Две личности одного человека

Во все века к левшам, как и к близнецам, относились настороженно. Слово «левый» во многих языках — синоним понятиям «чужой», «неправильный», «предательский». Понятно, что с такими эпитетами далеко не уедешь. У древних было заведено для рукопожатия протягивать правую руку, а зад подтирать и всякую грязную работу делать левой. Оттого, быть может, к леворуким относились подозрительно, видя в их поведении какой-то подвох. Одна из самых смелых гипотез говорила о леворуких, что они-де потомки древнего воинствующего народа. Их предки, воины, левой рукой держали меч, потому что в правой у них был щит и им удобно было защищать сердце. Неясно только одно: что в левой руке держали женщины, неужели поварешку? Не все же поголовно воевали, надо было кому-то и еду готовить. Похожая теория приписывается учёному Пай-Смизсу, только эта теория сходным образом объясняет появление праворуких. Древним воинам приходилось держать в левой руке щит, чтобы защитить им сердце, находящееся слева, а орудовать — правой с мечом. Оттого правая рука лучше развилась и большинство людей праворукие. Теории «меча и щита», выходит, годятся, чтоб объяснить и правшей, и левшей. Немец Лаутербах приводит еще одно объяснение лево- и праворукости, которое нам нравится больше. Он обращает внимание на то, что многие близнецы, левши и правши, происходят из двух разделившихся половинок эмбриона. Из этого он делает парадоксальное заключение, что всякий левша — это единственный выживший близнец, появившийся из левой половинки эмбриона! Непонятно только, как быть с правшами. Если быть логичными до конца, то и каждый правша должен быть единственным выжившим близнецом, только из правой половинки эмбриона! Впрочем, исходя из внутриутробной гибели зародышей, которая у людей превосходит 70 % от всех родившихся на свет, такой расклад выглядит весьма вероятным.

Нам кажется, что тело наше симметрично, однако у правшей правая рука сильнее и чуть длиннее, чем левая, правая часть грудной клетки шире, а правая нога ведущая. У нас есть ведущий глаз, ведущее ухо, есть и ведущее полушарие — это левое полушарие. У левшей всё наоборот: ведущие у них левая рука, нога, глаз и правое полушарие. И это несколько обескураживает — у абсолютного большинства животных и тело, и головной мозг, состоящий из двух полушарий, как по строению, так и по функциям симметричны. Лишь у макак появляется неравноценность рук и соответствующих им полушарий мозга. Чтоб объяснить этот феномен, учеными привлекались различные гипотезы, в том числе и гипотеза Энгельса, что труд сделал из обезьяны человека. Под воздействием труда развилась правая рука, которая способствовала развитию левого полушария. Ну а как же левши? У левшей под воздействием труда развилась левая рука и правое полушарие? Бесстрастная статистика утверждает, что если муж и жена левши, то левшами будут больше половины их детей. Следовательно, феномен левши — наследственная черта. Иногда левши рождаются в семье праворуких родителей, в том повинны скорее всего «спящие» гены. Так и живут левши и правши, вроде бы похожие друг на друга люди, а на самом деле имеющие в своих предках разных обезьян. Левши происходят от леворуких обезьян, а правши от праворуких. Наши предки сидели на разных ветках?!

А сколько копий было сломано вокруг проблемы левшей в недавнем прошлом. Детей-левшей уж и пороли нещадно, и уговаривать пробовали, а они знай свое гнут — нет-нет да и напишут какое-нибудь слово, а то и целое предложение левой рукой. Уж им и рукавицы на левую руку надевали, чтоб писали только правой, а они снимут рукавицу, когда никто не видит, и напишут левой. Просто беда! А с иными еще хуже: постигая азы, некоторые дети-левши норовят не только левой рукой писать, но и зеркально. Фразу они начинают от правого поля листа и ведут ее справа налево, причем каждая буква оказывается зеркально перевернутой. «Непосвященному» человеку такую фразу гораздо удобнее читать, глядя на ее изображение в зеркале. Пишущие зеркально левши вовсе не замечают, что они не так пишут. Более того, они ожесточенно спорят, что именно они правы и только так следует писать. Переученные левши, лет 35–50 не державшие ручки в левой руке, могут быстро написать предложение или кусок текста левой рукой в зеркальном отражении. Причем сделают это ловчее и непринужденней, чем правой! Иногда зеркальное письмо проявляется у взрослых левшей в минуту усталости, когда контроль мозга за правильностью написания ослаблен. Леонардо да Винчи, будучи левшой, большинство своих рукописей написал зеркально и левой рукой. Исследователи склонны видеть в том тайнопись. На самом деле так писать ему было привычней, точно так же, как читать и редактировать написанное.

