5. Сферы власти

«Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Пр.17:14). Мир, в котором мы живем, поддерживает порядок с помощью установленных сфер власти. Пра-вительства, государственные учреждения, торговые предприятия, церкви — все функционирует при помощи давным-давно сложившихся цепочек командования, в которых различные люди имеют оп-ределенную власть. Власть, однако, может быть использована правильно или неправильно. В школе ответственной властью является учитель.

Если учитель говорит: «Сделай домашнюю работу», то ребенок должен слушаться, иначе ему грозит низкая оценка в журнале.

Однако если учитель говорит ученику: «Не слушайся своих родителей», — то этот учитель пере-ступил свои границы и вошел в сферу власти, которая ему не принадлежит. В этом случае ребенок не должен слушаться учителя.

Родители имеют власть над своими детьми, чтобы обучать и дисциплинировать их в праведности. Однако если мать или отец говорят своему ребенку: «Иди и напейся. Иди совершай прелюбодея-ние. Наслаждайся жизнью», — то у этих родителей нет такой власти, потому что Божье слово выше слова родителя.

Ваш работодатель имеет власть над вами в делах, которые относятся к вашей работе. Тем не менее, если он велит вам лгать и покрывать его бесчестные действия или нарушать закон, то он превышает свою власть. Он не имеет никакой моральной власти над вами и вы не должны ему под-чиняться, если он ожидает от вас непослушания Богу.

Каждый пласт человеческой жизни имеет свои уровни власти, и это так же верно в отношении мужа

и жены. Человек имеет ограниченную власть на том месте, куда Бог поставил его. Однако ино-гда люди пытаются взять в свои руки власть, которую Бог не давал им.

В доме мужчина имеет Богом данную власть, но Бог не хочет, чтобы муж вел себя как медведь в посудной лавке.

Если мужчина говорит своей жене: «Ты не можешь поклоняться Богу», — это не в его власти. Она не должна слушаться мужа.

Но что ей делать?

Какой трудный выбор! Вот почему христиане никогда не должны вступать в брак с нехристианами. Я знаю, что в моем доме у меня есть власть, но я никогда не навязывал ее и никому не говорил: «Послушай, я здесь хозяин». Хорошему руководству никогда не приходится отстаивать свою власть

и заявлять: «Вы все обязаны слушаться меня».

В нашем доме мы с женой никогда не спорили о власти. Фактически я всегда соглашался с тем, что она делала, и не вмешивался в ее сферы власти.

Если она наказывала наших мальчиков, когда они были маленькими, я поддерживал ее и говорил: «Ты хочешь, чтобы я добавил еще один шлепок? Если тебе угодно, я дам им еще один и даже два». Если она покупала продуктов на 200 долларов, я не являлся на кухню и не требовал объяснений.

Приготовление пищи для семьи было ее сферой власти, и я верил, что она сделает все как надо.

У нее были свои сферы влияния, у меня свои. Одной из моих забот было распоряжение деньгами и ответственность за то, чтобы их всегда хватало. Моя жена согласилась с тем, чтобы финансами

нашей семьи распоряжался я, она не вмешивалась в мои решения.

Как глава семьи я также имел власть, чтобы решать, где мы будем жить, какой купим дом, когда будем переезжать и т.д. Она это понимала.

Несмотря на то, что у меня была такая власть, я ее не использовал. Вместо этого я обсуждал эти вопросы с женой и спрашивал ее: «Что ты думаешь об этом доме? Ты бы хотела жить в нем?» Моя жена ездила со мной по всему миру. Когда я сказал ей: «Мы будем жить на Филиппинах», она не стала протестовать: «Ах, дорогой, у них только что закончилась война, и там везде грязь и разру-ха». Она только спросила меня: «Призывает ли Бог нас на Филиппины?»

Я сказал: «Я верю, что Он призывает». Она ответила просто: «Тогда едем». Я не приказывал: «Эй, женщина, ты поедешь со мной на Филиппины. Хочешь ты этого или не хочешь». Мне не нужно было говорить это. У меня была власть, потому что Бог повелел мне ехать туда.

