1. Законный брак: основание для семьи

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).

Недавно ко мне на консультацию приходил один уважаемый пастор со своей столь же уважаемой женой.

Они улыбались и пожимали руки нашим служащим, но как только за ними закрылась дверь офи-са, маски-улыбки мгновенно слетели с их лиц. Почему? Дело в следующем: несмотря на то, что он является служителем одного из самых прекрасных собраний в Америке, а она — известный христиан-ский педагог, эти люди вели себя более язычески, чем некоторые поклоняющиеся бесам племена, которым я проповедовал в экваториальных джунглях.

«Я просто хочу жить один, и чтобы ее больше не было рядом со мной, — твердил уважаемый пас-тор.

— Она причиняла мне боль в течение последних девяти лет, внушая нашим маленьким детям, что им совершенно не нужно соблюдать дисциплину, которую я требовал от них».

Со слезами в голосе уважаемая жена пастора ответила, что устала от мрачного диктатора, кото-рый убежден в том, что весь мир должен вставать по стойке смирно по первому его слову, который никогда не говорил, что любит и ценит ее, а только отдавал приказы.

Разгневанный муж выпалил в ответ: «Она никогда не целует меня, она просто не любит меня, она слишком занята своей работой!» Выведенная из себя женщина высказала, что он никогда не уважал ее карьеру и что она устала от

унижения и беспокойства о том, что ее успех будет пугать его.

«Он переносит свои привычки на детей и обращается с ними так, как будто кто-то сделал его ца-рем,

— продолжала жаловаться она. — Я так устала от его выступлений с высокой кафедры, от его притворства, будто он знает ответы на все вопросы, хотя не может завоевать любовь даже собст-венных детей».

Я несколько часов слушал, как эти уважаемые люди поносили друг друга. Это было ужасно. Пре-до мной находились два христианских лидера, символизирующих те силы, которые поддерживают нашу цивилизацию. Один вел весьма уважаемую церковь. Другая обучала подрастающее поколе-ние.

Эти мужчина и женщина были женаты, но пламя их любви погасло, так как они ожесточили свои сердца по отношению друг к другу.

Чего же им не хватало? Ответ следует искать в том, чего они ожидали от своего брака, и прежде всего в том, почему они поженились.

Три причины для брака

Существуют три причины, по которым люди вступают в брак. В Америке большинство из нас же-нятся и выходят замуж по зову плоти. Иными словами, такие взаимоотношения основываются на по-хоти. Вот почему в нашей стране так много разводов. Похоть плоти не является достаточно крепким основанием, чтобы поддерживать брак и сохранять единство мужа и жены.

Вторая группа людей вступает в брак потому, что чувствует сходство своих душ и умов. Как это происходит? Молодой человек, посещающий колледж, знакомится со студенткой, и они часто встре-чаются и проводят время в беседах.

Он говорит себе: «Да ведь она думает так же, как и я». Итак, их умы обрели связь. Затем молодые люди вместе играют в теннис,

и он думает: «Эй, да ведь ей нравится то же, что и мне». Итак, их души получают наслаждение от одних и тех же удовольствий.

Теперь парень время думает: «Ее чувства сходны с моими. Мне нравится ее реакция на вопросы жизни. Разве это не изумительно? Когда она принимает решение, я его одобряю!» Студенты реша-ют, что их души находятся в согласии — по крайней мере, в этот момент — поэтому они женятся. Однако обыденные симпатии и антипатии, которые в самом начале сблизили их, не образуют прочный каркас для брака. Почему? Потому что симпатии и антипатии изменяются. И в результате он развивается в одном направлении, а она — в другом, и они уже не действуют в единстве душ, как это было раньше. Эти люди уже не смотрят на вещи одинаково. Их непрочный брак дает трещину, и поскольку у них нет ничего существенного для его скрепления, молодые люди разводятся.

Третья причина для брака — соединение духа. Такое может произойти только между двумя ве-рующими христианами, которые рождены свыше Духом Божьим. Вот почему Библия говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными…» (2Кор.6:14).

Когда я впервые встретил ту молодую женщину, которая позже стала моей женой, я мало знал о ней. Однако моя плоть сказала мне, что она красива, а беседуя с ней, я узнал, что у наших душ мно-го общего. Но все же больше всего привлекло меня к Луизе ее очевидное и испытанное посвящение служению Христу. Будучи миссионеркой в Аргентине, она отдала много сил для достижения поте-рянных в дальних уголках земли.

Я сказал себе: «Она будет подходящей женой для меня. Я миссионер, и Луиза тоже миссионерка. Я думаю, что Господь хотел бы, чтобы мы объединились в команду и вместе совершали нашу хри-стианскую работу».

Два года мы переписывались, поскольку в то время миссионерская работа кидала меня в разные уголки мира. В тот день, когда я получил ответное письмо Луизы, в котором она принимала мое предложение о браке, я сделал такую запись в дневнике: «Пусть Бог объединит наши жизни, чтобы совершать великую работу для Него везде и всюду».

