Продолжим разговор о Библии, о её происхождении, о содержании, о некоторых особенностях создания библейского текста. И вот, говоря об этих самых особенностях создания библейского текста, мы должны обратить внимание ещё на некоторые факты, которые имеют место быть, но о которых возможно раньше, как-то вот не задумывались. В прошлой статье мы немного коснулись одной темы, которую сегодня хотелось бы рассмотреть немного подробнее. Эта тема обозначена в заголовке статьи и для фанатов звучит дерзко и даже вызывающе. Многим радикально настроенным исследователям трудно представить себе как это так – в Библии есть тексты и книги НЕИНСПИРИРОВАННЫХ писателей, То есть не имевших непосредственного прямого контакта с Богом. Не бывших ни свидетелями Божьих откровений, ни пророками, получающими таковые откровения напрямую. Но факт остаётся фактом – в Библии есть множество текстов, которые написали непророки! То есть, как я уже сказал, люди, которые сами не получали вестей от Бога, и не имеющие непосредственного общения с Богом в Иисусе Христе!

Давайте снова откроем начало Евангелия от Луки, то самое, которые мы уже начинали читать в прошлый раз.

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Луки 1:1-4.

Всякий уважающий себя писатель, тем более писатель Библии обычно указывает источник материала. Он либо рассказывает то что сам видел, либо передаёт весть Божию данную ему в видении. Евангелист Лука также придерживается этого правила и указывает источники – но давайте посмотрим какие это источники:

1. «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» — описания жизни Христа, составленные и записанные ДРУГИМИ людьми

2. «передали нам то бывшие с самого начала очевидцами» – греческое слово αυτοπται, которое так и переводится, «очевидец». Кто такие были эти «очевидцы»? Явно что это ученики Христа, из числа двенадцати. Явно и другое – сам Лука не был «очевидцем», то есть не принадлежал к группе двенадцати или семидесяти.

3. «служителями слова» — греческое слово υπηρεται, перевод его тоже совершенно правильный – слуга, служитель, помощник. Это не пророки – не «профэтэс». И не апостолы – апостолы у Луки относятся к группе называемой «аутоптай» — очевидцы. Кто же эти служители слова. Исследуя Новый Завет, мы находим особый вид служения, такой, какого в наши дни полиграфии, информатики и прочих удобств, такого просто нет и быть не может. Поэтому тут нужно подробнее рассказать.

Мы привыкли к тому, что в определённое время служитель открывает Библию, Новый Завет, Евангелие, и зачитывает тексты. Но во времена Луки такой возможности не было, или по крайней мере не было возможности прочесть по книге евангельское повествование. По одной очень простой причине. В те времена книг Нового Завета ещё не существовало. Та часть Библии, которую мы сейчас называем Ветхий Завет, эти тексты были записаны и растиражированы во множестве  -вспомните опять же тех же Верийцев, которые имели доступ к древним текстам записанным. Однако тексты, составляющие сегодня Новый Завет — во времена Луки их просто ещё не было. Их только ещё создавали. Первыми записанными текстами были послания апостола Павла. Повествования о жизни Христа, то, что мы сегодня называем евангелия – их тоже не было, по крайней мере, в текстовом формате. Однако братьям нужно было как-то работать, проповедовать, доносить весть. Поэтому для служения использовалось несколько иное средство, или так скажем, устройство…

Это были люди, которые, с позволения сказать, использовались как живые книги. Это люди, обладающие хорошей памятью, люди, которые запоминали, например, проповеди Христа наизусть, и затем слово в слово воспроизводили их во время различных миссионерских программ.  Они были в таком вот своеобразном, «живом» формате, что-то вроде mp3 только записанном не в компьютере, а в памяти живых людей, и в нужное время воспроизводимым этим служителем – «спикером», в реальном времени. Поэтому для нужд церкви на тот период времени Бог дал «служителей слова». Помните в книге Деяния 13:5  и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. В оригинале используется слово «хюпэретэс» — то же что и у Луки. Ясно что Иоанн-Марк (а речь именно о нём) служит Павлу и Варнаве такой вот ходячей живой книгой, воспроизводя евангельские повествования о жизни Христа.

Итак, Лука общался со свидетелями жизни Иисуса Христа, со служителями слова, которые пересказывали ему истории и опыты жизни Христа. Затем он систематизировал весь полученный материал, и изложил его в доступной форме. Таким образом, Лука стал автором самого большого по объёму текста Евангельского повествования о Христе. Он не был очевидцем событий. Он не имел видений, или прямых откровений от Бога. То есть формально он не был пророком, в том ракурсе, как мы понимаем служение пророка. Тем не менее, его книга является часть канона Нового Завета и служит многим поколениям христиан источником откровения о Боге и о Христе.

