3. Жертвенная любовь

Когда мы наряжаемся, собираясь на свадьбу, то облачаемся в самую лучшую одежду и поведение, ведь мы будем принимать участие в священнодействии. Мужчина и женщина навсегда отдадут друг другу свои жизни, а нам оказана честь стоять рядом с ними и быть свидетелями их торжественной священной клятвы друг другу. Они собираются заключить завет, дать святой и необратимый обет в том, чтобы стать одной плотью, иметь все общее, любить и заботиться друг о друге до конца своей жизни.

Через все Писание красной нитью проходит мысль о том, что для вступления завета в силу необходимо пролитие крови. Завет, на котором основаны наши взаимоотношения с Господом, включает в себя жертвенное пролитие крови Иисуса на кресте. Брачный завет вступает в силу, когда муж проникает в свою жену-девственницу и из нее вытекает кровь. Более того, в Древние времена, после того, как муж и жена подтверждали свои брачные обеты, совершив половой акт, муж был ответственен за то, чтобы смыть кровь с тела жены и помазать ее целебной мазью или маслом прежде, чем она вновь появится на людях. Сначала омовение водой, затем помазание маслом. Это вам ничего не напоминает?

Через пророка Иезекииля Господь поведал Своему народу о том, как Он сделал из него (Израиля) Свою невесту. Читая эти стихи, обратите внимание, что в них описаны все аспекты вступления в брачный завет:

У множил тебя, как полевые растения. Ты выросла, и стала большая, и достигла верха красоты: поднялись груди, и волосы у тебя выросли. Но ты была нага и непокрыта. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви. И простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою, и поклялся тебе, и вступил в союз с тобою, — говорит Господь Бог, — и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою, и помазал тебя елеем. И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяновые сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои браслеты и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на нос твой и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон, и шелк, и узорчатые ткани. Питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была очень-очень красива, и достигла царственного величия. И пронеслась среди народов слава твоя из-за красоты твоей, потому что она была совершенна в великолепном наряде, который Я возложил на тебя, — говорит Господь Бог.

Иезекииля 16:7—14

В наших взаимоотношениях с Иисусом, после заключения союза с Ним, ставшим для нас возможным благодаря Его пролитой крови, следует вода крещения и елей Духа Святого, запечатлившей нашу жизнь. Сам Господь одевает нас, придавая нам представительный вид как Своей избранной невесте, облаченной в блеск и славу. Мы невероятно и чрезвычайно благословлены, являясь возлюбленной невестой, которую так высоко ценят.

Подготовка к приходу жениха

Уже в течение многих веков Церковь называют невестой Христа, и этот «титул» в значительной степени основан на притче Иисуса, в которой Он представил Себя, Сына Человеческого, как Жениха, идущего за невестой, которая ожидает и готовится к Его приходу:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик:» Бот жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: » Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут’. А мудрые отвечалиЧтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам .

Он же сказал им в ответ: » Истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

Матфея 25:1—13

Какая славная истина заключается в том, что мы являемся невестой Христа! Но как мы должны готовиться к тому, чтобы встретить нашего Жениха? Как нам поддерживать яркий огонь в своих светильниках, горящих на елее Духа Святого? Павел дает ответ на вопросы в Послании к ефесянам:

Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

Ефесянам 5:1,2

Павел говорит нам, чтобы мы поддерживали огонь в наших светильниках любовью. Мы участвуем в величайшей любовной истории из всех, что когда-либо были рассказаны! Как верующие и обрученные с Иисусом, мы должны думать, говорить и поступать, постоянно будучи движимы любовью, обожанием и поклонением по отношению к Нему. Но это не какая-то эмоциональная, «парящая в облаках» любовь. Романтическая любовь, которая демонстрируется на телеэкранах, бледнеет в сравнении с любовью нашего Спасителя и Господа! Это любовь «агапе». Любовь, которую Бог испытывает к Своим детям, и которой возлюбил нас Иисус, является жертвенной.

Любовь «агапе» — это великодушная, бесконечная, безусловная любовь. Это означает любить так, как возлюбил нас Иисус, отдав Себя за нас как жертву, приношение «приятное» Богу. Любить других так, как Иисус возлюбил нас, означает любить не так, как мы этого хотим, а как Он хочет, чтобы мы это делали. Любовь «агапе» не зависит от того, получаем ли мы такую же любовь взамен. Любовь «агапе» исходит из самого сердца и характера Бога, потому что Он есть любовь. «Агапе» — это посвящение, решение любить независимо от обстоятельств.

