7. Северный ледовитый океан

Это самый маленький из всех океанов земного шара, если, конечно, об океане можно сказать, что он маленький. В его состав входят: Баренцево море, затем Норвежское, Гренландское, Восточно-Сибирское, Карское, море Лаптевых, Чукотское, море Баффина, море Бофорта и Белое море. Так по списку, приведенному в атласе, изданном в 1982 году. Но иногда на картах обозначают еще бассейн у северного окончания Гренландии как море Линкольна.

Из-за того, что Северный Ледовитый океан так удален от морских традиционных путей, из-за сурового климата и постоянных льдов до самого начала нашего века был он самым малоизученным из всех океанов. В конце прошлого столетия даже ученые-географы не знали точно, как распределяется в нем суша и море. Некоторые считали, что северная оконечность Гренландии протянулась через Северный полюс и соединена с Землей Врангеля (теперь островом Врангеля). А другие были уверены, что в центре полярного района должно быть множество островов, разделенных мелководными участками.

Лишь в наше время, благодаря смелости и бесстрашию многих полярников, дрейфовавших с льдинами на станциях «Северный Полюс» и ходивших в трудные рейсы на судах арктического плавания, мы можем сказать, что и этот водный бассейн Земли нами изучен. Хотя и не так досконально, как, скажем, Атлантический океан.

Сегодня мы знаем, что дно Северного Ледовитого океана делят на части три подводных хребта: хребет Менделеева, хребет Ломоносова и хребет Гаккеля, являющийся продолжением Срединно-Атлантического хребта. И целую треть всей площади океана занимает материковая отмель, поверхность которой в течение всего года покрыта дрейфующим льдом. При этом шельф — материковая отмель, окаймляющая Антарктический бассейн, — в разных местах имеет весьма различную ширину. Например, около евразийского побережья она в несколько раз шире, чем у североамериканского. Это очень важно, потому что, где шельф, там и подземные богатства. Хотя на мелководье гораздо труднее проводить суда, работать ледоколам.

В истории исследования Северного Ледовитого океана много героических страниц. Путешественники из разных стран стремились в белые просторы, покрытые снегом и скованные вечными льдами. Одни искали неизвестные земли, другие во что бы то ни стало рвались к Северному полюсу, шли на судах, на санях-нартах, запряженных собаками, летели на дирижаблях и на самолетах. Многие экспедиции так и не вернулись из своих рейсов…

Неузнаваемо изменилась жизнь на Земле. В наше время на недоступном Северном полюсе побывали подводные и надводные корабли. Это значит, что человек за совсем небольшое время, меньше чем за столетие, стал значительно сильнее. Пожалуй, нет сегодня на земном шаре таких дел, которые были бы ему не под силу.

Зачем люди пускались в ледовитое море

Есть у меня дома старинная книга, называется она «Записки о московитских делах». Написал ее дипломат, посол императора Максимилиана барон Сигизмунд Герберштейн. Барон дважды ездил из Вены в далекую Московию ко двору великого князя Василия III и, вернувшись, рассказал немало интересного о стране, совершенно незнакомой до той поры европейцам.

«Ледовитое море, — пишет Герберштейн, — простирается на далекое пространство за Двину вплоть до устьев Печоры и Оби. За ними, как говорят, находится страна Енгронеландт. Я слышал, что она отделена от сношений или торговли с людьми наших стран, как по причине высоких гор, которые твердеют, покрытые вечными снегами, так и по причине плавающего в море вечного льда (так что он затрудняет плавание и делает его опасным) и потому неизвестна…»

Таким образом, даже в XVI веке, то есть всего четыреста с небольшим лет назад, северные земли, лежащие за Полярным кругом, были неизвестны народам Западной Европы. Знали их русские — сначала новгородские промышленники, устремившиеся на север в поисках богатых рыбных и звериных промыслов, потом московские купцы. Но… знали, да помалкивали. А в Западной Европе очень даже интересовались: есть ли путь с запада на восток по северному морю? Дело в том, что свободные южные моря были к тому времени поделены между сильными морскими державами — Испанией и Португалией. Желаете отправиться в Индию или в Китай — просите разрешения у королей испанского или португальского. А хочется ли?.. Вот и прицеливались голландцы с англичанами на север. Одни пытались отыскать Северо-Восточный морской проход, пробираясь вдоль северных берегов Евразийского континента из Европы в Тихий океан. Другие шли на запад через Атлантику, пытаясь обогнуть с севера Северную Америку и тоже попасть в Тихий океан. И наконец, третьи подумывали о том, чтобы пробиться самым коротким путем — через полюс. Ведь многие думали, что полярное море свободно ото льда.

Понятно, что вопрос об освоении Арктики был куда как важен для России, важнее, чем для любой другой страны. К 1763 году план кратчайшего морского пути через Северный Ледовитый океан от берегов Европы в Тихий океан разработал Михаил Васильевич Ломоносов. Он был уверен, что вдали от берегов тяжелых льдов нет и что от Шпицбергена суда беспрепятственно пройдут до Камчатки через полюс. По его инициативе в Петербурге началась подготовка к секретной экспедиции. Официально называлась она «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Ее возглавил капитан бригадирского ранга Василий Яковлевич Чичагов. И надлежало ему на самом деле «уточнить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку».

Несмотря на хорошую подготовку, на смелость и опытность командиров, выполнить намеченную программу корабли Чичагова так и не смогли. Проникнуть на Северный полюс оказалось под силу лишь атомному ледоколу более чем двести лет спустя.

Поморский коч с карбасами на борту.

Ну а стоило ли освоение Северного морского пути тех усилий, жертв, которые были принесены человечеством? Зачем вообще людям Арктика?

БАРЕНЦЕВО МОРЕ. Расположено между северным берегом Европы и островами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Площадь — 1424 тысячи квадратных километров, глубина — до 600 метров.

Наиболее крупная из впадающих рек — Печора. Крупные заливы: Варангер-фьорд, Чешская губа, Печорская губа, Хайпудырская губа. Названо по имени голландского мореплавателя Виллема Баренца — руководителя экспедиции в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий.

Прежде всего, это край почти нетронутых богатств. Помните, я рассказывал о борьбе капиталистических государств за нефть, за полезные ископаемые, запасы которых ощутимо истощаются в доступных районах планеты? Между тем, как выяснили геологи, в заполярной зоне есть все, без чего не может развиваться современное общество: уголь и нефть, газ, олово и никель, золото, алмазы, фосфаты… На одном Кольском полуострове геологи нашли руды, содержащие примерно 50 элементов, указанных в таблице Менделеева. Причем 36 из них уже разрабатываются. В Хибинах — залежи апатито-нефелиновых руд, в бассейне Печоры — уголь, нефть.