В 1836 г. в Монпелье во Франции на заседании Медицинского общества выступил с докладом М. Дакс, сельский врач. Он утверждал, что потеря речи происходит только при повреждениях левого полушария, следовательно, оно и является речевым, а правое «немое». Коллеги подняли на смех заявление Дакса, но впоследствии оказалось, что сделали они это преждевременно. У человека выявилась и подтвердилась на практике функциональная асимметрия полушарий, хотя анатомически правое и левое полушария головного мозга выглядят идентичными.

Исследователи решили «разобраться» с полушариями как следует. Какое за что отвечает? А для этого небходимо было отключить одно из полушарий, чтоб посмотреть, как работает другое. Что же выявили подобные операции? Если работает только левое полушарие, то человек становится словоохотливым, даже болтливым. На каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно. Правда, голос у такого человека становится сиплым, монотонным. Человек и сам не может разобраться в интонациях — с каким выражением произносится слово, с вопросительным или восклицательным. Он не может отличить мужской голос от женского, перестает узнавать знакомые мелодии, с недоумением прислушивается к звукам кашля, смеха, голосам животных, ему трудно отличить раскаты грома от тарахтения мотора или шума морского прибоя. Художники, скульпторы, музыканты перестают творить, хотя говорят без умолку.

Если оставить бодрствующим правое полушарие, отключив левое, то возникнет такая коллизия: творческие способности активизируются, но от хорошего настроения не остается и следа, оно улетучивается как облако. Во взоре печаль и тоска, в редких репликах — отчаяние и мрачный скепсис.

Таким образом, была подтверждена экспериментально ассимметрия двух полушарий. Одно из них логическое, другое эмоциональное. Интересно, что у многих левшей полушария как бы меняются местами — центр речи находится в левом, а эмоции в правом. Это тот же правый человек, только зеркально отраженный…

Однако в норме, кто бы то ни был — левша или правша, оба полушария взаимодополняют друг друга, собственно их взаимодействие, плохое или хорошее, являет нам все многообразие различных людских характеров. Но почему вдруг возник такой «перекос» в работе мозга? Ведь как показали исследования, ребенок рождается на свет с двумя одинаково развитыми полушариями. До двух лет любое из них может стать речевым. Уже к шести годам мозг мальчиков начинает специализироваться. У левшей речевые функции переходят к правому, а у правшей — к левому полушарию. Девочки еще до 13 лет сохраняют определенную пластичность полушарий. Да и во взрослом состоянии у женщин мозг менее специализирован, чем у мужчин. Среди всех детей 9-13 лет чуть меньше половины обладают симметричным мозгом, они еще «не сделали свой выбор» в пользу преобладания того или иного полушария. Таким образом, сферы влияния между собой полушария делят далеко не сразу. У некоторых детей-левшей в этот период представления о прошлом и будущем меняются местами. Они способны «помнить будущее» подобно Белой королеве из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», которая сначала видит кровь и чувствует боль, а уже потом уколет палец. Все мы в той или иной степени планируем свое будущее, но феномен предвосхищения у этих левшей — нечто большее, чем прогноз, основанный на анализе ситуации. Здесь мир грез, чувственных образов преобладает над логикой. Предчувствие свойственно таким, уже ставшим взрослыми людям.

В римской мифологии широкое распространение получил культ бога Януса (от лат. «дверь»). Это бог входа и выхода. Именем Януса назван первый месяц года, январь. Янусу были посвящены многие храмы, обычно его изображали двуликим, одно лицо молодое — обращено в будущее, другое лицо старое — смотрит назад, в прошлое.

Похоже на то, что два «Я», скрывающиеся в нашем черепе, и есть тот самый двуликий Янус. Одно полушарие, левое, молодо и энергично, смотрит вперед, все для него в жизни ново и необычно. Другое полушарие — правое, умудренное, уже все знает, все видит, все ему наскучило, оно лишь вспоминает то, что уже было. Время для него движется вспять. Левое оперирует словами, символами — оно «грамотное» полушарие, оно искушено в логическом, абстрактном мышлении. Правое же, напротив, в основном работает с обобщенными образами, оно более практичное. Но работают они в содружестве. Стоит правому полушарию представить образ благоухающего утреннего цветка, как левое тут же маркирует этот образ словами «цветок», «красивый», «роза». А если скажет левое: «цветок», то правое услужливо покажет образ этого цветка. От слаженной работы двух полушарий зависят и особенности мышления конкретного человека. В его мозгу сливаются и абстрактное, и конкретное, происходит их синтез, что и являет собой феномен сознания.

Но как правое полушарие «узнало», что «сказало» левое, а левое, что «показало» правое? Два больших полушария, в общем-то автономных образования, обладающих каждое своей памятью и эмоциями, соединены между собой мощными проводами — нервами. В основном, обмен информацией между полушариями идет через мощную спайку, так называемое «мозолистое тело». Экспериментаторам, увлеченно «отключающим» то одно, то другое полушарие, явно это занятие пришлось по душе, и они, войдя во вкус, решились на рассечение этого мозолистого тела.