«Это так просто, — говорит Павел. — Просто следуйте за Иисусом. Если вы не знаете, как быть христианином, просто подражайте Ему. Обращайтесь с другими людьми так, как Он обращается с вами, любите их так, как Он возлюбил и простил вас». Павел писал коринфянам:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

1Коринфянам 1:3,4

Дух Святой может побудить нас выразить любовь к другому человеку, даже когда мы проходим через испытания. При этом мы открыты к тому, чтобы в любое время утешать других тем утешением, которое сами получаем от Бога. Мы чутки к водительству Духа Святого, чтобы служить другим людям, когда они испытывают физическую или душевную боль. Мы становимся для Бога «благоуханием приятным», и Он продолжает нас утешать, когда мы утешаем других.

Когда мы любим других людей и своего Господа, нам важно помнить, что без жертвы, без того, чтобы нам это будет чего-то стоить, невозможно стать для Бога «благоуханием приятным». Любить других людей не такая сложная задача. Мы ведь можем полюбить тех из них, которых сами выбираем для этой цели, проявляя теплые чувства, как нам этого хочется, в подходящее для нас время, в удобном нам месте и при удачно сложившихся обстоятельствах. Однако любить всех людей, в том числе и верующих, которые, возможно, очень отличаются от нас своей культурой, расой, происхождением, вкусами, нравами и характером, принимая их такими, какие они есть, несмотря на их недостатки, грехи и ошибки, — это большой вызов. Этот вызов состоит в том, что алы должны проявлять к таким людям жертвенную и безусловную любовь, которую дарит нам Иисус.

Мы склонны думать, что у некоторых людей любить Бога или своих ближних получается «естественно». Мы полагаем, что они по жизни милые люди, и нам очень бы хотелось быть похожими на них. Те, кто так думает, обычно используют этот аргумент в качестве оправдания своей «нелюбви» к кому-то. Они считают себя свободными от ответственности изменяться: «Просто я такой. Так получилось, что я не такой милый человек, как другие. Для меня просто неестественно любить Бога и окружающих. Господь сотворил меня таким, и неудивительно, что я не так сильно проявляю любовь, как другие люди». Но Библия говорит очень четко и конкретно о том, как нам любить Бога и людей. Иисус учил:

Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы. да любите друг друга.

Иоанна 13:34

Любовь — это заповедь.

Как мы не можем самостоятельно исполнить все Божьи принципы и законы, так же мы не в состоянии ходить в любви без Его сверхъестественной силы. Слава Богу за Духа Святого! Библия говорит нам, что одной из божественных целей Духа Святого является наполнение наших сердец Божьей любовью, чтобы мы смогли проявлять эту любовь по отношению к другим людям. В Послании к римлянам Павел описывает, как работает этот принцип:

И так, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божией. И не этим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Римлянам 5:1~5

Господь наделил нас неограниченной божественной способностью любить, но мы должны приложить усилия, чтобы развить в себе эту любовь, высвободить ее из своего сердца и все время ходить в ней. Любить — это решение, которое мы принимаем по собственной воле. Похоже, что столько людей ожидают, когда в их жизни произойдет нечто, благодаря чему они автоматически почувствуют больше любви к своим ближним; а затем, как им кажется, они будут легче и больше проявлять это чувство на протяжении всей своей жизни. Но все происходит совсем не так! Любовь Иисуса Христа вдруг не охватит нас до такой степени, что мы превратимся в ангелоподобных существ, которые шагают по жизни с чудесными улыбками на лицах и прекрасным отношением в сердце.

Дело в том, что зачастую самой большой жертвой для нас становится решение любить. От каждого из нас любовь требует, чтобы мы пригвоздили нашу волю ко кресту и подчинились Божьей заповеди любить, независимо от характера людей, с которыми мы сталкиваемся, независимо от наших чувств, которые мы испытываем в ту или иную минуту, независимо от сложившихся обстоятельств. Но когда мы решим вести образ жизни «агапе» и отказаться от старого образа жизни «я — прежде всего», через все наше естество начнет изливаться неподдельная радость и сила Божьей любви. Высвобожденная любовь Божья не только преобразит нашу жизнь, но и жизнь тех, с кем мы соприкасаемся. Таким образом, мы станем невестой, чей светильник сияет Его славой!