Ведутся геологоразведочные работы в Тимано-Печорском нефтегазоносном районе, на полуострове Ямал, на шельфе Баренцева моря.

Немало богатств хранится и в недрах зарубежной Арктики. В Канадском Заполярье и на Аляске — нефть, уголь. В Гренландии разведаны медные и цинковые руды, железо. А рыбные и звериные промыслы Севера издавна считались его традиционным богатством.

Но доступ ко всем этим сокровищам нелегок. Суровая природа ставит преграды не только человеку, но и технике.

Планомерное освоение Северного морского пути началось лишь после Великой Октябрьской революции.

Страницы полярной хроники

К началу 30-х годов нашего столетия у моряков-полярников накопился немалый опыт хождения по трудным северным маршрутам. Западный участок Северного морского пути вел к устьям Оби и Енисея, к районам, в которых развивались мощные промышленные предприятия. И здесь каждый год проводились летом так называемые карские морские операции. Не оставался нетронутым и восточный участок. Здесь выполнялись колымские и ленские рейсы. Их цель — прокладка морского пути из западных портов страны к побережью моря Лаптевых вокруг Таймырского полуострова. Вот где лежали неизведанные ледяные поля и морские просторы.

Попытки пройти в море Лаптевых на шхуне «Белуха» в 1930–1931 годах оказались неудачными. Лишь две научные экспедиции сумели пройти весь путь вдоль северных берегов: первая — экспедиция шведа Норденшельда — прошла на шхуне «Вега» с запада на восток, вторая — русская экспедиция с участием двух ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» — прошла с востока на запад. Однако обе экспедиции преодолели Северный морской путь за две навигации с зимовкой в полярных льдах. «Сквозное плавание за один сезон невозможно!» — говорили специалисты.

И вот в 1932 году, во время 2-го Международного полярного года, два советских ученых — В. Ю. Визе и О. Ю. Шмидт выступили с предложением пройти Северный морской путь за одну навигацию и таким образом доказать возможность осуществления северной судоходной линии.

МОРЕ БАФФИНА. Расположено между Гренландией и восточным берегом Канадского Арктического архипелага. Преимущественно покрыто льдом. Площадь около 530 тысяч квадратных километров, глубина — до 2414 метров. Названо в честь английского полярного исследователя Уильяма Баффина, штурмана ца корабле капитана Байлота.

БЕЛОЕ МОРЕ. Расположено у северных берегов Европы. Площадь — 90 тысяч квадратных километров, глубина в основном до 60 метров, на севере — до 350 метров. В Белое море впадают крупные реки: Северная Двина, Мезень, Онега. Крупные заливы: Мезенская губа, Двинская губа, Онежская губа, Кандалакшская губа. Главные порты: Архангельск, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень.

Белое море связано с Балтийским, Азовским, Черным и Каспийским морями.

Идея была поддержана, и выбор пал на ледокольный пароход «Александр Сибиряков», построенный еще в 1909 году в Англии. «Сибиряков» мало чем отличался от обычных транспортных судов, и в случае удачи его путем могли пройти и другие суда. Капитаном назначили В. И. Воронина — потомственного помора и большого знатока Арктики. О. Ю. Шмидт стал начальником, а В. Ю. Визе — научным руководителем экспедиции.

28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» медленно отвалил от Красной пристани Архангельска. Все суда на рейде и у причалов, украшенные флагами расцвечивания, провожали его длинными гудками. Люди шли на рекорд, люди шли на подвиг…

Рейс оказался нелегким. Когда большая часть пути осталась позади, у острова Колючин льды обломили лопасти гребного винта. Не зря бывалые моряки называли это место колючей дырой. До «Сибирякова» здесь затерло шхуну Норденшельда.

Однако команда «Сибирякова» была полна энтузиазма: «Пройти трассу во что бы то ни стало!» По предложению О. Ю. Шмидта в авральном порядке перегрузили уголь в нос судна, подняли корму над водой и… заменили лопасти. Правда, радость оказалась недолгой. В сотне миль от Берингова пролива у парохода гребной вал вместе с винтом вообще отломился. Это означало конец. Однако шмурманы, учтя скорость дрейфа на восток ледовой массы, пришли к выводу, что при благоприятных обстоятельствах пароход преодолеет оставшийся небольшой участок пути. Капитан приказал снять брезенты, закрывающие угольные люки, и превратить их в паруса.

1 октября 1932 года «Сибиряков» под черными от угольной пыли парусами вошел в Берингов пролив, а выбравшись на чистую воду, вызвал буксир и через несколько дней ошвартовался у свайного пирса Петропавловска-Камчатского. Шестьдесят пять суток понадобилось пароходу, чтобы пройти вдоль северного побережья Евразии.

17 декабря 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о создании Главного управления Северного морского пути, поставив задачу: «…проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

МОРЕ БОФОРТА. Расположено у берегов Северной Америки. Площадь — 481 тысяча квадратных километров, глубина — до 3749 метров. Впадает река Маккензи. Почти весь бассейн моря весь год покрыт льдом.

Названо в честь английского гидрографа и картографа контр-адмирала Фрэнсиса Бофорта, руководителя гидрографической службы Великобритании.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ. Расположено между северным берегом Азии, Новосибирскими островами и островом Врангеля. Площадь — 913 тысяч квадратных километров, глубина — средняя 45 метров, местами до 915 метров. Впадают реки: Индигирка, Алазея, Колыма. Большую часть года море покрыто льдом. Главные порты: Амбарчик, Певек.

Героическим рейсом оказался в 1933 году поход только что построенного в Дании для СССР парохода «Челюскин». Капитан Воронин, осмотрев судно, решил, что для плавания в арктических льдах оно не пригодно. Комиссия, в которую вошел академик А. Н. Крылов, подтвердила это заключение и даже указала слабые места корпуса, особенно уязвимые при столкновении со льдами. Но энтузиазм и авторитет О. Ю. Шмидта победили. 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда.

Об этом рейсе много написано. И вы, наверное, знаете, что пароход все-таки затерло льдами. И все произошло именно так, как предсказывали ученые: во время очередного сжатия, после трехмесячного дрейфа, корпус не выдержал именно в тех местах, которые вызывали у них сомнение. Люди высадились на лед и разбили ледовый лагерь. Страна не оставила полярников в беде. На помощь были направлены самолеты, к ним спешили ледокол «Красин» и другие суда. Все 113 человек, и в том числе двое маленьких детей, были спасены.

В 1935 году из Ленинграда на Дальний Восток прошли пароходы «Ванцетти» и «Искра», а пароходы «Сталинград» и «Анадырь» — в обратном направлении. В том же году пароход «Рабочий» в течение одной навигации выполнил транспортные рейсы из Архангельска на Колыму и обратно. Через год ледоколы провели по Северному морскому пути группу кораблей и промысловых судов. В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью на Советском Севере.

