3. Атлантический океан

По величине это второй среди всех океанов Земли. У него вытянутая S-образная форма, и он простирается в меридиальном направлении с севера на юг, от Северного Ледовитого океана до Южного, Антарктического.

На западе его естественной границей является побережье Америки, на востоке — Европы и Африки.

К Северной Атлантике относятся все моря, включаемые в бассейн Атлантического океана. Их у него больше, чем у всех остальных океанов Земли. Поищите-ка на своих картах: Балтийское море;

Северное море; море Лабрадор;

Саргассово море;

Карибское море;

Средиземное море, с его окраинными морями — Адриатическим, Ионическим, Лигурийским, Терренским и Эгейским;

Черное море;

Азовское море;

Мраморное море.

Общая площадь Атлантического океана 91 655 000 квадратных километров (по географическому атласу 1982 года), а наибольшая глубина — 8742 метра. Это впадина-желоб на дне океана, неподалеку от острова Гаити. Называется она «желоб Пуэрто-Рико».

В Атлантический океан впадает очень много рек. Чуть ли не в четыре раза больше, чем в Тихий и Индийский океаны. Поэтому воды Атлантики постоянно текут в другие океаны, пополняя их и поддерживая общий уровень.

А вот островов в Атлантическом океане не так уж много. Их общая площадь меньше, чем в других океанах. И это несмотря на то что здесь расположены такие основные группы островов материкового происхождения, как Великобритания, Ирландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские острова, Канарские, острова Зеленого Мыса, Фолклендские (Мальвинские) и другие. Также здесь встречаются небольшие вулканические острова типа Азорских, Святой Елены. Есть и коралловые острова, например Бермудские и Багамские…

Я, конечно, перечислил далеко не все. Но вы сами можете дополнить этот список и приписать отысканные вами острова к тем, что упомянуты в книжке.

Атлантический океан, пожалуй, первым привлек к себе внимание исследователей и потому долгое время считался самым изученным. Сегодня ему вряд ли уступят и другие водные бассейны Земли, за исключением, может быть, Северного Ледовитого и Южного океанов. Но именно с Атлантики началась подлинная наука о Мировом океане…

Как рождаются моря

Не все моря на Земле образовались одновременно с океанами. Есть среди них моря постарше, есть — помоложе. Балтийское море — одно из самых молодых. Посмотрите на карту. Оно вдается далеко на восток, проникая в материк тремя большими заливами — Ботническим, Финским и Рижским. На западе оно связано с Северным морем узкими и мелководными проливами: Эресунн, Большой и Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак. Площадь его 419 тысяч квадратных километров, а наибольшая глубина — 470 метров. Но все равно, несмотря на солидность последней цифры, Балтийское море считается одним из самых мелких. Средняя глубина его, не считая двух котловин, меньше 50 метров. А уж отмелей и дюн хоть отбавляй! У входа в Ботнический залив лежит Аландский архипелаг, состоящий более чем из 6,5 тысячи гранитных островков, покрытых лесом и лугами. Это место иногда называют Аландским морем.

Геологическая история Балтийского моря началась скорее всего не раньше чем за десять — двенадцать тысяч лет до нашей эры, во время последнего материкового оледенения Европы. Тогда землю Восточной Европы, например, толстый слой льда покрывал до самого Валдая. Представляете: языки гигантского ледника доходили до границы между нынешними Ленинградом и Москвой! При этом толщина ледяной лепешки достигала 3 тысяч метров. А по площади она лишь немного уступала современной Антарктиде. Из Мирового океана вымерзло тогда столько воды, что ее уровень сильно понизился.

Морской дракон. Со старинного рисунка.

Но шло время, и климат становился постепенно мягче. Стал громадный ледник таять. Медленно-медленно отступил он сначала в район Финского залива, а потом — к подножию Скандинавского нагорья. Вот тогда-то на месте нынешней Балтики в низине и образовалось большое ледниковое озеро.

Все теплее становилось на Земле. Дальше отступали льды. Выше и выше поднимался уровень Мирового океана. А наше ледниковое озеро испарялось. Оно теряло и теряло воду и, наверное, высохло бы совсем, если бы не прорвались через открывшиеся на западе проливы воды Атлантики. Случилось это примерно за восемь тысяч лет до нашей эры. С геологической точки зрения совсем недавно. Стало озеро морем!

А вода в нем и по сей день только чуть-чуть солоноватая. Кто в этом повинен — древние льды, а может быть, и современные реки? Ведь в Балтику впадают такие могучие речные потоки, как Нева, Нарва, Западная Двина, Неман, Висла, Одра…

Наша планета не мертвое небесное тело. Она живет и развивается по своим геологическим законам. Движется, морщится земная кора. В одном месте вспучивается складками — получаются горы. В другом — опускается, рвется, проваливается-образуются низины, разломы, сбросы.