Пальма первенства в этом принадлежит двум врачам из Лос-Анджелеса (США) — Р. Сперри и М. Газанига. Начали врачи свою практику, как водится, с кошек. В конце 50-х гг. Сперри, перерезав «мост», соединяющий оба кошачьих полушария, ожидал от кошек всего чего угодно, но только не того, что каждая половинка начнет самостоятельно работать, будто в кошачьем теле поселились две кошки, а не одна. Кроме мозолистого тела Сперри рассек еще и перекрест зрительных нервов. В результате информация стала поступать от одного глаза только в одноименное полушарие: от левого глаза в левое полушарие, от правого — в правое. Левая «кошка», взглянув на мир своим левым глазом, была уверена, что пищу от нее прячут за дверцей шифоньера, а правая «кошка», напротив, полагала, что пищу следует искать у ножки стола. Во время обучения кошки, где какую пищу искать, ненужный глаз ее закрывали повязкой. Когда же повязку с глаз сняли, то у кошки произошло раздвоение личности, она в нерешительности замерла, как буриданов осел, не зная, к какой пище бежать.

Идея о двух личностях, сосуществующих в одном теле, еще в древние времена обсуждалась философами и поэтами, накапливались и многочисленные факты, подтверждающие ее. Английский психиатр А. Виган в своей популярной книге «Двойственность разума» прямо указал, что каждое полушарие оперирует своей собственной системой мыслей. Никто не предполагал, что эти во многом теоретические построения найдут свое подтверждение на практике. Вдохновленные успехами с кошками, Сперри и Газанига решились перерезать мозолистое тело человека, тем самым отделив левый мозг от правого. Справедливости ради следует отметить, что сделали они это не просто так или ради научного любопытства, а чтобы облегчить страдания эпилептиков. Что, впрочем, не снимает с этого предприятия некоторого налета изуверства. В результате таких операций судорожные припадки прекратились, что крайне удивило хирургов, не рассчитывающих на такой эффект. Похоже, был прав гениальный Гете, вложивший в уста Фауста такие слова:

Ах, две души живут в больной груди моей,

Друг другу чуждые, и жаждут разделенья!

Жизнь — странная штука! После разделения две личности вроде бы успокоились и перестали бунтовать, им явно претило общество друг друга. Врачей, непосредственно наблюдавших таких больных, поражало, как мало такая серьезная операция отразилась на внешнем облике и поведении людей. Ни интеллект, ни походка ничуть не изменились. У этих людей, вероятно, из-за соображений человеколюбия, не стали перерезать перекрест зрительных нервов, как сделали это у кошек. Благодаря этому информация, поступающая от обоих глаз, проходила у них в оба полушария. Но это больным мало помогло. Наблюдения за ними выявили вот что: если пациенту давали в обе руки по яблоку, то про яблоко, которое находилось у него в правой руке, он говорил, что это яблоко, и мог написать слово «яблоко» на бумаге — здесь работало левое, «речевое» полушарие. С яблоком, которое находилось в левой руке пациента, было иначе. Больной, как ни силился, а назвать, что именно у него в руке, не мог, не мог он и написать буквами, что же там находится. Правое, «немое» полушарие было бессильно справиться с этой задачей. Лишь когда больному предлагали на выбор множество картинок, он безошибочно указывал на ту, где было изображено яблоко. Правое полушарие с помощью подотчетной ему левой руки могло и само довольно сносно нарисовать яблоко, которое оно видит и ощущает. Когда же просили левое полушарие нарисовать яблоко, то оно с помощью своей правой руки рисовало какие-то каракули, не имеющие даже отдаленного сходства с нужным предметом. Таким образом, связь между полушариями была разорвана, и они не могли прийти друг другу на помощь. Левое не получало информацию от правого о том, что то чувствует в своей руке и видит в своем поле зрения, и, соответственно, не могло ничего сказать и написать об этом. Правое, которое все чувствовало и видело, не могло передать образ этого в левое полушарие, чтоб то назвало и написало, что же это за предмет. Когда левое полушарие с помощью своей правой руки начинало рисовать предмет, у него ничего не получалось потому, что целостный образ изображения находился в правом полушарии, к которому оно не имело доступа. Иногда левое полушарие в бессилии пыталось именовать предмет, находившийся в ведении правого полушария, — «может, это бутылка, нет, что-то круглое, а может, это мяч?»