Итак, Бог может говорить с человеком через видения или сны, или через непосредственное общение. Но наряду с этими «стандартными» каналами общения, существует и тот, о котором мы говорим сейчас — Бог также может руководить человеком в его исследованиях и эти нисколько не умаляет божественного происхождения этих исследований. И в этом смысле книга Евангелие от Луки, возможно, самый значительный труд. Хотя далеко не единственный.

Если мы будем внимательно читать, мы обнаружим, что многие ветхозаветные тексты также были созданы таким вот, «непророческим» способом, и фактически представляют собой парафразы и компиляции из других источников. Если почитать внимательно исторические книги Ветхого Завета, например, книги Царств, то мы увидим, что авторы текстов дают множество ссылок на другие источники информации, которыми они сами явно пользовались при создании текстов. В частности вот 3Цар. 11:41. Прочие события Соломоновы и все, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых. Или вот ещё 4Цар. 14:15 Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. Или вот 28 текст этой же главы: Прочее об Иеровоаме и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавших Иуде, написано в летописи царей Израильских.

Что это за книга «Летопись царей Израильских»? Это точно не Паралипоменон, потому что книг Паралипоменон в те времена ещё не было. Похоже, что существовали ещё и книги летописей, о которых говорят авторы книги Царств. Здесь автор даёт ссылку на источник, и показывает, что самое главное он изложил в своём труде, а за дополнительной информацией, типа читайте тут… прямо как у нас в Сети…

Вот ещё текст: Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых. (2Пар. 20:34) Здесь даётся также и указание на авторство текста по ссылке.

Есть ещё более древние тексты, которые, судя по структуре текста, также составлены из различных источников. Вот, например, родословие Адама в 5-й главые Бытия – в оригинале написано «книга родословия». Или родословие Ноя из 10 главы. Есть множество указателей на то, что Моисей пользовался готовыми текстовыми документами, существовавшими в его время. А мы думали что Бог Сам диктовал Моисею все эти длинные бесконечные родословные?

Таким образом, получается, что значительная часть библейского текста была создана не через непосредственное божественное вдохновение, передана не в видениях, снах и откровениях «свыше». А как же тогда «всё Писание богодухновенно»? Если многое в Библии есть результат работы простого исследователя – писателя, можем ли мы с уверенностью говорить об инспирации? В общем снова у нас удивлённое «О! А чё так?». И тут нужно снова вспомнить явления или вернее принципы, которые мы принимаем, в одних случаях, и почему-то совершенно забываем, когда встречаемся с ними в непривычных ситуациях.

Возможно, исследуя некоторые истории из Библии, читатели уже встречались с принципом о сотрудничестве Бога и человека. Вспомните случай с воскрешением Лазаря. Я даже не буду цитировать – думаю, все помнят эту чудесную, впечатляющую историю в деталях. Сейчас мы только обратим внимание на значение этих деталей. Итак.

Для того чтобы вернуть Лазаря к жизни, и параллельно ответить на упрёк Марфы и Марии, и преподать ученикам множество полезных уроков, Христос отправляется прямиком на кладбище. Туда, собственно, куда со скорбью отнесли тело Лазаря. Почему Христос идёт на кладбище? Надо ли было ли тащиться по жаре несколько километров, к такому скорбному месту, подвергать риску здоровье и психику друзей и подруг. Зачем? Христос всё равно собирается совершить чудо. Не проще ли будет поднять правую руку к небу, произнести молитву благословения — и входит Лазарь, живой и здоровый… Зачем непременно на кладбище? Подумаем. Но сначала соберём все материалы к размышлениям.

Итак, придя к гробнице, Иисус требует чтобы открыли могилу. Не взирая даже на протест Марфы. Затем Иисус трепетно совершает молитву. А потом просто, по-человечески обращается к Лазарю, который к тому моменту очевидно уже был жив, и говорит уже совсем по-простому, типа «Лазарь! Выходи!».