Ко времени начала регулярной проводки транспортных судов в Арктике наша страна располагала всего четырьмя достаточно мощными ледоколами: «Ермак» и «Красин» имели примерно по 10 тысяч лошадиных сил, а ледоколы «Ленин» и «Ф. Литке» — только по 7–7,5 тысячи лошадиных сил. С образованием управления Главсевморпути было принято решение о постройке новых отечественных ледоколов типа знаменитого «Красина». В 1938 году со стапелей сошел ледокол «И. Сталин», а затем еще три однотипных судна с паровыми энергетическими установками по 10 тысяч лошадиных сил.

Наступил 1941 год. Война. От Северного Ледовитого океана до берегов Черного моря протянулся фронт. Фашистские боевые корабли, базируясь в шхерах и фьордах Скандинавского полуострова, делают вылазки в наши северные моря, топят транспорты. Нужно во что бы то ни стало укрепить Северный флот.

14 октября 1942 года командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко на эскадренном миноносце «Гремящий» вышел в море, чтобы встретить корабли Тихоокеанского флота, вышедшие из Владивостока и прошедшие по Северному морскому пути к европейскому театру военных действий. Лидером отряда был эсминец «Баку», за ним в кильватерной колонне шли эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»… 15 июля вышли они из Владивостока и 762 ходовых часа прокладывали себе путь по чистой воде и во льдах в сопровождении ледоколов. За кормой осталось 7360 миль, впереди предстояли бои и… дорога в бессмертие.

Пришли с Дальнего Востока и пять подводных лодок. Они шли вокруг Азии, обогнули пылающую Европу и Скандинавию. 31 600 километров проделали они за этот поход-рекорд для подводных лодок той поры. И несмотря на такой невероятно трудный переход, корабли немедленно включились в боевые действия.

ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ. Расположено между островами Гренландия, Исландия, Ян-Майен, Медвежий и Шпицберген. Площадь — 1 миллион 13 тысяч квадратных километров, глубина — до 5527 метров. Главные порты: Лонгьир, Баренцбург, Акурейри. Названо по имени Гренландии — самого большого острова в мире.

Военные действия в Арктике показали, что для Северного Ледовитого океана нужны более мощные, более маневренные ледоколы с большим радиусом автономного плавания. Паровые энергетические установки отживали свой век. В годы после победы вопроса о том, какая энергетическая установка целесообразнее, больше не существовало. Новые ледоколы проектировались по образцу заслуженного «Красина», но с дизель-электрической установкой.

Схема атомохода «Арктика».

После войны в Финляндии по заказу СССР были построены три ледокола типа «Капитан Белоусов» с дизель-электрическими установками мощностью по 10,5 тысячи лошадиных сил. К сожалению, для арктических льдов они оказались малоподходящими. И потому уже в 60-х годах наш флот пополнился пятью ледоколами типа «Москва» с дизель-электрическими установками. В Ленинграде началось проектирование, а затем и строительство первого в мире гражданского судна с атомной энергетической, установкой. Это знаменитый ледокол «Ленин» — флагман ледокольного флота Советского Союза, настоящий полярный вездеход. Мощность его была определена проектом в 44 тысячи лошадиных сил. Но для прохода во льдах Арктики одной мощности мало. Конструкторы немало потрудились над тем, чтобы выбрать для огромного корабля наиболее выгодные оптимальные обводы. В специальном первом в мире ледовом Опытовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института были проведены большие исследовательские работы и испытания. Трудно даже описать тот объем работ, который пришлось произвести, прежде чем передать техническое задание заводу. Но вот — свершилось! На ленинградский Адмиралтейский завод стали поступать материалы со всех концов страны: из Днепропетровска — трубы, из Харькова — генераторы, из Одессы — холодильные установки, из Николаева — якоря.

Украина, Сибирь, Урал — более 500 предприятий страны участвовали в создании атомного ледокола. К его созданию было приковано внимание судостроителей всего мира. В США на стапелях строился транспортный атомоход «Саванна», в ФРГ — «Отто Ган», в Японии — «Мутцу»…

Декабрь в Ленинграде самый «неуютный» месяц. Темно. Почти всегда пасмурно. Вроде бы зима, а снег нередко перемежается с дождем. Но ненастье не испортило настроения судостроителям. На 5 декабря 1957 года был назначен спуск на воду громадного корпуса весом в 11 тысяч тонн. У стапеля собрались тысячи людей — рабочие, инженеры. А как все волновались! Среди строителей — главный конструктор ледокола В. И. Неганов, руководитель группы наблюдения за проектированием и строительством атомного судна А. Н. Стефанович и главный строитель В. И. Червяков — опытные инженеры, люди большого организаторского таланта.

Звучат традиционные команды, включаются газовые резаки, и под звуки оркестра могучий корпус плавно сходит в воду. Буксиры отводят его к достроечному пирсу. Все! Второй этап создания корабля закончен. Но пройдут еще два года, прежде чем все достроечные работы и ходовые испытания завершатся.

3 декабря 1959 года на мачте атомного ледокола «Ленин» поднимается Государственный флаг Советского Союза.

За первым атомным богатырем последовали еще два — уже следующего поколения — «Арктика» и «Сибирь». А 3 ноября 1983 года с ленинградских верфей сошел третий атомный ледокол второго поколения — «Россия».

Сегодня на стапелях ленинградских судостроительных заводов закладываются новые мирные корабли завтрашнего дня.

Норвежское море

Норвежское море — окраинное для Северной Атлантики. Южная граница его идет от берегов Норвегии по 61-й параллели на запад, потом поворачивает на северо-запад и от Фарерских островов устремляется к мысу Герпир в Исландии, условно отделяясь от Атлантического океана. Столь же условна и западная граница, простирающаяся от мыса Герпир на северо-восток через остров Ян-Майен до Шпицбергена. А от Шпицбергена до острова Медвежий и к мысу Нордкап проходит восточная граница, которая дальше тянется по берегу Норвегии.

В начале века норвежские ученые составили карту течений в Северной Атлантике. Удивительная получилась картина: тут и стремительный поток Норвежского течения, идущий с юго-запада и несущий теплые воды, и медленное Восточно-Гренландское течение, выносящее холодную воду из Арктического бассейна. В результате воды Норвежского моря хорошо перемешиваются и, следовательно, насыщаются кислородом. А где кислород, там и жизнь.