При рассечении мозолистого тела совместная работа полушарий полностью разлаживается. Они начинают действовать поодиночке, полагаясь на себя самих, как две независимые личности, нашедшие приют в одном доме-теле. В первый период после операции случались между двумя личностями, находящимися в одном организме, и конфликты. Вот несколько примеров. Описан случай, когда один больной одной рукой подтягивал брюки, а другой их спускал. Больной схватил левой рукой свою жену и начал сильно её трясти, а правой пытался помочь жене усмирить свою агрессивную левую руку. Как-то раз во время подвижной игры на воздухе со своим пациентом лечащий врач заметил, что больной взял в левую руку топор. Не ожидая ничего хорошего от правого, более жестокого полушария, врач предпочел незаметно покинуть игровую площадку. Еще одного больного жена застала на кухне за странным занятием. Одной рукой он включал газ и зажигал спички, а другой при этом выключал газ. Зато больные, получив возможность утаивать от половины своего сознания информацию, используют это, например, при игре в шашки или шахматы. Играют правая и левая личности друг с другом серьезно, без поддавков. Оттого удовольствие от игры получают, как говорится, за двоих. Правда, качество игры однополушарных личностей заметно снижается, но это ничуть не смущает вошедших в азарт игроков.

Интересно и то, что разобщенные два «Я» как-то научаются понимать друг друга и договариваются о том, за какую работу кому и когда браться. Что, в общем-то, вполне понятно, ведь они прожили в одном организме столько времени и достаточно изучили вкусы и привычки друг друга. У них накопился богатый опыт взаимодействия за предшествующую, не разделенную жизнь. К тому же между полушариями имеются более тонкие связи, похожие на разделенную любовь. Полушария связывает нечто большее, чем простое использование друг друга. Они испытывают привязанность к своему сотоварищу и стремятся прийти на помощь, когда тому тяжело, даже если и не слышат его просьбу об этом. Удивляет настойчивость, с которой два разных человека, оказавшись «по разные стороны головы», ищут взаимодействия.

Хирурги, лишившие полушария связи, предполагали все что угодно, но только не то, что полушария будут искать контактов друг с другом через внешние каналы. Так, левое полушарие может писать правому записочки и ждать от того ответ в виде рисунков. Или человек садится перед зеркалом, читая книгу или смотря телевизор, и поглядывает то в книгу или на экран, то на отражение в зеркале своего лица, наблюдая за мимикой противоположного полушария. Если полушарие нахмурилось, значит, сцена плохая, если улыбнулось, то хорошая. Полушария таким способом общаются, получая от общения взаимное удовлетворение. Проводили и такой опыт. Правому полушарию показывали зеленый или красный свет, а левое просили ответить, что видело правое. Левое на выбор называло «красный» или «зелёный». Если оно не угадывало, то замечало, как правое полушарие досадливо хмурилось, и тут же меняло свой ответ на противоположный.

Как ни странно, но к практике расщепления личности издавна прибегали религиозные аскеты. Само собой разумеется, что делали они это не путем хирургического вмешательства. Благодаря особой религиозной практике аскет внушал сам себе, что все то, что приходит в голову и не согласуется с устремлениями и понятиями монаха о праведной жизни, — от лукавого. Все эти мысли предстоит изжить и выкорчевать из своего сознания. По сути, левополушарное логическое мышление аскета вступало в непримиримую борьбу с его же правополушарным эмоциональным мышлением. Левое полушарие не скупилось на эпитеты и ярлыки, клеймя мысли, приходящие в правое полушарие, бесовским наваждением, кознями дьявола, посланиями демона. Далеко не всем аскетам посчастливилось сразу приструнить свои эмоции, а это давало повод для длительной и изнуряющей душу и тело борьбы, длиною в жизнь. В процессе этой борьбы дух аскета закалялся и приобретал силу. Часто у аскетов, подвергающих себя столь суровым испытаниям, открывались разнообразные сверхспособности — ясновидение, яснослышание. То есть мозг, испытывая трудности в работе в нормальном режиме, переходил на более тонкое взаимодействие между двумя формами мышления — сознательным и подсознательным. Любопытны в этом отношении слова Блаженного Августина о том, что в нем живут два человека: один — христианин, а другой — старый язычник. В бодрствующем состоянии от язычника ничего не остается, но ночью, в снах, он оживает.

Современная психиатрическая практика также прибегает к своеобразной психотехнике, имитирующей расщепление мозга. У пациента сознательно провоцируют активизацию сокровенных помыслов и желаний, при этом стараясь связать их с отрицательными эмоциями. После этого сам больной начинает бороться со своими негативными проявлениями, отождествляемыми в его сознании с мерзким и недостойным. Такой больной полностью переключается на внутреннюю работу психики, и ему уже не до осуществления своих бредовых идей, в правильности которых он сам начинает сомневаться. Между его правым и левым полушарием завязывается ожесточенная борьба — кто кого. Строго говоря, в случаях с аскетами или с больными, подвергающимися воздействию психиатрических методов, имеет место не расщепление сознания, а, напротив, взаимодействие двух форм мышления одного человека, но уже через их взаимное неприятие. Здесь само неприятие альтернативы является особой формой взаимодействия, установления негативной информационной зависимости между полушариями, а следовательно, и между различными способами мышления.