Язык любви

Наблюдая за влюбленной парой, вы заметите то, что вас одновременно и позабавит, и растрогает. Они каким-то особенным образом общаются друг с другом, проявляя свои любовь и внимание; и когда они смотрят друг на друга, у них в глазах вспыхивает какая-то искорка. Это их язык любви.

Если мы обручены с Господом Иисусом Христом, то каков наш язык любви? Как мы выражаем Ему свои восторженные чувства? Библия говорит нам, что основной способ выражения любви — это хвала и благодарение, которые также являются жертвой!

Так говорит Господь: «На этом месте… опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа Саваофа, ибо благ. Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем».

Иеремии 33:10,11

И так, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

Евреям 13:15

Каждому мужу или жене необходимо слышать, насколько их любят, ценят и уважают. А Иисус не является исключением. Господь желает слышать из наших уст, что Он достоин хвалы, заслуживает нашего поклонения и имеет для нас наивысшую ценность! Мы выражаем свою любовь нашему Жениху словами, воспевая Ему в своих сердцах. Это очень важно, чтобы мы выражали свою любовь вслух.

Сколько жен говорят: «Он уже давно не говорил, что любит меня». И если спросить мужа, он, наверняка, скажет: «Конечно, я люблю ее. Она что, не знает? Я каждый вечер, приходя домой, чиню, если в доме что- то поломалось, слежу за тем, чтобы на столе была пища». Дело в том, что нам необходимо слышать слова любви от нашего супруга или супруги (это утверждение верно и в отношении мужей). В наше время очень многим мужьям необходимо слышать слова любви, ободрения и уважения от своих жен. Они жаждут услышать, что их дела ценят, а их самих обожают.

Когда мы выражаем вслух нашу хвалу и поклонение Богу, мы тем самым открываем врата собственной души, чтобы принимать Его любовь к нам. Взаимоотношения любви между нами и Христом укрепляются и процветают, когда мы возвышаем голос в хвале и благодарении нашему Творцу, возлюбившему нас, когда мы еще были грешниками, и искупившему нас от ада, проклятий смерти и разрушения. Он посадил нас вместе с Собой на небесах, навсегда забрав наше бесчестие, одиночество и страх. Он наполнил нас Своим миром и объял нас Своей славой. Это прекрасный повод, чтобы громко радоваться, не правда ли?

Еще один способ, с помощью которого мы приносим жертву хвалы Богу: когда мы любим то, что любит наш Жених, и ненавидим то, что Он ненавидит. Иисус любит то, что праведно, истинно и благочестиво, и ненавидит то, что греховно, лживо и не приносит плода в вечности. Мы оказываем свою верность нашему Спасителю и Господу, выкупившему нас из рабства смерти Своей драгоценной, безгрешной кровью, когда полностью подчиняемся Его воле, Его путям и Его мудрости.

Иисус любит только благость, праведность и истину (Ефесянам 5:9). Он любит грешника так же, как ненавидит грех. Он противостоит бесплодным делам тьмы и не имеет с ними ничего общего. А кого же Он любит? Людей! Он любит всех, кто имеет с Ним взаимоотношения также, как и всех, кто еще не вступил с Ним в завет. Мы должны любить то, что любит Иисус. Мы должны переступить через свои предубеждения, личную неприязнь и мелкие обиды и принять тех, кого принимает Иисус. И это будет актом поклонения. Это будет актом любви не только по отношению к человеку, которому мы служим, ободряем и назидаем, но и актом любви и почитания по отношению к нашему Жениху.

С этим тесно связан и третий способ, с помощью которого мы приносим жертву любви нашему Жениху, ~ это послушание Ему. Послушание заключается не только в исполнении Десяти заповедей и других постановлений, записанных в Библии, но и подчинении Духу Святому. Мы должны исполнить то, что Он говорит нам, минута за минутой, час за часом, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом. Когда Дух Святой говорит: «Скажи Слово этому человеку», «Пойди, возложи руки на этого брата во имя Иисуса», «Пойди в больницу и проведай эту сестру», или «Позвони своему знакомому и приободри его», мы непременно должны послушаться Его. Иисус учил:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Иоанна 14:15, 21

Послушание Слову Божьему и Духу Святому является актом жертвенной любви, которая всегда приносит плод в нашей жизни. Наше поведение жертвенной любви по отношению к народу Божьему или неверующим, наше послушание повелениям Духа Святого и Слову Божьему показывают людям, с которым мы соприкасаемся, божественную природу Иисуса, нашего Жениха. Когда человек сталкивается с нами, то он сталкивается с Христовой любовью «агапе».

