4. Атлантический океан

Я разделил главу об Атлантическом океане на две части не только потому, что она получилась большая, больше всех других.

Дело еще в том, что Атлантический океан — географическая граница. Он делит нашу планету на Восточное и Западное полушария. В историческом смысле — на Старый и Новый Свет.

Конечно, все эти деления чисто условные. Каких бы границ ни проводили люди на поверхности Земли, планета у всех у нас одна, общий единый дом человечества. И каждый ответствен за судьбу своего дома.

Все моря, все океаны тесно связаны между собой.

Одной из таких очень важных природных связей является знаменитое теплое течение Гольфстрим, с рассказа о нем я и начну эту главу.

Гольфстрим

Прежде всего, название свое это течение получило по ошибке. «Гольфстрим» означает «река из залива». Раньше думали, что зарождается это течение в Мексиканском заливе и течет широкой рекой от берегов Центральной Америки к Западной Европе. А оказалось ни то и ни другое. Начинается это течение там, где объединяются Северное и Южное пассатные течения, и направляется через проходы между Наветренными островами в Карибском море. Я надеюсь, вы помните из уроков географии, что пассатами называют устойчивые воздушные течения — ветры, которые в тропических районах океана дуют в Северном полушарии с северо-востока, а в Южном — с юго-востока. Наветренными островами называют южную часть Малых Антильских островов, образующих восточную границу Карибского бассейна.

По своему строению Гольфстрим оказался вовсе не похожим на реку. Скорее он напоминает систему отдельных потоков, струй и завихрений. Его течение стремительнее нашей Волги и Енисея, да и воды он переносит значительно больше, чем эти могучие реки.

Район Карибского бассейна представляет очень большой интерес для мировой науки. Ведь каждое течение — это «плита» на всепланетной «кухне погоды» или «холодильник». А Гольфстрим — «плита» уникальная. Жизнь целого Европейского континента зависит от его капризов.

Необычна история открытия Гольфстрима. Во второй экспедиции Колумба принимал участие некто Хуан Понсе де Леон — жестокий и жадный испанский дворянин, разбогатевший на грабежах мирных жителей Эспаньолы, — так испанцы называли сначала остров Гаити. Позже Хуан Понсе де Леон был назначен губернатором острова Пуэрто-Рико. Там он услыхал от местных жителей легенду об острове Бимини, на котором будто бы бьет источник вечной молодости. А это было как раз то, чего не хватало постаревшим конкистадорам. И де Леон обратился к королю с просьбой дать ему патент на поиски и колонизацию острова Бимини, а также на владение чудесным источником, который он несомненно найдет. Король Фердинанд Католик согласился, почему бы и нет? И в 1512 году на Эспаньоле в гавани Санто-Доминго началось снаряжение трех кораблей для этой фантастической экспедиции.

Де Леон нанимал на службу самых старых и увечных испанцев, осевших в колонии после первых экспедиций. Во-первых, они стоили дешевле, а во-вторых, зачем матросам молодость и здоровье, если они все смогут искупаться в чудесном источнике и возвратить себе и то и другое?

В марте 1513 года флотилия покинула берега Пуэрто-Рико, где заканчивалось ее снаряжение. На борт поднялся «адмирал» де Леон. Штурман уверенно взял курс на северо-запад, на Багамские острова. Частично они уже были знакомы испанцам. Именно там промышляли конкистадоры, добывая рабов-туземцев. Но знакомые места скоро кончились. Корабли замедлили ход. Нужно было соблюдать осторожность, чтобы не налететь на рифы и не пропустить заповедный остров молодости.

Испанцы высаживались на каждом встреченном клочке суши, купались во всех источниках, но увы… Никто из них не становился моложе!

Скоро вся северная группа Багамских островов осталась за кормой и впереди показались берега большой неизвестной земли. Но и здесь желанного источника не оказалось. В день праздника Цветущей Пасхи (по-испански Паскуа Флорида) огорченный «адмирал» приказал бросить якорь. Облачившись в парчовый камзол, в сопровождении солдат он высадился на берег и от имени кастильской короны вступил во владение новым «островом», названным им Флоридой. На самом деле это был полуостров континента Северная Америка — первое испанское владение на материке Нового Света.

После торжественной церемонии конкистадорам пришлось поторопиться и убраться на корабли, потому что на берег высыпали толпы «рослых, сильных (индейцев. — А. Т.), одетых в звериные шкуры, с громадными луками, острыми стрелами и копьями на манер мечей». Именно так описал впоследствии встречу с местными жителями Берналь Диас дель Кастильо — конкистадор и писатель, сопровождавший де Леона.

На обратном пути на юг корабли попали в мощный поток теплого морского течения. Целая река густо-синего цвета, заметно отличающаяся от окружающей ее зеленовато-голубой океанской воды, стремительно неслась с запада между Флоридой и Багамскими островами в открытый океан. Течение было таким сильным, что ночью оно сорвало с якоря и унесло в океан один из кораблей. Стоял штиль, паруса бездействовали. И корабль был полностью во власти текущей воды. С ужасом смотрели матросы на удаляющиеся берега и мачты оставшихся позади кораблей. Впереди их ждала гибель в море Дьявола…

«Всемогущий господь» сжалился над старыми людьми, и без того потерпевшими неудачу в своих поисках источника молодости, он послал им ветер…

Штурман экспедиции, старший кормчий Антонио Аламинос, уроженец портового городка Палоса в Андалусии и участник четвертого плавания Колумба, первым отметил на своих картах направление движения открытого испанцами течения, угадал, что оно должно доходить до берегов Западной Европы, и позже предложил пользоваться им при возвращении из Вест-Индии домой.