Любопытно, что «истинное» расщепленное сознание встречается у обычных людей. Об этом может, в частности, свидетельствовать такой феномен, как автоматическое письмо — способность связно выражать мысли на бумаге без малейшей концентрации на этом процессе. Некоторые религиозные деятели приобретали, вероятно, благодаря практике суровой аскезы способность писать богословские тексты без участия сознания. Таким был немецкий философ, бывший башмачник Якоб Беме (1575–1624). Существуют десятки задокументированных случаев, когда человек, подобно Цезарю, вел беседу, занимался каким-нибудь делом, а в то же самое время его рука писала деловые записки, письма, романы или даже стихи. Все написанное было вполне читабельно и не отличалось от прочих текстов того или иного человека, которые он писал сознательно. Исследователь А. Бинэ в книге «Изменение личности» приводит пример такого человека. Женщина, разговаривая и распевая весёлые куплеты, пишет, не глядя на бумагу, какие-то тексты. Исписав страницу, она не имеет ни малейшего представления, что там написано. И затем, прочитывая, очень удивляется, а иногда и волнуется. Текст несет на себе отпечаток сокровенных мыслей, извлеченных из тайников души, которые в обычном состоянии она не решилась бы высказывать. «Следовательно, — заключает Бинэ, — здесь можно констатировать одновременное существование двух рядов мыслей, параллельных и независимых, двух центров деятельности, или, говоря иначе, двух личностей с различным нравственным содержанием, совмещенных в одном мозгу, причем каждая имеет свое дело, отличное от дела другой; одна личность как бы действует на сцене, а другая за кулисами».

В 1789 г. ученый Э. Гмелин наблюдал в Штутгарте необычный случай. Немка, которой шел двадцать первый год, иногда стала говорить по-французски без малейшего акцента, а по-немецки, напротив, с большим французским акцентом. Когда немка была «француженкой», она все помнила о своей немецкой «ипостаси». Когда же становилась немкой, то ни малейшего представления не имела о том, что делала и что говорила, будучи «француженкой».

Американские учёные Тигпен и Клекли наблюдали другой феномен. Одна американская домохозяйка, женщина вполне добронравная и добропорядочная, иногда превращалась в особу крайне невоздержанную, грубую и нахальную, помимо прочего любящую хорошенько покутить. Похожий случай описал в 1883 г. доктор Азам, профессор медицинского факультета в Бордо (Франция). В течение 24 лет он наблюдал женщину по имени Фелида, которая поочередно бывала то серьезной и печальной, то насмешливой и веселой ветреницей. Причем смена личности у нее происходила довольно часто в течение нескольких часов и сопровождалась кратковременным помутнением сознания. Две независимые личности Фелиды, сосуществуя в одном теле, даже не подозревали о существовании друг друга. Доктор Мезон описал феномен Альмы, дамы, жившей в конце XIX века. В 18 лет у этой девушки начались головные боли, которые врачи приписали переутомлению. Однажды, проснувшись, Альма предстала перед своими родными в образе бойкого жизнерадостного существа, больше всего на свете интересующегося науками и искусством, а не домашним хозяйством, как первая Альма. О своей предшественнице она знала и говорила о том, что той сейчас надо отдохнуть. Когда же она опять превращалась в Альму-домохозяйку, то та ничего не знала о своей добровольной помощнице, о ней ей рассказывали домашние. Со временем обе «ипостаси» девушки научились общаться с помощью писем, вторая писала первой, какое ей следует принять лекарство и когда, а первая благодарила вторую за заботу.

Известный русский врач П. И. Ковалевский описал такой случай. У женщины была разбита параличом половина тела. Женщина утверждала, что эта половина тела принадлежит не ей, а чужому человеку, совместно с ней проживающему в её организме. Как-то Ковалевский застал другого своего пациента рыдающим у себя в палате. «О чём вы плачете?» — с удивлением спросил врач. «Как же мне не плакать, когда я умер!» — ответил тот.

Да что больной, даже здоровый человек может иногда сказать такое: «У меня по этому поводу есть своё собственное мнение, проблема заключается в том, что я с ним не согласен…» И это будет истинная правда.

* * *

Гипнотизёры иногда прибегают к практике отключения одного из полушарий, чаще всего рассудочного, левого, путем переизбытка информации, лишённой всякого смысла. Гипнотизёр бормочет что-то нудным голосом, и в ответ на это левое полушарие, не в силах понять эту околесицу, засыпает. Зато активизируется правое, образное, и человек может рассказать о том, какие образы посещают его, если такую цель поставил перед собой гипнотизёр. Ещё лучше опыт проходит, когда человек движениями своего тела показывает образы или даже рисует картины происходящего в мозгу воображаемой кистью. Тогда эмоциональное правое полушарие может адекватно выражать себя, не прибегая к помощи словесного левого, а погружение его в сон, с одновременной активизацией правого полушария, будет более полным. Иногда удается в состоянии гипнотического сна понудить человека рисовать не вымышленной кистью, а реальной. Такие опыты проводил гипнотизер Райков. В этом случае человек, освободив свое творческое правое полушарие из-под постоянного гнета левого, оценочного и критического, способен создавать поистине шедевры, в которых ни за что не признает дело рук своих после пробуждения. Причем творит человек с открытыми глазами. Освобожденное полушарие раскрепощает руку. Особые успехи в этом деле отмечены у левшей, ведь они избавляются таким образом от гнетущих их предписаний и запретов, заложенных с самого детства.

