6. Тихий океан

К тихому океану все определения нужно применять в превосходной степени: наибольший по размерам, с самыми большими глубинами, разнообразнейший, богатейший и так далее, и тому подобное. И все будет правильно.

Расположен Тихий океан между Азией и Австралией с одной стороны и Северной и Южной Америками — с другой.

На юге и на севере Тихий океан граничит с Южным (Антарктическим) и с Северным Ледовитым океанами.

Площадь этого огромного водного бассейна занимает более трети всей площади Земли.

И можете ли вы поверить, что всего пятьсот лет назад европейцы даже не подозревали о существовании этого океана?

Все мореплаватели и картографы были уверены, что за морем Мрака, как неофициально именовали Атлантику, находится сразу азиатский берег.

Ведь даже Колумб долгое время считал, что приплыл к малонаселенным берегам «Катая» — Китая. И только потом понял, что перед ним новый материк, преграждающий путь к Индии, которая должна лежать в Южном море.

А где искать проход в это Южное море?..

Как открывали Тихий океан европейцы

Осенью 1513 года отряд испанских конкистадоров под предводительством Васко Нуньеса де Бальбоа продирался сквозь густые заросли, держа путь через тропический лес Центральной Америки на запад. Жара стояла изнуряющая. Пот ручьями тек по телам, вызывая нестерпимый зуд под одеждой, прикрытой панцирями. Снять их испанцы не решались, поскольку стрелы индейцев не знали промаха. Большие собаки, которыми конкистадоры травили жителей встречных деревень, еле тащились, высунув язык. Куда же так стремились завоеватели?

Секрет открывался просто. Чтобы узнать, где индейцы прячут золото, солдаты жестоко пытали пленных. И кто-то не выдержал, рассказал, что на юго-западе лежит богатая страна, с горных вершин которой можно увидеть Большое море. Там у людей много желтого металла, зачем-то очень нужного пришельцам. Местное население вовсе не так уж его ценило. Золото было мягким и годилось в основном на украшения. Ножи и наконечники из обсидиана и кремния были куда лучше. Но если золото так уж необходимо этим бородатым, одетым в странные одежды людям, то пусть они его возьмут и уберутся. К золоту, к богатствам, которые мерещились во снах, пробивались остатки большого отряда конкистадоров, набранных из колонистов новых земель.

Бальбоа был настоящим бандитом: беспредельно жестокий, жадный до наживы, он не боялся никого. Твердо решив разбогатеть, он не останавливался ни перед какими трудностями, если впереди маячил призрак золота.

Нелегким был путь отряда. Густые леса и высокие горные цепи вставали на его пути. Голод и желтая лихорадка сопутствовали экспедиции, вырывая одного за другим ее участников. Индейцы, неуловимые, как лесные тени, подстерегали солдат, и те либо умирали отравленные ядом стрел, либо исчезали без крика и навсегда. Пропавших не искали.

Шел конец сентября, когда, взобравшись на вершину очередной горы, испанцы увидели впереди бескрайнюю равнину голубой воды. Это и было Южное море — Великий, или Тихий, океан.

На берег бухты отряд вышел 29 сентября и в честь святого Мигеля (Михаила) назвал ее Сан-Мигель. Так она называется и по сей день. Когда начался прилив, Бальбоа облачился в роскошный камзол, взял в руки кастильское знамя и, войдя в воду, торжественно стал читать грамоту, составленную специально для этого случая нотариусом: «…вступаю во владение для кастильской короны… этими южными морями, землями, берегами, гаванями и островами, со всем, что в них содержится…»

С берегов Дарьенского залива, где находились основанные испанцами населенные пункты, Бальбоа снарядил корабль в Испанию с донесением о великом открытии. К нему он предусмотрительно приложил груду золота и 200 прекрасных жемчужин — пятую королевскую часть награбленного богатства. Он правильно рассчитал. В ответ из Испании пришли к нему милостивые грамоты и новые отряды «безработных» дворян, мечтавших приобщиться к баснословным богатствам Золотой Кастилии, как называли эти земли в ту пору. Так был впервые открыт европейцами Тихий океан. Не в плавании с борта корабля, а с земли, с берега.

В заключение надо сказать, что дон Бальбоа все же получил по заслугам. Когда король стал осыпать его милостями, новый наместник Золотой Кастилии на всякий случай приказал арестовать конкистадора и отрубить ему голову. Благо причин для смертного приговора долго искать не пришлось.