У нее была власть сказать: «Расскажи мне немножко об этой поездке». И я рассказал.

Она согласилась с моими словами: «По-моему это здорово. Давай так и сделаем». И мы поехали на Филиппины как один человек.

Власть — это понимание того, что должно быть сделано. После сбора всех фактов и обсуждения их с заинтересованными людьми кто-то должен принять окончательное решение. Вот почему Бог установил в доме разные уровни власти.

Новый уровень уважения

Будучи христианами, мы, чтобы знать волю Божью и повиноваться ей, изучаем Библию настолько внимательно и глубоко, насколько это возможно. Только Библия может дать верное решение в том хаосе и неразберихе, в которой пребывают семьи в наше время.

В описании творения мы находим, что и мужчина и женщина были равно сотворены по образу Божьему. Ни один не получил больше от образа Божьего, чем другой. Поэтому Библия начинается с равенства полов. Как личности, как люди, как духовные существа, стоящие перед Богом, мужчины и женщины абсолютно равны.

Во второй главе Книги Бытие мы видим, что Ева, несмотря на это равенство, получила от Бога роль, исполнение которой состояло в том, чтобы покоряться Адаму и быть его помощником.

Быт. 3:16 говорит, что влечение жены будет к ее мужу, что он будет господствовать над ней. Вни-мательное чтение Быт. 2:18-25 показывает, что Бог сотворил женщину для того, чтобы она поддер-живала своего мужа и была для него подходящим спутником.

Кроме того, во времена Ветхого Завета женщины активно участвовали в религиозной жизни Из-раиля. Но только некоторые из них были лидерами, наподобие Деворы в Книге Судей (см. гл. 4).

В Новом Завете мы видим, что Иисус проводил время с женщинами и, по-видимому, ценил их дружбу — в противоположность другим мужчинам Его дней. Иисус оказывал любовь и уважение к женщинам, хотя в те времена и греки, и римляне, и евреи рассматривали женщин почти как принад-лежащее им имущество.

Еврейские раввины не учили женщин, однако Иисус не только не возражал против присутствия женщин среди тех, к кому Он обращался, но Свои учения Он иллюстрировал историями

и притчами, которые говорили об их нуждах. В то время как еврейский Талмуд утверждал, что лучше сжечь Тору, чем преподавать ее женщине, Иисус свободно учил женщин.

Самарянке у колодца Иисус открыл, что Он был Мессией. Он также обсуждал с ней такие важные темы, как вечная жизнь и природа истинного поклонения. Иисус никогда не считал, будто женщины, по самой своей природе, не могут понимать духовные и теологические истины.

Он также учил сестру Лазаря Марию. А когда другая сестра сделала Ему замечание, Он указал на первоочередность познания духовной истины даже над такими женскими заботами, как обслужива-ние гостей в доме (см. Лук. 10:38-42).

Хотя во времена Иисуса мужчины обычно не позволяли женщинам даже пересчитывать в своих руках мелкие деньги из-за боязни физического контакта, Иисус касался женщин, чтобы исцелить их, и позволял женщинам прикасаться к Нему. Он даже разрешил нескольким женщинам путешество-вать с Ним и Его учениками — явно беспрецедентный случай в то время.

После Своего воскресения Иисус прежде явился Марии Магдалине и послал ее возвестить учени-кам Его воскресение. Иисус поступил так, несмотря на то, что в еврейских судах женщинам не по-зволялось выступать в качестве свидетелей, потому что их всех считали лживыми.

Из обращения Иисуса с женщинами мы видим, как Он поднял их общественное положение и ока-зывал им такое сострадание и уважение, какого они никогда раньше не знали. Но Иисус все же не возвысил женщин до позиции руководства над мужчинами.

Никто из двенадцати апостолов не был женщиной. Даже у Креста, когда большинство мужчин разбежались, а женщины остались верными Ему, Иисус не отверг Своих учеников-мужчин и не за-менил их женщинами. Он не подчинялся еврейской культуре и противостоял ей во многих отноше-ниях, и, несомненно, если бы на то была воля Божья, Он дал бы женщинам полную власть.