Вообще говоря, в морской воде содержатся все газы атмосферы и больше всего в ней азота. Но азот инертен, в биологических процессах не участвует и потому нас не интересует. Другое дело — кислород. Его содержание в разных районах и в разных слоях Мирового океана далеко не одинаково. Например, чем теплее вода, тем она беднее живительным газом. А ведь в теплой воде рыбам кислорода требуется больше, чем в холодной. Не забывайте этого, если заведете дома аквариум.

Изредка в Мировом океане попадаются районы, в которых вода почти не содержит кислорода. Это там, где нет ее циркуляции. Вы, конечно, понимаете, что подобные воды мертвы, в них не встретишь никаких живых организмов. Такие очаги встречаются в некоторых норвежских фьордах с мелководными порогами на входах. Есть они и у берегов Каролины, Калифорнии и Венесуэлы. Наше Черное море на глубине более 200 метров тоже почти полностью лишено кислорода, поэтому рыбы живут только в поверхностном слое.

Вообще, район между Скандинавским полуостровом и Исландией — самый продуктивный в отношении рыбного промысла во всей Атлантике. За ним идут воды у берегов Ньюфаундленда. Вместе эти районы дают примерно одну четверть всего мирового улова. К сожалению, из-за перелова и нарушения равновесия в воспроизводстве поголовья рыб в этой старейшей рыбопромысловой зоне уловы сельди и трески за последние годы резко упали. То же самое произошло и на севере Тихого океана, где снизилась добыча лососевых.

Люди веками черпали из океана пищевые продукты, даже не задумываясь о том, что беспредельному океану может что-то повредить. За последнее десятилетие Мировой океан доставлял человечеству каждый год от 55 до 65 миллионов тонн продукции, в основном рыбы. Если подсчитать, то окажется, что рыба дает столько же ценного животного белка, сколько все сухопутное животноводство. Однако за последние годы в целом ряде районов Мирового океана количество рыбы начало катастрофически уменьшаться из-за перелова. Государства стали вводить ограничения на количество выловленной рыбы, организовывать охрану молоди и нерестящихся рыб. Дело это не простое, поскольку в условиях «свободного моря» рыболовные флоты различных держав конкурируют друг с другом. И те районы океана, у которых нет своего хозяина, эксплуатируются до полного истребления всего поголовья промысловых рыб.

В Норвежском море несколько лет тому назад разыгрался знаменательный конфликт между капиталистическими государствами.

В истории он остался под названием «тресковой войны».

«Тресковая война»

Районы вокруг Исландии испокон веков были рыболовными угодьями, богатыми сельдью, треской, пикшей, белорыбицей, там же вылавливали рыбаки различных стран и немало ракообразных. Какие только флаги не развевались на мачтах судов, ведущих промысел в этих районах! Исландский альтинг (парламент), рассчитывая на поддержку США, расширил границы территориальных вод и закрыл для международного промысла богатые рыбой районы моря.

Эта акция сильно ударила по Великобритании. Ведь население британских островов в ту пору росло бурно, и продовольствия не хватало. В ответ на объявленные меры англичане прекратили обслуживание исландских судов в целом ряде своих портов. Исландцы не сдались, и Великобритании пришлось признать их права. Английское правительство заключило концессию на промысел рыбы в большей части их зоны сроком на три года.

В 1975 году Исландия объявила об установлении 200-мильной экономической зоны у своих берегов. А в этих водах английские рыбаки вообще добывали 85 процентов всего улова и ФРГ — четверть всей потребляемой в стране свежей рыбы… Англичане попробовали проигнорировать решение исландцев. Тогда те стали арестовывать английские траулеры прямо на промысле. В ответ правительство Великобритании послало вместе с рыбаками военные корабли, а свои порты закрыло для исландских рыбаков. Республика Исландия в феврале 1976 года разорвала дипломатические отношения с королевской Великобританией.

А британские военно-морские силы, спешно покинув базы, взяли курс на норд…

Нужно было срочно начинать переговоры, чтобы не открылись военные действия. В конце концов такие переговоры начались и военный флот Великобритании, которым эта страна пользуется для разрешения своих конфликтов во всех регионах Мирового океана, был отведен от берегов Исландии.

Баренцево море и земля Грумант

В самой западной части евразийского шельфа расположено Баренцево море. От Арктического бассейна отделяют его архипелаг Шпицберген, острова Белый, Виктория и архипелаг Земли Франца-Иосифа. На востоке его граница с Карским морем проходит от острова Греэм-Белл до мыса Желания и по проливам Маточкин Шар на острове Новая Земля, Карские Ворота и Югорский Шар. На юге Баренцево море ограничивается побережьем Норвегии, Кольским полуостровом и полуостровом Канин. И последняя, западная граница идет по льдам и водам Норвежского моря, и здесь у Баренцева моря открытый выход в Атлантический океан.

С незапамятных времен развит в холодных водах Баренцева моря богатый рыбный промысел. Поверхностный слой вод здесь даже пересыщен кислородом.

Южная часть Баренцева моря, как правило, не замерзает, за исключением отдельных фьордов мурманского побережья. Летом кромка плавучих льдов отстоит километров на четыреста — пятьсот от суши. Так что немудрено, что еще в начале XII века русские поморы уходили в поисках морского зверя и «рыбьего зуба» далеко от материка. Двух- и одномачтовые поморские суда водоизмещением до 100 тонн с яйцевидным корпусом прекрасно вели себя во льдах. Сомкнутся льдины, чтобы раздавить суденышко, а оно выскочит на поверхность, только на бок повалится. Разойдется лед, а раншина снова на воде. Рыбаки-поморы парус ставят и бегут по волнам Студеного моря дальше.

Примерно в последней четверти XV века наткнулись поморы на неизвестную землю. Большая группа островов, населенных птицами и белыми медведями, встала на их пути. Хорошее дело — встретить сушу в море. Назвали мореходы ее Землей Грумант и объявили владением Московского государства. Потом кто-то остался тут на зимовку. Выросли первые селения…

«Стоп, стоп! — скажет мне читатель, знакомый с географией. — Как же так? Русские плавали первыми, русские открывали, а море называется именем Баренца и Землю Грумант на всех картах обозначают как Шпицберген?»

КАРСКОЕ МОРЕ. Расположено между северным побережьем Западной Сибири и островами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и архипелагом Северная Земля. Площадь — 883 тысячи квадратных километров, преобладающая глубина — 30-100 метров, есть глубины до 600 метров. В Карское море впадают реки Обь и Енисей. Крупные заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Гыданская губа, Енисейский, Пясинский. Одно из самых холодных морей Советского Союза.

Главный порт — Диксон.

А история здесь такая.

Зимовье экспедиции Баренца.