А вот первое знакомство с океаном с борта корабля принадлежит Фернану Магальяншу, или Магеллану, — бедному португальскому дворянину, отправившемуся к берегам страны Святого Креста, как называли Южную Америку в то время, для поиска водного прохода из Атлантики в Южное море. Проход этот нужен был испанцам, чтобы западным путем добраться до Пряных островов. Так называли купцы Молуккские острова. Задачу Магеллан выполнил. Но, вмешавшись в междоусобицу на Филиппинах, погиб. Островитяне закидали его копьями и изрубили тесаками.

Лишь один корабль из пяти, отплывших от берегов Испании, вернулся в родной порт, обойдя весь земной шар. Привел его капитан Хуан Себастьян Элькано.

Мореходы восточноазиатских стран давно уже проложили торговые пути в район, пограничный между Тихим и Индийским океаном. Но для европейцев Филиппины были совсем неизвестны. Не знали они и других островов, остатков великого сухопутного моста между Азией и Австралией в те эпохи, когда уровень Мирового океана был намного ниже.

Так представляли себе первые путешественники гиппопотама. Со старинного рисунка.

Сейчас в этом районе Индонезии и Филиппин, в стране тысяч и тысяч островов, картографы размещают не одно море. Так, берега Юго-Восточной Азии омывают воды Южно-Китайского моря. А с востока Филиппинские острова являются границей Филиппинского моря, района глубочайших трещин в земной коре — глубоководных желобов, увенчанных короной подводных и надводных вулканов. Здесь родина частых землетрясений и… тайфунов. Тропические циклоны обычно зарождаются в районах тропических морей у Маршалловых и Каролинских островов. Отсюда они начинают свое движение, и на морских просторах, где температура воды выше 26–27 градусов Цельсия, набирают силу, становясь настоящими тайфунами.

Панамский канал

Трудно себе даже представить, что до 1914 года путь из Атлантики в Тихий океан был только один — вокруг Южной Америки — на тысячи километров длиннее сегодняшнего. Корабли шли извилистым и каменистым Магеллановым проливом или обходили Огненную Землю, а затем, миновав мыс Горн, по проливу Дрейка выходили из Атлантического океана в Тихий.

Если бы знали испанцы в XVI веке, какой узкий перешеек между двумя огромными континентами отделяет их от Южного моря.

В 1502 году, когда корабли четвертой экспедиции Колумба подошли к берегам Нового Света, моряки узнали, что страна эта называется Верагуа. Переход был тяжелым, и сил ни у кого уже не оставалось. Сам адмирал болел. Бури и нескончаемые штормы истрепали корабли. Корпуса их гнили и текли. Может быть, испанцы так бы и ушли отсюда. Но вдруг в реках, впадающих в Карибское море, кто-то нашел золото. И сразу все изменилось… А через несколько лет прибывшие из Европы колонисты основали здесь селение и назвали его Панамой. Положение нового города было очень важным. Через него проходил путь, связывающий Испанию с ее владениями в Южной Америке. И конечно, идея о прорытии канала через самое узкое место перешейка для того, чтобы соединить два великих океана, не могла не возникнуть в головах людей, даже впервые увидевших карты Нового Света. Слишком очевидной была эта мысль.

МОРЕ БАЛИ. Расположено между островами Бали и Кангеан. Площадь — 40 тысяч квадратных километров. Наибольшая глубина — до 1589 метров. Название получило по имени острова Бали — центра индонезийской культуры.

МОРЕ БАНДА. Расположено между островами Серам, Юго-Восточными, Ветар и другими. Площадь — 714 тысяч квадратных километров. Глубина — до 7440 метров. Главный порт — Амбон на острове Амбон.

Особенно острой стала проблема сооружения канала с развитием капитализма и морской торговли. Между Великобританией и Соединенными Штатами Америки вспыхнула в XIX веке ожесточенная борьба за контроль над Панамским перешейком. Его территория в то время входила в состав республики Новая Гранада (с 1886 года — Колумбия). Англичане захватили несколько островов в Карибском море и силой своего флота стремились удержать в повиновении Центральную Америку. В то же время США навязали Новой Гранаде договор «о мире, дружбе, торговле и мореплавании», получив за это право на постройку железной дороги и беспошлинный транзит через Панамский перешеек.

БЕРИНГОВО МОРЕ. Расположено на севере Тихого океана и отделено от него Алеутскими и Командорскими островами. Площадь — 2 миллиона 315 тысяч квадратных километров, глубина на севере менее 200 метров, на юге — до 5500 метров.

В море впадают крупные реки — Анадырь и Юкон. Значительные заливы у побережья СССР: Анадырский и Олюторский, у побережья Аляски, США — Нортон и Бристольский. Зимой море покрыто льдом. Главные порты: Провидения, Ном.

Названо по имени датчанина Витуса Беринга, служившего в русском флоте, руководителя Камчатских экспедиций.

ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ. Расположено между побережьем Китая, островом Тайвань и японскими островами Рюкю и Кюсю. Крупный залив — Ханчжоувань. Впадает река Янцзы. Площадь моря 836 тысяч квадратных километров, глубина — до 2719 метров. Главные порты: Шанхай, Нагасаки.

Китайцы называют это море Дунхай.

В 1850 году оба капиталистических хищника подписали соглашение, которое давало им одинаковые права в Центральной Америке. Представители Великобритании и США договорились не приобретать исключительного контроля над каналом, который тогда предполагалось прорыть через территорию Никарагуа между заливом Сен-Блаз и истоком реки Баяна. Обе высокие договаривающиеся стороны условились не укреплять этот район и не захватывать никаких новых территорий в Центральной Америке. Будущий канал решили считать открытым для всех стран и принцип нейтралитета распространить на любой новый межокеанский канал.

Все это было заведомой ложью. В 1885 году закончилось строительство американской железной дороги через перешеек, а в 1856 году американские солдаты, высадившись в Панаме, установили над железнодорожной станцией свой контроль.

Фактически США оккупировали Панаму. И с тех пор американские военно-морские силы так и не покидали занятых портов.

Воспользовавшись противоречиями между США и Великобританией, в игру вступила Франция. Помните строителя Суэцкого канала Фердинанда Лессепса? Семидесятилетний предприниматель и авантюрист загорелся новой идеей. Он развил бешеную деятельность. Добился созыва Международного географического конгресса, на котором успешно защищал панамский проект. Он способствовал тому, что в американской печати были опубликованы еще несколько конкурирующих проектов будущего канала. Между сторонниками разных трасс разгорелась борьба. А тут, как на грех, в Никарагуа началось сильное извержение вулкана Момотомба. Противники никарагуанского проекта уверяли, что действующие вулканы этой страны помешают как строительству, так и эксплуатации канала. И тут Лессепс и его сторонники разослали всем сенаторам США письма с наклеенной на конвертах только что выпущенной почтовой маркой с изображением извержения вулкана. Рядом стояла надпись: «Официальное подтверждение вулканической опасности в Никарагуа». Этот ловкий маневр помог склонить сенаторов к выбору панамской трассы.

КОРАЛЛОВОЕ МОРЕ. Расположено между берегами Австралии, Новой Гвинен, Новой Каледонии. Площадь — 4 миллиона 68 тысяч квадратных километров. Наибольшая глубина — до 9174 метров. Главные порты: Еэрис, Порт-Морсби, Нумеа.

Название свое получило из-за множества коралловых рифов и островов.

ЖЕЛТОЕ МОРЕ. Расположено у восточных берегов Азии к западу от полуострова Корея. Площадь — 416 тысяч квадратных километров, глубина — до 106 метров. Крупные заливы: Ьохайвань, Ляодунский и Западной-Корейский. В Желтое море впадают крупные реки: Хуанхэ, Хайхэ, Ляохэ и Ялуцзян. Главные порты: Циндао, Яньтай, Тяньцзинь, Люйшунь (Порт-Артур), Далянь (Дальний), Инчхон (Чемульпо).

Название получило за цвет воды, которая окрашивается мутными водами рек.

В 1879 году в Париже было основано акционерное общество — так называемая Всеобщая компания по строительству межокеанского канала. Акции распределили более чем среди 800 тысяч пайщиков, и в 1881 году начались работы. Однако уже через несколько лет, когда выполнена была только треть намеченных работ, а денег на них истрачено в два раза больше, чем намечалось, работы приостановили. Администрация не жалела денег на подкупы и взятки, чтобы скрыть действительное положение дел. Тем не менее ей пришлось прекратить платежи. Наступило банкротство. А затем, естественно, судебное разбирательство. Вскрылись неблаговидные дела. Множество виднейших политических деятелей Франции оказались замешаны в получении взяток. В том числе три бывших премьер-министра, депутаты парламента, редакторы крупнейших газет и другие официальные лица. Многие предстали перед судом, но… почти все избежали наказания.

Среди немногих осужденных был и восьмидесятичетырехлетний Лессепс. Его приговорили к пяти годам тюрьмы. Во Франции была основана Новая компания Панамского канала. Но испано-американская война 1898 года еще более подогрела аппетит бизнесменов США. Воспользовавшись тем, что народ Панамы в борьбе за независимость требовал отделения от Колумбии, политики США поддержали эти требования. В качестве компенсации они получили зону для строительства канала.

Сразу, с самого начала эксплуатации, все заинтересованные стороны поняли, какое важное военное значение имеет Панамский канал. Японские милитаристы во время второй мировой войны мечтали вывести его из строя.

