1. Наш Родственник и Искупитель

В Книге Руфь Бог приводит нам прекрасный пример того, как Иисус становится нашим Женихом, а мы — Его возлюбленной. Моавитянка по происхождению и идолопоклонница по вероисповеданию, Руфь олицетворяет собой Церковь. Мы, как и она, когда-то жили под господством сатаны и влиянием системы этого мира, полностью противоречащей принципам Божьего царства. Будучи спасителем Руфи, Вооз представляет собой Иисуса. Христос является нашим родственником по плоти, который любит нас и платит за то, чтобы избавить нас от духовной нищеты, а затем принимает нас как Свою невесту. В Своем Слове Бог многократно использует свадьбу и брак, чтобы показать Свое стремление и любовь к нам, неизменное желание вечно быть с нами.

Брак — это взаимоотношения, созданные Богом.

Несмотря на утверждение многих людей, брак никогда не был светским институтом. Напротив, те, кто следует системе ценностей этого мира, похотям своей плоти и лжи врага, очень редко вступают в брак. Они скорее будут оставаться неженатыми и незамужними для того, чтобы заниматься блудом или прелюбодеянием со всеми, с кем хотят. Им безразлично, что они рождают детей, но так и не становятся родителями этим детям. Женщинам такого рода все равно, что их дети от разных отцов, с которыми не поддерживаются никакие отношения. Мир невысокого мнения о требованиях верности и клятвах «пока смерть не разлучит нас», поэтому люди с большой терпимостью относятся к супружеской неверности, раздельному проживанию мужа и жены и разводу.

Однако брак по своему определению и сути является святым и божественным. Бог сотворил свадьбу и брак для того, чтобы они стали прообразом того, как Иисус стремится к Своей невесте, предает Себя за нее и любит ее и как Его невеста должна в ответ любить и ценить своего Жениха. Когда мужчина и женщина объединяются во время свадебной церемонии, то они вступают в священный духовный союз. Тогда как мир считает брак неким партнерством, подобным слиянию двух компаний, Церковь рассматривает брак как божественное воссоединение Адама, первого человека (в котором было и мужское и женское начало).

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Бытие 2:24

В браке мужчина и женщина переплавляются и спаиваются в одну плоть. Более того, близкие отношения между Адамом и Евой (и, наконец — между каждым мужем и женой) являются примером отношений Иисуса Христа и Его Церкви. Павел говорит именно об этих священных взаимоотношениях, обращаясь к ефесянам:

Тайна эта великая говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Ефесянам 5:32

Хотя в этом послании Павел описывает брачный союз между мужчиной и женщиной всего лишь в десяти стихах, эти стихи являются настолько насыщенными, что, основываясь на них, можно проводить целый семинар о семейной жизни. И, завершив изучение Послания к ефесянам с 5:22 по 5:31, где говорится о том, чтобы жены повиновались своим мужьям, а мужья любили и заботились о своих женах, мы вплотную подходим к реальности нашего брака с Агнцем. В конечном счете, физический брак является прообразом, который Павел использует, чтобы показать глубину наших взаимоотношений с Господом.

Одни называют Церковь «телом» Христа, а другие — Его «невестой». Некоторые современные библейские учителя ведут споры о том, какое же утверждение является правильным. Они говорят: «Если Церковь — это тело Христа, то есть мужчина, то она не может быть Его невестой, то есть женщиной». Но истина заключается в том, что в первом браке, заключенным между Адамом и Евой, Ева была как телом Адама, так и его невестой. Она была костью от костей его и плотью от плоти его, но при этом была отделена от него физически и неразрывно связана с ним духовно. Как верующие во Христа Иисуса мы неразрывно связаны и навечно обручены с Господом

Иисусом в духе. И все же на этой земле мы проживаем Его жизнь в своей плоти. Таким образом, мы являемся одновременно и телом, и невестой.

Адам и Ева

Для того чтобы лучше понять то, чему Павел учит ефесян и нас с вами, давайте рассмотрим брак Адама и Евы. Первый человек, Адам, был сотворен по образу и подобию Божьему. Он представлял собой то, каким Господь хотел явить Самого Себя на земле в телесной форме.