Кто бывал на берегах Балтийского моря, тот видел, что сложены они во многих местах из прочного и крепкого гранита. Что может быть надежнее? Между тем суша здесь не раз поднималась и опускалась. Соленые океанские волны то прорывались в пресное ледниковое озеро, смешивались со «сладкой» водой, соединяли его с океаном, то снова на пути океанской воды барьером вставала перемычка полуострова Ютландия, и Балтийское море снова превращалось в озеро.

Такие наступления моря на сушу ученые называют трансгрессиями. А отступления моря и подъемы суши — регрессиями.

Сегодня, например, северные берега Ботнического и Финского заливов потихоньку поднимаются. Немного — на 2, на 3, не более чем на 9 миллиметров в год. Человеку, может быть, за целую жизнь не заметить. Но континенты живут долго…

Южный берег Швеции, берега Дании вместе с городом Копенгагеном, портом Травемюнде в ФРГ и портом Свиноуйсьце в Польше постепенно опускаются и погружаются в воду…

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Апеннинским и Балканским полуостровами. Площадь его-144 тысячи квадратных километров, а глубина доходит до 1230 метров. Крупный залив — Венецианский. Главные порты: Венеция, Триест, Риека, Сплит, Анкона, Бари, Бриндизи.

Названо по имени древнего города Адрия в Верхней Италии.

Все моря имеют свою историю. В нее входят страницы того, как распоряжалась сама природа этой частью Мирового океана, когда и какие геологические события участвовали в его формировании. Но есть и другая история у морей — та, которую создают люди.

Как люди поправляют природу

Давно обжиты берега Балтийского моря. Народы, поселившиеся здесь, построили города, порты с глубокими рейдами. А вот выход из Балтики в Северное море и дальше в Атлантический океан был очень неудобен. Приходилось кораблям долго лавировать в извилистых проходах, обходя полуостров Ютландия. А в широких проливах Каттегат и Скагеррак суда часто встречались с ветром и сильным волнением…

Долго мирились люди с таким положением, пока не лопнуло у них терпение.

Предложили инженеры, воспользовавшись речками и озерами, скопившимися в низменном основании полуострова, прокопать канал и соединить Балтику с Северным морем напрямую, без обхода.

Не обошлось, конечно, и здесь без споров. Сколько людей — столько мнений.

Сначала против сооружения канала резко выступал фельдмаршал Мольтке — начальник германского генерального штаба. Он считал, что войны неизбежны и что ассигнованные на это мероприятие деньги разумнее истратить на усиление военного флота Германии. Но когда ему доказали стратегическую важность нового водного пути, Мольтке не только перестал противиться строительству, но и превратился в его горячего сторонника.

Открыли канал для прохода судов 20 июня 1895 года. Назывался он сначала Немецко-Балтийским Морским каналом Императора Вильгельма. В те годы Северное море носило название Немецкого моря, а строительство канала начиналось во времена прусского короля Вильгельма I.

Сейчас его называют просто Кильским каналом. Он начинается у основания полуострова Ютландия, в Кильской бухте, чуть севернее германского города Киля. Это город больших революционных традиций рабочего класса Германии и одновременно важный порт и военно-морская база.

Сегодня суда, желающие пройти каналом, останавливаются у гавани Хольтенау и ждут разрешающего сигнала для входа в аванпорт. При этом боцманы отдают приказ поднять и завалить шлюпки внутрь судна, а на носу и корме приготовить швартовые тросы и выбросить на борта кранцы. Администрация канала следит за тем, чтобы все правила и все пункты инструкции выполнялись абсолютно точно.

По зеленому сигналу светофора суда входят в аванпорт и, дождавшись своей очереди, приступают к шлюзованию.

Вот уже скоро век, как морской канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, исправно несет службу, пропуская в обе стороны суда под различными флагами. Длина канала 98,7 километра, или 53,3 мили, и по количеству пропускаемых судов он занимает первое место в мире.

Когда идешь каналом, любоваться особенно нечем. Местность вокруг довольно однообразная, в основном низменная. За скалами вдоль берегов, среди редких рощ и лесов, похожих больше на ухоженные парки, видны населенные пункты и отдельные строения. Время от времени высоко над головой проплывают пролеты неразводных мостов. А в районе города Рендсбурга под каналом сооружен тоннель. По нему идут и автотранспорт, и пешеходы.

На выходе из канала в гавань Брюнсбюттель нужно снова проходить через шлюзы и дальше по створу светящихся знаков Йегорсберга до траверза маяка Фридрихсорт. Здесь уже судно встречают волны не Балтийского, а Северного моря.