Бог подготовил ее для моей жизни и подготовил меня быть ее мужем. Я обрел великую радость, мир

и удовлетворение в единстве с этой посвященной женщиной Божьей. Луиза и я были одним в духе, и я каждый день благодарил Бога за то, что Он послал ее мне.

Почти за пятьдесят лет нашего брака у нас не было ни единой серьезной ссоры, и мы наслажда-лись прекрасной жизнью. В нашем доме никогда не произносили слово развод, если только мы не говорили о ком-то, за кого нам нужно было помолиться.

Теперь, когда моя жена ушла, чтобы пребывать с Господом на небесах, я очень по ней скучаю. Ведь ушла часть меня.

Наши жизни так переплелись, что нам хотелось все время быть друг с другом. Когда я работал в своем кабинете дома, я часто поднимал взор и обнаруживал Луизу, тихо сидящую напротив.

Я спрашивал: «Тебе нужно о чем-то поговорить со мной?» Жена неизменно отвечала: «Нет, я просто хотела побыть с тобой ».

Если я вставал и шел в другую комнату,

то она тихо следовала за мной. Луиза и я были компань-онами в самом глубоком смысле этого слова.

Те, кто женятся в духе, обнаруживают, что нужды их душ и плоти также чудесно удовлетворяются.

Ум находит общее основание для роста, а плоть наслаждается удовлетворением, которое пересту-

пает пределы времени. Все три основы человеческой природы текут в единстве, которое делает

мужчину и женщину одним.

А в этом и состоит брак.

Чья это была идея?

Тайна брака, соединение вместе двоих людей, мужчины и женщины, возникла в Едемском саду. Под тайной я подразумеваю необъяснимую, невероятную идею о том, что два человека могут стать одним человеком.

Их взаимоотношения образуют круг, подобно обручальному кольцу. В браке муж и жена соедине-ны до тех пор, пока один из них не умрет. Их обет действителен для полного круга жизни, а не толь-ко один сезон.

Сам Бог установил брак; брак не был человеческой идеей.

Бог, который только что создал словом звезды солнце и посадил Едемский сад с его необыкно-венной красотой, замыслил сделать мужчину и женщину одним целым.

Всемогущий решил сотворить Адама сначала как одинокое существо. Возможно, Бог сделал это для того, чтобы Адам мог испытать, что значит быть совершенно одиноким в этом мире. Таким обра-зом Адам должен был более глубоко оценить дар присутствия другого человеческого существа, с кем он мог бы разделить свою жизнь.

Хотя Едемский сад был наполнен красотой, Библия говорит, что Адам ощущал глубокую пустоту в своем сердце. Вся красота окружающего не могла заглушить это чувство одиночества. Внутренняя потребность общения с женщиной не была удовлетворена ни видом огромных и пре-красных деревьев, ни вкусом восхитительных плодов.

Даже такие занятия, как прогулки между орхидеями и лилиями и плавание в реке Евфрат не мог-ли заменить Богом данное желание Адама иметь кого-то, с кем он мог разделить свою жизнь. Библия говорит о том, что Бог позволил Адаму пережить еще одно испытание:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответст-венного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и при-вел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:18-19).

Господь знал, что не хорошо было Адаму оставаться одному.

Перед тем, как Он дал этому первому человеку отношения с женщиной, которая станет его женой, Бог позволил Адаму проверить, сможет ли работа заполнить пустоту в его сердце.

Бог поручил одинокому Адаму произвести учет всех животных сада. Для облегчения этой задачи Господь велел всем зверям строем пройти перед Адамом, который принял на себя обязанность ме-стного зоолога.

Кто знает, сколько дней или недель, а может быть даже месяцев провел Адам, давая имена всем скоту и птицам небесным, и всякому зверью полевому. И когда завершилась эта колоссальная рабо-та, Адам, вероятно, пережил чувство великого свершения, но он по-прежнему был несчастлив.

В сущности, он мог чувствовать себя еще более одиноким, потому что Писание нам говорит: «…Но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20).

Как вы думаете, надеялся ли Адам обрести осмысленные взаимоотношения с одним из животных, которые проходили перед ним? Несмотря на то, что он встретил много смышленых и красивых тво-рений, таких, как лошади, львы, страусы, кенгуру, пингвины и даже обезьяны, никто из них не удов-летворил потребность его сердца.

Возможно, Адам сильно загрустил. В конце концов, выполнив порученное ему задание, он понял, насколько он был одинок. Никакое другое творение не могло общаться с ним на его уровне.

У всех лебедей-самцов были лебеди-самки. Более того, они высиживали своих птенцов, что, по-видимому, доставляло им огромное удовлетворение.

У всех слонов-самцов были слоны-самки. У крокодилов-самцов были крокодилы-самки, у всех во-робьев-самцов были воробьи-самки, и даже у фруктовых насекомых-самцов были самки.

И все были счастливы. Кроме Адама.