Так была открыта великая «морская река», названная испанцами «течением из залива». Собираясь из многих струй, она несет в себе больше воды, чем все реки Земли вместе, и своим теплым дыханием согревает Западную Европу, служит ей воистину «источником вечной молодости», который так и не удалось найти Хуану Понсе де Леону со своей престарелой командой.

МОРЕ ЛАБРАДОР. Часть Атлантического океана между островами Гренландия и Баффинова Земля и полуостровом Лабрадор. Точных границ не имеет. Глубина — до 4316 метров. Крупные заливы: Гудзонов, Унгава, Камберленд, Фробишер. Покрыты большую часть года льдом. Названо по имени полуострова Лабрадор.

Правда, после одной из экспедиций Аламинос сообщил, что все-таки отыскал остров Бимини. Сейчас их на картах даже целых два: Северный и Южный Бимини у 25 градусов 40 минут северной широты к юго-западу от Большой Багамы. Вот только те ли это острова, что открыл Антонио Аламинос, неизвестно. Чудесных источников на них, к сожалению, нет.

Между прочим, одним из первых исследователей Гольфстрима, человеком, составившим первую карту этого течения, был знаменитый американский ученый Бенджамин Франклин. Назначенный генеральным почтмейстером, он заинтересовался: почему почтовые суда, курсирующие между Англией и ее колониями в Новом Свете, пересекают океан с запада на восток быстрее, чем в обратном направлении? Испанцы, как правило, держали сведения свои об открытиях в секрете. Но Франклин изучил вахтенные журналы и карты китобоев. Кроме того, он сам, пересекая Атлантику, каждый день заставлял матросов черпать забортную воду деревянным ведром и измерял ее температуру. Так ему удалось установить, когда судно вошло и когда вышло из зоны теплого течения. На основании полученных данных Франклин и составил карту Гольфстрима.

Бесчеловечный проект

Между тем Соединенные Штаты Америки от «своего» Гольфстрима не получают ни капли пользы. Вливаясь в Атлантику, течение резко отворачивает от североамериканских берегов и идет на восток к Европе. Понятно, что мысли о том, нельзя ли исправить подобную «несправедливость», не могли не прийти в головы предприимчивым янки. И вот один за другим появляются проекты — прорыть канал у самого основания полуострова Флорида на широте Джексонвилла, поставить заслон в Атлантике и множество других… Цель их — изменить направление течения, повернуть его вдоль восточного берега Североамериканского континента, обогреть свои и без того теплые берега… заморозив Европу.

Если подобный проект осуществится, последствия его могут оказаться ужасными. Ведь одна лишь прибрежная зона Франции получает от Гольфстрима столько тепла, сколько образуется от сжигания нефти в количестве, в десять раз превышающем мировую добычу.

Поворот Гольфстрима явился бы настоящей экологической катастрофой. Зимы в Западной Европе стали бы морозными, с температурой 28–30 градусов ниже нуля. Замерзли бы Англия, Дания и Швеция. Замерзли бы приморские западно-европейские государства, обладающие таким на удивление мягким климатом, что на Рейне выращивают виноград, а в Дании и Швеции зимой ходят без шапок и в легких куртках.

Трудно сказать сегодня, насколько реально выполнение такого проекта. Капиталистам он невыгоден, нерентабелен, и тем не менее время от времени этот бесчеловечный проект снова и снова обсуждается в различных комитетах и обществах США.

Саргассово море

Саргассово море — как бы огромная застойная «лужа» в Северной Атлантике. На западном его краю проходит мощный Гольфстрим, на востоке — широкое Канарское течение. Северные границы омываются Северо-Атлантическим течением, а южные — Северным Пассатным течением. Получается как бы громадный водоворот, в центр которого ветер сгоняет легкие соленые и теплые воды с поверхности более холодной и тяжелой воды. Теплая вода скапливается в этом месте в виде большой линзы или чечевицы, более чем на метр возвышаясь над общим уровнем океана.

Название этого моря произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю акваторию этого моря без берегов, моря посреди океана. Когда первые португальские корабли вошли в эти воды и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. «Гроздь винограда» по-португальски «sargasso». Так и стал называться этот район Атлантического океана Виноградным, или Саргассовым, морем. На самом же деле это был, конечно, никакой не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности.

«Проклятое место, — говорили первые мореплаватели. — Воздух здесь так густ и неподвижен, что на палубе можно на всю ночь оставить горящую свечу и она не погаснет. Парусник, занесенный сюда, может долго-долго стоять на одном месте с обвисшими парусами, обрастая, опутываясь прочной паутиной водорослей. Их щупальца цепко удерживают корабль в этой ловушке, пока весь экипаж не умирает от голода и жажды под палящим солнцем. От судна же остается лишь насквозь прогнивший корпус, заваленный скелетами…» Страшная картина: медленно двигаясь по кругу, обреченный корабль приближается к центру моря, где гигантский водоворот наконец утаскивает его на дно…

Поговаривали, что здесь, южнее «конских широт», громоздятся друг на друга мертвые корабли с сундуками, наполненными несметными сокровищами, но всякий, протянувший к ним руку, погибает от страшных чудовищ, населяющих эти воды.

На самом деле, конечно, не совсем так. Штили здесь частые, но не столь продолжительные, водоросли не такие уж хищные, а чудовища…

По длинным стеблям колышущихся водорослей ползают большей частью безобидные козявки, превращенные в чудовища лишь фантазией моряков.

