§ 1. Заповеди и деяния Господа Бога

“И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт., 1:31).

Без борьбы религия не могла бы выжить и распространиться. Тем не менее в Ветхом завете записаны основополагающие заповеди Господа Бога. Их десять:

1) Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;

4) Помни, день субботний – Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела;

5) Почитай отца твоего и мать твою;

6) Не убивай;

7) Не прелюбодействуй;

8) Не кради;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; и

10) Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх., 20:3–17).

Все 10 заповедей вплоть до сегодняшнего дня являются морально-нравственной гордостью всех иудеев и христиан. Да, и атеисты могли бы принять пять последних. Проследим, как в Ветхом завете соблюдалась наиболее важная морально-нравственная заповедь “Не убивай”.

В начале первой книги Моисея утверждается: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, сотворил его, мужчину и женщину сотворил их” (Быт., 1:27). Понятно, что сотворил их для жизни, поэтому Всевышний предупредил: “Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию” (Быт., 9:6).

Отсюда следует высшая мера наказания за убийство: “Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти”. И далее хорошо известное: “А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу”. Это положение не распространяется, однако, при ущербе рабу: “И если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб” (Исх., 21:12, 24, 25, 27).

Тем не менее эти и другие положения позволяли утверждать с амвона, паперти или политической трибуны, что “Бог милостив”. Так, собственно, сказано и в Библии: “Праведны и истинны пути Твои, Царь святых… Ибо Ты един свят” (Откр., 15:3,4). Впрочем, сам Господь без лишней скромности заявил: “Я милосерд” (Исх., 22:27). Или еще, сильнее: “Ибо свят Я, Господь, Бог ваш” (Лев., 19:2). Отсюда наставления перешли и в христианство: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Мф., 5:48).

Конечно, первое время после сотворения человека Господу легко было присматривать за людьми, особенно когда их было всего двое или четверо. И тем не менее именно в это время “восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его” (Быт., 4:8). Казалось, что судьба Каина была предрешена, поскольку “у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк., 1:37).

Однако Господь использовал, говоря современным языком, “двойной стандарт”. Он не лишил убийцу жизни, а лишь слегка пожурил его и переселил (вторая “депортация” после изгнания Адама и Евы из рая) на соседнюю территорию. Более того, Всевышний дал ему гарантии от возможных мстителей (хотя, кроме родителей, других людей на земле еще не было): “всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро”. Амнистия и гарантии сделали свое дело, и убийца, если верить Библии, благополучно и в свое удовольствие прожил 910 лет (Быт., 4:15, 5:14). Таким образом, первый убийца на земле не только не был наказан, но и был вознагражден невероятно продолжительной жизнью. Видимо, это позволило церковникам повторять, что “Бог милостив”.

Однако с этой навязываемой идеологемой приходится расстаться уже в ранние века, когда Всевышний не только простил убийство одного человека, но и сам совершил массовое, почти тотальное истребление людей. “И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем”. После этого “милостивый” Господь своей безграничной властью “навел на землю потоп”, в котором “истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли от человека до скота, и гадов, и птиц небесных” (Быт., 6:5, 7:23). Жизнь была сохранена только одной еврейской семье – Ною с женой и двумя детьми, а также каждой твари по паре, собранных на ковчег по указанию Господа (позже оказалось, что сыновья Ноя как-то смогли обзавестись женами, невесть откуда взявшимися).

Фраза, что “велико развращение человеков” не дает полного понимания причин столь глобального уничтожения всего живого. Возможно, некоторые молодые люди предались разврату или, еще хуже, перестали верить в Бога (недаром Господь постоянно наставлял, чтобы избранный им еврейской народ поклонялся только Ему (Исх., 20:3). Но об истинных причинах можно только догадываться.

Вызывает непонимание (надеюсь, не только у атеистов), а чем, собственно, прогневили Бога малые дети, чем прогневили скоты, гады, птицы небесные, насекомые и даже деревья и растения, враз уничтоженные Создателем. Ведь по нынешним земным меркам тотальное истребление всего “находящегося на поверхности земли” не идет ни в какое сравнение с крупнейшими человеческими преступлениями, будь то инквизиция католиков или холокост фашистов.