Поэтому он поговорил об этом с Богом. Он спросил Его, почему он, единственный среди обитате-лей этого прекрасного сада, был одиночкой.

На самом ли деле Адам был одиноким? В конце концов, он каждый вечер прогуливался с Богом по саду. Несомненно, ангелы также постоянно навещали этот сад.

Должно быть, Господь улыбнулся Адаму при его словах. Конечно, Он заранее вложил это жела-ние, эту потребность в женской дружбе в Адама и в каждого мужчину, который появится после него. Господь Бог знал, что эта единственная частичка человечества не имела полного завершения, поэтому Он громко сказал: «Не хорошо быть человеку одному».

И Бог дал Адаму жену. Еву.

Нефункциональная семья?

Самое замечательное это то, что, создавая женщину, Бог начал Свою творческую работу не при-данием ей формы из праха, как Он сделал это с Адамом. Вместо этого Господь совершил первую операцию на человеческом теле. Библия говорит, что Он взял одно из ребер Адама. Из этой единст-венной кости Он создал самое красивое творение, которое Адам когда-либо видел.

Библия указывает на то, что Адам очень обрадовался, когда увидел женщину, о чем свидетельст-

вуют его трогательные слова в Быт. 2:23. Писание не дает нам подробностей, но, по-видимому, пер-вая женщина также очень обрадовалась ему. Должно быть, это была любовь с первого взгляда. Адам, который так долго один бродил по саду, сочувствуя самому себе, обрел прекрасную жену. Их взаимоотношения расцветали по мере того, как они вместе исследовали красоту Божьего тво-рения, не имея нужды беспокоиться о жилье, пище или бояться стихийных сил. Жизнь была восхитительной, радостной и свободной от страданий.

Так было до тех пор, пока в их сердцах не поселились гордость и эгоизм.

После того, как они вкусили от дерева познания добра и зла Адам переложил вину за это на свою жену. «Адам сказал: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Должно быть, это огорчило Бога, так как их брак был совершенным. После

изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы родились дети.

Библия пишет, что Ева была удивлена, когда у нее появился сын. «…Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1), — объявила она при рождении первенца.

Через некоторое время Каин убил своего брата Авеля, что причинило родителям много горя. Но все же Адам и Ева не расстались.

Если бы сегодня брак Адама и Евы анализировали популярные бульварные психологи, они на-звали бы его нефункциональным. Энн Ландерз, несомненно, посоветовала бы им, чтобы вновь об-рести счастье, — развестись, объясняя свой совет тем, что они пережили предательство. Дир Эбби, вероятно, сказал бы им, что если они останутся вместе ради их третьего новорожденного сына Си-фа, это будет несправедливым по отношению ко всем.

Чиновник из Управления по делам занятости отметил бы, что Адам был неквалифицированным рабочим без средств к существованию, уволенным со своего последнего места, лишенным всякого честолюбия и готовым взяться за любую работу, чтобы содержать свою семью.

А Ева? Видимо, она была «полностью зависимой», согласно понятиям современных популярных психологов. Почему? Она хотела быть хозяйкой дома и посвятить свою жизнь воспитанию «зависи-мых» детей!

Этот чиновник был бы доволен: Ева оказалась достаточно честной, чтобы признать, что она вела продолжительную философскую беседу со змеем, когда стояла обнаженной рядом со священным деревом. Змей рассказал ей о том, как стать такой же мудрой, как Бог, обеспечивая Еве успех как проповеднику Нью-Эйдж.

К счастью, поблизости не было гуманистских советчиков, которые могли бы нанести еще больше ущерба пошатнувшемуся браку Адама и Евы.

Тайна брака

Несмотря на то, что душевная боль и разочарование повредили взаимоотношениям Адама и Евы, между ними никогда не нарушалось единство. Они были одной плотью. Это уникальное состояние я называю таинством брака.

Бог решил, что каждому из нас необходимы всесторонние взаимоотношения с другим человеком. Он предопределил, что нам следует иметь общение друг с другом, которое бы нас полностью удов-летворяло.

Таинство брака состоит в том, что два человека, каждый со своими особым образом мыслей, во-лей

и чувствами, объединяются, чтобы сломить свою волю и переплавить свои желания на пользу другого.

Двое становятся одним целым. Они получают глубокое внутренне наслаждение от угождения друг другу. Это совершенно недоступно животным. Это может произойти только с одним творением: че-ловеком. Двое соединяются и становятся одним целым. До тех пор, пока они живут в единстве, это самое лучшее, что может случиться с человеком на планете Земля. Нет большей радости, чем сча-стье такого дома, где двое стали одним.

В браке Бог дал человечеству чудесный дар. Крепкий брак закладывает основание для безопас-ного дома. Вот почему эти уникальные взаимоотношения должны быть построены точно в соответ-ствии с Его проектом.

Давайте рассмотрим те строительные блоки, которые образуют каркас единства в браке.

2. Каркас для крепкого брака

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мр.10:9).