ЛИГУРИЙСКОЕ МОРЕ. Часть бассейна Средиземного моря между островами Корсика, Эльба, а также берегами Франции и Италии. Площадь — 15 тысяч квадратных километров. Глубина — до 2546 метров. Крупный залив — Генуэзский. Главные порты: Ницца, Генуя, Специя, Ливорно.

Названо по имени древних племен, населявших в середине 1-го тысячелетия Северо-Западную Италию и Юго-Восточную Галлию. Окончательно лигурийцы были покорены римлянами во II веке до нашей эры.

Название же «конские широты» сохранилось за этими местами с тех пор, когда парусники, перевозившие переселенцев в Новый Свет, подолгу простаивали в безветренном районе. Запасы питьевой воды истощались, и ошалевшие от жажды лошади срывались с привязи и кидались в море, к воде… Откуда им, лошадям, знать о том, что она соленая и для питья непригодна. А то бывало, что и сами люди выкидывали ослабевших животных за борт, чтобы сохранить жизнь для более сильных и выносливых. Не потому ли, утверждали старые моряки, темными ночами по соленым водам «конских широт» носятся призраки утонувших лошадей?.. Но это, конечно, легенды. Кстати, посмотрите на карту: район, очерченный пунктирными линиями от полуострова Флорида к Бермудским островам, а оттуда к острову Пуэрто-Рико и снова на Флориду, захватывает воды Саргассова моря и входит в состав «Адова круга» под названием «Бермудский треугольник».

Тайны «Бермудского треугольника»

6 сентября 1492 года, закончив на острове Гомера, входящем в группу Канарских островов, ремонт одного из своих кораблей, Колумб приказал выйти в открытое море и взять курс на запад. Три недели на море царил почти полный штиль и корабли еле ползли вперед, оставаясь все время вблизи Канарских островов. Но затем подул попутный ветер. Паруса наполнились, и скоро последний из знакомых островов скрылся за горизонтом. Матросы приуныли. Они не были трусами. Экипажи в основном состояли из бывалых моряков. Но до них никто из европейцев не отваживался забираться так далеко на запад, в неизвестное море Мрака. Никто не знал, что ждет их впереди, ни у кого не было карт, были лишь слухи о чудовищах, населяющих эти воды…

Боясь, как бы тревога матросов не перешла в панику, Колумб стал отмечать в судовом журнале и объявлять команде преуменьшенное расстояние, пройденное за день.

Нападение на корабль морского змея. Со старинного рисунка.

Дней через десять вахтенные заметили в открытом море странные пучки травы. Зелень ее свидетельствовала о том, что трава совсем недавно оторвалась от суши. Но корабли все шли и шли вперед, и вахтенные напрасно вглядывались в море, надеясь увидеть берег. Снова пропал ветер. Жара, густотравянистое море и нигде никакой земли. В это время Колумб заметил, что с компасом — единственным надежным другом моряков — творится что-то непонятное. Его стрелка отклонялась от севера, отказываясь давать правильное направление. В те времена считалось, что черная намагниченная стрелка всегда направлена на Полярную звезду, возле которой находится притягивающий ее магнитный камень. Матросы волновались.

Колумб успокаивал, кое-кому грозил. Все ничего, если бы не «проклятый» компас… И тут в голову ему пришла замечательная мысль. Утром он собрал команду «Санта-Марии», вызвал с «Пинты» Мартина Пинсона, командовавшего этим кораблем, и его брата Висенте Пинсона — капитана «Ниньи», самого маленького третьего корабля флотилии, пригласил штурманов. Облачившись в адмиральский камзол, со шпагой и с пистолетами за поясом, он объявил о том, что сделал великое открытие. Стрелка компаса указывает вовсе не на Полярную звезду, как считают кабинетные географы Кастилии и других государств. Ее притягивает другая точка на поверхности Земли. Оттого она и отклоняется при дальних переходах на разные углы от истинного — северного направления. Весь экипаж глубоко уважал научные познания своего адмирала. К тому же он прекрасно стрелял из пистолета. И может быть, именно от этого объяснения звучали особенно убедительно.

Колумбу поверили, хотя не исключено, что придумал он свою гипотезу только для успокоения экипажа. В будущем же подтвердилось, что великий путешественник совершенно правильно разгадал загадку странного поведения компасной стрелки.

Сегодня даже малыши знают, что синий конец стрелки показывает совсем не на Северный полюс Земли, а на магнитный. И поэтому на большей части поверхности нашей планеты стрелка компаса отклоняется от направления меридиана. Угол этого отклонения называется магнитным склонением. В разных долготах он разный, и, чтобы его скорректировать, морским и авиационным штурманам приходится в дальних походах постоянно вносить поправку в показания компасов.

Есть предположение, что причиной аварии некоторых судов в районе Саргассова моря были ошибки штурманов в поправках на магнитное склонение. Так оно было или иначе, а скорбный список жертв «Адова круга» и «Бермудского треугольника» впечатляет.

1840 год. Неподалеку от Ниссау (Багамские острова) обнаружено французское судно «Розали», покинутое экипажем. Судно и груз находились в полном порядке.

1854 год. В районе «Бермудского треугольника» исчезло английское судно «Белла».

1872 год. Таинственная история бригантины «Мэри Селест», следовавшей из Нью-Йорка и покинутой экипажем.

31 января 1880 года от Бермудских островов отошел британский корабль «Атланта». На пути в Англию он исчез, не оставив никаких следов.