В 1596 году организовал амстердамский сенат экспедицию из двух кораблей с целью «отыскать удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий по северу от Норвегии, Московии и Татарии». Долго думали, кого назначить капитанами. Жили в то время в Амстердаме три известных мореплавателя с большим опытом плавания в северных морях: Якоб Гемскерк, Ян Рейп и Виллем сын Барентса, или просто Баренц, — как человек простого происхождения, по обычаям своего времени, фамилии он не имел. Думали, думали «господа Сенат» и решили, что командовать кораблями будут Гемскерк и Рейп, а Баренц пойдет на судне Гемскерка штурманом.

Снарядили экипажи, набрали припасов и вышли из гавани. Да только с самого начала экспедиция не заладилась. Баренц настаивал на том, чтобы идти на северо-восток в направлении Новой Земли, Рейп же упрямился и требовал повернуть прямо на север.

Среди моряков и географов того времени ходило мнение, что за ледяным барьером Полярное море свободно от льдов. Гемскерк согласился с Рейпом, и оба корабля двинулись на север.

Дальше Рейп повел себя еще более странно. Он все больше и больше уклонялся к западу, хотя целью экспедиции было найти путь на восток. Что-то такое знал хитрый капитан Рейп, о чем не хотел говорить своим спутникам. Не исключено, что когда-то он слышал о плаваниях русских поморов к неизвестной Земле Грумант и теперь решил первым из западноевропейских мореплавателей «открыть» эти острова. Так это было или иначе, но по прошествии нескольких дней впередсмотрящий корабля Рейпа закричал, что видит землю.

Участники полярной экспедиции прокладывают дорогу во льдах.

Сначала голландцы приняли ее за Гренландию, но скоро разобрались в ошибке. Перед ними лежал целый архипелаг островов, покрытых множеством зазубренных остроконечных скал. За это и назвали его Шпицбергеном — «острыми вершинами» голландские моряки. Так с этим названием острова и попали на географические карты XVII века.

Дальнейшие споры о выборе маршрута привели к тому, что корабли разделились. Упрямый Рейп пошел на север, а Гемскерк и Баренц повернули на восток. Льды прижимали корабль, оттесняли его к югу. Гемскерк и Баренц лавировали между огромными льдинами, но дальше северо-восточной оконечности Новой Земли продвинуться не смогли. Наступила осень. Решили зимовать.

Для голландцев, непривычных к столь суровым условиям, зимовка стала суровым испытанием. Не выдержав лишений, Баренц заболел. И весной, когда моряки отплыли в обратный путь, он уже не вставал. Умер он в пути, и тело его, по обычаю, опустили в морскую пучину…

На пути домой голландцы встречали много русских, которые, как оказалось, давно обжили эти места и чувствовали себя в высоких широтах, среди льдов и снегов, как дома.

Новая жизнь Мурманска

Я много раз бывал в Мурманске. Нравится мне этот город на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря. Нравится его чистота, трогательная забота жителей об озеленении, о благоустройстве. Даже незаходящее летнее солнце не вызывает раздражения, хотя старожилы говорят, что к этому нелегко привыкнуть.

В энциклопедии написано, что Мурманск — «крупный центр рыболовства и рыбной промышленности». И действительно, до последних лет едва ли не главными учреждениями в городе были Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, мореходное училище, рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия. И конечно, незамерзающий порт!

Приезжал я в Мурманск поездом, прилетал самолетом, доводилось приходить морем. Немало мест и вокруг объездил. И нельзя сказать, чтобы очень живописны были окрестности Мурманска. Близка тундра — всхолмленная пологими безлесными сопками каменистая поверхность с тусклыми, похожими на пролитые лужи озерами с плоскими незаросшими берегами. Вроде бы однообразный пейзаж. А вот выйдите в осеннюю августовскую пору, когда в разрывы туч выглянет солнце, — и вы поразитесь красоте, которая откроется глазу. Серые россыпи валунов покажут вам тысячи оттенков в белых воротниках водопадной пены. В переливах мха зардеются ягоды, а карликовые березки, уже начинающие желтеть, добавят свои краски в общую палитру.

С незапамятных времен земли эти были русскими. Уже в XI веке коренные жители саамы, или лопари, стали верными союзниками новгородцев в борьбе против скандинавов-норманнов, разорявших край своими набегами. Кто-нибудь может спросить: «Да было ли что грабить-разорять? Ведь глушь несусветная. Населения — всего ничего!» Было, было, не сомневайтесь. Грабили норманны соль — дорогой товар в древние века, грабили красную рыбу, хватали «рыбий зуб» — моржовые клыки — кость поценнее слоновой, увозили к себе ворвань, гагачий пух, а особенно — пушнину. А разве можно забыть славу этих мест — кречетов, благородных белых соколов для царской охоты? Только в здешних местах водилась эта удивительная птица.

До сей поры сохранили берега Студеного моря новгородские названия: северная часть Кольского полуострова, примерно до мыса Святой Нос, зовется Мурманским (Норманнским) берегом. Восточное и юго-восточное побережье у горла Белого моря называется Терским берегом. Западная кромка Белого моря до самого устья реки Кемь — Карельский берег.

МОРЕ ЛАПТЕВЫХ. Расположено между полуостровом Таймыр, островами Северная Земля и Новосибирскими островами. Площадь — 662 тысячи квадратных километров, глубина в основном до 50 метров, но есть и до 3385 метров. В море Лаптевых впадает много полноводных рек. Наиболее крупные из них: Лена, Яна, Хатанга. Крупные заливы: Хатангский, Оленёкский, Буор-Хая.

Названо в честь русских мореплавателей, участников Второй Камчатской экспедиции, двоюродных братьев вице-адмирала Дмитрия и капитана 1 ранга Харитона Лаптевых.

В XVI веке поповский сын из Торжка Митрофан поставил на реке Печенге церковь и основал монастырь. Монах Феодорит — постриженник Соловецкого монастыря — в устье реки Колы тоже основал монастырь.

Кольское поселение, переименованное сначала в Кольский острог, а потом, уже при Петре I, в Кольскую крепость, многие годы служило обороне края. Неоднократно отражало оно то шведов, то датчан. Вместе со стрельцами плечом к плечу сражались русские монахи и саамы…

Если подъезжать к Мурманску по суше, например по шоссе, то порт откроется вам сверху, как бы с птичьего полета. В узкой горловине Кольского залива толпятся корабли. Сколько их — не счесть… Но вот среди знакомых силуэтов выделяется один никогда раньше мною не виданный: на самом центре палубы корабля стоит ажурная башня-вышка, выкрашенная поэтажно в белый и красный цвета. Судно для разведочного морского бурения в высоких широтах! Я столько слышал интересного об этих новых буровых судах, что во что бы то ни стало решил побывать на нем и все хорошенько разглядеть.

