: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Лук. 1:4.

Здесь ничего не написано о том, что Лука сам лично получил откровение свыше или имел непосредственное личное общение с Господом Иисусом Христом. Лука получил информацию из «источников» «близких к…», причём возможно из многих разных источников. К счастью и к сожалению. Потому что видимо информация была хотя и не противоречивая но отрывочная и разрозненная – это тоже препятствует восприятию. И поэтому Лука как истинный служитель, принял решение упорядочить имеющуюся у него информацию, и изложить в доступной форме, для всех неизменно любящих Господа. Возможно именно поэтому книги Луки и вошли в канон – как пример служения ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, пусть «неинспирированного» но посвящённого, верного и способного обработать и систематизировать информацию. Способного грамотно и доступно изложить истину и донести до читателей в понятной форме, в строгом соответствии с истиной.

В этой связи возможно нам необходимо конкретизировать и ещё пояснить назначение Библии. На примерах из самой Библии мы увидели ещё одну грань из области предназначения Библии. Мы увидели, что к Библии обращаются как к контрольно-измерительному инструменту! Да именно так! Пройдём ещё раз приведённые выше примеры – Верийцы – они СВЕРЯЛИСЬ  с Библией! Исаия учит СВЕРЯТЬСЯ  с Библией! Тому же учит и Пётр, говоря: И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.  (2Петра 1:19). Таким образом, мы находим, что Библия фактически является МЕРИЛОМ, то есть, как я и сказал – контрольно-измерительным инструментом. Для определения истины и устранения лжи. Но, тем не менее, не исключает использование и других источников духовного знания и опыта.

Конечно, говоря о духовной литературе вообще, мы должны констатировать факт, что в Библии изложены все основополагающие учения, все значимые вести, всё самое важное, что передал Бог для человечества – всё это в Библии есть! Вся остальная духовная литература, она предназначена только для того, чтобы пересказать, изложить в более понятной форме, на современном языке слова и мысли. Но никаких принципиально новых откровений в произведениях небиблейских авторов, за рамками библейского текста, искать не стоит. Никаких новых законов, повелений, откровений, новых пророчеств, новых истин – не будет! Всё что есть, уже изложено в самой Библии.

Кроме того, в этой области есть и ещё один аспект. Библия это ведь не просто изложение теории богословия. И скорее даже совсем не теория и не книга доктрин. Это книга жизни! Это руководство к действию! Это практикум! И там ведь есть ещё такая вещь: что-то новое человеку открывается только тогда, когда он на практике овладеет пройденным материалом и закрепит полученные знания в своей реальной жизни. Христос так и будет стоять за дверьми, и ждать пока Лаодикийцы одумаются и сделают выбор. И ничего нового нам, Лаодикийцам, не откроет. И вся наша дерзкая самодеятельность в исследованиях обречена на провал, потому что разум наш закрыт нашим непослушанием. И какие бы вопросы и темы мы исследовали, — всё равно, сделаем большой круг и вернёмся к Лаодикийской вести, чтобы получить милость и ободрение, и поддержку от Господа в обетовании: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Откр.3:21.

И вот, поэтому – Лаодикийцы! Слушай сюда! Смело берём в руки Вандемана, или там, Аквинского, кому что больше импонирует, кладём перед собой. Справа кладём наш контрольно-измерительный инструмент – Библию. И начинаем активно штудировать этого Аквинского (или Вандемана…) только на каждом шагу, на каждом отрывке тщательно, тщательно сверяемся с Библией – А ТОЧНО ЛИ ЭТО ТАК?!! И уж если всё точно так, и с Библией сходится и не противоречит, то уже можно тогда и верить и в жизни применять, как этот Аквинский (или там, Вандеман, опять же) глаголет.

А если не так говорит этот Аквинский, или там какой нибудь Марк Финли, тогда уже сами решайте, куда его отправить…

Итак, сегодня мы снова вернулись к некоторым вопросам, которые рассматривали раньше. Сегодня у нас снова были и «Solo Scriptura», и законы контекста, и предназначение Библии. Всё для того, чтобы лишний раз утвердиться в истине. Слово Божие Библия есть единственное богодухновенное мерило истины, единственный источник Божьего откровения. Тем не менее множество текстов духовного содержания, за рамками Библии, может принести нам большую пользу и способствовать нашему возрастанию в вере ко спасению.