Сокровища северного моря

Северное море — окраинное. Это мелководный шельфовый район между британскими островами на западе, Бельгией, Нидерландами и ФРГ — на юге и юго-востоке и с Данией и Норвегией на востоке. На севере оно переходит в Норвежское море — прямой путь к Северному Ледовитому океану.

В переводе с английского слово «шельф» значит «полка». Но оно годится и для определения выступа или отмели. Океанологи называют шельфом равнинную, сравнительно мелководную часть подводной окраины материка. Обычно шельф имеет небольшой уклон от берега до той границы, где он переходит в материковый склон. Дальше же его крутизна резко возрастает.

Условно граница шельфа определяется глубиной 200 метров, но в Мировом океане есть немало мест, где шельф лежит и глубже этой отметки. Северное море неглубокое. Раньше в нем в мирное время в основном ловили рыбу, а в военное — сходились в битвах корабли разных стран. Сегодня воды его строго поделены между прибрежными государствами. И каждое правительство строго следит за своим участком. В чем же причина такого внимания к этому малопримечательному району?

В 1965 году, когда весь капиталистический мир был охвачен начинавшимся энергетическим кризисом и перспективы на будущее казались европейским странам весьма сумрачными, у берегов Великобритании на Лемен-Лэнк в Северном море геологи открыли большое месторождение горючего газа. Это явилось настоящей сенсацией. Предприниматели, как во времена «золотой лихорадки», кинулись на разведку морского дна. И если в том же году пробурено всего 13 скважин, то пять лет спустя их количество удесятерилось. Во всех прибрежных государствах сколачивались компании, создавались фирмы. Мощные монополии протягивали когти к морским запасам топлива.

АЗОВСКОЕ МОРЕ. Расположено на юге европейской части СССР и соединено Керченским проливом с Черным морем. Это одно из самых маленьких морей мира — его площадь всего 39 тысяч квадратных километров — и самое мелкое: глубина не превышает 13 метров.

В Азовское море впадают такие крупные реки, как Дон и Кубань.

Крупные заливы этого моря: Таганрогский, Сиваш. Главные порты: Жданов, Таганрог.

Древние греки называли это море по имени народа меотов, жившего на его берегах, Майотис Лиман — Меотийским озером, римляне — Палю с Меотис — Меотийским болотом. Сами меоты называли свое море Темеринда, что означало «мать моря». Они считали, что Азовское море — мать большого Черного моря, лежащего на юге.

В русских летописях его называли Сурожским морем — по имени крымского города Сурож (ныне Судак).

Арабы именовали его Бахр-эль-Азов — Синее море. Не исключено, что отсюда и пошло его современное название.

Следом за первым месторождением открыли и другие. Некоторые скважины оказались весьма продуктивными. Они давали до миллиона кубометров газа в сутки. Сразу же встал вопрос о разделе морского дна. Когда в 1958 году прибрежные страны принимали Конвенцию о шельфе, все представители с относительным безразличием быстро пришли к общему мнению, что его границы определяются по соглашению. Если же соглашения достигнуть не удается, то границы шельфа проводятся в соответствии с государственными границами. В общем, вопрос этот особенно никого тогда не волновал. Совсем иная картина стала после того, как в море открыли газовые месторождения. ФРГ тут же потребовала большую долю, чем та, которой довольствовалась раньше. Но в спорных зонах морского дна голландские фирмы уже вели поиски. Понятно, что Нидерланды заявили протест. Их поддержала Дания. Состоялся международный суд. Пришлось Дании и Нидерландам отдать ФРГ 500 квадратных километров морского дна с уже начатыми скважинами…

Однако скоро и у берегов Нидерландов было открыто крупнейшее в Европе газовое месторождение — Гронингем. Геологи поспешили объявить акваторию Северного моря чисто газоносной провинцией, в которой не стоит даже искать нефть. И в том же году в норвежском секторе нашли первое месторождение с промышленными запасами нефти. Затихнувшая было лихорадка, подстегнутая энергетическим кризисом, превратилась в нефтяной бум. У берегов и в открытом море один за другим стали вырастать стальные и бетонные острова с буровыми вышками. Потянулись по дну моря, перекрещиваясь в разных направлениях, трубопроводы. Один за другим поплыли по свинцовым волнам Северного моря танкеры, груженные нефтью. Еще совсем недавно «бедная» полезными ископаемыми Норвегия вдруг стала богатой нефтяной страной. Добывая в море больше нефти, чем ей нужно для собственного хозяйства, Норвегия экспортирует горючее в соседние страны.