В Своем обращении с женщинами Иисус утверждал их равенство и ценность как людей, но Он не продвигал их до позиций руководства над мужчинами. Равные, но не одинаковые Бог сотворил жен-щину, чтобы дополнить мужчину. Это означает, что мужчина был несовершенным. Он все еще таков. Глуп тот мужчина, который не понимает, что ему следует прислушиваться к интуиции и инстинктам своей жены. Часто она чувствует то, что невозможно объяснить.

Женщина смягчает характер мужчины, накладывая чувства на его логику и милость на его сужде-

ния. Она обнимает и прижимает к себе ребенка, который испытывает боль, в то время как муж ду-мает, BITO достаточно потрепать малыша по плечу или взъерошить волосы, чтобы показать свою привязанность к нему. Детям нужны и твердость отца и нежность матери.

Бог сотворил нас для выполнения разных ролей. Муж берет на себя ответственность лидера в браке, согласно 1 Кор. 11:3, но его успех зависит от того, может ли он занять положение слуги.

Очевидно, что женщина не должна быть рабыней своего мужа. Ей следует покоряться мужу не

слепо, но в согласии со словом Божьим.

Человечество веками накапливало

ненужный хлам на алтаре супружества, низводя роль жены до положения покорной горничной. Многим женщинам, чтобы сохранить семейный мир, приходилось молча мириться с таким положением вещей, причем пользы от этого не было никакой.

Единственный способ привести супружеский договор в действие — это связать себя обещанием быть слугами друг другу: тогда в семье будет мир, равенство и полная покорность.

В посланиях для женщин мы находим сочетание этих двух принципов: равенство и покорность. Послание к Галатам (3:28) указывает на то, что путь спасения один и тот же для мужчин и женщин и что в теле Христа они занимают равное положение.

Места Писания о духовных дарах не делают никаких различий относительно пола. Такие библей-ские увещания, как Пет.2:1-3; Евр.4:16; Евр.6:1; Еф.5:8; Гал.5:16 и Фил.2:1-5 обращены к духовному росту и поведению человека и одинаково направлены на мужчин и женщин.

На протяжении всего Нового Завета, бок о бок с этими указаниями о равенстве существуют, тем не менее, места Писания, которые делают определенные различия между тем, что Бог желает от мужчин и что от женщин.

Библейское понимание семейного союза наполнено любовью и гармонией, в котором оба партне-ра покоряются друг другу, оба с готовностью жертвуют всем в интересах другого и где муж является лидером во взаимоотношениях двух равных личностей.

Согласно Еф. 6:4; Кол. 3:21 и 1 Тим. 3:4-5, мужьям и отцам дана первостепенная ответственность за руководство своими семьями, включая детей. В Тит. 2:5 жен и матерей побуждают быть работни-цами дома. Дом и дети должны занимать главное место в их жизни.

Отношение апостола Павла к женщинам совпадает с отношением Иисуса. Павел был высокого мнения о женщинах и разделял со многими из них свои труды для Евангелия. Но, подобно Иисусу, он никогда не назначал их властвовать над мужчинами в доме или церкви. Несмотря на то, насколь-ко активными были женщины в ранней церкви, Павел нигде не рукополагал их старейшинами. Мужчины и женщины стоят, как равные, перед Богом, все люди в равной степени отражают образ самого Бога, поэтому нельзя считать одних ниже других. Бог призывает и мужчин и женщин выпол-нять свою роль и нести свою ответственность, которые специально предназначены для них. Женщины не ограничены в исполнении тех данных Богом ролей, которые упоминаются в Новом Завете. Они полностью раскрывают свой потенциал, потому что следуют плану своего Творца. Только в послушании Ему и в Его замысле женщины, согласно 1 Кор. 10:31, действительно будут способны воздать славу Богу, в полном смысле этого слова.