Воздействие гипнотизёра отключает левое полушарие (закрашено тёмным), но активизирует центр речи, находящийся в нём.

У английского писателя Р. Стивенсона есть рассказ «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» о человеке, у которого поочередно проявляются две прямо противоположные стороны личности. У них разный характер, одна злая, другая добрая, и совершенно разная судьба. В этом смысле каждый из нас, а не только персонаж Стивенсона, представляет из себя две разные личности. У большинства эти личности счастливо находят взаимопонимание друг с другом, а у некоторых только и ждут своего «звездного часа», чтобы вырваться из-под гнета своей «половины». С раннего детства может активно развиваться лишь одна личность, подавляя потенцию другой. Когда же она «устанет», выработав ресурс, отпущенный ей Творцом, в свои права может вступить другая.

К примеру, так было у художника П. Гогена. Будучи преуспевающим банкиром, он до сорока лет не брал в руки кисть, не подозревая о том, что в его душе живет нераскрытая жила творца. После сорока он бросает дом, семью, карьеру преуспевающего человека и едет на острова в океане, где, заметно выделяясь среди местных аборигенов цветом кожи, становится не земледельцем, охотником или воином, а художником.

Существуют и обратные примеры «превращения». Один известный московский художник с начала перестройки переквалифицировался в бизнесмена. Теперь он руководитель крупнейшей торговой фирмы. Около пятнадцати лет он не брал в руки кисть и нисколько не жалеет об этом. Скорее всего его вторая натура ждала только благоприятного стечения обстоятельств, чтоб взять верх и осилить внутреннего художника.

Иногда можно услышать такие фразы: «рассудок возобладал над чувствами», «пойти на поводу у желаний», «желания возобладали над разумом». Эти заявления вовсе не столь пародоксальны, как может показаться. Они характеризуют разные типы мышления. Еще 65 лет назад физиолог И. Павлов писал о двух типах людей: художниках и мыслителях. «Художники захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления… Другие — мыслители, именно дробят её… делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить…» Многие психологи с того времени предложили дополнить количество психических типов до 3, 4, 6, 8, 16 и более.

Несмотря на то что организация мозга может быть очень различна у разных типов, несколько обобщая, основной тип можно определить с учетом того, какое из полушарий является ведущим. Человек с преобладанием логического склада ума видит мир реально, без искажений. Однако в его сознании образ мира несколько фрагментарен и незавершен. Эта незавершённость мира в сознании такого человека мешает ему приступить к активным действиям. Человеком с преобладающей творческой жилкой мир воспринимается субъективно. Он не склонен видеть в нем объективную реальность, мир для него значим, потому что чувственно окрашен и имеет лично к его персоне определенное отношение. Это человек действия, смысл присходящего ему давно ясен.

Таким образом, в целом можно принять характеристику Павлова за исходную. Но даже независимо от того, какой перед нами тип, мыслительный или художественный, в пределах нормы в работу несомненно задействованы одновременно оба полушария. Каждое из полушарий тормозит или стимулирует деятельность своего «партнера». Полушария уже построили «демократическое общество». Речь идет лишь о разных уровнях взаимодействия между ними. Это хорошо иллюстрируют высказывания великих. А. С. Пушкин: «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии». А. Энштейн: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса». Та или иная иформация может преобладать на разных этапах творческого процесса. Да и само творчество можно рассматривать как взаимодействие двух «Я», которые, как мы уже знаем, живут в нашей душе. Иными словами, мечтания человека или его размышления — это формы внутреннего диалога. Человек всегда ищет оппонента в самом себе. И в ходе этой внутренней полемики рождаются взлеты человеческой мысли. Традиционно представляют, что подсознание — это правое полушарие, а сознание — левое. Можно взглянуть на это шире, не с точки зрения полушарий, а с точки зрения двух индивидуальностей, соединившихся в один организм для совместного творчества.