Но почему разведочное буровое судно, предназначенное для поиска нефти, стоит в Мурманском порту? Ведь Мурманск — город рыбы?..

Оказывается, несколько лет назад геофизики доказали, что на северных шельфах могут быть месторождения газа и нефти, вполне достойные разработки.

Как видим, с океаном человек связывает перспективу своего развития. Океан — новая сфера промышленной деятельности. Вместе с тем это не означает, что на суше решены все проблемы, все разведано и выяснено. Много еще предстоит потрудиться людям и на земной тверди. Но значение океана в будущем человечества велико.

Условия в открытом море трудные: постоянная ледовая опасность, возможность выброса газов, долгое плавание вдали от берега, когда под ногами не земная твердь, а хляби морские. Тем не менее уже сейчас ясно, что желающих учиться и работать будет много. Это работа для настоящих мужчин.

Плавучая буровая

Корабль стоял у стенки. На него грузили продукты, что-то подвязывали, что-то упаковывали. Через два часа — отход.

Сопровождающий быстро вел меня по длинным гулким коридорам с ковровыми дорожками, с которых еще не успели даже снять полиэтиленовые чехлы. Все было здесь таким новым, таким чистым… Мы шли быстро, и я едва успевал читать таблички на дверях: «Второй помощник», «Старший механик», «Второй штурман»… все, как полагается на обычном судне. И вдруг: «Геологи», «Геофизики», «Механики по буровому оборудованию», «Буровые мастера», «Начальник буровой»…

Через некоторое время свободный от вахты второй помощник капитана по СДП — системе дистанционного позиционирования — скороговоркой вводит меня в курс.

— Значит, так: длина корпуса судна — сто сорок девять метров, ширина — двадцать пять. Высота вместе с буровой — пятьдесят два метра, водоизмещение — двенадцать тысяч тонн…

Я мысленно про себя быстро перевожу цифры в образы: 52 метра высоты — это примерно двенадцатиэтажный дом! Ого!

— Судно имеет семь винтов.

— Зачем столько?

— Два главных — ходовые. Три носовых, два кормовых по бортам для удерживания корабля в выбранной точке при наличии ветра, сноса, волнения и так далее, и тому подобное. На «точке» можем работать при высоте волны примерно до пяти метров. Для Баренцева моря это почти предел.

Современное буровое судно для высоких широт.

— Но как на такой зыбкой поверхности, как вода, вы можете закрепиться на одном месте и бурить, будучи связанные со скважиной жесткой колонной бурильных труб?

Вот после этого вопроса и открылись шлюзы красноречия моего собеседника. Он только что не стихами говорил о своей любимой СДП, входящей в его хозяйство. Он рассказал, что три компьютера ведают режимами семи винтов. Ни один даже самый опытный рулевой не в состоянии одновременно управлять ими так, чтобы удерживать судно на «точке». Другое дело — вычислительные машины. Без помощи человека, по сигналам многочисленных датчиков управляют они работой винтов. ЭВМ учитывают сигналы навигационных искусственных спутников Земли, указывающих кораблю, как подойти к заданному району разведки. Доплер-лаг уточняет ускорение судна. Гирокомпасы обеспечивают курс… Гидроакустические сигналы от донных датчиков, сигналы датчиков ветра, от систем вертикальной ориентации, от системы «с туго натянутыми проводами», от «наездника волны»… И это еще не все, остальное я просто не в состоянии был запомнить. Все эти данные учитывают ЭВМ и соответственно выдают команды на управление работой винтов…

— А что все-таки будет, если судно сорвется со скважины?

Мой вопрос явно не понравился помощнику капитана, и он сухо ответил:

— Сцепиться снова со скважиной можно пока только при помощи водолазов.

— И они у вас есть?

— Конечно.

Я, признаться, немного устал от этого обилия сверхточной и какой-то нечеловеческой автоматизации, и мне захотелось к людям. Но меня «передали» заместителю начальника буровой, и я побежал знакомиться с механизмами «главного калибра».

Вот могучая буровая установка, так сказать, станок. От него вращение передается через систему труб на долото в забое. При этом угол наклона может немножко меняться, — значит, корабль не обязательно должен стоять «мертво» на воде, у него есть некоторая возможность и «поплясать» на волнах, не прерывая бурения. А вот механизм, обеспечивающий безопасность судна при неожиданном выбросе газа или нефти, — специальный режущий превентор, прерыватель. Он мгновенно, как ножом, срезает буровую колонну и наглухо закрывает устье скважины.

На буровой все механизмы еще новенькие, блещут свежей краской. И всюду трубы, трубы, трубы, — разного диаметра, с разной толщиной стенок. Много их нужно, труб этих. Раньше наука считала шельф до глубин 200 метров. Начинали бурить с 300 метров, потом шагнули сразу на 700 метров. А сейчас бурят уже где-то на глубинах до 1200 метров от уровня моря…

Ничего не поделаешь: новые времена, новые требования, новая техника и новые задачи.

А интересно, наверное, будет жить в 2000 году! Сколько дел впереди, сколько замечательной, интересной работы…

Репортаж из подводного космоса

Подводная добыча нефти — дело дорогое. Буровые платформы, буровые разведочные суда, до отказа набитые точнейшей техникой, электроникой, не полное решение проблемы. И далеко не любые глубины доступны промышленной разработке с поверхности воды. Сегодня специалисты выдвигают новый путь — путь непосредственного освоения морского дна человеком. То есть отказаться от традиционных буровых платформ и все оборудование монтировать на дне!

Под водой нет ни штормов, ни волнения. Конечно, для этого водолазы должны будут освоить глубины, научиться монтировать на дне буровые установки, отделять от нефти примешивающуюся к ней морскую воду, строить хранилища… Проблем много. Но и техническая мысль на месте не стоит.

Как-то раз встретился я с одним из своих приятелей, который только что вернулся из интереснейшего рейса. Из района, где как раз шел важный и ответственный эксперимент по глубоководной работе водолазов. Он мне рассказал:

— С самого раннего утра на палубе судна закипела работа. Готовили к спуску водолазный колокол. Техники проверяли оборудование, связисты налаживали телефонную и телевизионную связь. В таком деле связь — залог успеха. Организаторы эксперимента немало волновались: водолазам предстояло работать на глубине почти четверти километра, в условиях, когда на тело человека в скафандре давит ледяной столб воды весом до пятисот тонн! Десять железнодорожных вагонов, поставленных друг на друга! Можете себе представить? Вот в центре связи вспыхнули экраны телевизоров. Сначала было ничего не различить: темнота, муть, только тени рыб мелькают да время от времени какая-нибудь особенно любопытная треска суется головой прямо в объектив и испуганно шарахается в сторону. Мощные прожекторы выхватывают из вечного мрака небольшое пространство. Двести сорок пять метров ниже уровня моря, не шутка! Но вот открывается толстая крышка люка в подводном аппарате, и на дно ступает человек в скафандре — водолаз. Движения его плавны. Из клапана шлема рвется вверх длинный каскад пузырьков воздуха. Если бы не этот шлейф, то можно подумать, что это кадры космического репортажа: так похожи его действия на поведение космонавтов в условиях невесомости…

Я подумал: ведь новая профессия водолазов-глубоководников родилась совсем недавно. Проблем у них — не счесть. Сначала трудность была с воздухом. Сжатым воздухом из баллонов человек может дышать только до глубины 60 метров. Глубже приходится переходить на специальную гелиокислородную смесь. Она не застревает в кровеносных сосудах при высоком давлении. Зато она неузнаваемо меняет голоса водолазов. Могучие басистые богатыри говорят из глубин тоненькими ненатуральными писклявыми голосками.