В наши дни в обществе сложилось представление, что мужчине и женщине достаточно просто жить вместе, что домашний очаг возможен и без законного брака. Так ли это?

Нет. Можно жить вместе в доме, но такая жизнь никогда не создает домашнего очага. Семья — это женатая пара — мужчина и женщина, которые любят друг друга и рожают детей. Люди же, которые беспорядочно занимаются сексом друг с другом, — это не брак, не семья.

Пары, которые просто сожительствуют, не хотят быть верными, не хотят посвятить себя друг дру-гу. Поэтому такие люди говорят друг другу: «Давай поживем вместе, сколько захотим, позанимаемся сексом». Сожители могут разойтись в любое время. Нет никакого закона, чтобы обязать их оставать-ся вместе. Любой из них может уйти, когда пожелает, так как они не взяли на себя никакого обяза-тельства друг перед другом. Этим людям не хватает завета с Богом, перед которым они дают обет: «Я буду верным тебе до тех пор, пока смерть не разлучит нас».

Именно поэтому сожители всегда относятся друг к другу с подозрением. Выходя из дома поутру, ни один, ни другой не знает, найдет ли он вечером дорогого для себя человека дома. Их отношени-ям недостает каркаса, на котором строится брак, — посвящения и доверия.

Причем нам пытаются доказать, что такой стиль жизни — это то же самое, что и домашний очаг. Какая глупость!

Наше время — эра, когда легко нарушаются обещания, а обязательствами пренебрегают. Как же этому противостоять? Как построить и сохранить крепкую семью?

Давайте же развернем проект и посмотрим, как Бог хочет, чтобы мы созидали наши отношения.

Посвящение на всю жизнь

Таинство брака опирается на взаимное посвящение. Муж и жена должны полностью посвятить себя друг другу физически, эмоционально и, несомненно, в духе. Этот каркас позволит паре в един-стве противостоять злым силам, пытающимся разъединить ее. Что я имею в виду под посвящением?

Посмотрим на пятую главу Послания к Ефесянам. Это любимое место Писания многих мужчин-христиан, так как оно велит женщинам покоряться своим мужьям. Большинство мужчин любит слу-шать проповеди на эту тему; им доставляет удовольствие тыкать своих жен носом в этот стих и тре-бовать от них полного послушания.

Такие мужчины, однако, не читают дальше. А ведь стих двадцать пятый говорит, что мужья долж-ны любить своих жен, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее. Подумайте об этом.

Если муж любит свою жену такой же любовью, какой Иисус любит церковь, он должен быть готов пожертвовать своими эгоистическими желаниями. Какова любовь Иисуса к Своей церкви?

Он умер за нас. Он отдал Свое тело за Свою церковь! Иисуса распяли на кресте из-за Его само-отверженной любви к тебе!

Теперь подумай, как тебе следует любить свою жену? Должна ли любовь мужа требовать, чтобы

жена покорялась всякой его прихоти?

Так ли Иисус возлюбил церковь?

Нет.

Жертвенная любовь — не эгоистична. Это любовь дающая. Бог призывает мужей такой

любовью любить своих жен.

Я осознаю, что жертвенная любовь сегодня непопулярна. Многим людям — в частности мужчинам — самоотречение не по душе. Мы предпочитаем мгновенное удовлетворение.

Если кто-нибудь хочет пиццу, он заказывает ее по телефону, и ее должны доставить к порогу в течение тридцати минут, а иначе придется отдать пиццу бесплатно. Если женщина пожелала кольцо с бриллиантом, она заказывает его в телемагазине по кредитной карточке мужа с тем, чтобы полу-чить его уже на следующий день.

Да, мы живем не в той культурной обстановке, которая может внушить понятие о жертвенной любви. Однако именно такого посвящения Господь требует от мужей-христиан.

Мы живем в такое время, когда причиной развода является всего лишь то, что один из них боль-ше не испытывает любви к другому.

Общество уверяет нас, что любовь — это чувство. Это так, но любовь больше, чем какое-то теплое неопределенное чувство. Любовь — это посвящение другому человеческому существу, посвящение,

которое предполагает отказ от чего-то своего.

Брак требует посвящения. Брачный завет настолько хорош, насколько полным является посвя-щение, которое его подкрепляет. Сегодня многие люди относятся с сомнением и скептицизмом к то-му, чтобы стать посвященным чему-нибудь, особенно другому человеку. Брак — не временная договоренность. Это посвящение на всю жизнь.

Успешный брак уникален, он не допускает в себя никого, кроме мужа и жены. Отношения между ними исключительны — это отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Брак воздействуют на отношения мужа со всеми остальными женщинами и на отношения жены со всеми остальными мужчинами.

И супруги обязуются оставить всех остальных людей. Это значит, что если одновременно тонут жена и мать мужчины, он в первую очередь должен спасать жену, а уже затем мать.

Это значит, что если в жизни жены появляется красавец и машет перед ее носом миллионом долларов, пытаясь склонить ее к недозволенной связи, то она просто не должна думать об этом. Ведь она посвящена своему мужу: одному и единственному.