Попытки понять, что же из себя представляет творческий процесс, предпринимались еще в глубокой древности, по крайней мере, в обозримый нами период человеческой истории. Высказывания на этот счет известных людей стали достоянием печатного слова. Вопреки распространенному мнению, подсознанием первый заинтересовался не Фрейд, а Сократ, который информировал своих друзей, что те или иные мысли ему внушает его личный демон, порой увещевая и упрашивая, а порой требуя, поступить так или иначе. Философ Э. Кант писал, что сфера неосознанных нами в должной степени представлений беспредельна, а «на великой карте нашей души освещены лишь некоторые пункты». Весь процесс творчества он связывал с подсознанием, отводя минимальную роль в этом процессе рассудку. Подсознание же он называл «акушеркой мыслей». Немецкий психолог В. Бунд сравнивал подсознание с неким мистическим существом, которое неустанно трудится внутри нас, а плоды трудов своих бросает к нашим ногам. Не отставали в придании творчеству черт мистического процесса и деятели искусства. Так, П. И. Чайковский сообщал Н. фон Мек: «…Я сочиняю всегда, каждую минуту дня и при любой обстановке… иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, присходит в этой области головы моей, которая отдана музыке…» Выдающийся математик А. Пуанкаре говорил о том, что только тот способен к математическому творчеству, кто умеет различать и отбирать из всего многообразия возможных вариантов тот единственный, который только и необходим. Чтобы перебрать все варианты решений, никакой жизни не хватит. «…Идеи теснились в моей голове, — пишет он, — я чувствовал, как они сталкивались, и вот две из них, соединившись, образовали устойчивую комбинацию. Эта полезная комбинация явилась к сознанию во всем блеске озарения, ожидая, что сознание, оценив ее по достоинству, не замедлит воскликнуть: „Эврика!“».

В начале XX века ученые, чтоб как-то объяснить феномен интуитивной догадки в процессе творческого мышления, привлекали для этого «теорию отдыха». Они часто цитировали Гельмгольца, который рассказывал, что «хорошие» идеи приходят к нему не за письменным столом и не в минуты напряженного поиска, не тогда, когда он устал, а во время неспешной прогулки на свежем воздухе. Ну, конечно, говорили ученые, мозг устал от работы, а стоит ему отдохнуть, и он придумает что-то хорошее. Однако творческий опыт многих выдающихся людей свидетельствует как раз об обратном. Высочайшего взлета их гений достигал, когда человек полностью и без остатка был предан творчеству и работал, не замечая времени и не жалея сил. Говорят, счастливые часов не наблюдают. Все это с успехом может относиться и к двум половинкам одного большого «Я», слившимся в творческом экстазе в одно нераздельное существо. Да, в такие минуты человек бывает по-настоящему счастлив. Ни время, ни окружающие люди для такого человека не имеют ровно никакого значения. Он счастлив лишь внутренним увлечением двух его «Я», их порывом и устремлением друг к другу. Такой человек обуреваем жаждой творчества. Вспомните хотя бы пушкинскую болдинскую осень или Менделеева, самозабвенно работающего над созданием своей таблицы. Хорошо известно, что Менделеев в своей работе неоднократно искал помощи у подсознания. После открытия своего закона он составил таблицу, но элементы расположил неудачно, не в порядке возрастания атомного веса, а в порядке его убывания. Утомленный дневными трудами, он лег спать и увидел во сне свою таблицу, в которой все элементы расставлены как нужно. «Сикстинская мадонна» явилась молодому Рафаэлю во сне, после бесплодных и изнурительных попыток нарисовать Божью Матерь. А ведь Рафаэль был превосходным рисовальщиком! Тоже во сне немецкому химику Ф. А. Кекуле приснилась структурная формула кольца бензола в виде сцепившихся лапами и хвостами обезьян, а позже, в виде огненного дракона, пожирающего свой собственный хвост. Академику А. Б. Мигдалу его сны «выдали» другую идею. До этого он безуспешно решал задачу о вылете электронов из атома при ядерных столкновениях. Во сне он увидел цирковую наездницу, которая скачет по арене с букетом цветов. Внезапно конь под ней останавливается, и цветы летят в публику. Мигдалу осталось только перевести эту идею на язык квантовой механики. Хорошо известны и пушкинские строки, как нельзя лучше иллюстрирующие процесс творчества:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Еще секунда, и стихи свободно потекут…

Французский ученый Ж. Адамар разослал многим ученым анкету, в которой просил сообщить, как они мыслят. Сам Адамар начинал мыслить цветными пятнами неопределенной формы, это позволяло ему охватить единым взглядом все элементы рассуждения, ничего не упустив. Он вспоминал при этом утверждение скульптора Родена, что необходимо держать в голове всю идею замысла, тогда можно работать над деталями, полностью сосредоточившись на них. Любопытно и наблюдение многих ораторов, анализирующих процесс творчества. Они утверждают, что не готовят свои речи, нужные слова приходят к ним во время выступления.

Все эти свидетельства выдающихся людей о природе творчества недвусмысленно показывают, что нельзя сесть к столу с твердым желанием создать что-то стоящее. Идея рождается свыше, и надо быть готовым, чтобы разглядеть ее и воспользоваться ею. По крайней мере, что вполне объяснимо, творческий процесс возможен только тогда, когда взаимодействует наше сознание с нашим подсознанием. «Однокамерный» разум вряд ли способен увидеть нечто хорошее из всего обилия возможных вариантов. Мистики Востока рассматривали человеческое «Я» как состоящее из двух частей — инь и ян. Взаимодействие этих двух частей, заключенных в одном организме, и дарует человеку счастье в творчестве, в быту и в жизни.