Божий характер любви работает в нас для того, чтобы мы приносили плод Духа Святого — божественный язык любви. Плод является результатом Божьей любви и пребывания в нас Духа Святого. Некоторые христиане считают плодом Духа Святого, но плод происходит от Духа. Так же, как мои дети являются моим плодом и выражают сущность моей природы, плод Духа — это сущность Духа, выраженная через нас. Но вы не можете сказать, что мои дети — это я, а плод Духа — это Дух. Помните, что любовь Божья излилась в наши сердца через Дух Святой.

К тому же слово «плод» стоит в единственном числе, потому что сущность и природу Духа Святого невозможно разделить. Однако, плод Духа выражается в разных аспектах, как алмаз чистой любви «агапе», грани которого Павел описал как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Галатам 5:22-23). Плод Духа — это один ослепительно сверкающий драгоценный камень, который, улавливая свет Божьего Сына, преломляет Его любовь, красоту, силу и славу.

Кроме того, Дух Святой желает, чтобы мы отражали все грани Его природы одновременно, не разделяя природу на части. Христианская жизнь — это не упражнения в том, чтобы один час быть любящим, другой — радостным, в следующий час испытывать мир, иногда проявлять терпение и воздержание, временами показывать благость и веру и под настроение быть кротким и добрым. Нет! Дух Святой хочет преломлять через нас всеохватывающий, бесконечный и неизменный характер нашего Жениха постоянно. Наша любовь к Богу должна приносить плод. Любовь — это не какая-то неподвижная абстрактная субстанция внутри нас. Она имеет проявление. Она приносит плод. Она находит выражение!

Отделение от зла

В том, чтобы ходить в жертвенной любви «агапе» и позволять плоду Духа расти и развиваться в нашей жизни, есть и обратная сторона. Павел также увещевает нас не иметь ничего общего с тьмой и всем, что не приносит плода в Царстве Божьем:

Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но, более того, и обличайте.

Ефесянам 5:9—11

Когда мы рождаемся свыше и становимся возлюбленной Иисуса, у врага уже нет права воспроизводить в нашей жизни свой плод. Каждый раз, когда мы даем место дьяволу в своей жизни, то будем видеть бесплодные дела тьмы. Дела тьмы не имеют никакой ценности в вечности, они не приносят продолжительного удовлетворения, и за них никто не получит награды на небесах. В 11-ом стихе Дух Святой повелевает нам «обличать» их.

Тот факт, что Дух Святой использовал слово «обличать», говорит о многом. На греческом языке «обличать» звучит как «эленгчете» и это слово безжалостно срывает покрывало с дел тьмы перед Телом Христовым. «Эленгчете» означает разоблачать, упрекать, наказывать, осуждать и изгонять. С бесплодными делами тьмы у нас не может быть никаких компромиссов! Мы должны освещать их Словом Божьим и удалять из нашей жизни. Далее Павел говорит:

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Ефесянам 5:12,13

По словам Павла, мы даже не должны говорить о делах тьмы, потому что их разоблачит свет. Другими словами, мы разоблачаем и осуждаем дела тьмы, всего лишь произнося Слово и высвобождая силу Духа Святого против них. Если Дух Святой действительно побуждает нас обличить того, кто ходит во тьме, мы просто говорим этому человеку слово Божье и молимся за него. И мы должны всегда помнить, что Слово говорит нам обличать дела дьявола, а не-того, кто ослеп и потерялся во тьме. Наша ответственность заключается в том, чтобы посветить небесным Божьим фонариком в их тьму, чтобы они прозрели!

Если жена действительно любит своего мужа, то она не будет вести себя двулично: в его присутствии притворится любящей, радостной и сострадательной, а затем за его спиной начинает сплетничать и унижать его перед своими подругами. Да и в Церкви есть такие люди, которые показывают плод Духа исключительно перед верующими (о, какие приятные слова любви они говорят, а у них на лице как будто написано «долготерпение»), но если понаблюдать за ними тайком, когда они собираются вместе со своими близкими друзьями, то можно услышать от них целый вагон сплетен!