В пожизненном посвящении «я буду с тобой, несмотря ни на что», есть глубокое чувство безопас-ности.

Самыми близкими к брачному посвящению являются отношения между христианином и Иисусом. Каждый истинный христианин говорит миру: «У меня есть особенные взаимоотношения с одной Личностью, Иисусом Христом, которые влияют на мои отношения со всеми другими. В первую оче-редь я верен Ему».

Наша привязанность к Иисусу должна идти дальше начального переживания спасения, которое мы испытываем, когда выходим вперед на евангелизационном собрании или молимся с телевизион-ным проповедником. Мы должны постоянно признавать свой обет любить и служить Господу всем сердцем.

Наше брачное посвящение действует таким же образом, и оно должно быть чем-то большим, чем слова, произнесенные во время свадебной церемонии. Для крепкой семьи необходимы неоднократ-ные и многочисленные подтверждения посвящения этим взаимоотношениям. Каждый из нас должен часто

говорить своему супругу, что принадлежит ему и только ему.

Брак — не временная договоренность. Это посвящение на всю жизнь. Вот почему мудрые люди давно включили в слова брачной церемонии фразу: «В хорошем и плохом, в богатстве и бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас». Решая конфликты

Ни один человек не совершенен. Мы все знаем это. В семье, однако, в любой ситуации важно ве-рить в самое лучшее в своем супруге. На словах это кажется легким, но что если твоя мать обвиняет

в чем-то твоего супруга? Брачное посвящение обязывает тебя стать на сторону супруга. Но как по-вернуться спиной к матери?

Прочитай Матфея 19:5-6. И все станет ясно! Мужчина оставит мать и отца и станет одной плотью со своей женой. Более того, что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Это означает одно: что бы ни случилось, вы обязаны быть верными своим супругам.

Знаете ли вы, что американское право запрещает заставлять свидетельствовать в суде супругов друг против друга, поскольку, согласно Пятой поправке, вы не должны свидетельствовать против се-бя самого. Значит, закон Соединенных Штатов признает, что муж и жена являются одним целым.

В обычной жизни это посвящение означает: необходимо верить всегда, что ваш супруг не наме-ревался причинить вам боль — даже если высказанные им в ваш адрес слова были грубыми и недоб-рыми. Даже если действия вашего супруга не кажутся вам добрыми, верьте, что его намерение было хорошим.

Он или она могут быть в некоторых отношениях незрелыми и поступать, руководствуясь ревно-стью или местью, но вы должны быть милостивыми и не спешить гневаться. Вместо того, чтобы от-вечать криком на крик, обидой на обиду, лучше спросите себя, не являются ли ее или его слова мольбой о помощи. Не обвиняя того, кого вы любите, вы увидите, что у вас меньше оснований для конфликта, меньше затаенного недовольства и обид.

За годы своего брака я научился никогда не ложиться спать с невысказанным гневом. Это не зна-чит, что, как только моя голова касалась подушки, я набрасывался на жену с обвинениями в том, что меня рассердило в ней.

Нет. Это значит, что я не ложился спать до тех пор, пока не поговорю с нею и не скажу, что меня за день задело в ее словах или поступках. Я объяснял, какую боль она мне причинила, как она ра-нила меня. Я не заставлял ее молчаливо страдать в тщетных попытках понять, почему я надулся. Хотя мне, может быть, и приходилось усмирять свою гордость, но я убедился в том, что лучше гово-рить о своем недовольстве откровенно.

Мне больно рассказывать о временах, когда я высказывал жене свои упреки и в конце концов сам оказывался виноват. Бывало так, что указывая на ее ошибки, я часто открывал, что сам своими по-ступками толкал ее на резкие слова в мой адрес. Жена объясняла мне это — и я понимал свою вину.

К счастью, когда Луиза указывала на мои ошибки, она всегда оставалась доброй и нежной. Я спо-койно воспринимал ее критику, потому что знал: она любит меня; я был уверен: она не желает при-чинить

мне боль. Между нами возникало такое взаимное доверие, которое позволяло нам, в сущно-сти, говорить все друг другу без страха.

Доверие в любой ситуации предполагает самое лучшее в вашем супруге. Оно верит в чистоту на-мерений вашего супруга. Доверие — противоположность подозрению.

Позвольте привести вам пример. Мы знаем, что, согласно Посланию Иакова (1:13), мы никогда не должны думать злое о Боге. Он Всемогущий. То, что Он делает, всегда является правильным, все-гда справедливым и всегда добрым.

Точно так же и в браке. О своем супруге думайте только хорошее. Никогда его не обвиняйте.

В бою победят те солдаты, которые готовы пожертвовать своей жизнью за друзей. Они все готовы умереть друг за друга.

Во время сражения кто-то скажет: «Прикрой меня». И другой солдат ради друга берет огонь на себя.