Примечательно, что во всей Библии нигде не говорится, что Господь раскаялся в содеянном смертоубийстве или хотя бы пожурил себя, как когда-то ругал Каина. Есть, правда, одна смягчающая фраза: “И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человека – зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал” (Быт., 8:21). Как же после этого можно говорить о Боге: “Совершенны дела Его, и все пути Его праведны”? (Втор., 32:4).

Некоторые авторы Ветхого завета, несмотря на “страх Божий”, сделали весьма смелые выводы: “Все народы перед ним как ничто – менее ничтожества и пустоты считаются у Него” (Ис., 40:17). Но подавляющее большинство продолжало придерживаться стереотипа “Бог есть любовь” (1 Ин., 4:8).

Но какая же это “любовь”, если “все истреблю с лица земли, говорит Господь: “Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь” (Соф., 1:2, 3). Но есть и чуть мягче: “И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней” (Зах., 13:8). И это не было простым нагнетанием страха на евреев.

Бесспорно, ниспосланный потоп – самое большое истребление Всевышним людей и тварей за всю религиозную историю человечества. Но были и другие, менее масштабные, но также безжалостные и недостаточно обоснованные. Вот как об этом повествует Библия: “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба”, “И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли”. Причина гнева опять же фактически не раскрыта: “И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма” (Быт., 19:24, 25; 18:20). Можно сказать, что Всевышний не сдержал своего обещания “не поражать всего живущего”. И можно ли после этого вообще верить Господу и Его нравственной заповеди “Не убивай”?

Имел место и другой эпизод, когда Господь, чтобы показать свое различие между Египтянами и Израильтянами, приговорил Египет к десяти казням, последняя из которых состояла в следующем: “И умрет всякий первенец в Земле Египетской от первенца фараона… до первенца рабыни… и все первородное из скота”. Слова Всевышнего в данном случае не разошлись с делами: “В полночь Господь поразил всех первенцев в Земле Египетской, от первенца фараона… до первенца узника.., и все первородное из скота” (Исх., 11:4; 12:29).

Следует напомнить, что все священнослужители и верующие единодушно осуждают кровожадные намерения царя Ирода, который, желая избавиться от новорожденного Иисуса Христа, приказал “избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже” (Мф., 2:16). И при этом умалчивают, что он действовал по примеру Всевышнего.

А массовые и слабо мотивированные убийства продолжались. Примечателен еще один библейский эпизод вывода Моисеем евреев из Египта через “Чермное море”: “Пошли сыны Израилевы среди моря по суше, – говорится в Ветхом завете. – Погнались Египтяне и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его”. Но затем Всевышний чудесным образом сомкнул воды и потопил всех египтян (Исх., 14:18, 22, 23, 27). И ни один верующий не может объяснить, почему Господь, называемый “милостивым”, предпочел умертвить людей и коней фараона, а не сомкнуть воды перед тем, как они ступили на дно моря? Можно ли Его оправдать с моральной точки зрения? А может быть именно поэтому в Библии предусмотрено предупреждение: “Не судите, да не судимы будете” (Мф., 7:1). Таковы слова и дела самого Господа.

Преступления вершили и безгрешные ангелы: “И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые” (Ис., 37:36). Об этом говорит Иоанн Богослов: “И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю”. И они разрушали селения и уничтожали людей (Откр., 16:1–21). Ненависть Господа к людям передалась ангелам. Все эти массовые убийства Господом Богом и Его ангелами призваны были навести страх и ужас на все живое, чтобы оставшиеся в живых передавали друг другу: “Побойся Бога!” Страх наказания стал одним из первых основополагающих условий распространения сначала иудаизма, затем христианства, а позже – ислама.

Господь в ряде случаев подталкивал евреев к рукотворному смертоубийству. “И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой” (Исх., 32:7). Заметим, повод тот же, что и при организации потопа. Безропотное послушание верующих привело к чудовищному изуверству. Моисей, увидев, что его народ “жестоковыйный” и “необузданный”, собрал своих сторонников и сказал им: “Так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего”. И пало в тот день из народа около трех тысяч человек” (Исх., 32:25, 27, 28). Так Бог Отец наставлял евреев убивать своих братьев, друзей и ближних.