Моя жена всегда работала рядом со мной. Я брал ее с собой всюду, куда ехал, потому что у нас были общие цели и стремления. Когда мы встретились, мы оба были миссионерами. Поэтому после того, как мы поженились, было совершенно естественным продолжать нашу работу вместе. В тех церквях, где я был пастором, моя жена играла на органе и исполняла песни.

У нас многие годы была радиопрограмма, и, служа в эфире, мы тоже работали

вместе. Обычно моя жена открывала каждую программу какой-нибудь песней, а затем я проповедовал. У нас были разные роли, но каждый из нас действовал в соответствии с нашими Богом данными способностями.

Бог сотворил как мужчин, так и женщин, чтобы они были слугами Богу и друг другу. Муж и жена равны в достоинстве и ценности, и они должны, согласно 1 Пет. 3:7, работать вместе как сонаслед-ники Божьей благодати.

Работая на двух работах

Сегодня во многих американских семьях жена возвращается вечером домой совершенно измо-танная, тяжело вздыхает, видя, в каком состоянии дом, она раздражена тем, что сейчас ей придется готовить ужин. Муж после работы приходит домой тоже уставшим, он начинает сердиться на беспо-

рядок в доме и негодует, если на столе нет ужина.

Такая ситуация может привести к серьезному конфликту.

Почему? Потому что муж заставляет жену выполнять две работы. Вместо того, чтобы принять решение либо сократить расходы на семью, либо найти работу, на которой он сможет получать дос-таточно денег для ее содержания, он взваливает на жену часть своей ответственности. Поэтому же-не приходится оставлять дом, чтобы зарабатывать на семью, возвращаться и из последних сил ис-полнять свою настоящую работу в вечерние часы.

Что происходит с детьми? Днем они воспитываются посторонними людьми, вечером родители не могут уделить им времени: отец дремлет перед телевизором, а мать занята на кухне.

Истина состоит в том, что дом и дети приносятся в жертву на алтарь погони за деньгами и расто-чительности. В такой ситуации нужно урезать потребности и обходиться чуть меньшим.

Когда муж и жена думают только о вещах, деньгах и удовольствиях, то брак движется по спирали, направленной вниз. При этом они соглашаются на хорошее вместо лучшего для своих детей и лич-ных отношений друг с другом. Но никакие деньги не помогут утолить боль, унять беспокойство и чув-ство, что что-то идет не так в их доме.

В современном обществе мать и жена хочет внести свою долю в семейный бюджет, чтобы снять с мужа какую-то часть заботы о деньгах, но у нее не остается времени, чтобы вести дом.

Многие жены идут работать, чтобы семья могла купить минифургон вместо старого автомобиля; чтобы ее дети могли отдохнуть в дорогом летнем лагере в горах вместо недорогого дневного лагеря в местном христианском союзе молодежи; чтобы приобрести более просторный дом, самую модную одежду и, несомненно, каждую новую игрушку, рекламируемую по телевидению.

Я не говорю о родителях-одиночках, которые работают, поскольку только так они могут прокор-мить своих детей. У них нет выбора, и они освобождены от вины — по крайней мере мной, — потому что им приходится быть для своих детей как воспитывающей матерью, так и отцом-кормильцем.

Такие родители заслуживают похвалы и поддержки.

Мамы, у которых есть мужья с приличным заработком, действительно имеют выбор — работать или нет.

Некоторые женщины работают, потому что они много лет готовились к своей профессии врача, юриста или учителя.

Общество оказывает определенное давление на американскую женщину, что-бы она забыла о своих обязанностях матери. Но хочет ли этого Бог?

Я часто беседую с женщинами, которые считают, что должны работать, чтобы не потерять инди-видуальность. Я всегда спрашиваю их, что важнее — потеря индивидуальности или потеря семьи.

Смешанные чувства

За последние шестьдесят лет в школе многим девушкам внушали идею о том, что у них, как и у мужчин, есть право на карьеру. Потом они рожают детей и начинают ощущать глубокую потребность находиться рядом со своими детьми, а не в офисе. Ведь в это время посторонние люди, а не мать, слышат, как ее ребенок произносит первые слова, и аплодируют его первому шагу.