В 1945 году на верфях Страны восходящего солнца спустили на воду две самые большие подводные лодки в мире, каждая по 3500 тонн водоизмещения. Предназначены они были для нападения на Панамский канал.

Лишь благодаря стремительному наступлению советских войск, война окончилась раньше, чем японская военщина успела использовать это оружие.

В наши дни канал устарел. Громоздкая система шлюзов не позволяет пропускать суда водоизмещением более 40 тысяч тонн. И уже много лет в сенате США рассматривается проект нового бесшлюзового канала.

В 4904 году военное министерство США приступило к работам, а 15 августа 1914 года по каналу из одного океана в другой прошло первое судно. Однако официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года.

За время строительства из-за нечеловеческих условий на канале погибло более 60 тысяч рабочих.

Что же представляет собой межокеанский канал? Его общая длина 81,6 километра. Из них 16,4 километра проложены по дну Панамской и Лимонской бухт, а 65,2 километра — по суше. На большей части трассы канал имеет ширину более 100 метров и глубину примерно 13,5 метра. На канале сооружены 6 парных шлюзов, что позволяет пропускать суда в обоих направлениях. Проводка судов через шлюзы осуществляется электровозами. Среднее время прохождения всего пути около восьми — одиннадцати часов. Пропускает канал до 48 судов в сутки.

БАНАНОВАЯ РЕСПУБЛИКА

Зона Панамского канала перерезает республику Панаму от берега до берега. Это хорошо огражденная и охраняемая полоса земли шириной 16,2 километра. На ней царят свои порядки. С 1939 года полоса находится в ведении военного министерства США. С обеих сторон канала у океанских портов располагаются военно-морские и авиационные базы США. Кроме того, в самой зоне имеется немало крепостей, аэродромов и расквартированы постоянные американские гарнизоны. Из 60 тысяч на этой полоске земли лишь 13 тысяч — панамцы.

На каждое выступление трудящихся с требованием самостоятельности и суверенитета США отвечают целой серией «мер воздействия». В них входят экономические санкции и политический шантаж. Американские власти не останавливаются ни перед какими провокациями.

Панамская буржуазия солидарна с американскими империалистами. Ее не заботит, что страна находится в положении полной зависимости от США. Почти вся пригодная для обработки земля — в руках помещиков и монополистов Северной Америки. Главная культура Панамы — бананы, но 80 % процентов плантаций принадлежит американской компании. Какао, кофе, сахарный тростник — все производится с прицелом на экспорт. А рис — главная продовольственная культура Панамы — не покрывает потребностей населения. Более половины всех продуктов приходится ввозить из США.

НОВОГВИНЕЙСКОЕ МОРЕ. Расположено у северного берега острова Новая Гвинея, от которого получило название, и отделяется от Тихого океана островами архипелага Бисмарка. Основной порт — Маданг. Площадь примерно 310 тысяч квадратных километров, средняя глубина — до 1700 метров.

МОЛУККСКОЕ МОРЕ. Расположено между островом Сулавеси и Молуккскими островами, от которых и получило свое название. Площадь — 274 тысячи квадратных километров. Глубина — до 4970 метров.

Народ Панамы мужественно борется против американских монополистических кругов, завоевывая ступеньку за ступенькой на пути к самостоятельности. Так, с апреля 1982 года американская администрация все-таки вынуждена была передать функции по охране порядка в зоне канала и судопроизводство по морским делам панамским властям. Волны забастовок сотрясают экономику страны. Все они так или иначе отзываются на работе канала.

Проект «Нектон»

Примерно в середине октября 1959 года на остров Гуам (13 градусов северной широты и 144 градуса восточной долготы) прибыла группа моряков североамериканских ВМС, океанографов, механиков, электриков и даже фотографов. Это были участники проекта «Нектон».

Специальное грузовое судно доставило сюда батискаф в разобранном виде. Его встретили акванавты Жак Пикар и лейтенант Уолш.

На Гуаме батискаф собрали. Основная часть этого подводного, движущегося в свободном плавании аппарата — стальной шар со стенками толщиной от 9 до 15 сантиметров и с диаметром внутренней части около 2 метров. В нем с некоторым трудом помещаются два акванавта.

ОХОТСКОЕ МОРЕ. Расположено у берегов Азии и отделяется от Тихого океана полуостровом Камчатка, грядой Курильских островов и островом Хоккайдо. Через проливы Невельского и Лаперуза сообщается с Японским морем. В Охотское море впадает река Амур. Крупные заливы: Шелихова, Анива, Терпения, Сахалинский. Площадь — 1 миллион 603 тысячи квадратных километров, глубина — до 3521 метра. Главные порты: Магадан, Охотск, Корсаков, Северо-Курильск.