Много ли нефти в Северном море? На этот вопрос, пожалуй, точно не ответит никто. Во-первых, оценка нефтяных запасов — дело сложное и приблизительное. Во-вторых, это самый большой экономический секрет фирм, разрабатывающих месторождения. И все-таки: в 1973 году специалисты считали, что под дном Северного моря хранится примерно до 3 миллиардов тонн нефти. А к 1975 году эта цифра поднялась более чем до 7 миллиардов тонн.

Откроем современную лоцию: «Условия плавания в Северном море сложные. В восточной части имеются районы, опасные от мин, а также бывшие опасные от мин, районы, запретные для плавания, для якорных стоянок, для лова рыбы…»

Сейчас ко всем этим «запретам» добавились архипелаги стальных островов да время от времени из тумана, частого гостя в этих широтах, выскакивают на большой скорости стремительные военные корабли. Выкрашенные в серый цвет, они от этого еще больше кажутся какими-то зловещими призраками. Пройдет такой «призрак» мимо, разбрасывая пенные буруны в разные стороны, а за ним — другой, третий… Сколько их здесь, в Северном море, уму непостижимо! Военные корабли ходят, не соблюдая правил. Каждый год НАТО проводит здесь большие маневры, учится, как высаживать на чужие берега морские десанты, как с моря ставить блокаду…

Не везет этому Северному морю. А ведь именно на этой акватории народы Северной Европы проходили первую школу мореплавания. Сколько над этими волнами прошумело битв, сколько по разным причинам лежит на дне кораблей разных эпох и разных народов…

«Зона ответственности»

Через Ла-Манш, или Английский канал, как его иногда называют, Северное море соединяется с Атлантическим океаном. Судов, снующих по проливу, — как автомашин на Невском проспекте. А ведь пролив неширок. На всем протяжении, на всех 520 километрах, ширина его меняется от 180 километров со стороны Атлантического океана до 32 километров со стороны Па-де-Кале (Дуврского пролива). При этом средняя глубина фарватера около 30 метров. И очень часты туманы.

Берега Великобритании скалистые. С востока тянется по ним цепь невысоких меловых гор. Лесов почти не видно. Их вырубили еще при королеве Елизавете I в XVI веке.

Утесистые берега окаймлены узкой полосой рифов и скал. Есть кое-где и осыхающие песчаные отмели. Но опасностей для мореходства вблизи берегов мало.

ИНФОРМАЦИЯ К СВЕДЕНИЮ Боевой состав вооруженных сил НАТО в Европе

* Включая ВМС, базирующиеся в Атлантике, Северном и Средиземном морях и проливе Ла-Манш.

Южный берег пролива Ла-Манш от франко-бельгийской границы до города с самым коротким названием О — низкий и песчаный. Потом он повышается и снова понижается. На берегу видны холмы, мелкие возделанные участки чередуются с лугами и небольшими рощицами. Мирная картина… Но не обольщайтесь. В норвежском городке Колсос возле столицы Осло находится штаб-квартира генерала британской армии, командующего вооруженными силами северного театра военных действий.

Вы, может быть, удивитесь: откуда «театр военных действий», ведь никакой войны в этом районе нет? Дело в том, что север нашей планеты, от северного тропика до полюса, исключая просторы советской части Северного Ледовитого океана, НАТО объявил своей «зоной ответственности», то есть своей контролируемой в военном отношении территорией. В нее вошли суша и прибрежные воды стран — членов блока, а также акватория Атлантического океана, Средиземного, Мраморного и даже южной части Черного моря. На каком основании присвоили себе натовцы такое право, никому непонятно.

Совсем недалеко от одного штаба расположился другой. Штаб-квартира верховного командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе находится в Бельгии, у городка Мон.

Вся «зона ответственности» разделена на три театра военных действий, каждым из которых командует свой натовский генерал. Потому и бесконечно количество военных кораблей, снующих в этом районе.

Вот вам и «свободное море»! В одних только учениях участвовали одновременно: ударная авианосная группа из 2 авианосцев и 2 крейсеров, оснащенных управляемым ракетным оружием, 6 эскадренных миноносцев с теми же ракетами и несколько фрегатов ПВО. Кроме того, 2 группы поддержки, имеющие в составе:

1 авианосец ПВО и 1 крейсер, 9 эсминцев с управляемым ракетным оружием и 7 фрегатов ПВО. Да плюс к тому еще 6 конвойных групп, имеющих в своем составе тоже эсминцы и фрегаты, и 8 групп кораблей противоминной борьбы… А вся эта армада подается как безобидный яхт-клуб или стайка яликов для поездки на рыбалку во время уик-энда.

Нападение на корабль гигантского спрута. Со старинного рисунка.