И уж тем более Бог настоятельно призывал истреблять “чужих”. Так, по велению Господа и во имя Его мести, израильтяне “пошли войною на Мадиама и “убили всех мужского пола”, включая “пять царей”. “А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и все имение их взяли в добычу. И все города их во владениях их, и все селения их сожгли огнем” (Числ., 31:3, 7–10). Чуть позже Моисей распорядился в отношении пленных: “убейте всех детей мужского пола и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте” (Числ., 31:17).

Вот еще одна из многих картин, описанная после взятия израильтянами Иерихона: “И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом” (Нав., 6:20). Таково, если верить Библии, было варварство, творимое Богом или по Его повелению.

Кстати, порой доставалось и служителям Бога. Так, царь Саул повелел Доику: “ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей… И Номву, город священников, поразил мечом: и мужчин и женщин, и юношей, и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом (1 Цар., 22:18.19). Напомню, что сам Господь призывал оценивать каждого “по делам его”.

Вот так действовали люди, сотворенные по образу и подобию Всевышнего. Похоже, что они игнорировали Его заповедь “Не убивай” и ориентировались только на Его реальные свершения.

Между тем в Ветхом завете есть положения, которые не вошли в десять заповедей, но попали в другие наставления, а затем уже вошли в христианские постулаты. Например, “не враждуй на брата твоего в сердце твоем”, “не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев., 19:17, 18). Но эти наставления звучат предельно лицемерно рядом с наставлениями и практикой убийств.

Помимо вышеназванных , в Ветхом завете перечисляется множество причин, по которым богоизбранные евреи получают высшую меру наказания. Например, “Кто работает в субботу, да будет предан смерти”. Кто злословит отца своего или мать свою, да будет предан смерти. Кто прелюбодействовал, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка” (Исх., 31:15; Лев., 20:9, 10). И уж, конечно, убить пророка или сновидца, если они призывают вас отступить от Господа и поклоняться другим богам. Ибо хулитель имя Господня должен умереть (Лев., 20:17, 24:16). За словами шли дела: по велению Господа, человека, всего лишь собиравшего в пустыне дрова в субботу, забили камнями до смерти (Числ., 15:32, 36).

В Пятой книге Моисея почти дословно повторены жесточайшие предписания Всевышнего. Так, “если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам, – убей их” (побей их камнями до смерти) (Втор., 13:6, 10).

Христиане нередко посмеиваются над мусульманами, которым Аллах запретил есть свинину. Но и иудейско-христианский Бог еще раньше заповедовал: “Не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у них раздвоены, но не жует жвачки, нечиста она для вас, не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь”. Далее: “Из всех животных, которые в воде” и “у которых нет перьев и чешуи, не ешьте, нечисто это для вас”. Запрещалось есть огромное количество птиц: орла, грифа, коршуна, сокола, ворона, страуса, сову, чайку, филина, лебедя, пеликана, цаплю и крылатых пресмыкающихся (Втор., 14:3–19).

Совсем “допотопными” кажутся и другие предписания: “На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие” (Втор., 22:5).

И далее: “если… не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего”. Если найден будет кто лежащий с женой замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину, лежащего с женщиною, и женщину, и так истреби зло от Израиля” (Втор., 22:20–22).

Не менее жестко поставлен вопрос о тех, кто продает соплеменника в рабство. “Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; так истреби зло из среды себя” (Втор., 24:7).

Правда, за непослушание Богу Моисей предусматривает не только высшую меру наказания, но и “всего лишь” “проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих”. А также: “С женой обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем, виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить”. Или другая кара Божия: “Ни рождения, на беременности, ни зачатия не будет”. “Дай им утробу нерождающую и сухие сосцы” (Ос., 9:11,14). Наконец, “И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях; …и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего” (Втор., 28:15, 18, 30, 39, 68).

В завершении повторяется все та же “страшилка”: “Видите ныне, что это Я, Я и нет Бога, кроме меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей” (Втор., 32:39). И соответствующая констатация: “Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти” (Притч, 14:27).