Когда мужчина и женщина женятся, они тоже становятся прикрытием друг для друга: они защи-щают друг друга умом — два ума становятся одним. Они прикрывают друг друга эмоциями — эмоции становятся одним большим чувством, текущим через их жизни.

Во взаимном сближении через моральную чистоту их взаимоотношения строятся на замечатель-ном чувстве, называемом доверие.

Строя с доверием

Насколько важным в семье является такое доверие? Как его заслужить? Как оно развивается? Доверие развивается через опыт. Нельзя испытывать доверие без опыта. Вы не знаете, удержит ли вас ветка дерева, пока не сядете на нее. И когда вы это сделаете, вы моментально поймете, дос-таточно ли крепка эта ветвь, чтобы удержать вас.

Доверие испытывается от ветки к ветке, обнаруживая самые крепкие и надежные.

Счастливый брак строится на доверии. Доверие строится на опыте, а опыт дает знание. Ты мо-жешь сказать: «Я знаю, как будет она (или он) вести себя в этой ситуации, потому что у нас уже бы-ло что-то похожее».

После первого года в браке мужчина и женщина должны быть влюбленными друг в друга намного

сильнее, нежели в первую ночь медового месяца. Может быть поэтому, в соответствии с Ветхим За-

ветом, женившихся израильских солдат освобождали от их обязанностей на двенадцать месяцев.

«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть

он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, кото-рую

взял» (Втор.24:5).

Таким образом семейная пара могла познать друг друга и приобрести тот опыт, который рождал доверие на всю жизнь. Между ними возникла такая крепкая связь, что даже ад не мог разлучить их. Как только возникало доверие, мысль о том, что они когда-нибудь отделятся друг от друга, уже не приходила им на ум.

Чем дольше брак, тем больше опыта совместной жизни и тем крепче доверие между мужем и же-ной. Вера друг в друга усиливается с каждым днем, прожитым в браке, а вместе с этим растет и убеждение, что никто из них никогда не предаст доверия другого.

Вы знаете, что вы знаете. Вы уверены, что вы уверены. Доверие рождается внутри нас через опыт, который накапливается день

за днем.

За все годы наших семейных отношений я никогда ни разу не оглядывался, чтобы посмотреть, с кем

говорила моя жена. Я целиком и полностью доверял Луизе, потому что знал: все, что она гово-рила, было уместным. Я знал из опыта, что она никогда не произнесла ни единого недостойного слова — обо мне, семье и других людях.

Опыт создает знание, а знание создает счастье.

Книга Притч (31:11) описывает благочестивую жену и говорит: «Уверено в ней сердце мужа ее». Если вечер за вечером муж, возвращаясь с работы, не застает жену дома, его доверие к ней мо-жет пошатнуться.

Всякий раз, когда она, спеша и волнуясь, поздно возвращается домой, он, скорее всего, спросит ее:

«Где ты была?»

«Да, здесь рядом», — отвечает она уклончиво. «Я твой муж, я имею право знать, где ты была», —

требует он.

Если она отвечает: «Знаешь, навещала кое-кого из моих друзей», то в его уме уже возникают со-мнения.

Жена думает, что защищает свою независимость, однако на самом деле она подрывает брачные взаимоотношения. В результате доверие мужа начинает умирать.

Почему? Потому что он застал ее в постели с почтальоном? Нет. Потому что она не хочет быть откровенной с ним. Она утаила что-то от него и не хочет поделиться с ним. Корни их брака ослабля-ются, и, в конце концов, семья может погибнуть.

Как же построить доверие в браке? Вы строите его своими действиями. В различных сложных и самых простых ситуациях, действуя достойно и последовательно, вы показываете супругу, что вам можно доверять. Тогда он или она будут знать, что вы будете делать в трудных ситуациях.

Как только ваш супруг уверится, что вам можно доверять, он ответит большей открытостью и на-дежностью с его или ее стороны. И тогда вы обретете чувство полной уверенности друг в друге. Этот вид доверия — крепкий каркас, который выдержит атаки многих штормов в вашем браке.

Широта и глубина доверия

Надежность каркаса доверия в браке зависит от ширины и толщины досок, которые образуют это строение.

Самое важное в ваших взаимоотношениях — это моральная чистота. Это значит всегда быть правдивыми, честными во всем; это значит быть правдивыми и честными во всех поступках. Установи на свои места эти блоки, и возникнет доверие. Твой супруг будет уверен в тебе, и твои дети будут знать, что они всегда могут на тебя положиться.

При доверительных взаимоотношениях муж может спокойно уходить из дома, ведь он знает, что его жена будет поступать так же в его отсутствии, как она поступает в его присутствии. Когда ее му-жу придется уехать в деловую командировку, жена будет спокойной и уверенной в том, что ему мож-но доверять, — он сохранит моральную чистоту и верность.

