Календари

Древнеегипетскую календарную традицию характеризуют три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах, — стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.

Природные условия Египта характеризуются сменой трех сезонов, связанных с повторяющимися разливами Нила. После подъема воды в середине — второй половине лета, когда почти вся обрабатываемая поверхность земли в долине Нила затоплена водой, наступает время сева, выращивания и сбора урожая. Вслед за этим наступает период засухи, характеризуемый самым низким уровнем воды в Ниле. Засуха продолжается вплоть до начала очередного подъема воды. На древнеегипетском языке сезоны имели особые названия, первый сезон — ахет (половодье), второй — перет («выхождение» земли из-под воды), третий — шему (отсутствие, низкая вода). Три сезона повторяются регулярно из года в год, в среднем составляя каждый по 4 месяца. Однако продолжительность сезонов может колебаться из-за непостоянства времени и высоты подъема воды в Ниле. В обычный год при среднем подъеме воды самый низкий уровень у первого порога у Асуана наблюдается примерно в конце мая, а в дельте — две недели спустя. Подъем воды происходит сначала медленно, а потом быстрее и достигает наивысшей отметки у первого порога примерно 1 сентября, а в дельте — приблизительно через месяц. Самые высокие участки воды в дельте появляются из-под воды только в середине или в конце октября, после чего вода спадает, достигая постепенно наименьшего уровня (Winlock, 1940, с. 452).

Разлив Нила происходит ежегодно, но отличается нерегулярностью. По современным оценкам, интервал между двумя последовательными разливами (так называемый «нильский год») может колебаться в пределах 11-14 лунных месяцев на протяжении жизни одного поколения (Neugebauer, 1939). В период, когда Египет представлял разобщенную систему номов, очень слабо связанную между собой, эти колебания могли не иметь существенного значения. Однако после объединения Верхнего и Нижнего Египтов, происшедшего на рубеже IV-III тыс. до н. э., когда начала складываться единая система административного управления, упрочились и развились связи между областями, упорядочилась последовательность храмовых служб, возникла необходимость в создании более регулярной системы счета времени. Очевидно, что хозяйственная и административная жизнь в стране была связана с сезонными изменениями.

С древности египтянам были знакомы естественные промежутки счета времени, связанные с движением Солнца и Луны, — сутки и лунный месяц. Счет времени на протяжении суток велся раздельно для дня и ночи (позднее это нашло отражение во введении «ночных» и «дневных» часов), а их исходной точкой считалось утро. Эта черта отличает древнеегипетскую традицию от месопотамской и от ряда других, где счет времени на протяжении суток велся с вечера. Также рано стали известны особенности движения Луны и связанные с ними подразделения лунного месяца — фазы, дни невидимости и то, что месяц может содержать 29 или 30 дней.

Небесные светила (Солнце, Луна, планеты и звезды) соотносились в древнеегипетской религии с определенными божествами. Особой популярностью пользовались божества Солнца и Луны — Рэ и Гот. Существовали также божества-покровители отдельных дней, месяцев, частей суток и т. п., службы которым совершались в определенные промежутки времени. Трудно сказать, когда впервые возникла эта традиция, но, по-видимому, она уже существовала или находилась в стадии формирования в период, когда возникали первые календарные системы (EAT, III, с. 153-156, 194- 199, Ch. 3; Junker, 1910).