Русские казаки во главе с Иваном Московитиным в 1639–1640 годах открыли берега незнакомого моря, которое назвали сначала Ламским, а потом переименовали в Охотское — по названию Охотского острога, поставленного в устье реки Охота.

Чтобы батискаф не тонул, к нему присоединен большой уравновешивающий поплавок, наполненный бензином. Бензиновый бак свободно сообщается с окружающей водой, которая своим давлением теснит бензин. Внизу за магнитными заслонками хранится запас свинцовой дроби — балласт. Когда нужно всплыть, акванавт разрывает цепь электрического тока, заслонки открываются, дробь высыпается, и батискаф стремительно поднимается наверх.

Подводный аппарат готовится к спуску.

Изобрел батискаф профессор Огюст Пикар. После смерти отца дело продолжил его сын — Жак Пикар.

Буксир доставил «Триест» к выбранному месту, находившемуся над знаменитой впадиной Челленджера. Жак Пикар и лейтенант Уолш влезли в кабину. Еще на суше Пикар определил всю програму работ и скорость погружения. И теперь, 23 января 1960 года, в 8 часов 23 минуты погружение началось.

Через тридцать восемь минут акванавты достигли глубины 300 метров. Тьма стояла непроглядная. Пикар зажег прожектор.

На глубине ближе к километру оба акванавта стали зябнуть. Вода за бортом была всего 10 градусов Цельсия, а их одежда намокла еще наверху из-за волнения на море. Пришлось ее сменить.

Час спустя они были уже на глубине более 4 километров. Время от времени подводный мрак перед иллюминатором прорезали редкие точки фосфоресцирующего планктона и ничего больше.

В 13 часов 6 минут «Триест» коснулся дна. Манометры показали, что давление снаружи равняется 1156 атмосферам. Это означало: глубина — 10 916 метров.

МОРЕ САВУ. Расположено между островами Саву, Сумба, Флорес и Тимор. Площадь — 104 тысячи квадратных километров, глубина — до 3475 метров. Название получило по группе островов, среди которых главный — Великий Саву.

МОРЕ СЕРАМ. Расположено между островами Серам, Новая Гвинея и Молуккскими. Площадь его примерно 161 тысяча квадратных километров, глубина — до 5319 метров. У берегов множество коралловых рифов. Наименование получило по названию острова.

Холодно было в кабине нестерпимо. «Я никогда не думал, что океаны — это огромные резервуары в основном холодной воды, — писал позже Жак Пикар. — Лишь тонкий слой поверхностных вод в тропическом поясе имеет более или менее высокую температуру».

Перед иллюминатором батискафа было совсем пусто. Понятно, люди и не ожидали, что на такой глубине может быть жизнь. И вдруг в поле зрения промелькнула красивая темно-красная креветка. А потом появилась какая-то рыба примерно 30 сантиметров в длину и 15 в ширину с двумя огромными глазами. Зачем ей глаза на этой глубине, где царит кромешная тьма? Полчаса пробыли акванавты на дне. Затем Пикар сбросил балласт, и в 16 часов 56 минут «Триест» благополучно поднялся на поверхность.

Сейчас во всех странах есть глубоководные аппараты самых разных конструкций. Они используются как для исследования подводных месторождений, так и для изучения запасов рыбы и прочих морепродуктов. Все более и более совершенные аппараты уходят в глубины вод. Люди обживают океаны…

Из истории «потаенных судов»

Еще во времена Петра Первого русский мастер — крестьянин Ефим Никонов составил первый проект подводной лодки, или «потаенного судна», который очень заинтересовал царя. Тот велел сыскать и отпустить изобретателю деньги на строительство. Чудное судно было построено в 1724 году. Но царь-корабел умер, а после него никому уже не было дела до «потаенного судна». На престол одна за другой всходили женщины, трон был непрочен…

Сто лет спустя, в 1834 году, генерал К. А. Шильдер, сын рижского купца, доносил военному министру: «…руководствуясь примерами подводного плавания Брюшнеля, Дреббеля и известного Джонсона и сочинения Фультона, Манжери и других, я предположил устроить металлическую лодку, которая по теоретическим соображениям, имея все удобства, указанные упомянутыми примерами, устраняла бы все недостатки, замеченные уже самими изобретателями».

Проект, одобренный царем Николаем Первым, Шильдер передал на петербургский завод. И там скоро стали клепать из листового котельного железа «потаенное судно» генерала Шильдера. Это было первое металлическое судно в мире. До того все суда и корабли, включая и подводные лодки, строили из дерева.