Таким образом, была оформлена идея воздаяния: наказание верующих за нарушение жесточайших религиозных предписаний или вознаграждение за их соблюдение, причем наказание может быть при жизни, а вознаграждение – после смерти. В Ветхом завете воздаяние связано с приходом мессии, воскресением умерших, установлением тысячелетнего царства и благодатной жизни в нем для праведников.

Существует ли в Библии “кровный”, наследственный грех? На этот счет приведем пару цитат. “Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей; и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор., 24:16). И другое: “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня” (Втор., 5:9). Как известно, в истории было немало государственных деятелей и религиозных иерархов, которые наказывали детей за вину отцов. В определенной мере ответственность за “кровный грех” ложится на составителей Ветхого завета, так и не пришедших к единому мнению.

Конечно, христианство (и иудаизм) нельзя представлять, как сплошные слабо мотивированные заклания врагов, ослушников и иноверцев. Религия не смогла бы выжить и укрепиться, если бы она не обещала счастливой жизни своим приверженцам. Представления о такой жизни нередко менялись, также как методы ее достижения.

Пожалуй, самым первым обещанием Господа Бога Аврааму было следующее: “И я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благославление” (Быт., 12:2). А когда Авраам перебрался в землю Ханаанскую, ему явился Господь и сказал: “потомству твоему отдам Я землю сию” (Быт., 12:7).

Постепенно обещания возрастали. Вот что сказал Господь Моисею: “Я выведу вас от угнетения Египетского в землю.., где течет молоко и мед” (Исх., 3:17). И вскоре передал ему “дар творить чудеса” (Исх. 4:3–9).И далее: “как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас” (Втор., 28:63).

И вот повторное утверждение: “Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей” (Втор., 32:39). А потому “оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела” (Ис., 26:12). И Я Господь, “открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и выведу вас в землю Израилеву” (Иез., 37:12). А после спасения наступит райская жизнь на земле.

В райских кущах, по описанию одного из составителей Ветхого завета, будет создана Господом абсолютно нереальная идиллия: “Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежат вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их”. Никогда больше животные не будут представлять собой угрозу человеку или друг другу. Даже “лев, как вол, будет есть солому”! (Ис. 11:6–9; 65:25). Трудно найти даже среди верующих человека, который поверил бы в такую утопию.

Приведенные фрагменты из Ветхого завета убедительно свидетельствуют, что вера евреев, а затем всех христиан в Бога покоится на 2 факторах: страхе наказания и ожидании чуда. Об этом говорит и Библия (Ис., 8:13). “Кнут и пряник” – вот движущая сила христианства, да и других важнейших религий мира.

Таким образом, каждый внимательно прочитавший Библию может убедиться, что ни иудаизм, ни христианство не имеют морально-нравственных корней. И “заповеди о святости” служили лишь фиговым листком для создателей и распространителей верований.

Естественно, ни сам Господь Бог, ни верующие в Него не могли установить ни мира, ни справедливости на земле. “И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет” (Еккл., 4:1). Отсюда предупреждение: “Не говори: “отчего это прежние дни были лучше нынешних“?” (Еккл., 7:10).

И уже послышались жалобы-упреки в словах Пророка Аввакума: “Господи, почему Ты не слышишь вопль гонимого праведника… Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор… Для чего же ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь?” (Авв., 1:3, 13). И поскольку надежды на Господа Бога не сбылись, народ ожидал нового Бога.

В заключение данного параграфа хотелось бы напомнить об утверждении независимых ученых-археологов о том, что 70 лет раскопок в Израиле не дали убедительного подтверждения множества фактов, изложенных в Танахе (Ветхом завете) в VIII в. до н. э. – II в. н. э. Они написали: “как с этим ни трудно смириться, но народ Израиля не выходил из Египта, не скитался по пустыне, не завоевывал “Эрец Исраэль” и не жил здесь всеми десятью коленами”. Прославленное государство царя Давида не было великой региональной державой, а являлось малым племенным княжеством [“Азия и Африка сегодня”, 2000, № 5, с. 73]. Таковы результаты бескомпромиссных научных исследований объективным ученым. Необходимо и в дальнейшем отделять зерна науки от плевел религии.