Следующей трудностью явилось преодоление переохлаждения. На дне Мирового океана температуры близкие к нулю, а в полярных морях тем более. Немало пришлось поломать головы конструкторам, чтобы сделать скафандры, в которых тепло даже при самой низкой наружной температуре.

Но самая главная трудность заключалась, конечно, в длительном пребывании человека под давлением, во много раз превышающим обычное атмосферное, и возвращение его в нормальные земные условия. Специалисты справились и с этим. В подводных домах для водолазов созданы вполне безопасные и даже комфортные условия. Здесь люди живут и отдыхают между выходами на дно.

МОРЕ ЛИНКОЛЬНА. Расположено на севере Гренландин между островами Земля Пири и Алерт. Круглый год покрыто льдами. Точных границ не имеет. Глубина — до 3 тысяч метров. Названо в честь американского президента Авраама Линкольна, одного из организаторов республиканской партии, выступившей против рабства.

Большая и сложная научно-исследовательская работа предшествовала этому завершающему эксперименту. В основе успеха лежат труды замечательных советских ученых. И сегодня можно с уверенностью сказать, что глубины покорились людям… Между тем мой товарищ продолжал рассказывать:

— Три с половиной часа идет работа на дне. Водолазы, сменяя друг друга, монтируют подводную установку для нефтедобычи. Но вот раздается команда: «Я — „Спрут“. Всем осмотреться. Первому приготовиться к заходу в колокол». Это говорит руководитель подводными работами с центрального пункта. Водолазы отвечают: «Я — первый. Вас понял. К заходу в колокол готов!», «Я — второй. Понял вас. К заходу готов!». И снова открывается крышка люка. Друг за другом люди скрываются в колоколе, и тот начинает подниматься к борту подводного корабля «Спрут», на котором смонтирован «водолазный дом» — гипербарический комплекс с повышенным давлением. Там постепенно по строгой программе давление будет снижено, и после декомпрессии водолазы смогут вернуться в надводный мир.

— Кто же эти смельчаки, для которых выход в чужой человеку подводный мир — обыкновенная работа? — спросил я.

Мой друг раскрыл блокнот.

— Да вот… Один окончил школу водолазов во время службы на флоте. Другой — рыбачил здесь, на Севере… Каждый своей дорогой пришел к этой профессии. Но все говорят о своей работе спокойно. Вот у меня несколько интервью:

«Я и раньше спускался глубоко. Почти до ста метров. Разницы на двухстах сорока пяти — не ощутил. Отличное снаряжение…»

«С такой техникой на любой глубине чувствуешь себя уверенно. Можно работать…»

Позавидовал я приятелю-журналисту, побывавшему на переднем крае освоения морского дна. С каждым днем человек все настойчивее штурмует глубины океана. И нет сомнения, что скоро, даже очень скоро океан станет из чужого мира для людей миром своим и родным.

Атомные ледоколы второго поколения

После флагмана ледокольного флота — атомного ледокола «Ленин» в Ленинграде были построены еще три атомных ледокола, атомных богатыря. Их называют ледоколами второго поколения. Что это значит?

Пожалуй, прежде всего, при создании новых судов корабелы учли опыт, накопленный как строителями, так и моряками, плававшими на атомоходе-первенце. Это был замечательный корабль! Но ведь наука и техника не стоят на месте. Конструкторы сразу увидели, что кое-что можно было бы сделать получше. И в результате — новые ледоколы. Мощность новых судов увеличилась вдвое. Этого потребовали льды Арктики. Однако габариты судов выросли совсем немного, что является большим достижением инженеров. Ведь чем крупнее корпус ледокола, тем труднее ему самому разворачиваться среди льдов.

На новых судах поставили по два ядерных реактора и по два турбогенератора, каждый мощностью по 37 тысяч лошадиных сил. Могучие машины. Разместили их попарно, в одном отсеке, разбив весь корпус на восемь частей-отсеков водонепроницаемыми переборками. Теперь, даже случись авария, при которой будут полностью затоплены два отсека, ледокол останется на плаву. Эта очень высокая степень непотопляемости корабля — большая заслуга инженерно-конструкторской мысли.

Тяжелая пароподогревная установка на новых судах в отличие от установки на первом ледоколе высоко поднята над двойным дном. Такое новшество уменьшило качку — тоже неплохое завоевание.

НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ. Расположено между Скандинавским полуостровом и островами Шотландскими, Фарерскими, Исландией, Ван-Майнен, Медвежьим. Площадь — 1 миллион 340 тысяч квадратных километров, глубина — до 3970 метров. Не замерзает благодаря Норвежскому течению. Главные порты: Тронхейм, Нарвик.

Названо по имени государства Норвегия.

Легче стало работать и механикам на новых судах. Хозяйство у них на атомном богатыре непростое, глаз да глаз за ним нужен. А где столько глаз наберешь? Теперь все сведения о работе многочисленных машин и механизмов судна поступают на электронную вычислительную машину, которая без устали следит за режимом их работы. Чуть отклонился режим от нормы — сразу же сигнал! На большой схеме, где показаны все узлы жизнедеятельности ледокола, загорается тревожный огонек.

Путь атомохода «Арктика» к Северному полюсу в августе 1977 года.

Даже если нет сигнала тревоги, оператор всегда может по желанию проверить состояние любого узла машины. Ему достаточно набрать нужный код, и ЭВМ тут же выдаст ему исчерпывающую информацию о режиме.

Новички, когда приходят на атомный корабль, первое время таят в душе страх: все-таки, как ни говори, под ногами — два ядерных «котла»… В каждом из двух блоков атомной установки находятся: реактор, четыре парогенератора, четыре циркуляционных насоса и множество иного оборудования. В первом контуре под высоким давлением циркулирует дистиллированная вода. Нагреваясь в «котле», она идет в парогенераторы, откуда, отдав свое тепло, возвращается в первый контур. А как обстоит дело с радиационной безопасностью?..