Эти женщины испытывают стресс, который разрушает гармонию их внутреннего мира, будучи не в состоянии выполнить свое желание делать карьеру, использовать свои знания и выполнять работу, соответствующую их образованию.

Мать очень крепко связана любовью со своими детьми, в ней живет сильнейшая потребность ви-деть, как растут ее дети, она хочет постоянно заботиться о них. Когда малыши находятся вне поля зрения матери, она испытывает беспокойство и страх за их жизнь. К сожалению, многие матери по-падают в сложную ситуацию, когда переплетаются желание работать и чувство вины перед детьми, которые растут и взрослеют без матери.

Я вижу, как матери тщетно пытаются разобраться в своих противоречивых чувствах.

Они испытывают побуждение работать, но на работе они не могут избавиться от навязчивых мыслей

о своих детях. Затем, возвратись к детям, они не могут отвлечься от проблем, которые ос-тались на работе. Стресс усиливается, если мать является подающим надежды сотрудником и от нее требуют полной отдачи на благо компании.

Многие матери признают, что испытывают противоречивые чувства, когда оставляют каждое утро своих детей, уходя на работу, которая не является жизненно важной для семейных нужд. Молодые женщины стремятся к карьере, чтобы самоутвердиться, но когда они выходят замуж и рожают детей, они разрываются на части между работой и домом.

Быть работающей матерью — значит жить в постоянном стрессе, значит все время бояться, что за ее ребенком не доглядят, что он чего-нибудь недополучит.

Каждый, кто когда-либо имел дело с начинающим ходить ребенком, знает, что тот ежесекундно оглядывается по сторонам в поисках матери.

Близость матери является основой чувства безопасности ребенка. Когда такого ребенка оставля-ют с приходящей няней, мать и дитя теряют эту близость.

Наши дети тоже испытывают давление со стороны общества. Их жизнь стараются приспособить к времени работы родителей, их время делит школа, домашняя работа, спорт, выполнение уроков. В результате у них не остается и минуты просто на отдых.

Детям, когда они возвращаются из школы, нужно, чтобы дома были родители, которые отвезут их на занятия баскетболом или на уроки драматургии, измерят им температуру, когда они больны. Я считаю, что высочайшей похвалы достойны те мужчины и женщины,

которые отказываются от высокооплачиваемой работы, если она требует, что бы дети каждый день на долгое время остава-лись одни, без присмотра.

Где же выход?

Если из зарплаты работающей матери вычесть все дополнительные расходы (содержание второ-го автомобиля, рабочая одежда, готовые к употреблению продукты питания и оплата приходящей няни) даже хорошо зарабатывающая женщина не намного увеличивает бюджет семьи.

Нужно сосчитать расходы, связанные с работой вашей жены, а не только доход, который она при-носит. Если матери приходится пополнять семейный бюджет, было бы лучше и в финансовом отно-шении, и в отношении эмоционального климата в семье, чтобы она как следует подумала о какой-нибудь работе, которая не отнимала бы у нее целый день.

Для матери, которая хочет совместить воспитание детей с работой, приносящей доход, выходом может стать то, что ей, возможно, придется самой создать какую-нибудь работу для себя. Работаю-щей матери нужно задать себе такие вопросы: могу ли я договориться о работе на неполный рабо-чий день или о разделении моей работы между несколькими работниками? Согласится ли компания на гибкий график работы для меня или на работу, которую можно выполнять дома? Могу ли я рабо-тать внештатно, оставаясь дома? Есть ли у меня навыки, которые я могу применять в бизнесе, осно-ванном на работе дома?

Творческий подход к работе может позволить даже матерям-одиночкам и матерям с низким дохо-дом самим воспитывать своих детей.