Если в семье отсутствует моральная чистота, муж все время подозревает, что его жена неверна ему, или опустошает банковский счет, или равнодушно смотрит, как их дети растут распущенными. Если в семье нет моральной чистоты, жена живет в страхе, что ее муж гоняется за юбками и ис-пытывает вожделение к каждой молодой женщине, которая

встретится ему на пути. Она начинает подозревать, что муж прячет от нее деньги, и боится, что он оставит ее ни с чем.

Не желая принимать Божьи, абсолютно надежные основы, муж и жена сами становятся ненадеж-ными. Они делают все, что им заблагорассудится, и в результате больше не могут доверять ни себе самим, ни друг другу. Они не могут построить счастливый дом, так как они неустойчивы и двоедуш-ны.

Когда фундамент доверия дает трещины, ревность, как сорняки, может прорасти сквозь них и за-хватить этот дом. И тогда гнев, горечь и обвинения устремятся в него как термиты, чтобы лишить этот брак любви, радости и удовлетворенности и в итоге уничтожить всякие отношения между му-жем и женой.

Недостаток моральной чистоты, честности и истины ведет многие пары в суд для развода, где здание брака распадается на груду булыжников. И все это происходит оттого, что муж и жена не до-веряют друг другу.

Существует ли план номер два?

Как добиться честности и моральной чистоты в доме, в семье и в браке?

Прежде всего, нам нужно понять, о чем мы говорим. Что такое честность? Что такое моральная

чистота?

Оба этих понятия тесно связаны с понятием истины. А что такое истина сегодня, в том моральном климате, в котором все относительно и нет никаких основ? Бог есть истина. Он неизменен.

Что Иисус посоветовал богатому молодому человеку, который пришел к Нему в поисках истины? (см. Мат.19:16-21)

Этот молодой человек спросил Иисуса: «Учитель Благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь

жизнь вечную?»

Иисус ответил, что тот должен соблюдать Божьи заповеди.

Молодой человек продолжал — Иисус знал, что он так и поступит, — и спросил: «Какие?»

Иисус ответил: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего как самого себя».

«Все это сохранил я от юности моей, — сказал юноша. — Чего еще недостает мне? »

Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной».

Юноша не последовал последним словам Иисуса, на этом он закончил свой поиск истины. Жела-ние познать ее было не слишком сильным и глубоким.

Обретение истины означало отказ от всего, чем он владел, поэтому юноша решил, что он будет довольствоваться хорошим вместо лучшего. Так же обстоит дело и с современным обществом. Многие люди соглашаются на хорошее вместо лучшего, как в своей жизни, так и в своих семьях. Чего же на самом деле этот юноша хотел от Господа? Его вопрос был не столько о правилах, ко-торым нужно было следовать, сколько о значении самой жизни. Этот поиск в конечном счете явля-ется просьбой о разъяснении абсолютных ценностей. Однако когда мир открывает их, он в испуге отворачивается от них и вновь начинает поиск.

Библия говорит, что этот богатый молодой человек отошел. Он не мог пожертвовать своим име-нием. Оно владело им. Мирские вещи значили для него больше, чем вечная жизнь! Я вижу, как каждый день люди делают

этот выбор. Их мнения, карьера, их похоти и удовольствия более важны, чем абсолютная уверенность в том, что они не будут гореть в аду вечно.

Они неловко прикрывают рукой глаза, когда вы открываете им истину, и спрашивают, существует ли план номер два. Они хотят чего-нибудь полегче, что не потребует от них отказа от тех вещей, ко-торые они любят.

Абсолютная истина

Только в Иисусе Христе и вы, и я можем найти то, что является абсолютным.

Только Бог может ответить на вопрос, что есть истина, потому что Он создал этот мир. Он уста-новил законы природы, которые держат Луну на небе, Землю — на своей орбите и звезды — на месте. Он изобрел тяготение и время, основы основ, которые всегда неизменны. Он создал совершен-ные правила, которые управляют математикой и физикой. Он разработал Божественный детальный план, по которому должно жить человечество.

Человечество без труда приняло законы природы, но у многих людей возникают трудности, когда дело доходит до следования Божьим правилам для жизни. Они говорят, что Его заповеди давно ус-тарели что они слишком их ограничивают. Чтобы избежать истины, эти люди внимают лживым сло-вам сатаны том, что существует другой путь.

Задаваться вопросами истины в конечном счет« означает двигаться к Богу. Согласно Евангелию Матфея (22:37), Он один достоин того, чтобы мы любили Его всем сердцем, и всей душой, и всем умом.

Бог — единственный источник счастья человека, «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», — провозглашает Книга пророка Исайи (20:2-3).

Бог остается единственной постоянной и истинной моделью для нравственного поведения. «Будьте святы, ибо свят Я, Господь, Бог ваш», — обещает Книга Левит (19:2). «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», — заверяет Книга Левит (26:12).

«Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем серд-цем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я запове-даю тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:4-7).