Конечно, Адам не выглядел, как Бог, потому что Бог по Своей природе является духом, а у духа нет формы и физической оболочки. Но Адам также не совсем был похож на меня или на какого-нибудь другого человека, живущего на земле в настоящее время. Бог сотворил Адама без изъяна или порока. У меня нет ни малейшего представления о том, как выглядел Адам, — к сожалению, меня там не было! Но я знаю наверняка, что он был таким, как его Творец. Его Создатель — Бог Отец, и, следовательно, Адам был таким, как Бог. Адам отличался от всех остальных сотворенных существ: он обладал самосознанием, творческим мышлением и способностью общаться с Богом на личном уровне.

Мужчину и женщину, сотворил их и благословил их, и нарек им имячеловек*в день сотворения их.

Бытие 5:2

*В английском переводе Библии KJV: «…И нарек им имя «Адам»…». Прим. перев.

Бон1 дал им имя «Адам» — мужчину и женщину, сотворил их. Адам был совершенной личностью и обладал абсолютной властью над всей планетой. У него было положение, которое подарил ему Создатель, и образ8, который отражал его Создателя. Когда Адам поднялся на ноги и стал ходить по своей планете, он был не такой личностью, как мы с вами. Я не говорю о толи, какого цвета у него была кожа и волосы, какие у него были черты лица или телосложение. Он ходил по земле, имея абсолютную власть над всем, что наполняло ее.

Сколько времени Адам находился в этом состоянии полноты и совершенства, будучи образом Божьим? Мы этого не знаем. Но нам известно только одно: он был одинок. Но однажды Бог сказал, что это состояние одиночества является неправильным. Впервые за все время от начала сотворения мира Бог заявил: «Нехорошо».

И сказал Господь Бог: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бытие 2:18

Слово, переведенное как «одному», является древнееврейским «бадоу», означающее «быть самим по себе, быть единственным». Фактически, под этим словом подразумевается значение «быть единственным в своем роде». Чтобы проиллюстрировать, что Он имеет в виду, Бог привел к Адаму всех живых существ: рыб морских, птиц небесных, зверей полевых и всех пресмыкающихся, чтобы тот дал им имена. В каждом биологическом виде Адам заметил самца и самку: самец и самка у дроздов, самец и самка у дельфинов, самец и самка у муравьев.

Наконец Бог взял Адама и навел на него сон, сказав:

«Мне не нужно брать прах, чтобы сотворить для тебя кого-то, ведь ты настолько похож на Меня, что Мне нужно лишь проникнуть в тебя, взять из тебя то, что уже находится в твоем теле, и сотворить из этого материала помощника, соответственного тебе».

Бог проник в бок Адама и вынул из него ребро, и из этого ребра создал женщину. Я могу себе представить, как Адам, проснувшись, увидел женщину и воскликнул: «Она — это я! Она — мое тело, кость от костей моих, плоть от плоти моей. Она такая же, как я, но только с утробой. Я назову ее женой, или женщиной«*. Конечно, Адам не сказал буквально, что она — это мужчина с маткой, но это было справедливое замечание в том смысле, что отличительной особенностью Евы было то, что ей дана была способность вынашивать и рожать детей. Адам знал, что она была взята от его тела.

*В оригинале автор использует игру английских слов: womb (утроба, матка) и man (человек, мужчина) соединяет в «womb-man», что напоминает слово woman (женщина). — Прим. перев.

Он мог стать с ней одним целым, потому что она произошла от него. И эти двое стали одним, потому что они были одним, прежде чем стали двое.

Нам кажется непостижимой тайной, как двое могут стать одним. Но такая же тайна существует в отношениях Церкви со Христом. Мы, как люди, обладаем потенциалом стать одним целым с Господом. Поскольку Бог сотворил нас и дал нам часть Своей природы, то даже в своем греховном состоянии мы можем ответить на Его призыв, вернуться к Нему, примириться, воссоединиться с Ним, стать с Ним одним целым. Одним! Мы уже не мужчины или женщины, отделенные от Бога, но мужчины или женщины, слитые воедино с самим Духом Божьим. Мы входим в единство с Ним.

Физически Ева представляла собой сочетание различных хромосом, каждая из которых соотносилась с хромосомами Адама и могла соединяться с ними. Когда Адам и Ева совокупились, вся мужественность Адама и вся женственность Евы нашли свое полное выражение и из этого союза произошло приумножение и рост. Она была его яйцеклеткой; он был ее спермой. Когда в полноте своей любви и единения они соприкоснулись друг с другом, то смогли приносить плод: больше детей для царства Божьего к радости Небесного Отца!