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ. Часть Атлантического океана, далеко вдающаяся внутрь Северной Европы. С Северным морем соединяется Датскими проливами. Площадь — 419 тысяч квадратных километров. Преобладающие глубины 40-100 метров. Наибольшая глубина — 470 метров. Имеет три больших залива: Ботнический, Финский и Рижский. В него впадают реки: Нева, Западная Двина (Даугава), Неман, Висла, Одра (Одер). Главные порты: Ленинград, Таллин, Рига, Лиепая, Клайпеда, Калининград, Щецин, Гданьск, Гдыня, Росток, Киль, Любек, Копенгаген, Мальмё, Стокгольм, Луле о, Турку, Хельсинки.

Древние славяне называли Балтийское море Варяжским — по имени скандинавских племен, которые служили дружинниками у русских князей и вели торговлю на пути «из варяг в греки».

Гибралтарский пролив

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья — Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Европу с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать. А в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

Сам Гибралтар — военно-морская и авиационная база и крепость. Полуостров образован массивной скалой, господствующей над проливом и соединенной с материком низким песчаным перешейком. Принадлежит Гибралтар по сей день Великобритании. Причем англичане весьма гордятся своими владениями на юге Пиренейского полуострова.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и изданной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано:

«Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарик-Ибн-Сеида Джебель-ат-Тарик, то есть Гора Тарика. Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

Гибралтарский пролив — немалое препятствие для тех, кто желает с Европейского континента переехать в Африку. Каждый год паромы переправляют через него до 3,7 миллиона человек и около 370 тысяч автомашин. Летом, в сезон отпусков, на паромы и катера постоянно стоят длинные очереди.

В 1981 году 500 специалистов из 20 стран мира собрались в городе Танжере, расположенном на северо-западе Марокко у Гибралтарского пролива, чтобы обсудить проект прямого сообщения из Европы в Африку.

Английские специалисты, имеющие опыт строительства мостов со сверхдлинными пролетами, предложили соорудить через пролив подвесное сооружение. У себя на родине британцы уже построили мост через эстуарий (от латинского «aestuarium» — затопляемое устье) реки Хамбер с центральным пролетом в 1410 метров длиной. Между двумя опорными мачтами на высоте 155 метров натянуты два троса толщиной с железнодорожную цистерну. Они и держат гигантский пролет. Но как поставить опоры? Глубина Гибралтарского пролива, сильные ветры и мощные течения делают осуществление предложенного решения очень трудным.

А вот что придумали японские инженеры. В этой стране уже давно ведутся работы по прокладке тоннеля длиной в 54 километра между островами Хоккайдо и Хонсю. Понятно, что японские фирмы стоят за тоннель между Европой и Африкой, им это привычнее.

Постройка моста сотрудничества и братства — так думают назвать его политические деятели обоих континентов — состоится, если удастся собрать 2,5 миллиарда долларов. Такова предположительная стоимость сооружения. Если средства отыщутся, то строительные работы, возможно, начнутся после 1985 года. Окончание же их планируется на 2000-й, а то и 2050 год…

Первая осада Гибралтара была осуществлена кастильскими войсками в 1309 году. В то время на земле Пиренейского полуострова шла реконкиста — отвоевание народами, населяющими полуостров, своих земель, захваченных арабами и берберами, которых местное население называло маврами. Испанский военачальник взял крепость. По приказу короля в ней поселили преступников, освобожденных из тюрем.

Несколько раз крепость переходила из рук в руки. Испанцев сменяли арабы. Потом она снова оказывалась у испанцев. Как-то раз алжирские пираты обложили крепость, но она выдержала осаду.

Значение Гибралтара росло. Ведь он стоял в самом узле морских дорог эпохи первоначальных колониальных завоеваний.

В 1704 году во время войны за испанское наследство соединенная англо-голландская эскадра под командованием английского адмирала Рока захватила Гибралтар. Сколько ни старались испанцы отбить крепость, попытки им не удавались. А девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно закрепили за англичанами. С той поры он стал опорной базой Великобритании для ее колониальных захватов в Африке, на Ближнем Востоке и даже в Индии.

В течение всего XVIII века испанцы пытались либо отобрать силой, либо выменять Гибралтар у англичан. Но их попытки ни к чему не привели. В Великобритании прекрасно понимали значение неприступной скалы в горле Средиземного моря.

Особенно возрос интерес к Гибралтару, когда построили Суэцкий канал. В то время в Африке усилились позиции Франции. В 1904 году англичане подписали с французами декларацию, по которой оба правительства соглашались не допускать возведения укреплений или стратегических сооружений в испанской зоне на марокканском побережье. Испании пришлось присоединиться к этой декларации. Европейские державы договорились о постоянном поддерживании в Гибралтарском проливе достигнутого положения. На юридическом языке в международном праве такое состояние называется «статус-кво».