МРАМОРНОЕ МОРЕ. Расположено между Европой и Малой Азией, проливом Босфор соединяется с Черным морем, через пролив Дарданеллы — с Эгейским морем, являющимся частью Средиземного. Площадь — 12 тысяч квадратных километров, глубина — до 1273 метров. Крупных рек в него не впадает. Главный порт — Стамбул.

В древние времена Мраморное море греки называли Пропонтидою, как расположенное между двумя морями — Средиземным и Черным.

5 декабря 1945 года в 14 часов 10 минут пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа «эвенджер» с ревом пробежали по взлетной полосе авиабазы военно-морских сил в Форт-Лодерлейле и поднялись в воздух; это явилось прологом к величайшей тайне в истории всей мировой авиации, тайне настолько захватывающей, что впоследствии это событие станут называть «Мэри Селест» от авиации.

Кораблекрушение. Со старинного рисунка.

19-е звено должно было совершить обычный партрульный полет. Обычно эпипаж «эвенджера» состоит из 3 человек, включая пилота, но в этот день 1 человек не явился на аэродром к началу полетов… Остальным 14 летчикам 19-го звена вернуться на базу было не суждено…

Как показало дальнейшее расследование, каждый самолет прошел тщательный предполетный осмотр, баки были полностью заправлены горючим. Все оборудование, двигатели, компасы и приборы были в полном порядке. В каждом самолете было установлено надежное радиооборудование, включая радиостанцию на десять каналов связи и радиокомпас, в любой точке полета указывающий направление на базу. Все самолеты были снабжены самонадувающимися спасательными плотами, а у летчиков были спасательные жилеты. И пилоты, и члены их экипажей обладали большим опытом летной работы. Погода не оставляла желать лучшего.

Первое сообщение от патрульного звена поступило в 15 часов 45 минут, то есть в то время, когда они должны были запросить командно-диспетчерский пункт о данных захода на посадку. Поступило, однако, странное донесение.

«У нас аварийная обстановка, — послышался взволнованный голос. — Очевидно, мы сбились с курса. Мы не видим земли… повторяю… мы не видим земли…» — «Сообщите ваше местоположение», — запросил командно-диспетчерский пункт. «Мы не можем определить свое местоположение, — ответил командир звена. — Мы не знаем, где сейчас находимся. Мы, кажется, заблудились».

Как это могло случиться? Условия полета был идеальными.

«Держите курс на запад», — распорядился командно-диспетчерский пункт.

Последовало долгое молчание. Потом снова на связь вышел командир звена. В голосе его явно слышалась тревога:

«Мы не знаем, где запад. Ничего не получается… странно… Мы не можем определить направление. Даже океан выглядит не так, как обычно!»

Диспетчеры были поражены. Даже если магнитная буря вывела из строя все компасы, пилотам все равно было нетрудно найти дорогу домой. Взяв курс прямо на солнце, которое в это время приближалось к горизонту, они пересекли бы линию побережья совсем рядом с базой. Однако из донесений выходило, что они не видят солнца…

Гигантская летающая лодка типа «мартин маринер» с экипажем из 13 человек немедленно вылетела туда, где предположительно должно было находиться патрульное звено. Оборудованный всевозможными спасательными средствами, этот самолет мог совершить посадку на воду при самой высокой волне… «Маринер» передал по радио несколько обычных сообщений… Потом на командном пункте наступила зловещая тишина.

…Поисковые операции приняли небывалый размах… 300 самолетов и 21 судно обшаривали каждый квадрат воды и неба, поисковые партии на суше обыскивали побережье Флориды, острова Флорида-Кис и Багамские, но ни море, ни берег, ни джунгли, ни горы ничего не рассказали о том, куда делось патрульное звено и спасатель. Поиски продолжались несколько недель… Однако они ничего так и не дали.

Военные эксперты были совершенно сбиты с толку: 6 самолетов и 27 человек — как могли они бесследно исчезнуть в таком небольшом районе?

В 1947 году в районе Бермудских островов при загадочных обстоятельствах исчез американский бомбардировщик «Летающая крепость».

В 1948 году в том же районе исчезли два пассажирских самолета.

В последующие годы суда и самолеты стали пропадать с устрашающей регулярностью. Действию таинственных сил приписали и гибель двух американских подводных лодок — «Трэшер» и «Скорпион», хотя обе остались лежать на дне довольно далеко от рокового треугольника.

В 50-х годах столь же таинственное место обнаружилось и на другой стороне Земли, неподалеку от берегов Японии. В течение трех лет в нем пропало до 9 судов, из которых лишь 1 сумело послать сигнал бедствия. Морем Дьявола назвали этот не очень определенный географически район Тихого океана. Более 40 судов, 20 самолетов и около 100 человеческих жизней поглотил «гибельный круг». Впрочем, к 70-м годам нашего столетия таких губительных и роковых мест на земном шаре уже насчитывалось около дюжины. Пора было переходить к строго обоснованным, научным объяснениям. И за ними дело не стало.

СЕВЕРНОЕ МОРЕ. Расположено у берегов Северной и Средней Европы. Площадь его — 565 тысяч квадратных километров, глубина в основном меньше 100 метров. В южной части имеются отмели. В Северное море впадают крупные реки: Эльба, Везер, Рейн, Темза. Главные порты: Роттердам, Амстердам, Антверпен, Лондон, Гамбург, Осло, Берген. Много было у него названий. Еще в прошлом веке англичане именовали его Германским, датчане — Западным, русские — Немецким, а немцы — Северным морем.