Это тайна Христа и Церкви. Когда Иисус находит выражение Своему Духу в нашей плоти, когда мы в Иисусе находим выражение всему тому, кем мы являемся, тогда мы становимся с Ним одним целым и вместе приносим духовный плод — урожай спасенных душ на этой земле. Аллилуйя! Неудивительно, что ангелы и на небесах воскликают от радости каждый раз, когда еще одна душа приходит в Царство Божье!

Атака сатаны

Стоит ли удивляться, что после того как мы пережили столь волнующее и вместе с тем прекрасное событие, став с нашим супругом одной плотью, сатана, подобно тому, как когда-то прокрался, чтобы разрушить союз Адама и Евы, продолжает свои нападки на брак до сих пор? Стоит ли удивляться, что сатана продолжает нападать на наш союз с Христом Иисусом? Он пытается покончить с двумя вещами сразу: с единством (совершенным союзом, связью, единением, узами) и с плодоношением!

Все усилия сатаны направлены на то, чтобы свергнуть Бога. Он делает все, чтобы разрушить союз верующего со Христом Иисусом и другими верующими.

Он ненавидит единство среди детей Божьих и в самой Церкви. Почему? Потому что ненавидит приношение духовного плода. Больше всего сатана не хочет, чтобы грешники рождались свыше, чтобы угнетаемые избавлялись, чтобы обладаемые бесом освобождались, чтобы духовные младенцы достигали зрелости, возрастая в полный возраст Христа, чтобы Церковь укреплялась, утверждая Царство Божье на этой земле.

Сатана спешит проникнуть в каждую группу, в каждый союз, в каждый брак, в каждую церковь. А свою атаку в Эдемском саду он начал с женщины. Он не мог напасть на Самого Бога, потому что уже сделал это и проиграл. Помните, как Иисус описал эту небесную войну, произошедшую еще до сотворения человека?

Он же сказал им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Луки 10:18

И сегодня, когда сатана нападает на Церковь, он не начинает с Иисуса, потому что он уже сражался с Ним и потерпел поражение! Он проиграл, когда был еще Люцифером, и, взбунтовавшись против Бога, потерпел полное поражение у креста и при воскресении. Он и сейчас продолжает проигрывать Иисусу каждый раз, когда верующий применяет власть над ним во имя Иисуса. Сатана — это потерпевший поражение враг. Его атаки всегда направлены на верующего, хотя конечной целью этих атак является Иисус Христос. Сатана не ставит перед собой цель уничтожить именно нас Он стремится навредить нам, чтобы таким образом победить Христа

Когда сатана пришел к Еве, его конечной целью была не она, а Адам. И Адам, и Ева владычествовали над землей (см. Бытие 1:27), но Адам был главой. Сатана хотел погубить Еву, чтобы впоследствии уничтожить Адама, тем самым получить доступ к власти над землей. Библия говорит нам, что перед своим падением Люцифер имел престол на земле. О нем говорится как о царе тирском:

Сын человеческий! Плачь о царе тирском и скажи емутак говорит Господь Бог: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золотовсе, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония..»

Иезекииля 28:12—15

После того как Адам согрешил и преклонил колено перед сатаной, последний вновь обрел владычество над землей и сохраняет его до сих пор с помощью падшего человечества. Но затем Иисус, Второй Адам, не преклонил свое колено перед сатаной, тем самым не признав его власть над Собой. А когда Христос искупил падшее человечество, став дверью к восстановлению наших взаимоотношений с Богом и нашего владычества на земле, правление сатаны вновь оказалось под угрозой.

Задумайтесь на минуту о таком: дьявол не может уничтожить Иисуса непосредственно. Он не может вызвать Сына Божьего на открытый поединок и выиграть. Но что случилось бы, если бы сатана смог уничтожить всех верующих в Него? Он бы не стал пытаться погубить Иисуса, сидящего одесную Отца, но взялся бы за уничтожение тех, которые являются воплощением Христа и представляют его власть на земле. Стремясь навредить верующим, сатана преследует конечную цель разрушить труд Иисуса и овладеть землей.