Я знаю одну женщину, которой после развода пришлось работать с утра до вечера, через некото-рое время она начала осознавать, что отсутствие матери отрицательно воздействовало на ее детей. Используя свое филологическое образование, она занялась редактированием книг, что дало ей воз-можность находиться дома со своими детьми.

Другая женщина, мать-одиночка, была вынуждена довольствоваться бесперспективной малооп-лачиваемой работой, пока не смогла обратить свою любовь к искусству в прибыльное дело. Сейчас она дома шьет одежду из тканей, которые раскрашивает вручную, и продает ее через несколько универсальных магазинов города. Дочь этой женщины помогает ей, моделируя одежду.

Матери, работающие дома, имеют все возможности привить основные ценности своим детям. Се-годня многие дети видят своих родителей только в часы, когда мама и папа отдыхают. Поэтому у детей не возникает образа работающих родителей, с которым они могут отождествить себя.

С другой стороны, дети работающих дома родителей действительно видят, как их родители во-время оплачивают счета, умело обращаются с финансами и бьются над решениями всевозможных проблем. У таких детей имеется возможность осознать ценности труда и осваивать трудовые навы-ки непосредственно от своих родителей.

Работать дома могут не только матери.

Я знаю супругов, которые работали полный рабочий день. Они решили, что не могут отдавать достаточно времени работе и семье одновременно. Жена уговорила своего работодателя перевести ее на неполный рабочий день с тем,

чтобы она могла побольше находиться дома. Муж начал давать консультации дома. Теперь он может составить свое расписание так, чтобы посещать школьные со-брания и спортивные мероприятия своих детей.

Футурист Эльвин Тоффлер в своей книге «Третья волна» предсказывает, что следующая эра за-

падной культуры будет характеризоваться децентрализацией рабочего места и быстрым увеличе-нием работающих на дому. Матери и отцы, которые сегодня растят детей и стараются что-нибудь придумать взамен работы вне стен своего дома, завтра будут готовы к жизни в грядущей эре.

Кто распоряжается кошельком?

Во многих браках возникают споры о том, кому распоряжаться семейным кошельком. Работаю-щая жена говорит: «Я хочу купить то-то и то-то, и я зарабатываю больше денег, чем ты, поэтому я имею право на это».

Многих мужей и жен не учили правильным взаимоотношениям, особенно в вопросах, касающихся денег. Причина многих разводов связана с деньгами и спорами вокруг карьеры одного из супругов. Во многих семьях муж имеет свой банковский счет, а жена свой. Когда приходит время оплаты счетов, каждый из них оплачивает половину расходов.

Поступая так, они не живут как одна плоть, жертвуя всем друг для друга. Вместо этого каждый ос-тается самостоятельным и независимым — способным немедленно все бросить.

Когда муж зарабатывает деньги и кладет их в банк, его зарплата принадлежит всей семье. Она не принадлежит ему. Если жена зарабатывает деньги, они также должны идти на общий счет в банке.

Я прожил со своей женой долгое время. Если ей нужны были деньги, я всегда с радостью давал их ей. Ни разу я не спросил у нее: «Что ты сделала с этими деньгами?» Мне никогда и в голову не приходила мысль о том, чтобы контролировать ее расходы.

Почему? Потому что она была верной в отношении денег.

В результате, если ей были нужны деньги, они всегда у нее были. Ей не нужно было уходить из дому и работать. Это была моя роль. Я — кормилец.

Где находится ваше сердце

Для многих христианских семей деньги являются одним из самых острых вопросов, потому что они оказывают сильное влияние на человеческое сердце. В Нагорной проповеди Иисус непосредст-венно обращался к соперничеству между деньгами и небесами. Он велел нам в Мф. 6:19-20: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапы-вают и не крадут».

Мир лжет нам, когда говорит, что деньги купят нам безопасность, власть, свободу, индивидуаль-ность, удовольствие и счастье. Это так, но это длится только мгновение. Деньги не могут никому дать те сокровища, которые имеют значение для вечности. Согласно Деян. 8:18-24 духовные благо-словения нельзя приобрести ни за какие деньги.