Истину можно обрести смиренномудренно ходя с Богом, в справедливых действиях и в делах ми-лосердия, говорит Мих. 6:8. «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Человечество, однако, не хочет поступать по Божьим заповедям. Большинство людей согласны следовать хорошему, отказы-ваясь от лучшего и предпочитают обман сатаны. Дьявольская ложь позволяет им ходить вокруг да около истины, соглашаются на всевозможные компромиссы и стараясь найти самые легкие пути. Именно это случилось с богатым юношей.

Иисус печально наблюдал, как он уходил, не пожелав отказаться от своего имения. Затем Гос-подь

повернулся к Своим ученикам и сказал им: «Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или

отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и насле-дует

жизнь вечную» (Мат. 19:29).

Если

бы только этот богатый юноша не ушел и услышал заключительные слова Иисуса! Если бы человек действительно понимал выгоду следования за Иисусом, тогда ему необходимо было услы-шать, что если он пожертвует всем, что имеет, ради Иисуса, то его деньги вернутся к нему огромным воздаянием! Стократным!

Это в сто раз больше, чем то, что он имел вначале! Если бы он пожертвовал три полных амбара зерна и двадцать верблюдов, он получил бы в конце триста амбаров и две тысячи верблюдов! А венцом этого была бы вечная жизнь!

Однако беседа о жертве отвратила этого юношу, поэтому он ушел на поиски хорошего вместо лучшего. Истина для него вдруг стала неважной. Юноша решил, что она будет ему слишком дорого стоить.

По глупости он ушел прежде, чем Иисус добрался до сути Своего предложения.

Этот юноша олицетворяет современный мир. Большинство людей отвергают Иисуса, даже не чи-тая Библии. Они закрывают глаза на истину, когда выбирают между хорошим и лучшим.

Источник всякой истины

Любой, кто желает понять себя полностью, не поверхностно, а глубоко и целостно, должен при всей своей душевной неустроенности и неуверенности, сомнениях и даже слабости и греховности, искать истину во Христе.

Согласно Книге Откровение (1:8) Иисус есть Альфа и Омега человеческой истории.

Святой Дух откроет Писания и откроет волю Отца тем, кто честен с Богом. Этим людям Он даст истину. Иисус, как чуткий и внимательный учитель, терпеливо отвечал богатому юноше, подводя его к истине.

«Никто не благ, как только один Бог, — сказал Иисус в Евангелии от Матфея (19:17). — Если же хо-чешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди».

В Евангелии от Марка (10:18) ответ Иисуса сформулирован иначе: «Что ты называешь Меня бла-гим? Никто не благ, как только один Бог».

Перед тем, как ответить на вопрос юноши, Иисус желал дать ему ясное представление о том, по-чему Он задал Свой вопрос. Иисус указал ему и всем нам, что истинный ответ на вопрос: «Что сде-лать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» — можно найти, только отдав наш ум и сердце одно-му Богу, Который благ.

«О, — говорят люди. — Это требует от нас слишком многого!»

Они сохраняют за собой право делать все, что они хотят. И поэтому они не замечают истины и продолжают идти туда, где могут найти ласкающие их слух ответы, которые дают им основание по-лучать удовольствие от жизни в грехе.

А сатана тут как тут со своими подделками. Он успокаивает их, заверяя, что существует много ис-тин. Он утешает их лестью, что они могут быть такими же мудрыми, как Бог, и дать собственные от-веты на все вопросы.

«Конечно, — шепчет сатана, — ты можешь делать все, что хочешь, все что считаешь правильным. Да, да, существует много дорог к истине».

Простите, но так вы ничего не достигнете.

Иисус один есть Путь, Истина и Жизнь, согласно и моей и вашей Библии. Мы не можем прийти к Отцу иначе, как только через Него.

Иисус есть дверь. Когда мы стучимся, она открывается. Мы не можем проникнуть в Его царство через стену или залезть в окно.

Мы не можем попасть через дымовую трубу. Мы можем войти только через Него. Это — то, что отличает христианство от ислама, или буддизма, или индуизма. Если вы так глупы и наивны, что копаетесь в этих языческих теологиях, вы узнаете, что они имеют очень много общего с христианством. Они имеют так много общего, что многие нехристиане провозглашают, что в конеч-ном счете будет одна мировая религия, в которой будет собрано и почитаемо доброе от всех вер.

В сущности она уже есть. Это — движение Нью-Эйдж, ассорти из мистицизма и фокус-покусов от местных американских суеверий, древних тайных культов, спиритизма, колдовства и старых религий Европы и Азии. Нью-Эйдж провозглашает, что нашло новый мудрый путь, чтобы каждый из нас стал маленьким богом и достиг собственного просвещения и спасения. Это ложь.

Наше спасение возможно только через Иисуса Христа. И эта истина ставит нашу христианскую веру в противоположность всем другим.

Главное состоит в том, что другие религии являются подделками, придуманными сатаной, чтобы обольщением привести человечество к ложному миру, ложной надежде и ложной безопасности. Иисус — единственный путь.

Любой подлинный поиск истины находит Один Источник абсолютной истины — нашего Всемогу-щего Бога, нашего Творца, Источник всего, что существует.