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами Крит и Сицилия. Глубина его в южной части — до 5121 метра. Площадь — 169 тысяч квадратных километров. Крупные заливы: Скуиллаче, Катания, Таранто, Патраикос, Кипарисиакос, Месиниакос. Главные порты: Патры, Керкира, Таранто, Катания.

Названо по имени одного из главных древнегреческих племен — ионийцев, населявших Аттику, часть Эвбеи, острова Хиос, Самос и другие. В XI–IX веках до нашей эры эти племена колонизировали часть побережья Малой Азии (область Иония), а также берега Мраморного и Черного морей.

И в первой, и во второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, чайке не пролететь, чтобы ее не заметили дозорные. И тем не менее фашистские подводные лодки хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть…

Еще в прошлом веке русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря все время оказывается по этой причине ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, оказалось противотечение, которое шло из моря в океан.

Во время второй мировой войны обоими этими течениями весьма ловко пользовались фашистские подводные лодки. В Атлантическом океане, у входа в пролив, они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Может ли море высохнуть?

Средиземное море расположено между Европой, Передней Азией и Северной Африкой и со всех сторон окружено сушей. Два узких пролива — Гибралтарский и Дарданеллы соединяют его с остальными частями Мирового океана — с Северной Атлантикой и с Мраморным морем. Еще люди сами прорыли Суэцкий канал, который через Красное море ведет в Индийский океан.

По рельефу дна Средиземное море состоит из двух котловин, соединенных мелководьями, окружающими остров Сицилия.

Когда мы учились в школе, на уроках истории, рассказывая о Древней Греции, учитель упоминал о морях восточной части Средиземноморья — об Адриатическом море, Ионическом, Эгейском и Мраморном, расположенном между проливами Дарданеллы и Босфор. Знакомы были нам по названиям Лигурийское и Тирренское моря, Болеарское и Альборанское моря… Впрочем, их границы установлены произвольно и все они входят в бассейн Средиземного моря.

Примерно в 60-х годах нашего столетия геофизики нашли на дне Средиземного моря под рыхлым осадочным слоем плотный слой, хорошо отражающий звуковые волны. Его назвали «рефлектор М». Каково же было удивление ученых, когда, пробурив дно до этого «рефлектора», они обнаружили, что состоит он из таких осадков, которые могут образовываться только при полном испарении воды.

Неужели было время, когда Средиземное море высыхало? По-видимому, да… По каким-то геологическим причинам Гибралтарский пролив мог закрыться. И тогда солнцу понадобилось бы всего около тысячи лет, чтобы высушить море и превратить его в огромную котловину с мелкими пересыхающими солеными озерами.

Потом Гибралтарский пролив снова открылся. В образовавшийся проход ворвался такой стремительный поток воды из Атлантики, что его и представить себе трудно. И все-таки потребовалось не меньше двух тысячелетий, чтобы пересохшая впадина снова наполнилась и опять превратилась в море.

Но сейчас я вам расскажу еще о более удивительном открытии. В столбике керна, вынутом из пробуренной скважины, геологи насчитали 11 прослоек с обычными глубоководными океанскими осадками. А это означает, Что за время своего существования Средиземное море высыхало 11 раз!..

Когда же это могло быть? Все эти катастрофические события происходили примерно пять с половиной — шесть миллионов лет назад. Ученые считают, что именно тогда в том районе происходили сильные землетрясения. Суша, а значит, и морское дно поднимались вверх и опускались. Осушение моря меняло климат в Европе. Палеонтологи подтверждают, что примерно в ту же пору роскошные леса на прилегающих территориях сменялись степями.

Но куда могло деваться такое огромное количество испарившейся воды?

Сначала в тучи, а потом из туч, в виде дождя и снега, снова в океан. И опять ученые подтверждают: действительно в те времена воды Мирового океана не раз поднимались. Это могло происходить из-за прибавления к ним испарившейся воды Средиземного моря…

Синие воронки

Есть в Средиземном море, неподалеку от сирийского побережья, древний город Арвад. Интересен он тем, что расположен на голом скалистом островке. Территория его кажется совершенно бесплодной. И все-таки город существует более трех с половиной тысячелетий. Первые упоминания о нем встречаются еще в египетских папирусах XV века, до нашей эры. Уже тогда, располагая сильным флотом, арвадцы в союзе с хеттами воевали с Египтом.

Время от времени город-остров враги все-таки захватывали. То ассирийцы, то вавилоняне. Но потом он снова становился свободным. Чем же объясняется такая необыкновенная живучесть древнего города?