Надо сказать, что царское правительство с большой неохотой рассматривало новые проекты. Их осуществление стоило денег, а денег на технические новшества цари тратить не хотели. Другое дело — построить дворец, разбить сад или устроить великолепную охоту…

СОЛОМОНОВО МОРЕ. Расположено к востоку от берегов Новой Гвинен и отграничено от Тихого океана Соломоновыми островами, от которых и получило свое название. Площадь примерно 720 тысяч квадратных километров. Наибольшая глубина — до 9103 метров.

МОРЕ СУЛАВЕСИ. Расположено между островами Сулавеси, Калимантан и Минданао. Площадь — 453 тысячи квадратных километров, глубина — до 5914 метров. Главные порты: Венанг, Таракан (на острове Таракан). Название получило по имени одного из островов.

Имена, которые генерал Шильдер называет в своем донесении, принадлежали иностранным мастерам, строившим с великими трудами опытные подводные суда. Голландец Корнеллиус ван Дреббель построил первую действующую лодку примерно в 1620 году. Он назвал ее «подводная галера». Рассчитанная на 12 гребцов, она, говорят, опускалась на Темзе на глубину 12 футов. Во времена короля Иакова она считалась замечательной и забавной новинкой. Однако использовали ее в основном в качестве увеселительного судна.

Дэвид Бюшенелл был коннектикутским янки. В 1775 году он окончил Йельский университет и во время войны за независимость построил подводную лодку «Черепаха», которая была однажды использована, правда неудачно.

Фултон — американец шотландско-ирландского происхождения. Сначала был батраком, потом учился у художника. Находясь во Франции, он предложил правительству свой проект. При помощи и поддержке замечательных ученых — математика Гаспара Монжа и астронома Пьера Лапласа фултоновский «Наутилус» был построен. Однако Наполеон не выразил никакого восторга по поводу новинки, и изобретатель уехал сначала в Англию, а потом в Америку.

МОРЕ СУЛУ. Расположено между Филиппинскими островами, а также островами Палаван, Калимантан и архипелагом Сулу. Площадь примерно 335 тысяч квадратных километров, глубина — до 5576 метров. Главные порты: Пуэрто-Принсеса, Илоило, Замбоанга, Сандакан.

Название получило по острову Сулу.

ТАСМАНОВО МОРЕ. Расположено между Австралией и островом Тасмания, островами Новая Зеландия и Новая Каледония. Площадь — 3 миллиона 336 тысяч квадратных километров. Глубина — до 6015 метров. Главные порты: Сидней, Ньюкасл, Брисбен.

Название получило в честь голландского мореплавателя Абеля Янсзона Тасмана, исследователя Океании и Австралии.

«Известный Джонсон» был просто английским контрабандистом родом из Гемпшира. Он ловко под самым носом у таможенников провозил под водой из Франции запрещенные грузы. Потом перешел на службу правительства, выдав своих товарищей по ремеслу. В 1820 году он предложил бонапартистам фантастический план спасения Наполеона с острова Святой Елены, на который император был сослан. Джонсон построил подводный корабль со складывающимися мачтами, провел успешные испытания и потребовал 40 тысяч фунтов стерлингов вознаграждения, но Наполеон умер…

Были и другие попытки. Много неуклюжих подводных судов построили изобретатели в разных странах мира и на самых различных верфях.

Но работать «в полную силу» подводные лодки начали только в первой мировой войне. А показали свои возможности лишь во второй мировой войне. Они выступили как грозное оружие, равноправно с надводными кораблями.

В наши дни родилось новое поколение подводных лодок — атомные. Это уже настоящие подводные крейсеры, они способны погружаться на большую глубину и там совершать переходы через океаны, не поднимаясь на поверхность.

Что же представляет собой современный подводный атомный корабль?

Подлодки XX века

Подводные лодки — серьезная ударная сила флота. Главное их преимущество — скрытность. А если добавить к этому еще и возможность дальних рейдов, то подводная лодка становится оружием поистине незаменимым. Как же лучше использовать все главные преимущества?

Прежде всего, современной подлодке нужен новый двигатель — энергетическая установка, которой не требовался бы воздух. Тогда лодке не обязательно всплывать на поверхность, чтобы «продышаться». Сейчас подобные энергетические установки есть — это атомные реакторы. Правда, пока они великоваты, но ради преимуществ, которые они дают, приходится идти на некоторое увеличение корпуса. В наши дни не редкость подводные корабли водоизмещением по 5 тысяч, а то и по 8 тысяч тонн — настоящие подводные крейсеры. Вспомните, что 1 кубометр воды весит 1 тонну. Отсюда нетрудно подсчитать и объем подводного корабля.