Вряд ли можно возложить ответственность за исчезновение такой армады на циклоны, бури или смерчи, вообще на какие-либо известные и обычные проявления стихии. А на необычные? Может быть, в границах «гибельных кругов» действуют какие-то неизвестные нам пока атмосферные нарушения или электромагнитные аномалии, загадочные оптические аберрации типа «дыры в небе» или искривления пространства, в результате которых пропавшие корабли и самолеты оказываются в другом измерении? Может быть, там существует некая гравитационная аномалия и время течет с разной скоростью?

А может быть, существуют невидимые атмосферные волны, словно мощным тараном разрушающие самолеты? Была предложена теория полей «пониженного сцепления» в атмосфере, которые разрушают самолеты. Потом появилась гипотеза «губительных вихрей», зарождающихся в районах Северного и Южного полюсов, а также еще в ряде районов каждого из полушарий Земли.

Была даже опубликована версия, что в районе «Бермудского треугольника», весьма удобного для запуска космических ракет, некогда были установлены сигнальные буи инопланетян, указывающие направление наиболее удобного подлета к Земле. Время от времени эти буи начинают работать, и тогда… Тогда якобы по вине инопланетной техники происходят чудеса. Все это, конечно, чепуха, рассчитанная на легковерного обывателя.

Самыми скептическими слушателями всех этих предположений были сами работники морской береговой охраны. «Бросьте, — говорят они, — бросьте выдумывать. Плохие метеорологические условия, технические неполадки и ошибки людей, а вовсе не сверхъестественные силы стали причиной всех этих трагедий. В районе оживленное транспортное сообщение. Почему бы иначе число аварий так возрастало во время рождественских каникул, когда множество людей на своих яхтах, на частных самолетах летит на Багамские острова провести праздники?»

Несколько месяцев в этом «страшном» районе работала совместная советско-американская океанологическая экспедиция. И тоже никаких потусторонних встреч. Может быть, «таинственные силы» избегают ученых?

При тщательных расследованиях в большинстве случаев катастрофы получают вполне логическое объяснение: либо судно попадает в ураган, о котором потом почему-то «забывают» любители сенсаций, либо трагедия происходит по чьей-то вине, которая тем не менее всячески скрывается и затушевывается по разным причинам. Многие катастрофы, даже случившиеся вдали от рокового треугольника, иногда просто-напросто приписываются ему. В ряде случаев после аварии не оставалось никакой вразумительной информации… Вот тут-то и разыгрывалось воображение обывателей.

Нет, природа не таит в себе никаких сверхъестественных и непознаваемых загадок. Есть, конечно, явления, пока еще до конца не познанные наукой, но в «Бермудском треугольнике» ученые их не обнаружили. Все «тайны» раскрыли либо журналисты, либо самодеятельные исследователи-любители.

Карибское море

Осенью 1493 года, а точнее, 25 сентября, 17 испанских судов, в числе которых были 3 больших корабля, вышли из Кадиса и взяли курс на запад. Так началась вторая экспедиция Колумба, завершившаяся открытием Малых Антильских островов и острова Ямайка. Посмотрите на карту. Эти острова расположены по краю полузамкнутого водного бассейна Атлантического океана, который называется Карибским морем.

По запискам, оставленным современниками экспедиции, на кораблях Колумба было более 2 тысяч человек: небольшая группа придворных короля Фердинанда и королевы Изабеллы, сотни гордых, но нищих дворян-идальго, которым нечего было делать на родине, королевские чиновники, монахи и просто искатели приключений.

«Бермудский треугольник».

На самом большом из кораблей «Мария Таланте» развевался адмиральский флаг. Великий адмирал, вице-король и правитель открытых островов дон Кристоваль Колон — так именовали испанцы Колумба — «поймал» попутный ветер и за двадцать дней пересек Атлантику. Стояла прекрасная погода, когда впередсмотрящий флагманского корабля закричал: «Земля!» На судах поднялась суета, заржали лошади, заревели ослы, замычали коровы и завизжали свиньи. Но громче всего лаяли собаки — огромные злые псы, специально дрессированные для охоты на людей.

Такими представляли себе люди обитателей морских глубин. Со старинной гравюры.

К удивлению испанцев, на первых островах они не нашли вообще никакого населения. Потом обнаружили деревни, в которых обитали одни женщины. Испанцы даже подумали: уж не наткнулись ли они на легендарные «острова безмужних женщин», о которых писали раньше некоторые путешественники? Но постепенно все разъяснилось. Оказалось, что женщины — пленницы и привезены сюда воинственными индейцами карибами, которые в настоящее время совершают набеги на своих длинных лодках на другие острова.

В домах индейцев испанцы с недоверием рассматривали «множество человеческих костей и черепов, развешанных, точно посуда, для разных надобностей». «Карибы… канибы… каннибалы» — назвали испанцы индейцев. «Каннибалы»-«людоеды» — так стали их называть в Европе после возвращения экспедиции на родину. А море, теплое и синее, получило название Карибского.

Ну а все-таки ели или не ели туземцы людей? У карибов, точно так же как и у других племен, находившихся на определенной ступени развития, был военный обычай после битвы съедать сердце и мускулы побежденного врага, чтобы стать таким же смелым и сильным. Но рассказы о том, что население Малых Антильских островов питалось людьми, были, конечно, неправдой. Испанцам выгодна была такая легенда: она позволяла безнаказанно грабить и убивать местное население. Кто станет протестовать против убийства людоеда?..

Карибы оказались действительно бесстрашным народом. Вооруженные луками со стрелами и копьями, они редко сдавались в плен, предпочитая неравный бой. И тогда Колумб начал планомерное покорение островов. Он ввел в сражения никогда не виданную индейцами конницу, огнестрельное оружие и огромных собак. Война превратилась в жестокую травлю и уничтожение коренных жителей.