Также есть и такие христиане, которые громко прославляют Господа и поклоняются Ему в церковном здании, но послушайте, что они говорят за его пределами: «Не знаю, почему Бог не восполняет эту мою нужду», или «Не знаю, почему Бог допустил, чтобы я работал с этими сумасшедшими людьми», или «Почему она всегда поет одну и ту же песню?»

Любить жертвенно — это любить независимо от то- г°, находитесь ли вы на людях или одни. Это иметь уверенность в разуме и сердце, что Бог достоин хвалы и благодарения независимо от того, слушает ли вас кто-нибудь или нет. Это любить и служить народу Божьему независимо от того, находимся мы с ними рядом или нет. Это соблюдать Божьи заповеди и оказывать Его характер (приносить плод Духа Святого) не только в своих словах и поступках, но и в мыслях и вероисповедании. Плод Духа Святого должен проявляться в нашем отношении к людям и к нашему Жениху.

Известно ли вам, что ваши слова имеют огромную силу, которая влияет как на внешний мир, так и на ваш внутренний. Это одна из главных причин массового развращения нынешнего поколения. Наши современники делают все то же, что и предыдущие поколения. Наши предки грешили точно так же, как и наши современники, но этого не показывали по телевидению, не говорили об этом в ток-шоу или за обедом, они не восхваляли свой грех, они не писали в журналах статьи о нем и не сообщали о грехе в обычных выпусках новостей.

Выставляя напоказ грех и говоря о нем так свободно и часто, мы утверждаем его в нашей жизни, больше узнаем о нем и даже привыкаем к нему. Когда мы выводим грех на большую сцену и постоянно акцентируем на нем внимание, он «размножается», потому что таким образом мы общаемся с бесплодными делами тьмы. Мы даем греху разрешение оставаться и расти. Когда мы привыкаем к греху, то со временем начинаем недооценивать его последствия. Мы говорим: «Все так делают, наверное, это не плохо». Грех уже не так нас шокирует. Мы считаем грех нормальным, обычным и неизбежным. Но Бог так совсем не считает!

Грех это ненормальное поведение для верующего.

Грех никогда не должен становиться чем-то обычным для верующего.

Грех — это не что-то неизбежное для верующего.

Мы освобождены от уз греха.

То, во что мы верим, всегда подвержено непосредственному влиянию того, что мы слышим. Большинству верующих прекрасно знаком стих из Послания к римлянам 10:17: «Итак, вера — от слышания». То, что мы слышим, влияет на то, во что мы верим. Ключ для нас кроется во второй части стиха:» Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божьего» (Рим. 10:17).

То, что мы слышим, определяет то, во что мы будем верить, что говорить и что делать. По этой причине наше «слышание» должно быть сосредоточено на Слове Божьем. Все другие голоса, говорящие о грехе, нужно приглушить, отключить и убрать из нашей жизни.

Проснитесь!

То, что вы слышите, оказывает влияние на то, во что вы верите, а то, во что вы верите, всегда влияет на то, что вы говорите и делаете. Мы либо созидаем, либо разрушаем себя в своем духовном браке с Господом, в отношениях с Телом Христовым. И это зависит от того, на чем мы сосредоточены. По этой причине Павел Дает нам сигнал к пробуждению:

Поэтому сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» . Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

Ефесянам 5:14—17

Если вы спите среди мертвых, то вы похожи на мертвого. Павел говорит: «Если вы поступаете, как этот мир, то вы похожи на духовно живого человека, который спит среди духовно мертвых людей. Итак, проснитесь! Отряхните с себя мирское мышление, отношение и поведение и перестаньте вести себя, как глупец! Ходите в свете Христа и будьте мудры. Тогда вы узнаете, что вам делать с вашей жизнью, и будете готовы, когда за вами придет ваш Жених!»

Сердце Иисуса переполняется радостью и гордостью, когда мы думаем так, как думает Он, чувствуем то, что чувствует Он, смеемся, когда смеется Он, и поступаем так, как поступает Он. Ему приятно, когда мы приносим себя в живую жертву для Него, прославляем и благодарим за Его благодать и милость, повинуемся Его Слову и направляющей руке Духа Святого, любим и служим другим, отделяем себя от всех бесплодных дел тьмы и ходим в святости и чистоте. И Библия говорит, что когда мы будем это делать, то станем мудрыми, познаем, какова воля Божья для нашей жизни. Ходить в жертвенной любви — это рука об руку идти с нашим Женихом в свете Его славы, быть бодрствующими, понимающими и исполненными мира.