МОРЕ ФИДЖИ. Расположено между островами Фиджи, Новая Зеландия и Новая Каледония. Площадь — 3177 тысяч квадратных километров. Глубина — до 6948 метров. Главные порты: Нумеа, Сува. Название получило по группе островов Фиджи.

ФИЛИППИНСКОЕ МОРЕ. Расположено между островами Рюкю и Филиппинскими островами на севере и северо-западе и грядой Каролинских, Марианских островов, а также островом Кампо на востоке и юго-востоке. Площадь — 5 миллионов 726 тысяч квадратных километров. Вдоль восточного подножия Филиппинских островов на 1330 километров тянется Филиппинский желоб с глубиной до 10 265 метров.

Название свое море получило по архипелагу Филиппины, насчитывающему около 7100 островов.

Второе направление совершенствования военного подводного корабля — увеличение ударной силы. Это достигается оснащением подлодок ракетами с дальностью стрельбы в сотни миль. Сжатый воздух выбрасывает ракеты с глубины 10–15 метров, потом вступают в действие собственные ракетные двигатели, и снаряд со смертоносной боеголовкой устремляется к цели. Современные атомные подводные лодки несут на себе по нескольку дальнобойных ракет и, не поднимаясь на поверхность, в состоянии обойти весь земной шар.

В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота подводная лодка «Ленинский Комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, она дважды прошла точку Северного полюса. Моряки лодки водрузили государственный флаг СССР в центре Арктики. Это славное имя во время Великой Отечественной войны носила подводная лодка-малютка М-106, построенная на средства, собранные молодежью Урала для Северного флота. Экипаж боевого корабля покрыл себя неувядаемой славой. А в советском флоте традиции не умирают.

Конечно, чем совершеннее становятся подводные корабли, тем изощреннее придумываются и способы их обнаружения. На кораблях противолодочной обороны сидят гидроакустики — «слухачи». Они внимательно вслушиваются в звуки, идущие из глубин. Поэтому на судостроительных заводах такое внимание и уделяют проверке всех механизмов будущего подводного корабля на «шум», добиваясь их неслышной работы.

На «морских охотниках» стоят гидролокаторы. Эти приборы посылают в глубины узкие пучки ультразвуковых сигналов и ловят отражение их от встретившихся под водой препятствий. Попадется на пути ультразвукового луча корпус подводной лодки — тут же обрисуется на экране гидролокатора. И тогда… Как скрыться, как спрятаться от всевидящего глаза ультразвука?

И вот оказывается, что в океане примерно на глубине 100–200 метров есть слой воды, в котором скорость звука понижается. Выше этого слоя звук распространяется быстрее, и ниже тоже. А здесь замедляется. Через этот слой сигналы гидролокаторов не проходят, он как щит, как ширма для лодок. Нужно только поднырнуть под него…

Кажется, простое дело — «поднырнуть». Но ведь с каждым десятком метров глубины ровно на 1 атмосферу увеличивается и давление. 200 метров — это 20 атмосфер. Каким же прочным должен быть корпус подводного крейсера?

ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ. Расположено между берегами Восточной Азии, полуостровом Индокитай и островами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань. Крупные заливы: Бакбо (Тонкийский), Сиамский. Крупные реки: Меконг, Сицзян. Площадь моря 3 миллиона 537 тысяч квадратных километров, глубина — до 5560 метров.

Главные порты: Бангкок, Хошимин, Хайфон, Сянган, Гуанчжоу, Манила.

МОРЕ ФЛОРЕС. Расположено между островами Флорес, Сулавеси и Сумбава. Площадь — 115 тысяч квадратных километров, глубина — до 5234 метров. Название получило по острову Флорес.

Самый страшный враг современного военного подводного корабля — вертолет. Сверху, с воздуха, силуэт подводной лодки хорошо просматривается на небольших глубинах. Кроме того, вертолет вполне может, зависнув, опустить в воду гидролокатор, засечь подлодку и атаковать ее глубинной бомбой или торпедой с самонаводящейся головкой. Именно поэтому во всех флотах появились в последнее время вертолетоносцы — противолодочные крейсеры, похожие на небольшие авианосцы с гладкой полетной палубой.

Каждое оружие рождает непременно и противооружие. Одно за другим новейшие средства ведения войны отвлекают огромные капиталы, которые могли бы быть использованы для нужд развивающегося народного хозяйства. Именно поэтому Советское правительство на всех международных совещаниях призывает ограничить гонку вооружений. «Оглянитесь, — говорят наши дипломаты зарубежным коллегам, — сколько еще несделанного в ваших странах.