Великий римский географ Страбон, живший в начале нашей эры, писал:

«Арадус — это скала, со всех сторон омываемая водой, застроенная домами. В военное время жители получают (питьевую) воду из канала, расположенного недалеко от города. Этот канал питается многоводным источником. В канал опущено нагнетательное устройство с перевернутой широкой воронкой, сделанной из свинца. Верхняя часть этой воронки сужается в относительно узкую трубку, вокруг прикреплены кожаные мехи. В эти мехи через всю систему подается вода из источника. Сначала идет морская вода, но затем начинает поступать пресная».

Так вот в чем причина долгой жизни города! В засушливом районе планеты, где самое главное богатство — пресная вода, бьет неиссякаемый подводный источник живительной влаги. А все остальное, необходимое для жизни обитателям побережья, дает море…

Таких подводных источников с пресной водой на земном шаре оказалось довольно много. Есть они и у берегов других стран Средиземноморья, есть в Персидском заливе у острова Бахрейн. Здесь в давние времена торговцы водой ныряли на дно с козьей шкурой под мышкой и собирали в нее пресную воду. А то вставляли в расселину на дне тростниковую трубку, из которой пресная вода била фонтанчиком над поверхностью моря.

Есть такие источники и в Атлантическом океане, на шельфе Багамских островов, у Кубы и у полуостровов Флорида и Юкатан. Здесь из 40-метровой впадины на дне океана бьет такой мощный фонтан пресной воды, что на поверхности образуется целое пресное озеро диаметром около 30 метров. Проходящие мимо суда, знающие координаты пресноводного озера, часто пользуются этим источником для пополнения запасов питьевой воды.

В последние годы выходы подводных источников нашли и в Тихом океане: у полуострова Калифорния, у Гавайских островов, у островов Самоа и Гуам, у берегов Японии. Но все равно, несмотря на такое относительно широкое распространение, изучены эти источники пока все-таки недостаточно.

У вас может возникнуть вопрос: «Как же отыскать выход такого источника на однообразной морской глади? Не пробовать же всю воду!» Конечно нет! Сейчас поискам выходов на морском дне пресных источников помогают вертолеты. На мелководье вода обычно желтоватого цвета — из-за близости песчаного дна. Кроме того, чаще всего поверхность океана покрыта мелкой рябью. И вдруг пилот или исследователь, который поднимается с ним на вертолете, замечает совершенно гладкую круглую синюю площадку среди волн. Это и есть «синяя воронка». Вода в ней градусов на десять холоднее окружающей. Она лучше насыщена кислородом. И как правило, вокруг такого подводного источника поднимается со дна колония кораллов, образуя кольцо. Понятно: холодная вода из-под земли, как бульон, насыщена минеральными солями. В ней прекрасно развиваются микроскопические водоросли — фитоплактон. Он служит пищей кораллам, а те, в свою очередь, привлекают рыбу.

Впрочем, подводные источники, как оказалось, бывают не только холодными.

Но о них речь еще впереди.

Суэцкий канал

Для судов, следующих из Атлантики в Индийский океан через Средиземное море, последний день плавания перед Суэцким каналом бывает особенно трудным. Во-первых, ему предшествует довольно долгий безостановочный переход, потом ожидание и, как правило, бессонная ночь. Сейчас вы поймете, в чем дело.

Представьте себе, что после дня в открытом море наступил вечер. На палубе тепло. Южное небо с огромными звездами кажется совсем низким. По черной воде мимо то и дело проходят освещенные суда. Эта часть моря — одна из самых оживленных морских дорог. Каких только «посудин» здесь не увидишь…

Но вот впереди в темноте показался яркий желтый огонь. Это подходный буй. Скоро Порт-Саид. На полосатом как зебра бочонке установлен яркий фонарь, его видно за 10 миль. Вы оставляете его по левому борту и отправляетесь в зону ожидания. Якорные места расположены к западу от первой пары светящихся буев, обозначающих вход в канал.

ИРЛАНДСКОЕ МОРЕ. Расположено между островами Ирландия и Великобритания. Крупные заливы: Кардиган, Солуэй-Ферт. Главные порты: Дублин, Ливерпуль. Площадь — 47 Тысяч квадратных километров. Глубина его, как и у Северного моря, небольшая — 100–200 метров.

Названо по имени острова Ирландия.

КРИТСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между островом Крит, полуостровом Пелопоннес и островами Киклады и Южные Спорады. Точных границ не имеет. Глубина — до 1882 метров. Крупные заливы: Мера белой, Хан ья. Главные порты: Иракли он, Ханья.

Названо по имени острова Крит.

Все правые буи здесь черные с зеленым огоньком на макушке и по форме своей напоминают перевернутую воронку. Левые буи — красные с красным же фонарем наверху и имеют цилиндрическую форму.