В Нагорной проповеди Иисус обращался к сердцам множества собравшихся людей и хотел, что-бы они поняли растлевающее действие денег: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

(Мф.6:21).

Деньги обещают многое,

но требуют от нас еще большего. Они требуют, чтобы любили только их. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (деньгам)» (Мф.6:24). Люди, желающие разбогатеть, впадают в ужасные искушения, согласно 1 Тим. 6:9-10,17, где гово-рится, что любовь к деньгам является корнем всякого зла. Некоторые люди, жаждущие денег, отхо-дят от веры и причиняют себе зло. Им было бы намного лучше возложить свою надежду на Бога. Десятина является ветхозаветным повелением, которое требовало от древних израильтян воз-вращать Богу одну десятую их дохода. В Книге Малахии всем верующим бросается вызов, по сути, испытать Бога в отношении Его обещание, что Он обильно благословит всех, кто повинуется Ему.

Я призываю вас испытать Бога в этом. Давайте Господу и смотрите, что будет происходить. Когда вы получаете свою зарплату, взгляните на то, сколько с вас удержано. Из каждых зарабо-танных вами ста долларов правительство берет свою долю. Я призываю вас создать свою собст-венную дополнительную систему удержания. Как только вы получите зарплату, сразу же удержите десять процентов. Положите их в тарелку для пожертвований. Не считайте эти деньги своими. Счи-тайте эту десятину Божьей собственностью.

Если вы будете это делать, я могу сразу вам сказать, что ваши финансовые дела улучшатся. Вы увидите: начнут происходить изумительные вещи. Вы сможете покупать больше на оставшиеся де-

вяносто процентов, нежели на всю зарплату. Так пойдет и дальше.

Бог учит нас давать свободно и от сердца. Новый Завет дает нам несколько советов, касающихся денег:

• Мы должны давать в ответ на нужду, согласно Деян. 4:35;11:27-29.

• Мы должны давать систематически и целенаправленно, говорит 2 Кор. 9:7 и 1 Кор. 16:2.

• Мы должны давать жертвенным образом, когда давать дорого нам стоит, согласно Мр. 12:41-44 и

Лк. 19:8.

• Нам всегда следует давать в тайне и смиренно, говорит Мф. 6:1-4.

• И даяние следует осуществлять радостно, согласно 2 Кор. 9:7. Мужьям и женам следует со-вместно молиться о своих расходах и о своих финансовых вложениях. Они должны быть хорошими руководителями дома и на работе. Мы должны быть мудрыми хозяевами.

Женатая пара должна решать финансовые вопросы сообща, особенно когда дело касается боль-ших покупок.

Кто главный?

В христианской семье мы все признаем, что Иисус является Господом нашей жизни. Это значит, что Он владеет нами. Апостол Павел пошел дальше, он назвал себя рабом Иисуса Христа.

Итак, если раб живет в доме, догадайтесь, кто владеет этим домом? Рабовладелец. Если госпо-дин продает своего раба, кто будет следить за домом? Его господин. Он может продать этот дом вместе с рабом, но выбор принадлежит господину, а не рабу. Так же и с нами.

Если мы принадлежим Иисусу, тогда все, что у нас есть, принадлежит Ему. Он обеспечивает нас. Он является тем, кто позволил нам иметь все, что у нас есть. Мы

только смотрители всего этого.

Это так просто. Мы управляющие нашими ресурсами для Него.

Как таковые мы должны быть мудрыми и осторожными. Это также значит, что мы должны быть осторожными в отношении траты наших денег, а также быть послушными и давать в соответствии с Его побуждениями.

При наличии правильно действующего руководства внутри семьи супружеская жизнь течет есте-ственным образом. И муж, и жена знают свои роли и согласны выполнять их, отдавая и принимая в смирении.

В течение сорока девяти лет нашего брака мы с Луизой так соединились в управлении семейны-ми делами, что не могли бы сказать, кто на самом деле из нас был главным.

Если нас спрашивали об этом, мы обычно говорили: «Иисус».