Так вот, обратите внимание на детали. Бог делает только то, что не могут сделать люди. Бог возвращает к жизни умершего. Факт смерти был констатирован и подтверждён множеством признаков, включая и самые последние – запах тления. Христос уверенно подходит к могиле и совершает чудо. Но смотрите – то, что могут сделать люди, делают люди. Христос просит отвалить камень от гробницы. Для людей это тяжёлая работа, проще было повелеть камню, и камень откатился бы сам, по слову Божию. Тем не менее, Господь всё же повелевает это сделать людям, и ждёт, пока камень будет отвален и вход открыт. Затем Христос возвращает к жизни умершего, но он всё ещё находится там, куда его положили. И оживший, но ещё лежащий в гробнице Лазарь получает повеление – встань и выйди! Лазарь получает новую жизнь от Бога, но должен САМ встать на ноги и выйти из могилы! И все видят, что он в пеленах и лицо его закрыто платком. Сам Лазарь снять эти ткани с себя, очевидно, не может, и тогда Христос просит присутствующих людей помочь воскресшему освободиться от последних оков смерти. То, что люди не могли сделать делает Бог. Но то, что в состоянии сделать люди – они должны делать сами. Теперь понятно, зачем Христос пошёл на кладбище? Таков принцип сотрудничества, принцип Божий.

Тем не менее, мы это как-то вот понимаем, пока читаем эту историю с Лазарем, и говорим, «да, да!». Но когда переходим в другой «контекст», в другую область сотрудничества человека и Бога, то быстро всё забываем, и нам нужно снова объяснять основные принципы. И вот в частности в деле создания Библейских текстов действует тот же самый принцип – то, что может сделать только Бог – он делает. Но то, что могут люди – они должны это делать сами! И если для текста Библии нужна какая то историческая информация, или те же родословия – почему Бог должен стоять над душой Моисея и диктовать ему текст родословия? Текст существует и нужно только его перекопипастить… хоть и вручную но всё же самостоятельно!

В Новом Завете также есть примеры применения «неинспирированных» источников при создании «богодухновенных» текстов «инспирированными» авторами. Вот всё тот же апостол Павел в этом смысле так же не отстаёт от Моисея и Луки. Вот его знаменитое 1 Коринфянам. И что послужило стимулом к его написанию? 11 текст: Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Ну, то есть Павел не от Бога получает весть и повеление. Всё было иначе. Павел получает «репорт» (или как лучше сказать – донос?) и на основании этой информации пишет ответное письмо в Коринф. Будучи вдохновлённым свыше, конечно…

Но и это ещё не всё. Павел, он вообще был такой, брат … прогрессивный. И в своих изысканиях в области богодухновенной публицистики идет, пожалуй, дальше всех. Если Моисей или Самуил используют тексты всё-таки из «неконфликтующей» блогосферы, то Павел… ну, видимо он решил поэкспериментировать со своим принципом «все испытывайте, хорошего держитесь». Он смело (или лучше сказать – дерзко) берёт тексты ЯЗЫЧЕСКИХ (читай – вражеских) блогеров, и цитирует их в своих посланиях!

Вот первый пример: Тит.1:12. «Критяне всегда лжецы…» Это Эпименид (επιμενίδης) — древнегреческий жрец и провидец, представитель предфилософской традиции, эпический поэт. Ну тут ладно, можно ещё принять, тут всё таки свой мерзавец о своих мерзавцах… хоть и скверно но приемлемо…

Дальше: Деян 17:28. «Мы его и род» Это написал Арат из Сол (αρατος ο σολεύς, Солы, около 315 до н. э. — Пелла, 240 до н. э.) — греческий дидактический поэт. Ну, это ещё тоже как то можно стерпеть… Павел в своей речи обращается к язычникам, и решил блеснуть познаниями, на тему «я тоже ваш…».

А вот 1Кор. 15:33. «Худые сообщества развращают добрые нравы». Это Менандр (μένανδρος; 342 до н. э.- 291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии. Ну, это уже вообще ни в какие ворота! Здесь Павел явно произносит духовное поучение, которое достойно цитировать в церквах по субботам. Но использует в качестве источника этой мудрости – кого? Языческого драматурга — смехотворца! Вот вам и вся инспирация! Теперь, наверное, при публичном цитировании этого текста Павла, всем поборникам божественной чистоты Библии достойно будет выйти из зала!

Ну а нам, оставшимся, остаётся только совершать известный экшн рукой в задней части головы и думать, как поступить – причислить ли к лику инспирированных Аратоса с Менандросом, или исключить Павла? 🙂 Шучу, конечно. Так уж и быть, пусть все остаются на своих местах. Просто нам с вами, как истинно благомысленным нужно освободиться от предрассудков и шор, и свежим взглядом обратиться к Библии, как к единственному божественному мерилу истины. Будем делать это ежедневно и с молитвой, дабы не быть нечаянно нам самим исключёнными из рядов, но уверенно шествовать за Христом в вечность!