По сути дела, это была обыкновенная пиратская захватническая экспедиция. И великий адмирал моря-океана Христофор Колумб выступал в ней не более чем главарем пиратов. С тех давних пор и до нашего времени Карибское море славится пиратскими набегами. Только современные пираты не поднимают флаг с «Веселым Роджером» на мачте и пользуются наиновейшим оружием…

Флибустьеры, буканьеры и другие

Вообще, пиратство — это обыкновенный морской разбой. Но если подойти к вопросу построже, то окажется, что в нем есть различия. Самое классическое определение пиратства дано в русской «Военной энциклопедии» начала нашего века: «Морской разбой, чинимый частными лицами, по частному почину и с корыстной целью против чужой собственности». Таких пиратов называли в XVII веке, в период расцвета этого промысла, флибустьерами и буканьерами.

«Флибустьер» в переводе с французского языка обозначает «свободный грабитель». В XVI–XVII веках большинство пиратов в Карибском море были французами. Самый известный из них — Франсуа Леклерк. Он не только нападал на корабли в море, но и захватывал целые города.

Буканьеры — вольные охотники Антильских островов — представляли собой весьма пеструю и смешанную компанию. Тут можно было встретить бывших флибустьеров, дезертиров, метисов, французов, голландцев, англичан… Большую часть времени они мирно занимались охотой, а добытое мясо коптили по индейскому способу «букана» и продавали. (Отсюда и их название.) Когда же испанские власти начинали особенно жестоко преследовать буканьеров, они объединялись в шайки и становились пиратами.

Флибустьеры и буканьеры грабили любой встретившийся им корабль, независимо от его государственной принадлежности.

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ. Расположено между Евразией и Африкой, с Атлантическим океаном соединено Гибралтарским проливом, через пролив Дарданеллы и Мраморное море, а также через пролив Босфор соединяется с Черным морем, а через Суэцкий канал — с Красным морем. Площадь 2 миллиона 505 тысяч квадратных километров, средняя глубина — 1541 метр, а наибольшая глубина — 5121 метр.

Средиземное море разделяется крупными полуостровами и островами на несколько обособленных бассейнов: Лигурийское море, Тирренское, Адриатическое, Ионическое и Эгейское моря.

В бассейн Средиземного моря гидрографы включают Мраморное и Черное моря. Крупнейшие реки, впадающие в Средиземное море: Эбро, Рона, Тибр, По, Нил.

Главные порты: Марсель, Генуя, Аугуста, Триест, Сидра, Марса-Брега, Александрия, Барселона, Риека.

Древние греки называли это море Белым или Прекрасным. Римляне именовали его Внутренним морем.

Иная цель и иная задача была у корсаров, каперов или приватиров.

Их корабли снаряжались на деньги какого-либо частного лица или компаний людей. Капитаны получали от своего правительства патент, служивший охранной грамотой при встрече с кораблями дружественных стран. Корсары грабили корабли враждебного государства. О распространенности подобного промысла говорит хотя бы то, что «корсар» — слово французское, «капер» — немецкое, а «приватир» — английское…

И наконец, в новое время появилась еще одна разновидность морского бандитизма — рейдерство. Если простой пират грабил для того, чтобы самому стать богаче, корсар должен был делиться добычей с теми, кто снарядил его в рейд, то рейдер просто состоял у правительства на службе. А посему в задачу рейдерства ограбление судов не входило. Рейдер просто топил корабль противника, не заглядывая в его трюмы. Значит, рейдерство — война на море.

В XVII веке центром пиратства Карибского моря стал Порт-Ройял на острове Ямайка. Это и понятно. Открытие Нового Света и лихорадочный грабеж новых колоний испанскими конкистадорами породили соперничество «обойденных» и «обделенных» европейских государств. Сначала французы, а потом англичане и голландцы охотятся за испанскими талионами, перевозящими в Испанию серебро и золото Америки.

«Звездным часом» карибских пиратов был поход десятков кораблей под предводительством Генри Моргана и взятие ими Панамы.

С тем же именем связан и закат пиратской вольницы. Морган перешел на службу английской королевы и стал ревностно преследовать корабли своих бывших товарищей. Делал он это настолько успешно, что большинству пиратов пришлось покинуть Карибское море и искать себе добычу в других местах.

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ. Часть бассейна Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика. Площадь — 214 тысяч квадратных километров. Глубина — до 3830 метров. Крупные заливы: Гаэта, Салернский, Поликастро, Сент-Эуфемия. Главные порты: Неаполь, Палермо.

Название свое море получило от тирренского (этрусского) племени, жившего в до римские времена на побережье Италии.

Пиратство — промысел весьма древний. Можно смело сказать, что в день, когда первый торговец нагрузил свои товары в лодку, чтобы перевезти их морским путем, следом за ним пустился вдогонку и первый пират. Еще до нашей эры, в античные времена, древние государства вели настоящие войны с пиратами Средиземного моря, которые захватывали приморские берега и облагали города данью.

Множество географических открытий на нашей Земле связано с именами пиратов, потому что среди них было немало лучших мореходов своей эпохи. Но результаты этих открытий и их роль в познании Земли были ничтожны.

Пираты предпочитали грабить новые земли, а не осваивать их территории.

Пираты XX века

Президент Международной федерации ассоциаций морских капитанов, тяжело вздыхая, пишет уже не первое письмо, копии которого рассылаются в Индонезию и Сингапур, в порты и западного побережья Африки, и восточной части Средиземного моря, и Карибского бассейна. В письмах — просьба: «Примите меры, положите конец действиям пиратов по отношению к торговым судам и их экипажам». Невероятно, правда? Конец XX века, а солидный и уважаемый человек пишет о пиратах…

Между тем господин президент находится в здравом уме и не является сочинителем приключенческих романов.