Современное общество называют левополушарным. И действительно, нам с детства вдалбливают, что надо делать, а что не надо делать ни при каких обстоятельствах — «что такое хорошо, а что такое плохо». Все эти инструкции и руководства к действию складируются в левом, логическом полушарии, и оно, повзрослев, берёт на себя функцию внутреннего цензора и оценщика. К любому движению души оно прикладывает шаблон, выработанный многими поколениями наших предков. Нельзя сказать, что это плохо, но как это мешает творчеству! Левое буквально не дает правому и слова вставить, может быть, поэтому оно такое бессловесное. Ведь по способности к овладению речью правое ничуть не хуже своего левого собрата. Об этом свидетельствует нормальная речь детей, в детстве лишившихся левого полушария из-за болезни, или речь левшей, у которых центр речи находится в правом полушарии. Наш мозг — это комплексная двуединая система, и никакого «перекоса» он не терпит. Та же речь формируется при активном участии правого полушария. Левое лишь обрабатывает ее, шлифует и «переводит» на общепринятый язык. Одному левому полушарию с такой работой справиться гораздо сложнее. Диалог между полушариями происходит всегда, даже тогда, когда кажется, что две личности, «сидящие» в человеке, отказываются понимать друг друга.

На какие только ухищрения не идут левши с тем, чтобы как-то адаптировать себя к левополушарному обществу. К примеру, мальчик восьми лет, левша, писавший все слова слитно и задом наперед, после того как его окончательно замучили преподаватели и родители, взялся за свое правое полушарие и проработал все лингвистические и этимологические словари и к «священному» ужасу мамы стал ребенком с абсолютной грамотностью. Девушка 18 лет мечтала поступить на филологический факультет МГУ. Но при этом она писала левой рукой каллиграфически с пятью ошибками в слове, а правой рукой неразборчиво и зеркально, но абсолютно грамотно. Найден был блестящий выход. Девушка вместе с преподавателем побуквенно написала десять сочинений левой рукой, наиболее вероятных на экзамене, и чисто зрительно с помощью правого полушария запомнила, как в них расположены буквы. В результате, пользуясь таким способом, она не только поступила в МГУ, но через пять лет защитила диплом. У шестилетнего левши совершенно отсутствовали понятия о счете и математике, зато он с упоением решал сложнейшие математические уравнения, утверждая, что они необычайно красивы и что он, занимаясь ими, получает огромное удовольствие. И таких примеров среди левшей множество. Если общество не идет им навстречу, они сами идут в общество, но делают это по-своему.

Человеческий эмбрион на самой ранней стадии очень похож на два микроскопических тела двух людей, слившихся в страстном объятии. У этих мини-человечков в зачатке есть голова, туловище, существуют ткани, из которых впоследствии превратятся по одной руке и одной ноге на каждого. Эти миниатюрные создания не мыслят себя друг без друга, ведь являются они зеркальными половинками, которые разовьются в одного человека. А он и не задумывался над тем, почему у него две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноздри, две почки, два легких и два мозга. А ведь эта двоичность есть лишь следствие присутствия в его теле двух душ! И только благодаря этому его тело сформировалось из оплодотворенной яйцеклетки и он может жить…

И ещё один вывод. Очень многие животные имеют симметрично устроенное тело и парный мозг. Может возникнуть закономерный вопрос: зачем им такое дублирование функций, ведь природа, по Дарвину, не создает излишеств? К примеру, зачем два полушария переднего мозга рыбам? Можно же было обойтись и одним, пусть бы оно управляло двумя глазами и парными плавниками, при примитивном рыбьем образе жизни оно бы справилось! Ответ может быть только один: животные унаследовали двойную систему устройства своего тела и мозга от предкового антропоморфного существа. Только у такого существа две развивающиеся личности могли взаимодействовать в одном организме по принципу взаимодополнительности. Точно так же, как и у нынешних людей вместе с взрослением нарастает специализация полушарий, разделение труда между ними, а одновременно с этим и взаимодействие между двумя индивидами, проживающими в одном теле. Понятно, что животных, потерявших человеческий облик, сотворчество двух индивидов не очень-то интересует, цель их жизни состоит в другом: секс, оставление потомства, оборона, пища. Тут уж не до объединения двух «Я» в экстазе творчества. Оттого две половинки их существа и не развиваются вовсе, оставаясь на всю жизнь в зародышевом состоянии, лишенными индивидуальности и полностью одинаковыми. Об этом красноречиво свидетельствуют их одинаково «правые» (лишенные речи) полушария. Хорошо хоть их полушария не ссорятся друг с другом в одном теле.