Если бы все верующие были доведены до разобщения и смерти, а все грешники были бы удержаны от познания и принятия Христа своим Спасителем, тогда Сын Божий потерял всю власть на земле. У Него не осталось бы «тела», которое смогло бы рассказать Евангелие или обнять грешника с Божьей любовью. В Церкви не проявились бы дары Духа Святого, а с кафедры не звучало бы Слово Божье. Не было бы и самой Церкви!

Второй Адам

Атаки сатаны против Евы были направлены на то, чтобы испытать первого человека, Адама. После того как женщина вкусила запретный плод, Адам, смотря на то, как она предлагает этот плод ему, решил: «Я так сильно ее люблю, что если она умрет, я умру вместе с ней». Так он совершил первую роковую ошибку. Он возлюбил дар больше, чем Даятеля.

Ева была обманута, но Адам решил сам. Библия говорит об Адаме, что «он ел». Это решение являлось актом его воли. Грехопадение человечества произошло не тогда, когда Ева была обманута и ела. Это случилось тогда, когда Адам умышленно и намеренно ел. Грехи, которые мы совершаем, будучи обманутыми, не подрывают оснований наших взаимоотношений с Богом. Эти грехи легко исповедать, в них легко покаяться и порвать с ними. Но грехи, которые мы совершаем по собственной воле (как осознанное решение и запланированное действие) губительны для наших взаимоотношений с Богом. Когда мы говорим: «Я решил не послушаться Твоих слов и пойти своим путем», то ставим себя в такое положение, в котором получаем полное возмездие за грех, что в конечном итоге является отделением от Бога и смерть.

Именно из-за решения Адама умереть вместе со своей невестой, в Эдемском царстве начался хаос. Когда Адам и Ева оказались в состоянии смерти, под ее действие подпало все, что находилось в их владении. Именно это и есть царство: территория или сфера жизни, над которой вы имеете власть. Когда человек, состоящий в браке, совершает умышленный грех и решает взбунтоваться против Бога, это влияет на тех, кем он управляет. Страдают его дети, страдает его жена, страдает репутация, которую его семья имела в церкви.

Адам умышленно выбрал грех и пал, поэтому все мы пали вместе с ним, потому что мы были рождены от его семени. Об этом принципе семени говорится в Послании к евреям:

И, так сказать, сам Аевий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Евреям 7:9,10

Аевий отдал десятину тогда, когда это сделал Авраам. Когда Авраам дал десятину Мелхиседеку, Аевий еще не родился, поскольку был правнуком Авраама. Но так как Авраам постоянно отдавал, десятины, практика даяния и связанное с ней благословение были заложены в семени патриарха, то есть в Левин. Таким же образом, когда пал Адам, с ним пало и все человечество. Не имеет значения, какой у него был цвет кожи или черты лица. Он был плотью и кровью, и когда он согрешил, вместе с ним стали грешными всякая плоть и кровь.

Писание говорит нам, что когда пришла полнота времени, Бог послал Своего Сына, рожденного от девы. И Божий Сын, Которого мы называем Иисусом, является Вторым Адамом. Господь поместил Иисуса в утробу девы, и Он родился на этой земле во плоти, будучи совершенным Сам по Себе. Иисус — это новое творение.

Затем, ради предлежащей Ему радости, Второй Адам претерпевает страдания на кресте, терновый венец, шипы которого впивались в Его голову, гвозди, вбитые в руки и ноги, пронзенные копьем ребра, смертельную агонию, принятие на Себя грехов всего мира и то, что Его оставил Небесный Отец. И Он делает это ради радости, которая должна стать результатом Его жертвы. Иисус получит жену — прекрасную, великолепную Церковь. Так же, как Бог извлек Еву из бока Адама, когда тот уснул, Господь пронзил ребра Иисуса, после того как Тот испустил дух, показав тем самым, что Ему готовится невеста.

Один человек умер от греха.

Один человек умер за грех.

Один человек передал грех всему человечеству.

Один человек передал праведность всему человечеству.

Первый Адам умер со своей невестой, а Второй Адам, Иисус Христос, умер за Свою невесту.

Будучи невиновным в нашем грехе, Иисус стал нашим родственником-искупителем. Придя на землю как один из нас, как наш родственник по плоти, Он отдал Себя за нас — Свое тело и Свою невесту. Теперь Он становится одним целым с нами, чтобы у Него на этой земле было Свое тело, которое принесет славный плод: много-много детей для небесного дома Отца!

Быть одним целым с нашим Господом — вот тайна Церкви!