Все чаще и чаще в национальные коллегии капитанов обращаются «просоленные морские волки» с жалобами на пиратские нападения в аванпортах и на рейдах, где судам подолгу приходится простаивать в ожидании разгрузки.

Обычно они приходят ночью, чаще в новолуние, рассказывают капитаны, в час или в два, когда вахтенный остается наедине с воспоминаниями о родном доме или просто дремлет от усталости. Они бесшумно подходят на лодках или катерах, взбираются на борт по якорным цепям, если судно стоит на рейде, или же карабкаются с помощью веревок, снабженных крючьями на концах. Они вскрывают контейнеры с грузом, берут в плен моряков в качестве заложников, а тех, кто оказывает сопротивление, убивают.

В Карибском море флибустьеры подкарауливают яхты путешественников и туристов. Дорогая кино- и фотоаппаратура, электроника, люди, за которых есть надежда получить выкуп, — вот их обычная добыча.

В итальянском журнале «Эпока», выходящем в Милане, приведена карта мира, на которой черными метками обозначены места и районы, где суда чаще всего подвергаются нападениям пиратов. И самая большая черная клякса — «район А» — стоит на Карибском море.

В Малаккском проливе пираты нападают в основном на танкеры. Их интересуют сейфы в каютах судов. Условия для нападения в этом месте идеальные. Танкеры здесь идут медленно. Их хозяевам некуда торопиться. Цены на мировом рынке колеблются и в любой момент могут подскочить.

Пираты выходят на промысел обычно на двух лодках. Натягивают между ними длинный трос, и танкер, который проходит посередине, медленно увлекает лодки за собой. Бесшумно, не включая моторов, приближаются они к бортам танкера и…

Есть и другой вид современного пиратства: когда в соглашение с морскими разбойниками вступает сам капитан и тем не приходится даже захватывать судно. Его отводят в какой-нибудь заранее намеченный порт, разгружают и либо топят (в таком случае хозяин получает полную страховку), либо перекрашивают и дают новое название.

Как же бороться с нападениями? Капитаны и слышать не желают о том, чтобы вооружить команду: они не доверяют своим матросам. А дипломаты старательно закрывают глаза на происходящее, делают вид, будто никаких инцидентов на морях не происходит.

Едва ли не единственный случай организованной борьбы с пиратами имел место несколько лет тому назад, когда известный филиппинский корсар по имени Капитан Джикири захватил японское торговое судно «Сухиро Мару». В качестве выкупа за него он потребовал миллион филиппинских песо.

Понадобились организованные действия 10 (!) военных кораблей, чтобы заставить пирата вернуть добычу.

История морского пиратства уходит своими корнями в древние времена и имеет продолжение в наши дни. Это малопочтенное ремесло — сродни обыкновенному воровству — процветало не только в Атлантическом океане.

Мы еще встретимся с «джентльменами удачи» и в других районах планеты.

И к сожалению, пока рано говорить о них в прошедшем времени.

Атлантический океан раскрывает вековые тайны

Существует мнение, что свое название Атлантический океан получил от легендарной страны Атлантиды, будто бы когда-то располагавшейся на громадном острове и поглощенной волнами во время страшного землетрясения.

Вот что писал древнегреческий философ Платон, который первым рассказал людям о чудесной стране: «Остров тот был больше Ливии (так называли древние греки Северную Африку.-А. Т.) и Азии (то есть полуострова Малая Азия. — А. Т.), взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а от тех островов ко всему противолежащему, которым ограничивался тот истинный понт (море. — А. Т.)… На этом Атлантидском острове сложилась великая и грозная держава царей…».

После описания страны и столицы атлантов Платон переходит к описанию гибели Атлантиды:

ЧЕРНОЕ МОРЕ. Расположено между Европой и Малой Азией. Через мелководный Керченский пролив соединяется с Азовским морем, через пролив Босфор — с Мраморным морем и дальше — через Дарданеллы — со Средиземным. Площадь его — 422 тысячи квадратных километров. Северо-западная часть мелководна, не глубже 20–30 метров, а середина — глубоководная котловина с наибольшей глубиной 2210 метров. На глубине примерно 150 метров начинаются слои воды, зараженные сероводородом и потому совершенно безжизненные.

Крупные заливы: Днестровский и Днепро-Бугский лиманы, Каркинитский, Каламитский и Синопский заливы.

Крупные реки, впадающие в Черное море: Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, Риони, Кызыл-Ирмак.

Главные порты: Одесса, Ильичевск, Новороссийск, Туапсе, Поти, Батуми, Констанца, Бургас, Варна, Трабзон, Самсун.

Древние греки называли море сначала Аксэйнос — Негостеприимное, а потом Понтом Евксинским, что означало Гостеприимное море. В IX веке его стали называть Русским морем, потому что никто, кроме руссов, не рисковал выходить в его бурные просторы. Турки, захватившие Причерноморье в XV–XVI веках, называли море Кара-Дениз, что означало Злое или Черное море.

«Остров Атлантида, говорили мы, когда-то был больше Ливии и Азии, а теперь осел от землетрясений и оставил по себе непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти далее они не могут». И произошла эта катастрофа, по словам автора, девять тысяч лет тому назад.