Ядерный отсек с двух сторон огражден переборками, доведенными до самой жилой палубы. Даже при работе реакторов длительное время на полной мощности биологическая защита не пропустит излучение к жилым помещениям судна. Забота о человеке — закон на флоте! Даже при самой серьезной аварии радиация не сможет распространиться по всему судну. Она останется в пределах одного из герметических контуров, на которые разделен корпус. Нет, что и говорить, атомные богатыри — это не только мощные, но абсолютно надежные суда.

Высокоширотный рейс атомохода «Сибирь» в мае 1978 года.

Между прочим, у вас может сложиться впечатление, что атомным гигантам никакие льды не помеха. Такое мнение ошибочно. К высоким широтам легкомысленно относиться нельзя.

В 1977 году, получив новый мощный ледокол, обрадовались моряки, решили начать навигацию на три месяца раньше обычного. Разработали программу и маршрут рейса. Атомный ледокол «Арктика» (сейчас он носит имя «Леонид Брежнев») должен был пройти Карскими Воротами, чтобы достичь полуострова Ямал в конце марта. В эту пору там еще зима лютая. Но моряки решили: попробуем! Вышел ледокол. Добрался до пролива, а там лед оказался таким крепким, что и атомному великану не под силу. Пришлось капитану Ю. С. Кучиеву идти более южным путем, через пролив Югорский Шар. Бывали и другие случаи вынужденного отступления ледокола перед стихией. Конечно, атомные ледоколы пока новинка. Чтобы знать точно, на что они способны, им нужно немало поработать.

ЧУКОТСКОЕ МОРЕ. Расположено у северо-восточных берегов СССР и северо-западного побережья Аляски (США). Площадь — 595 тысяч квадратных километров. Глубина большей частью менее 50 метров, однако встречаются впадины до 1256 метров. Крупные заливы: Колючинская губа, залив Коцебу. Большую часть года покрыто льдом. Главный порт — Уэллен на Чукотском полуострове. Название получило по имени полуострова.

И вот в один прекрасный момент родилось у моряков-полярников дерзкое предложение — пройти на атомном корабле к Северному полюсу! Вот это будет настоящим экзаменом судну, ведь на пути к «макушке мира» его ждут нетронутые многолетние льды огромной толщины и невиданной крепости…

К предстоящему походу готовились тщательно. И ученые, и полярники, и моряки прекрасно знали характер судового края. 9 августа 1977 года в 20 часов по московскому времени на мурманском рейде прозвучала команда капитана «Арктики»: «Боцману на бак! С якоря сниматься!» Огромный корабль двинулся на север.

Первые дни ледокол шел проторенным путем, но наступил момент, когда перед носом оказались нехоженые мили. С палубы поднялись вертолеты. Они просматривали ледяные поля и указывали путь ледоколу. Сокрушая на своем пути преграды, шел ледокол вперед. Грохот ломающегося льда напоминал артобстрел во время массированного наступления. Не вдруг поддавались льдины, но все-таки уступали. На последнем этапе пути за четырехчасовую вахту удавалось пройти не более 12 миль. Однажды выдалась такая вахта, когда не продвинулись ни на метр!.. И все же стихии пришлось уступить человеку.

17 августа 1977 года в 4 часа утра во всех помещениях атомного ледокола прозвучал взволнованный голос вахтенного дежурного: «Внимание экипажа! В четыре ноль-ноль наш ледокол вошел в точку Северного географического полюса!» И во всех отсеках и помещениях грянуло «ура!».

За первый в истории мореплавания поход надводного корабля к Северному полюсу атомоход «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Экзамен экипажем и судном сдан на «отлично»!

Следом за «Арктикой» вышел на работу в полярные моря и следующий атомоход — «Сибирь». И хотя срок, разделяющий их появление на свет, был небольшим, конструкторы успели учесть опыт «Арктики». Вибрация и шум в жилых помещениях ледокола во время работы во льдах на «Сибири» уже значительно меньше. А вот экзамен этому ледоколу пришлось сдавать, наверное, потруднее. Решили моряки попробовать проложить высокоширотный курс от Мурманска в Чукотское море. Еще Михаил Васильевич Ломоносов мечтал о прокладке самой короткой судоходной линии «Восток — Запад» севернее всех арктических островов.

Надо сказать, что полной уверенности в возможности задуманного мероприятия не было ни у кого. Конечно, до того уже «Арктика» побывала на Северном полюсе. Но то был все-таки экспериментальный рейс. А тут вместе с «Сибирью» собирались отправить сухогруз «Капитан Мышевский». Моряки хотели получить полную картину нормальной проводки — обычной работы ледокола во льдах.

25 мая 1978 года вышел из Мурманска сухогруз, а через сутки за ним последовал и ледокол. На мостике «Сибири» стоял капитан Кочетков — человек несокрушимого хладнокровия и бесстрашия. За его плечами была служба и на первом в мире полярном ледоколе «Ермак», и на первом атомном ледоколе «Ленин». Весь экипаж работал, как один человек, спокойно и слаженно. Искусственные спутники Земли снабжали штурманов информацией о ледовой обстановке. Спутник «Метеор-2» передавал фотографии ледового покрова, сделанные с высоты 900 километров, прямо на борт «Сибири». И все-таки даже такого геркулеса не раз зажимали полярные льды. Но у капитана наготове имелся целый арсенал способов для борьбы с ледовой стихией. Когда мощности энергетической установки даже на форсированном режиме не хватало, экипаж принимался раскачивать ледокол, чтобы освободиться из ледяного плена. А то — подогревали нос…

За невиданно короткий срок, всего за семнадцать дней, провел атомоход «Капитана Мышевского» до Берингова пролива. Дальше путь сухогрузу был свободен. А ледокол уже получил новое задание — пробиться к дрейфующей станции «Северный Полюс-24» и доставить полярникам снаряжение и материалы.

Пожалуй, никогда еще в истории зимовок прямо на лед не сгружалось столько «добра» для полярников. А разгрузившись, «Сибирь» так же деловито пошла на помощь судам, затертым во льдах. Весна была в том году затяжной, ледовая обстановка тяжелой. Эфир «гудел» от отчаянных призывов застрявших транспортов, сухогрузов, танкеров. С ходу «Сибирь» принялась окалывать, буксировать и выводить из ледяного плена грузовые суда.

Пройдет совсем немного времени с того момента, как я пишу эти строки, и на арктические трассы выйдет третий атомный богатырь из второго поколения полярных ледоколов — «Россия». Станет сложная арктическая трасса еще более судоходной, еще более обжитой.