На деньги, которые тратятся на вооружение, можно накормить всех голодных, построить прекрасные школы для ребят и благоустроенные жилища для стариков. Для всех людей на Земле можно улучшить условия жизни».

Но капиталистов не заботит жизнь «всех людей». Они видят только свои прибыли. А военная промышленность пока дает самые высокие доходы.

Полезные ископаемые со дна моря

В 1873 году драги английского океанографического корабля «Челленджер» подняли на поверхность воды со дна Тихого океана странные образования округлой формы, больше всего похожие на картофелины.

Подводные «картофелины» исследовали и обнаружили, что в них «спеклись» воедино окислы многих металлов. Больше всего там оказалось железа и марганца, и оттого их назвали железомарганцевыми конкрециями. Но как выяснилось позже, в них входили также медь, кобальт, никель и магний, титан и ванадий в самых разных пропорциях, в зависимости от того, где, в каком районе Мирового океана, были конкреции найдены.

ЯПОНСКОЕ МОРЕ. Расположено между материком Евразия и Японскими островами. Проливами Невельского и Лаперуза соединяется с Охотским морем, Сангарским проливом — с Тихим океаном, Корейским проливом — с Восточно-Китайским морем. Имеются крупные заливы — Восточно-Корейский и Петра Великого. Площадь — 1 миллион 62 тысячи квадратных километров, глубина — до 3720 метров. Главные порты: Владивосток, Находка, Советская Гавань, Александров-Сахалинский, Отару, Ниигата, Цуруга, Майдзуру, Вонсан, Хыннам, Чхон джин.

ЯВАНСКОЕ МОРЕ. Расположено на западе Тихого океана между островами Ява, Суматра и Калимантан. Площадь — 552 тысячи квадратных километров, глубина — 1272 метра. Главные порты: Джакарта, Семаранг, Банджармасин.

Как они образовались, никто не знал. Некоторые ученые даже полагали, что это осколки вещества неземного происхождения. Сейчас эта гипотеза оставлена. Происхождение их, безусловно, земное. Более того: они образуются и в наше время, хотя и не совсем понятно как. Больше всего железомарганцевых конкреций в глубоководных районах. Причем в богатых слоях с 1 квадратного метра океанского дна можно собрать до 10 килограммов конкреций!

Считается, что наиболее богатая зона лежит между 5 и 15 градусами северной широты и 120 и 150 градусами западной долготы. Но тем не менее весьма значительные богатства имеются и в Индийском, и в Атлантическом океанах. Так, у берегов Шри-Ланка нашли конкреции, которые содержат 75–77 процентов сульфата бария. Барий нужен химической, пищевой промышленности, он используется в качестве утяжелителя глиняных растворов при нефтебурении. В поясе от 42–45 градуса северной широты и до 50 градуса южной широты у восточного побережья Индийского океана нашли фосфоритные конкреции. Есть они и в других океанах. Мировая потребность в фосфоритах — веществах плодородия, идущих на удобрение почв, — с каждым годом повышается. В мире есть целый ряд стран, у которых нет на суше месторождений этих полезных ископаемых. Для таких стран морская добыча фосфоритных конкреций может быть экономически вполне оправданной.

Полезные ископаемые со дна моря добываются не только в виде конкреций. Известно более сотни подводных шахт и рудников, заложенных с берегов, с искусственных и естественных островов. В них добывают уголь, железную руду, медно-никелевые руды, олово, ртуть и другие металлы. Некоторые из этих рудников и шахт удалены от берега и находятся на глубинах до 120 метров. В последнее время специалисты научились сооружать бетонные шахты, идущие от поверхности воды до дна в местах месторождений руды. Есть и другие способы добычи.

Например, золото, платину, алмазы, сырье для выплавки редких металлов добывают из прибрежно-морских россыпей.

У нас в Советском Союзе титано-магнетитовые месторождения есть на пляжах Черного моря, а в Ванькиной губе моря Лаптевых обнаружили большие залежи оловоносного песка. Правда, у нас еще достаточно наземных месторождений, поэтому проблема сырья для металлургической промышленности не стоит так остро, как во многих других странах.

А вот, например, алмазные пески на юго-западном побережье Африки разрабатываются уже более полувека. Причем средний выход алмазов из алмазоносного гравия, добытого из-под воды, в несколько раз выше, чем из добытого на суше.

В глубоководных районах Мирового океана есть и другие виды минеральных ресурсов.

Уже раздаются голоса в защиту подводных месторождений. «Нужно надеяться, что человеческая алчность не приведет к преждевременному истощению их запасов», — пишет профессор Э. Манн-Боргезе. И ее опасения имеют под собой вполне реальную почву.