С той поры поисками Атлантиды занимались многие поколения ученых. Одни усматривали остатки затопленной территории в Канарских островах. Другие видели Атлантиду в Скандинавском полуострове и даже в Америке… Возникла целая научная специализация — атлантология. Многие виднейшие ученые-атлантологи помещали легендарную страну в северную часть Атлантического океана. В подтверждение этого мнения приводилось множество исторических, астрономических, географических и прочих данных. Молчали лишь геология с геофизикой и океанология. У первых двух не было для ответа конкретных фактов, а последняя была слишком молодой наукой, чтобы заниматься старыми загадками.

Но за последние десятилетия геолого-географические исследования в океанах продвинулись так далеко, что появилась реальная возможность осветить и этот темный вопрос. Научно-исследовательские суда подняли на борт и исследовали в разных местах Атлантики донные осадки. С помощью автоматических эхолотов детально изучен рельеф дна Атлантического океана. Сейсмическими и магнитными методами ученые исследовали строение земной коры Центральной и Северной Атлантики. Наконец, во многих местах проведено глубокое бурение со специально оборудованных для этой цели научно-исследовательских судов. Какой же ответ дали все эти исследования?

Донные осадки рассказали о том, что по крайней мере триста тысяч лет они спокойно накапливались в тех местах, откуда их достали люди.

Рельеф дна, к сожалению, тоже не дал возможности предположить существование некогда опустившегося острова.

Бурение убедительно показало, что в центральной части Атлантики, вблизи срединно-океанического хребта, за последние миллионы лет не было никакой суши.

Значит, по научным данным, в Атлантике скорее всего Атлантиды никогда не было. А как же рассказ Платона, не взял же он его с «потолка»? Что-то должно быть в основе?.. Конечно! И новые поиски ученых открыли в атлантологии новую главу.

Жил в России в первой половине прошлого века очень интересный человек, звали его Авраам Сергеевич Норов. Семнадцати лет, не окончив курса Московского университета, он поступил юнкером в Гвардейскую кавалерию и участвовал в Отечественной войне с французами. В Бородинском сражении юнкер был тяжело ранен и лишился ноги. Но Авраам Сергеевич не пал духом. Он стал учиться самостоятельно, овладел семью языками, включая латынь, греческий и древнееврейский. Много путешествовал, писал стихи и прозу.

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским полуостровом, Малой Азией и островом Крит. Площадь его — 91 тысяча квадратных километров, а глубина достигает 2561 метра. Имеет очень много островов. Главные порты: Салоники, Измир.

Древние греки полагали, что название моря происходит от имени легендарного царя Аттики Эгея. Узнав о гибели своего сына Тесея, бросился Эгей от горя в волны моря. 4 известие о гибели героя оказалось ошибочным…

Современники отмечали, что он был добрым и отзывчивым человеком, только не очень организованным. На гражданской службе Авраам Сергеевич переходил из ведомства в ведомство и одно время даже занимал пост министра народного просвещения, старался улучшить и облегчить положение студентов.

Нападение кита на корабль. Со старинного рисунка.

Побывав в Египте, Норов написал интересную статью «Исследование об Атлантиде», в которой возражал против помещения загадочной страны в Атлантическом океане. «Можно ли искать Атлантиду древних за теми Столбами Геркулеса, — писал он, — которые обыкновенно ставят в проливе Гибралтарском, тогда как часть земного шара за проливом Гибралтарским не принадлежит истории первобытной?» И дальше он высказывает мысль, что раньше, в дописьменную эпоху, Атлантическим морем именовалось Средиземное. «Можно признать за Геркулесовы Столбы, о которых упоминается в рассказе об Атлантиде, те скалы Босфора Фракийского, находящиеся при выходе в Понт Евксинский (так называлось тогда Черное море. — А. Т.)».

Значит, и Атлантида могла лежать в Средиземном море? И вот совсем недавние исследования археологов открыли в Восточном Средиземноморье неизвестную ранее минойскую культуру. Там в центре Эгейского моря в 3-2-м тысячелетии до нашей эры пересекались морские торговые пути древнего мира. И потому нет ничего невероятного, что на Крите и на островах архипелага располагались крупные поселения Минойского государства.

На Санторине тогда были высокие горы со спящими вулканами, и весь его массив словно самой природой был предназначен для постройки там неприступной крепости.

Значит, там мог быть торговый порт и город…

Но «в один день и бедственную ночь», как рассказывает Платон, вулкан проснулся. Из трещин повалил дым. Жители стали покидать остров. Они заполняли быстроходные корабли, которых всегда было много в гавани Санторина, и отплывали на Крит, перебирались на соседние Кикландские острова или отправлялись на африканское побережье. В Грецию они плыть не могли, потому что находились с нею в состоянии войны.

И вот, когда подземные толчки разрушили уже большинство домов, когда город опустел, вода прорвалась в жерло вулкана и произошел взрыв — гигантский взрыв, потрясший все Восточное Средиземноморье… Тучи пыли и пепла взлетели на воздух. Гигантские волны ринулись в разные стороны от эпицентра, сметая все на своем пути. И впереди них летели, обгоняя ударные, воздушные волны. Девять суток днем и ночью падал с неба пепел. Так писали древние египтяне в своих папирусах о грандиозной катастрофе.

Центральная часть Санторинского острова обрушилась и провалилась глубоко в море…

Геологи подтверждают, что описанная катастрофа вполне могла случиться в указанном месте. До сих пор сохранились ее следы. А вот можно ли с полной определенностью отождествлять минойскую культуру Восточного Средиземноморья с культурой легендарной Атлантиды? На этот вопрос пока еще нет окончательного ответа. Атлантический океан и его моря только приоткрывают завесы над своими тайнами.