Нефтяные платформы в открытом море.

Хорошо, если вы успели бросить якорь в зоне ожидания не позже 3 часов ночи и не позже 4 часов 45 минут подать заявку на лоцмана. Правила здесь строгие, и, только выполнив их в точности, можно рассчитывать, что вас включат в утренний караван…

Впрочем, вы, наверное, не знаете здешнего порядка, я вам объясню. Суэцкий канал — без шлюзов. Ширина его по зеркалу воды 100–120 метров, а по дну чуть ли не в три раза меньше. Два судна не разойдутся. Поэтому движение в нем одностороннее — двумя караванами в сутки в одну сторону и двумя караванами в другую, с обязательной лоцманской проводкой. Караваны с севера на юг отправляют в 7 утра и в 11 часов вечера. Вот капитаны и прицеливаются, чтобы попасть в семичасовой. А то ведь если считать полное время прохода с учетом остановки в Большом Горьком озере или в канале Баллах, то получается шестнадцать — девятнадцать часов. И это время, которое приходится тратить на то, чтобы пройти чуть больше 150 километров.

Но вот вы бросили якорь в зоне ожидания и подняли на мачте желто-синий полосатый флаг. По международному коду сигналов он обозначает букву «G». Здесь это сигнал вызова лоцмана. Еще темновато, и потому лоцманский сигнал дублируется вспышками белого огня на мачте.

Если не обратиться к услугам лоцмана, то по проходе канала все равно нужно уплатить лоцманский сбор, а кроме того, еще и штраф в 600–700 египетских фунтов. При повторном нарушении правил капитана могут даже арестовать и посадить в тюрьму на год и больше. Но тем не менее при таких строгостях администрация канала, на службе у которой состоит лоцман, не несет никакой ответственности за убытки или повреждения, нанесенные по вине лоцмана во время лоцманской проводки. Зато капитан судна полностью отвечает за все, включая повреждения, нанесенные своему или другим судам, даже по вине лоцмана…

Ровно в 7 утра корабли снимаются с якорей и один за другим входят в морской канал, проложенный по дну Средиземного моря. За сутки в обе стороны через канал проходят до 60 судов самого разного тоннажа. Сам по себе проход по каналу не очень интересен. После выхода с территории портов Порт-Саида и Порт-Фуада (они расположены друг против друга у входа в канал) тянутся по обе стороны дамбы. Справа идет железная дорога, за которой просматривается мутное озеро Мензала с бесчисленными островками на мелководьях, слева — озеро Эль-Маллаха. А потом — низкая, заболоченная равнина Тина. Интересно, что сразу за болотом начинается пустыня, пески. Вокруг валяется довольно много всевозможного металлического хлама, встречаются разрушенные дома — последствия израильской агрессии.

В 1967 году Суэцкий канал стал линией фронта — Синайский полуостров был оккупирован израильскими войсками — и международное сообщение по этой магистрали прервалось.

Лишь в 1970 году специалисты пришли к выводу, что канал можно очистить и ввести в строй в течение четырех месяцев, и оценили затраты в 625 миллионов долларов.

За время очистки и восстановительных работ из канала было извлечено 42 тысячи бомб и мин, 630 крупных обломков и 90 затонувших судов малого и среднего тоннажа. В береговой зоне саперы обезвредили до 70 тысяч мин. А из акватории Большого Горького озера были выведены 14 судов, которые простояли там с 1967 года. 5 июня 1975 года движение по трассе было возобновлено.

По Суэцкому каналу проходит в наши дни множество судов. Растет, к сожалению, и количество военных кораблей, пользующихся этим морским путем. Суэцкий канал далеко не всегда служит делу мира и экономического сотрудничества между народами.

Последние годы Суэцкий канал непрерывно реконструируют. Первая очередь работ закончена — построены два обходных канала в Порт-Саиде и в районе селения Баллах. На озере Тимсах и на Горьких озерах прорыты два фарватера. Устроены три обходных колена.

Подошла очередь второй ступени модернизации. Канал должен обеспечить проходы супертанкеров из Персидского залива.

Нефть от Суэца к побережью Средиземного моря будет перекачиваться по нефтепроводу.

В 1977 году этот нефтепровод на половину своей пропускной способности был введен в эксплуатацию.

В реконструкции второй очереди весьма заинтересованы милитаристы НАТО. Уже сейчас идут и идут по каналу американские военные корабли, использующиеся для устрашающих демонстраций в Персидском заливе и в зоне Индийского океана.

Через восемнадцать часов после начала движения в составе каравана, после длительного и утомительного стояния в Большом Горьком озере в ожидании, пока мимо проследует встречный караван, суда минуют Суэцкий канал.